АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «ВЕТЕРАНЫ АЭРОНАВИГАЦИИ»
День авиадиспетчера

Почему именно 20 октября руководство гражданской авиации России и ряда других стран СНГ поздравляют авиадиспетчеров с их профессиональным праздником?     


Только факты

20 октября 1961 года в столице Нидерландов Амстердаме было создано Международное объединение профсоюзных организаций авиационных диспетчеров, на английском языке — International Federation of Air Traffic Controllers’ Associations (IFATCA), в прямом переводе – Международная   федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Подробнее с историей IFATCA можно ознакомиться на сайте этой уважаемой и авторитетной организации >

В СССР интересы всех работников гражданской авиации, включая авиационных диспетчеров, представлял Центральный комитет отраслевого профсоюза авиаработников, входящий в структуру Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), после распада СССР — Федерация профсоюзов авиационных работников, которая и была  членом IFATCA до 1993 года.

4 — 5 апреля 1989 года в Ульяновске состоялась Учредительная конференция общественной организации авиадиспетчеров СССР, на которой была создана Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров гражданской авиации (ВААД ГА), переименованная после распада СССР в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России). Только спустя 4 года, после создания профсоюза авиадиспетчеров СССР (России), в апреле 1993 года в IFATCA, вместо исключенной тогда же из этой организации Федерации профсоюзов авиационных работников России, была принята ФПАД России. Подробнее с историей ФПАД России вы можете ознакомиться здесь >.

На протяжении 90-х годов ФПАД России неоднократно поднимала перед авиационными властями Российской Федерации вопрос, связанный с учреждением профессионального праздника авиадиспетчеров, приуроченного к памятной дате, связанной с историей профессии и служб движения гражданской авиации СССР — России.  Однако, он так и не был даже рассмотрен.

В дальнейшем, в связи с бездействием по данному вопросу и безразличием авиационных властей того времени к истории Аэронавигации, представителями Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) России: В.Г. Конусенко, В.И. Ежовым и Д.К. Моисеевым было условлено, что в честь принятия ФПАД России в Международную федерацию ассоциаций (профсоюзов) авиационных диспетчеров (IFATCA), считать дату создания IFATCA – Днём авиадиспетчера и ежегодно направлять поздравления с этим событием всем коллегам в России и странах СНГ. Ответственным  исполнителем был В.Ежов.

Именно так в России и появилась традиция отмечать Международный день авиадиспетчера – 20 октября, который на настоящее время отмечается и в большинстве стран СНГ.

Вместе с тем, в результате популяризации даты – 20 октября, проводимой ФПАД России, убежденность авиационных властей России в том, что дата создания IFATCA является Международным днём авиадиспетчера, стала выражаться в ежегодных поздравлениях работников служб управления воздушным движением России с этим праздником, в том числе и со стороны руководства  гражданской авиации России.

Данный исторический экскурс ни в коей мере не преследует цели ревизии сложившейся хорошей традиции поздравлений, приуроченной к произошедшему 20 октября 1961 года, действительно историческому событию в международном профсоюзном движении авиадиспетчеров, но обращает внимание на необходимость бережного отношения к собственной истории, её датам и событиям.

Отвечая на поставленный вопрос, можно с полной уверенностью утверждать, что дата 20 октября не связна ни с какими значимыми историческими событиями, касающимися появления специальности и профессии, создания подразделений (служб) управления воздушным движением ни в мире, ни в СССР (России).

Относительно консенсуса мнений международного профессионального сообщества авиадиспетчеров, а также оснований для установления международного статуса для чествования Дня авиадиспетчера 20 октября, ничего не известно.

Для справки: IFATCA никогда не объявляла дату своего создания – Международным днём авиадиспетчера.

Подразделения специалистов, осуществлявших управление движением на первых линиях воздушных сообщений, появились в Западной Европе и в СССР задолго до создания IFATCA.

При этом очевидно, что появление специальности и профессии никаким образом не может быть связано с созданием профсоюзной организации, являющейся союзом (ассоциацией) соответствующих специалистов,  объединившихся по профессиональному признаку.

Если имеется какая-либо иная информация по данному вопросу, пожалуйста, присылайте, обязательно её опубликуем.

Справочная информация о наиболее представительных  неправительственных международных профессиональных объединениях в сфере  использования воздушного пространства и управления воздушным движением:

IFATCA – Международная федерация ассоциаций (профсоюзов) авиадиспетчеров. IFATCA является признанной международной организацией, представляющей ассоциации авиадиспетчеров. Федерация представляет интересы авиадиспетчеров уже более 50 лет и насчитывает более 50 000 членов в более чем 130 странах. (Для справки: в Организацию Объединённых Наций в настоящее время входит 193 государства). При этом следует отметить, что далеко не все специалисты управления воздушным движением в мире являются членами национальных профсоюзных организаций авиадиспетчеров, входящих в IFATCA.

CANSO – Международная организация гражданского аэронавигационного обслуживания, — объединение провайдеров аэронавигационных услуг. Члены CANSO осуществляют обслуживание почти 90 процентов мирового воздушного движения. Члены организации обмениваются информацией и разрабатывают новую политику с конечной целью улучшения аэронавигационного обслуживания (АНС) на земле и в воздухе. CANSO представляет мнения своих членов широкому кругу авиационных заинтересованных сторон, включая международную организацию гражданской авиации, где она имеет официальный статус наблюдателя. При этом следует отметить, что не все провайдеры аэронавигационных услуг являются членами CANSO.

На территории бывшего СССР (СНГ)

Координационный Совет «Евразия» >.

Учредители КС «Евразия» — предприятия по ИВП и ОрВД: «Казаэронавигация» (Республика Казахстан), «Кыргызаэронавигация» (Кыргызская Республика), «Госкорпорация по ОрВД» и «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения» (Российская Федерация), а также службы движения государственной авиакомпании «Точикистон» (Республика Таджикистан) и Центра «Узаэронавигация» (Республика Узбекистан). Позже к Координационному Совету «Евразия» присоединились Государственное предприятие «Белаэронавигация» (Республика Беларусь), Предприятие УВД «Азераэронавигация» Азербайджанская Республика, ЗАО «Армаэронавигация» (Республика Армения).

 

Обсудить, оставить комментарии, можно здесь>

 

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Сообщение отправлено. При необходимости мы с Вами свяжемся.