После предпринятых попыток нанесения локальных ударов (посредством БПЛА) по военным аэродромам под Рязанью и в Энгельсе в адрес Портала МОД «Аэронавигация Без Границ» поступило большое количество запросов с просьбами разъяснить роль и ответственность оперативных органов ЕС ОрВД РФ в части касающейся эффективности взаимодействия с соответствующими структурами Минобороны РФ, включая использование радиолокационных позиций двойного назначения в целях в обеспечения национальной безопасности.
Разъяснять что-либо по данному вопросу мы, безусловно, не вправе, это входит в компетенцию соответствующих органов государственной исполнительной власти, однако можем высказать определенное экспертное мнение.
16 февраля 2023 года аэронавигационное сообщество России будет отмечать 50-летие создания Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) Союза ССР — Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(ЕС ОрВД РФ)!
Исторически отсчет этого события ведется с даты принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 февраля 1973 года № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации», третьим пунктом которого предписывалось принять предложения Министерства обороны СССР и Министерства гражданской авиации СССР о создании Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) гражданской и военной авиации, отвечающей требованиям мирного и военного времени.
Предстоящий юбилей, несомненно, является весьма значимым событием, позволяющим, напомнить о необходимости эффективного взаимодействия военной и гражданской частей аэронавигации России, вспомнить о профессионалах своего дела, которые стояли у истоков создания Единой системы использования воздушного пространства и управления воздушным движением, а также их последователях, продолжающих её совершенствование во благо национальной безопасности страны с учетом новой реальности мироустройства.
В этой связи возникает вопрос: отвечает ли ЕС ОрВД Российской Федерации, являющаяся преемником ЕС УВД Союза ССР, требованиям военного времени?
Если не отвечает, тогда кем и когда была снята задача о создании Единой (военно-гражданской) системы управления воздушным движением Союза ССР, в дальнейшем — Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, поставленная в 1973 году?
Представляется, что именно в целях реализации данной задачи Указом Президента России В.В. Путина в 2005 году была создана вневедомственная Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация, см. здесь >>), упраздненная Президентом России Д.В. Медведевым в 2009 году.
Цель и основные задачи упраздненной Росаэронавигации>> Структура>>
Если же указанная задача действительно была снята, тогда и говорить о какой-то стратегической Единой (военно-гражданской) системе и тем более об ответственности оперативных органов Единой системы ОрВД РФ, функционирующей на иных принципах и руководствующейся соответствующим федеральным законодательством и правилами, бессмысленно?
Есть единая коммерческая система ОрВД РФ и слово «Единая» в её названии не должно ассоциироваться с военной составляющей. Этот тезис уже давно продвигается отдельными представителями руководства соответствующего уровня.
Якобы слово «Единая» в названии системы УВД (ОрВД) употребляется только потому, что «всегда» стремились объединить территориально разрозненные центры УВД (ОВД), создав укрупненные (региональные) центры, а не потому, что когда-то ставилась задача о создании Единой системы УВД (ОрВД) отвечающей требованиям мирного и военного времени.
Ранее данный вопрос неоднократно поднимался в различных публикациях на Портале МОД «Аэронавигация Без Границ», в т.ч. в статье от 29 сентября 2022 года под названием «Единая система ОрВД РФ – это фикция?!» (см. здесь >>), в которой, в частности, звучало следующее:
«А почему на эту тему безмолвствует наука — ведущий отраслевой ГосНИИ «Аэронавигация» (в прошлом — НЭЦ АУВД), в котором с 1974 года совместно «плечом к плечу» эффективно трудились военные и гражданские ученые — уникальные специалисты в в области аэронавигации?
Это они занимались разработкой предложений по проведению единой технической политики в области управления воздушным движением, разрабатывали концепции построения и развития аэронавигации России, нормы, правила и т.п.
Ведь именно этот институт являлся головным НИИ по вопросам развития и совершенствования Единой системы управления воздушным движением страны; разработки, испытаний и внедрения перспективных автоматизированных систем управления воздушным движением; наземных и бортовых технических средств навигации, посадки и связи; вёл научные исследования, в т.ч. по эргономическому обеспечению управления воздушным движением и подготовке диспетчерского состава, имел лабораторную базу для проведения всех видов исследований по закреплённой тематике совместно с военными».
Да потому что нет больше такого института, ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» было реорганизовано и по сути низведено до уровня отдела в ГосНИИ ГА, а большинство гражданских и военных специалистов — элита науки в области аэронавигации, оказались «за бортом»!
В части критических замечаний, также следует в очередной раз напомнить недопустимые (по мнению профессионалов) высказывания, направленные на предание забвению основных целей и задач создания Единой системы УВД Союза ССР, сделанные в конце 2021 года представителем Минтранса России о том, что чествование (а это ведь популяризация и развитие) того, что связано с Единой системой УВД СССР – ЕС ОрВД РФ (Аэронавигация России) – нецелесообразно, а в Росавиации добавили и неоправданно!
В большинстве публикаций на Портале авторы намеренно воздерживаются от каких-либо выводов, полагая, что выводы должны делаться теми, кто управляет соответствующими процессами. Если же выводы не делаются, это может означать, что либо авторы публикаций не правы и некомпетентны, либо …
При этом вполне логичен такой вопрос к авторам: а конкретные предложения вами направлялись или просто критикуете? Конечно, направлялись и неоднократно во все высшие государственные органы, с выражением готовности оказать при необходимости помощь в их реализации.
