МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Филиал “Татаэронавигация”

Хронология>   Руководство>    О филиале>   Фотогалерея>

ИСТОРИЯ ФИЛИАЛА

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

Хронология значимых событий

 Дата  Описание события
1995 Изначально Региональное государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению полетов и связи «Татаэронавигация» было создано 1 июня 1995 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1993 года № 403 на базе служб управления воздушным движением и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи аэропортов Казань, Бегишево и Бугульма.
2007 Филиал «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с 26 октября 2007 года входит в состав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1992 — 1995 Мошкин Н.А.   

Кузьмин Ю.В.

Начальник службы движения

Начальник базы ЭРТОС

Работа по выделению двух служб из состава аэропорта.
Эта работа завершилась 1 июня 1995 г. образованием Регионального государственного предприятия «Татаэронавигация», которое возглавил Кузьмин Ю.В.
с 1995 Кузьмин
Юрий Валентинович
Генеральный директор РГП, ФГУП, ГУДП «Татаэронавигация» Подробнее >
  Бондарев В.И. Директор филиала Окончил Рижское летно-техническое училище. С 1997г. работал авиадиспетчером РДЦ в Куйбышевском объединенном авиаотряде. В 1978г. перевелся в Казань, прошел путь от авиадиспетчера до директора филиала.
до 2020 Мошкин
Николай Александрович
Директор филиала Подробнее >
 с 2020 Михайлов Лев Александрович, Директор филиала Прошел путь от авиадиспетчера до заместителя директора по ОрВД.

 

О филиале

Контакты:
Общий отдел:
Телефон: +7 (843) 221-15-03,
Факс: +7 (843) 221-15-00
E-mail: office@tatnav.ru

О структурных подразделениях  Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

В состав филиала входят: Казанский центр ОВД, Набережно-Челнинский центр ОВД и Бугульминский центр ОВД.

Обслуживаемая площадь, в воздушном пространстве которой решаются задачи ИВП и УВД, составляет около 96 000 кв. км. В воздушном пространстве филиала находится 19 участков международных воздушных трасс протяженностью 3446 км, 10 участков внутренних воздушных трасс протяженностью 1539 км. Обслуживание воздушного движения на воздушных трассах Российской Федерации, в том числе международных, осуществляет персонал ОВД Казанского РЦ ОрВД в круглосуточном режиме. На территории филиала расположено 11 аэродромов различных ведомств, из них 3 международных: Казань (аэропорт федерального значения), Бегишево, Чебоксары. Планирование ИВП и УВД осуществляется из Казанского Центра ОрВД и 3 МДП. В воздушном пространстве филиала «Татаэронавигация» выполняют полёты более 50 авиакомпаний России и 20 зарубежных авиакомпаний, а также воздушные суда государственной и экспериментальной авиации.

Основные самолётопотоки распределены по направлению «Запад-Восток» и обратно. Ежедневно специалисты филиала обслуживают около 550 воздушных судов и используют для этого 38 объектов радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи.

В рамках выполнения работ по федеральной целевой программе «Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ (2009-2015 гг.) в филиале «Татаэронавигация» проведена «Реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи» в Казанском, Набережно-Челнинском, Бугульминском центрах ОВД.

Казань:

В марте 2013 г. введена аэродромно-районная автоматизированная система управления воздушным движением КСА УВД «Галактика», СКРС «Мегафон», магнитофон «Гранит», КСПИ «Ладога», АТИС с системой отображения СВИП, комплексный диспетчерский тренажёр. Установлены и введены в эксплуатацию новые радиолокационные станции ВРЛ «Аврора», ОРЛ-А «Лира-А10». Введены средства навигации и посадки ВС, радиотехническая система ближней навигации РМА и РМД, радиомаячные системы посадки ВС «СП-200» с радиомаяками дальномерными-посадочными, установлена «ЛККС-А-2000», две ОПРС с маркерными радиомаяками с МК-112° и МК-292°.

Набережные Челны: 

Введён ОРЛ-А «Лира-А10», произведена замена оборудования ОСП с МК-214°, установлено оборудование «АРМ-150» с МРМ -97, КСА ПИВП «Аэродром», производится замена радиостанций ОВЧ- диапазона на новые типа «Фазан-19Р50».

Бугульма: 

В рамках реконструкции оснащение центра УВД КСА УВД «Топаз» с системой СКРС «Топаз», аэродромный радиолокационный комплекс «Лира — А10», системой ближней навигации «РМД-90», автоматическим радиопеленгатором «DF-2000», радиомаячной системой посадки с МК-192°, «СП-200» с радиомаяком дальномерным посадочным «РМД-90НП», замена оборудования ОСП приводными радиостанциями «РМП-200», проводится замена оборудования ОВЧ и ВЧ диапазонов.

 РГП «Татаэронавигация»

В 1922 г. на юго-западной окраине города Казани была организована взлетно-посадочная площадка: деревянный домик с конусом на крыше, сарай, несколько бочек ГСМ, лошадь. Тогда же выстроен большой деревянный ангар. В 1923 г. началась постройка станции воздушных сообщений, аэронавигационной станции и ремонтных мастерских.

20 мая 1924 г. аэростанция «Казань» принимает три первых пассажирских самолета с артистами Московского художественного театра.

