МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
МАК: 30 лет — полёт нормальный! Автор: admin 24.12.2021 г.

ЕС УВД (МЦ АУВД)

На фото: Анодина Т.Г., справа от неё Главнокомандующий ВВС СССР, Главный маршал авиации СССР Кутахов П.С.,  заместитель Анодиной генерал Задорожный А.И., слева Мокшанов В.И.
(Доклад о стратегической ЕС УВД, отвечающей требованиям национальной безопасности в мирное и военное время).

МАК ОТМЕЧАЕТ КРУГЛУЮ ДАТУ

Статья Анатолия Журина, Труд, Декабрь 2021

С Татьяной Анодиной нас связывают давняя дружба и сотрудничество. На этом снимке она в нашей редакции получает знак «Герой «Труда».

В декабре исполнилось 30 лет с того дня, как 12 независимых государств — бывших советских республик — подписали соглашение о гражданской авиации и использовании воздушного пространства бывшего СССР. Для координации деятельности тогда же были созданы Межгосударственный совет по авиации и Межгосударственный авиационный комитет, которые возглавила известный в мире авиационный специалист, доктор технических наук Татьяна АНОДИНА. По случаю такой даты члены Межгоссовета провели видеоконференцию, где глава МАК подвела итоги пройденного пути.

В советской гражданской авиации существовала многоуровневая стратегическая Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД). Но ровно 30 лет назад СССР перестал существовать, и встал вопрос, как делить общие системы безопасности полетов воздушных судов, общее воздушное пространство. Обсуждение этой сложнейшей проблемы доверили известному ученому, возглавлявшему Государственный научно-исследовательский институт и Главное техническое управление МГА СССР, доктору технических наук Татьяне Анодиной. Что тогда сыграло главную роль — ее профессиональный опыт, дипломатические навыки или личное обаяние, неизвестно, но на личных встречах с главами новых государств Татьяне Григорьевне удалось убедить принять единственно правильное решение. В результате заработал важнейший механизм сохранения единых авиационных правил, норм летной годности, системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ организации воздушного движения.

Главным принципом сотрудничества в сфере гражданской авиации была и остается приверженность международным нормам, Чикагской конвенции ИКАО, уважение суверенного воздушного пространства, взаимное доверие и стремление к эффективному и безопасному развитию авиации. На основе этих принципов Межгоссовет и МАК смогли создать эффективный механизм сотрудничества в области гражданской авиации и авиационной индустрии. Впоследствии он послужил моделью для Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) и еще 13 подобных организаций в разных регионах мира.

Авторитет Межгоссовета и МАК в авиационном мире закреплен соглашениями с 20 международными организациями и без малого 80 государствами. В тесном сотрудничестве с основными мировыми производителями авиатехники МАК сертифицировано более 150 типов воздушных судов и двигателей. Важный итог совместной с промышленностью работы — организация кооперации разработчиков и производителей техники и создание системы сертификации. Сертифицированные МАК 102 международных аэродрома и 550 типов аэронавигационных систем дали новые возможности государствам региона развивать международную сеть воздушных сообщений, транссибирских и трансазиатских маршрутов.

МАК провел расследования 878 авиационных происшествий в 76 странах мира. Комиссии МАК неизменно придерживаются стандартов ИКАО по обеспечению независимого расследования ЧП и по разработке рекомендаций и мер по их предотвращению. И вот что отметим: ни один выданный сертификат, ни один результат расследований не был оспорен в судах. Созданная Межгоссоветом/МАК Система сертификации авиационной техники, двигателей и оборудования, так же как и Система независимого расследования, получила международную регистрацию.

Отдельного внимания заслуживает проект ИКАО-МАК с участием «Эрбаса» и «Боинга», к которому присоединилась ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта). Начатый в 2000 году, он стал впечатляющим примером долгосрочного международного сотрудничества в области безопасности полетов. В рамках проекта в регионе подготовлено более 15 тысяч специалистов по безопасности полетов, разработаны эксплуатационные правила для авиакомпаний и аэропортов, в том числе Модельный воздушный кодекс — главный авиационный закон.

Стремительное развитие и внедрение новейших технологий несут для индустрии новые вызовы, связанные с широким использованием беспилотников, обеспечением информационной безопасности. Межгоссоветом на базе МАК создан Международный научно-исследовательский экспертно-консультативный центр (МНЭЦ) для поддержки процессов в области научно-технологического и цифрового развития и подготовки специалистов новой генерации.

По решению Межгоссовета МАК предоставлено право проведения аудита системы управления безопасностью полетов и системы менеджмента сертифицированных аэродромов. Эту важную работу эксперты МАК уже апробировали на нескольких крупных аэропортах.

Глобальный кризис, вызванный пандемией, потребовал согласованных на всех уровнях действий. На платформе МАК и Межгоссовета в тесном контакте с соответствующей целевой группой совета ИКАО при участии заинтересованных государств от Австралии до Америки были выработаны меры по восстановлению авиационной индустрии. Многие из этих рекомендаций уже реализованы.

Еще одно важное направление — координация программ защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Эта работа идет совместно со службами авиационной безопасности, правоохранительными органами и учебными центрами государств — участников Межгоссоглашения. В результате региональная программа в области авиационной безопасности признана ИКАО одной из лучших в мире.

Сегодня в разных странах используется глобальная спутниковая система навигации и связи GPS-ГЛОНАСС. За исключительный личный вклад в реализацию международной программы и право гражданского использования системы ГЛОНАСС наряду с GPS, как составляющей глобальной системы навигации и связи, Татьяна Анодина получила высшую награду ООН (ИКАО) — премию и именную золотую медаль имени Эдварда Уорнера. В мире с 1944 года всего 42 человека были удостоены такой награды.

P.S. С юбилеем нашу авиационную организацию поздравляли главы государств и правительств, руководители отрасли и крупных компаний. Показательно, что авиаторы разных стран, забыв о политических разногласиях, всегда находят общий язык. Кстати, члены Межгоссовета решили, что он и дальше должен быть русским.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.