МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Филиал “Аэронавигация Центральной Волги”

Хронология >   Руководство>   О филиале>   Фотогалерея>

ИСТОРИЯ ФИЛИАЛА

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

Хронология значимых событий

 Дата  Описание события
21 декабря 1993 года 21 декабря 1993 года – официальная дата образования филиала «Аэронавигация Центральной Волги». Именно тогда в Самарской области (на основании Постановления СМ-Правительства Российской Федерации от 30.04.1993 № 403 «О модернизации ЕС ОрВД РФ», приказа Министра транспорта РФ от 22.06.1993 №43 «О мерах по реализации Постановления СМ — Правительства РФ  от 30.04.1993» и письма Росаэронавигации от 12.11.1993 № 135-685 РАН) было учреждено государственное предприятие – Самарский центр по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением «Самарааэроконтроль», преобразованное затем в региональное государственное предприятие по ИВП, УВД, РТО и связи «Волгааэронавигация».

Свидетельство о регистрации ГП по ИВП и УВД «Самарааэроконтроль»

Приказ Председателя Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области России № 1137 от 22.12.1993

03.06.1994 Приказ Росаэронавигации от 03.06.1994 г. № 50 «О формировании государственной системы по ИВП и УВД на территории Приволжского региона»
2000 ГП «Волгааэронавигация» реорганизовано в ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги».
2004 ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» реорганизовано в филиал «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
2013 14 ноября 2013 года открыт Самарский Укрупнённый Центр ЕС ОрВД.

 

Руководство

 

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1993 – 2020 Бобылев Владимир Павлович Генеральный директор ГП, ГУДП.

Директор филиала

Подробнее >
2020 — 2022 Бобылев Дмитрий Владимирович Директор филиала Подробнее >
2022 — н/в
Назаров Николай Александрович
Директор филиала
Подробнее >
до 2021 Аветов Александр Иванович Первый заместитель директора Подробнее >
Сергеев Андрей Александрович Заместитель директора по управлению персоналом Подробнее >
Бауэр Юрий Евгеньевич Заместитель директора по безопасности Подробнее >
до 2021 Твердохлеб Александр Иванович Начальник Самарского ЗЦ ЕС ОрВД Подробнее >
Кузовлев Сергей Александрович Начальник службы движения филиала Подробнее >
Малышев Роман Григорьевич Начальник службы ЭРТОС филиала Подробнее >
Рылкина
Галина Анатольевна
Главный бухгалтер Подробнее >

Чаплыгин Валерий Александрович

Заместитель директора филиала-начальник регионального центра ЕС ОрВД Подробнее >

Фадеев Владимир Николаевич

Заместитель директора филиала по безопасности Подробнее >

Старожилец Александр Ефимович

Начальник отдела инспектирования, контроля качества АНО Подробнее >

Кротов Кирилл Валерьевич

Заместитель директора филиала по инфраструктуре Подробнее >

Шестак Александр Борисович

Начальник отдела правового обеспечения, претензионно-исковой работы и имущественных отношений Подробнее >

 

О филиале

КОНТАКТЫ:
Дирекция. 443901, Самарская обл., г. Самара, территория аэропорт «Курумоч», 10
(846) 278-47-84 (приемная), факс (846) 278-46-75
АФТН: УВВУРАДУ
Е-mail:office@cv.gkovd.ru

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

Филиал включает в себя следующие структурные подразделения: 8 Центров ОВД – Базовый (г.Самара), Башкирский, Оренбургский, Орский, Пензенский (с Саранским отделением), Саратовский, Ульяновский и Чувашский (с Йошкар-Олинским отделением), а также Самарский Зональный Центр Единой Системы Организации Воздушного Движения (ЕС ОрВД).

Зона ответственности, в воздушном пространстве над которой решаются задачи организации ИВП, УВД и обеспечения безопасности полетов, составляет более 620 000 кв. км. Через зону проходят 79 воздушных трасс общей протяжённостью 28254 км, из них 67 трасс (26708км) международные. На территории обслуживания филиала расположены 38 аэродромов и 143 посадочные площадки различных ведомств.

14 ноября 2013 года на базе филиала был открыт Самарский Укрупнённый Центр ЕС ОрВД. Создание Укрупненного Центра, в настоящее время, позволяет из единого зала осуществлять аэронавигационное обслуживание воздушных судов (включающее в себя планирование, координирование, непосредственное управление воздушным движением) над территорией десяти субъектов РФ: Самарская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, республики Башкортостан, Татарстан (на высотах свыше 6000 метров), Марий Эл, Мордовия и Чувашия.

Самарский Укрупнённый Центр ЕС ОрВД оснащён новейшим оборудованием. ООО «Фирма НИТА» изготовила и поставила в филиал принципиально новую автоматизированную систему, которая внедрена в России впервые. Её основой является соответствующий стандартам Евроконтроля комплекс средств автоматизации управления воздушным движением «Альфа» версии 5. Для обеспечения подготовки персонала ОВД к работе на новой АС ОрВД в эксплуатацию введён, также впервые в России, комплексный диспетчерский тренажёр «Эксперт».

Деятельность филиала «Аэронавигация Центральной Волги» сертифицирована Международной организацией по стандартизации ISO.

Трудовая деятельность коллектива филиала по достоинству оценена. Решением экспертного совета, состоящего из представителей Российского Совета Промышленников и Предпринимателей, Высшего Женевского Института Бизнеса и Управления, филиал «Аэронавигация Центральной Волги» удостоен золотой медали «За безупречную деловую репутацию».

