МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Анадырский центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 

 Дата   Описание события
1950 Личный состав аэропорта Анадырь насчитывал 16 человек., в том числе первый диспетчер Чукотки Теплов Н.В., радиооператоры Свириденко А. и Крекатень А.
1957  Приказом командира 150-го ЛО МА ДВУ ГВФ № 76 от 18.07.1957 года вводится должность заместителя командира по движению, на которую с 10 июля 1957 года назначается Шепелькевич Иван Иванович.
27 декабря 1993 Создано Региональное государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению, связи и аэронавигационной информации «Чукотаэроконтроль».
29.12.1999
На базе РГП «Чукотаэроконтроль» создается ГУДП «Чукотаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», впоследствии филиал «Чукотаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» .
2003 Построено более современное, с новейшим оборудованием здание КДП, где в настоящее время размещаются производственные и служебные помещения Анадырского центра ОВД.
01.07.2005 На базе филиала «Чукотаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» создано подразделение Анадырский центр ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1957 — … Шепелькевич Иван Иванович  Заместитель командира по движению Подробнее >
1995 — 2000 Лапин Виктор Николаевич Директор ГП «Чукотаэроконтроль».
Генеральный директор государственного унитарного дочернего предприятия «Чукотаэронавигация» ФУП «Госкорпорация по ОВД»
Подробнее >
2000 — 2005 Соболь Александр Иванович Генеральный директор ГУДП «Чукотаэронавигация» ФУП «Госкорпорация по ОВД», директор филиала «Чукотаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Подробнее >

О подразделении

КОНТАКТЫ:
Начальник центра Аганин Сергей Алексеевич, тел.  42732-27463


 

В экономическом и транспортном отношении Чукотка занимает островное положение из-за отсутствия сухопутного сообщения, связывающего ее с материком (судоходство по омывающим Чукотский полуостров морям возможно в течение ограниченного времени), поэтому значение авиации на этой территории велико.

Освоение воздушного пространства Чукотки проходило в сложных условиях, обусловленных как климатическими особенностями территории, так и несовершенством средств навигационного, связного и метеорологического обеспечения полетов.

3 ноября 1923 г. в селе Уэлен было создано Чукотское местное бюро Общества друзей воздушного флота. Это произошло после того как 9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны ЦИК создал постоянный Совет по гражданской авиации. 19 октября 1923 г. Совет Труда и Обороны утвердил первый документ о перспективе развития гражданской авиации до 1926 г. «План развития воздушных линий в СССР», ориентированный на использование авиации в районах с недостаточно развитым наземным и водным транспортом. В 1926 г. впервые был использован самолет для освоения территории Дальнего Востока.

До 1950 года такого понятия как диспетчер службы движения или руководитель полетов не было. Известно, что, когда начиналось становление авиации на Чукотке, функции по связи, информации, поиску и спасению осуществлялись при помощи радистов Анадыря, Бухты Провидения, села Ванкарем, Уэлен.
Ярким примером тому служат полёты 1934 года, связанные со спасением челюскинцев или поиск и обеспечение связью при спасении экипажа самолета Н-43 пилота Масленникова в марте 1935 года. В деле организации помощи Н-43 особенно активное участие принимали сотрудники НКВД т. Ребров А. и т. Ребров М., начальник политотдела комбината ГУСМП Щетинин.
Первым, принявшим сигналы рации самолета Н-43, был радист плавстанции в Наварино т. Хомутов. Вслед за тем установили связь с самолетом Н-43 Анадырь и бухта Провидения, где особенно ударно работал начальник рации т. Панов. В течение 13 суток Анадырь буквально «жил» вынужденной посадкой и розыском Н-43.

Постоянно возрастающая сложность управления полетами на трассах и в районах аэродромов потребовала принятия специальных мер, повышающих эффективность решения задач УВД.
С этой целью в 1950 г. в гражданской авиации была введена должность руководителя полетов, а также штатная группа диспетчерского состава, обеспечивающая решение различных задач непосредственного УВД. До этого времени в гражданской авиации полетами руководили специально подобранные опытные пилоты, которые вне графика дежурств на аэродроме выполняли функции летчиков.

На 7 апреля 1950 года личный состав аэропорта Анадырь насчитывал 16 человек. В том числе первый диспетчер Чукотки Теплов Н.В., радиооператоры Свириденко А. и Крекатень А.

