МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
История Аэронавигации. Указы Президентов

ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
 от 27.02.1992 г. № 200 «О комиссии по ИВП и УВД при Правительстве РФ»

ПРОФОБЪЕДИНЕНИЕ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ СССР — РОССИИ В ИСТОРИИ ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ

С момента своего создания профессиональные объединения авиадиспетчеров
(ВААД ГА — ПАД, ФПАД СССР, ФПАД России)
являлись драйвером ускорения развития ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОФОБЪЕДИНЕНИЯ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ С МОМЕНТА ЕГО СОЗДАНИЯ ПО ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ

На всех этапах развития профсоюза авиадиспетчеров, руководство профобъединения,
выражая мнение авиадиспетчеров, было уверено в необходимости создания Единого руководящего органа
ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ в целях повышения уровня безопасности полётов при управлении воздушным движением,
развития системы УВД и решения вопросов, касающихся социально-трудовых отношений.

За период с момента создания до 2000 года профобъединением авиадиспетчеров было объявлено и проведено более двадцати забастовок и акций протеста, в требованиях большинства из которых содержалось — создание Единого государственного и хозяйственного органов ЕС УВД, издание соответствующих нормативных правовых актов и приказов о выделении служб УВД из авиапредприятий. Так, только в течение 1990 — 1991 годов, ВААД ГА – ПАД объявлялось о намерении проведения нескольких забастовок.

Вместе с требованиями, касающимися решения вопросов в области социально-трудовых отношений, профобъединение настаивало и на выполнении ранее принятых на государственном уровне решений о необходимости создания Единого государственного органа ЕС УВД СССР.

Протестные акции, объявляемые коллективами авиадиспетчеров в период «перестройки» побуждали руководство СССР к принятию решения, связанного с результатами огромной работы различных министерств, ведомств, научно-исследовательских  и др. организаций, которая проводилась после принятия 1973 году Постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации» (подробнее см. здесь >).
В результате Указом Президента СССР от 04.04.91 г. № УП-1766 было дано поручение возложить ответственность в СССР за организацию использования воздушного пространства на Государственную комиссию по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением СССР при Кабинете Министров СССР (Госаэронавигацию СССР).

Последующее развитие событий:

8 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств, приведшее к прекращению существования СССР с 26 декабря 1991 года.

В связи с распадом СССР, 12 — 25 декабря 1991 года в Минске было принято Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства. Согласно данному Соглашению Межгосударственный авиационный комитет являлся правопреемником Госаэронавигации СССР, Комиссии по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов, Министерства гражданской авиации (в части согласованных договаривающимися Государствами функций), а также обязательств по международным соглашениям бывшего СССР в сфере международных воздушных сообщений и участию в Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Законом РСФСР № 2094-I от 25 декабря 1991 года, наименование «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» было изменено на наименование «Российская Федерация».

С 01.01.1992 года были упразднены союзные органы (министерства), в т.ч. и Госаэронавигация СССР, которая к тому времени практически даже и не успела приступить к исполнению своих функций в полном объеме.

Учитывая стремительно ухудшающееся положение в системе УВД, на фоне происходящих в стране дезинтеграционных процессов, Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) России обратилась к Правительству Российской Федерации с предложением о создании Росэаронавигации, вместо упразднённой Госаэронавигации СССР.  Поручением Правительства РФ данное обращение было направлено для рассмотрения во все заинтересованные органы с учетом правопреемственности, что практически заблокировало данную инициативу. Попытки ФПАД России ускорить процесс ни к чему не привели.

В связи с этим ФПАД России назначила на 21 февраля 1992 года с 00 часов 00 мин. по Московскому времени Всероссийскую забастовку авиадиспетчеров с основным требованием — создание Росэаронавигации — Единой гражданско-военной системы использования воздушного пространства и управления воздушным движением.

Начались консультации и переговоры на уровне Правительства Российской Федерации.

Состоялась встреча президента ФПАД России С.Г. Евсюкова с заместителем Председателя Правительства РФ по вопросам экономической политики Е.Т. Гайдаром.

