МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Этапы развития ЕС УВД — Аэронавигации России

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ АЭРОНАВИГАЦИИ РОССИИ

О главном в истории Аэронавигации России, см. здесь >>

О дате чествования Дня Аэронавигации России, см. здесь >>

ПЕРВЫЙ ЭТАП (до 1978 г.)

16 февраля 1973 года принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49
«О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации»

Принято считать, что именно с этого момента начался новый качественный этап в становлении и развитии системы Управления Воздушным Движением (УВД), на котором Министерство обороны и Министерство гражданской авиации совместно с другими заинтересованными ведомствами от общих разговоров перешли к действиям, связанным с непосредственным её созданием.

Вместе с тем, следует отметить, что это было не первое Правительственное Постановление, направленное на решение указанной задачи. Так, например, в 1952 году, вышло Постановление № 018484 «О создании и развитии УВД в стране», реализация которого была закончена разработкой ряда предложений, направленных в интересах повышения безопасности полетов на улучшение процессов управления ВС как по линии гражданской, так и военной авиации, а также на более четкое разделение областей ответственности этих ведомств при использовании воздушного пространства страны.

Кроме этого, в 1960 г. вышло Постановление Правительства № 901-377 «О создании единой государственной системы автоматизированного управления воздушным движением», которое предусматривало проведение комплекса соответствующих организационно-технических мероприятий. По ряду причин это Постановление было реализовано частично только в области разработки технических средств, предназначенных для решения задач УВД.

Таким образом, до начала 1973 г. основные пользователи воздушного пространства СССР (МГА и ВВС) совершенствовали процессы УВД на основе внутриведомственных (локальных) мер, повышающих уровень безопасности полетов, включающих также и использование новых технических средств.

До середины 60-х годов эти мероприятия позволяли обеспечивать достаточно приемлемый уровень безопасности полетов в стране.
Однако, быстрое развитие гражданской авиации и представляемых ею услуг в начале 70-х годов привели к существенному увеличению показателей, характеризующих ее производственную деятельность. Так, например, если в 1960 году на долю воздушного транспорта приходилось 8,5 % всех пассажирских перевозок дальнего следования, то к началу 70-х годов эта доля уже составляла 28,8 %, кроме того, перевозка грузов увеличилась в 2,2 раза, а авиахимработы — в 3,3 раза.

Увеличение объема работ, проводимых гражданской авиацией, значительно повысило интенсивность полетов ее ВС, парк которых к тому времени в основном уже состоял из реактивных и турбовинтовых самолетов Ту-104, Ан-10, Ил-62, Ту-134, Ту-154 и Як-40, а также вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ка-15 и Ка-26.

Одновременно с этим значительно видоизменился состав ВС военной авиации и увеличилась интенсивность ее полетов, поскольку в то время внешняя политика нашего государства базировалась на принципах демонстрации военной силы страны перед вероятным противником.

История. Украина, Киев. Авиадиспетчеры.Увеличение интенсивности полетов военной и гражданской авиации, привело к тому, что одновременно в воздушном пространстве страны находилось до нескольких десятков тысяч ВС, а в наиболее загруженных зонах (Московская, Ростовская и Киевская) в период весенне-летней навигации за сутки совершалось до 20 тысяч полетов (включая полеты на ПАНХ). Положение усугублялось и тем, что органы УВД гражданской и военной авиации соответственно управлявшие полетами по трассам и МВЛ (РДП МГА), а также вне этого воздушного пространства (КП ВВС), были территориально разобщены, использовали различные источники информации о воздушной обстановке и, как правило, не имели надежной оперативной связи между собой, обеспечивающей эффективное взаимодействие.

Все это создавало значительные трудности при решении задач УВД и обеспечении безопасности полетов и приводило к тяжелым летным происшествиям с гибелью людей (столкновение Ил-14 и Ан-12 над г. Юхнов -1969 г., катастрофа Ил-62 в а/п Шереметьево – 1972 г.).
Указанные обстоятельства потребовали принятия радикальных мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов, частью которых явилось решение о создании ЕС УВД страны.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР  от 16 февраля 1973 года № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации» явилось базисной основой для принятия в дальнейшем ряда других правительственных решений, конкретизирующих и развивающих его отдельные положения.

С позиции развития и совершенствования системы УВД страны наиболее важными представляются третий и четвертый пункты данного Постановления.

Так, третьим пунктом Постановления предписывалось принять предложения Министерства обороны и Министерства гражданской авиации о создании в 1973-1980 гг. Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) гражданской и военной авиации, отвечающей требованиям мирного и военного времени, для чего этим министерствам предлагалось:

— в месячный срок образовать межведомственную (МО и МГА) комиссию под председательством представителя МО (ВВС) для решения организационных вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием ЕС УВД;

— сформировать в 1973 г. на Европейской части территории страны с наиболее интенсивным движением на базе существующих пунктов управления гражданской и военной авиации, совмещенные зональные и районные центры ЕС УВД, а также Главный центр ЕС УВД страны в г. Москве, сохранив существующий порядок ответственности министерств и ведомств за обеспечение полетов самолетов в воздушном пространстве.

Содержание четвертого пункта Постановления касалось вопросов, связанных с глубокой научной проработкой проблем развития и  совершенствования системы, а также решения задач планирования ИВП и УВД в интересах всех пользователей воздушного пространства страны.

Постановлением определялось, что в целях проведения работ по повышению безопасности и регулярности полетов следует принять предложение МГА, МО, МРП и МАП, согласованное с Госпланом СССР и Госкомитетом Совмина СССР по науке и технике, о создании в системе МГА Научно-экспериментального центра автоматизации УВД (НЭЦ АУВД), возложив на него комплексное решение задач по разработке принципов, средств и методов организации единой унифицированной системы АУВД гражданской и военной авиации, имея также в виду использование этого Центра в дальнейшем в интересах стран-членов СЭВ.

Для размещения указанного Центра МГА было разрешено построить в г. Москве лабораторный комплекс общей площадью 12 тыс. кв. м.

Поскольку НЭЦ АУВД являлся научно-исследовательской организацией, как Министерства гражданской авиации, так и Министерства обороны, то Постановлением было предусмотрено долевое участие в финансировании работ по его созданию и вводу в эксплуатацию.

МГА совместно с МО было предписано по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами утвердить Положение о работе НЭЦ АУВД и обеспечить его ввод в эксплуатацию в 1977 г.

Во исполнение Постановления № 130-49 совместным приказом МО и МГА № 0140 от 30.06.73 г. была создана внештатная Межведомственная комиссия Единой системы УВД (МВК ЕС УВД), а также ее рабочий аппарат — Управление Межведомственной комиссии (УМВК ЕС УВД) — для решения организационных вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием ЕС УВД.

В состав МВК ЕС УВД были включены не только представители МО и МГА, но также и представители других министерств и ведомств, имеющих отношение к авиации, а также к планированию ИВП и УВД.

Все подразделения УМВК ЕС УВД в то время имели в своём составе, как военных, так и гражданских специалистов, назначенных от ВВС и МГА. Такое организационное построение на начальном этапе создания Единой системы УВД имело большое положительное значение, т.к. способствовало согласованному и оперативному решению организационных задач со стороны военных и гражданских представителей на всех этапах работы, связанных с созданием ЕС УВД СССР.

На основе разработанных предложений Межведомственной комиссии, согласованным решением МО и МГА в 1974 г. на Европейской части территории страны с наибольшей интенсивностью воздушного движения и с наиболее сложной воздушной обстановкой, обусловленной высокой плотностью аэродромов различных ведомств, развитой сетью воздушных трасс и МВЛ, а также наличием крупных промышленных районов, на базе существующих пунктов управления полетами гражданской и военной авиации была практически реализована трехуровневая иерархическая структура Единой системы УВД в следующем составе:

  • Главный центр ЕС УВД в г. Москве;
  • Зональные центры ЕС УВД — шесть (в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Ростове-на-Дону, Куйбышеве);
  • Районные центры ЕС УВД — двадцать два (в Ленинграде,
    |Мурманске, Архангельске, Минске, Риге, Борисполе, Львове, Харькове, Одессе, Симферополе, Ростове, Краснодаре, Адлере, Минеральных Водах, Волгограде, Астрахани, Куйбышеве, Пензе, Казани, Внуково, Воронеже, Великих Луках).

Таким образом, в результате проведения первого этапа были сформированы 1 ГЦ, 6 ЗЦ и 22 РЦ ЕС УВД, для чего было выделено 2297 человек, в т.ч. 2053 военнослужащих и 244 специалиста ГА.

Существенную помощь в реализации этого решения оказали Материалы НИР «Разработка и обоснование предложений по организационно-технической структуре районных и зональных центров ЕС УВД», которая выполнялась в период 1972-73 гг. силами специалистов в/ч 48230 (Задорожный А.И. — научный руководитель,| Савельев О.П. — ответственный исполнитель), ГосНИИ ГА (Хариков А.А., Маркович Е.Д., Попов Г.Д., Бухарин В.В.), ВВА им. Ю.А. Гагарина (Палагута В.М.) и в/ч 62632 (Семенов В.Д., Дмитриев Л.П., Ващенко Н.С.).

Стажировка на Рабочем месте. Ухта. В.Г. ЗахаровМВ этой работе были рассмотрены следующие вопросы:

  • Проведен анализ результатов работы опытных районных
    центров УВД за период с мая 1972 г. по октябрь 1973 г.;
  • Разработан «Проект положения о центрах ЕС УВД»;
  • С учетом опыта работы экспериментальных центров уточнены принципы организации и функционирования центров ЕС УВД, а также разработаны предложения по их организационно-технической структуре;
  • На основе анализа и обобщения технологии управления полетами вне трасс и МВЛ, используемой на КП УП), разработана технология УВД в этом воздушном пространстве
    для военных секторов районных центров с учетом их «локтевого» взаимодействия с гражданскими секторами, осуществляющими УВД по трассам и МВЛ.

