МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

МВК ЕС УВД

ИСТОРИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ

Хронология значимых событий

Дата Описание события
30 июня 1973 Совместным Приказом Министерства обороны СССР и Министерства гражданской авиации СССР №140 от 30.06.1973 г. создана внештатная Межведомственная комиссия.

Задача Межведомственной комиссии – решение организационных вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием ЕС УВД.

 

1 декабря 1983

 

1 декабря 1983 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1126-83 г. «Об утверждении Положения о Единой системе УВД СССР».
Определен состав ЕС УВД СССР:
— Межведомственная комиссия ЕС УВД СССР;
— зональные междуведомственные комиссии ЕС УВД СССР;
— центры ЕС УВД СССР.
Установлено, что Межведомственная комиссия ЕС УВД СССР является общесоюзным органом, состоит при Главкоме ВВС — заместителе Министра обороны и осуществляет общее руководство органами ЕС УВД СССР.
Определен состав Межведомственной комиссии ЕС УВД СССР (от МГА — 7 представителей, включая начальника ЦУВД ГА).
Определен аппарат Межведомственной комиссии ЕС УВД СССР:
— Управление Междуведомственной комиссии МО;
— ЦУВД ГА.
Межведомственной комиссии ЕС УВД СССР поручено методическое руководство центрами.
28 февраля 1984
28 февраля 1984 года издан Приказ МГА СССР № 37 Положение о ЕС УВД.
6 октября 2006
Протоколом заседания Правительства РФ от 06.10.2006 № 35 была одобрена «Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России» и План мероприятий по ее реализации.
6 октября 2006
Директива Минобороны от 06.10.2006 г. № 80 — Начато расформирование военных секторов центров ЕС ОрВД и передача специалистов во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
4 декабря 2007
4 декабря 2007 года Президент Российской Федерации В. Путин Федеральный закон № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка использования воздушного пространства». Государственное регулирование ИВП возложено на один уполномоченный орган в области использования воздушного пространства Российской Федерации — Росаэронавигацию.
Создан механизм регулирования однофрагментной системой оперативных органов ЕС ОрВД.

 

Руководство

Общее руководство по решению вопросов, связанных с созданием, функционированием и развитием Системы было возложено на Межведомственную комиссию ЕС УВД (МВК ЕС УВД), в состав которой входили руководящие представители от МГА, ВВС, ПВО, МРП, МАП и других заинтересованных ведомств.

Председателем МВК ЕС УВД был назначен Главнокомандующий ВВС, а заместителями: заместитель Министра ГА, заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны, командующий авиацией ВМФ и начальник, образованного при МВК ЕС УВД рабочего аппарата Управления межведомственной комиссии (УМВК ЕС УВД). В его состав вначале входили как военные, так и гражданские специалисты.

В 1977 году на основе специалистов гражданской авиации, входящих в структуру УМВК ЕС УВД, было образовано Управление гражданской авиации по ЕС УВД (УГА ЕС УВД). Создание последнего позволило МГА более активно участвовать в развитии системы и оперативно решать вопросы, относящиеся к различным сферам ее деятельности, включая финансирование.

В дальнейшем в МГА на основе УДС и УГА ЕС УВД было создано Центральное управление воздушным движением (ЦУВД МГА), в функции которого входили организация и непосредственное управление воздушным движением по ВТ и МВЛ, в зонах аэроузлов и аэродромов, а также в районах ПАНХ. Управление выполняло и функции аппарата МВК ЕС УВД в части гражданской авиации. В последующем ЦУВД МГА также структурно видоизменялось, но, при этом, указанные выше функции сохранялись.

