Об управленческом и финансово-экономическом кризисе во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
С началом кризиса в 2020 году кардинально изменились условия, в которых ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» должно обеспечивать выполнение задач, возложенных на это стратегическое, системообразующее предприятие.
В 2022 году финансовые проблемы, связанные с обеспечением деятельности подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ещё более обострили ситуацию.
Однако, на протяжении многих, в т.ч. последних 2-х кризисных, лет ничего не изменилось ни в отношении управления предприятием, ни в его финансовой модели, с учетом современных экономических условий, предполагающих, что принятие управленческих решений должно основываться на возможности их регулировать и адаптировать под изменяющиеся внешнюю и внутреннюю среды, связанные с деятельностью ЕС ОрВД РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Финансовая модель ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», согласованная 19.07.2022 года Росавиацией, в качестве выхода из сложившейся ситуации предлагает снижение доходов предприятия компенсировать государственной поддержкой в виде субсидий в размере по 32 млрд. руб. ежегодно (до 2026 года), а также увеличением на 30% ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, со снижением общих расходов предприятия в 2025 году в сравнении с 2021 годом на 3,3 млрд. руб.
Полагаем, что в дальнейшем система адаптируется к подобным «инъекциям», что, несомненно, отразится на её конкурентоспособности и перспективном развитии в сравнении с аналогичными организациями – поставщиками аэронавигационных услуг в мире.
При этом мы наблюдаем как социальные партнеры уже «делят шкуру неубитого медведя», ведя баталии вокруг размера индексации (увеличения) заработной платы работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с 01.10.2022 года:
— представитель работодателя объявил об увеличении на 0,5%, согласно согласованной ФМ и утвержденной Росавиацией программой деятельности предприятия;
— представители работников настаивают на увеличении в размере 8,39%, согласно условий, подписанных полгода назад (полномочными представителями работодателя и работников) коллективных договоров, тем самым «выпячивая» эти договоренности, как первостепенную задачу в решении проблем предприятия и, соответственно, актуализируя вопрос о досрочном прекращении их действия.
Примечание: согласно анализу финансового состояния (данные на февраль 2022 года), в 2021 году средняя заработная плата работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в месяц в целом по предприятию (до увеличения ставки 1-го разряда ЕТС с 01.10.22 г.) составляет более 135.000 руб., а диспетчерского состава более 200.000 руб.
Складывается впечатление, что никого из социальных партнеров не смущают ни проводимые на предприятии мероприятия, связанные с массовым сокращением, ни возможные последствия предполагаемой государственной поддержки, за которую, как впрочем и за всё, согласно общеизвестному постулату, придётся заплатить!
Трудовой кодекс РФ, статья 43. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
Примечание: организационно-правовая форма и форма собственности это разные понятия.
Примечание: общий срок реорганизации, например, в форме присоединения составляет примерно три месяца.
Очевидно, что необходимость принятия кардинального, стратегически выверенного решения уже назрела.
Настораживает, что время, когда можно было бы всё необоснованно «раздутое» (от численности работников до общих расходов), как в генеральной дирекции и в структурных подразделениях предприятия, так и в организациях, финансово зависимых от ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», решать оперативно, но эволюционно и эффективно, возможно, уже упущено!
А это может означать задействование «бульдозера», который всё ненужное (с точки зрения «экономистов») будет просто сносить «под корень», не задумываясь о том, как это «аукнется» в перспективе для аэронавигационной системы.
Кстати, а почему никого не интересует динамика производительности труда, как в подразделениях, так и в целом во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»? Вспомните, ведь кроме повышения уровня обеспечения безопасности полетов при ОрВД и содействия снижению затрат пользователей ВП, строительство укрупненных центров ЕС ОрВД РФ также обосновывалось и необходимостью повышения производительности труда и что, какие результаты?
Полагаем, что аэронавигационное сообщество в среднесрочной перспективе узнает о планах Правительства РФ в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в сложившейся ситуации, а также мерах принимаемых с учетом реализации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 года № 3363-р Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, в части касающейся завершения реформирования ЕС ОрВД РФ в целях создания аэронавигационной системы Российской Федерации, учитывающей интересы экономики и обороны страны.
Выражаем надежду, что создаваемая аэронавигационная система Российской Федерации (согласно реализуемой стратегии) будет демонстрировать способность успешно функционировать и развиваться на условиях самодостаточности, самоокупаемости и экономической ответственности за свои обязательства, с учетом мировых тенденций в данной сфере деятельности.
Публикации по теме: