АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
НЭЦ АУВД ГА — ГосНИИ «Аэронавигация»

Хронология>   Руководство>    НЭЦ АУВД -ГосНИИ «Аэронавигация»>   Фотогалерея>

ИСТОРИЯ
НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦЕНТРА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (НЭЦ АУВД ГА),
ПРЕОБРАЗОВАННОГО В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АЭРОНАВИГАЦИИ
(ГосНИИ «АЭРОНАВИГАЦИЯ»)

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
1974 14 января 1974 года во исполнение  Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 16 февраля 1973 г. «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации» на основании совместного приказа МО СССР и МГА СССР, был создан Научно — экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением — НЭЦ АУВД. На НЭЦ АУВД было возложено научное обеспечение создания и деятельности Единой системы УВД, разработка предложений по проведению единой технической политики в области управления воздушным движением, создание и внедрение АС УВД.

Создание НЭЦ АУВД связано с интенсивным развитием воздушного транспорта, необходимостью повышения уровня безопасности, регулярности и экономичности полётов самолётов и вертолётов гражданской авиации.

НЭЦ АУВД являлся головным НИИ по вопросам развития и совершенствования Единой системы управления воздушным движением страны; разработки, испытаний и внедрения перспективных автоматизированной систем управления воздушным движением; наземных и бортовых технических средств навигации, посадки и связи; вёл научные исследования по эргономическому обеспечению управления воздушным движением и подготовке диспетчерского состава.

НЭЦ АУВД имел лабораторную базу для проведения всех видов исследований по закреплённой тематике.

1976 В НЭЦ АУВД под руководством В.Ф. Карлова была создана лабораторная база, на которой были развернуты комплексные исследования влияния человеческого фактора на безопасность полетов при УВД. Работы В.Г. Линова, В.М. Сарычева и других специалистов позволили внедрить в практику гражданской авиации эргономические нормы и требования к оборудованию рабочих мест, нормативы загрузки диспетчеров и пропускной способности. Одновременно, в середине 70-х годов в ГосНИИ ГА, а затем в НЭЦ АУВД получили развитие работы по авиационной эргономике. У истоков этих работ стояли В.Г. Иванов, Н.А. Столяров, А.А. Бучацкий. Важным результатом их деятельности явилось создание руководства по эргономике, позволившего заложить соответствующие требования к кабинам воздушных судов.
1979 На НЭЦ АУВД были возложены функции международного научно-экспериментального центра УВД для совершенствования и дальнейшего развития систем и средств управления воздушным движением.

НЭЦ АУВД представлял гражданскую авиацию страны в ИКАО и других международных организациях.

1982 Главнокомандующий ВВС главный маршал авиации П.С. Кутахов знакомится с работой НЭЦ АУВД. Были развернуты работы по ряду направлений исследований и разработок. Развивалась организационная структура НЭЦ АУВД.
1990 30 апреля 1990 года Постановлением Совета Министров СССР и Приказом Министра гражданской авиации СССР от 25 мая 1990 года НЭЦ АУВД был преобразован в Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации (ГосНИИ «Аэронавигация»), имея также в виду использование этого Центра в дальнейшем в интересах стран-членов СЭВ.
1998 На базе ГосНИИ «Аэронавигация» был создан Центр по сертификации организаций, осуществляющих эксплуатацию радиотехнического оборудования обеспечения полетов и авиационной электросвязи и обслуживание (управление) воздушного движения, объектов радионавигации, радиолокации и авиационной электросвязи (ЦС ОЭРТОС и УВД).
2007 В институте была создана рабочая группа по разработке Концепции ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации», руководство которой осуществлял Б.А. Артюков и в работе над которой приняли участие ведущие специалисты института. Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации была утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2008 г. N 652.

 

Руководство НЭЦ АУВД ГА — ГосНИИ «АЭРОНАВИГАЦИЯ»

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1974 — 1982 Кузнецов М.И. Начальник НЭЦ АУВД Подробнее >
Задорожный А.И. Заместитель начальника НЭЦ АУВД Подробнее >
1982 — 2005 Анодина Т.Г. Начальник НЭЦ АУВД

Директор ГосНИИ «Аэронавигация»

Доктор технических наук, профессор  Подробнее >
Ю.М. Федоров Заместитель начальника НЭЦ АУВД Доктор технических наук
Подробнее >
В.В. Шкирятов Заместитель начальника НЭЦ АУВД Доктор технических наук
Подробнее >
Н.У. Тимошок Зам. начальника НЭЦ АУВД по бортовому оборудованию Подробнее >
В.Я. Кушельман Зам. директор института по бортовому оборудованию Доктор технических наук
Подробнее >
В.Я. Галкин Первый зам. начальника НЭЦ АУВД, исполнительный директор института Кандидат экономических наук
Подробнее >
В.П. Куранов Исполнительный директор Кандидат технических наук
В.И. Мокшанов Первый зам. директора института, исполнительный директор Доктор технических наук
Подробнее >
2005 — 2008 Соломенцев В.В. Директор ГосНИИ «Аэронавигация» Доктор технических наук Подробнее >
2005-2006 Корчагин В.А. Первый зам. директора института Кандидат технических наук
Подробнее >
2008-2012 Пятко С.Г Директор ГосНИИ «Аэронавигация» Подробнее >
Назимов О.Н. Заместитель директора по аэронавигационному обслуживанию Подробнее >
Кушельман В.Я. Заместитель директора по бортовому оборудованию, начальник Научного центра «Исследований и сертификации бортового оборудования» Подробнее >
Богданов В.С. Заместитель директора, главный инженер Подробнее >
Денисчев В.П. Начальник Научного центра «Исследований и внедрения технических средств ОрВД» Подробнее >
Шайдуров Ю.Н. Начальник Научного центра «Исследований и развития системы ОрВД и автоматизации технологических процессов» Подробнее >

НЭЦ АУВД ГА — ГосНИИ «АЭРОНАВИГАЦИЯ»

 НЭЦ АУВД был создан в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР для проведения комплексных исследований принципов, средств и методов организации единой системы автоматизированного управления воздушным движением гражданской и военной авиации. Все годы своего существования Институт успешно реализовывал свои научно-производственные планы, выполнял все возложенные на него задания и поручения.

Являясь головной научной организацией в области создания и развития Аэронавигационной системы России, ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» проводил исследования и комплексные разработки по совершенствованию организации воздушного движения и использования воздушного пространства, внедрению перспективных систем и средств связи, навигации, наблюдения, автоматизации управления воздушным движением, созданию перспективных комплексов бортового пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования.

Своими успехами и достижениями Институт обязан высокому профессионализму, преданности своему делу и целеустремленности сотрудников.

16 февраля 1973 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации» 4-й пункт Постановления предписывал: Создать в системе МГА Научно — экспериментальный центр автоматизации УВД (НЭЦ АУВД), возложив на него комплексное решение задач по разработке принципов, средств и методов организации единой унифицированной системы АУВД гражданской и военной авиации.

14 января 1974 г. во исполнение указанного Постановления на основании совместного приказа МО СССР и МГА СССР от /, был создан Научно — экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением — НЭЦ АУВД. На НЭЦ АУВД было возложено научное обеспечение создания и деятельности Единой системы УВД, разработка предложений по проведению единой технической политики в области управления воздушным движением, создание и внедрение АС УВД.

30 апреля 1990 года Постановлением Совета Министров СССР и Приказом Министра гражданской авиации СССР от 25 мая 1990 года НЭЦ АУВД был преобразован в Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации (ГосНИИ «Аэронавигация»), имея также в виду использование этого Центра в дальнейшем в интересах стран-членов СЭВ.

На Институт были возложены функции головной научно-исследовательской организации в области использования воздушного пространства, управления воздушным движением, навигации, посадки и связи.

В составе НЭЦ АУВД было образовано 24 Управление НЭЦ АУВД (24 УНЭЦ АУВД). Начальник управления являлся заместителем начальника НЭЦ АУВД по специальной тематике. Гражданские подразделения Центра были образованы из специалистов НЦ УВД и отделов ГосНИИ ГА, а военные — из специалистов ЦНИИ-30 МО СССР и выпускников ряда учебных заведений ВВС.

Для размещения указанного Центра МГА было разрешено построить в г. Москве лабораторный комплекс общей площадью 12 тыс. кв. м.

Наиболее значительный вклад в создание НЭЦ АУВД внесли начальник Управления МГА СССР Т.Г. Анодина, представитель аппарата Правительства В.К. Олейник, М.И. Кузнецов — первый начальник НЭЦ АУВД, А.И. Задорожный — заместитель начальника НЭЦ АУВД по специальной тематике.

