О комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года
Эксперты МОД «Аэронавигация Без Границ», ознакомившись с Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 25.06.2022 г. № 1694-р (далее – Программа), критически отнеслись к отсутствию в ней конкретных положений, связанных с ЕС ОрВД РФ.
Совершенно очевидно, что упоминания о Единой системе ОрВД РФ в Программе если и содержатся, то только косвенные. Анализ данной ситуации (на тему: почему?) бессмыслен, т.к. вполне очевиден для тех, кто знаком с новейшей историей Аэронавигации России, а также принципами и результатами кадровой политики, реализуемой на уровне руководства ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в течение более десятилетия.
Вместе с тем, эксперты полагают, что направленное Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров в Минтранс России обращение, содержащее предложение о внесении в Программу изменений и дополнений, связанных с включением в неё ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», является бесперспективным ввиду маловероятности его реализации по объективным причинам (регламент утверждения подобных программ – процедуры, количество согласований и т.п.).
В этой связи, также следует напомнить о п. 5 вышеуказанного Распоряжения Правительства РФ: «5. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и в целях реализации Программы утвердить перечень мероприятий на период 2022 — 2023 годов, направленных на поддержку развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации и обеспечение авиационной подвижности населения, в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения».
В сложившейся ситуации, учитывая представленные в утвержденной Программе предпосылки к её разработке, задачи разработки и цели реализации Программы, а также вызовы для авиатранспортной отрасли РФ, более прагматичным и полезным представляется сосредоточение внимания на конкретных бланкетных (отсылочных) диспозициях, содержащихся в данном документе, касающихся ЕС ОрВД РФ.
Экспертное сообщество выражает уверенность, что для достижения синергетического эффекта в процессе реализации Программы и соответствующих положений государственных программ по видам экономической деятельности, в части касающейся ЕС ОрВД РФ крайне необходимо осуществить:
— детальную проработку положений Программы и соответствующих программных документов, действующих на текущее время в ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
— разработку и согласование предложений, оформленных в виде документа соответствующего уровня, предусматривающего комплекс мер, направленных на решение в среднесрочной перспективе проблемных вопросов, связанных с деятельностью ЕС ОрВД РФ и способствующих её развитию, включая господдержку ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в связи с закрытием воздушного пространства.
Кратко о бланкетных (отсылочных) диспозициях, касающихся ЕС ОрВД РФ, содержащихся в Программе:
В разделе II Программы:
«В то же время высокотехнологичная авиатранспортная отрасль Российской Федерации и ее базовые звенья (авиационные компании, аэропорты, организации аэронавигационного обслуживания, технического обслуживания и ремонта), организации — поставщики товаров и услуг для гражданской авиации и пассажиров, иные отрасли, в том числе индустрия туризма и отдыха, формируют высокий прямой, косвенный и кумулятивный эффекты».
Примечание экспертов: из организаций аэронавигационного обслуживания федерального уровня – это ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В разделе III Программы:
«Принципы оказания и развития транспортных услуг, их географические приоритеты установлены в стратегических документах Российской Федерации, в первую очередь в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р».
Примечание экспертов.
Извлечения из Транспортной стратегии РФ до 2030 года, непосредственно касающиеся ЕС ОрВД РФ:
«Развитие региональных и местных воздушных перевозок невозможно без решения проблем аэродромной инфраструктуры и совершенствования системы организации воздушного движения, развития парка воздушных судов, включая легкую авиацию.
Не завершено реформирование Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в целях создания аэронавигационной системы Российской Федерации, что тормозит дальнейшее внедрение и развитие перспективных средств навигации, рекомендованных Международной организацией гражданской авиации.
Не созданы условия для расширения практики применения удаленного диспетчерского и полетно-информационного обслуживания.
Исходя из текущего состояния определены следующие направления развития транспортного комплекса Российской Федерации: …; устранение инфраструктурных ограничений системы управления воздушным движением и повышение доходов от экспорта аэронавигационных услуг; …
… модернизация инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечивающей четырехмерное управление потоками воздушного движения, внедрение передовых эксплуатационных процедур производства полетов, повышение пропускной способности воздушного пространства и аэропортов; …
Основными направлениями развития сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации являются: поддержание действующей сети аэродромов (аэропортов) в эксплуатационном состоянии; поддержание и развитие системы организации воздушного движения, в том числе в районах и аэропортах с малой интенсивностью полетов; …
Ведется разработка систем организации воздушного движения с целью интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство и выполнения регулярных полетов беспилотных воздушных судов совместно с пилотируемыми воздушными судами с обеспечением приемлемого уровня безопасности полетов.
Кадровое обеспечение реализации Стратегии и развитие системы транспортного образования осуществляется в соответствии с Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р».
В разделе V Программы:
«Корректировка оценки потребностей отрасли в иных специалистах авиационного персонала будет осуществляться в результате мониторинга реализации Программы».
Примечание экспертов: ВК РФ Статья 52. Понятие авиационного персонала, ФАП-32 «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации».