26 июня 1924 г. произошло торжественное открытие Казанского аэропорта. Полеты по воздушной линии Москва — Казань через Нижний Новгород и обратно стали регулярными. Летом 1925 г. через Казанский аэропорт пролегла трасса грандиозного перелета Москва — Улан-Батор — Пекин, положившего начало воздушной связи с Сибирью и Дальним Востоком. В 1929 г. начались ночные полеты на пассажирских авиалиниях. В Казанском аэропорту были установлены радиостанция с антенной высотой 20 м и 3-х ламповый приемник с односторонней связью «самолет- земля». В марте 1930 г. аэростанция «Казань» вошла в Московское управление воздушных линий, и Казань стала важным опорным пунктом на воздушном пути Москва — Сибирь.

С 1931 г. начаты изыскательские работы и организована новая аэростанция на Арском поле в 8 км от города. По плану строительство должно было завершиться в 1932 г., но полеты, начавшись летом 1931 г., уже не прекращались. Аэродром был небольшого размера. Вокруг — кустарник и овраги. В длинном бараке — насыпушке размещалась контора аэропорта, на другом конце — столовая, а посередине — станция, узел связи, первым руководителем которого стал Лобашов И.В. Узел связи включал в себя метеостанцию, радиобюро, диспетчерскую. На завершение строительства Казанского аэродрома ГУГ ВФ в 1933 г. ассигнует 352 тыс. руб.

4 мая 1933 г. для улучшения почтовой связи с районными центрами Совет народных комиссаров Татарии постановляет: «1. Установить регулярную связь с райцентрами посредством 3-х самолетов У-2 Московского управления воздушных линий. 2. Определить следующие маршруты: Казань — Чистополь — Аксубаево — Черемшан — Шугурово — Бугульма и Казань — Чистополь — Шереметьево — Елабуга — Мензелинск — Муслюмово — Азнакаево — Бугульма. Всего 713 км».

В День Воздушного флота СССР — 18 августа 1933 года, на аэростанцию «Казань» прилетели три самолета У-2 на постоянное место базирования, положив начало созданию первого летного подразделения. Были открыты полеты по местным воздушным линиям Татарии. С середины 30-х гг. наладилось регулярное метеообслуживание. Пилоты получали не только метеосводки, но и информацию о погоде на всей трассе по синоптической карте. Постепенно условия полетов улучшались. Казанский аэропорт получает длинноволновый радиомаяк для вывода самолетов на аэродром и передвижную посадочную радиостанцию ПС-2 для посадки воздушных судов. Вскоре были построены типовое здание аэропорта и телефонная станция на 100 номеров.

Весной 1935 г. начались тренировки пилотов авиации спец- применения, а летом берега озера Кабан, заболоченные берега Волги, устье Камы и Казанки были опылены с воздуха на бреющем полете в целях ликвидации очагов малярии. Затем последовали авиахимработы против гнуса и саранчи по всему Поволжью, вплоть до Астраханской области.

В 1936 г. самолетный парк отряда пополнился самолетами С-1, С-2, СП, АП, Т-139, АИР-6, Я-6.

С 1937 по 1938 гг. Казанский аэропорт принимал самолет ПС-35, самолеты ПС- 40, ПС-41, ПС-84 (Ли-2), следующие транзитом на Урал и в Сибирь.

1940 год. Накануне Великой Отечественной войны Казанский аэропорт, оснащенный радионавигационными установками и устройствами, мог принимать регулярные пассажирские самолеты в любое время суток. Была введена в эксплуатацию новая бетонная взлетно-посадочная полоса. 23 июня 1941 г. ГВФ полностью перешел в оперативное подчинение наркому обороны. Казанский аэропорт работал для фронта, обеспечивая круглосуточные полеты для перевозки военных грузов и военнослужащих. Для перегонки нашими летчиками самолетов «Боинг» и «Бостон» на фронт была проложена трасса Фербенкс (США) — Красноярск — Казань — Западный фронт. 1 мая 1943 г. с Казанского аэродрома в район Воронежского фронта вылетело 102 бомбардировщика Пе-2, построенных в Татарии на средства трудящихся. В начале 1945 г., на подведении итогов работы аэропорта во время войны, были отмечены все службы Казанского аэропорта, в том числе служба связи. Ею было отработано 7 700 радиограмм, обслужено устойчивой радиосвязью 2 560 самолетов.

В 1943 г. в узле связи аэропорта работали около 40 человек. В числе первых работников службы Кощеев В.Н. (в гражданской авиации с 1931 г.), радиооператор Фисейская Е.Г. (в гражданской авиации с 1937 г.), старший радиотехник системы посадки Вшивцева А.П. (в гражданской авиации с 1938 г.), старший радиотехник РЭМ Сеченков А.С. (в гражданской авиации с 1940 г.). Они обеспечивали связь с самолетами и аэропортами, обслуживали боевые самолеты дальней авиации, все награждены медалями «За доблестный труд», «За победу над Германий в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаками «Отличник Аэрофлота».