 

 ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЕ ВВС — ПРЕДСЕДАТЕЛИ МВК ЕС УВД
Годы Ф.И.О. Звание
1969-1984 Главный маршал авиации
1984-1990 Ефимов Александр Николаевич Маршал авиации
1990-1991 Маршал авиации
1991-1998 Генерал армии
1998-2002 Генерал армии
2002-2007 Генерал армии
2007-2012 Генерал-полковник

Анализ функционирования ЕС УВД СССР за весь период ее существования (до 1991 г.) показал, что по сравнению с 1973 г. количество опасных сближений ВС различной ведомственной принадлежности в зонах (районах) сократилось в 3,7 раза, число нарушений порядка использования воздушного пространства снизилось более чем в 8 раз, а среднесуточное время вводимых различного рода ограничений на использование воздушного пространства уменьшилось в 4 раза.

Существенно улучшилось взаимодействие гражданских и военных органов УВД по использованию воздушного пространства, что позволило повысить регулярность и экономичность полетов ВС всех его пользователей.

Так, в результате эффективного использования маршрутов спрямления воздушных трасс и дополнительных (экономичных) эшелонов полетов, не включенных в Перечень ВТ СССР, экономия топлива составила более 300 тыс. тонн в год. Значительно активизировались работы по совершенствованию структуры воздушного пространства страны в результате чего протяженность воздушных трасс возросла более чем в 1,6 раза (с 215 560 км до 345 000 км), более чем в 2 раза увеличилось количество маршрутов спрямления воздушных трасс, что составило 9570 км, и почти в 2,5 раза — участков трасс (222 720 км) с эшелонами до 12 100 км.

Вместе с тем анализ изменения этих показателей в середины 80-х годов выявил тенденцию их стабилизации.

Это означало, что Система уже исчерпала свои возможности и в дальнейшем по мере увеличения интенсивности воздушного движения не сможет эффективно решать поставленные перед ней задачи.

Основной причиной создавшегося положения явился ведомственный принцип организации ЕС УВД, планирования ИВП и УВД, вследствие чего военные и гражданские секторы центров при рассмотрении вопросов использования воздушного пространства зачастую решали их в «своих» интересах. В наибольшей степени это относилось к военным секторам центров, т.к. они были главенствующими в вопросах использования воздушного пространства. Для устранения такого положения в 1990 г. вышло Постановление Правительства № 430 «О дальнейшем совершенствовании ЕС УВД страны», в котором ставилась задача: «Образовать единый государственный орган (Государственную комиссию по ИВП и УВД при Совете Министров — «Госаэронавигацию СССР»), возложив на него решение организационных вопросов по совершенствованию ЕС УВД путем перехода от ведомственных принципов ее организации и функционирования к вневедомственным, а в последующем и практическое руководство Системой».

Решение указанной задачи должно было быть проведено в несколько этапов с окончанием реорганизации в I квартале 1992г. Эта работа активно осуществлялась до 1991 г. пока не произошел распад страны, вследствие чего ЕС УВД СССР была разделена на ряд систем, принадлежащих суверенным национальным государствам.

ЕС ОрВД РФ осталась крупнейшей в мире по объему обслуживаемого воздушного пространства, в котором она организует его использование в целях обеспечения потребностей воздушных перевозок, авиационных работ, а также обороны и безопасности нашего государства.

Об этом свидетельствуют следующие показатели: воздушное пространство в котором наша страна осуществляет организацию ИВП И ОВД, простирается над территорией свыше 25 млн. км2 (9 из которых находятся над акваториями); в отечественных авиакомпаниях (более 250) эксплуатируются свыше 6500 ВС, которые в 2001 г. перевезли 25 млн. пассажиров, а также 350 тыс. тонн грузов и почты; общая протяженность воздушных трасс превышает 500 тыс. км., а количество аэродромов, расположенных на территории страны, составляет более 250 (из которых 63 являются федеральными); в стране функционирует порядка 200 оперативных органов УВД (70 из них являются аэродромными), в которых работает более 30 000 специалистов.