В становление и развитие Центра как научного учреждения вложены глубокие знания и самоотверженный труд ведущих специалистов гражданской авиации и Министерства обороны, работавших в нем со дня образования: Ю.М. Федорова, А.А. Харикова, О.П. Савельева, В.И. Мокшанова, В.И. Савицкого, О.А. Тюрина, В.В. Кубышкина, В.К. Трикоза, М.Н. Носова, А.Ф. Фетисова, В.П. Куранова, И.Б. Максимова, П.И. Круглова и др.

C момента образования Центра его специалисты активно включились в создание Единой системы УВД на всей территории страны, разработку новых систем и средств УВД.

Главнокомандующий ВВС главный маршал авиации П.С. Кутахов (1982 г.) знакомится с работой НЭЦ АУВД. Были развернуты работы по ряду направлений исследований и разработок. Развивалась организационная структура НЭЦ АУВД.

В 1982 г. в Центре функционировали следующие научные отделения.

НИО-1 Отделение исследований тактических задач и процессов УВД Ведущими специалистами в этом отделении являлись: В.И. Мокшанов, В.И. Егоров, А.Ф. Фетисов, О.Н. Назимов, В.П. Денисчев, О.М. Михайлов, В.П. Батищев, Л.К. Щербаков, А.Ф. Жидовинов, В.Ф. Карлов, В.Г. Линов и др.

НИО-2 Отделение исследований автоматизированных систем и радиолокационных комплексов УВД. Ведущими специалистами в этом отделении являлись: В.И. Савицкий, В.М. Кагановский, В.В. Точилов, В.Г. Бобряков, Н.Г. Мищенко, В.А. Василенко, А.И. Жогин. Ю.Г. Асатуров И.И. Пильчман и др.

НИО-3 Отделение исследований комплексных проблем УВД, навигации и посадки. Ведущими специалистами в этом отделении являлись: В.П. Куранов, Е.Д. Маркович, В.С. Петров, А.А. Хариков, Ю.В. Ежек, В.Г. Шныров, Г.П. Воронович, Э.С. Теймуразов, П.В. Черников, В.А. Говорков, Н.А. Кривенков, К.Г. Зелинский и О.И. Спрыскова.

НИО-4 Отделение исследований радио- и светотехнических средств обеспечения полетов. являлись: Е.А. Никонов, И.Б. Максимов, В.В. Назаров. В.А. Кожевников, П.И. Круглов, И.А. Хаймович. В.Д. Смольянинов, А.К. Донской, В.А. Уманский и И.В. Алипов.

НИО-5 Отделение исследований наземных систем связи и технической эксплуатации РТО ГА Ведущими специалистами в этом отделении являлись: М.Н. Носов, В.В. Кубышкин, В.Н. Орешин, Ю.А. Владимиров, В.А. Рожков, Ю.М. Демидов и В.Н. Гусев.

НИО-6 Отделение исследований бортовых автоматизированных систем управления полетами ВС ГА и технической эксплуатации пилотажно-навигационного оборудования Ведущими специалистами в этом отделении являлись: С.Л. Белогородский, А.А. Музалев, А.П. Зюзин, В.Я. Карасев и Л.В. Рябинин.

НИО-7 Отделение исследований бортового пилотажно-навигационного оборудования ВС ГА Ведущими специалистами в этом отделении являлись: В.Я. Кушельман, В.А. Жаркий, А.М. Зайцев, В.А. Мхитарян, М.П. Атражев, А.И. Кривенков, Л.С. Мурашов и В.В. Акиничев.

В.И. Савицкий Лабораторная база. А.М. Халявин и А.Ф. Фетисов. К специализированным подразделениям, учитывающим и обеспечивающим научную деятельность Центра, относились следующие отделы: исследований экономической эффективности НИОКР (В.Л. Тодуа и В.А. Никитич), а также научно-технической информации и патентных исследований (Н.А. Солдатова, В.В. Смирнов и С.М. Кротков). М.Н. Носов Повседневную бесперебойную работу Центра обеспечивали административно-хозяйственные подразделения. Большой вклад в их работу внесли: Дважды Герой Советского Союза М.В. Кузнецов, Герой Советского Союза Ю.В. Моргунов, С.И. Беба, А.Е. Малявский, В.С. Бутузов, Л.С. Свечников, И.М. Жданов, Н.А. Вахлаева, Г.В. Уточкина. Н.С Кудьярова, Е.С Лобоцкая, В.В. Левченко, Э.А. Айдинов, Г.П. Прокин, А.И. Малышев, Н.А. Удалова и многие другие. А.Ф. Фетисов М.В. Кузнецов С.И. Беба Е.Д. Маркович

Важным вкладом Центра в развитие системы УВД является обоснование необходимости создания и практическое внедрение Единой системы УВД на всей территории страны, что способствовало совершенствованию структуры воздушного пространства и сети воздушных трасс, более тесному взаимодействию основных потребителей воздушного пространства при создании и внедрении средств и систем обеспечения полетов.

В этих работах принимали активное участие Е.Д. Маркович, Г.Д. Попов, О.П. Савельев, Ю.М. Федоров, А.А. Хариков, И.Я. Чернышев и др. Дальнейшие работы Центра по совершенствованию организационно-функциональной структуры управления воздушным движением легли в основу принятого в 1990 г. постановления СМ СССР, определившего пути перехода к Единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

Продолжались работы по совершенствованию процессов и процедур УВД, а также по разработке нормативной базы производства полетов. Большой вклад в этих работах внесли М.К. Кондрусь и Л.К. Щербаков. В рамках программ автоматизации процессов ОрВД в стране, при непосредственном участии специалистов Центра были созданы и внедрены АС УВД «Старт», «Теркас», «Трасса», «Стрела», «Спектр».

Все эксплуатирующиеся в настоящее время районные, аэроузловые и аэродромные АС УВД разрабатывались и внедрялись при непосредственном участии специалистов Центра.

Большой вклад в создание и внедрение этих систем внесли Т.Г. Анодина, В.И. Мокшанов, В.И. Савицкий, В.А. Усков, А.Ф. Фетисов, М.Н. Носов, О.П. Савельев, А.М. Халявин, В.К. Трикоз, В.П. Денисчев, О.Н. Назимов, В.А. Рожков и др.

Среди этих работ особое место занимают следующие проекты: АС УВД комплекса ТЕРКАС. Этот комплекс был разработан шведской фирмой СТАНСААБ (ДАТАСААБ) при непосредственном участии промышленных организаций СССР, Италии и Норвегии.

В апреле 1981 года комплекс TERCAS был введен в штатную эксплуатацию в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД), а также в АДЦ Киева и Минеральных Вод. Эта система с 1981 года обеспечивает ОВД в Московском районе ЕС ОрВД и МВЗ. Обслуживаемая территория -720 тыс. кв. км Внутри зоны ответственности находится более 100 аэродромов различных ведомств.

Диспетчерский зал АС УВД комплекса ТЕРКАС Районная автоматизированная система УВД «Стрела» Первая отечественная система УВД введена в эксплуатацию в Ростовском объединенном районе УВД.

В этой системе автоматизированы все основные технологические процессы сбора, обработки и отображения радиолокационной, плановой, метеорологической информации.

В этой системе впервые была использована новая подсистема связи и передачи данных. Специалисты института разработали ТЗ на систему, провели стендовые испытания, приемосдаточные испытания, решали сложнейшие вопросы, связанные с отладкой программного обеспечения системы на этапах ввода в эксплуатацию.

В данной работе участвовало более 50 сотрудников, в том числе В.И. Савицкий, А.Ф. Фетисов, В.В. Смирнов, В.П. Денисчев, В.А. Василенко, Н.Г. Мищенко, В.А. Рожков, А.Б. Рыжов, В.И. Кубицкий, В.Ф. Лалетина, Э.М. Пахомова. Аэроузловая система УВД с повышенным уровнем автоматизации «Спектр» (Старт-2)

Разработана и внедрена в эксплуатацию в аэропорту Пулково в 1988 году. По количеству решаемых функциональных задач превосходила все зарубежные аналоги на момент ее создания.

Технология, методы решения функциональных задач были разработаны специалистами НЭЦ АУВД и ВНИИРА основным разработчиком системы. В рамках этого проекта впервые была создана комплексная автоматизированная система метеорологического обеспечения «Метеоячейка С2», решены задачи предупреждения о конфликтных ситуациях в воздухе, о снижении ВС ниже минимально безопасной высоты и др. Отработанные в процессе внедрения этой системы технологические решения легли в основу типовых требований к ряду АС УВД, стран-членов СЭВ. Проект соответствующего документа был разработан НЭЦ АУВД и одобрен на заседании КРЭП СЭВ в 1988 г. В этих работах приняли непосредственное участие: В.И. Савицкий, А.Ф. Фетисов, О.Н. Назимов, В.М. Кагановский, Р.В. Молчанов, Ю.Н. Шайдуров, Н.И. Толстиков, Ю.Н. Сальников, В.И. Попов, Ю.В. Михеев, П.В. Зотеев, В.Ф. Лалетина и др.

Для обеспечения научно-исследовательских и экспериментальных работ НЭЦ АУВД был оснащен современными моделирующими комплексами на базе перспективной отечественной и зарубежной техники, создан центр программирования. Комплекс полунатурного моделирования «СЕТА» Имитационный моделирующий комплекс на базе ЭВМ ЕС-1033 Широким фронтом велись работы по созданию и внедрению новых средств радиолокации, среди которых трассовые и аэродромные радиолокационные комплексы УВД «Скала», «Онега», «Экран- 85», вторичный радиолокатор «Корень-АС», посадочные радиолокаторы РП-4Г и РП-5Г, радиолокаторы обзора летного поля «Обзор-2» и др.

Большой вклад в развитие парка радиолокационных средств УВД внесли специалисты Центра М.П. Быков, В.А. Василенко, Н.Г. Мищенко, И.И. Пильчман, В.С. Петров, И.А. Соловьев, И.П. Зверев, А.И. Жогин, Ю.Г. Асатуров и др.

В.А. Василенко кандидат технических наук, внес большой вклад в решение задач развития и модернизации ЕС ОрВД. Под его руководством и при непосредственном участии отработаны и внедрены в эксплуатацию во многих регионах России современные автоматизированные системы УВД: «Теркас», «Стрела», «Синтез», «Альфа», «Индра», «Буран», а также радиолокационные средства УВД: «Экран-85», «Скала-М», «Утес-Т», «Лира-Т», «Лира-А10», «Амур», «Урал», «МВРЛ СВК», «МВРЛ Крона». За годы работы в институте прошел путь от начальника сектора до начальника Научного центра исследований и внедрения технических средств ОрВД.

Начиная с 1974 года Центром проводилась работа по созданию нового поколения средств наземной и воздушной связи, а также средств радиопеленгации. В эти годы создано семейство средств радиосвязи и радиопеленгации MB диапазона, предназначенное для работы в различных условиях эксплуатации как для аэродромов МВЛ, так и для крупных магистральных аэропортов, а также в составе АС УВД. В.В. Старухин За разработку, внедрение, серийное освоение и ввод в эксплуатацию указанных средств группа сотрудников НЭЦ АУВД была награждена премией Совета Министров СССР за 1990 г. Значительный вклад в развитие средств связи внесли М.Н. Носов, Ю.А. Владимиров, В.А. Чепухина, В.В. Старухин, Г.Н. Молчанов, В.А. Рожков и др.

Значительный вклад в создание и внедрение новых наземных средств навигации (РСБН-4, ПАР/ОС) и посадки (СП-75, СП-80, Свеча-3 и др.), сертификации аэродромов гражданской авиации внесли сотрудники Центра В.А.Кожевников, П.И. Круглов, В.В. Назаров, И.А. Хаймович, Е.А. Никонов, В.Д. Смольянинов и др. П.И. Круглов В 1982 году в НЭЦ АУВД были переведены специалисты ГосНИИ ГА в области бортового пилотажно-навигационного оборудования. Это было направлено на объединение в одной организации специалистов наземников и бортовиков, работающих в общих тематических направлениях: навигация, посадка, связь, ОрВД. Стало возможным качественнее и оперативнее решать проблемы на «стыках» земли и борта. Специалисты по бортовому оборудованию продолжили ранее начатые в ГосНИИ ГА работы в области автоматизации самолетовождения, внедрения систем автоматического захода на посадку, снижения норм вертикального эшелонирования и др. Первые отечественные комплексные навигационные системы «Трасса» появились на борту магистральных ВС — Ил-18, Ту-114, Ту-104, Ан-10 в начале 60-х годов. В 1967 году завершились государственные и эксплуатационные испытания комплексной навигационной системы (КНС) «Полет-1».

В этот же период была разработана и в конце 60-х годов внедрена система «Полет» на самолете Ил-62, которая обеспечила возможность его эксплуатации при полетах над океаном, а также в условиях минимума погоды I категории ИКАО. Эти работы проводились под руководством зам. начальника ГосНИИ ГВФ В.К. Брагина, а позднее — зам. начальника ГосНИИ ГА М.И. Кузнецова. В работах над созданием систем активное участие принимали старейшие работники гражданской авиации — С.С. Федчин, В.А. Беляцкий, С.Л. Белогородский, Т.Б. Асатурьян, А.Ф. Дорофеев, В.А. Кожевников, A.M. Дельцов, П.А. Юматов, В.П. Куранов, Ю.М. Федоров, В.А. Жаркий, С.Н. Лихин, В.В. Сытый и др.

С.Л. Белогородский — Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор. Под его руководством и при непосредственном участии отработаны и введены в эксплуатацию системы автоматического управления заходом на посадку по минимумам I и II категорий на самолетах Ил-18, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Як-42, исследованы процессы автоматизированного приземления самолетов Ил-62, Ту-154 в условиях IIIа категории, разработана и внедрена «Методика определения минимумов для взлета и посадки ВС гражданской авиации». Внес значительный вклад в развитие отечественной системы сбора, обработки, хранения и передачи аэронавигационной информации.

Работы в области бортового оборудования получили дальнейшее развитие при создании автоматизированных навигационно-пилотажных комплексов (БНК), основу которых составляли бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ) — самолетов Ту-144, Ту-154, Як-42, Ил-86. В этих работах активное участие принимали В.Г. Иванов, В.П. Куранов, Ю.М. Федоров, В.А. Жаркий, В.Я. Кушельман, А.П. Зюзин, В.И. Ростовцев, В.В. Сытый, Б.Я. Белоножкин и др.

В.Я. Кушельман — доктор технических наук, один из ведущих специалистов России в области создания, сертификации и внедрения бортовых пилотажно-навигационных и радиоэлектронных систем и комплексов воздушных судов, а также в области организации воздушного движения. Под его руководством и непосредственном участии проведена модернизация комплексов навигационно-пилотажного и радиоэлектронного оборудования на самолетах типа Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил , Ту- 154, Ту-204, Як-42, Ан-74, Ан-124. Внес большой вклад в разработку теории вертикального эшелонирования ВС. Под его руководством создавались нормативная база для сертификации бортового радиоэлектронного оборудования и разделы Норм летной годности ВС. Более 10 лет в составе рабочей группы ИКАО разрабатывал документы по внедрению минимумов вертикального эшелонирования. Был членом Научно-технического совета по безопасности полетов ФАС России.

В создание и внедрение новых бортовых комплексов для вертолетов заметный вклад внесли В.Л. Шаньков, С.С. Крылов, В.Н. Булкин, А.Г. Гарелкин, К.И. Тищенко. Большой вклад в обеспечение испытаний бортового оборудования внесли заслуженные рационализаторы В.Т. Горичев и Б.П. Петрушин, имеющие на своем счету десятки свидетельств на изобретение и рационализаторские предложения. В.Я. Карасев В условиях непрерывного роста интенсивности воздушного движения в стране, как и во всем мире, большую остроту приобрели вопросы снижения норм вертикального эшелонирования. Разработка теории вертикального эшелонирования, многочисленные экспериментальные исследования и внедрение на этой основе новых норм выполнялась коллективом специалистов — В.Я. Кушельманом, О.А. Луниной, В.А. Мхитаряном, В.Н. Тищенко.

К числу важнейших направлений в деятельности НЭЦ АУВД относятся исследования по обеспечению высокой надежности и эксплуатационной технологичности наземного и бортового оборудования, используемого для целей УВД, навигации, посадки и связи. Благодаря работам, проводимым Ю.М. Демидовым, В.Н. Гусевым, В.Я. Карасевым, А.В. Майоровым и др., по повышению надежности средств и сокращению эксплуатационных расходов получен значительный экономический эффект. Эстафету в данном направлении подхватила молодежь: Н.М. Семенов, К.В. Карасев, О.А. Березин, А.А. Карпов и др. Ю.М. Демидов.

В 1976 году НЭЦ АУВД под руководством В.Ф. Карлова была создана лабораторная база, на которой были развернуты комплексные исследования влияния человеческого фактора на безопасность полетов при УВД. Работы В.Г. Линова, В.М. Сарычева и других специалистов позволили внедрить в практику гражданской авиации эргономические нормы и требования к оборудованию рабочих мест, нормативы загрузки диспетчеров и пропускной способности. Одновременно, в середине 70-х годов в ГосНИИ ГА, а затем в НЭЦ АУВД получили развитие работы по авиационной эргономике. У истоков этих работ стояли В.Г. Иванов, Н.А. Столяров, А.А. Бучацкий. Важным результатом их деятельности явилось создание руководства по эргономике, позволившего заложить соответствующие требования к кабинам воздушных судов.