Примечание: с ноября 1991 – по декабрь 1992 года Правительством РСФСР/РФ непосредственно руководил Президент РСФСР/РФ – Б.Н. Ельцин, Гайдар Е.Т. с ноября 1991 — заместитель Председателя Правительства РСФСР/РФ по вопросам экономической политики, с июня по декабрь 1992 — И.о. Председателя Правительства РФ.

Данная встреча, в связи с чрезвычайной загруженностью заместителя Председателя Правительства РФ, который в то время осуществлял оперативное руководство, связанное с принятием соответствующих решений, состоялась в 2 часа ночи, в его кабинете на «Старой площади».

С.Г. Евсюков (по возможности кратко) доложил о проблемах системы УВД производственного и социально-экономического характера:
Районные центры УВД находились в составе авиаотрядов, их обеспечение осуществлялось по остаточному принципу. В начале 90-х годов полеты на местных воздушных линях практически остановились. Нет доходов – нечем платить заработную плату диспетчерам и другим работникам, за электричество и коммунальные платежи. О замене оборудования, отработавшего свой срок, речи вообще не ведётся, на  ремонт также средств нет. Отключили Туруханский и Сеймчанский центры УВД, которые управляли на международных трассах, под угрозой остановки находились и многие другие.
Вместе с этим, также был поднят ряд острых вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности страны в период, когда система УВД фактически была «брошена на произвол судьбы» и обречена на самовыживание.
Доклад президента ФПАД России не тронул, уставшего заместителя Председателя Правительства РФ, т.к. вся страна была в таком состоянии, средств не хватало ни на что, включая исполнение обязательств по оплате внешнего долга страны.

Однако, в процессе обсуждения механизма решения проблемных вопросов Е.Т. Гайдар всё больше и больше проявлял заинтересованность.

Было предложено выделить систему УВД из авиаотрядов и финансировать эту систему путем введения аэронавигационных сборов. Принимая во внимание тенденцию снижения интенсивности полетов внутри страны, но учитывая при этом стабильность положительной динамики полетов иностранных авиакомпаний через воздушное пространство РФ, можно было рассчитывать на стабилизацию положения, подержание необходимого уровня безопасности полетов и снижение социальной напряженности путем объединения соответствующих функций по ИВП и УВД в одном государственном органе, аккумуляции и централизованного распределения средств, необходимых для обеспечения деятельности и развития Единой гражданско-военной системы использования воздушного пространства и управления воздушным движением.

В результате продолжительного разговора с рассмотрением, представленных ФПАД России аргументированных предложений, подготовленных на основании справок, докладов, писем и ранее принятых решений по данному вопросу соответствующими органами государственной власти, Е.Т. Гайдар предварительно одобрил предложения ФПАД России, связанные с созданием Единой гражданско-военной системы использования воздушного пространства и управления воздушным движением — Росэаронавигации.

Примечание: подготовка доклада с прилагаемым к нему пакетом документов, осуществлялась президентом ФПАД бывшего СССР — В. Конусенко, президентом ФПАД России — С. Евсюковым, зав. орг.отделом ФПАД России — В. Ежовым, с участием представителей местных профсоюзов авиационных диспетчеров: ПАД «Быково» — В. Бродулёв, ПАД Самары — А. Твердохлеб и др., во взаимодействии, а также с учётом консультаций, проведенных с авторитетными представителями профессионального сообщества, научных учреждений и органов власти.

В соответствии с договоренностью, достигнутой на встрече с Е.Т. Гайдаром, представители ФПАД провели встречи-консультации по вопросу создания Росаэронавигации практически со всеми вице-премьерами Правительства РФ, ответственными за экономические реформы, предоставив все необходимые для принятия решения материалы, включая экономическое обоснование и аналитические сведения, подтвержденные многолетними исследованиями и практикой в сфере обеспечения безопасности полетов при ИВП и УВД. Ответственным координатором от Правительства РФ по данному вопросу являлся А.Н. Шохин. Участники переговорного процесса характеризуют встречи заинтересованных сторон, проходившие под председательством координатора, как весьма напряженные и эмоциональные. Присутствовавшим на этих встречах (как переломный) запомнился момент, когда председатель МАК Т.Г. Анодина в процессе «жарких» дебатов, во время очень эмоционального выступления В. Конусенко, ставя чашку с кофе на блюдце, нечаянно её опрокинула. После этой паузы, как показалось, маятник качнулся в сторону позиции ФПАД России.

