МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Филиал “Аэронавигация Урала”

Хронология>   Руководство>   О филиале>   Фотогалерея>

ИСТОРИЯ ФИЛИАЛА

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

Хронология значимых событий

 Дата  Описание события
20 июля 1993 Учрежден Уральский региональный центр по планированию, координированию и обеспечению использования воздушного пространства («Уралаэронавигация»).

Решение Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 20.07.1993 г. №689 «Об учреждении государственного предприятия Уральского регионального центра по планированию и обеспечению использования воздушного пространства (ИВП) «Уралаэронавигация».

29 июля 1993 29.07.1993 года предприятие зарегистрировано Администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга, управление государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Чкаловское отделение.

Свидетельство о регистрации №2566Г от 29.07.1993 г.

1993–1994 Службы движения и баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи  выделены из состава объединенных авиаотрядов и аэропортов, расположенных на территории Уральского регионального управления гражданской авиации. На их базе было создано государственное предприятие «Уральский региональный центр по планированию, координации и обеспечению использования воздушного пространства – ГП «Уралаэронавигация».
1994–1995 Из служб движения и ЭРТОС шести аэропортов были созданы филиалы:

· «Ижевскаэронавигация»;

· «Кироваэронавигация»;

· «Челябинскаэронавигация»;

· «Курганаэронавигация»;

· «Пермьаэронавигация»;

· «Магнитогорскаэронавигация».

1999 Первым заместителем директора Федеральной авиационной службы России В.Я.Галкиным была утверждена «Программа технического поддержания и развития системы ОВД Уральского региона» (РГП по ИВП и УВД «Уралаэронавигация»). Согласно этой программе на Урале развернулась работа по формированию Екатеринбургского объединенного автоматизированного центра ЕС ОрВД на базе Кировского, Пермского, Челябинского, Курганского, Екатеринбургского районных центров (РЦ ЕС ОрВД) и Североуральского, Магнитогорского вспомогательных районных центров Единой системы организации воздушного движения (ВРЦ ЕС ОрВД).
05.09.2000 На базе ГП «Уралаэронавигация» было создано Государственное унитарное дочернее предприятие «Аэронавигация Урала» (ГУДП «Аэронавигация Урала») Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Дата регистрации ГУДП 05.09.2000.
01.06.2003 Из структуры ОАО «Аэропорт Кольцово» в состав предприятия передан Североуральский вспомогательный районный центр ЕС ОрВД, создано Североуральское отделение ГУДП «Аэронавигация Урала» с прямым подчинением дирекции.
с 01.06.2004 ГУДП «Аэронавигация Урала» реорганизовано в филиал «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», его филиалы – в центры обслуживания воздушного движения: Челябинский, Пермский, Кировский, Ижевский, Курганский, Магнитогорский, а на базе служб движения и ЭРТОС ОАО «Аэропорт Кольцово» был создан Екатеринбургский центр ОВД филиала «Аэронавигация Урала».

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1993-2003 Кузнецов
Владимир Фёдорович 
Генеральный директор ГП, ГУДП Подробнее >
с 2003 –н/в Сюкасев
Сергей Ефимович
Директор филиала Подробнее >

 О филиале

Общий отдел:
Телефон: +7 (343) 260-50-41
Факс: +7 (343) 266-17-83
E-mail: office@ur.gkovd.ru

О структурных подразделениях  Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

Филиал «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет деятельность по организации воздушного движения в границах воздушного пространства Екатеринбургского зонального центра единой системы организации воздушного движения (ЗЦ ЕС ОрВД) на территории шести субъектов Российской Федерации: Удмуртской Республики, Свердловской, Челябинской, Курганской, Пермской и Кировской областей.

В состав филиала входят семь центров обслуживания воздушного движения и одно отделение, расположенные в городах Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Магнитогорске, Перми, Кирове, Ижевске и Североуральске. В границах ответственности филиала семь аэропортов, в их числе четыре международных: а/п «Кольцово» (Екатеринбург), а/п «Баландино» (Челябинск), а/п «Большое Савино» (Пермь), а/п Магнитогорск и три – федерального значения: а/п Ижевск, а/п «Победилово» (Киров), а/п Курган.

Общая численность персонала филиала составляет около 1290 человек.

ГУДП «Аэронавигация Урала»

Работа по созданию государственного предприятия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением на Урале была начата в 1993 г. после выхода в свет постановления Совета Министров — Правительства РФ от 30.04.93 г. № 403, приказов Минтранса РФ от 23.12.92 г. № 101 и от 31.10.97 г. №79.

Первоначально предприятие имело наименование «Уральский региональный центр по планированию, координированию и обеспечению использования воздушного пространства (ИВП)» («Уралаэронавигация») учреждено 20 июля 1993 г.

Был утвержден устав государственного предприятия. Директором предприятия был назначен Кузнецов Владимир Федорович, впоследствии — генеральный директор ГУДП «Аэронавигация Урала».

Предприятие создавалось на базе бывших структурных единиц Уральского управления ГА — гражданского сектора Екатеринбургского зонального центра Единой системы УВД. Начальники центра: Лылов И.Д. (1978-80 гг.), Ворожцов Д.И. (1980-84 гг.), Романов В.А. (1984-96 гг.), служба аэронавигационной информации (САИ) (начальник Климентьев В.Г.). Затем к ним присоединились: отдел движения (начальник Кузиков Б.В.), отдел эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ОЭР-ТОС) (начальник Соколов В.М.).

В 1993-94 гг. проводилась большая и очень трудоемкая работа по выделению служб движения и баз ЭРТОС (в настоящее время переименованы в службы ЭРТОС) из состава аэропортов, входивших в состав Уральского регионального управления ГА, и создание уже на их базе Государственного предприятия по ИВП и УВД «Уралаэронавигация».

