АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Модернизация и развитие

Концепция модернизации и развития ЕС ОрВД РФ (2000 - 2008)

Приказ МО РФ и МТ РФ №580/156 от 09.12.2000 г. «О мероприятиях по реализации Концепции модернизации и развития ЕС ОрВД РФ».
Определена программа приоритетных организационно-технических  мероприятий по модернизации и развитию ЕС ОрВД РФ, а также программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации и развитию ЕС ОрВД РФ.

2003-2007 годы

Обобщенная структурная схема ЕС ОрВД России, сложившаяся в указанный период, приведена на схеме . В этот период всеми пользователями ежегодно выполняется более миллиона полётов. Российские и зарубежные воздушные суда, а также государственная и экспериментальная авиация соответственно выполняют 59%, 33% и 8% от общего их количества. Одновременно под управлением в воздушном пространстве России находится до 800 воздушных судов. Протяжённость воздушных трасс составляет 600 тыс. км, из них более 150 тыс. км являются международными трассами.

В стране функционируют 13 районных, аэродромных и аэроузловых автоматизированных систем УВД, 182 системы автоматизации процессов ОрВД, свыше 450 РЛС, около 2000 средств навигации и порядка 15000 средств электросвязи. Перекрытие верхнего воздушного пространства страны полем УКВ радиосвязи составляет 98% , навигационным полем азимутально–дальномерных систем в международном диапазоне частот порядка 30% , радиолокационным полем – 94%.

Гражданской части ЕС ОрВД принадлежит 95% технических средств Системы. Стоимость её основных производственных фондов составляет 6,1 млрд. руб., а годовые расходы на содержание и развитие – 15,4 млрд. руб.

Систему обслуживали свыше 30 тыс. специалистов гражданской и военной авиации. Из этого количества специалистов 52% представляют диспетчерский и инженерно-технический состав (по 26% каждой категории), 48% являются работниками других специальностей. Средний возраст диспетчеров 45÷48 лет, 74% из них имеют квалификацию первого класса, а 36% — высшее образование.

Вследствие не очень большого объёма авиаперевозок (в 2006 году было перевезено около 30 млн. пассажиров и 400 тыс. тонн грузов) пропускная способность не являлась существенным фактором, ограничивающим её деятельность.

ЕС ОрВД до 2007 г. функционировала на принципах совмещения гражданских и военных оперативных органов и жёсткого разделения воздушного пространства на сферы их ответственности, что ограничивало возможность эффективного и гибкого его использования. Так гражданская авиация, выполняя 92% всех полётов, обладала только 17% общего ресурса воздушного пространства России. В результате, пользователи пространства несли большие экономические потери. Ограничения в использовании воздушного пространства являлись также одной из причин задержки внедрения ряда новых технологий, предусмотренных Глобальной эксплуатационной концепцией ОрВД ИКАО, которые напрямую связаны с возможностью гибкого его использования в интересах пользователей.

Ведомственная «разобщённость» ЕС ОрВД, различие правил и процедур, используемых гражданскими и военными специалистами при выполнении своих обязательств, недостатки в проведении единой технической политики при создании и эксплуатации средств и систем двойного назначения, а также задержки в создании единого информационного поля отрицательно сказывались как на обеспечении обороноспособности страны, так и на развитии гражданской авиации. Коме того, существовавшие значительные отличия нормативных правовых актов Российской Федерации от международных стандартов и рекомендуемой практики  ИКАО затрудняли процесс  интеграции  ЕС  ОрВД  России в  мировую  аэронавигационную систему.

Довольно сложная ситуация сложилась и с техническим обеспечением гражданской авиации. К середине первого десятилетия 21 века выработавшие свой технический ресурс и требующие замены средства радиотехнического обеспечения полетов и средства связи  составляли по различным типам от 56 до 85%. А 70% самолётного парка подлежали списанию и имели на борту аэронавигационные системы, не удовлетворявшие современным требованиям.

Для внедрения международных подходов требовали совершенствования финансово — экономическая сторона деятельности ЕС ОрВД и государственная тарифная политика. В частности, ставки за аэронавигационное обслуживание, взимаемые с российских пользователей на воздушных трассах были в 1,8 раза ниже себестоимости, а в районе аэродрома – более чем в 6,6 раза. В то же время уровень ставок, взимаемых с иностранных авиакомпаний, превышал ставки российских пользователей приблизительно в 5 раз. Доля доходов от иностранных пользователей на воздушных трассах составляла около 82%, а от российских пользователей на трассах только 11%.

Кроме указанных выше задач, требовалось привести в соответствие с рекомендуемой практикой ИКАО такие области как поиск и спасания, обеспечение пользователей необходимой аэронавигационной информацией, авиационное метеорологическое обслуживание, снижение вредного воздействия на окружающую среду, обеспечение совместимости с Европейской и мировой аэронавигационными системами и т.п.

Естественно, для реализации всех имеющихся задач на должном уровне  должно было осуществляться и  финансирование ЕС ОрВД.  Сумма годовых расходов на обеспечение деятельности гражданской и военной частей ЕС ОрВД составляла около 20 млрд. руб. (это около 750 млн. долларов). Для сравнения, в США тратили в тот период на поддержание и развитие этой отрасли около 9 млрд. долларов в год, а в Японии – 1,6 млрд. долларов. Еврокомиссия только на внедрение одной технологии – автоматического зависимого наблюдения выделила около 25 млрд. евро на период с 2003 по 2006 г.г.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.