Представляет интерес рассмотрение результатов работы опытных центров за полуторагодовой период их функционирования.

Пять опытных районных центров были созданы на основе РДП, принадлежащих Украинскому (Киев, Харьков) и Северо-Кавказскому (Ростов, Волгоград, Краснодар) территориальным управлениям гражданской авиации (Киевский и Северокавказский военные округа соответственно).

Общая площадь их районов ответственности за УВД составляла 14 % Европейской территории СССР.

В воздушном пространстве опытных центров ежесуточно выполнялось более 11 тысяч полетов ВС военной и гражданской авиации, а всего за период их работы было обслужено около
2 000 000 полетов.

Создание совмещенных центров и централизация в них функций УВД позволили получить в этих условиях воздушного движения следующие значения показателей, характеризующих увеличение эффективности их функционирования:

  • плотность полетов, определяемая одновременным нахождением некоторого количества ВС на площади 1000 кв.км. (33 х 33 км), увеличилась в 1,6 раза (с 0,3 до 0.5%);
  • количество опасных сближений уменьшилось в 2 раза (с 6 до 3);
  • количество нарушений режима полетов уменьшилось в 2,5 раза (с 250 до 100);
  • коэффициент координации полетов, характеризуемый отношением количества обеспеченных полетов без изменения их условий к общему планируемому числу полетов увеличился в 1,3 раза (с 0,8 до 0,994);
  • время действия ограничений на полеты сократилось на 48% (с 8500 час. до 4500 час.);
  • количество полетов ВС по спрямленным маршрутам составило 9 % от общего количества полетов ВС ГА по трассам и МВЛ, что уменьшило протяженность маршрутов на 145 000 км и дало экономию в сумме 10 млн. руб. (в ценах 1973 г.).

Приведенные показатели подтверждали правильность выбранных направлений совершенствования системы УВД страны и готовность их практической реализации, что позволило уверенно проводить мероприятия, направленные на ее создание и дальнейшее совершенствование.

Общая площадь ответственности за УВД зон и районов, создаваемых на первом этапе, составила примерно 20 % от всей территории СССР. За центрами был сохранен действующий, т.е. ведомственный порядок ответственности за организацию и обеспечение полетов ВС в воздушном пространстве страны: установление режимов и ограничений на ИВП, а также планирование и управление полетами во внетрассовом воздушном пространстве осуществляли их военные секторы, а планирование и управление воздушным движением по трассам и МВЛ — гражданские секторы. В формировании, размещении и обеспечении необходимыми техническими, а также материальными средствами первого этапа Единой системы УВД непосредственно принимали участие штабы 9 авиационных объединений (ЛенВО, ПрибВО, МВО, КВО, ВО, ОДВО, авиация ЧФ, СКВО, ПриВО) и 11 территориальных
управлений гражданской авиации (Лен.УГА, Эст.УГА, Лат.УГА, Лит.УГА, Белор.УГА, УУГА, СКУГА, Прив.УГА, Архан.УГА, Коми УГА).

Сахалинский центр ОВД. История.Формирование и подготовка к работе оперативных органов в полном  объеме происходила в течение двух периодов. На первом шло  укомплектование военных и гражданских секторов центров ЕС УВД и их обустройство. На втором осуществлялась учеба и тренировка личного состава. Это касалось в основном специалистов военных секторов центров и было связано с отработкой технологических приемов по планированию использования воздушного пространства на основании подаваемых заявок, по организации непосредственного УВД, по взаимодействию военных гражданских секторов и т.д.

В интересах качественной подготовки диспетчерского состава военных диспетчеров ЕС УВД была разработана программа обучения по курсу «Основы управления воздушным движением над территорией страны», которая обеспечивала офицерам УВД получение необходимых теоретических знаний и практических навыков при выполнении своих функциональных обязанностей по организации планирования ИВП и непосредственному УВД.

Этот курс рассчитывался на 180 часов и состоял из трех следующих разделов: основы тактики и боевого применения видов и родов военной авиации, а также народнохозяйственного использования транспортной авиации; основы управления воздушным движением в ЕС УВД; практическая подготовка и стажировка офицеров УВД.

Переподготовка проводилась на базе соответствующих штабов объединений ВВС и УТО ГА, а также непосредственно в центрах (без выхода в эфир). Тренировки проводились в течение нескольких месяцев, и после проверки готовности центров к работе они приступали к выполнению своих функций. До этого момента решение задач планирования ИВП и УВД продолжали осуществлять КП ВВС и КП авиационных объединений. После начала функционирования центров ЕС УВД эти органы смогли сосредоточить свои основные усилия на решении задач, связанных с боевой подготовкой авиационных соединений и частей в интересах поддержания их высокой боевой готовности.

Углянский В.Д.

Следует отметить, что успешное завершение формирования центров ЕС УВД в значительной степени определялось  целеустремленной и активной работой первого начальника УМВК ЕС УВД генерал-лейтенанта авиации Углянского В.Д. и его заместителя Спарышкина В.И. (представитель МГА), а также ряда ведущих сотрудников Управления – Заболоцкого В.Ф., Дохикяна А.А., Ефимова А.Н. и др., которые имели опыт работы в области УВД и на протяжении нескольких лет участвовали в работе по подготовке предложений по созданию, развитию и совершенствованию системы.

Осенью 1974 г. формирование центров ЕС УВД первого этапа в части военной составляющей (военных секторов районных, зональных и Главного центров), в основном, было завершено. В отношении гражданской составляющей эта работа была полностью закончена только при формировании районных центров, т.к. они создавались на базе уже существовавших РДП, в которых гражданская структура получила статус гражданских секторов, работающих по установленной технологии в условиях «локтевого» взаимодействия с военными органами УВД. Следует отметить, что при организации военных секторов РЦ возникли значительные трудности в их размещении на площадях, ранее принадлежавших РДП, т.к. кроме оперативных потребовались также штабные, технические и казарменные помещения.

Процесс образования гражданских секторов зональных центров также проходил с определенными трудностями. Главными причинами этого являлись следующие факторы.

Обеспечение полетов по трассам и МВЛ гражданскими секторами РЦ в основном осуществлялось по старой технологии, используемой в РДП, когда в необходимых случаях соответствующие обращения со стороны ГА поступали непосредственно на КП ВА. При создании РЦ такие обращения стали поступать из гражданского сектора в военный, который либо разрешал их самостоятельно, либо согласовывал их с военным сектором зонального центра. Это обеспечивало более оперативное согласование вопросов по планированию ИВП и УВД. Однако в гражданской авиации до 1973 г. не было специалистов, которые могли бы без соответствующей подготовки эффективно работать в зональных центрах.

Кроме того, поскольку гражданские секторы ЗЦ ЕС УВД должны были размещаться на площадях штабов авиационных объединений, то возникли большие трудности в их обустройстве, аналогичные трудностям, которые были при размещении военных секторов РЦ на площадях РДП.

Следует отметить, что, несмотря на все эти сложности к концу первого квартала 1975 г. все 6 ЗЦ приступили к планированию ИВП и решению задач УВД.

Молдавия. Служба УВД. История.Функции гражданского сектора Главного центра ЕС УВД до конца 1975 г. выполняло ЦПДУ ГА, т.к. руководство МГА считало, что при существующей в то время интенсивности воздушного движения указанное подразделение полностью обеспечивало решение необходимых задач. Однако, это было не совсем так, что практически подтвердилось после ввода в строй гражданского сектора ГЦ, когда в результате обеспечения его эффективного, взаимодействия с военным сектором, значительно улучшилось планирование ИВП и снизились экономические потери со стороны гражданской авиации.

Одновременно с формированием центров ЕС УВД первого этапа в соответствии с Постановлением № 130-49 было начато формирование научно-экспериментального центра автоматизации управления воздушным движением НЭЦ АУВД. Порядок формирования Центра был определен совместным приказом МО и МГА № 10/14 от 14.01.74 г. В создании Центра как научно-исследовательской организации сыграли большую роль ведущие военные и гражданские специалисты, имеющие значительный опыт работы в этой области: Анодина Т.Г., Кузнецов М.И., Хариков А.А., Савицкий В.И., Маркович Е.Д., Трикоз В.К., Задорожный А.И., Савельев И.П., Чернышев И.Я., Тюрин О.А. и другие. В последующем все они заняли руководящие должности в Центре, что позволило одновременно с формированием подразделений НЭЦ АУВД сразу же приступить как к выполнению фундаментальных научных исследований, так и к решению большого количества различного рода оперативных заданий.

К концу 1978 г., когда началось формирование второго этапа ЕС УВД, система подошла со следующими показателями, характеризующими эффективность её функционирования по сравнению с 1973 г.

Количество опасных сближений на трассах снизилось примерно в 3 раза (3-4 случая).

Количество нарушений порядка ИВП снизилось в 2 раза (примерно 250 случаев).

Среднесуточное время вводимых ограничений снизилось в 3,5 раза (примерно 150 час.).

Среднегодовая экономия топлива составила 100 000 тонн.

Эти результаты еще раз подтвердили правильность выбранного пути модернизации системы УВД страны.

Второй этап

В связи с успешным функционированием ЕС УВД первого этапа в 1978 г. было принято Постановление правительства №199-67 от 15.03.78 г. «О дальнейшем развитии Единой системы УВД гражданской и военной авиации».

В Постановлении отмечалось, что оно принимается в целях дальнейшего развития Единой системы УВД гражданской и военной авиации и реализует решения, предусмотренные Постановлением № 130-49.

В первом пункте этого Постановления предписывалось принять предложение Министра обороны и Министра гражданской авиации, согласованное с Госпланом и одобренное Комиссией президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, о формировании в 1978-81 гг. на базе действующих пунктов управления полетами гражданской и военной авиации зональных и районных центров Единой системы УВД (второй этап создания ЕС УВД страны).

Второй этап предлагалось реализовать в четыре очереди.

ДМД. Диспетчер УВД. ИсторияВ первую очередь в 1978 г. необходимо было сформировать совмещенные зональные и районные центры на Урале и в Закавказье. Выполняя это требование, МО (ВВС) и МГА совместно подготовили директиву № 123/17/0220 от 25.07.78 г., в которой были определены пункты дислокации, а также порядок, очередность и сроки формирования центров ЕС УВД в указанных районах.

Согласно директиве МО (ВВС) и МГА в 1978 г. были сформированы следующие центры.

На Урале зональный центр в г. Свердловске и пять районных центров ЕС УВД (Свердловский, Кировский, Пермский, Челябинский, Кустанайский).

В Закавказье: зональный центр в г. Тбилиси и четыре районных центра ЕС УВД  (Тбилисский, Сухумский, Ереванский и Бакинский).

Кроме того, было сформировано шесть районных центров ЕС УВД, которые вошли в состав ранее созданных зональных центров:

— Вологодский – в Ленинградском ЗЦ ЕС УВД;

— Гурьевский и Шевченковский ВРЦ – в Ростовском ЗЦ ЕС УВД;

— Уфимский, Оренбургский, Уральский и Актюбинский – в Куйбышевском ЗЦ ЕС УВД.

Таким образом, в результате реализации первой второго этапа создания ЕС УВД было сформировано 2 ЗЦ ЕС УВД и 16 РЦ ЕС УВД, для чего было выделено 1400 человек, в т.ч. 1250 военнослужащих и 141 специалист ГА.

1965г. а/п Курумоч. Твердохлеб И.С. Руководитель полетов.Общая площадь ответственности ЕС УВД за планирование ИВП и УВД составила примерно 27 % всей территории СССР.

С целью подготовки работ по формированию центров ЕС УВД второй очереди,  НЭЦ АУВД провел научно-исследовательскую работу «Восток», в которой обосновал рациональное деление воздушного пространства южной части Сибири и Дальнего Востока на районы и зоны УВД.

Исходя из накопленного опыта работы центров ЕС УВД на Европейской части территории страны был проведен анализ условий, оказывающих влияние на деятельность центров и определяющих эффективность их функционирования. При этом прежде всего учитывались сложность УВД во внеаэродромном воздушном пространстве, направление основных самолетопотоков, сжившиеся схемы взаимодействия существующих органов УВД ГА между собой и пунктами управления ВВС и ПВО, а также имеющиеся средства радиотехнического обеспечения.

Было предложено по результатам работы сформировать 3 ЗЦ ЕС УВД и 22 РЦ ЕС УВД, из которых 10 РЦ должны состоять из одного гражданского сектора. Совместной директивой МО (ВВС) и МГА № 123/17/0115 от 15.05.79 г. в регионе Сибири и Дальнего Востока были сформированы:

— зональный центр в г. Новосибирске и семь районных центров ЕС УВД (Новосибирский, Барнаульский, Красноярский, Омский, Тюменский, Сургутский, Енисейский);

— зональный центр в г. Чита и четыре районных центра ЕС УВД (Читинский, Иркутсткий, Братский, Чульманский);

— зональный центр в г. Хабаровске и четыре районных центра ЕС УВД (Хабаровский, Благовещенский, Магдагачинский, Владивостокский).

В результате реализации второй очереди второго этапа создания ЕС УВД всего было сформировано 3 ЗЦ ЕС УВД и 15 РЦ ЕС УВД, для чего было выделено 784 человека, в т.ч. 740 военнослужащих и 44 специалиста ГА.

Общая площадь ответственности ЕС УВД за планирование ИВП и УВД составила примерно 56 % по всей территории СССР.

С целью подготовки работ по формированию центров ЕС УВД третьей очереди НЭЦ  АУВД была выполнена научно-исследовательская работа «Азия». В работе было предложено организовать два зональных и 15 районных центров, из которых шесть должны были быть односекторного (гражданского) состава, т.к. в их районах ответственности военная авиация совершала эпизодические полеты.

История. ТаджикаэронавигацияСовместной директивой МО (ВВС) и МГА № 127/17/0182 от 09.06.80 г. в Средней Азии и Казахстане были сформированы:

— зональный центр в г. Ташкенте и шесть районных центров ЕС УВД (Ташкентский, Душанбинский, Самаркандский, Ашхабадский, Кзыл-Ординский, Красноводский);

— зональный центр в г. Алма-Ата и пять районных центров ЕС УВД (Алма-Атинский, Фрунзенский, Семипалатинский, Целиноградский, Джезказганский).

Кроме того, были также сформированы двухсекторные ВРЦ:

— в Ташкентском РЦ — Нукусский и Кокандский ВРЦ;

— в Ашхабадском РЦ- Чарджоузский ВРЦ;

— в Семипалатинском РЦ — Павлодарский ВРЦ.

В результате реализации третей очереди второго этапа создания ЕС УВД всего было сформировано 2 ЗЦ ЕС УВД и 15 РЦ ЕС УВД (в т.ч. 4 ВРЦ), для чего было выделено 532 человека, в т.ч. 440 военнослужащих и 92 специалиста ГА.

Общая площадь ответственности ЕС УВД за планирование ИВП и УВД составила примерно 76 % по всей территории СССР.

Четвертая очередь второго этапа создания ЕС УВД предусматривала формирование центров ЕС УВД в 1981 г. в регионах Севера и Северо-востока.

1981г. Ленинград. Сборы нач. РЦ ЕС УВД

1981 г. Ленинград. Сборы нач. РЦ ЕС УВД (ГС и и ВС)

НЭЦ АУВД в НИР «Север» разработал предложения по организации центров ЕС УВД в этих регионах.

В предложениях НЭЦ АУВД по завершающему этапу развития центров ЕС УВД страны на Севере и Северо-востоке страны предусматривалось создание 29 РЦ ЕС УВД, из которых 17 предполагалось организовать односекторных (гражданских) с включением в их в состав уже действующих зональных центров (Свердловский, Новосибирский, Читинский, Хабаровский).

Кроме того, в работе содержалось предложение о формировании вспомогательных зональных центров в составе одного гражданского сектора для координации действий по ИВП и УВД в воздушном пространстве некоторых территориальных управлений ГА.

Для чего было выделено 490 военнослужащих и 720 специалистов ГА.

Совместной директивой МО (ВВС) и МГА № 123/17/0384 от 08.10.81 г. было предусмотрено формирование на Севере и Северо-востоке страны:

— 6 вспомогательных зональных центров ЕС УВД (в г. Сыктывкаре, Тюмени, Якутске, Магадане, Красноярске, Иркутске);

— 13 двухсекторных РЦ ЕС УВД (Тикси, Воркута, Норильск, Анадырь, Сыктывкар, Мирный, Якутск, Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Печера, Мыс Шмидта);

— 16 односекторных РЦ ЕС УВД (Диксон, Хатанга, Черский, Чокурдах, Певек, Оха, Охотск, Амдерма, Мыс Каменный, Батагой, Жиганск, Зырянка, Тиличики, Сеймчан, Марково, Чайбуха).

После окончания формирования центров ЕС УВД на Севере и Северо-востоке страны завершилась многолетняя работа МО (ВВС) и МГА по созданию ЕС УВД страны.

С января 1983 г. Единая система УВД работала уже на всей территории СССР.

В последующие годы функционирования ЕС УВД в связи различными изменениями в условиях ИВП страны приведенный состав оперативных органов системы несколько раз видоизменялся.

ВРЦ. Североуральск

Так, например, происходило укрупнение районов УВД за счет слияния РЦ,  отдельные ВРЦ ликвидировались, формировались дополнительные совместные вспомогательные зональные центры и т.п.

Здесь следует отметить, что к этому периоду времени аппарат МВК ЕС УВД в силу различных объективных и субъективных причин разделился, и его военная часть осталась в УМВК, а гражданская преобразовалась в Управление гражданской авиации по ЕС УВД (УГА ЕС УВД), которое в дальнейшем было трансформировано в Центральное управление воздушным движением гражданской авиации (ЦУВД ГА).

К концу 1984 г., когда ЕС УВД в полном составе проработала около года, были получены следующие показатели, характеризующие эффективность ее функционирования по сравнению с 1973 г.

Количество опасных сближений снизилось примерно в 4 раза (1-2 случая);

Количество нарушений порядка ИВП снизилось в 4,5 раза (120 случаев);

Среднесуточное время вводимых ограничений снизилось в 4 раза (80 час.).

Здесь следует отметить, что в 1984 г. годовая продолжительность ограничений составила 5400 час., а в 1973 г. — 90000 час. (это соответствует 3750 дням или 10 годам).

Было введено 400 новых участков трасс, а также 120 спрямленных участков маршрутов, что дало экономию топлива в 250 000 тонн (180 млн. руб.).

Из этого следует, что возлагаемые на ЕС УВД надежды полностью оправдались.

Во исполнение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР №130-49 Министерство обороны и Министерство гражданской авиации совместным приказом № 0140 от 30.06.73 г. создали Межведомственную комиссию ЕС УВД (МВК ЕС УВД) и ее рабочий аппарат — Управление межведомственной комиссии ЕС УВД (УМВК| ЕС УВД) — для решения организационных вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием Системы.

Этим приказом определялся их статус, состав, решаемые задачи, порядок работы, а также другие положения, обеспечивающие эффективную деятельность указанных органов.

Приказ № 0140 действовал до 01.12.83 г., когда вышло в свет Постановление Совета Министров № 1126, которым было утверждено «Положение о Единой системе УВД СССР», учитывающее десятилетний опыт работы Системы и включающее соответствующий раздел, определяющий область деятельности МВК и её аппарата.

МВК ЕС УВД являлась общесоюзным органом, состоящим при Главнокомандующем Военно-воздушными силами и осуществляющим общее руководство органами Единой системы.

Межведомственная комиссия образовалась в следующем составе:

— председатель Комиссии — Главнокомандующий ВВС;

— заместители председателя Комиссии — заместители Министра ГА, заместители Главнокомандующего войсками ПВО, командующего авиацией ВМФ, а также начальники УМВК:

— члены Комиссии (8 представителей МО, 7 представителей МГА, начальник НЭЦ АУВД, 2 представителя МАП и одному представителю МРП, КГБ, МВД. МС, МПС, ГК по гидрометеорологии и контролю окружающей природной среды, Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов ВС при СМ СССР, ЦК ДОСААФ).

Заседания МВК ЕС УВД должны были проводиться два раза в год, а в период между ними ее функции должен был выполнять Президиум МВК ЕС УВД.

Подготовку материалов для рассмотрения МВК и её Президиумом, проверку исполнения соответствующих постановлений и решений, а также повседневное руководство деятельностью органов ЕС УВД осуществлял аппарат комиссии — УМВК, который в начальный период функционирования Системы (до 1978 года) состоял из специалистов как военной, так и гражданской и представлял собой единое целое.

На межведомственную комиссию возлагалось решение следующих задач:

— разработка предложений по совершенствованию порядка ИВП страны, анализ нарушений его использования, проведение мероприятий по их предупреждению;

— совершенствование форм и методов УВД;

— проведение единой технической политики в области разработки радиотехнических и других средств УВД и навигации, а также рациональное размещение их на территории страны;

— участие в организации подготовки кадров для ЕС УВД, а также совершенствование форм и методов их профессионального обучения;

— организация научных исследований по проблемам УВД;

— рассмотрение предложений и проведение мероприятий по обеспечению взаимного использования воздушного пространства аэродромов министерствами, ведомствами и организациями;

— участие совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в подготовке проектов международных договоров по вопросам ИВП;

— разработка мероприятий по взаимодействию центров ЕС УВД с органами УВД других государств.

Межведомственная комиссия также имела право:

♦   привлекать через соответствующие министерства, ведомства и организации квалифицированных специалистов для консультаций и экспертиз;

♦   вносить в соответствующие министерства и ведомства предложения о проведении комплексных исследований в интересах ЕС УВД страны, а также о прекращении разработки и производства радиотехнических и других средств УВД, если эти средства не отвечали требованиям единой технической политики в области УВД;

♦   рассматривать предложения и принимать по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями решения о привлечении ведомственных органов УВД и об использовании радиотехнических, навигационных и других средств в интересах ЕС УВД;

♦   осуществлять контроль за выполнением министерствами, ведомствами и организациями решений МВК, запрашивать и получать от них доклады и другие документы по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, а также заслушивать их представителей.

4. Участники совещания ВВРК УВД СВД (Москва, 1980г.)

В интересах оперативного и качественного решения задач планирования ИВП и УВД на местах были созданы Зональные межведомственные комиссии (ЗМВК).

ЗМВК ЕС УВД являлись внештатными органами, состоящими при командующих ВВС ВО. Они осуществляли общее руководство органами Системы, расположенными в их зонах ответственности, рассматривали и подготавливали предложения, вырабатывали мероприятия и принимали решения, связанные с выполнением задач, возложенных на ЕС УВД.

ЗМВК образовывались в следующем составе:

♦   председатель Комиссии — командующий ВВС военного округа;

♦   заместители председателя Комиссии — начальники соответствующих управлений ГА, начальник штаба ВВС ВО, заместитель командующего объединениями Войск ПВО;

♦   члены Комиссии — начальники военного и гражданского секторов ЗЦ ЕС УВД, а также представители командования воинских частей, руководящие работники управлений ГА и других организаций, связанных с ИВП зоны ответственности.

На ЗМВК возлагалось решение следующих задач:

♦   подготовка предложений и выработка мероприятий, связанных с совершенствованием структуры воздушного пространства зоны ответственности и порядка его использования;

♦   общее руководство центрами ЕС УВД, контроль проведения кадровой политики и уровня подготовки специалистов;

♦   анализ нарушений порядка ИВП и проведение мероприятий, направленных на их предупреждение;

♦   совершенствование форм и методов планирования ИВП и УВД в мирное и военное время;

♦   рациональное размещение радиотехнических и других средств УВД, а также навигации в зоне ответственности;

♦   техническое оснащение центров ЕС УВД средствами связи, УВД и автоматизации;

♦   взаимное использование различными ведомствами принадлежащих им аэродромов;

♦   уменьшение воздействия авиационных шумов и электромагнитных полей на население и окружающую среду;

♦   разработка совместно с заинтересованными организациями проектов нормативных документов, регламентирующих порядок ИВП зоны ответственности;

♦ разрешение возникающих конфликтов, связанных с ИВП зоны ответственности.

ЗМВК в рамках их компетенции предоставлялось право при решении указанных задач привлекать необходимых специалистов, вносить предложения по использованию ведомственных органов и средств в интересах УВД, осуществлять контроль за выполнением ведомствами и организациями решений по ИВП и УВД и пр.

Подготовку материалов для рассмотрения на ЗМВК, оформление соответствующих решений и их доведение до заинтересованных организаций, а также учет выполнения этих решений осуществляли внештатные секретари комиссий, которые назначались из числа руководящего состава военных и гражданских секторов ЗЦ.

Орловец И.В.

Начальник УГА Орловец И.В.

В 1977 г. специалисты гражданской авиации по решению министерства были отозваны из УМВК, и на их основе в структуре МГА было сформировано Управление гражданской авиации по ЕС УВД (УГА ЕС УВД) с возложением на него функций аппарата МВК ЕС УВД.

УГА ЕС УВД параллельно с УДС осуществляли государственное регулирование ИВП и УВД на воздушных трассах, МВЛ, в районе проведения авиационных работ и на аэродромах гражданской авиации.

Официально принято считать, что УГА ЕС УВД было создано в интересах повышения значимости ЕС УВД, а также в интересах более активного участия МГА в ее развитии, поскольку в этом случае в структуре министерства появлялся свой руководящий орган, отвечающий за развитие Системы, который должен был обеспечиваться соответствующим финансированием.

Семенков Алексей Иванович

Начальник УДС Семенков А.И.

В дальнейшем в МГА на основе УДС и УГА ЕС УВД распоряжением СМ от 22.04.88 г. № 785 было создано Центральное управление воздушным движением МГА (ЦУВД МГА), в функции которого входило не только решение задач УВД по трассам и МВЛ, но и задач, связанных с организацией УВД в зонах аэроузлов, аэродромов и районов ПАНХ. Это Управление выполняло также функции аппарата МВК в части гражданской авиации.

Поскольку УМВК и УГА ЕС УВД (ЦУВД ГА) успешно справлялись с возложенными на них задачами, область их ответственности постоянно расширялась в зависимости от новых условий и проблем, связанных с функционированием ЕС УВД. Это приводило к изменению штатных расписаний и структур этих организаций в интересах их совершенствования. Так, например, в разное время в УМВК дополнительно были созданы аэродромный отдел, отдел организации и развития ЕС УВД в странах Варшавского договора, группы заказов, строительства и т.п.

Впоследствии в 1987 г. ЦУВД ГА было преобразовано в Главное управление воздушным движением (ГлавУВД ГА).

Шелковников В.Г. Начальник Глав УВД МГА СССР

Начальник Глав УВД Шелковников В.Г.

За период 1973-91 гг. было проведено 39 заседаний МВК ЕС УВД и 7 заседаний ее Президиума.

Обычно в начале года на заседании МВК утверждался план работы на период, в котором на основе предложений заинтересованных ведомств намечалось для рассмотрения до десяти проблемных вопросов, относящихся к ЕС УВД и требующих решения Комиссии, а также определялись исполнители. При необходимости этот план мог оперативно корректироваться.

Каждый из рассматриваемых вопросов прорабатывался и подготавливался аппаратом МВК (в некоторых случаях совместно с аппаратом исполнителей), а решение по нему в рабочем порядке согласовывалось с членами Комиссии.

После этого весь итоговый пакет документов с необходимыми пояснениями рассылался участникам для ознакомления перед очередным заседанием.

Работа МВК была хорошо организованной и эффективной, что не требовало активизации деятельности ее Президиума.

