22 мая 2024 года в генеральной дирекции ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» состоялось совещание представителей работодателя с представителями работников Предприятия.
1. О возможности в рамках действующего трудового законодательства, норм Коллективных договоров филиалов осуществлять корректировку подгрупп по оплате труда работников структурных подразделений УВД и ЭРТОС в сторону снижения при снижении интенсивности полетов.
2. О подготовке изменений в Коллективные договоры, локальные нормативные акты Предприятия, устанавливающие систему оплаты труда работников Предприятия, в целях реализации возможности снижения размеров оплаты труда работников структурных подразделений УВД и ЭРТОС при снижении интенсивности полетов.
Протокол совещания, см. здесь >>
ФГУП «ГОСКОРПОРАЦИЯ ПО ОВД» 20 ЛЕТ НАЗАД.
Следует отметить,что в то время предприятие уже находилось в стадии роста, демонстрируя заметные признаки успеха по всем направлениям деятельности и повышение доходов.
В 2004 году на совместном Совете директоров Предприятия и Объединения работодателей Единой системы организации воздушного движения «Ассоциация аэронавигационного обслуживания» заместитель гендиректора по кадровой и социальной политике — директор по управлению персоналом ФУП «Госкорпорация по ОВД, заместитель гендиректора Объединения работодателей ЕС ОрВД «Ассоциация аэронавигационного обслуживания» — представитель Объединения работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений В.И. Ежов, перед назначением на должность гендиректора Института аэронавигации, выступил с докладом о совершенствовании системы оплаты труда, в котором было отмечено следующее.
Из доклада В.И. Ежова на совместном Совете директоров ФУП «Госкорпорация по ОВД» и Объединения работодателей
1. Разработчики Единой системы оплаты труда изначально считали и продолжают сохранять уверенность в том, что механизм распределения по группам районных центров и районов аэродромов в зависимости от основного показателя, характеризующего сложность и трудоемкость предоставляемых услуг (выполняемой работы), учитывающий в расчете заработной платы работников принцип социальной справедливости (оплата труда в соответствии с его количеством и качеством), должен работать как регулятор в системе оплаты труда, а именно переменной части заработной платы работников.
Для этого необходимо вывести тарифные коэффициенты ЕТС из основной в переменную часть заработной платы и только тогда система, с точки зрения её разработчиков, будет способна не только стимулировать повышение производительности труда, но и демпфировать возможные финансово-экономические риски, прежде всего связанные с ИВД в отельных регионах, и их последствия, включая вероятность вынужденного сокращения в соответствующих подразделениях специалистов ведущих категорий работников.
2. Предложения по реализации 4-го этапа совершенствования Единой системы оплаты труда подготовлены, дополнительные затраты, с учетом планового повышения, составят примерно 20% к ФОТу, для сравнения при введении ЕТС на всех предприятиях системы ФОТ был увеличен на 30%.
3. Реализация 4 этапа, необходимо:
1) Установить эффективные, в т.ч. с учетом передовой мировой практики, пропорции между основной и переменной составляющими ЗП.
2) Осуществить перерасчет коэффициентов ЕТС с учетом новых пропорций между основной и переменной составляющими ЗП, учитывая, что коэффициенты ЕТС прейдут из основной в её переменную часть.
При этом механизм повышения (индексации) оплаты труда работников на предприятиях ФУП «Госкорпорация по ОВД» остается прежним — осуществляется путем изменения ставки (оклада) работника 1-го разряда ЕТС в зависимости от изменения величины прожиточного минимума в Российской Федерации по данным Госкомстата РФ. При необходимости, в зависимости от возможностей предприятия, изменение ставки (оклада) 1-го разряда ЕТС может осуществляться и на большую величину по согласованию с представителями работников.
Для ведущих категорий работников предлагается в основной (окладной) части, рассчитываемой от ставки 1-го разряда ЕТС, кроме доп.коэффициентов, предусмотренных законодательством, ввести доп.коэффициенты, отражающие надбавки и доплаты за класс (разряд) квалификации, знание и применение англ. языка в работе и др. — то, что является обязательным требованием, предъявляемым к должности согласно руководящим документам.
3) Предлагаемые изменения должны демонстрировать существенное повышение оплаты труда всех работников. Это будет главным стимулом для принятия коллективами предприятий соответствующих решений, связанных с внесением изменений и дополнений в действующую Единую систему оплаты труда.
Основываясь на практике ранее проведенных мероприятий, связанных с введением ЕТС это составит примерно 20% к затратам по фонду оплаты труда.
Учитывая прогнозы и тенденцию роста доходов предприятия, полагаю, что это вполне реализуемо.
Изменения полностью согласуются с уставными целями предприятия, отражают не только стремление к стимулированию повышения производительности труда, но и к минимизации возможных рисков. После их реализации система оплаты труда станет более адаптивной к возможным кризисным ситуациям, которые уже были ранее на предприятиях системы ФУП «Госкорпорация по ОВД» и могут быть в перспективе.
Предложения были приняты к сведению и дальнейшей проработке.
———————
В 2005 году, после замены команды первого гендиректора в истории ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Б.И. Кушнерука другой руководящей командой, концептуальный взгляд на этот вопрос изменился.
Мнение утрированно отражающее настроение официального лица, ответственного за данное направление в то время: «Зачем, что-то менять если и так всё не плохо. Денег достаточно для дружбы со всеми, включая представителей профсоюзных организаций. Деньги любят тишину, а потому есть установка — дружить, в пределах выделяемых для этого средств».
С тех пор до наступления кризисных ситуаций существенных изменений, позволяющих усомниться в этом мнении, не наблюдалось.
В последующие годы в Единую систему оплаты труда с учетом целесообразности вносились изменения и дополнения, отражающие уровень социального партнерства и ситуативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Однако, предложенные в 2004 году разработчиками необходимые меры, направленные на совершенствование Единой системы оплаты труда, осуществлены не были.
✔️ КОММЕНТАРИЙ:
Ввиду отсутствия в протоколе совещания с представителями работников от 22.05.2024 г. предложений (позиции) представителей работодателя — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», можно предположить что встреча, судя по содержанию протокола, была инициирована представителем работодателя с целью получения от представителей работников разъяснений норм трудового законодательства по вопросам указанным в повестке этого совещания, а также разъяснений по вопросам соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Если же в протоколе слово ОТМЕТИЛИ означает — «СТОРОНЫ ОТМЕТИЛИ» и далее после двоеточия, попунктно, идёт перечисление совместной позиции представителей работодателя и работников, то, вероятно, рассмотренные вопросы закрыты, как минимум до конца срока действия соответствующих норм КД или реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения.
Также можно предположить, что оптимизация расходов (в случае дефицита доходов, включая господдержку) в части касающейся затрат на персонал, при необходимости, будет осуществляться, в т.ч. за счет численности или штата работников.