В 1979 г. НЭЦ АУВД получил статус Международного научно-экспериментального центра УВД. В период с 1980 по 1990 г.г. значительно расширилось международное сотрудничество НЭЦ АУВД с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), организациями и фирмами, ведущими исследования широкого круга проблем ОрВД. Был выполнен ряд работ в интересах органов УВД стран — членов СЭВ и Республики Куба.

В результате проведенных в Центре работ подготовили и защитили диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук несколько крупных специалистов Центра — Т.Г. Анодина, С.Л. Белогородский, Ю.М. Демидов, В.Я. Кушельман, В.И. Мокшанов, А.В. Майоров, В.И. Савицкий, Ю.М. Федоров, В.Б. Спрысков, В.А. Чеха, В.Г. Шныров.

За успешное выполнение исследований и разработок, имеющих государственное значение, звания Лауреата Государственной премии СССР были удостоены: Т.Г. Анодина, Ю.М. Федоров, В.И. Мокшанов, В.К. Трикоз, А.В. Майоров, Л.В. Рябинин. Ряд руководителей и сотрудников Института были награждены орденами и медалями.

Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники Т.Г. Анодина В.И. Мокшанов Ю.М. Федоров Л.В. Рябинин В.К. Трикоз А.В. Майоров.

  ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации» (ГосНИИ «Аэронавигация»)

 В 1990 г. НЭЦ АУВД был преобразован в Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации (ГосНИИ «Аэронавигация»).

На Институт были возложены функции головной научно-исследовательской организации в области использования воздушного пространства, управления воздушным движением, навигации, посадки и связи.

Большой вклад внесли сотрудники Института в разработку в рамках ИКАО концепции перспективных систем связи, навигации, наблюдения / организации воздушного движения (CNS/ATM), принятой 10 Аэронавигационной конференцией ИКАО в 1991 году.

Концепция CNS/ATM определила основные направления деятельности Института на последующие годы. Особое внимание было уделено проблемам стратегического и тактического планирования развития ЕС ОрВД с учетом принятых ИКАО решений.

Важным результатом деятельности института явилось своевременное проведение работ по переводу Единой системы ОрВД на рыночные отношения. Был проведён комплекс исследований и затем реализованы мероприятия пo созданию Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации (Госкорпорация по ОрВД).

В этой работе, возглавляемой В.Я. Галкиным, активное участие приняли М.Ш. Жарова, Е.И. Иванова и все ведущие сотрудники института.

В этот период был выполнен комплекс работ, связанный с созданием Главного центра планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения (ГЦ ППВД), который в течение нескольких лет размещался в здании Института. Одновременно велись интенсивные исследования по разработке стандартов и принципов функционирования принципиально новой техники и технологии как применительно к условиям РФ, так и по их согласованию странами в рамках ИКАО.

В области спутниковых технологий и средств связи эти работы в институте осуществлялись В.П. Курановым, В.Я. Бондаренко, В.А. Лукояновым, Ю.А. Иовенко, П.В. Зотеевым и др. Активное участие в разработке перспективных средств наблюдения и организации воздушного движения приняли В.И. Мокшанов, В.А. Василенко, И.А. Соловьев, И.В. Алипов, Р.В. Грушин, О.М. Демидов, Н.Е. Варфоломеев и др.

Значительный вклад в разработку требуемых навигационных характеристик и перспективных норм горизонтального эшелонирования внесли Ю.М. Федоров, В.А. Лукоянов, В.Б. Спрысков, В.А. Мхитарян, П.И. Круглов, Н.П. Марьин и др. Ю.М. Федоров доктор технических наук, один из ведущих специалистов в области аэронавигации. Принимал активное участие в работах по внедрению на самолетах ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-144 первых отечественных автоматизированных пилотажно-навигационных комплексов, в создании и внедрении на аэродромах гражданской авиации перспективных средств и систем навигации и посадки воздушных судов. Непосредственно участвовал во внедрении в стране Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), в разработке концепции, программ и планов создания и развития Аэронавигационной системы России. В течение 35 лет представлял Российскую Федерацию в группе экспертов ИКАО, являлся одним из активных участников принятия в ИКАО концепции управления безопасностью воздушного движения.

Важным направлением деятельности Института являются работы по обеспечению безопасности и регулярности взлётов и посадок воздушных судов в сложных метеоусловиях.

Научным руководителем и активным участником всех работ с 1975 г. по 2005 г. являлся один из старейших работников института А.А. Музалев. Под его руководством ведущими специалистами отдела А.Л. Ройзензоном, Т.И. Прокуроновой, Т.Н. Суховой, Е.Е. Потаповой проведен значительный комплекс работ по внедрению процедур полѐтов в зоне аэродрома с использованием зональной навигации, основанной на спутниковой навигационной системе (СНС).

По результатам этих работ в 1999 г. впервые в отечественной практике был внедрен неточный заход на посадку по СНС в международном аэропорту Самара (Курумоч). Разработаны схемы маневрирования в районе аэродрома с использованием метода зональной навигации по СНС на основных аэродромах ГА.

Начиная с 1985 г. в институте непрерывно велись исследования по обоснованию необходимости внедрения системы управления безопасностью воздушного движения. Эти работы, направленные в виде рабочих документов в ИКАО, способствовали принятию 11 Аэронавигационной конференцией ИКАО (2003г.) требований о внедрении указанных систем во всех государствах-членах ИКАО. Работы по данному направлению осуществлялись группой сотрудников института Ю.М. Федоровым, В.Б. Спрысковым, В.Ю. Болтачевым, В.Г. Линовым, В.М. Сарычевым.

С целью повышения качества научных исследований, связанных с внедрением новой техники и технологии в институте совместно со специалистами МАИ был создан современный комплекс имитационного моделирования МК УВД. Работа осуществлялась коллективом под руководством А.С. Мастрюкова.

По заданию Совета Безопасности РФ специалисты Института В.И. Мокшанов, И.Л. Иммореев, Ю.М. Федоров и Е.Д. Маркович приняли непосредственное участие в разработке Концепции модернизации и развития ЕС ОрВД, утвержденной постановлением Правительства РФ в 2000г. Основные принципы создания такой системы и построения ее технической архитектуры были разработаны коллективом ученых И.Я. Имореевым, В.И. Мокшановым, Ю.М. Федоровым, Э.М. Свечниковым при взаимодействии с представителями заинтересованных министерств и ведомств. Институт принял активное участие в разработке Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества независимых государств, утвержденной главами государств в 2003 г. Эти основополагающие документы легли в основу разработки Стратегии, программ и планов модернизации и развития ЕС ОрВД.

Работы по данному направлению возглавлялись В. Г. Шныровым при участии ведущих ученых института Ю.М. Федорова, А.А. Музалева, В.Я. Карасева, О.М. Демидова, В.Ю. Болтачева, С.Г. Нерсесяна, В.А. Мхитаряна и др. ФГУП «ГосНИИ «Аэронавигация» проводил исследования и разработки по заказам Федеральной аэронавигационной службы, других федеральных органов исполнительной власти. Совместно с предприятиями промышленности участвовал в реализации планов создания и внедрения новой техники и технологий, в том числе, спутниковых систем связи, навигации и наблюдения.

В течение 2004-2008 гг. выполнен ряд работ, направленных на совершенствование ЕС ОрВД, преобразование ее в систему более высокого уровня — Аэронавигационную систему Росcии. Коллективом специалистов института (В.В. Соломенцевым, В.А. Корчагиным, Ю.М. Федоровым, А.М. Барановским, В.Г. Шныровым и др.) совместно со специалистами Федеральной аэронавигационной службы и других федеральных органов исполнительной власти подготовлены Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России и План мероприятий по ее реализации. Концепция и План в 2006 году были одобрены Правительством Российской Федерации и в настоящее время являются основой планирования развития и формирования нормативного правового обеспечения функционирования системы. Разработана Национальная эксплуатационная концепция организации воздушного движения с учетом решений 11-й Аэронавигационной конференции ИКАО, в работе над которой приняли участие О.М. Демидов, В.Г. Шныров, Ю.Н. Сальников, Ю.М.Федоров и другие специалисты института. Разработаны Концепция и План развития систем связи, навигации и наблюдения для ОрВД Российской Федерации, Стратегия и План мероприятий по совершенствованию организации обслуживания воздушного движения на высотах ниже нижнего эшелона. Б.А. Артюков

В 2007 году в институте была создана рабочая группа по разработке Концепции ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации», руководство которой осуществлял Б.А. Артюков и в работе над которой приняли участие ведущие специалисты института. Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации была утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2008 г. N 652.

Из практических комплексных работ следует выделить исследования и разработки по укрупнению центров ЕС ОрВД и работы по совершенствованию структуры воздушного пространства и организации воздушного движения в Московской зоне ЕС ОрВД. Комплекс работ научнометодического сопровождения создания укрупненных центров ЕС ОрВД в Москве, Ростове-на Дону, Калининграде, Хабаровске, Иркутске, Магадане. Создание таких центров на новой современной технической базе с применением современных технологий ОрВД позволяет более эффективно управлять воздушным движением, повышает пропускную способность системы в целом. Институт координирует мероприятия по созданию технических средств для реализации концепции перспективных систем связи, навигации, наблюдения / организации воздушного движения в России. Впервые за последнее время институтом разработана единая техническая архитектура АНС России. Перспективная система CNS/ATM Российской Федерации.

В комплексе данных работ в 2007 году проведены: Комплексные испытания метода захода на посадку с использованием спутников GPS/ГЛОНАСС и системы наземного функционального дополнения ЛККС-А-2000 в а/п Остафьево; Научно-методическое сопровождение и приемо-сдаточные испытания оборудования системы Москва-АЗН, разработанной на основе технологии VDL-4 и реализуемой в рамках Московской целевой программы «Возрождение и развитие региональных авиаперевозок с использованием малой авиации на годы». В соответствии с планами создания и внедрения новой техники и технологий Институт разрабатывал тактико-технические требования и ТЗ на создание перспективных систем и средств связи, навигации и наблюдения, а также автоматизированных систем планирования и управления воздушным движением для ЕС ОрВД.

Совместно с предприятиями промышленности Институт участвовал во всех стадиях создания и внедрения новых наземных систем и средств организации воздушного движения, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. В период с 2003 по 2007 год при участии института внедрены: АРАС УВД «Альфа», ААС УВД «Синтез», РАС УВД «Индра», АРАС УВД «Буран», КСА УВД «Альфа», КСА УВД «Синтез», КСА УВД «Топаз», ТРЛК «Утес», ТРЛК ДН «Лира-Т», АРЛК «Лира-А10», Трассовая РЛС «1Л-118», АОРЛ «Экран-85/85Т», Моноимпульсная ВРЛ СВК, Моноимпульсная ВРЛ «Крона», АРЛК «Урал», РЛС ОЛП «Атлантика», АРП «Платан», УКВ радиостанции «Фазан»/«Серия-200», СКРС «Мегафон», СКРС «Топаз», АППЦ «Азимут», VOR/DME, РП ОВЧ диапазона, АППУ «Азимут», АППУ-ЕС, ЛККС-А2000 и другие. Аэродромные РЛК «Лира-А10» АС УВД «Альфа» АС УВД «Синтез» Испытания аэродромной части АРАС УВД «Буран» в Самаре.

Институтом была разработана инновационная резервная система радиолокационной информации и связи для АС УВД комплекса ТЕРКАС в МЦ АУВД.

В 2008 году в рекордно короткие сроки эта система была введена в эксплуатацию и позволила существенно повысить безопасность и эффективность полетов в случаях отказа основной системы управления.

ФГУП ГосНИИ Аэронавигация осуществляет научное обеспечение эксплуатации и развития пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов гражданской авиации. В последнее десятилетие особое внимание уделяется испытаниям и внедрению наземных и бортовых средств CNS/ATM на базе спутниковых технологий, внедрению точного и неточного захода на посадку самолетов Ту-154, Як-42, вертолетов Ми-8 и Ми-26Т.

Важное место в деятельности института занимают вопросы внедрения базовой зональной навигации B-RNAV (на всех типах магистральных ВС) и точной зональной навигации P-RNAV самолетов типа Ту, Ил, Ан. Значительный вклад в эти работы вносят: В.Я. Кушельман, В.Я. Карасев, Г.Г. Петров, А.П. Ильин, А.В. Стулов, А.Г. Гарелкин, В.В. Лаврентьев, К.В. Карасев, А.Н. Титов, А.М. Алексеев и др. Институт выполняет работы по совершенствованию эксплуатации воздушных судов в части бортового оборудования, допуску воздушных судов к эксплуатации с применением современных технологий — к полетам в воздушном пространстве с сокращенными минимумами вертикального эшелонирования, к полетам с применением системы раннего предупреждения приближения земли. В этих работах активное участие принимали В.А. Мхитарян, В.М. Яцков, В.М. Лаченков, Л.В. Концевич, Л.К. Шахалина, Н.Ф. Мартиросян, О.Н. Черных и др. ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» участвует во всех этапах создания, сертификации, внедрения оборудования воздушных судов с выдачей соответствующих заключений. За эти годы проведена сертификация пилотажно-навигационного оборудования на новых типах воздушных судов Ил-96, Ил , Ту-204, Ту-214, Бе-200, Ан-148 и др. В этих работах активное участие принимали В.Я. Кушельман, А.П. Зюзин, А.П. Ильин, В.Я. Карасев, А.М. Алексеев, В.А. Жаркий, Н.А. Панкратов, В.С. Алпеев, Г.Е. Дюжикова, П.В. Алпеев, К.В. Карасев, З.А. Новикова, Ю.Н. Кириков, В.И. Федякин, В.М. Лаченков, В.А. Мхитарян, В.М. Яцков, Т.Н. Ткаченко.

В последние, перед реорганизацией, годы :

Институт провел полный цикл необходимых испытаний и по их результатам Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета выдано более 50 свидетельств или одобрений на комплектующие изделия авионики для самолетов и вертолетов различных типов и классов.

Институт проводит исследования, разрабатывает нормативные документы, регламентирующие установленную Воздушным кодексом Российской Федерации обязательную сертификацию центров и объектов обслуживания воздушного движения, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. Практическая работа по их сертификации и инспекционному контролю была своевременно организована под руководством и при непосредственном участии Ю.М. Демидова.

В 1998 году на базе ГосНИИ «Аэронавигация» был создан Центр по сертификации организаций, осуществляющих эксплуатацию радиотехнического оборудования обеспечения полетов и авиационной электросвязи и обслуживание (управление) воздушного движения, объектов радионавигации, радиолокации и авиационной электросвязи (ЦС ОЭРТОС и УВД).

На ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» были возложены работы по оценке соответствия всех объектов ЕС ОрВД и юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в Российской Федерации, сертификационным требованиям.

Институт проводит работы по совершенствованию летного контроля наземных средств радиотехнического обеспечения полетов. Разрабатывает: программы и методы лётного контроля наземных систем и средств ОрВД, требования к системам лётного контроля средств ОрВД, тактико-технические требования и ТЗ на новое оборудование систем лётного контроля средств ОрВД и требования к самолётам-лабораториям, участвует в проведении государственных, типовых, контрольных и других испытаний систем лётного контроля средств ОрВД, обобщает опыт, совершенствует методы и средства технической и лётной эксплуатации систем лётного контроля средств ОрВД. В исследованиях и разработках специалисты института широко применяют моделирование процессов ОрВД.

Коллективом сотрудников в составе: Е.К. Щербакова, В.Я. Соколова, В.В. Кравцова и др., была разработана дистанционная система поддержания квалификации диспетчеров УВД, которая успешно функционирует более чем в 50-ти центрах ОВД. Применение дистанционной системы поддержания квалификации диспетчеров УВД позволило получить значительный социальный и экономический эффект.

Институт активно участвует в научных мероприятиях Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по проблемам развития систем управления и авиационной техники, в работе Межведомственной группы по разработке материалов в международные авиационные стандарты и рекомендуемую практику ИКАО по глобальной навигационной спутниковой системе.

Разработанная институтом «Единая техническая архитектура аэронавигационной системы России» в настоящее время одобрена предприятиями промышленности и находится в стадии окончательного согласования.

Представители Института участвуют в работе совещаний групп экспертов ИКАО, представляют подготовленные Институтом рабочие и информационные документы, участвуют в мероприятиях Евроконтроля, ИАТА, МСЭ и других международных организаций по тематике проводимых исследований и смежным проблемам. Институт проводит мероприятия, семинары, конференции по актуальным вопросам развития аэронавигационной системы России. Институт ежегодно издает сборник научных трудов «Научный вестник ГосНИИ «Аэронавигация».

Большой вклад в подготовку материалов и издание сборника вносит ответственный секретарь редакционной коллегии кандидат технических наук М.Н. Носов.

25 ноября 2008 года в актовом зале ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» состоялось заседание семинара «Лётная эксплуатация воздушных судов», посвященное 35-летию института, под руководством его бессменного руководителя доктора технических наук С.Л. Белогородского. За 35-лет работы семинара было проведено около 200 заседаний, на которых более чем с 500 докладами выступили представители более 60 организаций. В настоящее время структура ФГУП ГосНИИ Аэронавигация включает три Научных центра, объединяющие 14 научных отделов: НЦ 1 «Исследований и внедрения технических средств ОрВД»; НЦ 2 «Исследований и развития системы ОрВД и автоматизации технологических процессов»; НЦ 3 «Исследований и сертификации бортового оборудования».

На базе научных подразделений Института созданы: Центр сертификации типа оборудования аэродромов (аэропортов), воздушных трасс, оборудования УВД. Центр сертификации бортового оборудования. Центр сертификации объектов ЕС ОрВД и юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства.

