МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Юбилей П.М. Анищенко. 90-лет! Поздравляем! Автор: admin 05.01.2021 г.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОЧЁТНОГО АЭРОНАВИГАТОРА —
ПЕТРА МАКСИМОВИЧА АНИЩЕНКО С 90-ЛЕТНИМ ЮБИЛЕЕМ!!!

Академик Международной Академии транспорта.

Лауреат Государственной премии СССР.

Кандидат технических наук.

Старший научный сотрудник.

Заместитель генерального конструктора по системам и средствам УВД ВНИИРА (до 2015 года).

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД) «СТАРТ», «ПЛУГ», «СТАРТ-М», «СТАРТ-2», «СПЕКТР», «СЕКТОР», средств и систем УВД унифицированного ряда «СИНТЕЗ».


ДОРОГОЙ И ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ ПЁТР МАКСИМОВИЧ!

Все участники Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ» поздравляют ВАС — Легендарного профессионала и сподвижника, нашего Друга, Товарища, Коллегу и Наставника, —  с 90-летним юбилеем!

Ценим ВАС, как создателя первых АС УВД для ЕС УВД СССР и ЕС ОрВД России, новатора их дальнейшего совершенствования и развития, обеспечившего результатами своего труда рост пассажирских и грузовых авиационных перевозок, повышение безопасности полетов всех видов авиации страны.

В этот знаменательный день все мы с чувством глубокого уважения свидетельствуем Вам свое почтение и искренне желаем, чтобы Ваши благородные замыслы и впредь претворялись в жизнь учениками и последователями, в интересах обеспечения безопасности полетов и развития Мировой Аэронавигационной системы.

Ваш энтузиазм и конструктивизм в достижении целей и решении сложных научно-технических задач, стремление быть в авангарде любых начинаний, связанных с совершенствованием технической инфраструктуры Аэронавигационной системы, всегда служат примером для подражания.

Многие уважаемые профессионалы Мирового аэронавигационного сообщества благодарны судьбе за то, что им прежде довелось работать с Вами и добиваться эффективных результатов в совместной деятельности.

Глубокие знания, умение с научно-технических позиций подходить к решению сложных вопросов разработки систем УВД, высокий творческий потенциал, большая работоспособность, сделали ВАС ведущим специалистом и авторитетным профессионалом государства в области создания и внедрения автоматизированных систем и средств УВД, их дальнейшего совершенствования и развития.

Желаем Вам здоровья, душевного спокойствия и благополучия в жизни, успехов во всех Ваших начинаниях, по всем направлениям деятельности!

И конечно же традиционное пожелание здоровья,  в международном его понимании, как  состояния физического, морального и материального благополучия!

С глубоким уважением,
по поручению Общественного Совета Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ»,

Почётный председатель Общественного Совета МОД «Аэронавигация Без Границ» В.Г. Шелковников
Главный координатор МОД «Аэронавигация Без Границ»  В.И. Ежов

 

Диплом о присвоении Общественного звания «Почётный  Аэронавигатор» >

Подробнее о П.М. Анищенко, см. здесь >

 

В.Г. Шелковников. К 90-летию Петра Максимовича Анищенко

Судьба позволила мне в середине 1970-х познакомиться с этим талантливым человеком и поработать под его оперативным руководством.

Первая АС УВД СТАРТ Пулково 1975В Ленинграде в аэропорту Пулково готовилась к вводу в эксплуатацию первая в СССР автоматизированная система управления воздушным движением – «АС УВД Старт», а мне посчастливилось быть старшим группы диспетчеров – испытателей.

Для нас, кто должен в будущем перейти от ручного управления к автоматизированному, многое было новым, и общение с главным конструктором удивительным образом расширяло наш кругозор.

Обсуждалось множество вопросов – от оптимальной длины линии формуляра сопровождения метки воздушного судна на экране радиолокатора до создания трехмерного представления воздушного пространства управления движением. Это был приятный творческий период жизни и общения с умнейшим талантливым человеком.