В 1994 г. в состав ГП «Уралаэронавигация» влились службы движения и ЭРТОС аэропортов Ижевск, Киров (Победилово), Челябинск (Баландино), а в 1995 г. — аэропортов Курган, Пермь (Большое Савино), Магнитогорск. На базе указанных служб были созданы филиалы ГП «Уралаэронавигация»: «Ижевскаэронавигация» (директор Чижов С.Н.), «Кироваэронавигация» (директор Булычев С.А.), «Челябинскаэронавигация» (директор Жуков А.Н.), «Курганаэронавигация» (директор Бурцев А.С.), «Пермь- аэронавигация» (директор Вдовин Г.Г.), «Магнитогорскаэронавигация» (директор Асташов В.Д.).

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 02.11.2002 г. № 939-р Государственное предприятие «Уральский региональный центр по планированию, координации и обеспечению использования воздушного пространства «Уралаэронавигация» реорганизовано в форме его присоединения к Государственному унитарному дочернему предприятию «Аэронавигация Урала» Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». В результате образовано предприятие ГУДП «Аэронавигация Урала».

Основные усилия руководящего состава аппарата управления предприятия и филиалов были направлены в первую очередь на обеспечение безопасности воздушного движения, повышение качества радиотехнического обслуживания полетов, поддержание практической и теоретической подготовки специалистов служб движения и баз ЭРТОС на высоком профессиональном уровне. Создавались отделы и службы обеспечения жизнедеятельности филиалов и предприятия в целом: финансовые, планово-экономические, кадровые, обеспечения производства и другие.

Надо отметить, что после создания на Урале государственного предприятия по ИВП и УВД резко повысился уровень оснащенности диспетчерских пунктов УВД новейшими средствами управления воздушным движением, рабочие места персонала УВД (единые залы УВД, вышки КДП, стартовые диспетчерские пункты (СДП) и др.) приведены в соответствие с требованиями норм охраны труда, производственной санитарии и эргономики. Созданы нормальные условия труда на объектах службы ЭРТОС.

Все это не могло не сказаться на повышении качества работы филиалов. За все время существования предприятия авиационных происшествий по вине личного состава не было.

Не останавливаясь на достигнутом, в деле создания нормальных условий труда руководством предприятия проводится работа по дальнейшему оснащению филиалов новыми, высокопроизводительными радиотехническими средствами управления воздушным движением и системами посадки воздушных судов.

В октябре 1999 г. первым заместителем директора ФАС России Галкиным В.Я. была утверждена «Программа технического поддержания и развития системы ОЛВД Уральского региона». Согласно этой программе на Урале (г. Екатеринбург) будет построен центр объединенной Екатеринбургской автоматизированной системы использования воздушного пространства и управления воздушным движением (ОЕЦ АС ИВП и УВД) с использованием данных радиолокационных позиций филиалов, входящих в состав предприятия, на базе Кировского, Пермского, Челябинского, Курганского, Екатеринбургского районных центров и Северо-уральского, Магнитогорского вспомогательных районных центров Единой системы организации воздушного движения (РЦ, ВРЦ ЕС ОрВД).

Успешная реализация данной программы позволит:

—    довести оснащение транссибирских маршрутов, проходящих через Урал, до уровня стандартов ИКАО;

—    достигнуть наиболее высоких показателей эффективности системы ОВД региона;

—    создать основу для последующей модернизации технического оснащения системы;

—    скоординировать намерения предприятия по оснащению и поддержанию с федеральными целями развития системы ОВД Российской Федерации.

Успешное функционирование и развитие предприятия стало возможным благодаря наличию на предприятии специалистов — истинных профессионалов своего дела:

—    генерального директора Кузнецова В.Ф. (основателя предприятия);

—    бывшего заместителя генерального директора по ИВП и УВД Кузикова;

—   заместителя ген. директора по РТО Жолобова А.С.;

—   начальника отдела ЭРТОС Соколова В.М.;

—    бывшего начальника ГС Екатеринбургского ЗЦ ЕС ОрВД и начальника отдела ИВП и УВД, ныне помощника ген. директора — начальника отдела кадров Романова В.А.;

—    заместителя генерального директора по эксплуатации и строительству Волкова А.Д.;

—   главного бухгалтера предприятия Шунеевой О. Л.;

—    ведущего инженера по метеообеспечению Рыбина В.В.; инженера отдела ЭРТОС Приходько П.М. и других.

Кузнецов Владимир Федорович — генеральный директор ГУДП «Аэронавигация Урала» ФУП «Госкорпорация по ОВД». Заслуженный работник транспорта Российской Федерации.

Окончил Ульяновскую школу высшей летной подготовки ГА (1968), Академию ГА (1982), факультет высших командных кадров при Академии ГА.

В 1968-81 гг. Магнитогорском ОАО: диспетчер службы движения, руководитель полетов, заместитель начальника аэропорта — начальник службы движения.

В 1981-89-х гг. — в Свердловском ОАО: заместитель начальника аэропорта — начальник службы движения.

В 1989-93 гг. работал в различных должностях в Уральском управлении ГА.

С 1993 г. — генеральный директор ГП «Уралаэронавигация» ГУДП «Аэронавигация Урала».

Член Транспортной комиссии Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, внештатный советник губернатора Курганской области по авиации, внештатный советник заместителя председателя правительства Свердловской области по транспорту и связи.

Рыбин В.В. — ведущий инженер отдела использования воздушного пространства и управления воздушным движением ГУРП «Аэронавигация Урала».

В 1962 г. окончил Ленинградский гидрометеорологический институт.

В системе гражданской авиации работает с 1966 г.: старший инженер-инспектор по метеообеспечению полетов отдела движения Уральского управления ГА, начальник отдела ПАНХ и заместитель начальника отдела организации производства Уральского управления ГА, с 1993 г. — ведущий инженер отдела ИВП и УВД ГУДП «Аэронавигация Урала».

Работая в различных должностях, зарекомендовал себя грамотным, исполнительным специалистом с высоким чувством ответственности за порученное дело. В качестве начальника отдела ПАНХ и заместителя начальника отдела организации производства успешно справлялся с организацией выполнения плановых заданий по проведению авиационных работ на территории Уральского региона и за его пределами — на полях Казахстана, Белоруссии и Узбекистана силами сводных летных отрядов.

Работая в должности ведущего инженера по метеообеспечению, осуществляет постоянный контроль за качеством метеообеспечения полетов и органов УВД, оказывает необходимую практическую помощь службам движения филиалов ГУДП «Аэронавигация Урала» и авиационным метеоподразделениям в разработке и реализации мероприятий по совершенствованию метеообеспечения, предупреждению авиационных происшествий и инцидентов. С 1993 г. является членом Координационного совета по авиационной метеорологии государств — участников Соглашения по авиации и ИВП.

Приходько П.М. — инженер отдела ЭРТОС ГУДП «Аэронавигация Урала».

Заслуженный связист РСФСР. Свою трудовую деятельность в гражданской авиации начал в 1956 г. после окончания радиофакультета Харьковского политехнического института. Вначале работал инженером по радиолокации Курганского авиапредприятия Уральского управления гражданской авиации, затем старшим инженером, заместителем начальника отдела.

С 1994 г. — инженер отдела ЭРТОС ГУДП «Аэронавигация Урала». Петр Максимович пользуется заслуженным авторитетом в коллективе ГУДП «Аэронавигация Урала» и авиапредприятиях Урала, передает свой богатый трудовой и жизненный опыт молодежи.

Имеет несомненный интерес к истории создания и развития филиалов предприятия. Награжден орденом «Знак Почета».

Челябинский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала»

Служба движения Челябинского авиаотряда образовалась и приступила к непосредственному управлению воздушным движением 15 июня 1946 г. Органы управления полетами расположились в двух подсобных помещениях на северо-восточной окраине военного аэродрома Шагол (ныне военный авиационный институт штурманов). Служба движения состояла из АДП, оборудования УВК-радиостанции. Оборудование позволяло принимать самолеты только днем. В сложных метеоусловиях самолеты выводили на ШВРС города Челябинска и далее самолеты по схеме пробивали облачность до безопасной высоты с визуальным заходом на посадку. С интенсивным развитием промышленности города и страны в целом интенсивность движения возрастала.

Уже в 1948 г. в день до 30 самолетов производили взлеты посадки, Шло постепенное увеличение численности диспетчерского состава, инженерно-технического состава, улучшалась техническая оснащенность службы.

В конце 1953 г., служба перебазировалась на аэродром Челябинск (Баландино). Началось строительство бетонной ВПП, после ввода которой интенсивность воздушного движения резко возросла. На первое место встал вопрос обеспечения безопасности полетов, который можно было решить только при помощи инструментального контроля за полётами самолетов от взлета до посадки с помощью радиотехнических средств.

Устанавливаются диспетчерский, посадочный, обзорный радиолокаторы, УКВ-радиопеленгаторы, РСБН.

Техническое перевооружение воздушных трасс и района аэродрома резко увеличило интенсивность воздушного движения. В сутки в 1973 г. движение составляло уже до 300 самолетов. Воздушное пространство РЦ разделили три сектора управления воздушным движением: «Запад», «Восток», «Юг». В аэродромном центре дополнительно были организованы рабочие места диспетчера посадки, диспетчера круга и руления.

В 1975 г. служба движения состояла из 11 пунктов УВД. К этому времени значительно улучшилось их техническое оснащение, так как поступили новые радиотехнические средства: РП-ЗГ,

ДРЛ-7СМ, СП-75, которые вскоре были заменены на более современные: РП-4Г, АОРЛ-85, СП-80.

С 1 октября 1994 г. служба движения и база ЭРТОС выделились из авиапредприятия в филиал «Челябинскаэронавигация» ГП «Уралаэронавигация».

Несмотря на огромные организационные трудности периода становления филиала, за весь предшествующий период не было ни одного авиационного происшествия, более того, шла структурная перестройка и дальнейшая модернизация филиала.

В сентябре 1999 г. начался ввод в эксплуатацию КСА УВД «Альфа», полным ходом шел капитальный ремонт производственных помещений, что значительно улучшило условия труда всех работников филиала.

К настоящему времени введена в строй вышка КДП, оборудованы совмещенные пункты УВД аэродромного центра, размещенные на вышке КДП.

Увеличение количества воздушного движения через район ответственности обеспечивается качественной работой диспетчерского состава и современного РТО полетов. Личный состав дежурных смен движения и ЭРТОС качественно выполняет задачи по обеспечению безопасности полетов.

Куликовских В.И. — руководитель полетов — начальник гражданского сектора Челябинского РЦ ЕС ОрВД.

В гражданской авиации Виктор Илларионович работает с февраля 1974 г., т.е. более 28 лет. Из них 27 лет — в должностях по управлению воздушным движением.

Отличные деловые качества позволили ему в 1991 г. стать руководителем полетов ГС РЦ ЕС ОрВД службы движения, а с июня 2000 г. он возглавил гражданский сектор районного центра ЕС ОрВД службы движения.

За многолетнюю работу по вине Виктора Илларионовича не было ни одного авиационного инцидента и происшествия, напротив, он поощрен за грамотные и оперативные действия в сложной воздушной обстановке. Много сил отдает методической работе, воспитанию и обучению молодых специалистов.

Папоян С.Я. — инженер по радионавигации и радиолокации службы ЭРТОС Челябинского филиала. В гражданской авиации Степан Яковлевич работает с августа 1962 г., т.е. почти 40 лет. Из них 37 лет — инженером обзорного радиолокатора — трассового. Добросовестный, грамотный специалист, умелый организатор и руководитель объекта. Его трудовая деятельность характерна тем, что свои знания и умение он реализует в рационализаторской деятельности. Разработал и внедрил в жизнь 14 рационализаторских предложений, многие из которых до настоящего времени эффективно используются на предприятии. Степан Яковлевич подготовил целую плеяду молодых специалистов, что было отмечено присвоением ему звания «Лучший наставник молодежи».

За многолетнюю работу не имеет ни одного отказа техники по своей вине. Добросовестный труд Степана Яковлевича отмечен многими поощрениями.

Кировский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала»

Кировский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала» был образован на основе службы движения и базы ЭРТОС, выделившихся из состава Кировского ОАО в 1994 г., и вошел в состав Государственного предприятия «Уралаэронавигация» в качестве структурного подразделения.

Производственная деятельность филиала началась 1 сентября 1994 г. В результате ухудшения экономической обстановки в стране основные фонды базы ЭРГОС, службы движения не обновлялись с 1987 г. На момент образования филиала изношенность фондов составляла 64 %, в связи с чем администрации ГП «Уралаэронавигация» во главе с генеральным директором Кузнецовым В.Ф. необходимо было принимать кардинальные решения, чтобы поправить создавшееся положение. Основные усилия администрации были направлены на обновление и модернизацию основных фондов, ремонт зданий, сооружений, объектов, оптимизацию структуры расходов, т.е. блоку экономических вопросов. Кроме того, финансовое положение владельца аэродрома Киров — Кировского государственного унитарного авиапредприятия — ухудшилось до состояния, когда возникла необходимость в отмене всех рейсов. Для уменьшения расходов Кировское ГУАП приняло решение о переводе режима работы аэродрома с круглосуточного на режим работы по регламенту — в дневное время с 08.00 до 20.00, что привело к необходимости сокращения части диспетчерских пунктов и диспетчерского состава.

Общая численность работников филиала на момент образования филиала составляла 154 человека, в результате реорганизации численность составила 136 человек. Для организации управления воздушным движением в воздушном пространстве района аэродрома Киров с малой интенсивностью полетов был создан единый диспетчерский пункт — «Вышка».

Мероприятия по оздоровлению финансового положения дали свои результаты, и в 1998 г. финансовое состояние филиала стабилизировалось. Руководством ГП «Уралаэронавигация» было принято решение о модернизации оборудования. В 1999 г. на диспетчерских пунктах был установлен комплекс технических средств АКТС «Альфа» отечественного производства фирмы «Нита», произведена замена магнитофонов ШХР на систему цифровой записи «Гранит». В 2000 г. произведен капитальный ремонт двух комплектов радиолокатора 1РЛ-139, в 2002 г. закончилось строительство вторичного радиолокатора «Крона». Произведен ремонт помещений КДП и объектов РТОП и связи. Разработана проектно-сметная документация капитального ремонта теплосистемы, системы вентиляции, ремонта фасадов.

В 2001 г. в результате реорганизации филиал «Кироваэронавигация» был преобразован в Кировский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала».

В целом в Кировском филиале проделана большая работа по сохранению основного состава квалифицированных работников, модернизации технических средств, поддержанию их работоспособности и обеспечению безопасности полетов в воздушном пространстве Кировской зоны ОрВД.

Все это стало возможным благодаря четкой, слаженной работе команды управленцев филиала: директора филиала Булычева Сергея Александровича; заместителя директора по ИВП и УВД Зорина А.Н.; заместителя директора по ЭРТОС Горева Л.И.; начальника отдела эксплуатации Бурангулова М.Н.; главного экономиста Бурковой В.А.; старшего бухгалтера Яровиковой И.Л.; ведущего юрисконсульта Счастливцевой Т.М. и ответственному отношению к исполнению своих должностных обязанностей всех работников филиала.

Магнитогорский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала»

28 ноября 1995 г. на территории аэропорта Магнитогорск был создан филиал «Магнитогорскаэронавигация» как структурное подразделение ГП «Уралаэронавигация» для обеспечения безопасности полетов при организации воздушного движения (ОВД) и организации эффективного использования воздушного пространства (ИВП) средствами РЛ, PH, посадки, электросвязи и информации.

Период становления филиала проходил в условиях реконструкции аэродрома и был сложным. Однако благодаря многим специалистам филиала безопасность полетов была обеспечена в соответствии с требованиями руководящих документов.

18 апреля 1996 г. было проведено совещание, в повестке дня которого были вопросы состояния РТО в связи и намечаемая реконструкция аэропорта Магнитогорск. Оно констатировало, что 90 % оборудования морально устарело и имеет выработанный ресурс, требуется замена силовых и связных кабелей; часть объектов необходимо перенести (БПРМ-185, ДПРМ-185, РМС с МК- 185), рабочее место диспетчера стартового диспетчерского пункта (СДП) необходимо перевести на вышку.

В октябре 1996 г. руководство филиала обратилось на ЧРЗ «Полет» с заказом на СП-90, РМА-90/РМД-90, «Экран-85ТК». Большую роль в формировании тандема ОАО «ММК» — ЧРЗ «Полет» сыграло руководство филиала. Убедить городских и областных руководителей в том, что это не только 3 км бетонной полосы, но и комплекс современных радиотехнических средств, было непросто. Многочисленные поездки в Челябинск, согласования с администрациями города и области, ежедневные контакты с руководством ММК дали свои плоды: в план реконструкции были включены объекты радиосветотехнического обеспечения полетов.

Директор ЧРЗ «Полет» Никитин Е.А. и генеральный директор ОАО «ММК» Рашников В.Ф. убедили губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина в необходимости дополнительного финансирования.

В декабре 1999 г. состоялась приемка строительной части объектов. Объекты РМА/РМД, СП-90 «Экран-85» облетаны в 1999-2000 гг. и приняты в эксплуатацию в ноябре 2000 г., что позволило выполнять полеты воздушных судов в сложных метеоусловиях и работать на современном, более надежном оборудовании.

В период реконструкции организация воздушного движения в районе аэродрома во многом легла на службу движения филиала. Заместитель директора по ИВП и УВД — начальник службы движения Курочкин С.П., как умелый руководитель, с глубоким знанием дела направлял коллектив службы на решение производственных задач по управлению воздушным движением в условиях сложного горного рельефа местности, нестандартных схем захода воздушных судов на посадку и выхода из района аэродрома. В данных условиях специалисты службы движения проявили себя инициативными и грамотными работниками с первоклассной подготовкой и большим чувством ответственности за порученное дело. Руководитель полетов Горский Л.Г. был одним из тех, кто обеспечивал безопасность полетов в сложных условиях.

Много лет работают диспетчерами управления воздушным движением специалисты 1-го класса Прасолов Е.Б., Потоцкий И.И., Сафронов С.В., Кузнецов Н.И., высокий уровень профессиональной подготовки которых служит залогом безопасности полетов.

Обеспечение безопасности полетов невозможно без грамотной технической эксплуатации средств РТО и связи. Инженер по радионавигации и радиолокации 2-й категории (сменный) Семилеткин В.И. молодым радиотехником попал на север Магаданской области, работал радиотехником ОРЛ, КДП, сменным инженером. Затем решил «осесть» на Южном Урале. Грамотный, исполнительный инженер, он умело руководит сменой, занимается техническим обслуживанием и ремонтом РТО КДП.

Электромеханик Шумакова Л.М. молоденькой девушкой пришла работать в радиобюро. Когда возникла необходимость, изучила магнитофоны SHR-8, SHR-16, SHR-216, освоила их эксплуатацию и длительное время работала электромехаником магнитофонной. В связи с заменой механических магнитофонов на компьютерное оборудование «Гранит» отпала необходимость ежедневного обслуживания, она освоила новое оборудование связи: «Ива», ВПРЦ, ДПУ.

Телеграфист Андреева Н.С. раньше всех освоила новое оборудование АФТН, ЦКС «Поток» при переходе с телеграфных аппаратов на ЭВМ. Может не только работать оператором, но и осуществлять оперативную настройку канала. В отсутствие начальника радиобюро и ОТС исполняет ее обязанности.

Инженер по связи 1-й категории Кузнецов А.Б. — старейший работник, ветеран труда и предприятия, в свое время прошел путь от радиотехника ПРЦ до начальника узла связи. В период реконструкции вся работа по прокладке и согласованию кабельных трасс легла на его плечи. С утра до позднего вечера, в жару и проливной дождь его можно было встретить в любой зоне реконструкции. А к утру уже были готовы подробные схемы вчерашних трасс с полной деталировкой. Параллельно с реконструкцией трасс связи шла и реконструкция телеграфного узла. Анатолию Борисовичу пришлось демонтировать любимые РТА-80 и начать эксплуатацию ЦКС «Поток». Трудно пришлось поначалу. Стремясь быстрее освоить компьютерную технику, он окончил курсы английского языка, занялся самообразованием. Несмотря на почтенный возраст, он не только учится сам, но и большое внимание уделяет технической учебе с личным составом.

Инженер по радионавигации и радиолокации 1-й категории Чикишев Н.Н. — руководитель трассового обзорного радиолокатора. Пришел в службу в конце 60-х и всю жизнь посвятил радионавигации. Работал старшим инженером, начальником узла радионавигации и радиолокации, начальником БЭРТОС. В период реконструкции изучил и ввел в эксплуатацию азимутально-дальномерный радиомаяк РМА-90/РМД-90, грамотно его эксплуатирует.

Морское А.Н. трудился радиотехником, сменным инженером БЭРТОС, а с начала становления филиала был назначен на должность главного инженера. Знания, работоспособность, безотказность — вот основные достоинства этого специалиста. Каждый работник филиала знает, что главный инженер в трудной ситуации всегда окажет помощь.

Ижевский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала»

История зарождения и развития филиала неразрывно связана с историей аэропорта Ижевск, который был открыт приказом начальника Уральского управления ГВФ в 1944 г. Первоначально аэропорт представлял собой взлетно-посадочную полосу размером 1000×54 м, здание аэропорта — вагончик, в котором размещались диспетчерская и радиобюро, сарай и несколько землянок. Для организации связи аэропорту была выделена одна радиостанция РСБФ.

С развитием авиации в стране Ижевский аэропорт постоянно менял свой облик. Пополнялся парк самолетов, менялась техника по управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению полетов (1950 г. — построены новые служебные здания БПРМ и ДПРМ; 1957 г. — приобретен радиолокатор; 1959 г. — усовершенствование всех средств связи).

