МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Неожиданные факты из истории ГК по ОрВД

Сейчас (на празднованиях и юбилеях) многие, особенно непричастные, «рвут на себе тельняшку»,
вспоминая, как они создавали Госкорпорацию по ОВД,  извращая в угоду себе или начальству реальные
исторические события

Эта публикация посвящена одному из многих, имеющихся в распоряжении МОД «Аэронавигация Без Границ» документов, подтверждающих отношение представителей различных органов государственной власти и организаций к созданию, становлению и развитию ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Данные исторические документы будут периодически публиковаться с соответствующими краткими комментариями очевидцев.

Предлагаем для ознакомления один из таких документов:

Протокол совещания от 22.06.1998 года, проведенного ФАС России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 22.06.98 № БН-10-17631. 

Изначально было обращение президента Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) России к Президенту и в Правительство РФ, на которое соответствующим министерствам и ведомствам было дано поручение о рассмотрении с участием ФПАД России.

09.08.1998г. После подписания Соглашения между ФПАД России и ФАС России.В соответствии с данным поручением Правительства Российской Федерации,  Федеральной авиационной службой  (ФАС) России было проведено совещание с единственным вопросом в Повестке дня:
1. Рассмотрение предложений ФПАД России по социальной стабилизации и финансово-экономическому оздоровлению системы организации воздушного движения РФ.
Докладчик — президент ФПАД России.

На совещании присутствовали представители: ФАС России, Минтруда России, Госкорпорации по ОВД, Московского центра АУВД, Быковского центра УВД и ФПАД России.

В докладе президента ФПАД В.И. Ежова были сформулированы предложения по социальной стабилизации и финансово-экономическому оздоровлению системы ОВД Российской Федерации, которые всеми присутствующими были признаны ошибочными, не носящими системный характер, не отражающими причинно-следственные связи с существующими в системе недостатками.

Примечание: удивительно, но против этих предложений выступили даже все присутствующие представители Госкорпорации по ОВД и предприятий по ИВП и УВД, всячески предавая обструкции выступление В.И. Ежова и склоняя его к отказу от них или корректировке. При этом следует отметить, что даже не все представители профсоюзов поддерживали данную позицию президента ФПАД России, считая необходимым сосредоточится только на зарплате и Тарифном соглашении.

Так что же предлагал  президент ФПАД России в своем обращении к Президенту России и Правительству РФ
и какова была дальнейшая судьба этих предложений?


п/п
Предложения президента ФПАД России Дальнейшая судьба отвергнутых предложений
Просить Правительство РФ:
1 Наделить Федеральную авиационную службу России полномочиями по ведению переговоров и заключению Тарифного соглашения до создания Госкорпорации по ОВД.

Примечание: Почему «до создания Госкорпорации по ОВД», ведь она была уже создана в 1996 году? Потому что  фактически Единая хозяйственная система гражданского сектора ЕС ОрВД в лице ФУП «Госкорпорация по ОВД» начала функционировать только в 2000 году, после реорганизации ГП по ИВП, УВД и ЭРТОС, путем их присоединения к соответствующим ГУДП, созданным ФУП «Госкорпорация по ОВД». До этого времени неформально Госкорпорацию по ОВД, — называли пустышкой, которая де-факто воспринималась, как ещё один отдел ДГР ОВД ФАС России.

