МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
С. Гирса. Размышления о ветеранах ЕС ОрВД РФ Автор: admin 31.03.2021 г.

Гирса С.Э.Об авторе статьи:
Гирса Станислав Эдвардович  — ветеран аэронавигации, стаж работы в ЕС УВД СССР — ЕС ОрВД РФ более 40 лет.
Профессиональный путь: диспетчер, руководитель полетов, начальник РДЦ Северо- Кавказского Центра АУВД, «Стрела», начальник авиационного учебно-тренировочного центра, директор Южного филиала Института аэронавигации.
Принимал непосредственное участие:
— в испытаниях и внедрении отечественной  районной автоматизированной системы УВД «Стрела». Руководство испытательной бригадой ИБ – 2;
— в государственных испытаниях, внедрении и вводе в эксплуатацию новых автоматизированных систем УВД и технических средств: КДП-4,  системы речевой связи «FREQUENTIS», РАС УВД «INDRA»;
— в качестве руководителя рабочей группы ICAO TARTAR по разработке и внедрению маршрутов транзитных полетов через Россию из Европы в Юго-Восточную Азию. (Приказ Росаэронавигации № 86 от 14.09.1995 г.).

Подробнее, см. здесь >

Написать эту статью меня подтолкнула телевизионная передача по каналу «Культура», а затем и прочтение книги знаменитого ученого, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Рекомендую почитать и посмотреть, Интернет эту чудную возможность предоставляет.

Меня удивило то, что наряду с такими известными угрозами как перенаселение, опустошение естественного жизненного пространства, генетическое вырождение, ядерное оружие и прочие, существует и такая угроза цивилизации как разрыв с традициями.

Разрыв в традициях ведет к потерям в культуре. Конечно, в значительной степени — это задача семьи, системы образования, государства, но это и задача нашей системы ОрВД. Уже много лет в авиации принята система управления безопасностью полетов (СУБП). Есть Постановление Правительства, дополнение в Воздушный кодекс, Руководство по СУБП в Госкорпорации по ОрВД. Проводя занятия по этой теме среди руководящего состава Центров ОВД, я замелил, что на вопрос, от чего зависит безопасность полетов в целом, одним словом, никто не отвечал, хотя это просто, так прописано в Руководстве, которое приняла Госкорпорация по ОрВД, так прописано в документах ИКАО по СУБП — это культура, три ее вида. Культура национальная, которая существует в нашем обществе, культура корпоративная, которая принята в отрасли в (авиации и Госкорпорации по ОрВД) и профессиональная культура, которая сложилась в среде профессионалов: диспетчеров, инженеров, пилотов и других специалистов.

Традиции, культура передаются из поколения следующему поколению. Сегодня службу УВД покидает поколение диспетчеров, которые пришли в службу движения и учились для работы авиадиспетчерами. Ранее авиадиспетчерами становились в основном бывшие летчики, военные или гражданские. В то время многие из нас не думали, что в этой службе доработаем до пенсии. Очень многие из моих знакомых в то время учились для получения другой специальности и кто-то уходил из профессии. В последующем служба УВД и условия работы в ней изменились к лучшему и это в основном усилиями тех, кто учился на авиадиспетчера и работал на систему УВД, ее строили и изменяли изнутри.

Руководящие должности занимались путем естественного профессионального отбора, практически все кто прошел через этот отбор — незаурядные личности, не было серости и посредственности. У нас было у кого перенимать жизненный опыт и традиции, в службах УВД было достаточно участников Великой Отечественной войны, были Герои СССР, настоящие Герои и орденоносцы, было уважительное отношение к ветеранам, и ветераны определяли, как говорили, морально – психологический климат в коллективе.

Я думаю, что многие ветераны, уходя на пенсию, по-прежнему ощущают связь с системой и переживают за её будущее. Для этого есть и законные основания, например, на региональном уровне в Ростовской области: «Cтатья 6. Меры социальной поддержки ветеранов труда Ростовской области: 1. Ветераны труда Ростовской области, прекратившие трудовые отношения с организациями после установления (назначения) им пенсии, сохраняют права членов трудовых коллективов тех организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующей организации».

В настоящее время работники ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» используют здания, сооружения, частично и технические средства, которые были построены и внедрены в наше время работы в системе ОрВД, таким образом, через государственную собственность, которая является и нашей, мы являемся участниками создания доходов для Предприятия  и сегодня. Это надо учитывать и относиться к ветеранам не как к отработанному материалу. Я знаю товарища, который пытался узнать у руководства филиала, почему не выплачивают Негосударственную пенсию, толком никто не ответил, затем просто не брали трубку телефона, аналогично случаю в другом филиале, где заслуженного ветерана отправили на пенсию, не сказав ни слова. В свое время ветераны нашего региона пытались создать совет ветеранов, документы направлялись в Госкорпорацию по ОрВД, Госкорпорация же иметь такой совет в то время не пожелала.

Если это не единичные случаи такого отношения к ветеранам на местном уровне, а система, позиция, то об этом необходимо говорить, так это не соответствует ни общечеловеческим ценностям, ни национальному проекту «Демография», ни целям Предприятия.

Сегодня для ветеранов существует одна информационная площадка: сайт МОД «Аэронавигация Без Границ», где можно обсудить какие–либо вопросы. Мы знаем, что существуют различные общественные объединения ветеранов гражданской авиации, на предприятиях УВД ближнего зарубежья отмечается день ветеранов с приглашением и встречей ветеранов с работниками предприятия, много положительных примеров есть и в военной авиации.

Приятно читать призыв FAA США: «Ветераны являются признанными лидерами отрасли и почитаются как одни из лучших граждан нашей страны».

Мне верится, что отношения поменяются, этому содействует и работа, которая уже, за небольшой срок, на общественных началах, проведена Международным общественным движением по сохранению истории Аэронавигации. Главное, что это делается публично, открыто и честно.

К сожалению, со временем многое забывается, а потому всегда очень приятно почитать нашу историю, посмотреть исторические фото и вспомнить о многих свершениях в ЕС УВД и о наших коллегах, которые всё это прошли и оставили следующему поколению аэронавигаторов, то чем можно гордиться и совершенствовать во благо страны и людей. Также как и знания, — память о людях это огромная сила.

С большой надеждой на изменения к лучшему в вопросе сохранения исторической памяти в ЕС ОрВД, многими ветеранами были  восприняты:

позиция руководства Минтранса России >;
— встреча с руководством Росавиации;
— Заявление ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» о взаимодействии >;
— а также последующие встречи по вопросам реализации достигнутых договоренностей >.

Д.С. Лихачев: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

Успехов всем и здоровья.

С.Э. Гирса

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.