Мало кто знает о том, что Петр Максимович Анищенко создал и подсистему «Старт-П» для помощи диспетчерам по автоматизации процесса захода на посадку самолетов с помощью точного посадочного радиолокатора чехословацкого производства фирмы «Тесла».  Вычислительный блок, в память которого вводился тип воздушного судна, данные о ветре на высоте 400 метров и у земли, фиксировал малейшие отклонения самолета от посадочного курса и выдавал диспетчеру точный курс для передачи командиру. Нравилась она и диспетчерам, и командирам, которые при испытаниях заходили по команде диспетчера на посадку «под шторками».

АС УВД СТАРТ 1975Как известно, все новое воспринимается с трудом. И если молодые диспетчеры быстро освоили АС УВД, то пожилыми диспетчерами пультовые операции осваивались тяжело. И это закончилось большим скандалом. Не получив допуск к работе на АС УВД «Старт», из-за необходимости дополнительного обучения и стажировки, несколько диспетчеров обратились в главный и самый грозный в стране орган ЦК КПCC – в газету «Правда» о ненужности новой системы и бездарно истраченных народных деньгах.

Среди подписантов были очень уважаемые люди: диспетчер Посадки, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Евгений Федоров, диспетчер Подхода Константин Розенштейн, полковник, бывший командир истребительного полка и руководитель полетов, Герой Советского Союза Василий Харитонов.

Разумеется, этот скандал прошел через сердце главного конструктора. Меня же «выпороли» – недоучил!

Однако, к моменту, когда из Москвы прибыла большая и строгая комиссия для расследования обращения в газету «Правда», все его подписанты успешно работали на новой системе, получив допуск к управлению воздушным движением.

Не могу не сказать об особенном характере главного конструктора. При всей его мягкости и интеллигентной спокойствии в общении, он мог и резко ответить. Когда один из высоких чинов незаслуженно стал распекать его за созданную систему он резко ответил: «Я – инженер. Дайте мне необходимые средства, и я вам построю лестницу на Луну». Чинуша сразу «заткнулся».

Детище Петра Максимовича было успешно внедрено в эксплуатацию на 14 аэродромах с интенсивным воздушным движением, а также в учебных заведениях гражданской авиации СССР и в аэропорту Будапешт (Венгрия).

АРАС УВД Синтез АР-2 Минск 1996Около 20 лет спустя мне позвонил Петр Максимович и в свойственной ему спокойной и интеллигентной манере попросился на прием. Это был 1995 год. Для меня это была встреча с моей молодостью и незаурядным, талантливым наставником. Он рассказал об громадных проблемах с финансированием АС УВД второго поколения «СПЕКТР», в которой была автоматизирована не только обработка радиолокационной информации, но и в полном объеме – плановой информации, включая расчет пространственно-временных (4D) траекторий, анализ воздушной обстановки на бесконфликтность (STCA, MSAW).

Удивительно, но он попал в самое благодатное время. После длительного безденежья, аэронавигационная система стала богатой. Мы вырвали из Аэрофлота часть «роялти» и, кроме того, начало работать историческое постановление Правительства РФ об аэронавигационных сборах.

Я поручил первому заместителю председателя Росаэронавигации Сергею Гордеевичу Евсюкову выделить для уважаемого главного конструктора «столько денег, столько потребуется для решения проблем». Договор между Росаэронавигацией и ВНИИРА был заключен, деньги выделены и Анищенко П.М. продолжил создавать великолепные системы для безопасности полетов страны.

Дорогой Петр Максимович, поздравляю Вас с юбилеем! Желаю Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни наперекор всем житейским невзгодам!

Международное общественное движение «Аэронавигация Без Границ» всегда с Вами!

С громадным к Вам уважением,

Валерий ШЕЛКОВНИКОВ,
старший группы испытателей первой в СССР автоматизированной системы УВД,
начальник Глав УВД МГА СССР (1984-1990),
председатель Росаэронавигации (1993-1996),
почетный председатель Совета Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ»

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.