25 октября 1974 г. начал действовать новый аэропорт в районе населенного пункта Старые Мартьяны, позволяющий обслуживать самолеты современных типов. Работники службы ЭРТОС (РиС — старое название службы) под руководством начальника базы Тимченко В.Т. из ветхих деревянных зданий и кунгов старого аэропорта перешли в новые кирпичные здания КДП, БПРМ, ДПРМ, СДП с новым оборудованием, новыми антенно-фидерными устройствами на железобетонных мачтах вместо деревянных, которые были в старом аэропорту.

После десяти лет работы, с 1985 г. началось перевооружение технических средств радиолокации, радионавигации и связи.

История создания Ижевского филиала начинается с 4 ноября 1993 г. В этот день директором ГП «Уралаэронавигация» Кузнецовым В.Ф. был подписан приказ № 1 «Об учреждении «Ижевскаэронавигации» — филиала ГП «Уралаэронавигация» в городе Ижевске». В соответствии с этим приказом с целью подготовки учредительных документов и регистрации филиала на должность исполняющею обязанности директора был назначен Чижов С.И.

23 декабря 1993 г. на собрании трудового коллектива службы движения и базы ЭРТОС Ижевского государственного авиапредприятия, было принято решение о выделении службы движения и службы ЭРТТОС из состава аэропорта и об учреждении

«Ижевскаэронавигации» как филиала ГП «Уралаэронавигация». Регистрация первого филиала ГП «Уралаэронавигация» произведена 30 июня 1994 г. и с 1 июля 1994 г. эти службы Ижевского государственного авиапредприятия зачислены в штат вновь образованного филиала.

Обслуживание воздушного движения осуществлялось с семи диспетчерских пунктов: ДПП, ДПК, ПДП, МДП, СДП, ВСДП, КДП МВЛ+ДПР, АДП.

С 1997 г. с момента начала строительства международного терминала в аэропорту Ижевск, специалисты службы движения начали проходить подготовку к обслуживанию международных полетов. Начало поступать новое радиотехническое оборудование: система обработки радиолокационной информации «Символ» была заменена на КСА УВД «Альфа», магнитофоны ШХР- 216 были заменены на магнитофон «Гранит», в радиобюро была введена в эксплуатацию АРМ «Поток-01-03», в АДП — система «Планета».

Планомерно, в связи с уменьшением интенсивности воздушного движения, происходило объединение диспетчерских пунктов, и к концу 2001 г. служба движения перешла к организации воздушного движения с вышки КДП с двух рабочих мест — диспетчера ДПП, совмещенного с МДП, и диспетчера ДПСП, совмещенного с СДП, ДПР, ДПК МВЛ.

С 1 апреля 2001 г. в результате реорганизации был создан Ижевский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала». На современном этапе Ижевский филиал это:

—    коллектив численностью более 100 человек. Служба движения насчитывает 45 человек. В основном это специалисты 1-го класса (74 %), имеющие большой опыт работы (стаж долее 10 лет — 91 %). В службе ЭРТОС работают 45 человек. Это высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы по эксплуатации радиотехнического оборудования и электросвязи;

—    сложное наземное радиотехническое оборудование, позволяющее обеспечивать заход воздушных судов на посадку в сложных метеоусловиях по категорированным минимумам в соответствии со стандартами международной организации ИКАО;

—    современное оборудование диспетчерских пунктов (КСА УВД «Альфа», «Планета», «Метроном»), позволяющее более качественно выполнять свои обязанности;

—    тренажерный комплекс «Эксперт», лингафонный класс, позволяющие постоянно без отрыва от производства повышать свое профессиональное мастерство.

Большой вклад вносят в работу филиала его работники. Среди них: руководители полетов Баранов Ю.П., Елфимов А.Т, Колосов В.Г., Игренев В.В., Трошилов В.А.; ведущие инженеры объектов Кокоулин В.С., Комогоров В.К., Воробьев Г.А., Сусеков Ю.Н.; сменные инженеры Радионов В.Ф., Петухов В.М., Путин А.А., Киршин В.А.; ведущие инженеры узлов связи, PH и РЛ Зянкин В.П., Неклюдов В.П.; радиооператоры и техники PH, РЛ и связи Ажимова Н.В., Потапова А.Е., Шадрина Т.В., Пущин С.А., Шестаков П.И. и многие другие.

Неклюдов В.П. — ведущий инженер узла радионавигации и радиолокации службы ЭРТОС Ижевского филиала. На работу в Ижевский аэропорт Вениамин Петрович пришел в 1963 г. на должность радиотехника 2-го класса. В 1975 г. назначен на должность старшего инженера системы посадки, а затем на должность начальника узла РиР. В 1994 г. был принят на работу в филиал «Ижевскаэронавигация» начальником узла. РиР В 1999 г. в связи с изменением штатного расписания переведен на должность ведущего инженера узла радионавигации и радиолокации.

За свою трудовую деятельность воспитал многих молодых специалистов, прибывших на работу из училищ и институтов гражданской авиации. Среди них Зянкин В.П. (ныне ведущий инженер узла связи), Солтус А.Н. главный инженер государственного предприятия «Ижавиа».

При содействии Неклюдова В.П. происходило перевооружение радиотехнических средств предприятия от системы посадки СП-68 до СП-80, от ДРЛ-7 до АОРЛ-85, от РП-ЗГ до РП-4Г и др. Принимал активное участие в подготовке к сертификации аэродрома Ижевск к эксплуатации при мете-минимуме I категории ИКАО.

Пермский филиал ГУДП «Аэронавигация Урала»

2 февраля 1940 г. был сформирован Пермский авиаотряд. В этом же году были перевезены первые 200 пассажиров. Базировался авиаотряд на аэродроме Городские Горки. В составе Пермского авиаотряда организуются служба движения и служба связи и сигнализации. Первым руководителем службы связи и сигнализации был Лукин Г.Ф. Одним из первых диспетчеров был Дремин М.И.

