АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Центр ЕС ОрВД (Стрела)

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЕС ОрВД

 

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
Уважаемые коллеги!

Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.

Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

1974 Решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР в 1974 году был задан эскизный проект на систему.
23 февраля 1978 года  Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.78 определено начало разработки РАС УВД “Стрела”. Предполагалось, что в стране будет развернуто одиннадцать систем “Стрела”. Тем же постановлением утверждено развертывание головного образца системы в Ростовском объединенном районе УВД с центром управления в Ростове-на-Дону.
16 ноября 1992 года  Совместным приказом министра транспорта РФ, министра промышленности РФ и главнокомандующего ВВС от 16 ноября 1992 г. №92/1205/256  с 1 октября 1992 года осуществлен ввод РАС УВД “Стрела” в штатную эксплуатацию.

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
     
Светлов Сергей Николаевич  

Директор ГП «Северо-Кавказский центр УВД «Стрела»

 

Подробнее >

О подразделении

Уважаемые коллеги!

Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.

Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

_________________

История Районной автоматизированной системы управления воздушным движением (РАС УВД) “Стрела” начинается в семидесятых годах, когда решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 1974 года был задан эскизный проект на систему.

Начало разработки определено постановлением Совета Министров СССР от 23.02.78. Предполагалось, что в стране будет развернуто одиннадцать систем “Стрела”. Тем же постановлением утверждено развертывание головного образца системы в Ростовском объединенном районе УВД с центром управления в Ростове-на-Дону.

Затем последовал еще ряд решений Правительства о создании РАС УВД “Стрела”, определены предприятия – изготовители системы, а также головной разработчик – Московский научно — исследовательский Институт приборной автоматики; установлен срок завершения совместных государственных испытаний системы – декабрь 1986 г. и назначена государственная комиссия по их проведению.

В силу ряда причин, разработчики не смогли реализовать заданные тактико-технические требования на РАС УВД “Стрела” и система не была введена в эксплуатацию в установленный срок. Последовали несколько лет доработок и различных видов испытаний. Для достижения требуемой устойчивости работы вычислительного комплекса и заданного коэффициента сохранения эффективности системы разработчикам пришлось пойти на сокращение функциональных задач, ликвидацию межмашинного обмена плановой и управляющей подсистемы. Тот факт, что состояние оборудования действовавших в то время Ростовского, Краснодарского, Сочинского, Минводского и Махачкалинского районных центров по причине старения уже не обеспечивало необходимого уровня безопасности полетов и то, что дальнейшая затяжка ввода “Стрелы” могла привести к ликвидации СКЦ АУВД, вынудили руководство центра начать реальное УВД не дожидаясь завершения всех видов испытаний и полного устранения недостатков системы.

Этому способствовало то, что с апреля 1990 года было организовано управление движением в секторах Р1 – Р6 и К3 с использованием аппаратуры КДП-4, развернутой в здании СКЦ АУВД. КДП-4 решено было использовать в качестве резерва на случай выхода из строя РАС УВД “Стрела”. В отличии от первоначальных планов, работу с пультов системы начинали поэтапно, вводя необходимые доработки в программное обеспечение. К управлению воздушным движением с использованием РАС УВД “Стрела” приступили в следующие сроки: сектора Р1 – Р6 и К3 в конце июля 1990 года; сектора К1, К2, С1, С2 с 1 октября 1990 года; сектора В1 – В4 в конце февраля 1991 года; сектор М1 с 3 марта 1991 года.

Таким образом, фактически был завершен ввод системы в эксплуатацию. При этом официально, ввод РАС УВД “Стрела” в штатную эксплуатацию осуществлен совместным приказом министра транспорта РФ, министра промышленности РФ и главнокомандующего ВВС от 16 ноября 1992г. №92/1205/256 с 1 октября 1992 года.

Из-за того, что в период ввода и испытаний системы было израсходовано до 80% установленного ресурса технических средств, а использованные разработчиками ЭВМ типа ЕС-1060 всегда отличались крайне неустойчивой работой, с начала штатной эксплуатации сразу пришлось проводить работы по замене и модернизации оборудования. Наиболее существенной работой из этого ряда явилась замена центральных устройств ЭВМ ЕС-1060 на IBM-4381, а также периферийных устройств вычислительных машин на IBM и IBM совместимое оборудование, что более чем на порядок повысило устойчивость работы системы.

Проведены также работы по замене ВРЛ на РЛП 1,3,5; доработкам ВРЛ с целью исключения ламповых усилителей из приемного тракта; изменению назначения и порядка резервирования устройств КАПД; доработкам программного обеспечения; замене систем вентиляции и кондиционирования РЦ и РЛП-2; замене аккумуляторных батарей аварийных источников электроснабжения; оптимизации размещения оборудования на всех РЛП. В систему введено дополнительное оборудование: РЛК-6 и РЛК-8; аппаратура бесперебойного электропитания РЦ типа EDP 90/250; две радиорелейные линии на РЛП-3. В результате работ по модернизации оборудования, проведенных Госкомгидрометом, РАС УВД “Стрела” потеряла возможность сопряжения и автоматического получения информации метеорадиолокаторов.

