МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
ЕС ОрВД РФ в Правительственной программе. Автор: admin 11.07.2022 г.

О комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года

Эксперты МОД «Аэронавигация Без Границ», ознакомившись с Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 25.06.2022 г. № 1694-р (далее – Программа), критически отнеслись к отсутствию в ней конкретных положений, связанных с ЕС ОрВД РФ.

Совершенно очевидно, что упоминания о Единой системе ОрВД РФ в Программе если и содержатся, то только косвенные. Анализ данной ситуации (на тему: почему?) бессмыслен, т.к. вполне очевиден для тех, кто знаком с новейшей историей Аэронавигации России, а также принципами и результатами кадровой политики, реализуемой на уровне руководства ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в течение более десятилетия.

Вместе с тем, эксперты полагают, что направленное Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров в Минтранс России обращение, содержащее предложение о внесении в Программу изменений и дополнений, связанных с включением в неё ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», является бесперспективным ввиду маловероятности его реализации по объективным причинам (регламент утверждения подобных программ – процедуры, количество согласований и т.п.).

В этой связи, также следует напомнить о п. 5 вышеуказанного Распоряжения Правительства РФ: «5. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и в целях реализации Программы утвердить перечень мероприятий на период 2022 — 2023 годов, направленных на поддержку развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации и обеспечение авиационной подвижности населения, в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения».

В сложившейся ситуации, учитывая представленные в утвержденной Программе предпосылки к её разработке, задачи разработки и цели реализации Программы, а также вызовы для авиатранспортной отрасли РФ, более прагматичным и полезным представляется сосредоточение внимания на конкретных бланкетных (отсылочных) диспозициях, содержащихся в данном документе, касающихся ЕС ОрВД РФ.

Экспертное сообщество выражает уверенность, что для достижения синергетического эффекта в процессе реализации Программы и соответствующих положений государственных программ по видам экономической деятельности, в части касающейся ЕС ОрВД РФ крайне необходимо осуществить:

— детальную проработку положений Программы и соответствующих программных документов, действующих на текущее время в ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;

— разработку и согласование предложений, оформленных в виде документа соответствующего уровня, предусматривающего комплекс мер, направленных на решение в среднесрочной перспективе проблемных вопросов, связанных с деятельностью ЕС ОрВД РФ и способствующих её развитию, включая господдержку ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в связи с закрытием воздушного пространства.

Кратко о бланкетных (отсылочных) диспозициях, касающихся ЕС ОрВД РФ, содержащихся в Программе:

В разделе II Программы:

«В то же время высокотехнологичная авиатранспортная отрасль Российской Федерации и ее базовые звенья (авиационные компании, аэропорты, организации аэронавигационного обслуживания, технического обслуживания и ремонта), организации — поставщики товаров и услуг для гражданской авиации и пассажиров, иные отрасли, в том числе индустрия туризма и отдыха, формируют высокий прямой, косвенный и кумулятивный эффекты».

Примечание экспертов: из организаций аэронавигационного обслуживания федерального уровня – это ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

 В разделе III Программы:

«Принципы оказания и развития транспортных услуг, их географические приоритеты установлены в стратегических документах Российской Федерации, в первую очередь в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р».

Примечание экспертов.
Извлечения из Транспортной стратегии РФ до 2030 года, непосредственно касающиеся ЕС ОрВД РФ:
«Развитие региональных и местных воздушных перевозок невозможно без решения проблем аэродромной инфраструктуры и совершенствования системы организации воздушного движения, развития парка воздушных судов, включая легкую авиацию.
Не завершено реформирование Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в целях создания аэронавигационной системы Российской Федерации, что тормозит дальнейшее внедрение и развитие перспективных средств навигации, рекомендованных Международной организацией гражданской авиации.
Не созданы условия для расширения практики применения удаленного диспетчерского и полетно-информационного обслуживания.
Исходя из текущего состояния определены следующие направления развития транспортного комплекса Российской Федерации: …; устранение инфраструктурных ограничений системы управления воздушным движением и повышение доходов от экспорта аэронавигационных услуг; …
… модернизация инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечивающей четырехмерное управление потоками воздушного движения, внедрение передовых эксплуатационных процедур производства полетов, повышение пропускной способности воздушного пространства и аэропортов; …
Основными направлениями развития сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации являются: поддержание действующей сети аэродромов (аэропортов) в эксплуатационном состоянии; поддержание и развитие системы организации воздушного движения, в том числе в районах и аэропортах с малой интенсивностью полетов; … 
Ведется разработка систем организации воздушного движения с целью интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство и выполнения регулярных полетов беспилотных воздушных судов совместно с пилотируемыми воздушными судами с обеспечением приемлемого уровня безопасности полетов.
Кадровое обеспечение реализации Стратегии и развитие системы транспортного образования осуществляется в соответствии с Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р».

 В разделе V Программы:

«Корректировка оценки потребностей отрасли в иных специалистах авиационного персонала будет осуществляться в результате мониторинга реализации Программы».

Примечание экспертов: ВК РФ Статья 52. Понятие авиационного персонала, ФАП-32 «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации».

 Комментарии и мнения Экспертного совета

Отдельные извлечения (цитаты) из Программы,
требующие учета в дальнейшей деятельности, а также программных документах, предусматривающих развитие
ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Комментарии и мнения

1.

Программа является документом, определяющим подходы Российской Федерации к развитию авиатранспортной отрасли Российской Федерации, … ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является одним из субъектов авиатранспортной отрасли РФ и, соответственно, должно развиваться синхронно с остальными субъектами.