Комментарии и мнения Экспертного совета
№ | Отдельные извлечения (цитаты) из Программы, требующие учета в дальнейшей деятельности, а также программных документах, предусматривающих развитие ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» |
Комментарии и мнения |
1. |
Программа является документом, определяющим подходы Российской Федерации к развитию авиатранспортной отрасли Российской Федерации, … | ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является одним из субъектов авиатранспортной отрасли РФ и, соответственно, должно развиваться синхронно с остальными субъектами. |
2. |
Программа разработана в соответствии:
… — с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р; … — с положениями государственных программ по видам экономической деятельности. |
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (ОКВЭД: 52.23, 52.23.12, а также деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности 84.22) объединяет входящие в его структуру оперативные органы ЕС ОрВД РФ, развитие которых регулируется, в том числе:
— Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России (одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 4 октября 2006г.); — Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (распоряжение правительства РФ от 27.11.2021 г. N 3363-р); — Долгосрочной программой и другими программными документами, предусматривающими планы и мероприятия, связанные с развитием предприятия. |
3. | Цели реализации Программы:
— обеспечение авиатранспортной связанности регионов Российской Федерации и мобильности населения; — поддержание необходимого уровня безопасности полетов; — обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации. Задачи разработки Программы: … — стабилизация численности профессионального кадрового авиационного персонала предприятий отрасли на достаточном уровне; — сокращения негативных последствий от введенных отдельными недружественными государствами ограничительных мер в отношении отечественной авиатранспортной отрасли Российской Федерации, включающих поставки, обслуживание и лизинг воздушных судов иностранного производства и компонентов, а также закрытие воздушного пространства для пролета российских воздушных судов. |
Требуется анализ и соответствующая коррекция или конкретизация целей и задач ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» применительно к ее Долгосрочной программе развития и другим программным документам, предусматривающим планы и мероприятия, связанные с развитием предприятия. |
4. | В то же время высокотехнологичная авиатранспортная отрасль Российской Федерации и ее базовые звенья (авиационные компании, аэропорты, организации аэронавигационного обслуживания, технического обслуживания и ремонта), организации — поставщики товаров и услуг для гражданской авиации и пассажиров, иные отрасли, в том числе индустрия туризма и отдыха, формируют высокий прямой, косвенный и кумулятивный эффекты. | Требуется анализ в целях определения мер содействия обеспечению формирования соответствующих кумулятивных эффектов, связанных с деятельностью ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в процессе реализации ее Долгосрочной программы развития и других программных документов, предусматривающих планы развития предприятия. |
5. | Предпосылки к разработке Программы:
— закрытие воздушного пространства; … — запрет на обновление аэронавигационных баз данных; — запрет на финансовые операции, включая страхование и перестрахование. |
Требуется анализ и разработка необходимых мероприятий для включения в Долгосрочную программу развития и другие программные документы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в целях:
— повышения привлекательности использования воздушного пространства; — гарантированного обеспечения потребителей АНИ востребованными базами данных; — обеспечения необходимого страхования и перестрахования деятельности органов ОВД по АНО. |
6. | Введенные ограничения создают следующие вызовы для авиатранспортной отрасли Российской Федерации:
… — потерю квалифицированного профессионального кадрового состава авиационных специалистов организаций и снижение безопасности полетов; … — падение доходов на фоне сокращения пассажиропотока, резкого сокращения международного сообщения; — деградация маршрутной сети и наземной инфраструктуры; … |
Требуется анализ и разработка, в рамках соответствующих концептуальных и программных документов, необходимых мероприятий по обеспечению:
— требуемого квалифицированного профессионального кадрового состава специалистов УВД и ЭРТОС, обеспечивающих заданный уровень безопасности полетов; — повышения доступности воздушного пространства и услуг по АНО; — модернизации маршрутной сети. |
7. | К проблемам, требующим в настоящее время особого подхода к государственному регулированию на воздушном транспорте, относятся:
… — повышение финансовой нагрузки на эксплуатантов воздушных судов из-за роста затрат на лизинг, топливо, накладные расходы в период кризисных явлений в экономике; — отказ ряда иностранных поставщиков на предоставление возможности использования программного обеспечения и цифровых сервисов, обеспечивающих в том числе безопасность полетов; … |
Требуется анализ и разработка, в рамках соответствующих программных документов, необходимых, востребованных пользователями воздушного пространства, мероприятий, направленных на обеспечение:
— оптимизации себестоимости АНО; — развития цифровых сервисов, обеспечивающих реализацию принципов доступности и общесистемного управления информаций всех субъектов авиатранспортной отрасли РФ, включая системы: |
8. | Министерство транспорта Российской Федерации ведет работу по развитию альтернативных рынков международных авиационных перевозок, расширению географии полетов и развитию новых хабов. | Требуется анализ и разработка необходимых мероприятий для включения в Долгосрочную программу развития и другие программные документы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в части совершенствования структуры и классификации воздушного пространства. |
9. |
Принципы оказания и развития транспортных услуг, их географические приоритеты установлены в стратегических документах Российской Федерации, в первую очередь в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. | Требуется анализ и разработка необходимых, востребованных пользователями воздушного пространства, мероприятий для включения в Долгосрочную программу развития и другие программные документы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», предусматривающие развитие предприятия. |
Это далеко не полный перечень предполагаемых мероприятий, связанных с реализацией Программы, разработкой которых необходимо в срочном порядке заниматься соответствующим должностным лицам во взаимодействии с представителями профессионального сообщества, в т.ч. и для того, что бы опять, также как и при разработке и обсуждении проекта Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации, «не опоздать» с предложениями относительно развития ЕС ОрВД РФ и господдержки ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в период до 2030 года.