В опубликованной (05.12.2020 г.) на Портале статье «По следам выступления Президента России», в качестве одного из авторских предположений приводилось, что: «… пока человек будет осуществлять непосредственное управление воздушным движением, интенсивность которого со временем, несомненно, будет только увеличиваться и, возможно, что это будет происходить скачкообразно, с учетом реализации новых технологических решений, включая применение БПЛА, человеческий фактор в этой связи будет всё более определяющим в любых ситуациях, связанных с обеспечением безопасности полетов при ОВД. Это несет серьезные риски и к этому необходимо готовиться».
Из практики мы знаем, что человеческий фактор бывает не только спутником созидания,
но и причиной разрушения.
Возвращаясь к этой чрезвычайно серьёзной проблеме, с сожалением приходится констатировать, что в последние годы термин «человеческий фактор» очень часто мы стали слышать в сообщениях о серьёзных инцидентах, катастрофах и происшествиях с человеческими жертвами, происходящих, в том числе, в аэронавигационной сфере деятельности.
В этой же связи понятие человеческого фактора стало ассоциироваться с небрежным исполнением служебных (должностных) обязанностей, халатностью, невнимательностью и просто с разгильдяйством.
Однако, по нашему глубокому убеждению, основанному на научных исследованиях в этой области, данный формирующийся стереотип является утрированным (поверхностным) подходом при определении глубинных причин произошедшего, а также весьма удобным для лиц, ответственных за организацию соответствующих процессов на вышестоящем уровне, при «назначении крайних» в случае чего.
Вместе с тем, представляется совершенно очевидным, что для того, чтобы минимизировать разрушительное действие человеческого фактора, необходимо принятие комплексных мер, в т.ч.:
— максимально возможная автоматизация процессов, связанных с обеспечением безопасности полетов при ОВД;
— повышение уровня (качества) подготовки персонала, включая тренажёрную подготовку, с расширенной вариативностью по сложности при отработке действий специалистов в различных нештатных ситуациях, как при ламинарном движении ВС, так и при скачкообразном изменении интенсивности полетов;
— психологическое обеспечение.
Теме, связанной с психологическим обеспечением в аэронавигации, а также со значимостью и, соответственно, местом психологов в организационных структурах предприятий (подразделений), осуществляющих обслуживание воздушного движения, в продвинутом аэронавигационном сообществе мира, уделяется самое пристальное внимание.
А что в этой связи происходит в организациях, осуществляющих ОВД на постсоветском пространстве?
Ситуация различна.
Так, например, в Госкорпорации по ОрВД РФ (позиционирующей себя как одно из лучших, стремящееся стать первым среди лучших поставщиков аэронавигационного обслуживания в мире) эта проблема, в представлении руководителя Предприятия, наверное, не считается актуальной. И это не смотря на множественные случаи, включая ужасную авиакатастрофу во Внуково в 2014 году, в которых «человеческий фактор» не раз напоминал о себе отдельным «горе-руководителям».
Недавний инцидент, произошедший 23.01.2021 года в районе государственной границы России и Монголии, в очередной раз подчеркнул, имеющиеся проблемы психологического характера, выразившиеся в выяснении отношений между авиадиспетчерами дежурной смены, в момент, когда самолеты корейской авиакомпании и Аэрофлота, следовавшие на встречных курсах, на одном эшелоне 10400 метров, сближались с суммарной скоростью около 1800 километров в час. И, вероятно, только благодаря исключительно оперативным действиям монгольского авиадиспетчера удалось избежать трагических последствий.
Оценив складывающуюся ситуацию и определив угрозу возможного столкновения воздушных судов, монгольский авиадиспетчер незамедлительно дал команду экипажу воздушного судна Аэрофлота, находившемуся в его зоне ответственности (подходившему к гос. границе в воздушном пространстве Монголии) на немедленное изменение курса для обеспечения безопасности полёта. Воздушные суда разошлись в воздушном пространстве Монголии с временным интервалом до столкновения менее 1 минуты.
Когда же до «горе-руководителей» дойдёт, что только наказанием авиадиспетчеров, включая уголовное,
супер проблему современности, связанную с человеческим фактором, решить (минимизировать) невозможно!