На 1 августа 1945 г. служба связи насчитывала 6 человек. Начальником радиостанции был Дмитриев Н.С. В 1946 г. начальником службы связи стал Дмитриев Н.С.

В состав оборудования радиоцентра входили два коротковолновых передатчика РАФ-КВ-3 и резервный передатчик РСБ- 0,05. Работа с корреспондентами велась по заранее установленному графику, продолжительность связи не превышала 5 мин. В качестве приемных устройств в радиобюро использовались приемники прямого усиления 5РКУ. Электрооборудование радио- центра состояло из трех динамо-машин и трех агрегатов Л6/3.

В августе 1952 г. начальником службы связи назначается Малякин Н.М.

В мае 1941 г. окончил военную школу. С первых дней войны был в рядах Советской Армии. Войну закончил в Берлине. С 1947г. работает в системе гражданской авиации. Отличник Аэрофлота, первый в области удостоен звания «Заслуженный связист РСФСР»

В 1954 г. штат службы насчитывал 17 человек. Служба включала в себя три объекта:

—    радиоцентр. Начальник Налдаев Д.А. Техники: Фролова З.Ф., Баранов В.С., Крюков Л.М., Софьин Г.П., Торсунов Н.А. Оборудование радиоцентра состояло из передатчиков РАФ-КВ-3, ПАР-36 «Поляна», РСВ-3;

—    радиобюро. Начальник Цветкова К.И. Радисты: Третьякова К.Ф., Малякина М.В., Мелехин Ф.А., Попов В.И. Оборудование состояло из приемников УС-П, КВ-М, КВ-Я;

—    пеленгатор ПКВ-45, который обслуживали старший радиооператор Ярков Н.И. и радиооператоры Михеев, Чис- тохин П.Г., Леонтьев.

Пеленгатор располагался в районе деревни Суханка, ныне микрорайон «Юбилейный». Связь пеленгатора с аэропортом осуществлялась по воздушной линии. Электрооборудование обслуживали Чистяков Г.Я., Попов В.И.

В декабре 1957 г. аэропорт со всеми службами был переведен из района Городских Горок в микрорайон Бахаревку. К этому времени в авиаотряде работали 250 человек. В 1958 г. был построен радиоцентр с новым оборудованием КВ-0,7. Устанавливаются посадочные средства ОСП. На ДПРМ была установлена приводная радиостанция ПАР-7, на БПРМ — ПАР-8.

Работниками службы связи в 1962 г. были смонтированы и установлены посадочные огни. Оборудование радиобюро состояло из KB-приемников «Хаммарлунд» и пультов ПРБ-2. Бригадиром радиооператоров был назначен Багаев В.Г. Оборудование радиоцентра впоследствии заменили более совершенным: Р-824, Р-822, Р-820, Р-830. Для обеспечения возрастающих потребностей УВД устанавливаются радиопеленгаторы АРП-6. Развивается сеть телефонной связи, потребовавшая установки ручного телефонного коммутатора ЦБ-100. В этом же году введена в строй ОПРС «Кукуштан». Одними из первых телефонистов были Торсунова Е., Макарова М.А., Шестакова М.

Аэропорт Бахаревка не мог обеспечивать возрастающие потребности населения в воздушных перевозках и не позволял осуществлять полеты современных самолетов. В связи с этим было начато строительство нового аэропорта союзных линий Пермь (Б.Савино), который официально был открыт 15 февраля 1956 г.

С 1967 г. начинаются работы по оснащению аэропорта средствами УВД и посадки. Первым заместителем начальника аэропорта по движению в аэропорту Б.Савино был Артемьев А.П. В ноябре 1967 г. создается районный диспетчерский пункт (РДП), переименованный в декабре 1978 г. в районный центр Единой системы управления воздушным движением (РЦ ЕС УВД). Первым начальником районного центра назначается Вдовин Г.Г.

Первоначально были установлены командная радиостанция и АРП-6. Новый аэропорт имел линии связи с аэропортом Бахаревка через радиорелейные станции. Большая работа при монтаже и наладке нового оборудования была проделана личным составом службы радионавигации и связи. Качественные изменения состава оборудования и назначения службы повлекли изменения в ее составе и структуре. Возникают два узла:

—   узел радионавигации (начальник Бабкин А.М.);

—   узел связи (начальник узла связи Софьин Г.П.).

С 1987 г. узел радионавигации возглавляет: Лось В.М., выпускник РКИ-ИГА, отличник воздушного транспорта. В службе ЭРТОС с 1972 г. Работал в должности инженера смены КДП, руководил объектом РСП, затем был назначен на должность начальника узла радиолокации и радионавигации службы ЭРТОС. За время работы зарекомендовал себя технически грамотным, знающим специалистом, требовательным, хорошим организатором производства. Где бы он ни работал, везде проявлял безупречное деловое отношение к профессиональной деятельности. Активно участвует решение важных производственных вопросов. Под его руководством было проведено перевооружение всего радиолокационного оборудования предприятия. Непосредственно при его участии введены: радиолокатор «Экран-85» который в последующем доработан до «Экран-85Т» с расширенными возможностями; система отображения воздушной обстановки «НОРД», устройство документирования речевых каналов диспетчерской связи и радиолокационных сигналов «Гранит»; а также проведены работы по оснащению резервных рабочих мест диспетчеров УВД. Все это повысило качество и надежность обслуживания воздушного движения.

