МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
О письмах, связанных с ситуацией в ЕС ОрВД РФ. Автор: admin 30.03.2023 г.

Аэронавигационное сообщество заинтересовало письмо Минфина России от 21 марта 2023 года, направленное в Минтранс России по вопросам, связанным с государственной поддержкой ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на текущий период и в перспективе, а также последовавшее в этой связи обращение Федерального профсоюза авиационных диспетчеров (ФПАД) к Президенту России от 28 марта 2023 года.

На обращения участников МОД «Аэронавигация Без Границ» с просьбами высказать мнение  относительно письма Минфина России, сообщается следующее.
Представляется, что ранее (в соответствующих публикациях на сайте) этим вопросам было уделено достаточное внимание. Следует отметить, что практически всё, что в этой связи предполагалось экспертами более года назад, а также в последующих публикациях на данную тему, сейчас находит свое подтверждение, в т.ч. в официальных документах ФОИВ, включая упомянутое письмо Минфина России.

Однако, мало кто из ответственных представителей авиационных властей тогда на это обращал внимание и прислушивался к авторитетным в аэронавигационном сообществе экспертам, выражавшим мнение о том чем следовало бы заниматься, чтобы избежать прогнозируемого для ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» негативного сценария в определенных обстоятельствах.

Вместе с тем, учитывая текущие обстоятельства, полагаем, что критиковать происходящее, акцентируя внимание на то, что «мы ведь предупреждали» — это не правильно и уже контрпродуктивно. Любые рекомендации экспертов имеют временной лаг, а потому некоторые из ранее озвученных, в т.ч. на сайте, уже не актуальны.

По мнению экспертов, принимая во внимание складывающееся (в особых условиях) финансово-экономическое состояние предприятия, от руководства потребуются дополнительные оперативные корректирующие действия при этом, вполне вероятно, что уже более радикального характера.

Мнение же большинства членов Экспертного совета таково, что если руководящему органу (как ЕС ОрВД РФ, так и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), представители которых несут персональную ответственность за происходящее, не требуется стороннее мнение, значит не следует им мешать. Т.к. от эффективности их весьма нелегкой, а учитывая ситуацию, неблагодарной, но при этом очень важной и необходимой работы, зависит и настоящее и будущее Единой системы ОрВД РФ.

В этой связи комментировать указанные письма никто из экспертов МОД не намеревался, если бы в письме ФПАД не прозвучал тезис, извращающий историю отечественной Аэронавигации.

Все помнят, что руководство ФПАД (вопреки мнению подавляющего большинства членов профсоюза, что подтверждается официальным опросом работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), выступило против чествования дня Единой системы ОрВД РФ в качестве профессионального праздника, 50-летний юбилей со дня основания которой праздновался всем аэронавигационным сообществом России 16 февраля 2023 года.

Руководство этого профсоюза, как следует из действий, принципиально не поздравило никого, включая своих членов, с этой единственной (согласно опросу работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и мнению представителей авиационного сообщества) знаменательной датой в истории отечественной Аэронавигации, объединяющей аэронавигационное сообщество России. Более того, руководство ФПАД даже не довело до членов профсоюза поздравления с этим Юбилеем, направленные в адрес ИК ФПАД!

В связи с этим вызывает удивление следующий аргумент руководства ФПАД, использованный в обращении к Президенту Российской Федерации:

«Владимир Владимирович, выступая в Кремлевском дворце 09 февраля текущего года с поздравлением всех авиаторов России со 100-летием гражданской авиации, Вы отметили значительные достижения в создании Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации. В формирование ЕС ОрВД РФ огромный вклад внесён работниками многих поколений. Не дайте возможность отдельным чиновникам разрушить Предприятие, созданное за 50 лет, и потерять коллектив, потерять веру в развитие гражданской авиации России».

Если это не описка, то руководство ФПАД не понимает разницы между отечественной Аэронавигацией, которой уже более 90 лет, Единой системой ОрВД РФ, со дня основания которой прошло 50 лет и Предприятием — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», созданным 27 лет назад постановлением Правительства РФ от 14 мая 1996 года.

В части касающейся экономики процессов. Для тех, кто действительно интересуется экономикой АНО, а не только отдельными заявлениями на эту тему, рекомендуется кроме тезисов руководства ФПАД, вместе с рядом национальных НПА, регламентирующих данную деятельность, также более подробно ознакомиться с док. ИКАО 9161 «Руководство по экономическим аспектам аэронавигационного обслуживания».

В части же касающейся возможных организационно-правовых форм (для осуществления федеральным аэронавигационным предприятием своей деятельности) следует ознакомиться с соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ и других НПА.

Представляется целесообразным также напомнить и о проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, реформировании органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым предусматривалось возложение функций авиационно-космического поиска и спасания  на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Согласно заключению Минэкономразвития России, в процессе публичного обсуждения, проект имел положительную оценку. Подробнее, см. здесь >

В этой связи напомнить нужно и о статье 43 Трудового кодекса РФ: «При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации».
Примечание: общий срок реорганизации, например, в форме присоединения составляет примерно три месяца.

Кроме того, как видится, обращение руководства ФПАД содержит ряд смысловых ошибок или т.н. передергиваний, которые по мнению экспертов не следует комментировать, учитывая, что для понимающих о чём идёт речь, это и так очевидно.

Возможно, руководство профсоюза надеется на то, что понимающих в соответствующих органах осталось не так много.

В целом же к письму ФПАД, как и к обращениям других общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в организациях ЕС ОрВД РФ, безусловно, следует относиться весьма внимательно, проводить с представителями работников соответствующие переговоры, о результатах которых оперативно информировать коллективы подразделений Предприятия, разъясняя при этом позицию работодателя и необходимость принимаемых им решений в целях сохранения рабочих мест и обеспечения бесперебойной деятельности ЕС ОрВД РФ.

Что же касается письма Минфина России (не оценивая его содержание относительно перспектив, связанных с долгосрочным развитием ЕС ОрВД РФ, в случае реализации указанных в нём рекомендаций), то можно констатировать, что оно, с учётом фактического состояния ФГУПа, деятельность которого направлена на извлечение прибыли, а также формируемых планов и явно выраженной определенной тенденции по результатам их исполнения, является вполне предсказуемым в логике действующего законодательства.

Совершенно очевидно и подтверждается историей Аэронавигации России, что ЕС ОрВД РФ и её хозяйственный механизм, адаптируются и продолжат свою деятельность при любых обстоятельствах, в чём, безусловно, заинтересовано руководство государства, которое, несомненно, будет этому всячески способствовать.

Вопрос только в цене и эффективности, в т.ч. организационно-правовой формы, для обеспечения долгосрочного развития Аэронавигационной системы России с учетом национальной безопасности и интересов пользователей воздушного пространства РФ.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.