Преобразование СССР в ряд независимых государств и переход Российской Федерации к рыночной экономике коренным образом изменили политические, военные, экономические и социальные условия в стране. Рыночная экономика потребовала, в первую очередь, перехода от командно-административных методов государственного управления к нормативно-правовым. Ликвидация в январе 1992 г. ряда союзных министерств и ведомств, в число которых входили также Министерство гражданской авиации и «Госаэронавигация», потребовала изменения структуры государственного управления гражданской авиацией и относящихся к ней органов, регулирующих воздушное движение. Так например, вместо «Госаэронавигации» была образована «Росаэронавигация», которая пыталась продолжить создание вневедомственной системы ОрВД. Однако,   ведомственные лоббисты оказались сильнее, что в итоге привело к сохранению прежних принципов организации и функционирования Системы, на основе которых работала ЕС УВД СССР. После ликвидации «Росаэронавигации» орган государственного регулирования УВД верхнего уровня прошел ряд структурно-организационных преобразований в соответствие с изменением статуса и организационной структуры бывшего Министерства гражданской авиации.

Начиная с 1993 г. в полной мере функционирует Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Российской Федерации под председательством Главнокомандующего ВВС, а также ее рабочий аппарат в лице Управления по ИВП и УВД МО РФ и Департамента государственного регулирования организации воздушного движения государственной службы гражданской авиации Министерства Транспорта Российской Федерации (ДГР ОВД ГСГА МТ РФ).

За период 1993-2002 гг. было проведено 9 заседаний МВК и 3 заседания ее Президиума, на которых рассматривались при участии всех заинтересованных ведомств проблемные вопросы функционирования и развития ЕС ОрВД РФ, требующие решения на межведомственном уровне.

Необходимо отметить, что начиная с 1973 г. финансирование Системы осуществлялось из государственного бюджета по линии МГА и МО (ВВС). При дефиците и экономном распределении этих средств их обычно (с некоторыми ограничениями) хватало как на покрытие эксплутационных расходов, так и на развитие ЕС УВД СССР. С конца 80-х годов наметилась тенденция сокращения госбюджетных ассигнований, которые по линии гражданской авиации в начале 90-х годов фактически и вовсе прекратилось. Так, в 1993 г. мероприятия по поддержанию системы в эксплуатационной готовности финансировались только на 3 % от необходимого объема, а в 1994 г. они составили менее 1 %.

Все это явилось одной из основных причин кризисного состояния ЕС ОрВД РФ, а действующий в то время финансово-хозяйственный механизм функционирования предприятий по ИВП и УВД с напряжением обеспечивает потребность в финансовых средствах, необходимых для поддержания Системы в эксплуатационной готовности. Обострившийся в стране финансово- экономический кризис существенно повлиял на работу всего авиационного транспортного комплекса, в результате чего произошел значительный спад объемов авиационных перевозок и проводимых им работ.

Так, если в середине 80-х годов среднесуточное количество полетов в воздушном пространстве страны составляло порядка 100 тыс. полетов (в том числе около 50 тыс. полетов гражданской авиации), то в середине 90-х годов среднесуточное количество полетов уменьшилось на порядок, а в отдельные периоды и еще больше. Одновременно с уменьшением внутренних полетов гражданской, а также и военной авиации наметилась тенденция увеличения числа международных полетов зарубежных авиакомпаний, в том числе и транзитных полетов. К 2000 г. (по сравнению с 1995 г.) доля международных полетов увеличилась примерно в полтора раза. За счет поступления платы за аэронавигационное обслуживание таких полетов и осуществлялось в основном финансирование гражданской части ЕС ОрВД. Организационно-структурные преобразования, начавшиеся после 1992 г. в области государственного управления воздушным транспортом, естественно, обусловили необходимость проведения соответствующих изменений в структуре гражданской части ЕС ОрВД, адекватных новым экономическим отношениям.

Важное значение для формирования такой структуры гражданской части Единой системы имело Постановление Правительства № 403-93 г. «О модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации», в котором предписывалось обеспечить в установленном порядке выведение из состава предприятий ГА подразделений, осуществляющих функции организации ИВП и УВД в стране и образовать на их основе унитарные государственные предприятия. Однако, эти мероприятия в силу ряда причин не были выполнены в полном объеме и, прежде всего, из-за несовершенства нормативно-правовой базы, а также усложнения порядка и процедур выделения подразделений служб движения и ЭРТОС из авиапредприятий.