В 1950 г. через Казань проходило уже более 40 рейсов в сутки. С появлением самолетов Ли-2, Ил-12, Ил-14 в аэропорту начато капитальное строительство. 16 февраля 1951 г. появился самолет Ан-2. В 1951 г. узел связи возглавил Кощеев В.Н., старшим радиооператором был Музафаров Р.М. В 1952 г. на ул. Космонавтов смонтирован передающий центр: начальник — Муравник О.С., радиотехник — Смирнова Л.А., радиооператор — Дубровская Н.К.

В 50-х гг. Казанский аэропорт по аэронавигационным параметрам был готов к приему регулярных рейсов в сложных метеорологических условиях в любое время суток.

С 1954 г., в возрасте 17 лет, начала работу на метеостанции Ватрушкина А.М. В 1964 г. она стала диспетчером информбюро, затем — работник телеграфа. Окончила курсы диспетчеров в Учебно-тренировочном отряде в п. Смышляевка Самарской области. С 1972 г. Ватрушкина А.М. работает диспетчером в службе управления воздушным движением.

30 марта 1954 г. введены в эксплуатацию большой типовой аэровокзал с пропускной способностью 200 человек в час, гостиница на 100 мест, резервная электростанция, система посадки ОСП-Н в составе ближних и дальних приводных радиостанций. Началась реконструкция взлетно-посадочной полосы. Силами работников связи для облегчения заходов самолетов на посадку на основной ВПП были установлены дополнительные огни подхода. Установлен обзорный трассовый радиолокатор «Ромашка». Один из его первых радиотехников, затем инженер Горбунов Ю.С. до выхода на пенсию, проработал на всех трассовых обзорных радиолокаторах, которые были установлены за это время на аэродромах Казань и Казань-2. Постоянный электромеханик объекта — Каинов Г.Г., инженер — Власычев Ю.С.

1956 г. проводятся строительно-монтажные работы по разворачиванию радиотехнической системы посадки РСП-4, состоящей из диспетчерского и посадочного радиолокаторов ДРЛ-4 и ПРЛ-4; установлены УКВ-радиопеленгатор АРП-6 и УКВ- радиостанции РСИУ-3. Введен в эксплуатацию контрольнодиспетчерский пункт (КДП), в который вошли: ретранслятор дальномера, посадочный радиолокатор, УКВ-пеленгатор, диспетчерский радиолокатор.. Задействована курсоглиссадная система СП-50. Руководителем объектов системы посадки стал Воробьев А.Я. Первым начальником РСП в это время был Воронин И.М. — участник Великой Отечественной войны, после него — Муравник О.С. В этом году в службе связи Казанского аэропорта начал свою деятельность Семенов В.Д., с 1958 г. он возглавил объект РСП и с 1972 г. он — главный инженер базы ЭРТОС.

В 1957 г. после окончания Рижского авиационного училища связи начинает свою деятельность Ватрушкин А.М. — сначала техник на обзорном радиолокаторе, после окончания КАИ — старший инженер ОРЛ, затем — начальник узла радиолокации и радионавигации и с 1983 г. -начальник базы ЭРТОС.

1960 год. Служба связи переименована в службу радиолокации, навигации и связи — РЛН и С.

1962 год. Разворачивается радиолокационная система посадки РСП-6: диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7 и посадочный радиолокатор ПРЛ-7. Около объекта БПРМ-300 в кузовном мобильном варианте устанавливается радиосистема ближней навигации «Свод». Старшим инженером объекта работал Каинов В.Г., его помощником — инженер Дмитриев И.С. Оба — участники Великой Отечественной войны. Дмитриев И.С. — еще и Финской кампании. Оба награждены орденами и медалями. Электромеханик объекта — Бешенов Г.

В 1963 г. начальником смены радиобюро работает Музафаров Р.М., который в 1970 г. возглавил узел связи, а в 1972 г. — базу ЭРТОС. Под его руководством была проведена большая работа по автоматизации телеграфа. Чернов Г., Афлятунов Г.В., Николаев Б.П., Осипов Б., Добрынин Н.В., Баранов Н. — основная рабочая сила, чьими руками проводились все монтажные и ремонтные работы в узле связи начала шестидесятых. С 1956 г. длительное время в узле связи начальником радиобюро, а затем начальником ЦКС и радиобюро, вплоть до ухода на пенсию в 1997 г., работал Филимонов В.И., начальником смены — Кропотов В. С 1965 г. инженером приемного центра работает Ксенофонтов П.И. Он принимал участие в вводе радиосредств и оснащении средствами связи аэропортов МВ Л в Республике.

В 1967 г. начал работать техником связи на передающем центре Закиров Р.А., затем он работал в должности инженера МВЛ, с 1999 г. он — радиотехник объекта «Передающий радио- центр».

В 1970 г. начато строительство двухэтажного здания ДПСП, установлен посадочный радиолокатор РП-2Г чехословацкого производства. К концу 1970 г. в Казанском аэропорту начала действовать система слепой посадки СП-50М, внедрена автоматизация и дистанционное управление радионавигационными объектами. Для отображения информации с обзорного радиолокатора взамен устаревших ИКО-В1 на ДПСП установлены индикаторы «Стрела» с большими экранами, установлены индикаторы «Импульс» для отображения информации РСБН. Все это облегчило труд диспетчера и дало возможность улучшить регулярность полетов в сложных метеорологических условиях. Инженерный состав — Миронов В.А., Семушин В.В., Кириллов В.А., Серафимович В.Г., Сафин Р.Ф., Москвин В.И., Ибрагимов Р.А., Музафаров А.Х., Каюмов Г., Лутошкин Б. и другие принимали активнейшее участие в монтаже и становлении этого объекта.

В это время база ЭРТОС состояла из двух узлов: узел связи и узел радионавигации и радиолокации. Начальником узла связи был Рогозин В.Н., начальником узла радионавигации и радиолокации — Бакланов И.А.

В 1972 г. принято решение о необходимости строительства нового аэропорта в связи с ростом объемов авиаперевозок. За1972 г. было перевезено 1 млн. 654 тыс. 340 человек, необходима была новая ВПП для приема самолетов Ту-134. Куратором строительства аэропорта от базы ЭРТОС был Семенов В.Д. — главный инженер базы ЭРТОС. Начались разбивка полосы и строительство объектов базы ЭРТОС: первый объект — радиостанция Р-404, установленная на КДП для связи стройки с городом; там настилаются полы и идет монтаж первых пультов УВД. Одновременно строятся передающий центр с дальним приводом, ведутся строительные работы для установки ОРЛ-Т, устанавливается аэродромный радиолокатор ДРЛ-7СМ и посадочный РП-ЗГ.

1979 год. В монтаже оборудования нового аэропорта принимают активное участие лучшие специалисты базы ЭРТОС Пахомов В.В., Мазанов В.И., Воробьев А.Я., Москвин В.И., Килигин Е.М., Лабунский А.Б., Семушин В.В., Кузьмин Ю.В., Сафин Р.Ф., Кириллов В.А., Воронин И.М., Ксенофонтов П.И., Каинов В.Г., Музафаров Р.А. и другие. С сентября 1979 г. начата эксплуатация нового аэропорта. Работает только аэродромная зона. Введен в эксплуатацию ОРЛ-А ДРЛ-7СМ, в котором появился активный канал — на больших индикаторах ЗНАК-И к метке самолета привязан формуляр с номером борта и высотой полета. Установлены автоматические радиопеленгаторы АРП-75, посадочный радиолокатор РП-ЗГ, приводные радиостанции и система посадки СП-68, а затем СП-75, передающий радиоцентр, КДП.

1981 год. Принят в эксплуатацию приемный радиоцентр, руководителем которого становится Ксенофонтов П.И., затем Бугульминский В.Н.

В 1983 г. базу ЭРТОС возглавил Ватрушкин А.М., узел локации и навигации Кузьмин Ю.В. В новом аэропорту введен в эксплуатацию объект. ОРЛ-Т с радиолокаторами 1РЛ-139 и объект РСБН. РЦ ЕС УВД начинает работать в новом аэропорту.

1984 год. Главным инженером базы ЭРТОС становится Кузьмин Ю.В., начальником узла РЛиРН базы ЭРТОС — Москвин В.И. Продолжает работу старый аэропорт. Теперь уже он — Казань-2. Здесь осталась только аэродромная зона. Установлен диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7СК с выносными индикаторами типа «Комета-МД» взамен отработавшего ресурс ДЛР-7С и в 1985г. радиолокатор РП-4Г взамен отработавшего ресурс РП-ЗФ.

В новом аэропорту в 1984 г. на передающем радиоцентре производится оснащение KB-сетей однополосной передающей аппаратурой типа «Р-140», «Береза» и приемников «Р-155» — на приемном радиоцентре,

В 1988 г. введен в эксплуатацию вторичный радиолокатор «Корень-АС», на КДП установлена аппаратура отображения радиолокационной буквенно-цифровой информации «Страница». Взамен РП-ЗГ в 1991 г. введен в эксплуатацию посадочный радиолокатор нового поколения — РП-5Г.

1995      г. 1 июня организовано предприятие РГП «Татаэронавигация», которое возглавил директор Кузьмин Ю.В.

1996 г. На объекте РСП взамен отработавшего срок службы ДРЛ-7СМ введен аэродромный радиолокационный комплекс «Иртыш-СК». С фирмой «Томсон — ЦСФ Эйрсис» заключен контракт на установку французского оборудования для управления воздушным движением. Установка импортного оборудования в РГП «Татаэронавигация» совпала с началом модернизации аэродрома Казань. Начинается строительство новой ВПП общей длиной 3 500 м.

В 1997 г. введен ВОР/ДМЕ, в 1998 г. — два комплекта ИЛС, в 1999 г. — трассовый радиолокатор «ТРАК 2300», в 2000 г. — автоматизированная система управления воздушным движением в составе аппаратуры «Еврокат 2000» и ТХМ4400. Установленная аэродромно-районная автоматизированная система управления воздушным движением значительно увеличила пропускную способность зоны Казанского районного центра Единой системы управления воздушным движением, обеспечивает безопасность полетов воздушных судов в соответствии с международными стандартами ИКАО. Ввод в строй этого комплекса осуществлен французскими специалистами при непосредственном участии инженеров ЭРТОС. Воронин В.И., Гринченко А.А., Нуруллин Р.З., Бредкин В.Г., Кириллов В.А., Сафин А.Р., Чернявский Д.В, Голомазов А.В. — эти специалисты внесли свой вклад в пуск этой системы.

С октября 2001 г. начата эксплуатация новой ВПП. Работает система ОСП с одним направлением. Подготовлены площадки для монтажа курсоглиссадной системы, планируется монтаж ОСП и ИЛС со вторым направлением.

С 1995 г. по настоящий день службой ЭРТОС руководит Москвин Владимир Иванович, работающий в гражданской авиации с 1969 г.

Главный инженер службы — Сафин Р.Ф., в гражданской авиации с 1968 г. В службе работают отличные специалисты, большинство из которых отдали гражданской авиации не один десяток лет: Кириллов В.А. (с 1969 г. после окончания Рыльского авиационного училища) — ведущий инженер РСП; Ксенофонтов П.И. (с 1963 г. после окончания Казанского электротехникума связи) — руководитель передающего центра; Воронин В.И. (с 1989г., окончил Казанский авиационный институт) — ведущий инженер объектов радионавигации; Нуруллин Р.З. (с 1995 г., начальник Центра радиотехнического обеспечения АС УВД.

Ветераны предприятия и отличники воздушного транспорта, окончившие в свое время учебные заведения гражданской авиации: Дубровская Н.К. (с 1952 г.), Семушин В.В. (с 1958 г.), Медведев Р.Н. (с 1960 г.), Новиков В.И. (с 1966 г.), Серафимович В.Г. (с 1966 г.), Закиров Р.А. (с 1967 г.), Ибрагимов Р.А. (с 1968 г.), Килигина В.Е. (с 1968 г.), Коваленко Е.М. (с 1968 г.), Бесчастнова Г.М. (с 1971 г.), Антонов П.П. (с 1971 г.), Шагалиев Ф.Т. (с 1973 г.), Филлипов Е.Н. (с 1974 г.), Шукалов Б.Б. (с 1974 г.) и другие специалисты, и работники службы ЭРТОС, внесшие большой вклад в развитие средств радиотехнического обеспечения полетов и обеспечение безопасности воздушного движения.

Служба движения аэропорта Казань

Становление службы движения в аэропорту Казань в основном приходится на послевоенные годы. Хотя полеты в аэропорт Казань выполнялись, начиная с периода 20-х гг., но УВД осуществлялось в основном лицами летного состава. Из технических средств на аэродроме были установлены приводные радиостанции, радиопеленгатор, УКВ и KB-радиостанции, светотехнические средства (фонари различного назначения, прожекторы).

Появление самолетов Ли-2, Ил-12, Ил-14 потребовало пересмотра всей системы управления полетами и оснащения аэродрома радиотехническими средствами. В конце 40-х гг. на аэродроме Казань создается аэродромно-диспетчерский пункт (АДП),в который входит диспетчерский пункт подхода (ДПП), круга (ДПК), посадки (ПДП). В дальнейшем создается КДП МВЛ. При отсутствии радиолокационных средств воздушная обстановка контролировалась на основе ведения графика «время — путь» и «табло-эшелонатора». Местоположение самолетов на этих графических средствах корректировалось по докладам экипажей при пролете установленных радионавигационных точек (РНТ) по специальным запросам, с помощью средств линейной пеленгации. Управление воздушным движением осуществляли диспетчеры-метристы.

Постоянно возрастающая сложность управления воздушным движением на трассах и в районах аэродромов потребовала принятия специальных мер, повышающих эффективность решения задач УВД. С этой целью в 1950 г. в гражданской авиации была введена должность руководителя полетов, а также штатная группа диспетчерского состава. В Казанском аэропорту создается служба движения, которую возглавил в 1955 г. Кузьмин А.Д. первыми руководителями полетов были бывшие военные и гражданские летчики, прошедшие Великую Отечественную войну: Герой Советского Союза Родных М.В., Селивончик А.И., Прохоров И.П., Лугинец И.А., Стуканев С.И., Мухамадеев А.М. Старшими диспетчерами и диспетчерами работали Корнилов В.Г., Пиядин П.П., Горячих И.И., Тумреев С.С., Головин П.А. и др.

С выходом в 1955 г. на трассы самолетов Ил-18, Ту-104 остро встал вопрос об организации УВД в верхнем воздушном пространстве. В службе движения был создан район диспетчерской службы (РДС). В 1954 г. в аэропорту Казань был установлен обзорный радиолокатор «Ромашка», в РДС существовало два сектора — «Восток» и «Запад». В 1955 г. открылся дополнительный сектор — «Верхний».

В РДС работали старшими диспетчерами такие опытные специалисты как Норманский В.В., Разуваев А.И., Подтяжкин И.Г. и другие.

Выход на трассы тяжелых самолетов повлек за собой развитие не только трассовых радиотехнических средств, но и аэродромных. В 1956 г. устанавливается радиолокационная система посадки РСП-4, которая облегчила работу диспетчерского состава при УВД на конечном этапе полета в сложных метеорологических условиях.

60-е гг. ознаменовались дальнейшим развитием службы движения, оснащением ее новым оборудованием. Но по- прежнему пополнение диспетчерского состава происходило за счет бывших военных и гражданских летчиков, других специалистов. В это время работают руководителями полетов Николаев В.П., Степура П.С., Демидов В.Ф., Клюкин Н.Т., диспетчерами — Молчанов А.А., Канаичев Я.П., Ширинин Г.М., Паршин К.В., Шилов Г.Г. и многие другие.

В 1969 г. вместо РДС организован районный диспетчерский пункт (РДП). В 1970 г. построено здание ДПСП, куда перешли диспетчерские пункты из КДП, кроме АДП. В АДП работали такие специалисты, как Галкин Г.Н., Пекишева К.Г., Корнилова Р.Ф. Блохин В.А. С 1970 г. службу движения возглавляет Мухамадеев А.М., затем Пиядин П.П.

В начале 70-х гг. в службу движения поступают специалисты, окончившие специализированные курсы диспетчерского состава в ШВЛП или училища. Это Зиновьев В.А., Мусин И.З., Клапанюк Д.Е., Макаров Н.Л., Ницак Н.Г., Салеев Н.Г., Низамутдинов Р.Н., Орлов Ю.Б., Акулынин А.П., Нигматуллин И.Х. Но не только мужчины управляли воздушным движением. В 1968 г. в службу приходит первая женщина, которая окончила курсы диспетчеров — это Давлетшина Р.Б., затем Ватрушкина А.М., которая работала до этого радиооператором, и Мазурина Р.Я.

В связи с реорганизацией системы УВД в декабре 1973 г. сформирован Казанский РЦ ЕС УВД, первым начальником гражданского сектора стал Усманов Г.М. Службу движения возглавил Демидов В.Ф., который работал в этой должности до 1975 г.

Создание РЦ во многом улучшило взаимодействие между гражданским и военным секторами, что позволило более рационально использовать воздушное пространство в интересах разных ведомств. В Казанском РЦ ЕС УВД было пересмотрено деление воздушного пространства и созданы следующие секторы: «Восток», «Север-Запад», «Юго-Запад», «Север» и «Юг». Суточная интенсивность воздушного движения достигала 450-500 воздушных судов. На рабочих местах диспетчеров были установлены индикаторы «Стрела», что позволяло работать в незатемненных помещениях.

В 1979 г. в связи с вводом в строй нового аэропорта Казань-2 организуются дополнительные диспетчерские пункты: СДП, ДПР, ДПК, ПДП. Службу движения в 1975-78 гг. возглавлял Долгановский А.М., в 1979-81 гг. — Макаров А.М. В 1981 г. начальником службы движения становится Важенин В.А., который работал в этой должности до 1992 г. Начальником ГС РЦ ЕС УВД с 1979-95 гг. был Зиновьев В.А.

В 1983 г. РЦ ЕС УВД переводится из старого аэропорта в новый. Гражданский и военный секторы размещаются в едином зале УВД, начальники смен работают за одним пультом. Это значительно повысило оперативность в принятии решений по использованию воздушного пространства.

На рабочих местах устанавливается аппаратура «Строка-Б», «Знак». Изменяется секторизация РЦ в связи с потоками воздушных судов: Север ВВП, Север НВП, Юг ВВП, Юг НВП. Вводятся должности руководителя полетов района (РПР) и руководителя полетов аэродрома. Смены возглавляют наиболее опытные специалисты: Клапанюк Д.Е., Салеев Н.К., Макаров Н.Л., Мусин И.З., Никулов С.В., Туманин А.Н., Бондарев В.И., Вяткин В.Е., Ницак Н.Г., Исаев В.В.

В начале 90-х гг. служба движения работает в новых условиях. Это наметившийся спад воздушного движения, старение радиотехнического оборудования, выделение различных служб из состава ОАО. В это непростое время с 1992 по 1995 гг. службу движения возглавляет Мошкин Н.А., который вместе с начальником базы ЭРТОС Кузьминым Ю.В. проделывают работу по выделению двух служб из состава аэропорта. Эта работа завершилась 1 июня 1995 г. образованием Регионального государственного предприятия «Татаэронавигация», которое возглавил Кузьмин Ю.В.

В связи с приданием аэропорту Казань статуса международного встал вопрос о замене радиотехнического оборудования на более современное. Правительством Республики Татарстан в 1996 г. был заключен контракт с фирмой «Томсон» на поставку обзорного радиолокатора (ОРЛ-Т), ВОР/ДМЕ, ИЛС и оборудования для Центра УВД. К началу поставки оборудования были подготовлены помещения на вышке КДП и в Центре УВД. Диспетчеры-инструкторы Галлямов Р.Р., Прохоров С.В., Михайлов Л.А., Бакиров И.А. прошли обучение во Франции для работы с новым оборудованием, а затем обучили весь диспетчерский состав навыкам работы.

12 февраля 2001 г. стало знаменательной датой для персонала службы УВД — был запущен в штатную эксплуатацию новый Центр УВД, который получил название «Аэродромно-районная автоматизированная система «Идель». Честь начать работу на новом оборудовании выпала сменам, возглавляемым РПА Туманиным А.А. и РПР Мусиным И.З. Новое оборудование значительно повысило безопасность полетов при УВД на внутренних и международных трассах Казанского РЦ ЕС ОрВД, в районе аэродрома, так как выдает диспетчеру полную информацию о воздушном судне: скорость, высоту, номер рейса, удаление и азимут, маршрут и другую информацию, которую раньше диспетчеру приходилось держать в голове. Новый этап в развитии службы движения позволит и в дальнейшем сохранять небо безопасным и надежным.