Предложения эти, как правило, переадресовываются для рассмотрения «вниз», а далее бюрократический пинг-понг или лабиринт. Ведь для ответа на конкретные предложения нужно не просто обладать соответствующими знаниями, но и опытом, включая умение всё это применять на практике в различных ситуациях. Поэтому самые конструктивные ответы на предложения содержали лишь общие фразы типа: отстаньте, мы работаем над этим.
Иногда в ответах госчиновников содержится информация несоответствующая действительности, которую они сами же потом опровергают в последующих своих ответах на просьбы разъяснить, что они имели ввиду утверждая, что …
Перефразируя известное высказывание Президента России, можно сказать: не слышали тогда, не слушают и сейчас.
Вместе с тем, считаем, что делать непрофессиональные и панические выводы из ситуации, связанной с атакой БПЛА на отдельные военные объекты, не следует. Всё необходимое для принятия мер, исключающих подобные прецеденты (минимизирующих риски и последствия), безусловно, имеется в арсенале соответствующих структур и используется ими согласно установленным правилам, с учетом обстоятельств.
Относительно эффективности межведомственного взаимодействия, включая оптимизацию норм и правил – это непрерывный, постоянно совершенствуемый процесс, учитывающий кроме имеющегося опыта, новые вызовы современности, а также технологические вызовы, предъявляемые новейшими разработками и технологиями.
Эмоциональная оценка результатов данного процесса, как правило, не является объективной и, следовательно, не способствует достижению его цели.
Однако, безответственность и недостаточный уровень компетенции отдельных представителей руководства, на практике, зачастую являются предпосылкой «бед и неудач».
В связи с вышеизложенным, а также с учетом мнения Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, представляется целесообразным на уровне Правительственной комиссии по транспорту рассмотреть вопрос о завершении работ по реализации Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России, предусматривающей поэтапное реформирование ЕС ОрВД РФ, а также взаимодействующих с ней систем и обеспечение перехода к перспективной Аэронавигационной системе России.
Необходимость рассмотрения данного вопроса, с учётом складывающейся ситуации, как внутри системы, так и на внешнем контуре, определяется, в том числе следующим:
— Совет глав государств Содружества Независимых Государств 19 сентября 2003 своим решением утвердил «Концепцию гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств — участников Содружества Независимых Государств» и поручил Правительствам государств – участников СНГ при осуществлении государственного регулирования и подготовке национальных законодательных актов в области воздушного транспорта, использования воздушного пространства и управления воздушным движением учитывать положения указанной Концепции. Концепция определила необходимость перехода от систем организации воздушного движения к системе более высокого уровня иерархии — аэронавигационной системе;
— Указом Президента РФ от 05.09.2005 г. N 1049 «О Федеральной аэронавигационной службе» было поручено утвердить перечень и определить сроки расформирования органов военного управления, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в состав ЕС ОрВД РФ, имущество которых подлежит передаче Федеральной аэронавигационной службе, а военнослужащие — прикомандированию к указанной Службе, и обеспечить проведение в установленные сроки ликвидационных процедур;
— Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России (одобрена совместно с Планом ее реализации на заседании Правительства Российской Федерации от 4 октября 2006 г.) определила, что Аэронавигационная система России должна быть системой более высокого уровня иерархии, чем существующая ЕС ОрВД РФ, и организационно должна включать регулирующие, координирующие и оперативные органы, а также организации, обеспечивающие их деятельность. План реализации указанной Концепции предусматривает завершение формирование Аэронавигационной системы России в 2025 году;
— Представленный в 2007 году Российской Федерацией на 36-й Сессии Ассамблеи ИКАО, опубликованный на официальном сайте ИКАО (см. здесь >>) рабочий документ A36-WP/1561 ТЕ/40 7/9/07 «Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России» информирует международную авиационную общественность о завершении формирования Аэронавигационной системы России в 2025 году;
— Указом Президента РФ от 11.09.2009 N 1033 Росаэронавигация упразднена, ее функции переданы Росавиации и Ространснадзору;
— Согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.2015 N 901 «О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации», ЕС ОрВД РФ стала одноведомственной, с руководящим органом в лице Росавиации и оперативными органами – структурными подразделениями ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Координирующие органы, обеспечивающие переход к системе более высокого уровня иерархии – Аэронавигационной системе России, не определены. Данное обстоятельство, несомненно, оказывает влияние на эффективность и оперативность реализации специальных функций в области обороны и обеспечения военно–гражданской координации в сфере использования и контроля воздушного пространства Российской Федерации.
Полагаем, что намеченный и объявленный переход от ЕС ОрВД РФ к системе более высокого уровня иерархии (в установленные сроки) обуславливает необходимость проведения Минтрансом России, Минобороны РФ и Росавиацией совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, комплексного анализа хода реализации Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России и выполнения Плана реализации указанной Концепции, по результатам которого представляется целесообразным разработать и представить в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения, в т.ч.:
— План завершения работ по созданию Аэронавигационной системы России;
— Проект Положения об Аэронавигационной системе России;
— Проект необходимых поправок в воздушное законодательство.
Публикации на тему: