МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Аэронавигация это что?


Исходя из того, что определение — это указание или объяснение значения (смысла) термина, попытаемся обобщить основные определения термина Аэронавигация, а также словосочетаний на его основе

№ п/п Термины Определения Ссылки, Doc. ICAO
  Публикация, связанная с историей определения термина АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ ЭТО …> См. здесь >
1 Аэронавигационная система Российской Федерации Аэронавигационная система (АНС) Российской Федерации — совокупность организаций, инфраструктуры и процессов организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства. Из проекта
«Стратегия развития Аэронавигационной системы России» (2017 г.)
2

КОНЦЕПЦИЯ
создания и развития Аэронавигационной системы России

 

III. Определение, состав и назначение Аэронавигационной системы России

11. АНС должна представлять собой единую систему организации использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания его пользователей, в том числе, в зонах ее международной ответственности.
Назначение системы — обеспечение эффективного использование воздушного пространства Российской Федерации всеми его пользователя в интересах развития экономики и обеспечения национальной безопасности страны.

АНС должна быть основана на интегрированном взаимодействии человека, технологий, средств и служб, при поддержке перспективных средств и систем аэронавигации и должна включать:
— наземные, бортовые и спутниковые средства и системы связи, навигации, посадки, наблюдения, авиационно-космического поиска и спасания, аэронавигационной информации, метеорологического обслуживания, службы технического обслуживания;
— персонал, осуществляющий, в соответствии с установленными правилами и
процедурами, организацию использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационное обслуживание его пользователей.
Принадлежность к АНС означает, что деятельность службы/системы целиком или частично направлена на решение задач АНС.

12. Координация деятельности и развития указанных служб/систем в интересах аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти — Федеральной аэронавигационной службой (Росаэронавигацией), независимо от того, находятся или нет
службы/системы в ее прямом подчинении и независимо от их ведомственной принадлежности.
Создание и развитие АНС должно осуществляться поэтапно на эволюционном основе. Мероприятия, связанные с развитием АНС, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Статус АНС и границы юридической ответственности соответствующих федеральных органов исполнительной власти должен быть определен при разработке положения об АНС.

13. По решаемым задачам и сфере ответственности, АНС является системой более высокого уровня иерархии, чем действующая ЕС ОрВД. Она должна проектироваться на базе единой технической архитектуры, обеспечивающей функциональную и, по возможности, организационную целостность системы и интеграцию всех ее элементов, при соблюдении соответствующих международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, а также
нормативных правовых актов Российской Федерации. Система должна обеспечивать организационную и информационно -техническую совместимость, а также многоуровневое взаимодействие с системами соответствующих органов ОрВД (управления полетами) пользователей воздушного пространства, в том числе автоматизированными. Кроме того,
АНС должна взаимодействовать с федеральной системой разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП), военными автоматизированными системами управления, автоматизированными системами метеорологического обслуживания аэронавигации и иными
системами, информация которых может быть использована или передана в/из АНС, в интересах организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей.

14. Создание и развитие АНС должно обеспечить всем пользователям своевременный доступ к требуемому воздушному пространству и обслуживанию, а эксплуатантам воздушных судов позволит создать условия для выдерживания планируемого времени вылета и прибытия, в том числе, при обеспечении полетов авиации общего назначения. АНС должна предоставлять пользователям возможность выбора предпочтительных маршрутов полета, обеспечивать поддержание требуемого уровня безопасности воздушного движения. Развитие АНС должно осуществляться на основе настоящей Концепции, международных стандартов и
рекомендуемой практики, с учетом методов аэронавигационного планирования ИКАО.

Приложение к Концепции (Термины и определения):

Аэронавигационная система (АНС) представляет собой единую систему организации использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания его пользователей, в том числе, в зонах ее международной ответственности, в интересах эффективного его использования всеми пользователями, обеспечения национальной безопасности и развития экономики Российской Федерации.  Система основана на интегрированном взаимодействии человека, технологий, средств и служб, при поддержке перспективных бортовых, наземных, спутниковых средств и систем аэронавигации.

Концепция
(Одобрена Правительством РФ (протокол заседания Правительства Российской Федерации № 35 от 4 октября 2006 г.)