Реализовано. 03.12.1998 года было подписано Профессиональное тарифное соглашение гражданской части Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ) на 1998 – 2000 годы. Соглашение подписали: от ФПАД России — В.И. Ежов, от Госкорпорация по ОВД — Б.И. Кушнерук, от ФАС России — Г.Н. Зайцев.
2 Принять меры по передаче функций гражданской части Единой системы ОВД в Госкорпорацию по обслуживанию воздушного движения, закрепления за ней имущества и соответствующих активов. Реализовано.
3 Обеспечить выполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 1993 г. № 403, принять меры по остановке дезинтеграционного процесса в гражданской части системы ОВД Российской Федерации. Реализовано.
4 Рассмотреть вопрос об отмене льгот, предоставленных авиакомпаниям JAL и Air China, или обеспечить компенсацию потерь предприятиям по ИВП и УВД, связанных с сохранением этих льгот. Реализовано.
5 Пересмотреть исходя из реального состояния дел, решаемых задач и объемов финансирования “Федеральную программу модернизации Единой системы ОВД Российской Федерации на период до 2005 года”. Реализовано.
6 Определить порядок получения и использования в интересах модернизации системы ОВД средств, выплачиваемых иностранными авиакомпаниями в счет компенсации за упущенную коммерческую выгоду (т.н.“роялти”) при полетах по транзитным международным маршрутам над территорией Российской Федерации. Реализовано.
7 Разработать механизм компенсации потерь доходов предприятий по ИВП и УВД за обслуживание полетов государственной авиации. Реализовано.
8 Поручить Генеральной прокуратуре Российской Федерации дать правовую оценку фактам:
— предоставления льгот за аэронавигационное обслуживание отдельным авиакомпаниям (Аэрофлот, JAL, Air China);
— передачи в аренду федерального имущества Единой системы ОВД Российской Федерации ЗАО “Международный аэропорт “Домодедово”.
Реализовано.
9 Погасить задолженность системе ОВД за аэронавигационное обслуживание авиакомпаний Российской Федерации и коммерческих рейсов Министерства обороны РФ. Реализовано.
10 Снять ограничения на полеты иностранных авиакомпаний, следующих по международным воздушным трассам через воздушное пространство РФ, за исключением случаев обеспечения режимов использования воздушного пространства и перегруженности зон управления воздушным движением. Реализовано.
11 Активизировать работу по открытию новых воздушных трасс, в том числе трансполярных. Реализовано.
12 Освободить от должности и расторгнуть трудовой договор (контракт) с директором ФАС России Зайцевым Г.Н. в соответствии со статьей 30 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” в связи с нарушениями законодательства и с невыполнением обязательств по Соглашению. Факт не связанный с предложением — в июле 1999 года директор ФАС России Зайцев Г.Н. был освобожден от занимаемой должности.
Просить Федеральную авиационную службу России:
1 Принять меры в установленном порядке по ликвидации задолженности за аэронавигационное обслуживание авиакомпаний должников. Реализовано.
2 Сконцентрировать все средства, централизованно поступающие за аэронавигационное обслуживание российских авиакомпаний, а также в виде компенсационных выплат от Аэрофлота, на счетах Госкорпорации по ОВД. Реализовано.
3 Передать Госкорпорации по ОВД право выставления счетов и сбора платы за аэронавигационное обслуживание с иностранных авиаперевозчиков, включая авиакомпанию JAL, на единый счет. Реализовано.

В результате обсуждения предложений (указанных в таблице выше) участникам совещания не удалось выработать с представителями ФПАД России единую позицию по всем сформулированным в докладе президента ФПАД России предложениям.

Вместе с тем, совещание посчитало целесообразным принять к реализации следующие пункты предложений ФПАД России:
1. Принять совместные оперативные меры по ликвидации задолженности по заработной плате.
2. Ликвидировать задолженности авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание предприятиям по ИВП и УВД.
3. Решить вопрос с Минимуществом России по выделению имущества Госкорпорации по ОВД.
4. Принять меры по предотвращению расчленения Единой системы ОВД РФ.
5. Изучить и решить вопрос по выделение служб УВД и ЭРТОС в а/п “Домодедово”.

Полный текст Протокола совещания, см. здесь >

По результатам совещания директором ФАС России Г.Н. Зайцевым было направлено письмо в Правительство РФ с дискредитацией предложений ФПАД России, со ссылкой на единогласное мнение по данному вопросу представителей ФАС Росси, Госкорпорации по ОВД и предприятий по ИВП и УВД (см., здесь >).

Примечание: При этом, очевидно, что мнение не было единогласным, т.к. многие из присутствовавших думали по другому, но административная дисциплина не допускала инакомыслия от мнения руководителя.

Президент ФПАД России неформально позиционировался, руководством ФАС России, как разрушитель системы гражданской авиации России, в адрес его сыпались различные угрозы со всех сторон, включая «представителей» Б.Березовского в Аэрофлоте, вместе с тем, руководством ФАС России всячески поддерживалось, в т.ч. материально, создание альтернативного профсоюза авиадиспетчеров в целях раскола ФПАД России, выступавшего с инициативой создания реальной Госкорпорации по ОВД.

Дальнейшая судьба отвергнутых предложений отражена в таблице, при этом необходимо отметить, что практически все основные мероприятия, связанные с предложениями ФПАД России были реализованы только под давлением профсоюза и после освобождения Зайцева Г.Н. от занимаемой должности директора ФАС России.

Подробнее о развитии ситуации, истории создания Госкорпорации по ОВД, см. здесь >

Много из того, какую роль сыграл ФПАД России в создании первых Росаэронавигаций, а затем Госкорпорации по ОВД не известно, потому что соответствующие документы (соглашения, протоколы), предшествовавшие решениям официальных органов, вымараны из истории и забыты. Мы постараемся устранить этот пробел.

Например, кто-нибудь знает о том, что в момент проведения забастовки авиадиспетчеров России (с одним требованием — создать Госкорпорацию по ОВД) в Мурманске находился Министр иностранных дел России Козырев А.В.? Которому пришлось для того, чтобы вылететь из Мурманска, сначала провести переговоры с представителями Мурманского профсоюза авиадиспетчеров и заверить их в том, что по прилету он всё доложит Президенту России и Председателю Правительства РФ с целью рассмотрения и решения данного вопроса.

А до этого авиадиспетчерам предложили пойти в аэровокзал к пассажирам и объяснить им свое «поведение». Представители стачкома ходили и объясняли требования ФПАД России о необходимости создания Госкорпорации по ОВД людям, которые, конечно, все были «на взводе», с учетом длительного пребывания в условиях Мурманского аэровокзала того времени. Было и такое, что одна из женщин в истерике  даже передала своего ребенка на руки диспетчеру с соответствующими ситуации словами, при этом были и сочувствующие бастующим, которые с пониманием отнеслись к проблемам. Много чего было, но никто из бастующих «не сломался».  Здесь необходимо отметить, что о назначенной забастовке авиадиспетчеров согласно закону профсоюз объявил заблаговременно, но авиационные власти, намеренно, никаких мер, связанных в т.ч. с предупреждением пассажиров не принимали, постоянно докладывая «наверх», что забастовка не состоится.

Также не многим известно как представители ФПАД России вели переговоры со всеми вице-премьерами Правительства РФ, согласовывали Указ Президента России Б.Н. Ельцина о создании Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Правительстве Российской Федерации и представляли к назначению председателя Росаэронавигации (в ранге Министра Правительства Российской Федерации).

Как думаете, в какой организации был впоследствии трудоустроен бывший первый заместитель Министра транспорта РФ, директор ФАС России Г.Н. Зайцев?

Так получилось, что Г.Н. Зайцев, в своё время, нашел себя на посту председателя совета директоров Закрытого акционерного общества «Летные проверки и системы», единственным акционером которого являлось ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Удивительно, почему многих в прошлом недоброжелателей ЕС ОрВД РФ так тянет в ней поработать, особенно, в руководстве?

P.S. Многое в ЕС ОрВД РФ с 90-х годов изменилось к лучшему — это очевидно. В этом, конечно же, есть заслуга и действующего руководства.
Однако, неизменными, как
мы убеждаемся, остаются только методы работы с инакомыслящими в вопросах, связанных с недостатками, существующими в ЕС ОрВД РФ.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.