В институте работают около 330 человек, из них 10 докторов технических наук, 19 кандидатов технических наук, двое сотрудников являются заслуженными деятелями науки РФ, трое — лауреатами государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР. За выполнение Правительственных заданий по созданию, испытаниям и внедрению новой авиационной техники более 100 сотрудников института награждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации.

Начиная с 2005 года, кадровый состав института значительно пополнился молодыми специалистами, в основном выпускниками Московского государственного университета гражданской авиации (МГТУ ГА).

Продолжая традиции института, они ответственно и творчески относятся к решению сложных научно-технических задач. Современный уровень и перспективы развития авиации и организации воздушного движения ставят перед Институтом новые задачи по научному обеспечению создания и развития Аэронавигационной системы России, развитию ее организационной структуры, совершенствованию использования воздушного пространства и организации воздушного движения, внедрению новых технологий, обновлению технической базы ЕС ОрВД. История, накопленный опыт, квалификация сотрудников, уровень руководства и организации работ вселяют уверенность в готовности Института к решению этих сложных задач.

 

ЕЩЁ ИЗ ИСТОРИИ

НОДЦ — НЦ УВД — НЭЦ АУВД ГА — МНЭЦ АУВД — ГосНИИ «Аэронавигация» таковы основные этапы становления в гражданской авиации СССР уникального научно-исследовательского учреждения, интегрирующего концептуальные научные исследования, разработку и обоснование создания, испытания, внедрения в гражданской авиации и техническую эксплуатацию перспективных средств и систем управления воздушным движением, навигации, посадки, связи и наблюдения.

Научно-опытный диспетчерский центр — НОДЦ был создан в составе НИИ ГВФ в сентябре 1958г. Это была одна из первых в мире научно-экспериментальная организация в области УВД, инициаторами образования которой были Управление летной службы и движения ГУГВФ и заместители начальника НИИ ГВФ А.Е. Голованов и В.К. Брагин. В состав НОДЦ при его образовании вошла небольшая по численности группа высококвалифицированных специалистов в области практического управления движением, технической эксплуатации и совершенствования диспетчерского оборудования. В их числе А.А. Хариков, И.И. Пильчман, С.Н. Аваков, А.И. Фатерин. Позднее в НОДЦ (1959-1960гг.) пришли Е.Д. Маркович, К.А. Маркова, М.К. Кондрусь и ряд других.

Знания и энергия сотрудников НОДЦ не замедлили сказаться на результатах их работы: в период существования НОДЦ — с 1959 по 1966 год впервые в истории гражданской авиации СССР, по инициативе и с участием специалистов НОДЦ были созданы, испытаны и начали поступать в аэропорты ГА комплекс типовых пультов диспетчеров УВД «Пульт-1», аппаратура проводной громкоговорящей и телефонной связи «Желудь», прибор фоторегистрации заходов на посадку ФР-1, выносные радиолокационные индикаторы для аэродромных РЛС. По требованиям, разработанным НОДЦ, началось создание первых АС УВД — аэродромной «Марка» и трассовой «Центр-Район-1», а также массовой унифицированной аппаратуры телевизионного отображения радиолокационной информации «Строка-Б» и средств вторичной радиолокации «Номер-Т» и «Корень». Началась разработка диспетчерских тренажеров и многоканального магнитофона. Одновременно, впервые в ГА была разработана и начала внедряться единая технология работы диспетчеров при УВД, основы разделения воздушного пространства и организация УВД в разных зонах.

В 1966г. с целью объединения в один коллектив диспетчерских и технических специалистов, обеспечивающих УВД, НОДЦ был преобразован в НЦ УВД — научный центр УВД в составе пяти отделов, которые возглавили Е.А. Мясников (технология УВД), И.И. Пильчман (АС УВД), Т.Г. Анодина (радиолокаторы), В.В. Кубышкин (средства связи и пеленгации). Е.А. Маркович (измерительные средства). В этот период к работе в составе НЦ УВД были привлечены высококвалифицированные специалисты аэропорта Внуково А.Ф. Фетисов и В.И. Савицкий, а из промышленности — В. И. Мокшанов.

В период с 1966 по 1974 год, расширяя круг решаемых задач и добиваясь широкого внедрения созданных технических средств и технологий и норм УВД, НЦ УВД испытал и внедрил на трассе Москва — Ленинград районную АС УВД «Центр-Район» обеспечил разработку современной аэродромной АС УВД «Старт» (ВИКО-СМА), которая после успешных испытаний в 1977г. начала широко использоваться в наиболее загруженных аэродромных зонах. В создание системы «Старт» значительный вклад внесли Т.Г. Анодина, А.Ф. Фетисов, В.И. Савицкий и ряд других специалистов.

Получила массовое распространение в районных и аэродромных центрах УВД телевизионная аппаратура «Строка-Б» (к 1978 году ею был оснащен 61 аэропорт), велась разработка новых радиолокаторов «Утес», «Скала», «Экран-2» , нового средства проводной связи «Орех», нескольких типов УКВ и KB радиостанций, автоматизированных УКВ радиопеленгаторов с большим числом каналов. В службы движения аэропортов начали поступать диспетчерские тренажеры «УКТД-6А» (затем его модификация «Стажер»).

14 января 1974 года в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16.02.73 № 130-49 на базе Научного центра Управления воздушным движением и ряда других отделов Государственного научно-исследовательского института Гражданской авиации (ГосНИИ ГА) был создан Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД). На НЭЦ АУВД возлагалось комплексное решение задач по разработке принципов, средств и методов организации единой унифицированной системы АУВД гражданской и государственной авиации. Предполагалось использование этого центра в дальнейшем в интересах стран-членов СЭВ. Формирование НЭЦ АУВД проводилось на основании совместного приказа Министра обороны СССР и Министра гражданской авиации СССР от 14.01.74 № 10/14.

Наиболее значительный вклад в создание НЭЦ АУВД внесли начальник Управления МГА Т.Г. Анодина, долгое время затем возглавлявшая Институт, представитель аппарата Правительства В.К. Олейник, М.И. Кузнецов — первый начальник Центра, А.И. Задорожный — заместитель начальника НЭЦ АУВД по специальной тематике.

 

Большое участие в создании и развитии Центра приняли также ведущие специалисты гражданской авиации и Министерства обороны, работавшие в нем со дня образования: Ю.М. Федоров, А.А. Хариков, О.П. Савельев, В.И. Мокшанов, В.И. Савицкий,  О.А. Тюрин, В.В. Кубышкин, В.К. Трикоз, М.Н. Носов, А.Ф. Фетисов,  В.П. Куранов, П.И. Круглов и др. Становлению Центра способствовало деятельное участие С.И. Беба, А.Е. Малявского, В.В. Левченко, В.С. Бутузова.

Большой вклад в развитии Института и в выполняемых работах внесли:
Дважды Герой Советского Союза — Кузнецов М.В.
Герои Советского Союза: Анохин А.В., Марьин И.И., Моргунов Ю.В., Мясников Е.А., Пушкин А.И., Сморчков А.П., Харитонов Н.В.

Важным вкладом Центра в развитие системы УВД является обоснование необходимости  создания и практическое внедрение Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) на всей территории страны, что способствовало совершенствованию структуры воздушного пространства и сети воздушных трасс, более тесному взаимодействию основных потребителей воздушного пространства при создании и внедрении средств и систем обеспечения полетов. В этих работах принимали активное участие Е.Д. Маркович, Г.Д. Попов, О.П. Савельев, Ю.М. Федоров, А.А. Хариков, И.Я. Чернышев и др. Дальнейшие работы Центра по совершенствованию организационно-функциональной структуры управления легли в основу принятого в 1990 г. постановления СМ СССР, определившего пути перехода к Единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

Одновременно НЭЦ АУВД проводил большой комплекс работ в рамках программ автоматизации процессов ОрВД в стране. Все эксплуатирующиеся в настоящее время районные, аэроузловые и аэродромные АС УВД разрабатывались и внедрялись при непосредственном участии специалистов Центра. В создание и внедрение АС УВД «Старт», «Теркас», «Трасса», «Стрела», «Спектр», большой склад внесли Т.Г. Анодина, В.И. Мокшанов, В.И. Савицкий, В.А. Усков, А.Ф. Фетисов, М.Н. Носов, О.П. Савельев, А.М. Халявин, В.К. Трикоз, В.Н. Денисчев, О.Н. Назимов, В.А. Рожков и др.

Широким фронтом велись работы по разработке и внедрению новых средств радиолокации, среди которых трассовые и аэродромные радиолокационные комплексы УВД «Скала», «Онега», «Экран-85», вторичный радиолокатор «Корень-АС», посадочные радиолокаторы РП-4Г и РП-5Г, радиолокаторы обзора летного поля «Обзор-2» и др. Большой вклад в развитие парка радиолокационных средств УВД внесли специалисты Центра М.П. Быков, В.А. Василенко, В.К. Трикоз, Н.Г. Мищенко, И.И. Пильчман, В.С. Петров, И.А. Соловьев, И.П. Зверев, А.И. Жогин, Ю.Г. Асатуров и др.

Начиная с 1974 года Центром проводилась работа по созданию нового поколения средств наземной и воздушной связи, а также средств радиопеленгации. В это время создано семейство средств радиосвязи и радиопеленгации MB диапазона, предназначенное для работы в различных условиях эксплуатации как для аэродромов МВЛ, так и для крупных магистральных аэропортов, а также в составе АС УВД. За разработку, внедрение, серийное освоение и ввод в эксплуатацию указанных средств группа сотрудников НЭЦ АУВД была награждена премией Совета Министров СССР за 1990 г. Значительный вклад в развитие средств связи внесли М.Н. Носов, Ю.А. Владимиров, В.А. Чепухина, В.В. Старухин, Г.Н. Молчанов, В.А. Рожков и др.

Значительные работы были выполнены при создании и внедрении новых наземных средств навигации (РСБН-4, ПАР/ОС) и посадки (СП-75, СП-80, Свеча-3 и др.), при сертификации аэродромов гражданской авиации сотрудниками Центра В.А. Кожевниковым, П.И. Кругловым, В.В. Назаровым, И.А. Хаймовичем, Е.А. Никоновым, В.Д. Смольяниновым и др.

В 1982 году в НЭЦ АУВД были переведены из ГосНИИ ГА специалисты в области бортового пилотажно-навигационного оборудования. Это мероприятие было направлено на объединение в одной организации специалистов наземников и бортовиков, работающих в общих тематических направлениях: навигация, посадка, связь, ОрВД. При этом оказалось возможным качественнее и оперативнее решать проблемы на «стыках» земли и борта.
Специалисты по бортовому оборудованию продолжили ранее начатые в ГосНИИ ГА работы в области автоматизации самолетовождения, внедрения систем автоматического захода на посадку, снижения норм вертикального эшелонирования и др.

Первый отечественные комплексные навигационные системы «Трасса» появились на борту отечественных магистральных ВС Ил-18, Ту-114, Ту-104, Ан-10 в начале 60-х годов. В этот же период была разработана и в конце 60-х годов была внедрена система «Полет» на самолете Ил-62. Эти работы проводились под руководством зам.начальника ГосНИИ ГВФ В.К. Брагина, а позднее — зам.начальника ГосНИИ ГА М.И. Кузнецова. В работах над созданием систем активное участие принимали старейшие работники ГА — С.С. Федчин, В.А. Беляцкий, С.Л. Белогородский, Т.Б. Асатурьян, А.Ф. Дорофеев, В.А. Кожевников, A.M. Дельцов, П.А. Юматов и др. Дальнейшее развитие это направление получило при создании пилотажно-навигационных комплексов самолетов Ту-144, Ту-154, Як-42, Ил-86, в работах над которыми активное участие принимали В.Г. Иванов, В.П. Куранов, Ю.М. Федоров, В.А. Жаркий, В.Я. Кушельман, А.П. Зюзин, В.И. Ростовцев, B.C. Алпеев, В.В. Сытый и др.

Объединение в Центре специалистов по наземному и бортовому оборудованию позволило активизировать работы по созданию нового поколения комплексов пилотажно-навигационного оборудования для самолетов Ил-96, Ту-204, Ил-114 и новых вертолетов, основанного на использовании достижений цифровой технологии. Отработка качественно новых требований к этому оборудованию, проведение его испытаний и подготовка к внедрению в эксплуатацию выполнялась широким кругом специалистов разных направлений (Н.У. Тимошок, М.И. Кузнецов, С.Л. Белогородский, А.П. Зюзин, А.А. Музалев, В.А. Жаркий, В.Я. Карасев, В.Я. Кушельман, В.И. Ростовцев, В.С. Алпеев, В.Л. Каспин, В.Н. Чуйкин, В.Д. Скоробогатько, М.В. Рожков, В.А. Якимовский, А.И. Кувырков).

В область создания и внедрения новых бортовых комплексов для вертолетов заметный вклад внесли В.Л. Шаньков, С.С. Крылов, В.Н. Булкин, А.Г. Гарелкин, К.И. Тищенко. В обеспечение испытаний бортового оборудования большой вклад внесли заслуженные рационализаторы В.Т. Горичев и Б.П. Петрушин, имеющие на своем счету десятки свидетельств на изобретение и рационализаторские предложения.

В условиях непрерывного роста интенсивности воздушного движения в стране, как и во всем мире, большую остроту приобрели вопросы снижения норм вертикального эшелонирования. Разработка теории вертикального эшелонирования, многочисленные экспериментальные исследования и внедрение на этой основе новых норм в рамках Центра выполнялась коллективом специалистов — В.Я. Кушельманом, О.А. Луниной, В.А. Мхитаряном, В.Н. Тищенко.

К числу важнейших направлений в деятельности Центра относятся исследования по обеспечению высокой надежности и эксплуатационной технологичности наземного и бортового оборудования, используемого для целей УВД, навигации, посадки и связи. Благодаря работам, проводимым Ю.М. Демидовым, В.Н. Гусевым, В.Я. Карасевым, А.В. Майоровым и др., за счет повышения надежности средств и сокращения эксплуатационных расходов получен многомиллионный экономический эффект.

В 1976 году НЭЦ АУВД под руководством В.Ф. Карлова была создана лабораторная база, на которой были развернуты комплексные исследования влияния человеческого фактора на безопасность полетов при УВД. Работы В.Г. Линова, В.М. Сарычева и других специалистов позволили внедрить в практику гражданской авиации эргономические нормы и требования к оборудованию рабочих мест, нормативы загрузки диспетчеров и пропускной способности.

Одновременно в середине 70-х годов в ГосНИИ ГА, а затем в НЭЦ АУВД получили развитие работы по авиационной эргономике. У истоков этих работ стояли В.Г. Иванов, Н.А. Столяров, А.А. Бугацкий. Важным результатом их деятельности явилось создание руководства по эргономике, позволившего заложить соответствующие требования к кабинам воздушных судов.

В период с 1980 по 1990 г.г. значительно расширилось международное сотрудничество НЭЦ АУВД с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), организациями и фирмами, ведущими исследования широкого круга проблем ОрВД. Был выполнен ряд работ в интересах органов УВД Восточно-Европейских стран и Республики Куба. В 1979 г. НЭЦ АУВД получил статус Международного научно-экспериментального центра УВД.

К концу 80-х годов в коллективе НЭЦ АУВД значительно увеличилось число сотрудников Центра, защитивших диссертации, подготовленные в результате проведенных в Центре работ. Несколько крупных специалистов Центра — Т.Г. Анодина, С.Л. Белогородский, Ю.М. Демидов, В.И. Мокшанов, Ю.М. Федоров, В.И. Савицкий, С.М. Лящукова, В.Я. Кушельман защитили диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
За большие достижения и вклад в результаты деятельности Института, имеющие государственное значение, звания Лауреата Государственной премии СССР были удостоены: Т.Г. Анодина, В.К. Трикоз, Ю.М. Федоров, А.В. Майоров, В.И. Мокшанов, Л.В. Рябинин. Ряд руководителей и сотрудников Института был награжден орденами и медалями.

Большой вклад внесли сотрудники института в разработку в рамках ИКАО концепции перспективных систем связи, навигации, наблюдения / системы организации воздушного движения (CNS/ATM), принятой 10 Аэронавигационной конференцией ИКАО в 1991 году. Наиболее активное участие в этих работах приняли Т.Г. Анодина, В.П. Куранов, Ю.М. Федоров, В.И. Мокшанов, В.Я. Бондаренко, В.А. Василенко и др. Концепция CNS/ATM определила основные направления деятельности института на последующие 10-15 лет. Особое внимание было уделено проблемам стратегического и тактического планирования развития ЕС ОрВД с учетом принятых ИКАО решений.

В этот период в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1990 года и Приказом Министра гражданской авиации  СССР от 25 мая 1990 года Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД) был преобразован в Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации” (ГосНИИ “Аэронавигация”).

Важным результатом деятельности института является своевременное проведение работ по переводу Единой системы ОрВД на рыночные отношения. Был проведён комплекс исследований и затем реализованы мероприятия пo созданию Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации (Госкорпорация по ОрВД). В этой работе, возглавляемой В.Я. Галкиным, активное участие приняли М.Ш. Жарова, Л.М. Гайноченко, Е.И. Иванова и все ведущие сотрудники института.

