Обращение Экспертного совета Международного общественного движения (МОД) «Аэронавигация Без Границ» по авиакатастрофе в Актау.
Экипаж и авиадиспетчеры делали всё, что в их силах.
Произошедшая 25.12.2024 года авиакатастрофа воздушного судна (ВС) Embraer 190 AHY 8243 Азербайджанской авиакомпании Az Airlines, это ужасная трагедия, расследование которой в целях установления всех обстоятельств и причин, несомненно, является делом профессионалов – соответствующей комиссии и компетентных органов.
Вместе с тем, членами Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ» на основании, имеющейся информации о расшифровке записи переговоров «экипаж-диспетчер», выражено следующее мнение относительно диспетчерского обслуживания, предоставленного ВС в воздушном пространстве Российской Федерации.
Из имеющихся данных следует, что российские авиадиспетчеры предприняли необходимые меры для обеспечения безопасного захода ВС на посадку с учетом фактических метеорологических условий на аэродроме Грозный, в соответствии с запросами экипажа, основываясь на докладах о работе бортового оборудования и возможностях наземных радиотехнических систем обеспечения полетов, эксплуатируемых в районе аэродрома.
Диспетчер пункта «Грозный Вышка», осуществляя активное управление движением ВС (по курсу и высоте полета), дважды, выводя ВС на предпосадочную прямую, выдавал экипажу разрешение на посадку, что подтверждалось экипажем. Однако, в процессе повторного захода, после выданного диспетчером разрешения на посадку, экипаж принял решение следовать в Баку, о чем сообщил диспетчеру. При этом необходимо отметить, что все решения экипажа ВС обеспечивались диспетчером безусловно и оперативно.
Также и впоследствии, по всему маршруту следования ВС в воздушном пространстве РФ, диспетчерами незамедлительно и беспрекословно осуществлялось обеспечение всех решений, запросов и докладов командира ВС, связанных с полётом в складывающихся, сложнейших для экипажа условиях.
Диспетчеры соответствующих пунктов управления воздушным движением по маршруту следования ВС, руководствуясь решениями экипажа, предоставляли ему всю имеющуюся в их распоряжении информацию, оказывали необходимое содействие экипажу, в т.ч. отводя ВС от горного района и обеспечивая его полёт на указанный экипажем аэродром посадки на безопасной и при этом приемлемой высоте с учетом разгерметизации ВС.
Необходимо отметить, что в данной ситуации именно командир ВС, в соответствии с правилами полётов, принимает окончательное решение относительно выбора аэродрома посадки, в т.ч. учитывая рекомендации и информацию, которая незамедлительно предоставлялась авиадиспетчерами по его запросам.
Российские авиадиспетчеры на протяжении всего полета ВС готовы были обеспечить его заход на посадку в любом из ближайших аэропортов РФ, на которые экипаж принимал решение следовать – это Махачкала и Минеральные Воды. Однако, в связи с изменением ситуации на борту, данные решения экипаж вынужденно сам изменял, стремясь минимизировать риски, связанные с возникающими сложностями пилотирования ВС. В этой связи окончательным решением экипажа было следовать в Актау (Казахстан).
В соответствии с данным решением экипажа российские авиадиспетчеры, подведя ВС к госгранице с курсом на аэродром Актау, осуществляя при этом активное содействие экипажу, передали ВС под управление своих коллег из Казахстана, предварительно сообщив им необходимую информацию.
Кроме этого, в связи с инсинуациями на тему о якобы выдуманной версии о столкновении ВС с птицами и взрывом на борту кислородного баллона, которая озвучивалась в качестве предварительной информации, необходимо отметить следующее.
Данная информация, подтверждённая средствами объективного контроля, действительно была предана диспетчеру экипажем ВС, а именно: «Удар птиц в кабине… Э, удар птицы и в кабине два кресла взорвались», а также: «Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон».
Из записи переговоров «экипаж-диспетчер» следует, что на протяжении всего полета экипаж о других причинах, связанных с отказами систем ВС диспетчерам не докладывал.
Экспертный совет МОД «Аэронавигация Без Границ» отдает должное мужеству всего экипажа воздушного судна Азербайджанской авиакомпании Az Airlines, который делал всё для спасения авиапассажиров в сложнейшей ситуации.
Члены Экспертного совета призывают всех воздерживаться от каких-либо, в том числе эмоциональных, обвинений в адрес кого бы то ни было до окончательных выводов и заключения соответствующих компетентных органов и, прежде всего, комиссии по расследованию данной авиакатастрофы.
Домыслы – главный враг расследования!
По поручению членов Экспертного совета Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ».
Главный координатор МОД «Аэронавигация Без Границ»
В.И. Ежов.
Почетный председатель Общественного Совета МОД «Аэронавигация Без Границ», председатель Совета ветеранов Аэронавигации России, Лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полетов
В.Г. Шелковников.
Координатор Общественного совета МОД «Аэронавигация Без Границ»
Я.И. Борисов.