Этому способствовало распределение ответственности между членами Комиссии за выполнение задач, возложенных на МВК ЕС УВД. Так, например, на 31 заседании МВК (19.03.87 г.) было утверждено следующее распределение обязанностей:

♦ по вопросам функционирования ЕС УВД и совершенствования воздушного пространства и режима полетов: ответственный — Начальник УМВК ЕС УВД — заместитель Начальника ГШ ВВС генерал-лейтенант авиации Заика М.П., а также восемь представителей МО и шесть представителей гражданских ведомств;

♦   по вопросам Единой технической политики в области автоматизации, связи, навигации и радиотехнического обеспечения ЕС УВД: ответственный — Начальник НЭЦ АУВД Анодина Т.Г., а также четыре представителя МО и пять представителей гражданских ведомств;

♦   по вопросам оснащения ВС средствами УВД: ответственный — заместитель Министра авиационной промышленности Бардин Ю.А., а также один представитель МО и два представителя гражданских ведомств;

♦   по вопросам строительства объектов для оснащения ЕС УВД: ответственный — заместитель министра гражданской авиации Юркин Ю.А., а также один представитель МО.

За время существования ЕС УВД СССР на МВК было рассмотрено около 90 различных проблемных вопросов, направленных на создание различных технических средств и систем, а также совершенствование ее функционирования ЕС УВД.

Тематическая направленность работы Комиссии постоянно варьировалась в зависимости от актуальности принятия решений на текущий момент по тем или иным проблемам в области ИВП и УВД.

Необходимо отметить, что только благодаря активной работе Комиссии удалось в сравнительно короткие сроки создать на всей территории СССР ЕС УВД, обеспечить ее соответствующими техническими и материальными средствами, а также укомплектовать необходимыми кадрами. Общая численность военных специалистов Системы к 1982 г. составляла около 4,5 тыс. человек, а гражданских специалистов — более 12 тысяч.

Большую роль в становлении и развитии ЕС УВД, особенно на начальном этапе развертывания системы, сыграл аппарат МВК в лице УМВК, который осуществлял подготовку материалов для рассмотрения Комиссией, проверку исполнения принятых ею решений, а также непосредственное руководство деятельностью органов ЕС УВД.

При этом использовались самые разнообразные формы работы. Так, в начальный период функционирования ЕС УВД широко практиковалось проведение кустовых совещаний по регионам. В частности, такие совещания были проведены в Киеве, Куйбышеве, Чите и других городах.

Как правило, программа их проведения включала рассмотрение и обсуждение следующих вопросов:

♦   заслушивание выступлений представителей военных и гражданских секторов центров ЕС УВД по опыту совместной работы на этапах планирования и координирования воздушного движения, а также непосредственного УВД.

♦   рассмотрение вопросов обустройства центров, их технического обеспечения, а также вопросов, связанных с обеспечением оперативного взаимодействия военных и гражданских секторов при установлении различного рода ограничений на ИВП.

♦   обсуждение научно-практических рекомендаций, содержащихся в докладах гражданских и военных специалистов НЭЦ АУВД, по всем жизненно важным вопросам, связанным с повышением эффективности функционирования ЕС УВД.

До 1984 г. УМВК ежегодно организовывало всесоюзные итоговые совещания руководящего состава ЕС УВД, на которые приглашались ведущие специалисты от различных пользователей воздушного пространства, где на основе детального анализа функционирования каждого центра давалась оценка работы с акцентами в сторону положительных и отрицательных результатов.

Кроме этого, аппаратом МВК планировались и проводились совместные военно-гражданские проверки центров Системы. Итоги этих проверок обсуждались на заседаниях МВК, где принимались соответствующие решения и рекомендации.

Поскольку к 1984 г. ЕС УВД СССР была создана на территории всей страны и стала эффективно функционировать, то всесоюзные итоговые совещания в силу сравнительно больших затрат стали проводиться с периодичностью один раз в 3-4 года, но при этом увеличилось количество региональных совещаний, а также комплексных и ведомственных проверок центров. Одновременно с этим повысилась активность работы и роль ЗМВК. Особенно много ими было сделано в части совершенствования структуры воздушного пространства своих зон ответственности за УВД.

Большое значение для плодотворной и активной деятельности МВК сыграло непосредственное участие в ее работе Председателей Комиссии — Главнокомандующих ВВС главных маршалов авиации Кутахова П.С., а затем Ефимова А.Н., т.к. практически более 80 % всех заседаний проходило под их руководством.

Следует также отметить высокий уровень докладов при рассмотрении тех или иных вопросов, поскольку их делали хорошо подготовленные начальники территориальных управлений ГА, командующие (начальники штабов) ВА, главные конструкторы различных технических средств, начальники управлений МГА и ВВС, ответственные исполнители НИР и т.п.

Модяев И.Ф.

Целенаправленной работе МВК способствовало участие в ее заседаниях специалистов, хорошо знающих специфику рассматриваемых вопросов в различных областях, связанных с созданием, функционированием и развитием ЕС УВД. Значительную роль в решении задач, решаемых в интересах управления Системой, сыграл ее аппарат и ее руководители по линии военной и гражданской авиации, а именно: начальники УМВК ЕС УВД генерал-лейтенант авиации Углянский В.Д. (1973-78 гг.), генерал- полковник авиации Модяев И.Ф. (1978-87 гг.), генерал-лейтенант авиации Заика М.П. (1987-91 гг.), начальники УДС ГА Долматов М.А. (1973-77 гг.), Сафонов Л.И. (1977-79 гг.) и Ильчук Л.В. (1979-82гг.), начальник УГА ЕС УВД Орловец И.В. (1977-82 гг.), начальник ЦУВД ГА Колесников А.Н. (1982-85 гг.), а также начальники ГлавУВД Шелковников В.Г. (1985-90 гг.) и Липаев Г.Я. (1990-91 гг.). Благодаря усилиям и стараниям этих руководителей ЕС УВД СССР обеспечивала эффективное решение задач планирования ИВП и УВД в интересах повышения пропускной способности воздушного пространства страны и безопасности полетов.

После выхода в свет Постановления о создании ЕС УВД остро встал вопрос, связанный с разработкой соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие Системы.

На основе материалов, разработанных в НИР «Свирель» и «Движение-72», а также опыта работы военных и гражданских органов управления полетами уже к концу 1973 г. был подготовлен приказ Главнокомандующего ВВС и Министра ГА № 0140, впервые определивший, кроме состава системы, ее статус, а также решаемые ее административными и оперативными органами задачи, основы взаимоотношений с различными министерствами и ведомствами, принципы организации воздушного пространства, техническое обеспечение центров и т.п.

По мере накопления опыта работы ЕС УВД в области ИВП и УВД потребовалась корректировка положений, определявших порядок использования воздушного пространства страны, который содержался в приказе МО № 0010-61 г.

С этой целью в 1976 г. Министром обороны был подписан приказ № 00151, который устанавливал порядок рационального использования воздушного пространства страны в целях обеспечения постоянной боевой готовности вооруженных сил, охраны государственной границы, а также выполнения народнохозяйственных задач с учетом создания и функционирования ЕС УВД.

Разработка новой нормативно-правовой базы, направленной на эффективное решение задач, связанных с ИВП и УВД, активно продолжалась до середины 1984 г. Документы разрабатывались как на государственном, так и на ведомственном уровнях (совместно МО и МГА, а также по линии МО, МГА и других ведомств — пользователей воздушного пространства).

Так, например, совместными приказами Главнокомандующего ВВС и Министра ГА № 244/240-81 г. и № 45/50-82 г. были утверждены соответственно «Положение о Зональной межведомственной комиссии Единой системы УВД» и «Положение о центрах Единой системы УВД».

И.Ф. Модяев и В.Г. ШелковниковК началу 80-х гг. таких документов в общей сложности оказалось несколько десятков, что потребовало их срочной систематизации, а также добавления и корректировки некоторых положений с учетом опыта и практики работы ЕС УВД.

В интересах дальнейшего совершенствования порядка ИВП и УВД, а также повышения уровня безопасности полетов Совет Министров СССР принял Постановление № 1126 от 01.12.83 г. «Об утверждении Положения о ЕС УВД СССР» и Постановление от 22.03.84 г. № 251 «Об утверждении Положения об использовании воздушного пространства СССР».

Эти Положения были введены в действие приказом Министра обороны от 29.07.84 г. № 0140, на основании которого одновременно отменялись многие ранее действующие в области ИВП и УВД приказы и директивы.

Указанные положения фактически явились основой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ЕС УВД, а также других министерств и ведомств страны, связанной с использованием воздушного пространства различными ведомствами.

Положения и различные разработанные на их основе нормативные документы использовались для решения задач, связанных с ИВП и УВД до выхода в свет в 1999 г. «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».

В частности, были разработаны:

♦   «Положение о зональных межведомственных комиссиях Единой системы УВД СССР», утвержденное Председателем МВК — Главнокомандующим ВВС 18.07.86 г.

♦   «Положение о центрах Единой системы УВД СССР», утвержденное совместным приказом Главнокомандующего ВВС и Министра ГА от 09.03.88 г. № 89/43, которое содержало общие положения (правовые нормы, назначение и структура центров, планирование и координирование ИВП, разрешение на ИВП, непосредственное УВД, контроль за соблюдением порядка ИВП и режима полетов, связь и радиотехническое обеспечение, метеорологическое и орнитологическое обеспечение, материально- техническое обеспечение), а также перечень решаемых задач центрами системы всех уровней и категорий. Кроме этого, в рассматриваемом положении было шесть типовых специализированных инструкций, содержащих правила взаимодействия должностных лиц дежурных смен военных и гражданских секторов, порядок проведения инструктажей, соглашение о порядке совместной эксплуатации технических средств, инструкцию по метеорологическому и орнитологическому обеспечению, а также соглашение по материально-техническому обеспечению центра ЕС УВД.

♦   Инструкции по ИВП в зонах ответственности за УВД, производству полетов в районе аэропортов (аэроузлов, полигонов), взаимодействию военных и гражданских секторов, взаимодействию органов УВД с органами ПВО и ВВС, проведению противоградовых стрельб, организации и проведению запуска шаров-зондов, составлению формализованных заявок, порядку согласования и обеспечения международных полетов, а также поисковому и аварийно- спасательному обеспечению полетов.