18.07.1957 года приказом командира 150-го ЛО МА ДВУ ГВФ № 76 вводится должность заместителя командира по движению, на которую с 10 июля 1957 года назначается Шепелькевич Иван Иванович. Служба движения в то время состоит из 4 диспетчеров аэропорта Анадырь и по одному в аэропортах Беринговский, Залив Креста, Танюрер и Амгуэма.

В октябре 1960 года на должность диспетчера службы движения аэропорта Уэлькаль прибыл Бабяк Анатолий Леонидович, который впоследствии, переучившись на штурмана, долгие годы работал в Магаданском управлении ГА на различных командных должностях.

Приказом командира №66 от 11.04.1963г. на основании приказа МОАГ ГВФ №401 от 07.12.1962 г. аэропорт Провидения принимается в состав 150-го авиаотряда, отчетность аэропорта Лаврентия передается в ведение аэропорта Провидения. Данные реорганизации позволили получить авиаотряду с 27 августа 1963 года статус объединённого авиаотряда (Анадырский ОАО).
Произошли некоторые изменения и в службе движения аэропорта Анадырь: приказом №70 от 15.04.1963 года диспетчеры службы движения закреплены по следующим объектам УВД: старший диспетчер АДС-1 человек, диспетчер РДС-3 человека, КДП-3 человека, АДП-3 человека, СКП «Угольный»-1 человек. Полеты в Анадырском ОАО продолжались в это время как с аэродрома «Горка» и ледового поля «Лиман», так и с аэродрома совместного базирования «Угольный».

Производственная деятельность Анадырского ОАО с каждым годом набирала всё большие темпы. Приказом командира ОАО №5 от 03.01.1967г. служба движения переходит на трехсменную работу (РП, ДПП, АДП, РДП, СДП).

Старое здание КДП 1970-2005

Для обеспечения бесперебойной радио и телефонной связи, а также управления воздушным движением 12 ноября 1970г. было принято в эксплуатацию здание КДП.

В связи с увеличением объема работ по ПАНХ, транспортной авиации диспетчерам АДП становилось все сложнее управлять производственным процессом в авиапредприятии. Поэтому приказом командира ОАО № 172 от 28.04.72 было принято решение о создании специальной службы по управлению производством-ЦДА (центральной диспетчерской аэродрома), впоследствии переименована как ПДСП (производственно-диспетчерская служба предприятия). Диспетчеры службы движения Филимонов С. и Бекетов Б., имея опыт работы в АДП предприятия, были одними из первых, кто осваивал этот участок работы.

16 февраля 1973 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации», где с позиции развития и совершенствования системы УВД страны наиболее важными представляются третий и четвертый пункты Постановления. Так, в третьем пункте предписывалось принять предложение Министерства обороны и Министерства гражданской авиации о создании в 1973 – 1980 г.г. Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) гражданской и военной авиации. Четвертый пункт Постановления содержал вопросы, связанные с глубокой научной проработкой проблем развития и совершенствования системы, а также решения задач планирования ИВП и УВД в интересах всех пользователей воздушного пространства страны. Это Постановление ознаменовало первый этап создания ЕС УВД.

В начале 1975 года в авиапредприятие стали поступать новые самолеты Як-40. Освоение новой техники, особенности летнего выезда людей в отпуск и, как следствие, увеличение интенсивности полетов требовало от службы движения четкой слаженности в работе. В эти годы службу движения возглавлял Стоюхин Николай Дмитриевич, руководители полетов: Русин А.М., Заря В.Ф., Микуцкий Б.Е., Иотченко П.Д.

Следует отметить, что в сентябре — октябре 1972 года в службу движения аэропорта Анадырь прибыло сразу 11 молодых специалистов. Опыт и всесторонние знания работы диспетчера позволили инструкторскому составу службы движения подготовить из этих молодых специалистов профессионалов. Размус Г, Тертычный А., Гаврилин В., Литвиненко А., Казанкин Ю., Володин В., Селяев В. — вот неполный перечень инструкторского состава службы движения.

Кроме чисто профессиональной работы, личный состав службы движения постоянно принимает активное участие в жизни предприятия: строительство спортивного зала и штаба Анадырского ОАО методом «народной стройки», участие в ликвидации последствий пожаров котельной в марте 1974 года, борьба за выживаемость поселка, когда из-за аномально сильных морозов перемерзли все источники воды.