Впоследствии, австрийской фирмой FREQUENTIS была проведена разработка и изготовление комплекса диспетчерской связи для замены КАРС “Стрела-Р”; испанской фирмой INDRA произведено изготовление бай-пассного оборудования для резервирования КААУ “Снасть-РЦ”, которое в перспективе предусматривалось дооснастить для полной замены КААУ.

СКЦ АУВД «Стрела»

История Районной автоматизированной системы управления воздушным движением (РАС УВД) «Стрела» начинается в семидесятых годах, когда решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР в 1974 года был задан эскизный проект на систему. Начало разработки определено постановлением Совета Министров СССР от 23.02.78 г. Предполагалось, что в стране будет развернуто одиннадцать систем «Стрела». Первую отечественную Районную автоматизированную систему управления воздушным движением (АС УВД) решено было установить в Северо-Кавказском управлении ГА (СКУГА) с центром управления в г. Ростове-на-Дону. Первые отечественные аэродромные АС УВД также устанавливались в аэропортах Юга России (Ростов-на- Дону, Сочи, Краснодар). Решения о разработке и внедрении АС УВД были продиктованы необходимостью увеличения пропускной способности воздушного пространства с обеспечением высокого уровня безопасности полетов. Воздушное пространство СКУ ГА в СССР считалось одним из самых загруженных по интенсивности полетов и сложным с точки зрения организации. Эти факторы были определяющими в решении Правительства при развертывании головного образца системы в Ростовском объединенном районе УВД с центром управления в г. Ростове-на-Дону.

Затем последовал еще ряд решений Правительства о создании РАС УВД «Стрела»:

—    определены предприятия-изготовители системы;

—    установлен срок завершения совместных государственных испытаний системы — декабрь 1986 г. и назначена государственная комиссия по их проведению.

В 1979 году в структуре Ростовского объединенного авиаотряда создана Объединенная дирекция строительства РАС УВД «Стрела». В авиаотрядах аэропортов Краснодара, Ставрополя и Грозного созданы группы технического надзора за строительством объектов.

Генеральным проектировщиком РАС УВД «Стрела» определен Ленинградский институт в/ч 54240. Головным разработчиком — Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики. Проектирование кабельных линий связи в трех зонах поручено ГСПИ-1 г. Москва, ГСПИ-2 г. Ташкент и ГСПИ-5 г. Тбилиси.

Для реализации проектов линий связи в течении 1981-85 гг. кабельные заводы СССР: Куйбышевский, Московский, Ленинградский, Бердянский, Мозырьский, Хабаровский и Ташкентский поставили на Северный Кавказ более 2000 км кабелей дальней связи, сотни километров труб кабельной канализации.

Строительство объектов вели более 20 подрядных организаций, в том числе строительное управление Северо-Кавказского военного округа, трест Союзсвязьстрой-2 в составе 9 передвижных механизированных колонн, трест Севкавтрансстрой и др. Контроль строительства осуществлялся Министерством Обороны СССР, Министерством ГА СССР, Министерством Радиопромышленности СССР, Министерством Связи СССР, Администрациями Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Калмыцкой, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкеской и Чечено-Ингушской автономных республик.

В силу ряда причин, разработчики не смогли реализовать заданные тактико-технические требования на РАС УВД «Стрела» и система не была введена в эксплуатацию в установленный срок. Последовали несколько лет доработок и различных видов испытаний. Для достижения требуемой устойчивости работы вычислительного комплекса и заданного коэффициента сохранения эффективности системы разработчикам пришлось пойти на сокращение функциональных задач, ликвидацию межмашинного обмена плановой и управляющей подсистем.

К 1990 году состояние устаревшего оборудования действующих Краснодарского, Сочинского, Минераловодского и Махачкалинского районных центров не обеспечивало необходимого уровня безопасности полетов. В первой половине 1990 года был полностью выработан ресурс оборудования одного из самых загруженных и сложнейших районов УВД в Советском Союзе — Ростовского РЦ УВД. Указанные обстоятельства вынудили руководство СКЦ АУВД «Стрела» начать реальное УВД до окончания приемо-сдаточных испытаний системы в целом и устранения недостатков, отмеченных в акте Государственной комиссии. С апреля 1990 года было организовано управление движением в секторах Р1-Р6 и КЗ с использованием аппаратуры КДП-4, развернутой в здании СКЦ АУВД. После ввода в эксплуатацию РАС УВД «Стрела» решено было использовать аппаратуру КДП-4 в качестве резерва на случай выхода из строя РАС УВД «Стрела».