В интересах построения рациональной структуры государственного управления гражданской авиацией и воздушным движением был издан Указ Президент РФ № 382-96г. «О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации» и принято постановление Правительства № 583-96 г. «Вопросы Федеральной авиационной службы России». Этим постановлением в целях повышения безопасности и регулярности полетов, а также в интересах формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением и регулирования ИВП предписывалось создать Федеральное унитарное предприятие по ОВД — «Государственная корпорация по ОВД» и ее дочерние предприятия (в дальнейшем — филиалы).

Финансирование «Госкорпорации по ОВД» и ее дочерних предприятий осуществлялось за счет сборов за аэронавигационное обслуживание и других источников (бюджетные средства, кредиты, компенсационные выплаты за использование воздушного пространства и т.п.).

В соответствии с Постановлением № 403-93 г. была разработана также Федеральная программа модернизации Системы, утвержденная Постановлением Правительства № 468-95 г.

Программой предусматривалось до 2010 г. проведение четырех этапов работ, в процессе которых должны были быть реализованы следующие мероприятия: модернизация организационно- функциональной структуры, а также механизма финансового обеспечения и технического оснащения Системы; создание спутниковых систем связи, навигации и наблюдения, а также соответствующих бортовых систем; максимальное обеспечение потребностей различных пользователей воздушного пространства и интегрирование ЕС ОрВД РФ в систему УВД Западной Европы с последующим ее вхождением в мировую аэронавигационную инфраструктуру.

Разрабатываются новые технические средства автоматизации процессов планирования ИВП и УВД. Так например, порядка 70% гражданских секторов районных центров УВД оборудованы комплексами средств автоматизации отображения воздушной обстановки типа «Альфа», «КАРМ-ДРУ», «Топаз-2000» и «Коринф», используемые частично и для решения задач непосредственного УВД в военных секторах, для которых разрабатывается и внедряется специализированный комплекс малых средств автоматизации планирования и управления «Небосвод». В ряду этих работ необходимо отметить также комплекс мероприятий, проводимых Главным центром планирования потоков воздушного движения в интересах автоматизации процессов использования воздушного пространства, а также расчета и контроля поступления аэронавигационных сборов и т.п.

Обобщение и анализ опыта функционирования отечественной системы ОрВД показывали, что в правовом, организационном, технологическом и техническом аспектах ее деятельности имеются недостатки, которые устраняются эволюционным путем в интересах повышения безопасности воздушного движения и эффективности использования воздушного пространства. Над этим работала Межведомственная комиссия и ее аппарат, соответственно возглавляющий гражданскую и военную части Системы.

Протоколом заседания Правительства РФ от 06.10.2006 № 35 была одобрена «Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России» и План мероприятий по ее реализации.
Необходимо поэтапное реформирование ЕС ОрВД, взаимодействующих с ней систем и обеспечение перехода к перспективной АНС.
АНС должна представлять собой единую систему организации ИВП и АНО пользователей.
АНС является системой более высокого уровня иерархии, чем действующая ЕС ОрВД.
До 2008 года завершить формирование организационно – функциональной структуры АНС с едиными гражданско-военными органами.
До 2025 года — широкое внедрение метода «свободных полетов»; интеграция в мировую аэронавигационную систему.
Воздушное пространство является ресурсом АНС, используемым в интересах граждан, экономики и обеспечения национальной безопасности. Любые ограничения воздушного пространства ОВД должны носить временный характер.

06 октября 2006 года Директива Минобороны № 80 — Начато расформирование военных секторов центров ЕС ОрВД и передача специалистов во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

4 декабря 2007 года Президент Российской Федерации В. Путин Федеральный закон № 332-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка использования воздушного пространства». Государственное регулирование ИВП возложено на один уполномоченный орган в области использования воздушного пространства Российской Федерации — Росаэронавигацию.

