История отечественной аэронавигации – термин подразумевающий описание как событий прошлого, так и памяти о прошлом аэронавигации России, поиск, восстановление, сбор, сохранение и интерпретацию сведений об этих событиях.
История аэронавигации России является направлением научной (научно-исследовательской) и иной деятельности, связанной с всесторонним изучением всевозможных источников о прошлом отечественной аэронавигации в целях установления последовательности событий, объективности описанных фактов и выводов о причинах событий.
Исторические представления играют ключевую роль в формировании исторического сознания, храня в памяти людей образы объектов, событий (фактов) прошлого. Эти представления служат основой для понимания и интерпретации, происходящих в аэронавигации России исторических процессов.
Однако, исследования (анкетирования), отдельные факты из дипломных и даже диссертационных работ, конкурсы профессионального мастерства и т.п. показывают, что четкость исторических представлений, связанных с отечественной аэронавигацией, среди молодежи значительно уступает представителям старших поколений.
Это может свидетельствовать как о недостаточной доступности и уровне качества тематического материала, основанного на результатах научной деятельности, связанной с изучением истории отечественной аэронавигации, так и времени отведенного для его изучения, а также о неэффективности существующих методов преподавания истории аэронавигации в соответствующих профессиональных образовательных организациях.
Одной из основных причин низкого уровня указанных исторических представлений у молодежи является преобладание традиционных подходов к обучению, ориентированных преимущественно на запоминание дат и фактов без глубокого погружения в исторический контекст.
Молодое поколение чаще всего получает информацию из учебных пособий, которые зачастую лишены эмоциональной насыщенности и визуальной привлекательности. При этом содержание ряда современных публикаций на темы, затрагивающие события отечественной аэронавигации, содержат противоречащие друг другу мнения, суждения и утверждения.
Старшие же поколения, кроме личного опыта, черпали знания из публикаций своих современников и их предшественников (профессионалов, очевидцев и участников соответствующих исторических событий), художественных произведений, кинофильмов и т.п., что способствовало формированию более достоверных, ярких и живых образов прошлого.
Представляется необходимым, вместе с повышением значимости научной (научно-исследовательской) и иной деятельности по истории аэронавигации, повышать значимость изучения истории отечественной аэронавигации в профессиональных образовательных организациях.
Изучение истории отечественной аэронавигации в образовательных организациях требует адаптивного подхода, включающего сочетание рационально-аналитических и эмоционально выразительных компонентов.
Представляется, что таким образом можно добиться формирования более глубоких и прочных исторических представлений у молодого поколения, обеспечив преемственность культурного наследия, развитие гражданского и профессионального самосознания.
Для улучшения ситуации предлагается к рассмотрению ряд мер, направленных на модернизацию образовательного процесса, прежде всего, включающих в себя разработку учебных пособий для образовательных организаций соответствующего уровня образования, основанных на результатах научно-исследовательской и иной деятельности, единой базе данных по истории аэронавигации.
Это позволит сформировать полноценные (достоверные) исторические представления, существенно повысить качество и уровень знаний истории отечественной аэронавигации у всех возрастных групп населения.
Преподавание истории отечественной аэронавигации с применением указанных учебных пособий должно стать более привлекательным за счет использования:
— наглядных материалов и мультимедийных ресурсов;
— эмоционально окрашенных рассказов о событиях и личностях прошлого;
— интерактивных методов обучения, вовлекающих в активное участие.
Это позволит создать яркие образы, которые надолго останутся в памяти учащихся и интересующихся историей аэронавигации России.
Одновременно важно развивать способность учащихся анализировать исторические явления с научной точки зрения.
Для этого необходимо включать в учебный процесс:
— решение проблемных ситуаций, связанных с историческими фактами;
— развитие навыков самостоятельного поиска и оценки информации.
Это поможет формированию более глубокого понимания исторических процессов и развитию умения мыслить критически.
Использование современных технологий и творческих методик открывают широкие возможности для инновационного подхода к обучению:
— проектная работа позволяет учащимся самостоятельно исследовать интересующие их темы;
— информационно-коммуникационные технологии делают доступными обширные базы данных и интерактивные инструменты.
Художественная литература, кинематограф, музеи обогащают восприятие исторических реалий, делая их ближе и понятнее молодым людям. Целесообразно оказывать содействие соответствующим проектам в сфере культуры и искусства.
Необходимо осуществлять поддержку инициатив (проектов), предусматривающих поощрение достижений в области сохранения исторического наследия отечественной аэронавигации, а также стимулирования заинтересованности и привлечения работников аэронавигационной системы, представителей СМИ, научных и образовательных организаций, предприятий ГА и промышленности, общественных и других организаций к содействию восстановлению, сохранению, популяризации и изучению истории отечественной аэронавигации.
Выражаем уверенность в том, что вышеназванные меры и методы будут способствовать вовлеченности специалистов и повышению интереса граждан к изучению истории отечественной аэронавигации.
К сожалению, в последние десятилетия активность (проявление интереса) научно-профессионального сообщества к вопросам, связанным с историей отечественной аэронавигации демонстрировалась на минимальном уровне.
Считаем, что подобное отношение, в великой своей историей авиационной державе, к истории отечественной аэронавигации требует переосмысления и принятия должных мер на соответствующем уровне, следуя положениям Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», согласно которым одной из основных ценностей является — Историческая память и преемственность поколений.