Аэропорт Бегишево и Набережночелнинский филиал РГП «Татаэронавигация»

25.12.71 г. на аэродроме Бегишево» произвел посадку самолет Ан-24 (КВС Иванов А.И.). Первым начальником аэропорта Бегишево был Каяшев И.Ф. В приеме первого самолета принимали участие: РП Мельников В.А., диспетчер АДП Мингазов З.А. и диспетчер Кокорин Ю.В. С этой даты начался отсчет истории аэропорта. Ко дню приема первого самолета, аэродром имел:

—   взлетно-посадочную полосу длиной 1600 м;

—    небольшой «пятачок» вмещавший всего два самолета типа Ан-24;

—    здание аэровокзала пропускной способностью 100 человек в час, совмещенного со службой перевозок, диспетчерскими пунктами, метеостанцией, радиотехнической службой, санчастью, штурманской и с другими служебными помещениями;

—    здание технической бригады, почтово-грузовой склад, пожарное депо. Штаб и гостиница располагались в трехэтажном здании возле «Пождепо».

В 1972 г. начались регулярные полеты в город Казань на самолетах Ил-14, Ан-24, Ан-2. В этом же году организована Бегишевская авиаэскадрилья самолетов Ан-2, которые выполняли полеты на аэродромы МВЛ Чистополь, Муслюмово, Актаныш, Бугульма, Елабуга. В следующем году начались регулярные полеты по союзным линиям: Москва, Пермь, Куйбышев, Ижевск, Киров, Чебоксары, Уфа.

В 1974 г. сданы в эксплуатацию диспетчерские пункты СДП и 19 февраля этого же года состоялся первый технический рейс на самолете Ту-134 (КВС Грязнов Г.И.). С этого периода открылись новые воздушные линии в аэропорты городов Волгограда, Ростова, Тамбова, Тулы, Ленинграда, Симферополя, Тбилиси, Харькова.

В 1975-76 гг. ежегодно перевозилось около полумиллиона пассажиров и большое количество народно-хозяйственных грузов и почты. 12 мая 1977 г. сдан в эксплуатацию аэровокзальный комплекс.

В 1978-79 гг. построены и сданы в эксплуатацию объекты наземных служб аэропорта, в том числе объекты УВД и ЭРТОС. В следующем году начались регулярные полеты самолетов Л-410. Введен во временную эксплуатацию диспетчерский пункт ВРЦ (смонтированный в вагончике).

В 1981 г. сдана а эксплуатацию гостиница и зарегистрирован 5-миллионный пассажир. Отмечен пик интенсивности полетов. Интервал между взлетами и посадками временами достигал 28 с.

В 1984 г. сдано в эксплуатацию здание ДПСП, где размещены основное радиотехническое оборудование и диспетчерские пункты ВРЦ, ДПП, ДПК, ПДП, МДП.

Таким образом, за свои первые 10 лет работы аэропорт МВЛ Бегишево вырос до крупного авиапредприятия, которое обеспечивало авиаперевозки более чем в 46 городов Советского Союза.

1 мая 1995 г. путем выделения службы движения и службы связи из состава аэропорта создан Набережно-Челнинский филиал РГП «Татаэронавигация» с численностью 100 человек. Филиал создан на месяц раньше, чем головное предприятие. Из них:

— 48 специалистов службы движения; 30 специалистов службы ЭРТОС; 22 работника — персонал административно-хозяйственного отдела и управления филиалом; 26 женщин;

—    6 человек за заслуги в развитии авиационного транспорта награждены знаками «Отличник воздушного транспорта»;

—    3 человека награждены почетными грамотами министра гражданской авиации и министра транспорта РФ. В 1998г. аэропорту присвоен статус «международный». Часть диспетчерского состава (девять специалистов) прошли подготовку к УВД на английском языке.

В 1999 г. служба движения и служба ЭРТОС Набережночелнинского филиала РГП «Татаэронавигация» впервые получили сертификаты соответствия, а в конце 2000 г. филиал получил первую лицензию, дающую право заниматься обслуживанием воздушного движения.

В 2000-2001 гг. выполнен большой объем работ по улучшению условий труда авиадиспетчеров и административного персонала. Рабочие места УВД оснащены современной техникой, позволяющей облегчить работу авиадиспетчеров и решать сложные задачи по управлению воздушным движением.

В августе месяце 2001 г. в связи с резким спадом интенсивности воздушного движения, ликвидирован диспетчерский пункт ДПСП, на базе которого создан новый диспетчерский пункт КДП, объединяющий функции диспетчеров круга, посадки, старта и руления. Диспетчерские пункты ДПП и КДП переведены в общий зал УВД, расположенный на вышке.