Представители Правительства РФ перешли к обсуждению вопросов, связанных с подготовкой соответствующего Указа Президента РФ.

Иной позиции продолжали придерживаться:
— Межгосударственный авиационный комитет, являвшийся в то время (согласно подписанному в Минске Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства) правопреемником Госаэронавигации СССР (по вопросам ИВП и УВД);
— Командование ВВС, которое проводило работу, направленную на сохранение ЕС УВД в 2-х ведомственном подчинении и, соответственно, контроля ИВП за Министерством обороны;
— Министерство транспорта, которое стремилось к сохранению контроля над гражданской частью ЕС УВД, предлагая оставить её в структуре Минтранса.

Однако, Правительство и Президент Российской Федерации сочли аргументы ФПАД России более состоятельными, направленными на перспективное развитие Единой системы УВД РФ.

Вопрос о создании Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Правительстве Российской Федерации был обсужден на заседании Правительства от 20.02.1992 г. и принципиально решен.

20 февраля 1992 года президент ФПАД России С. Евсюков и отв. за орг. работу В. Ежов, которые работали авиадиспетчерами в одной смене, должны были заступать на дежурство в ночь (Домодедово). Начало забастовки было определено именно на дату и время, когда актив ФПАД России должен был находиться непосредственно за пультами УВД.

На протяжении недели, а также с утра 20.02.92 г. продолжалось проведение орг. работы, связанной с началом акции протеста. В. Конусенко, как руководитель штаба по координации в период забастовки, должен был всегда оставаться на связи и при необходимости вести переговоры с представителями Правительства РФ.

Министр транспорта Ефимов В.Б.

В течение дня от руководства министерства поступило сообщение о совместной встрече на уровне Правительства. Обсудив ситуацию, представители забастовочного комитета пришли к мнению, что президент ФПАД России должен присутствовать на этих переговорах и не ехать в Домодедово на дежурство. В результате было решено, что на встречу поедут: от ФПАД  Евсюков С.Г., Конусенко В.Г. и представитель ПАД «Быково» В. Бродулев.
Ситуация была напряжена необычайно. Телефоны в штабе разрывались, все представители местных профсоюзных организаций авиадиспетчеров России стремились узнать информацию о фактической ситуации.
По результатам переговоров, которые продолжались 20 февраля 1992 года до 23.00, был подписан Совместный протокол согласительной комиссии Правительства Российской Федерации и Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России,  которым были подтверждены договорённости, относительно требований ФПАД России о создании первой в истории Российской Федерации  — Росаэронавигации  (протокол подписали: за Правительство РФ – заместитель Председателя правительства РФ – А. Шохин, за ФПАД России – президент ФПАД России– С. Евсюков.)

Совместный протокол согласительной комиссии, см. здесь >

Президентом РФ было дано поручение Правительству в недельный срок представить на подписание, согласованный с ФПАД России, проект Указа Президента РФ об образовании этого Комитета (Комиссии).
После отработки проекта Указа Президента РФ, представители ФПАД России лично встречались с соответствующими (ключевыми по данному вопросу) заместителями Председателя Правительства по вопросам его согласования (визирования).

Подготовленный установленным порядком, согласованный с ФПАД России, Указ был представлен Президенту РФ.

27 февраля 1992 года был издан исторический Указ Президента РФ от 27.02.1992 г. №200 «О Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Правительстве РФ»: Образовать Комиссию по ИВП и УВД при Правительстве РФ (Росаэронавигация). Установить, что Росаэронавигация является правопреемником бывшей Комиссии СССР по ИВП и УВД.

18 марта 1992 года Указом  Президента РФ от 18.03.1992 № 259 Председателем Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Правительстве Российской Федерации (с учетом предложения ФПАД России) был назначен Пышный Анатолий Александрович.

Впервые в истории России был создан Единый государственный орган по ИВП и УВД при Правительстве РФ,
которое, в то время, возглавлялось Президентом Российской Федерации!

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.