В противном случае, как объяснить то, что неоднократные обращения президента Международного консультативно-аналитического агентства “Безопасность полетов», Почётного председателя Общественного Совета МОД «Аэронавигация Без Границ» В.Г. Шелковникова с предложением о восстановлении должности главного психолога в генеральной дирекции ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», поддержанным, в т.ч. на уровне руководства ЕС ОрВД Российской Федерации, тормозится руководителем Предприятия?
Из истории: впервые должность психолога в генеральной дирекции Предприятия (в то время оно называлось — ФУП «Госкорпорация по ОВД») была введена в 2002 году по настоянию заместителя генерального директора по кадровой и социальной политике В.И. Ежова.
Первым, в истории Предприятия, психологом была назначена Демидова Елена Вячеславовна, окончившая с отличием МГУ им. М.В. Ломоносова по данной специальности и имевшая соответствующую практику.
Психолог участвовала во всех мероприятиях, связанных, как с кадровой и социальной политикой Предприятия, так и с разработкой соответствующих Концепций и Планов Предприятия, а также необходимых методических материалов, касающихся, как непосредственно тестирования персонала, включая специалистов УВД, так и иных важных вопросов в области психологического обеспечения деятельности ФУП «Госкорпорация по ОВД».
В этой связи также (в качестве примера) следует отметить, что в период с момента создания в 2006 году филиала «Московский центр АУВД» до 2008 года, психологом Яблоковым Максимом Клементьевичем, совместно с руководством филиала (при непосредственном взаимодействии с блоком ОрВД), была проведена значительная работа, направленная на повышение эффективности психологического обеспечения одного из крупнейших в Европе центров ОВД.
Психолог принимал участие в решении всех основных вопросов, касающихся достижения целей филиала, включая обеспечение подготовки своевременных анализов ситуаций и прогнозов, связанных с решением перспективных задач, стоящих перед МЦ АУВД.
Это в значительной степени способствовало улучшению качественных характеристик по всем направлениям работы с персоналом и, прежде всего, в вопросах обеспечения безопасности полетов при ОВД, что подтверждается соответствующей статистикой и темпами выполнения задач, поставленных перед филиалом в период его значительного укрупнения, объединения с военным сектором и роста интенсивности воздушного движения в зоне ответственности Московского центра автоматизированного управления воздушным движением.
В настоящее же время должности главного психолога на Предприятии не существует вовсе, соответственно отсутствует и координация психологического обеспечения на уровне генеральной дирекции, а роль психолога в большинстве подразделений предприятия (при всей её значимости в решении вопросов, связанных с человеческим фактором) не просто снижена, а можно сказать унижена.
Чего же ожидает, чем озабочен и каковы приоритеты руководителя Госкорпорации по ОрВД, учитывая, что совсем недавно был принят на работу очередной советник генерального директора Предприятия?
Удивляет и поражает отношение руководства Предприятия и к выполнению приказа Руководителя Росавиации от 30.10.2020 г. № 1354-П «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности полетов при обслуживании воздушного движения», изданного вскоре после публикации статьи «Нет ничего фатальнее столкновения самолетов в воздухе». Однако, это отдельная тема, см. в следующей публикации >
Не забывайте: «Беспечность — главный враг в авиации!», напоминание об этом всегда пишется кровью!
P.S. Нельзя доводить до того состояния, когда «замордованные» бумагами, указаниями и т.п. диспетчеры, сидя за пультом будут сосредоточены не на обеспечении безопасности, а на том, как-бы слова местами не переставить, следуя типовой фразеологии … Увлёкшись карательными методами в отношении авиадиспетчеров, можно забыть про воспитание молодого поколения специалистов по ОВД в духе взаимопомощи. Необходимо понимать, что контроль фоновых записей разговоров, кроме положительного (содействие расследованию), имеет и негативный эффект, например, многие стали «замыкаться», опасаясь сказать, что-то «лишнее» (подсказывать друг-другу), если это не затрагивает их зону ответственности. Взращивание эгоизма в среде авиадиспетчеров – вернётся бумерангом!
В данных обстоятельствах помощь психолога особенно востребована и это, прежде всего, должно понимать именно руководство!
Публикация на тему: см., здесь > https://aviasafety.ru/36983/
Один из постулатов мировой безопасности гласит:
Участие психологов в расследовании катастроф и серьезных инцидентов является обязательным условием.
Зачастую люди сами не знают, почему они поступили так, а не иначе.