ПОЧЕМУ 20 ОКТЯБРЯ — ДАТУ СОЗДАНИЯ IFATCA
В РОССИИ СЧИТАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ?
ПОЧЕМУ ДАТА 20 ОКТЯБРЯ В АЭРОНАВИГАЦИИ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ДНЁМ СКОРБИ?
Почему после начала специальной военной операции на Украине поздравление с датой создания IFATCА 20 октября стало восприниматься в российской авиационной среде неоднозначно и даже критически?
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Профессиональный праздник — День авиадиспетчера официально не устанавливался ни в СССР, ни в России до 28 августа 2024 года.
Бытует заблуждение, что установлен международный день авиадиспетчера, который ежегодно отмечается 20 октября.
Как правило, Международные дни, призванные подчеркнуть значение избранных исторических событий и аспектов жизни людей отмечаются в мире на основании решений Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) и/или специализированных учреждений ООН.
Решений ООН и/или соответствующих организаций относительно учреждения международного дня авиадиспетчера никогда не было.
Что же на самом деле произошло 20 октября и как в России появилась традиция
празднования международного дня авиадиспетчера именно в этот день?
20 октября 1961 года в столице Нидерландов Амстердаме было создано Международное объединение профсоюзных организаций авиационных диспетчеров, на английском языке — International Federation of Air Traffic Controllers’ Associations (IFATCA), в прямом переводе – Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Подробнее с историей IFATCA можно ознакомиться на сайте этой организации, см. здесь >
Следует отметить, что членами Ассоциаций (профсоюзов), входящих в IFATCA являются не только авиадиспетчеры.
В СССР интересы всех работников гражданской авиации, включая авиационных диспетчеров, представлял Центральный комитет отраслевого профсоюза авиаработников, входящий в структуру Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), после распада СССР — Федерация профсоюзов авиационных работников, которая и была членом IFATCA до 1993 года.
4 — 5 апреля 1989 года в Ульяновске состоялась Учредительная конференция общественной организации авиадиспетчеров СССР, на которой была создана Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров гражданской авиации (ВААД ГА), переименованная затем в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров СССР. Впоследствии 1 ноября 1991 года была создана Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России). Спустя 1,5 года, после создания ФПАД России, в апреле 1993 года в IFATCA, вместо исключенной тогда же из этой организации Федерации профсоюзов авиационных работников России, была принята Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России. Подробнее с историей ФПАД России вы можете ознакомиться здесь >.
Примечание: относительно членства следует отметить, что профсоюзные организации (ассоциации), претендующие на членство в IFATCA, декларируют (заявляют) количество членов, вступающих от национальной ассоциации (профсоюза) согласно которому впоследствии ими уплачиваются членские взносы в эту международную организацию.
Из истории: например, с 1993 года (после вступления Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России в IFATCA), количество заявленных членов ФПАД России в IFATCA составляло порядка 10% от общей численности членов ФПАД России, с последующим незначительным увеличением в зависимости от бюджета организации и размера взноса в соответствующей валюте, устанавливаемого IFATCA.
В этой связи утверждение, что с 1993 года все члены ФПАД России были членами IFATCA, — является заблуждением.
ФПАД России является членом IFATCA с 1993 года в количестве заявленных членов профсоюза, пропорционально численности которых уплачивались членские взносы в IFATCA и выдавались членские карточки IFATCA (cм. здесь >).
Примечание: Принятие ФПАД России в IFATCA — это результат внутрипрофсоюзной борьбы и, отчасти, политических взглядов. Интересы авиадиспетчеров в IFATCA до 1993 г. представляли профсоюзы бывшего ВЦСПС (ФНПР) — это ФПАР и затем ОПАР.
На протяжении 90-х годов ФПАД России неоднократно поднимала перед авиационными властями Российской Федерации вопрос, связанный с учреждением профессионального праздника авиадиспетчеров, приуроченного к памятной дате, связанной с историей профессии и служб движения гражданской авиации СССР — России. Однако, он так и не был даже рассмотрен.
В дальнейшем, в связи с бездействием по данному вопросу и безразличием авиационных властей того времени к истории отечественной Аэронавигации, представителями Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) России: В.Г. Конусенко, В.И. Ежовым и Д.К. Моисеевым в 1993 году было условлено, что в честь принятия ФПАД России в Международную федерацию ассоциаций (профсоюзов) авиационных диспетчеров (IFATCA), считать дату создания IFATCA – Днём авиадиспетчера и ежегодно поздравлять с этим событием всех коллег в России, странах СНГ и Прибалтики (бывших членов ФПАД СССР). Ответственным исполнителем был В.И. Ежов, который на протяжении семи лет (будучи зав.орг.отделом, вице-президентом, а затем президентом ФПАД России) накануне 20 октября каждого года направлял всем, включая представителей руководства гражданской авиации, поздравительные сообщения (в т.ч. по АФТН), письма ФПАД России и открытки с Днём авиадиспетчера.