По итогам работы за Х пятилетку были награждены правительственными наградами работники Анадырского ОАО и в том числе медалью «За трудовую доблесть» диспетчер службы движения аэропорта Марково Рыбалкин Сергей Владимирович.

15 марта 1978 года было принято Постановление правительства № 199-67 «О дальнейшем развитии Единой системы УВД гражданской и военной авиации», в первом пункте которого предписывалось принять предложение Министра обороны и Министра гражданской авиации о формировании в 1978-1981г.г. на базе действующих пунктов управления полетами гражданской и военной авиации зональных и районных центров Единой системы УВД (второй этап создания ЕС УВД). Второй этап предлагалось реализовать в четыре очереди.

Формирование центров ЕС УВД в регионах Севера и Северо-Востока в 1981 году предусматривала четвертая очередь второго этапа. НЭЦ АУВД в НИР «Север» разработал предложение по организации центров ЕС УВД в этих регионах, в котором предусматривалось создание 29 РЦ ЕС УВД (в том числе РЦ ЕС УВД Анадырь) с включением их в состав уже действующих зональных центров: Свердловского, Новосибирского, Читинского, Хабаровского).

Кроме того, в работе содержалось предложение о формировании вспомогательных зональных центров в составе одного гражданского сектора для координации действий по ИВП и УВД в воздушном пространстве некоторых территориальных управлений ГА. Для чего было выделено 1261 человек, в том числе 490 военнослужащих и 720 специалистов ГА.

Совместной директивой МО (ВВС) и МГА № 123/17/0384 от 08.10.1981г. было предусмотрено формирование на Севере и Северо-Востоке страны:
6 вспомогательных зональных центров ЕС УВД (в гг. Сыктывкаре, Тюмени, Якутске, Магадане, Красноярске, Иркутске);
13 двухсекторных РЦ ЕС УВД (Тикси, Воркута, Норильск, Анадырь, Сыктывкар, Мирный, Якутск, Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Николаевск–на–Амуре, Печера, Мыс Шмидта);
16 односекторных РЦ ЕС УВД (Диксон, Хатанга, Черский, Чокурдах, Певек, Оха, Охотск, Амдерма, Мыс Каменный, Батагой, Жиганск, Зырянка, Тиличики, Сеймчан, Марково, Чайбуха).

3 января 1980 года на воздушной линии «Москва-Анадырь-Москва» — начало эксплуатации самолетов ТУ-154 взамен Ил-18.

1981-1982 года — освоение новой для Анадырского объединенного авиаотряда авиационной техники: самолетов Ан-24, 26.

2 января 1983года была открыта беспосадочная авиалиния «Анадырь-Москва» на самолете Ил-62М.

19 ноября 1985 года было подписано соглашение между РДЦ Хабаровск, РДЦ Анкоридж и РДЦ Токио «О взаимодействии при оказании помощи гражданским воздушным судам, находящимся в аварийной обстановке при выполнении полетов по маршрутам в северной части Тихого океана (НОПАК). Аэропорт Анадырь был выбран в качестве запасного аэропорта для обеспечения аварийной посадки иностранных воздушных судов. В связи с этим в 1986 году в службе движения аэропорта Анадырь были подготовлены к УВД на английском языке первые 4 специалиста (Кулик О.В., Агеев Е.Н., Заднепровский С.В., Фарков А.Н.)

В 1988 году к УВД на английском языке уже было подготовлено 7 специалистов службы движения.

14 июня 1988 года в аэропорту Провидения произошло событие, к которому стремились и готовились многие люди в двух великих странах, раскинувшихся по обе стороны Берингова пролива. Ровно в 9 утра в аэропорту Провидения произвел посадку самолет Боинг-737 с эмблемой американской компании «Аляска Эрлайнз».

Ответный визит делегации в город Анкоридж состоялся 21 февраля 1989 года.

В апреле 1989 года в аэропорту Анадырь произвел посадку самолет Боинг 737 с американскими путешественниками на борту во главе с Полом Шурке. Это было первое иностранное воздушное судно, которое приземлилось в аэропорту Анадырь.