Кроме этого в соответствии со статусом Единой системы УВД были доработаны и скорректированы Воздушный кодекс, Основные правила полетов, Наставление по производству полетов (для ГА и МО), перечень воздушных трасс, технологии работы должностных лиц при планировании ИВП и непосредственном УВД, Табель сообщений о движении ВС, а также Наставление по аэронавигационной информации и др.

Разработка основных указанных выше нормативно-правовых документов потребовала длительной и кропотливой работы, т.к. содержащиеся в них положения должны были быть согласованы не только между МО (ВВС) и МГА, но и со многими министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями, деятельность которых была связана с использованием воздушного пространства страны или могла представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов и другим материальным объектам.

При разработке этих документов необходимо было учитывать, что они должны были эволюционным образом изменять установившийся за долгие годы порядок ИВП страны, определяемый соответствующим режимным приказом Министра обороны и многими другими разработанными на его основе документами, инструкциями, методиками и пр.

Разработка нормативно-правовых актов осуществлялось силами военных и гражданских специалистов главных штабов ВВС и ПВО, МГА, УМВК, УДС (ЦУВД, УГА ЕС УВД), НЭЦ АУВД (24 УНЭЦ) и др.

Для подготовки проектов документов, как правило, создавались специальные рабочие комиссии (группы) из представителей всех заинтересованных ведомств. Во многих случаях для обоснования тех или иных положений производились дополнительные исследования. При подготовке проектов документов большое внимание уделялось вопросам их соответствия положениям, содержащимся в рекомендациях и стандартах ИКАО.

Среди военных и гражданских специалистов, принимавших участие в разработке нормативно-правовых документов наибольший вклад внесли Заболоцкий В.Ф., Котов А.И., Наумов, В.Г., Головин В.С., Кирса Б.П., Веселовский И.В., Травников А.И., Савельев О.П., Чернышев И.Я., Маркович Е.Д., Хариков, A.А., Фетисов А.Ф., Шелковников В.Г., Королев Е.Н., Карлов B.Ф. и другие.

Нормативные акты устанавливали правовые основы ИВП страны и осуществления в нем той или иной деятельности. Поскольку создание ЕС УВД само по себе не решало всех проблем обеспечения безопасности полетов, для эффективного функционирования системы необходимо было разрабатывать и использовать новые технические средства, обеспечивающие автоматизацию процессов, связанных с планированием ИВП и УВД. Это потребовало стандартизации и формализации сообщений, применяемых при практической реализации указанных процессов.

Работы в этом направлении были начаты в 1974 г.

Учитывая постоянно развивающиеся международные связи, Министерством ГА было принято решение о введении в стране для планирования полетов по воздушным трассам и МВЛ 1-й категории планов типа ППЛ и ФПЛ (предварительных и текущих), а также других сообщений по УВД в форматах, рекомендованных ИКАО.

Для создания, функционирования и развития ЕС УВД необходимо было постоянное научно-техническое сопровождение. Так, на начальном этапе решения проблем ИВП и УВД, когда еще о системе ОрВД в современном ее понимании можно было говорить лишь условно, научно-исследовательские и опытно-конструкторские исследования, в основном, касались вопросов разработки, создания и внедрения отдельных технических средств УВД, навигации, посадки и связи.

Эти работы проводили научно-исследовательские организации ГА и МО, а также опытно-конструкторские организации промышленности.

В 50-х годах наиболее значительные работы по ИВП и УВД проводились в ГосНИИ ГА и ЦНИИ-30 МО.

Значительный вклад в области разработки, создания и внедрения в практику технических средств УВД, навигации и связи внесли специалисты НИИ ГВФ и созданный в его составе научный опытно-диспетчерский центр (НОДЦ), который был одной из первых в мире научно-экспериментальных организаций в области УВД. За период существования НОДЦ (1958-66 гг.) впервые в истории гражданской авиации по инициативе и участии специалистов НОДЦ были созданы, испытаны и начали поступать на аэродромы ГА комплекс типовых пультов диспетчеров УВД (Пульт-1), аппаратура проводной громкоговорящей и телефонной связи «Желудь», прибор фоторегистрации заходов на посадку ФР-1, выносные радиолокационные индикаторы для аэродромных РЛС.

По требованию НОДЦ началось создание первых АС УВД: аэродромная система «Марка» и трассовая система «Центр-Район- 1», а также унифицированная аппаратура телевизионного отображения радиолокационной информации «Строка-Б» и средств вторичной радиолокации «Нимфа-Т» и «Корень». Одновременно началась разработка диспетчерских тренажеров и многоканального магнитофона, а также впервые в ГА была разработана и начала внедряться единая технология работы диспетчеров.

В 1966 г. с целью объединения в один научный коллектив специалистов в области организации и технологии УВД и в области технических средств УВД, навигации, посадки и связи НОДЦ был преобразован в Научный центр управления воздушным движением (НЦ УВД) ГосНИИ ГА, в котором отделы возглавляли Мясников Е.А. (технология УВД), Кубышкин В.В. (средства связи), Марвечкин Е.А. (измерительные средства), Пильчман И.И. (отдел АС УВД) и др. Несколько позднее к работе в НЦ УВД были привлечены высококвалифицированные специалисты аэропорта Внуково Фетисов А.Ф. и Савицкий В.И., а из промышленности — Мокшанов В.И. Руководителем НЦ УВД был назначен один из ведущих специалистов в области УВД Хариков А.А.

В этот период научные исследования по проблемам ИВП и УВД проводились МО и ГА независимо друг от друга. Вследствие такой разобщенности требований к техническим средствам существенно отличались, что затрудняло работу промышленности, а также затягивало разработку и производство новейших образцов технических средств УВД.

В то же время требования повышения безопасности полетов в гражданской и военной авиации в условиях непрерывного роста интенсивности ИВП настойчиво требовали, чтобы НИОКР в области ИВП и УВД, проводимые ГА и МО, были скоординированы и, более того, проводились совместно по единым согласованным тактико-техническим требованиям. В этот же период времени возникла необходимость расширения научных исследований по правовым и организационно-функциональным аспектам проблем ИВП и УВД. Это было тем более необходимо, что очень часто ответственные решения по правовым и организационным проблемам системы ОрВД принимались на основе «командирских» решений, а не на основе глубоких научных обоснований.

Необходимость такого взаимодействия между ГА и МО (ВВС) и глубокого научного обоснования принимаемых решений не только понималась, но и нашла практическую реализацию в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49. Во исполнение указанного постановления в 1974 г. в системе МГА на базе отделов НЦ УВД ГосИИИ ГА был образован научно- экспериментальный центр автоматизации УВД (НЭЦ АУВД), в составе которого был образован военный сектор.

На НЭЦ АУВД было возложено научное обеспечение создания и деятельности ЕС УВД, разработка предложений по проведению единой технической политики в области управления воздушным движением, создание и внедрение АС УВД.

НЭЦ АУВД был определен главной научно- исследовательской организацией МГА и МО по вопросам УВД, по наземным средствам навигации, посадки и связи.

Создание НЭЦ АУВД позволило объединить научно- технический потенциал гражданских и военных специалистов в области ИВП и УВД в единой научной организации, что обеспечивало проведение целенаправленных научно-исследовательских и экспериментальных работ по проблемам ИВП и УВД и наиболее полный учет потребностей (интересов) в использовании воздушного пространства основных его пользователей.

Важно отметить, что одновременно с формированием научных подразделений НЭЦ АУВД были начаты научно- исследовательские работы, и, прежде всего, работы, связанные с развертыванием и формированием центров ЕС УВД на Европейской территории страны (первый этап ЕС УВД). В дальнейшем подобные работы явились одним из важнейших научных направлений и проводились в течение всего периода развертывания ЕС УВД на территории страны (1974-81 гг.). Это такие работы как «Сибирь», «Север» и другие.

Большой положительный эффект от проводимых научных и экспериментальных работ на начальном этапе функционирования НЭЦ АУВД был достигнут благодаря совместной организации работ гражданских и военных специалистов и проведения их по единым (ВВС и МГА) техническим заданиям.

В этот же период гражданские и военные специалисты НЭЦ УВД принимали непосредственное участие в разработке нормативно-правовых актов в области ИВП и УВД, что явилось одним из основных научных направлений Центра в дальнейшем.

Следующим важным научным направлением явились работы, связанные с разработкой, созданием и внедрением автоматизированных систем УВД как отечественных («Старт», «Старт-2», «Трасса», «Стрела», «Спектр» и др.), так и импортных («Теркас» для района УВД и аэроузловых зон).

Значительный объем работ был выполнен в интересах создания новых средств навигации, посадки, пеленгации и связи, инструментальных маячных и микроволновых систем посадки в условиях 2-й и 3-й категории ИКАО, спутниковых систем связи, навигации и наблюдения.

Большой комплекс научных работ, давших значительный экономический эффект, выполненных совместно гражданскими и военными специалистами, связан с совершенствованием структуры воздушного пространства страны («Тактика», «Трасса», «Водокрас», «Красница»), в т.ч. работы по развитию и совершенствованию сети воздушных трасс, маршрутов спрямления воздушных трасс, расширения диапазона экономичных эшелонов полета, оптимизации структуры и траекторий полетов в аэродромных и аэроузловых зонах.

На протяжении ряда лет специалистами НЭЦ АУВД при поддержке и помощи УМВК ЕС УВД и УДС ГА (ЦУВД ГА, ГлавУВД ГА) проводились работы по сбору, обработке и анализу статистических данных по интенсивности полетов в воздушном пространстве в целом по стране, по регионам, в аэроузловых и аэродромных зонах, на воздушных трассах и МВЛ. Обобщение и анализ этих данных позволили впервые получить объективную картину интенсивности воздушного движения, распределения ее по элементам структуры воздушного пространства, по периодам навигации, по времени суток. Эти уникальные по своей значимости результаты явились основой для проведения практически всех научных исследований по развитию и совершенствованию ЕС УВД, по определению оптимального размещения и технических характеристик автоматизированных систем и планов оснащения ими территории страны («Стрела», «Трасса» и др.).

2. Участники межминистерской рабочей группы по закупке зарубежных АС УВД, 1973 год.

Начиная с 1974 г. стало расширяться международное сотрудничество ведущих специалистов НЭЦ АУВД с соответствующими органами ИКАО, организациями и фирмами, ведущими исследования по широкому спектру проблем, связанных с ИВП и УВД.

В 1979 г. НЭЦ АУВД получил статус Международного научного центра УВД.

С 1982 г. по завершении развертывания ЕС УВД на всей территории страны особое значение приобрели научные исследования по проблемам совершенствования организационно-функциональной структуры ЕС УВД, по определению путей ее совершенствования в правовом, организационном, техническом, технологическом, экономическом и социальном отношениях.

Комплекс работ, выполненных по указанным проблемам («Вира», «Вира-82», «Сага-1» и др.) легли в основу подготовки проекта Постановления № 430, принятого СМ СССР 30.04.90 г.

Постановление определило пути перехода от ведомственных принципов построения и функционирования ЕС УВД к вневедомственным, т.е. переход к Единой государственной системе ИВП и УВД.

Постановлением был определен широкий круг практических мероприятий по переходу к Единой государственной системе УВД, включая проведение экспериментальных и научно- исследовательских работ.

Анодина Татьяна ГригорьевнаВ проведении этих работ принимали участие многие гражданские и военные специалисты института. Наиболее активными среди них были Анодина Т.Г., Федоров Ю.М., Мокшанов В.И., Носов М.Н., Маркович Е.Д., Щербаков Л.К., Карлов В.Ф., Задорожный А.И., Савельев О.П., Чернышев И.Я., Тюрин О.А. и многие другие.

Этим же постановлением НЭЦ АУВД был преобразован в Государственный научно-исследовательский институт «Аэронавигация» с возложением на него функций головной (единой для гражданской и военной авиации) научно-исследовательской организации в области ИВП, УВД, навигации, посадки и связи.

После выхода указанного постановления в НЭЦ АУВД была развернута большая работа по научно-техническому сопровождению мероприятий по реализации требований постановления. Однако, в связи с распадом СССР эти работы были приостановлены.

Переход к новым экономическим условиям совершенно по- новому поставил проблемы развития и совершенствования системы ОрВД. На первое место вышли вопросы финансово- экономического и хозяйственного совершенствования системы ОрВД.

Выполнение таких работ в ГосНИИ «Аэронавигация» было сопряжено с большими трудностями.

Во-первых, подходы со стороны гражданских и военных специалистов к путям дальнейшего развития и совершенствования системы не всегда совпадали.

Во-вторых, тяжелое финансовое положение института привело к оттоку значительного числа специалистов в области разработки и построения больших и сложных систем управления.

В- третьих, ощущался недостаток специалистов в экономической области, имеющих опыт и знания в области действующей системы ОрВД. В-четвертых, несколько нарушились научные связи между гражданскими и военными специалистами. В-пятых, непрерывно происходила структурная реорганизация верхнего звена государственного регулирования (гражданская часть) ИВП и УВД.

Однако, несмотря на все сложности, ГосНИИ «Аэронавигация» продолжал активно участвовать во всех мероприятиях, связанных с развитием и совершенствованием системы ОрВД РФ.

Следует отметить разработанную при непосредственном участии специалистов Центра Федеральную программу модернизации Единой системы ОрВД РФ на период до 2005 г.

В начале 1996 г. Минтрансу и Госкомобороны с участием МО Советом Безопасности РФ была задана работа «Единая государственная система УВД как компонент национальной безопасности России» (НИР «Концепция»).

В работе, завершенной в июне 1997 г., был проведен анализ состояния УВД/ОВД России, даны предложения по оптимизации структуры и организации системы УВД, а также представлен проект «Концепции модернизации и развития ЕС УВД России». Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в НИР «Концепция», в основном, базировались на результатах выполненных работ в этой области.

Подобная работа в части развития военной части ОрВД РФ выполнялась Московским НИИ приборной автоматики по заданию МО (ВВС) (НИР «Координатор»).

Для объединения результатов указанных выше работ распоряжением Секретаря Совета Безопасности РФ от 28.02.97 г. № 9- раб была создана рабочая группа из представителей МО РФ (Генеральный штаб, ВВС), ФАС России, Министерства оборонной промышленности РФ, МАК. В составе рабочей группы были и специалисты института. Работа по подготовке проекта Концепции модернизации ЕС УВД с учетом интересов безопасности России продолжалось до 2000 года.

Значительный объем работы за период с 1992 г. специалистами ГосНИИ «Аэронавигация» был выполнен по разработке новой нормативно-правовой базы. Так, гражданские и военные специалисты ГосНИИ «Аэронавигация» принимали участие в подготовке проектов Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, Положения о Единой системе ОрВД РФ, Положение об оперативных органах (центрах) ЕС ОрВД, Положения о ЕС ОрВД в период мобилизации и в военное время, Правил организации ИВП РФ в период мобилизации и в военное время и др.

В то время проводился комплекс научно-исследовательских работ, связанных с обоснованием дальнейших путей совершенствования ЕС ОрВД РФ, включая вопросы организационно-функционального построения системы, разработки новых нормативно-правовых документов, корректировки Федеральной программы модернизации ЕС ОрВД на период до 2005 г., разработки финансово-экономического механизма функционирования системы в условиях рыночной экономики и др.

Представляет интерес более подробное рассмотрение Московской РАС УВД «Теркас»,
т.к. это была первая районная автоматизированная система планирования ИВП и УВД, опыт эксплуатации которой успешно использовался и продолжает использоваться при создании других систем.

История "Теркас" МЦ АУВД - Москва

Московский район УВД, площадь которого составляет 720 тыс. км2, характеризуются сложной структурой воздушного пространства и высокой интенсивностью полетов.

Различные министерства, ведомства и организации используют воздушное пространство Московского района при решении широкого круга задач, направленных на обеспечение воздушных перевозок, авиационных работ, а также в интересах решения оборонных задач.

1984 Теркас. МЦ АУВДЕжегодно Московский центр АУВД обслуживал более 400 тыс. полетов ВС, принадлежащих различным ведомствам, а также большое количество особо важных специальных рейсов. Практически все рейсы иностранных авиакомпаний, выполняющие полеты в нашу страну или транзитом через нее, попадают под его контроль.

В зоне ответственности РАС УВД «Теркас» находилось более 100 различных аэродромов, 108 воздушных трасс, в т.ч. 43 внутрироссийских, 30 международных, 35 маршрутов спрямления, общая протяженность которых составляет 18 тыс. км.

В системе автоматизировалось решение следующих задач:

♦   прием и отработка координатной и летной информации о ВС, поступающей от первичных и вторичных РЛС;

♦   объединение информации для формирования данных о воздушной обстановке на рабочих местах диспетчерского состава;

♦   прием и обработка информации от автоматических радиопеленгаторов;

♦   автоматическое сопровождение по радиолокационным данным до 325 ВС, введенных в сопровождение вручную или автоматически на основе информации о планах полетов;

♦   радиолокационный прием-передача ВС на управление;

♦   сопровождение ВС по планам полетов;

♦   ввод и хранение 10 000 стандартных, 3 000 пассивных и 600 активных планов полетов;

♦   прием, обработка и рассылка пользователям информации о планах полетов;

♦   обработка данных, вводимых диспетчерами вручную;

♦   документирование плановой, радиолокационной и другой информации, вводимой в систему;

♦   автоматический контроль состояния и реконфигурация системы.

Радиотехническое сопровождение полетов РАС УВД «Теркас» осуществляется 10 радиолокационными комплексами (7 трассовых и 3 аэродромных), включающими в свой состав ПРЛ и ВРЛ, 125 связными радиостанциями, установленными на 20 приемо-передающих центрах, и 32 приводными радиостанциями.

Для организации взаимодействия с удаленными объектами используется 250 каналов связи и передачи данных.

Районный диспетчерский центр состоит из 37 пультов (111 рабочих мест), включающих 30 пультов диспетчеров района, 6 пультов организации потоков и 1 пульт технического контроля.

Аэроузловой диспетчерский центр состоит из 19 пультов (51 рабочее место), включающих 12 пультов диспетчеров подхода, 6 пультов диспетчеров круга и 1 пульт технического контроля.

В состав Московского центра входит диспетчерский тренажер, включающий 31 пульт (63 рабочих места), центр программирования и эксплуатационно-ремонтный цех.

Научный прогноз, идеи по техническому облику и операционным функциям, заложенные и реализованные в системах «Теркас», позволили создать совершенные и надежные АС УВД, которые и сегодня являются передовыми. Можно без преувеличения утверждать, что это был смелый шаг в 21 век.

Высокая эксплуатационная готовность Московской АС УВД «Теркас» обеспечивалась и обеспечивается высокопрофессиональным коллективом инженеров, техников и диспетчеров центра под руководством его начальников Шевченко А.С., Липаева Г.Я. и Егорова В.В., а также главного инженера Румянцева И.А.

