МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Единая ли система ОрВД в России? Автор: admin 11.02.2021 г.

По инициативе Совета ветеранов аэронавигации России, к 48-й годовщине ЕС УВД СССР, представителями Экспертного совета Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ»

проведен Ретроспективный анализ, касающийся вопросов межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности полетов при управлении воздушным движением, а также развития Единой системы организации воздушного движения и государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации.

Из анализа:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы наметилась тенденция роста авиационных инцидентов с участием гражданских и/или государственных воздушных судов по причине неудовлетворительной координации взаимодействия между органами ЕС ОрВД и органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства.

Исторически структура построения системы управления воздушным движением изменялась от военно-гражданской двух ведомственной системы в 1973 — 1990 и 1994 – 2005 годах, до создания единых общегосударственных отраслевых органов исполнительной власти в области использования воздушного пространства и управления воздушным движением (1990, 1992 и 2005 годы).

С 2009 года — это ведомственная Единая система организации воздушного движения  (ЕС ОрВД) в составе Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), – руководящего органа ЕС ОрВД РФ.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ

1. Отсутствие в ЕС ОрВД соответствующих межведомственных координационных органов федерального и регионального уровня, сформированных в целях повышения безопасности полетов и усиления межведомственной координации в области использования воздушного пространства.

2. Наличие противоречий в положениях о Минтрансе России, Росавиации, Ространснадзоре, нормам, установленным Воздушным кодексом Российской Федерации. Полномочия Минтранса России, Росавиации и Ространснадзора, установленные Правительством Российской Федерации, в части, касающейся использования воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, а также их распределение (делегирование) соответствующим структурным подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), — не соответствуют нормам Воздушного кодекса РФ.

3. Подведомственный Минтрансу России надзор за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации, в части использования воздушного пространства, является недостаточным и допускает разноречивое толкование норм Воздушного кодекса Российской Федерации и ведомственных актов.
Примечание: иначе трудно объяснить, почему в течение последнего десятилетия остаются не замеченными противоречия отдельных норм, указанных нормативных правовых актов, Воздушному кодексу Российской Федерации.

4. Отсутствие в положениях о названных выше ФОИВ соответствующих норм о государственном регулировании использования воздушного пространства и назначении уполномоченных органов в области использования воздушного пространства свидетельствует об отдельных упущениях в процессе разработки положений для представления к утверждению Правительством Российской Федерации.
Примечание: данное обстоятельство может наводить на мысль о том, что Государство — Российская Федерация, отказалось от государственного регулирования использования воздушного пространства и назначения уполномоченных органов в этой области.


Координатор Совета ветеранов аэронавигации России,
Почетный председатель Общественного совета  МОД «Аэронавигация Без Границ»,  
Лауреат Государственной премии СССР за работу в области управления воздушным движением, Почетный работник транспорта Российской Федерации, член  Всемирного фонда безопасности полетов В.Г. Шелковников.

Почетный председатель Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ», Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, кандидат технических наук Ю.П. Дарымов.

Координатор Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ», Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, кандидат технических наук  А.М. Барановский.

 

Полный текст Ретроспективного анализа, см. здесь >

Приложение к анализу «Авиационные инциденты  с участием ВС гражданской и/или государственной авиации в 2018 — 2020 годах», см. здесь >

 

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.