В отличие от первоначальных планов, работу с рабочих мест системы начинали поэтапно, вводя необходимые доработки в программное обеспечение. К управлению воздушным движением с использованием РАС УВД «Стрела» приступили в следующие сроки:

—    секторы Р1-Р6 и КЗ (Ростовский РЦ УВД) в конце июля 1990 г.;

—    секторы K1, К2, Сl, С2 (Краснодарский и Сочинский РЦ УВД) с 1 октября 1990 г.;

—    секторы В1-В4 (Минераловодский РЦ УВД) в конце февраля 1991 г.;

—   сектор Ml (Махачкалинский РЦ УВД) с 3 марта 1991 г.

Таким образом, фактически был завершен ввод системы в эксплуатацию. При этом официально ввод РАС УВД «Стрела» в штатную эксплуатацию осуществлен с 1 октября 1992 года совместным приказом министра транспорта РФ, министра промышленности РФ и главнокомандующего ВВС от 16.11.92 г. №92/1205/256. В Ростовском объединенном районе УВД, включившим в себя пять районов УВД (Ростовский, Краснодарский, Сочинский, Минераловодский, Махачкалинский РЦ ЕС УВД) управление полетами было организовано из зала УВД РЦ-1 в 16 секторах УВД районного диспетчерского центра (РДЦ).

В настоящее время районный диспетчерский центр СКЦ АУВД «Стрела» обслуживает воздушное движение в большей части воздушного пространства Южного Федерального округа, над территорией 11 субъектов Российской Федерации, а также над акваториями Азовского, Каспийского и Черного морей. Общая площадь обслуживаемого пространства — более 500 000 км2. Имеется общая граница и происходит постоянное взаимодействие с шестью зарубежными Центрами ОВД (Харьков, Симферополь, Анкара, Тбилиси, Баку, Актау) и тремя российскими районными центрами (Москва, Волгоград, Астрахань). В границах района УВД находятся крупнейшие аэропорты Юга России: Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Анапа, Ставрополь, Минеральные Воды, Махачкала.

В период приемо-сдаточных испытаний и ввода в эксплуатацию системы было израсходовано до 80 % установленного ресурса технических средств, а используемые разработчиками ЭВМ типа ЕС-1060 не удовлетворяли требованиям по устойчивости работы. Одновременно с началом штатной эксплуатации, Центр был вынужден проводить работы по замене и модернизации оборудования. Наиболее существенной работой из этого ряда явилась замена центральных устройств ЭВМ ЕС-1060 на IBM-4381, а также периферийных устройств вычислительных машин на IBM и IBMсовместимое оборудование, что более чем на порядок повысило устойчивость работы системы.

Проведены также работы по замене ВРЛ на РЛП-1,3,5, доработкам и ремонту ПРЛ и ВРЛ, замене АПОИ, изменению назначения и порядка резервирования устройств КАПД, доработкам программного обеспечения, замене систем вентиляции и кондиционирования РЦ-1 и РЛП-2, замене аккумуляторных батарей аварийных источников электроснабжения, оптимизации размещения оборудования на всех РЛП. В систему введено дополнительное оборудование: РЛК-6, аппаратура бесперебойного электропитания РЦ типа EDP 90/250, две радиорелейные линии на РЛП-3.

На РЛП-4 в мае 2001 года введен в эксплуатацию автономный ВРЛ «Корень-АС» для использования в качестве резерва при производстве ремонтных и регламентных работ, а также работ по замене ТРЛК-10.

За годы эксплуатации произошли следующие события, которые привели к некоторому ухудшению параметров системы.

Работы по модернизации оборудования, проведенные Госкомгидрометом, привели к тому, что РАС УВД «Стрела» потеря ла возможность сопряжения и автоматического получения информации метеорадиолокаторов.

В результате военных действий в Чеченской республике, 10 сентября 1999 года ударами с воздуха была уничтожена РЛП-5.

В настоящее время ведется работа по следующим направлениям:

  1. Австрийской фирмой FREQUENTIS осуществлена поставка комплекса диспетчерской связи VCS3020 для замены комплекса аппаратуры речевой связи «Стрела-P». Ведутся работы по его наладке и испытаниям. Ввод в эксплуатацию планируется в 2001 году;
  2. Испанской фирмой INDRA осуществлена поставка и ввод байпассного оборудования АКТС-М2 для резервирования комплекса аппаратуры автоматизированного управления «Снасть-РЦ», которое в перспективе предусматривается дооснастить для полной замены КААУ;
  3. Махачкалинским предприятием ОАО НИИ «Сапфир» осуществлена поставка пяти АРП «Платан» для замены АРП-АС на объектах СКЦ АУВД. Ведутся работы по их наладке и испытаниям;
  4. С целью обеспечения радиолокационного перекрытия и надежного поля радиосвязи в восточной части Ростовского района УВД ведется работа по созданию радиолокационной позиции на горе Тарки-Тау вблизи Махачкалы.