Аэродромная и аэроузловая АС УВД «Теркас», размещенные в аэропортах Минеральные Воды и Борисполь соответственно, обеспечивали обработку и отображение радиолокационной информации по 40-100 ВС, сопряжение и обработку информации от 1-3 РЛК, оборудованных РЛС ПРЛ или ВРЛ, решение задач УВД на площади 50-150 тыс. км2 при высоте верхней кромки радиолокационного поля равной 12 000 м, обработку и отображение информации от 4 АРП, обработку 3 000 стандартных, 700 пассивных и 100 активных планов полетов, а также обеспечивали функционирование до 12 секторов УВД на 16-18 рабочих местах диспетчерского состава.

Анодина Татьяна ГригорьевнаЗа разработку, внедрение и освоение АС УВД «Теркас» более 100 специалистов были представлены к награждению правительственными наградами.

Одновременно с созданием АС УВД «Теркас» был задан комплекс работ, связанных с разработкой отечественных систем аналогичного назначения, одной из которых была РАС УВД «Трасса». Эта система предназначалась для использования в районах с малой и средней интенсивностью полетов и в своем составе имела достаточно много средств, применяемых для управления полетами автономно, что существенно снижало стоимость этого комплекса.

Структурно система состояла из комплекса средств автоматизации районного центра (КСА РЦ), сопрягаемого с несколькими комплексами средств автоматизации радиолокационного поста (КСА РЛП), а также каналов, обеспечивающих связь и передачу данных от КСА РЛП к КСА РЦ, и наоборот.

В состав КСА РЛП входили первичные РЛС типа 1РЛ139 и им подобные, ВРЛ «Корень-АС», АРП-75(-11), радиостанции, обеспечивающие связь с ВС, аппаратура первичной обработки радиолокационной информации, аппаратура сопряжения с АРП и радиостанциями, а также аппаратура передачи данных.

КСА РЦ включал аппаратуру передачи данных и устройства дистанционного управления радиостанциями, обеспечивающие использование КСА РЛП, групповую аппаратуру сопряжения и обработки информации, построенную на ЭВМ «Аргон-1М» и спецвычислителях 119Н, аппаратуру документирования, а также коллективные рабочие места диспетчеров.

Опытный образец системы был развернут в Симферопольском районе УВД. КСА РЦ и центральный КСА РЛП были установлены в а/п Симферополь, кроме этого в Одессе и Мелитополе, а также на вершине горы Ай-Петри были развернуты еще три КСА РЛП.

С помощью этих средств УВД обеспечивалось на площади 270,4 тыс. км2. На высоте 3000 м в Центре системы воздушное пространство просматривалось над 75 % акватории Черного моря, на высоте 10 000 м — еще больше.

Исходя из экономических возможностей и объективных реальных потребностей в 1978 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была задана в разработку районная АС УВД «Стрела» («Снасть РЦ») с представлением ее на совместные испытания в Ростовском объединенном районе УВД в 1982 г. Правда, сроки ввода ее в эксплуатацию постоянно переносились, в итоге система была принята только в 1992 г.

РМД. История.Система»Стрела» предназначалась для автоматизации процессов планирования ИВП и УВД в районах с большой интенсивностью воздушного движения в интересах обеспечения высокой пропускной способности воздушного пространства и экономичности полетов авиации всех ведомств при выдерживании заданного уровня их безопасности.

РАС УВД «Стрела» обеспечивала автоматизированное решение следующих задач:

♦   сбор, обработка и отображение координатной информации, полученной от ПРЛ и ВРЛ) по 300 ВС, в т.ч. автосопровождение 200 ВС;

♦   сбор и обработка предварительных планов полетов, формирование сводного суточного и текущих планов, а также прием и хранение 3000 пассивных, 300 текущих и до 600 стандартных планов полетов;

♦   автоматическое и ручное сопровождение ВС;

♦   сбор и отработка метеорологической информации;

♦   отображение воздушной и метеорологической обстановки, а также плановой информации и режимных ограничений;

♦   управление движением ВС по радиолокационной информации в диапазоне высот от 3000 до 20000 м, а также процедурное управление в диапазоне высот от 100 до 20000м.

Ростовский комплекс «Стрела» включал в свой состав:

♦   комплекс аппаратуры автоматизированного РЦ планирования ИВП и УВД, размещаемого в г. Ростове;

♦   радиолокационные позиции в составе: РЛК (ПРЛ/ВРЛ) «Скала-М», радиопеленгатор АРП-АС и ППЦ, размещаемые в Усть-Донецке, Краснодаре, Геленджике, Ставрополе, Кизляре;

♦   комплекс автономных ППЦ, размещаемых в Ростове, Морозовске, Ейске, Адлере и ст. Егорлыкская;

♦   систему связи и передачи данных, а также комплекс аппаратуры речевой связи («Стрела-Р»);

♦   специализированные автоматизированные абонентские пункты «Октава-2» и «Октава-3», установленные на неавтоматизированных объектах.

Опытный образец системы обеспечивал решение задач УВД в воздушном пространстве пяти существующих РЦ: Ростовском, Краснодарском, Адлерском, Минводском и Махачкалинском, что по площади составляло 420 тыс. км2.

Все воздушное пространство объединенного района УВД было разделено на 18 трассовых и 3 внетрассовых сектора.

В зоне ответственности системы сплошное радиолокационное поле создавалось в диапазоне высот от 3 000 до 20 000 м, а поле связи и пеленгации в диапазоне высот от 1 500 до 20 000 м.

Практическая деятельность оперативных органов ЕС УВД обеспечивается средствами УВД, навигации, посадки и связи, работоспособность которых в МГА поддерживалась службой эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС).

Служба ЭРТОС предназначалась для решения следующих задач:

♦   радиотехническое обеспечение полетов средствами УВД, навигации, посадки и связи;

♦   обеспечения коммерческой и технологической деятельности гражданской авиации;

♦   обеспечения специальной технологической деятельности авиапредприятий (аэропортов), связанной с охраной и пожарной сигнализацией, а также техникой досмотра пассажиров и грузов.

Доминирующей является задача радиотехнического обеспечения полетов средствами УВД, навигации, посадки и связи, которая обеспечивает органам ЕС ОрВД контроль за движением воздушных судов, а также обеспечивает решение ими всего комплекса задач по ИВП и УВД. Первая задача от общего объема работы, выполняемой службой ЭРТОС, составляет порядка 60 %, тогда как вторая и третья задачи — 30 % и 10 % соответственно.

Основным организационным звеном, обеспечивающим техническую эксплуатацию средств РТО и связи в МГА до 1991 г. являлись базы (узлы) ЭРТОС ГА. Системы технической эксплуатации наземных радиотехнических средств в гражданской авиации функционировали до перехода к рыночной экономике вне структур автоматизированных аэродромных и районных систем УВД.

С вводом в эксплуатацию АС УВД появилась необходимость в более тесной взаимосвязи подразделений, обеспечивающих их техническое функционирование, с другими (командными и оперативными) органами этих систем.

Проведенные в конце 80-х гг. НИР показали возможность совершенствования и развития организационной структуры службы ЭРТОС по нескольким направлениям.

Первым из них является придание службе ЭРТОС статуса самостоятельного юридического лица, которое на договорной основе будут предоставлять другим авиационным службам (в том числе органам ЕС УВД), за определенную плату свои технические средства. Указанный путь, в частности, апробировался в Украинском УГА.

В условиях интенсивного использования воздушного пространства такой коммерческий подход не способствовал активному участию службы ЭРТОС в развитии и совершенствовании ЕС УВД и повышению эффективности ее функционирования.

Второе направление развития заключается в том, что все технические подразделения гражданской авиации и службы движения объединяются в единую структуру по обеспечению ИВП и УВД. В дальнейшем эта структура может стать независимой междуведомственным органом, обладающим статусом юридического лица и наделенным финансово-хозяйственной самостоятельностью.

При такой организации ЕС УВД приобретает следующие положительные свойства:

♦ единая структура непосредственно в полной мере отвечает за развитие и комплектование своих технических средств, исходя из интенсивности использования воздушного пространства и требуемого уровня обеспечения безопасности воздушного движения;

♦   у органов единой структуры появляется заинтересованность в таких комплексах технических средств и систем организации технической эксплуатации, при которых удельные затраты на их содержание будут минимальными;

♦   создаются благоприятные условия для принятия решений по повышению экономической эффективности ЕС УВД за счет рационального размещения и использования соответствующих технических средств;

♦   для службы технической эксплуатации создаются благоприятные условия для более целенаправленного развития и совершенствования процесса обслуживания соответствующих технических средств и повышения технико-экономической эффективности ее функционирования.

Приведенные преимущества практически подтверждаются при функционировании организационных структур РАС УВД, оснащенных автоматизированными системами УВД «Стрела», «Теркас» и «Трасса».

Целесообразно также отметить, что в большинстве зарубежных стран с высокой интенсивность воздушного движения системы технической эксплуатации наземных средств РТО и связи является структурным подразделением единого органа УВД. Аналогичной стратегии придерживается и ИКАО. Так, в частности, в документе 9426-AN/924 рассматривается вариант организационной структуры органа УВД, который включает в свой состав и технические подразделения.

Другие задачи, решаемые службой ЭРТОС и связанные с коммерческой деятельностью авиапредприятий и работой аэровокзальных комплексов, включая информационные и досмотровые средства, могут решаться путем создания специализированных технических подразделений, работа которых должна оплачиваться на договорной основе.

 

Продолжение — Реорганизации ЕС УВД — ЕС ОрВД, смотри здесь >

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.