15 сентября 1989 года с рабочим визитом в аэропорт Анадырь прибыла делегация Федеральной авиационной администрации (FAA) США во главе с начальником Анкориджского центра УВД Ф. Прайсом. Со стороны СССР Гражданскую Авиацию представлял Шелковников В.Г. В течение 3-х дней участники рабочей встречи разработали соглашение о взаимодействии служб управления воздушным движением Анадырского ОАО и Анкориджского центра УВД.

17 февраля 1990 года данное соглашение было подписано в Вашингтоне и таким образом официально были открыты международные воздушные линии «Анадырь – Анкоридж» и «Провидения- Ном».

В 1993 году на основании приказа №101 от 28.12.92 г. Министра транспорта РСФСР Ефимова В.Б., обращения №1.25-294 от 02.08.93г. Председателя комиссии по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация) Министерства транспорта РФ Шелковникова В.Г., Постановлением №239  от 26.10.93 г. главы администрации ЧАО на территории Чукотского автономного  округа  на  севере-востоке азиатской части России  с 27 декабря 1993  года было создано Региональное государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению, связи и аэронавигационной информации «Чукотаэроконтроль».

ДП СДП старое рабочее место

ДП СДП старое рабочее место

На первом этапе образования предприятия в него входили служба движения, служба ЭРТОС и служба аэронавигационной информации аэропорта Анадырь. На период создания предприятия исполняющим обязанности руководителя был назначен Иванов Владимир Евгеньевич, который после окончания Кировоградского летно-штурманского училища ГА в 1972 году по распределению прибыл на Чукотку, начав свою трудовую деятельность с диспетчера службы движения Анадырского ОАО.

В дальнейшем в предприятие поочередно вошли службы движения, ЭРТОС и аэронавигационной информации аэропортов Анадырского, Шмидтовского, Чаунского, Билибинского, Чукотского, Провиденского, Иультинского и Беринговского районов Чукотского АО, на базе которых и были образованы Анадырский, Шмидтовский, Певекский и Кепервеемский филиалы РГП «Чукотаэроконтроль» со своими подразделениями: Марково, Омолон, Провидения, Залив Креста, Лаврентия, Беринговский. С июля 1994 года генеральным директором предприятия был назначен Коленкин Юрий Федорович.

В состав предприятия вошли районные и вспомогательные районные центры: РЦ Анадырь, ВРЦ Марково, РЦ Шмидт, РЦ Певек, ВРЦ Кепервеем, ВРЦ Омолон. Общая площадь суши составила 751,5 тысяч квадратных километров, а вместе с акваторией открытых морей и Северного ледовитого, Тихого океанов составила около 1500 тысяч кв. км. В зоне ответственности РГП «Чукотаэроконтроль» проходили 12 воздушных трасс РФ, 115 местных воздушных линий, 15 международных воздушных трасс. В   1995 г.  штатная численность предприятия предусматривала 499 единиц — фактическая составляла 419 человек.

Лапин В.Н. — в центре

В августе 1995 года Генеральным директором РГП «Чукотаэроконтроль» назначается Лапин Виктор Николаевич — грамотный руководитель и хороший организатор, прошедший трудовой путь от диспетчера 3 класса до руководителя Регионального Государственного Предприятия.

В период его руководства, с 1995 по 2000 г.г., над территорией Чукотки в зоне ответственности РГП «Чукотаэроконтроль» открываются новые перспективные международные воздушные трассы (МВТ): началось регулярное движение самолетов иностранных компаний по маршрутам: Нью-Йорк – Токио, Чикаго – Пекин, Вашингтон – Сеул и др., объемы воздушных потоков на которых сразу увеличиваются. Наибольшая интенсивность приходится на МВТ: Г 212, УБ 337, УБ 244, УА 218, Г 7, а воздушные трассы Российской Федерации В 32, МВТ Б 96  и Р 35 используются для полетов легкомоторной авиации из штата Аляска США в национальные села Провиденского района.

ДП РЦ ЕС старое рабочее место диспетчер Турбин В.И.

ДП РЦ ЕС старое рабочее место диспетчер Турбин В.И.

При выходе из состава Анадырского ОАО, РГП «Чукотаэроконтроль» не имело единого здания командно-диспетчерского пункта, объекты службы движения и базы ЭРТОС были разбросаны по аэродрому, что затрудняло контроль за работой диспетчерского состава. При этом все объекты: ДПП, ПДП, СДП и т.п. размещались в зданиях, построенных еще в 1960-70 гг., своевременно не ремонтировались и имели ветхий вид.