К 1969 г. в основном были закончены монтаж и наладка навигационного оборудования. Параллельно развивалось оборудование связи, в 1971 г. пущена в эксплуатацию кабельная линия связи «Аэропорт-Город».

Вводится в эксплуатацию передающий радиоцентр, оснащенный радиостанциями Р-820, Р-824, Р-809, Р-860, Р619 «Ландыш», «Щегол», «Баклан», «Береза», «Спрут», Р-140, «Ясень». Начальником радиоцентра назначается Торсунов Н.А., отличник Аэрофлота, почетный ветеран труда Пермского ОАО. В 1985 г. на смену ему пришел его ученик Ягель В.Е.

Ягель В.Е. работает в службе ЭРТОС с 1978 г. в начале электромехаником, а с 1985 г. в должности начальника передающего радиоцентра. В 2000 г. аттестован на ведущего инженера.

За время работы в предприятии зарекомендовал себя технически грамотным специалистом, умелым организатором производства. Принимает активное участие в составлении перспективных планов, проявляет при этом деловую инициативу и настойчивость в их реализации. На протяжении многих лет обеспечивает надежную работу объекта ПРЦ по обеспечению безопасности полетов средствами связи УВК- и КВ-диапазона.

Большое внимание Ягель В.Е. уделяет улучшению условий труда личного состава, совершенствованию форм технического обслуживания радиооборудования. Своим исключительным трудолюбием, исполнительностью, высоким чувством ответственности за порученное дело завоевал заслуженный авторитет у личного состава службы ЭРТОС. Постоянно работает над повышением своих теоретических знаний, является рационализатором. Умело организует работу своей бригады по обеспечению надежной работы средств связи объекта ПРЦ.

С 1967 г. вводятся в эксплуатацию:

—    обзорный радиолокатор «Сатурн». Первым руководителем объекта был старший инженер Обухов А.Н. Монтаж радиолокатора осуществлялся силами личного состава объекта. В 1969 г. объект возглавил старший инженер Пастухов С.А., под руководством которого коллектив превращает объект в образцовый;

—    радиолокационная система посадки РСП в составе ДРЛ-7 и ПРЛ-7. Первым руководителем был Беляевский И.А. К 1974 г. объект РСП существенно изменяется, полностью заменяется оборудование. Специалистами из Чехословакии устанавливается радиолокатор РП-ЗГ, который в дальнейшем заменяется на РП-4Г, построены эстакады, техническое здание, агрегатная.

В 1969 г. вводится в эксплуатацию система посадки СП-50М. в 1978 г. — более современная система посадки СП-68, а в дальнейшем — СП-75 (руководитель Дутов В.Б.). Все системы управления объектами сходятся в линейном аппаратном зале КДП. Первым руководителем ЛАЗа был Поздеев В. Г.

С 80-х гг. оборудование рабочих мест диспетчерского состава службы УВД и средств самолетовождения и посадки начинает существенно меняться. Вводятся в эксплуатацию средства УВД: АРП-75, СП-75, РСБН-4Н, 1РЛ-139-2, средства УКВ- и КВ-связи.

С мая 1982 г. службу ЭРТОС возглавляет Гужва Н.Ф., выпускник КНИГА, отличник воздушного транспорта.

13 марта 1995 г. создается филиал «Пермьаэронавигация» ГП «Уралаэронавигация», который возглавил Вдовин Г.Г.

В системе гражданской авиации с 1966 г. Прошел путь от рядового диспетчера до руководителя филиала. Под его руководством проводилось техническое переоснащение базы ЭРТОС и службы УВД. Так, за последние годы введены в эксплуатацию магнитофоны «Гранит», радиолокатор 1РЛ-139-3, ОСП-7, ЦКС- Поток16-03, КСА УВД «Альфа» , диспетчерский тренажер «Эксперт» и другое оборудование.

В 1997 г. службой УВД проведены организационные мероприятия по подготовке к обслуживанию воздушных судов ВС, выполняющих международные полеты, а также по вводу в эксплуатацию радиовещательной передачи АТИС. В 1999 г. проведена работа по совмещению диспетчерских пунктов района аэродрома: ДПП+ДПК, СДП+ПДП, вводу в эксплуатацию единого зала УВД.

Сегодня, несмотря на то, что возросли скорости самолетов, и на помощь диспетчерам пришла новая современная техника, главная задача осталась прежней — обеспечение безопасности полетов при управлении воздушным движением. Этому неукоснительно следует руководитель полетов службы движения Шилов А.Н. Окончил Кировоградское летно-штурманское училище ГА. Имеет высокий уровень профессиональной подготовки, обеспечивающей надежность УВД и безопасность полетов. Требовательный и принципиальный руководитель. Умеет мобилизовать коллектив смены на выполнение поставленных задач. В сложной воздушной и метеорологической обстановке принимает своевременные и грамотные решения. Своим профессиональным опытом делится с молодым поколением службы. За 24 года работы в службе движения подготовил и ввел в строй 12 специалистов УВД. За свой долголетний добросовестный труд, личный вклад в развитие воздушного транспорта на Урале награжден значком «За безаварийное УВД». За четкие и грамотные действия, проявленные при УВД в особых случаях полета, неоднократно поощрялся руководством гражданской авиации Пермского авиапредприятия и филиала.

На сегодняшний день коллектив Пермского филиала ГУДП «Аэронавигация Урала» успешно справляется с поставленной задачей по обеспечению безопасности полетов при управлении воздушным движением. Личный состав предприятия, от генерального директора до рядового сотрудника, внес и продолжает вносить свой достойный вклад в дело обеспечения безопасности полетов при непосредственном управлении воздушным движением в небе России.

Интернет – сайт >

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.