————
История модернизации и развития ЕС ОрВД РФ >>

2.

Программа разработана в соответствии:

— с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;

— с положениями государственных программ по видам экономической деятельности.

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (ОКВЭД: 52.23, 52.23.12, а также деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности 84.22) объединяет входящие в его структуру оперативные органы ЕС ОрВД РФ, развитие которых регулируется, в том числе:

Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России (одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 4 октября 2006г.);

Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (распоряжение правительства РФ от 27.11.2021 г. N 3363-р);

— Долгосрочной программой и другими программными документами, предусматривающими планы и мероприятия, связанные с развитием предприятия.

3. Цели реализации Программы:

— обеспечение авиатранспортной связанности регионов Российской Федерации и мобильности населения;

— поддержание необходимого уровня безопасности полетов;

— обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации.

Задачи разработки Программы:

— стабилизация численности профессионального кадрового авиационного персонала предприятий отрасли на достаточном уровне;

— сокращения негативных последствий от введенных отдельными недружественными государствами ограничительных мер в отношении отечественной авиатранспортной отрасли Российской Федерации, включающих поставки, обслуживание и лизинг воздушных судов иностранного производства и компонентов, а также закрытие воздушного пространства для пролета российских воздушных судов.

Требуется анализ и соответствующая коррекция или конкретизация целей и задач ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» применительно к ее Долгосрочной программе развития и другим программным документам, предусматривающим планы и мероприятия, связанные с развитием предприятия.
4. В то же время высокотехнологичная авиатранспортная отрасль Российской Федерации и ее базовые звенья (авиационные компании, аэропорты, организации аэронавигационного обслуживания, технического обслуживания и ремонта), организации — поставщики товаров и услуг для гражданской авиации и пассажиров, иные отрасли, в том числе индустрия туризма и отдыха, формируют высокий прямой, косвенный и кумулятивный эффекты. Требуется анализ в целях определения мер содействия обеспечению формирования соответствующих кумулятивных эффектов, связанных с деятельностью ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в процессе реализации ее Долгосрочной программы развития и других программных документов, предусматривающих планы развития предприятия.
5. Предпосылки к разработке Программы:

— закрытие воздушного пространства;

— запрет на обновление аэронавигационных баз данных;

— запрет на финансовые операции, включая страхование и перестрахование.

Требуется анализ и разработка необходимых мероприятий для включения в Долгосрочную программу развития и другие программные документы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в целях:

— повышения привлекательности использования воздушного пространства;

— гарантированного обеспечения потребителей АНИ востребованными базами данных;

— обеспечения необходимого страхования и перестрахования деятельности органов ОВД по АНО.

6. Введенные ограничения создают следующие вызовы для авиатранспортной отрасли Российской Федерации:

— потерю квалифицированного профессионального кадрового состава авиационных специалистов организаций и снижение безопасности полетов;

— падение доходов на фоне сокращения пассажиропотока, резкого сокращения международного сообщения;

— деградация маршрутной сети и наземной инфраструктуры;

Требуется анализ и разработка, в рамках соответствующих концептуальных и программных документов, необходимых мероприятий по обеспечению:

— требуемого квалифицированного профессионального кадрового состава специалистов УВД и ЭРТОС, обеспечивающих заданный уровень безопасности полетов;

— повышения доступности воздушного пространства и услуг по АНО;

— модернизации маршрутной сети.

7. К проблемам, требующим в настоящее время особого подхода к государственному регулированию на воздушном транспорте, относятся:

— повышение финансовой нагрузки на эксплуатантов воздушных судов из-за роста затрат на лизинг, топливо, накладные расходы в период кризисных явлений в экономике;

— отказ ряда иностранных поставщиков на предоставление возможности использования программного обеспечения и цифровых сервисов, обеспечивающих в том числе безопасность полетов;

Требуется анализ и разработка, в рамках соответствующих программных документов, необходимых, востребованных пользователями воздушного пространства, мероприятий, направленных на обеспечение:

— оптимизации себестоимости АНО;

— развития цифровых сервисов, обеспечивающих реализацию принципов доступности и общесистемного управления информаций всех субъектов авиатранспортной отрасли РФ, включая системы:
        -информационного взаимодействия;
        -цифровой связи «земля-воздух-земля;
        -планирования полетов;
        -обмена картографической и метеорологической информацией;
        -ситуационной осведомленности и т.д.

8. Министерство транспорта Российской Федерации ведет работу по развитию альтернативных рынков международных авиационных перевозок, расширению географии полетов и развитию новых хабов. Требуется анализ и разработка необходимых мероприятий для включения в Долгосрочную программу развития и другие программные документы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в части совершенствования структуры и классификации воздушного пространства.

9.

Принципы оказания и развития транспортных услуг, их географические приоритеты установлены в стратегических документах Российской Федерации, в первую очередь в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. Требуется анализ и разработка необходимых, востребованных пользователями воздушного пространства, мероприятий для включения в Долгосрочную программу развития и другие программные документы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», предусматривающие развитие предприятия.


Это далеко не полный перечень предполагаемых мероприятий, связанных с реализацией Программы, разработкой которых необходимо в срочном порядке заниматься соответствующим должностным лицам во взаимодействии с представителями профессионального сообщества,  в т.ч. и для того, что бы опять, также как и при разработке и обсуждении проекта Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации, «не опоздать» с предложениями относительно развития ЕС ОрВД РФ и господдержки ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в период до 2030 года.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.