Создан механизм регулирования однофрагментной системой оперативных органов ЕС ОрВД.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА И УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 1994 г. N 1148
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.95 N 568)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.97 N 462)
Постановлением Правительства РФ от 07.06.95 N 568 внесены изменения в состав данной комиссии.
1. Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Российской Федерации (далее — Межведомственная комиссия) является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением.
2. Межведомственная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
3. На Межведомственную комиссию возлагаются:
организация и обеспечение мероприятий по рациональному распределению воздушного пространства в интересах экономики и обороны страны, непрерывности управления воздушным движением;
разработка предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства и порядку его использования;
совершенствование форм и методов управления воздушным движением;
рассмотрение программ и планов оснащения органов Единой системы управления воздушным движением Российской Федерации техническими средствами обслуживания воздушного движения, отвечающими требованиям мирного и военного времени;
координация научных исследований по проблемам использования воздушного пространства и управления воздушным движением;
анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Межведомственной комиссии, разработка и представление предложений по его совершенствованию;
рассмотрение и корректировка планов и мероприятий по взаимодействию органов управления воздушным движением Российской Федерации с органами управления воздушным движением других государств;
подготовка предложений по порядку перевода системы управления воздушным движением Российской Федерации на военное положение.
4. Межведомственная комиссия для решения стоящих перед ней задач имеет право:
привлекать в установленном порядке квалифицированных специалистов для консультаций и экспертиз;
направлять для исполнения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, на предприятия и в организации предложения о проведении комплексных исследований в интересах управления воздушным движением Российской Федерации, а также о прекращении разработки и производства радиотехнических и других средств управления воздушным движением, если эти средства не отвечают требованиям единой технической политики в области управления воздушным движением;
осуществлять контроль за выполнением пользователями воздушного пространства решений Межведомственной комиссии, запрашивать и получать от них доклады, ведомственные нормативные акты, другие необходимые документы и справочные материалы по вопросам использования воздушного пространства и управления воздушным движением;
рассматривать предложения и принимать решения о привлечении ведомственных органов управления воздушным движением и об использовании радиотехнических и других средств управления в интересах обеспечения управления воздушным движением Российской Федерации.
5. Руководство Межведомственной комиссией осуществляется председателем Межведомственной комиссии, назначаемым Правительством Российской Федерации.
6. Заседания Межведомственной комиссии проводятся по необходимости, но не реже двух раз в год.
Периодичность и время заседаний Межведомственной комиссии определяются президиумом Межведомственной комиссии.
В период между заседаниями Межведомственной комиссии ее функции осуществляет президиум Межведомственной комиссии.
Положение о президиуме Межведомственной комиссии утверждает Межведомственная комиссия.
7. Заседания Межведомственной комиссии и ее президиума считаются правомочными при наличии более половины их членов.
8. В случае невозможности присутствия члена Межведомственной комиссии или члена президиума на заседании по уважительной причине его мнение по рассматриваемому вопросу представляется в письменном виде полномочным представителем.
9. На заседании Межведомственной комиссии или ее президиума для решения вопросов, затрагивающих интересы отдельных федеральных органов исполнительной власти, организаций или предприятий, обязательно присутствие их представителей.
10. Межведомственная комиссия и ее президиум принимают решения путем открытого голосования. Члены Межведомственной комиссии и ее президиума обладают равными правами при принятии решений. Решения считаются принятыми, если они поддержаны большинством голосов присутствующих членов Межведомственной комиссии и членов ее президиума.
11. Решения Межведомственной комиссии и ее президиума по вопросам, относящимся к ее компетенции, являются обязательными для пользователей воздушным пространством Российской Федерации.
Решения Межведомственной комиссии издаются в форме постановлений.
12. Подготовка материалов для рассмотрения Межведомственной комиссией и ее президиумом, контроль и проверка исполнения постановлений, контроль за деятельностью органов Единой системы управления воздушным движением, а также организационно — техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляются Управлением по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службой Российской Федерации.
13. Межведомственная комиссия имеет бланки и печать установленного образца.

 

 

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.