Изначально данные поздравления сопровождались ироническими замечаниями со стороны руководства отрасли о том, что такого дня не существует, затем, спустя годы (в течение которых сменилось более 5-ти руководителей гражданской авиации) в ответ, вероятно, исходя из общих принципов профессиональной этики или благосклонности авиационных властей ко всему, что связано с Западом, начали благодарить за полученные поздравления, а в последствии руководство, созданной Госкорпорации по ОВД и Федеральной аэронавигационной службы России продолжили уже сформировавшуюся традицию и сами стали поздравлять российских авиадиспетчеров с якобы Международным днём авиадиспетчера, не вдаваясь в подробности его истоков и не интересуясь основаниями для подобных поздравлений.
Именно так в России и появилась традиция отмечать «Международный день авиадиспетчера» – 20 октября, который неформально отмечался, в т.ч. в среде специалистов управления воздушным движением некоторых стран СНГ и Прибалтики (бывших республик СССР).
Вместе с тем, в результате популяризации даты – 20 октября, проводимой ФПАД России до 2000 года, убежденность авиационных властей России в том, что дата создания IFATCA является Международным днём авиадиспетчера, в последующем стала выражаться в официальных ежегодных поздравлениях работников служб управления воздушным движением России с этим праздником не только со стороны руководства гражданской авиации России, ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», но и аэронавигационного сообщества ряда стран СНГ.
В 2021 году, впервые в истории России, с этим праздником российских авиадиспетчеров официально поздравил Министр транспорта Российской Федерации (см. Правительственная телеграмма Москва-650 966/04402 112 19/10 1259).
Выражая уверенность в том, что Минтранс России располагает соответствующим документом (решением), послужившим основанием для объявления (в указанной Правительственной телеграмме) даты 20 октября профессиональным праздником — «Международным днём авиадиспетчера», в целях устранения имеющегося «пробела» в истории отечественной и международной аэронавигации к Министру транспорта России было направлено обращение с просьбой о предоставлении копии данного документа.
В ответе на запрос Минтранс России письмом от 15.03.2022 года № 01-88-ПГ сообщил, что такими сведениями не располагает, а указанная телеграмма не является признанием Минтрансом России указанного праздника, в дальнейшем поздравлений с международным днем авиадиспетчера в адрес ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» направляться не будет.
После начала специальной военной операции на Украине общественная организация IFATCA выступила в качестве организатора акции, которая сопровождалась заявлениями, провоцирующими негативное отношение к Российской Федерации.
Авиадиспетчеры России наблюдали как инициированная IFATCA гуманитарная акция «ПОДДЕРЖИ УКРАИНУ», сопровождалась политическими заявлениями этой организации.
При этом следует отметить, что любые гуманитарные инициативы – это правильно и благородно, а их поддержка, безусловно, необходима!
Однако, в связи с этой акцией IFATCA у многих российских авиадиспетчеров возникли вопросы:
Почему данная акция IFATCA сопровождается политическими оценками ситуации?
Почему на протяжении многих лет IFATCA не обращала внимания и молчала об уничтожении аэропортов и ВПП в Донецкой и Луганской областях Украины, а также на бомбардировки уже не существующей Югославии, на ситуацию в Республике Абхазия, Ираке, Ливии, Сирии и других государствах, в которых авиадиспетчеры, как и все остальные граждане, страдали от войны и бед, причинённых народам этих стран?
Почему тогда IFATCA не была так глубоко обеспокоена неспровоцированным нападением и воздействием на население этих стран, разрушением их социально-значимых инфраструктурных объектов?
Почему тогда IFATCA не «била в колокола» и не публиковала на своем сайте таких же заявлений, как сейчас: «IFATCA глубоко обеспокоена неспровоцированным нападением на Украину и его последствиями для населения страны, включая наших коллег и их семьи. Как показывает история, вооруженный конфликт и агрессия никогда не являются решением. IFATCA призывает всех участников немедленно прекратить боевые действия, уважать международные соглашения и немедленно разрядить ситуацию путем переговоров и посредничества».
Почему IFATCA выражает заботу только об украинцах, которые ищут убежища в соседних Европейских странах, разве эту общественную организацию совсем не волнуют украинцы, которые на протяжении 9 лет бежали от войны из Украины в Россию?
Разве в IFATCA не известны факты о том, что работникам Украэроруха, как и другим гражданам Украины, после прибытия в Россию была оказана необходимая помощь, многие из них прошли дополнительную профессиональную подготовку, были трудоустроены и успешно выполняют работу согласно своей квалификации в подразделениях ЕС ОрВД РФ на различных ответственных должностях, включая руководящие в генеральной дирекции ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»?
Решение IFATCА: «после обсуждения на Европейском региональном совещании в Брюсселе в октябре прошлого года было решено направить пожертвования в пользу ассоциаций-членов (в основном Польши и Румынии), которые непосредственно поддерживают семьи наших украинских коллег на границе с Украиной».
Разве это не политически ориентированный подход к гуманитарным инициативам и оценкам ситуации?
Соответственно возник и вопрос о целесообразности популяризации в России неформальных праздников, даты которых приурочены к истории создания зарубежных общественных организаций, демонстрирующих своё недружественное отношение к Российской Федерации?
Как следствие — никто из руководства федеральных органов исполнительной власти России с 2022 года не выражает, как это было ранее, своих поздравлений 20 октября 2023 года. Руководство ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» также отказалось от практики подобных поздравлений.
Федеральный профсоюз авиадиспетчеров России приостановил уплату членских взносов в IFATCА.
В связи с политизированными и одиозными оценками IFATCА позиции России поздравление с датой создания IFATCА 20 октября стало восприниматься в российской авиационной среде весьма неоднозначно и даже критически.
Однако, все выражают надежду на то, что вопросы, связанные с ситуативными политическими заявлениями IFATCА в отношении России, со временем будут решены.
В связи с историей вопроса о чествовании Дня авиадиспетчера в Российской Федерации
ветераны Аэронавигации России вышли с инициативой об учреждении официального профессионального праздника — День авиадиспетчера России.
О ДАТЕ ЧЕСТВОВАНИЯ ДНЯ АВИАДИСПЕТЧЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2024 года, также впервые в России, издан приказ ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» № 645-п Об установлении корпоративного профессионального праздника «День авиадиспетчера» >>, который приурочен к Дате (27 октября 1931 года) организации диспетчерской службы Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (ВО ГВФ), как родоначальника диспетчерской службы (служб движения) СССР — России.
27 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ АВИАДИСПЕТЧЕРА РОССИИ!
Также ветеранами Аэронавигации России при поддержке работников подразделений Госкорпорации по ОрВД, расположенных более чем в 50% субъектах РФ, в многотысячных коллективах которых работают представители множества профессий и специальностей, в т.ч. членов соответствующих общероссийских профсоюзов действующих в подразделениях Аэронавигационной системы России, в адрес авиационных властей, Минтранса России и Президента Российской Федерации было направлено обращение с общественной инициативой об установлении отечественного профессионального праздника – День работников Аэронавигации России 16 февраля. Подробнее об этой дате, см. здесь >>
«По результатам повторного рассмотрения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее — Предприятие) письма МОД «Аэронавигация без Границ» № 52/ИК-п от 14.12.2021 г. о профессиональном празднике «День работников Аэронавигации России» сообщаю следующее. Генеральный директор И.Н. Моисеенко» Письмо ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 11.01.2022 г., см. здесь >> Результаты опроса мнений работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» >> Данная инициатива была признана обоснованной и поддержана организациями российского авиационного сообщества: — Российской ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта >>; 29 декабря 2023 года впервые в истории Аэронавигации России, по инициативе ветеранов ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ, поддержанной руководством Росавиации, коллективом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и авиационным сообществом, на уровне федерального государственного предприятия издан нормативный документ об официальном чествовании исторически значимых памятных дат (событий),
Для представления мнения всего трудового коллектива было организовано рассмотрение в филиалах Предприятия инициативы МОД «Аэронавигация без Границ» от 17.11.2021 г. №48/ИК-п.
Из поступивших докладов руководства филиалов следует, что инициатива по учреждению профессионального праздника – День работника Аэронавигации России нашла поддержку в структурных подразделениях филиалов.
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» поддерживает инициативу Международного общественного движения «Аэронавигация без границ» об учреждении на государственном уровне профессионального праздника – День работников Аэронавигации России, объединяющего всех работников отрасли.
— Ассоциацией «Аэропорт» гражданской авиации >>;
— СРО «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий» >>;
— Общероссийской Общественной организацией «Содружество ветеранов гражданской авиации России» >>.
заложивших основы формирования структур отечественной аэронавигации (Приказ ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 29.12.2023 г. № 893-п)
Настоящий исторический экскурс в отношении сложившейся традиции поздравлений, приуроченных к произошедшему 20 октября 1961 года, действительно историческому событию в международном профсоюзном движении авиадиспетчеров, кроме достижения цели, связанной с приобретением пользователями Портала дополнительной познавательной информации, также обращает внимание и на необходимость бережного отношения к истории отечественной Аэронавигации, её датам и событиям.
Отвечая же на поставленный вопрос, можно с полной уверенностью утверждать, что дата 20 октября никаким образом не связна ни со значимыми историческими событиями, касающимися появления этой специальности и профессии, ни с созданием подразделений (служб) управления воздушным движением ни в мире, ни в СССР, РСФСР, России.
Относительно консенсуса мнений международного профессионального сообщества, а также оснований для установления международного статуса чествования Дня авиадиспетчера 20 октября, также ничего не известно.
Для справки: IFATCA, являющаяся одной из представительных и авторитетных организаций в мировом аэронавигационном сообществе, никогда (по состоянию на момент опубликования данной статьи) не объявляла дату своего создания (учреждения) – Международным днём авиадиспетчера.
Подразделения специалистов, осуществлявших управление движением на первых линиях воздушных сообщений, появились в Западной Европе и в СССР задолго до создания IFATCA.
При этом очевидно, что появление специальности и профессии никаким образом не может быть связано с созданием профсоюзной организации, являющейся союзом (ассоциацией) соответствующих специалистов, объединившихся по профессиональному признаку.
Какой-либо иной информация по данному вопросу, подтверждающей, что до 1993 года кто-то кого-то официально поздравлял с «Международным днём авиадиспетчера» — 20 октября, — не существует.
В России с 2014 года дата 20 октября также является и днём скорби, напоминающим об с ужасной трагедии — авиакатастрофе Falcon 50, произошедшей во Внуково. При крушении погибли все находившиеся на борту воздушного судна, в том числе президент французского нефтяного концерна Total Кристоф де Маржери, в честь которого в России назван первый в мире ледокольный СПГ-танкер.
Решением Солнцевского районного суда города Москвы все подсудимые авиадиспетчеры и руководитель полетов были признаны виновными и привлечены к уголовной ответственности. Осужденные были приговорены к различным срокам заключения от пяти до шести лет колонии-поселения.
Уголовное преследование других подозреваемых из числа руководящего состава подразделений системы ОрВД продолжается на протяжении многих лет с момента авиакатастрофы, в отношении отдельных из них уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим основаниям (истечение срока давности) в связи с их ходатайствами.
Оправданных по данному уголовному делу — нет.
Справочная информация
О наиболее представительных неправительственных международных профессиональных объединениях в сфере использования воздушного пространства и управления воздушным движением в мире и странах СНГ:
IFATCA – Международная федерация ассоциаций (профсоюзов) авиадиспетчеров. IFATCA является признанной международной организацией, представляющей ассоциации авиадиспетчеров. Федерация представляет интересы авиадиспетчеров уже более 50 лет и насчитывает более 50 000 членов в более чем 130 странах. (Для справки: членами Организации Объединённых Наций являются 193 государства). При этом следует отметить, что далеко не все специалисты управления воздушным движением в мире являются членами национальных профсоюзных организаций авиадиспетчеров, входящих в IFATCA.
CANSO – Международная организация гражданского аэронавигационного обслуживания, — объединение провайдеров аэронавигационных услуг. Члены CANSO осуществляют обслуживание почти 90 процентов мирового воздушного движения. Члены организации обмениваются информацией и разрабатывают новую политику с конечной целью улучшения аэронавигационного обслуживания (АНС) на земле и в воздухе. CANSO представляет мнения своих членов широкому кругу авиационных заинтересованных сторон, включая международную организацию гражданской авиации, где она имеет официальный статус наблюдателя. При этом следует отметить, что не все провайдеры аэронавигационных услуг являются членами CANSO.
Air Traffic Control Association (ATCA) — Ассоциация авиационных диспетчеров (основана в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1956 году группой авиадиспетчеров)
Как независимая некоммерческая организация, ATCA преследует следующие цели:
— поощрение, поддержание и повышение статуса и благополучия специалистов по управлению воздушным движением и авиационного сообщества;
— развитие и распространение знаний об управлении воздушным движением на всех его этапах и применениях. Поощрение разумного и честного сотрудничества между всеми лицами, сторонами и агентствами, заинтересованными в продвижении и развитии авиации и, в частности, в области управления воздушным движением.
Координационный Совет «Евразия» >
Учредители КС «Евразия» — предприятия по ИВП и ОрВД: «Казаэронавигация» (Республика Казахстан), «Кыргызаэронавигация» (Кыргызская Республика), «Госкорпорация по ОрВД» и «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения» (Российская Федерация), а также службы движения государственной авиакомпании «Точикистон» (Республика Таджикистан) и Центра «Узаэронавигация» (Республика Узбекистан). Позже к Координационному Совету «Евразия» присоединились Государственное предприятие «Белаэронавигация» (Республика Беларусь), Предприятие УВД «Азераэронавигация» Азербайджанская Республика, ЗАО «Армаэронавигация» (Республика Армения).