 

Паспорт
федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2020 годы)»

Аэронавигационная система России должна представлять собой систему организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей во всем воздушном пространстве Российской Федерации и зонах ее международной ответственности в интересах обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития экономики государства. Основой указанной системы является интегрированное взаимодействие человека, технологий, средств и служб при поддержке перспективных бортовых, наземных и космических средств и систем аэронавигации.

Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2008 г. N 652
«Об утверждении федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2020 годы)»

3 2.9 Уровень 4.

Требования к Аэронавигационной системе

Аэронавигационная система определяется требованиями к конкретным характеристикам системы. Они включают как наземные, так и бортовые системы. На этом уровне рассматриваются требования к бортовым системам для достижения определенного уровня предоставляемого обслуживания (например, RNP). Для достижения одних и тех же RTSP на уровне 3 возможны различные сочетания характеристик системы. 9883

Руководство по глобальным характеристикам аэронавигационной системы

4 Потребности воздушного движения, которые призвана удовлетворять аэронавигационная система 24. Потребности воздушного движения, которые призвана удовлетворять аэронавигационная система или ее отдельные части, должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было непосредственно сравнивать с пропускной способностью этой системы или ее затрагиваемых частей. 7754
Европейский регион
Аэронавигационный план
Том I. Основной АНП
Стр II-3
5 Потребности в воздушных перевозках, которые аэронавигационная система должна удовлетворить 1.2.5.3 Потребности в воздушных перевозках, которые аэронавигационная система должна удовлетворить, следует определять таким образом, чтобы их можно было непосредственно сопоставить с пропускной способностью данной системы и ее соответствующих элементов. Следует составлять подробные прогнозы по основным потокам движения в конкретном районе полетной информации (РПИ) или зоне, включающей несколько РПИ. 9426

Руководство по планированию ОВД

Стр II-1-1-10

6 О подходах к предоставлению обслуживания воздушного движения (ОВД) и аэронавигационной системе В 1980-е годы Совет ИКАО рассмотрел вопрос о стабильном росте объемов деятельности международной гражданской авиации с учетом появления новых технологий и пришел к выводу о необходимости проведения тщательной оценки и анализа процедур и технических средств, находящихся на службе гражданской авиации.

В то время было признано, что существующие подходы к предоставлению обслуживания воздушного движения (ОВД) и аэронавигационная система тормозят дальнейшее развитие авиации и препятствуют процессу повышения уровня ее безопасности, эффективности и регулярности.

9858

Глобальная эксплуатационная концепция ОрВД

7 Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов 1. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

3. Порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

ВК РФ
Статья 69. Обеспечение полетов воздушных судов
8 Орган, отвечающий за регулирование аэронавигации Ведомство гражданской авиации. Государственная организация или организации (любого наименования), которые непосредственно отвечают за регулирование всех аспектов гражданского воздушного транспорта, как технических (т. е. аэронавигация и безопасность полетов), так и экономических (т. е. коммерческие аспекты воздушного транспорта). 9734

Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов

Стр В-2

9 Орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, … Положение о Министерстве транспорта  Российской Федерации,

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395

10 Орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ 1. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

5.4. осуществляет:

5.4.35. оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, в том числе по организации воздушного движения, обеспечению электросвязи, предоставлению аэронавигационной, метеорологической информации, а также авиационно-космическому поиску и спасанию;
Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта,

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396

11 Обеспечение деятельности оперативных органов Единой системы 10. Обеспечение деятельности оперативных органов Единой системы, в том числе закупка, техническое обслуживание и содержание объектов Единой системы, а также финансовое обеспечение развития Единой системы осуществляется за счет средств, получаемых в качестве платы за предоставленные услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.

Финансовое обеспечение мероприятий по развитию Единой системы может осуществляться в том числе за счет средств федерального бюджета.

Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации,

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 901

12 Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239
  Поставщик аэронавигационного обслуживания Организация, предоставляющая услуги ОрВД и/или другие указанные выше виды обслуживания.
13 Аэронавигационный сбор Экспертная формулировка:

Аэронавигационный сбор — это взимаемый платеж (плата)  за аэронавигационное обслуживание  полетов в воздушном пространстве государства, а также в пространстве, где ответственность возложена на государство , включающее в себя предоставление средств навигации и связи, обслуживание воздушного движения, предоставление метеорологической и аэронавигационной информации, осуществление поиска и спасания экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих бедствие.

В официальных документах  национального и международного уровней, конкретное определение для термина — аэронавигационный  сбор, не представлено.

См., Дос. ИКАО 9082 «Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание» и 9161 «Руководство по экономическим аспектам аэронавигационного обслуживания»

14 Ставки аэронавигационных сборов 3. Ставки аэронавигационных сборов устанавливаются в отношении организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), в соответствии с перечнем аэронавигационных сборов, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

6. При установлении ставок аэронавигационных сборов применяется метод экономически обоснованных затрат.
Правила государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 978
15 Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание 1.1. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах, воздушном пространстве Российской Федерации и над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации (далее — воздушное пространство Российской Федерации), воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами на маршрутах и/или в аэропортах (далее — потребители).

1.4. Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, маршрутов зональной навигации, местных воздушных линий, районов контролируемых гражданских аэродромов.

2.1.1. Сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса A и класса C на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях и на этапе подготовки к полету, включая выполнение следующих услуг:организацию воздушного движения;
планирование и координирование использования воздушного пространства;
предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;
аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;
передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;
обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах;
обеспечение дежурств поисково-спасательных воздушных судов и их экипажей;
сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации, в том числе в электронном виде.
Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации,

Утверждены приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241

16 Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов 1. Утвердить ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, включая сбор, обработку, передачу и предоставление метеорологической информации, в том числе в электронном виде <*>, согласно приложениям 1 — 5 к настоящему приказу. Федеральная служба по тарифам,

Приказ от 29 апреля 2015 г. N 130-т/4

17 Аэронавигационное предприятие
(предприятие ОрВД)
18 Специалист в сфере аэронавигации «АВИАДИСПЕТЧЕР — человек, находящийся на земле, но мысленно всегда впереди летящего самолёта и устраняет на его пути все возможные препятствия, обеспечивая тем самым, безопасность полётов».  Тетерин  Михаил Афанасьевич начальник кафедры УВД ВАУ ГВФ, 1964 г.

Специалист ОВД – диспетчер управления воздушным движением, специалист осуществляющий управление движением воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома.

Специалист ЭРТОС (эксплуатация радио-технического оборудования и связи)

19 Организация воздушного движения (ОрВД) Осуществляемая безопасным, экономичным и эффективным образом динамичная и интегрированная организация воздушного движения и воздушного пространства, включая обслуживание воздушного движения, организацию воздушного пространства и организацию потоков воздушного движения, путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве со всеми сторонами и с использованием бортовых и наземных функций. Приложение 15. К конвенции о международной гражданской авиации. Службы аэронавигационной информации. Определения.
20 Обслуживание воздушного движения Общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, консультативное обслуживание воздушного движения, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание). Приложение 11. К конвенции о международной гражданской авиации. Обслуживание воздушного движения. Определения.
21 Диспетчерское обслуживание воздушного движения; управление воздушным движением Обслуживание, предоставляемое в целях:

а) предотвращения столкновений:

1) между воздушными судами,
2) воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования и

b) ускорения и регулирования воздушного движения.

Приложение 11. К конвенции о международной гражданской авиации. Обслуживание воздушного движения. Определения.
22 Заявленная пропускная способность Мера способности системы УВД или каких-либо ее подсистем или пунктов управления предоставлять обслуживание воздушным судам в период нормальной деятельности.

Она выражается в виде количества воздушных судов, входящих в конкретную часть воздушного пространства в данный период времени, с должным учетом погодных условий, конфигурации органа УВД, имеющегося персонала и оборудования, а также любых других факторов, которые могут оказывать влияние на рабочую нагрузку диспетчера, отвечающего за это воздушное пространство.

Приложение 11. К конвенции о международной гражданской авиации. Обслуживание воздушного движения. Определения.
23 Аэронавигационная информация

Аэронавигационная карта

 

Аэронавигационные данные

Информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных.