Проведены работы по оптимизации структуры воздушного пространства. С момента начала УВД с рабочих мест РАС УВД «Стрела» введено более 45 участков международных воздушных трасс. Полеты в районе ответственности Ростовского района УВД (РДЦ СКЦ АУВД «Стрела») выполняют российские и иностранные авиакомпании, проходят маршруты, связывающие Западную Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом, Центральную Россию, Урал, Сибирь, Дальний Восток России с аэропортами Юга России и государствами Черноморского побережья и Средиземноморья; Закавказский регион с аэропортами России, Центральной, Западной Европы. Транзитное движение через район УВД составляет более 50 %, за последние три года ежегодный прирост рейсов иностранных авиакомпаний составил в среднем 30 %.

Большое внимание уделяется качественной профессиональной подготовке.

Подготовка диспетчерского состава — залог безопасности полетов при УВД.

На предприятии трудится высококлассный коллектив диспетчеров, способный решать любые поставленные задачи.

С целью улучшения профессиональной подготовки диспетчерского состава в Северо-Кавказском Центре АУВД «Стрела» с 1991 года организованы и проводятся курсы повышения квалификации (КПК), в том числе курсы по обслуживанию международных полетов на английском языке.

В 2000 г. организован авиационный учебно-тренировочный Центр как структурное подразделение СКЦ АУВД «Стрела».

Основными техническими и программными средствами обучения являются:

—     тренажерный модуль РАС УВД «Стрела»;

—    мультимедиа лингафонный класс по изучению английского языка;

—     учебный класс;

—     методический кабинет;

—    сертифицированные тесты проверки знаний диспетчеров УВД по специальным дисциплинам.

С 1999 года в СКЦ АУВД «Стрела» функционирует современный мультимедиа лингафонный класс Rinel-Lingo, имеющий ряд преимуществ и новых возможностей в обучении перед обычными методами и лингафонными классами.

Наряду с изучением фразеологии по всем этапам полета появилась возможность углубленного изучения фразеологии как в обычных ситуациях, так и в особых случаях. При составлении программы были учтены особенности района УВД СКЦ АУВД «Стрела» — фразеология радиообмена максимально приближена к реальности — используются позывные иностранных воздушных судов, выполняющих полеты в зоне ответственности СКЦ АУВД «Стрела», реальные пункты обязательного донесения, особенности УВД конкретных секторов.

Для совершенствования профессиональной подготовки специалисты СКЦ АУВД «Стрела» проходят обучение английскому языку в зарубежных центрах Великобритании, Америки, Германии, Латвии.

На предприятии ведется плановая реконструкция и переоснащение технических средств на основе современных достижений науки и техники.

В Северо-Кавказском Центре АУВД «Стрела» трудится коллектив, имеющий уникальный опыт разработки, внедрения и эксплуатации систем планирования и управления полетами, большого спектра радиотехнического оборудования, организации воздушного пространства.

Неоценимый вклад в дело проектирования и строительства объектов, разработки, проведения приемо-сдаточных испытаний и ввода в эксплуатацию первой отечественной автоматизированной системы УВД на трассах внесли: начальник НЭЦ УВД Анодина Т.Г., начальник ОДС РАС УВД «Стрела» Азаров В.Н., главный конструктор РАС УВД «Стрела» Асафьев Ю.В., заместитель главного конструктора РАС УВД «Стрела» Толпышкин Ю.А., главный инженер проекта РАС УВД «Стрела» Трибулович Г.Э., главный конструктор ТРЛК-10 Рабинович Г.Л., главный конструктор АРП-АС Тепленький П.М., главный конструктор «Стрела -Р» Ларионов Г.А., зам. начальника НЭЦ УВД Мокшанов В.И., начальник СКУ ГА Замятин В.С., зам. начальника СКУ ГА Жуков В.П., начальник СКЦ АУВД «Стрела» Светлов С.Н., зам. главного инженера СКЦ АУВД «Стрела» Макаричев В.Ф., начальник службы РиР Горобец А.Д., ЗНЦ по движению Ильин В.А., РПР РДЦ Гирса С.Э., ЗНА по движению аэропорта Ростов- на-Дону Савинов А.Г., начальник Ростовского управления связи Екатериновский В.Д., начальник СУ СКВО Закурдаев В.Ф., начальник треста «Связьстрой-2» Елизаров В.П., начальник ПМК- 214 Родоманченко Ю.И.

 

 

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.