Первые руководители службы ЭРТОС и службы движения аэропорта Бегишево:

—    Цишуров В.В. — начальник базы ЭРТОС в 1972-95 гг. Все радиотехнические объекты аэропорта «Бегишево» создавались под его руководством;

—    Устиновский В.В. — первый заместитель начальника аэропорта Бегишево по движению (ЗНА по движению) в 1972- 74 гг. Под его руководством созданы диспетчерские пункты АДП, КДП, СДП;

—    Ильин Н.А. — ЗНА по движению в 1974-77 гг.;

—    Ахметшин И.С. — ЗБА по движению в 1977-83 гг. Под его руководством служба движения получила новое развитие: созданы новые диспетчерские пункты ВРЦ, ДПП, ДПК, ПДП, ДПР. С 1978 по 1983 гг. возглавляемая им служба лидировала в числе передовых служб движения Приволжского управления ГА;

—   Корчебоков В.Ю. — ЗНА по движению в 1983-93 гг.

Со дня создания Набережночелнинского филиала РГП «Татаэронавигация» на предприятии работают:

—    Ахметшин И.С. — первый директор Набережночелнинского филиала РГП «Татаэронавигация». В гражданской авиации с 1966 г.;

—    Курушин В.А. — заместитель директора по организации воздушного движения. В гражданской авиации с 1964 г.;

—    Цишуров В.В. — заместитель директора по ЭРТОС. В гражданской авиации с 1967 г.;

—    Митина В.Г. — главный бухгалтер. В гражданской авиации с 1984 г.;

—    Стрельченко Н.М., Завьялов Е.В., Мешерский Ю.В., Корчебоков В.Ю. и Кокорин С.В. — первые руководители полетов филиала предприятия;

—    Тюрин В.А., Черников В.И., Мадатов А.С. — первые ведущие инженеры службы ЭРТОС.

Бугульминский филиал РГП «Татаэронавигация»

Бугульминский филиал Регионального государственного предприятия «Татаэронавигация» был создан 1 мая 1995 г. путем выделения служб ЭРТОС и УВД из состава Бугульминского авиапредприятия. Место базирования филиала — аэропорт Бугульма, являющийся воздушными воротами нефтяного юго- востока Татарстана. Возглавляет предприятие — директор Филипповский Александр Петрович. Создание филиала происходило не на пустом месте. Службы УВД и ЭРТОС к этому времени имели давние крепкие профессиональные традиции. Самой сложной задачей было создание финансово-экономических, кадровых, снабженческих, транспортных и других структур, позволяющих филиалу самостоятельно функционировать в непростых экономических условиях. Семь лет работы показали, что с этой задачей филиал справился. В этом большая заслуга директора филиала Филипповского А.П., главного бухгалтера Гусенковой Л.В., экономистов Мазловой И.В., Часовской Л.Н. Однако основными производственными структурами филиала, обеспечивающими выполнение основной задачи — обеспечение безопасности полетов, являются службы УВД и ЭРТОС. Служба движения Бугульминского филиала осуществляет управление воздушным движением в закрепленной зоне ответственности с диспетчерского пункта подхода, совмещенного с местным диспетчерским пунктом, диспетчерского пункта круга, посадки, старта и руления, аэродромного диспетчерского пункта. За многие десятилетия своего существования служба движения накопила огромный опыт работы. В разное время службу возглавляли Исаев В.Е., Калачев Н.И., которые внесли большой вклад в становление и развитие системы УВД в районе аэродрома Бугульма. Служба движения укомплектована высокопрофессиональными специалистами. Из 22 специалистов 19 — диспетчеры УВД 1-го класса со стажем работы более 10 лет, восемь из них имеют высшее специальное образование. Многие годы своей трудовой деятельности посвятили профессии диспетчера по управлению воздушным движением Балбошин А.В., Алексеев А.А., Тагиров С.К., Трофимов В.Г., Григорьев В.Н. Большинство из них и сейчас продолжает трудиться, передавать свои знания, богатый опыт молодым специалистам.

Служба ЭРТОС Бугульминского филиала также имеет богатый опыт эксплуатации сложных радиотехнических средств радиолокации, радионавигации и связи. Это и РП-ЗГ, ДРЛ-7СМ, ПАР-ЮС, АРП-75, маркерные радиомаяки Е-615.1, радиостанция Полет-2, и многое другое. Огромный вклад в организацию и развитие службы внесли Рахимов Г.З., возглавлявший эту службу на протяжении многих лет, Филипповский А.П., руководивший базой ЭРТОС с 1989-95 гг., Мирсаяпов И.М. — в настоящее время руководитель службы ЭРТОС. Очень сложно, но развитие службы продолжается и сейчас. В 2000 г. была введена в эксплуатацию система отображения информации о воздушной обстановке АКТС УВД «Норд», система планирования «Планета» и Центр коммутации сообщений. Костяк службы ЭРТОС составляют грамотные специалисты, в основном инженеры и техники 1-й категории, а такие специалисты ЭРТОС, как Шутов В.М., Титов Н.Н., являются бессменными наставниками нового поколения специалистов. Немало добрых слов можно сказать в адрес техников службы Пчельникова Н.И., Иванова С.И., Николаева Н.А., которые своим опытом, отношением к труду во многом определяют надежность радиотехнических средств и, как следствие, безопасность полетов. Бугульминский филиал Регионального государственного предприятия «Татаэронавигация» сегодня отличает не только высокий уровень компьютеризации производства, стремление к техническому перевооружению, но и большая ответственность коллектива за выполнение тех задач, которые стоят сегодня перед филиалом. Опыт работы семи лет показывает, что коллективу по плечу и более сложные задачи

Интернет – сайт >

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.