По заданию Совета Безопасности РФ в составе рабочей группы В.И. Мокшанов, И.Л. Иммореев, Ю.М. Федоров и Е.Д. Маркович приняли непосредственное участие в разработке Концепции модернизации и развития ЕС ОрВД, принятой постановлением Правительства в 2000г., а также Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества независимых государств, утвержденной главами государств в 2003 г. Эти основополагающие документы легли в основу разработки Стратегии, программ и планов модернизации и развития ЕС ОрВД. Работы по данному направлению возглавлялись В.Г. Шныровым и в них приняли участие ведущие ученые института О.М. Демидов, В.Ю. Болтачев, С.Г. Нерсесян, В.А. Мхитарян, Ю.М. Федоров, А.А. Музалев, В.Я. Карасев и др.

В этот период был выполнен комплекс работ, связанный с созданием Главного центра планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения (ГЦ ППВД), который в течение нескольких лет размещался в здании института.

Одновременно велись интенсивные исследования по разработке стандартов и принципов функционирования принципиально новой техники и технологии как применительно к условиям Российской Федерации, так и по их согласованию странами в рамках ИКАО. В области спутниковых технологий и средств связи эти работы в институте осуществлялись В.П. Курановым, В.Я. Бондаренко, Ю.А. Иовенко, М.Н. Носовым, П.В. Зотеевым и др.
Активное участие в разработке перспективных средств наблюдения организации воздушного движения приняли В.И. Мокшанов, В.А. Василенко, И.А. Соловьев, И.В. Алипов, Р.В. Грушин, О.М. Демидов и др.

Одновременно велась разработка перспективных норм эшелонирования воздушных судов. Большой вклад в обеспечение полетов в условиях сокращенных норм вертикального эшелонирования на больших высотах (300 м) внесли сотрудники института В.Я. Кушельман, В.А. Мхитарян, В.Н. Тищенко, А.В. Николаев, В.М. Яцков, В.М. Лаченко и др. Значительный вклад в разработку требуемых навигационных характеристик и перспективных норм горизонтального эшелонирования внесли Ю.М. Федоров, В.Ю. Болтачев, В.Б. Спрысков, В.А. Мхитарян, П.И. Круглов, Н.П. Марьин и др.

Начиная с 1985 г. в институте непрерывно велись исследования по обоснованию необходимости внедрения в систему ОрВД системы управления безопасностью воздушного движения. Именно эти работы, направленные в виде рабочих документов в ИКАО, легли в основу принятия 11 Аэронавигационной конференции ИКАО (2003г.) требований о внедрении указанных систем во всех государствах-членах ИКАО. Одновременно были разработаны комплексные модели безопасности при ОрВД, которые нашли отражение в руководящих документах ИКАО. Работы по данному направлению осуществлялись группой сотрудников института Ю.М. Федоровым, В.Б. Спрысковым, В.Ю. Болтачевым, В.Г. Линовым, В.М. Сарычевым.

С целью решения более сложных задач аэронавигации, связанных с внедрением новой техники и технологии была произведена замена устаревшего комплекса полунатурного моделирования «Сета» на современный комплекс МК УВД. Работа осуществлялась коллективом под руководством А.С. Мастрюкова А.С. совместно с коллективом МАИ, возглавляемым А.Д. Торшиным.

Исследования, проведенные по внедрению перспективной концепции CNS/ATM ИКАО, показали, что в рамках существующей ЕС ОрВД внедрение новой техники и технологии не дает существенных преимуществ. Концепция модернизации и развития системы определила необходимость перехода к системе более высокого уровня иерархии — Федеральной аэронавигационной системе. Основные принципы создания такой системы и построения ее технической архитектуры были разработаны коллективом ученых И.Я. Имореевым, В.И. Мокшановым, Ю.М. Федоровым, Э.М. Свечниковым при взаимодействии с представителями заинтересованных министерств и ведомств.

Институт проводил исследования и разработки и по ряду других направлений. При проведении работ и при внедрении их результатов большой вклад внесли Кондрусь М.К., Мокшанов В.И., Щербаков Л.К., Теймуразов Э.С., Демидов О.М., Чеха В.А., Фатерин А.И., Епишкин В.З., Смирнов В.В., Курсакова Л.В., Жидовинов А.Ф.,  Щербаков Е.К., Соколов В.Я., Кравцов В.В., Бондаренко В.Я., Иовенко Ю.А., Алипов И.В., Зотеев П.В., Старухин В.В., Болтачев В.Ю., Булгаков В.А., Круглов П.И., Лалетина В.Ф.,  Нерсесян С.Г., Сарычев В.М., Соловьев И.А., Спрысков В.Б., Таравков В.Г., Хорькова Н.И. и др.

За 2004 – 2007 гг. выполнен ряд работ, направленных на совершенствование ЕС ОрВД ее преобразование в систему более высокого уровня — Аэронавигационную систему Росии.

Коллективом руководителей и специалистов института В.В. Соломенцева, В.А. Корчагина, Ю.М. Федорова, А.М. Барановского, В.Г. Шнырова и др. совместно со специалистами Федеральной аэронавигационной службы и других Федеральных органов исполнительной власти подготовлены Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России и План мероприятий по ее реализации.  Концепция и План в 2006 году одобрены Правительством Российской Федерации и в настоящее время являются основой планирования развития и формирования нормативного правового обеспечения функционирования системы.

Разработана Национальная эксплуатационная концепция организации воздушного движения с учетом решений 11-й Аэронавигационной конференции ИКАО, в работе над которой приняли участие О.М. Демидов, В.Г. Шныров, Ю.Н. Сальников, Ю.М.Федоров и другие специалисты института. Реализация эксплуатационной концепции обеспечит совместимость ЕС ОрВД с международной гражданской авиацией на длительную перспективу. Разработаны Концепция и План развития систем связи, навигации и наблюдения для ОрВД Российской Федерации, Стратегия и План мероприятий по совершенствованию организации обслуживания воздушного движения на высотах ниже нижнего эшелона.

При активном участии сотрудников института В.Б. Спрыскова, В.Ю. Болтачева, Ю.М. Федорова подготовлены  руководящие документы по организации управления безопасностью полетов.

Из практических комплексных работ следует выделить исследования и разработки по укрупнению центров ЕС ОрВД и работы по совершенствованию структуры воздушного пространства и организации воздушного движения в Московской зоне ЕС ОрВД.

В период с 2003 по 2007 год при участии института внедрены: АРАС УВД «Альфа», ААС УВД «Синтез», РАС УВД «Индра», КСА УВД «Альфа», КСА УВД «Синтез», КСА УВД «Топаз», ТРЛК «Утес», ТРЛК ДН «Лира-Т», АРЛК «Лира-А10», Трассовая РЛС «1Л-118», АОРЛ «Экран-85/85Т», Моноимпульсная ВРЛ СВК, Моноимпульсная ВРЛ «Крона», АРЛК «Урал», РЛС ОЛП «Атлантика», АРП «Платан», УКВ радиостанции «Фазан»/«Серия-200», СКРС «Мегафон», СКРС «Топаз», АППЦ «Азимут», VOR/DME, РП ОВЧ диапазона, АППУ «Азимут», АППУ-ЕС, ЛККС-А2000 и другие.

За последние пять лет Институт провел полный цикл необходимых испытаний и по их результатам Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета выдано более 50 свидетельств или одобрений на комплектующие изделия авионики для самолетов и вертолетов различных типов и классов.

Проведены комплексные испытания наземных и бортовых средств CNS/ATM на базе спутниковых технологий с целью внедрения захода на посадку с использованием GNSS, систем автоматического зависимого наблюдения зональной навигации.

Институт продолжает выполнять работы направленные на создание новых средств CNS/ATM, внедрение перспективных процедур аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства: зональной навигации, уведомительного порядка использования воздушного пространства, сокращенных норм вертикального эшелонирования, систем управления движением по поверхности аэродрома.

Выполняет работы по научному сопровождению эксплуатации пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов, совершенствованию эксплуатации воздушных судов в части бортового оборудования, допуску воздушных судов к эксплуатации с применением современных технологий — к полетам в воздушном пространстве с сокращенными минимумами вертикального эшелонирования, к полетам с применением системы раннего предупреждения приближения земли и др.

Современный уровень и перспективы развития  авиации и организации воздушного движения ставят перед Институтом новые задачи по научному обеспечению создания и развития Аэронавигационной системы России, развитию ее организационной структуры, совершенствованию использования воздушного пространства и организации воздушного движения, внедрению новых технологий, обновлению технической базы ЕС ОрВД.

История, накопленный опыт, квалификация сотрудников, уровень руководства и организации работ вселяют уверенность в готовности Института к решению этих сложных задач.

 

11 ДЕКАБРЯ 2012 Г. ФГУП ГОСНИИ «АЭРОНАВИГАЦИЯ»,

КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, ПРЕКРАТИЛО СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ФГУП ГосНИИ ГА

Подробнее о Филиале «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА, см. здесь >

Фотогалерея

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.