РГП «Чукотаэроконтроль» осталось без технических помещений под транспортные средства. Из всего этого следовало, что необходимо начинать строительство технологических зданий, сооружений и т.д.

Благодаря настойчивости и личным контактам генерального директора РГП «Чукотаэроконтроль» Лапина В.Н. в аэропорту Анадырь в 1996 году совместно с администрацией Чукотского автономного округа, на долевых началах, было начато строительство нового здания КДП. Одновременно, в этом же году совместно с войсковой частью 3626 началось сооружение комплексного здания гаража на 3 бокса, которое было введено в эксплуатацию в декабре 1996 года. В 1998 году перед администрацией ЧАО был поставлен вопрос о реконструкции всех объектов РТО и связи в аэропорту Анадырь (Угольный).

В 2003 году было построено более современное, с новейшим оборудованием здание КДП, где в настоящее время размещаются производственные и служебные помещения Анадырского центра ОВД.

АСВ Анадырь новое здание

В 2007 году полностью закончена реконструкция и строительство объектов РТО и связи.

Приказом № 93 от 29.12.1999 г. ФУП «Госкорпорация по ОВД», в связи с проводимой реорганизацией региональных государственных предприятий по УВД в государственные унитарные дочерние предприятия, на базе РГП «Чукотаэроконтроль» создается ГУДП «Чукотаэронавигация». С 01 августа 2000 года генеральным директором ГУДП «Чукотаэронавигация» назначен Соболь Александр Иванович.

С 01 июля 2005 г. согласно приказу Генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 21.04.2005г. № 74 на базе филиала «Чукотаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» создано подразделение Анадырский центр ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») начальником центра назначен Аганин Сергей Алексеевич.

Иванов В.Е., Коленкин Ю.Ф., Лапин В.Н. и Соболь А.И. начинали свою трудовую деятельность молодыми специалистами, после окончания учебных заведений гражданской авиации и прошли свой путь от рядового диспетчера УВД до руководителя предприятия. Все они внесли большой личный вклад в организацию и развитие аэронавигационного обслуживания воздушного пространства ЧАО.

ДП СДП новое рабочее место

ДП СДП новое рабочее место

Большой личный вклад в дело повышения производственных показателей предприятия и образцовое выполнение своей работы позволили признать лучшими работниками ГУДП «Чукотаэронавигация»:
Исканцева А.А. — техника по радионавигации, радиолокации и связи объекта ОРЛ-А+ПРЛ+АРП службы ЭРТОС Анадырь;
Сибиберта С.В. — руководителя полетов службы ОВД Шмидтовского филиала ГУДП «Чукотаэронавигация»;
Фаттахова Р.В. — инженера по радионавигации, радиолокации и связи объекта радионавигации и авиационной электросвязи ЛАЗ-КДП службы ЭРТОС Шмидтовского филиала;
Старикова А.В. — ведущего инженера по радионавигации, радиолокации и связи объекта службы ЭРТОС представительства Провидения;
Корчебного И.Л. — старшего диспетчера с правом УВД — руководителя представительства залив Креста;
Ерусланова Е.А. — начальника отдела инспектирования и контроля качества ОВД;
Голикову И.А. — радиооператора (с обязанностями телеграфиста) службы ЭРТОС Кепервеемского филиала;
Артеменко В.М. — техника по радионавигации, радиолокации и связи службы ЭРТОС Кепервеемского филиала;
Смолькина А.Ф. — главного инженера Певекского филиала.

Практически все лучшие годы своей жизни отдали обеспечению регулярности и безопасности полетов воздушных судов как российских, так и иностранных авиакомпаний в воздушном пространстве Чукотки работники Анадырского центра ОВД и ветераны, как ныне живущие в разных регионах страны так и ушедшие из жизни : Селяев В.Е., Моисеев А.И., Бородин В.Г., Петров К.Н., Агеев Е.Н., Касенкина В.А., Филимонов С.А., Ерусланов Е.А., Редин В.И., Баталин Л.М., Реутов В.П., Соколов А.М., Сомов С.С., Ускова Т.В., Бедаш В.М., Бедаш А.М., Рыбалкин С.В., Густокашин Н.А., Николаев В.С., Иванова З.А., Баталина А.Б., Полищук В.А. и многие, многие другие коллеги, которых помнят и чтут работники Анадырского центра ОВД.

.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.