Условное изображение участка земной поверхности, его рельефа и искусственных сооружений, специально предназначенное для аэронавигации.

Изложение аэронавигационных фактических данных, концепции или инструкции в формализованном порядке, пригодном для связи, интерпретации или обработки.

Приложение 15. К конвенции о международной гражданской авиации. Службы аэронавигационной информации. Определения.
24 Управление воздушным движением в рамках аэронавигации 9.5.1 Много было написано о развитии УВД в будущем. При этом подчеркивалось, что УВД не может и не должно рассматриваться изолированно ни в рамках аэронавигации, ни в рамках воздушного транспорта вообще. События после энергетического кризиса 1973 года показали, что времена, когда аэронавигация и воздушный транспорт развивались параллельно, почти без взаимосвязи, ушли в историю, и что экономические и технические аспекты гражданской авиации необходимо рассматривать как единое целое (например, сборы с пользователя и техническое развитие аэронавигации или экономию топлива и организацию потока движения). 9426

Руководство по планированию ОВД

Стр 1-2-9-5

25 Управление воздушным движением Термина УВД в документах ИКАО нет. Есть неправильный перевод ATC (данное обстоятельство было согласовано с авиационной администрацией СССР), что должно переводиться как контроль воздушного движения, как функция ATS (обслуживание воздушного движения). Но исправить это сегодня невозможно! Некому заплатить ИКАО за переиздание всех документов на русском языке, где он используется. Экспертное мнение
26 Система RNP Аэронавигационная система, которая обеспечивает контроль на борту за выдерживанием характеристик и выдачу предупреждений об их несоблюдении. 9613
Руководство по навигации, основанной на характеристиках
Том I. Концепция и инструктивный материал по реализации
27 Навигация, основанная на характеристиках (PBN) Зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, схему захода на посадку по приборам или полет в установленном воздушном пространстве.

Примечание. Требования к характеристикам определяются в навигационных спецификациях (спецификация RNAV, спецификация RNP) в виде точности, целостности, непрерывности, готовности и функциональных возможностей, необходимых для выполнения планируемого полета в контексте концепции конкретного воздушного пространства.

Приложение 11. К конвенции о международной гражданской авиации. Обслуживание воздушного движения. Определения.
28 Зональная навигация (RNАV) Метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации.

Примечание. Зональная навигация включает в себя навигацию, основанную на характеристиках, а также другие виды операций, которые не подпадают под определение навигации, основанной на характеристиках.

Приложение 11. К конвенции о международной гражданской авиации. Обслуживание воздушного движения. Определения.
29 Средства аэронавигации Средства аэронавигации — бывают астрономическими, светотехническими, геотехническими и радиотехническими.

Наиболее обширную и важную группу аэронавигационных средств образуют радиотехнические средства, располагаемые на борту, на Земле и на других летательных аппаратах. Обычно в аэронавигации приборы и системы, основанные на упомянутых выше различных принципах, используются комплексно, поскольку каждой группе аэронавигационных средств присущи свои достоинства и недостатки.

30 Аэронавигационное обеспечение полетов Аэронавигационное обеспечение полетов  – комплекс мероприятий, проводимых на этапах организации, подготовки и выполнения полетов и направленных на создание условий для точной, безопасной  и экономичной аэронавигации.
31 Радионавигационная служба Служба, предоставляющая с помощью одного или нескольких радионавигационных средств информацию наведения или данные о местоположении в целях эффективного и безопасного производства полетов воздушными судами. Приложение 15. К конвенции о международной гражданской авиации. Службы аэронавигационной информации. Определения.
32 Сборник аэронавигационной информации (АIР) Выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации. Приложение 15. К конвенции о международной гражданской авиации. Службы аэронавигационной информации. Определения.
33  NОТАМ Извещение, рассылаемое средствами электросвязи и содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов. Приложение 11. К конвенции о международной гражданской авиации. Обслуживание воздушного движения. Определения.
34
35
36
37
38
39
40
СЛОВАРИ
1  Словарь ИКАО по международной гражданской авиации 9713 Словарь cм, здесь >
2
    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.