Количество работников – более 2200,

из них специалистов ОВД – более 730,

специалистов ЭРТОС — около 760.

ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги»

Отдел движения Приволжского ОМТУ ВТ Минтранса России был создан в 1960 году. В разные годы отдел возглавляли:

1960-1976 гг. — Петр Яковлевич Баско;

1976-1978 гг. — Семен Маркович Винарский;

1978-1980 гг. — Александр Данилович Грачев;

1980-1984 гг. — Родион Александрович Велиуллов;

1984-1985 гг. — Александр Павлович Жуплатов;

1985-     1993 гг. — Николай Поликарпович Селиверстов.

В период с 1984 г. по 1987 г. руководство отделом движения и службой ЭРТОС осуществлял заместитель начальника управления по УВД и ЭРТОС Виктор Сергеевич Артемьев.

С 1960 г. по 1993 г. в отделе работали старшие диспетчеры- инспекторы Андрей Васильевич Гаркин, Геннадий Александрович Марков, старший инженер-инспектор по метеообеспечению Надежда Федоровна Татушенко.

С 1993 г. по 1998 г. отдел не существовал, специалисты УВД, ЭРТОС и метеообеспечения входили в состав структуры инспекции по безопасности полетов.

В 1960-62 гг. в состав управления входил отдел радионавигации и связи (ОРиС). Возглавлял отдел Василий Иванович Никифоров.

В 1962 году отдел был переименован в отдел ЭРТОС.

В 1962-87 гг. отделом руководил Геннадий Яковлевич Вождаев, в 1987-91 гг. — Анатолий Тихонович Пожидаев.

В 1991 году отдел ЭРТОС был переименован в зональный центр ЭРТОС, который был сокращен в 1993 году.

В отделе работали: Вождаев Г.Я., Мангушев Н.М., Прокушев Б.Г., Мартыненко А.И., Рыбаков М.В., Гусак А.С., Павлухин И.М., Токарев О.С.

В 1998 г. в составе управления был организован отдел государственного регулирования ОрВД и ЭРТОС, куда вошли специалисты ОрВД, ЭРТОС и метеообеспечения.

С 1998 г. по 2001 г. отделом руководил Родион Александрович Велиуллов, с 2001 г. по настоящее время — Анатолий Иванович Панкратовский.

Государственное унитарное дочернее предприятие «Аэронавигация Центральной Волги» ведет свою историю с 1993 г., когда во исполнение постановления Совета Министров — Правительства РФ «О модернизации единой системы организации воздушного движения в стране», началось его формирование.

Процесс формирования предприятия в основном был завершен в конце 2001 г. в ходе реализации принятой в России концепции создания государственной системы по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением.

ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» со дня его основания и до 2020 года возглавлял Владимир Павлович Бобылев. Трудовую деятельность он начал в 1973 г. в службе движения Куйбышевского предприятия после окончания Кировоградского летно-штурманского училища ГА. Прошел путь от диспетчера до заместителя начальника аэропорта — начальника службы движения.

В 1984 г. успешно окончил командный факультет Академии гражданской авиации, с 1996 г. — кандидат технических наук, в 1997 году избран академиком Академии транспорта.

В 1993 г. был избран на должность директора предприятия «Самарааэроконтроль». Год спустя назначен генеральным директором регионального государственного предприятия по ИВП, УВД и связи «Волгааэронавигация». С 2000 г. — генеральный директор ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги».

Являясь руководителем этого предприятия, основную деятельность направляет на практическое воплощение концепции, реализуемой в России, по созданию единой государственной системы по ИВП и УВД. В сложных экономических условиях переходного периода Владимир Павлович сумел организовать устойчивую работу предприятия. Много внимания уделяет решению социальных проблем, подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров.

ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» включает в себя Самарский, Пензенский, Саратовский, Оренбургский, Нижегородский, Ульяновский и Чувашский филиалы, насчитывает около 2 000 работников и является одним из ведущих предприятий в системе воздушного транспорта не только Поволжья, но и России. Последнее кроме всего прочего объясняется и географическим положением Поволжья: оно находится в европейском центре страны на перекрестке всех воздушных путей. Воздушное пространство, в котором предприятие осуществляет свою деятельность, простирается над территорией площадью 1,8 млн. км2, с протяженностью воздушных трасс 5760 км, из которых 2 178 км — международные воздушные трассы.

Предприятие решает следующие важные задачи: управление воздушным движением на всех этапах полета воздушного судна с момента запуска двигателей при взлете и до выключения их после посадки; обеспечение безопасности полетов воздушных судов, пропускной способности воздушного пространства, адекватной текущим потребностям пользователей, и возможности ее беспрепятственного наращивания в целях удовлетворения будущих запросов; обеспечение максимальной экономичности воздушного движения на основе оптимизации ограничений и задержек, интеграции в мировую аэронавигационную структуру; удовлетворение требований по обеспечению обороноспособности страны.

Для того чтобы гарантировать безопасность воздушного движения, необходимо иметь высококвалифицированные кадры, современные надежные средства контроля за полетами, эффективную структуру воздушного пространства. Постоянное совершенствование этих трех составляющих является основной целью, определяющей как повседневную работу, так и перспективы развития предприятия.

Основу, костяк предприятия составляют две ведущие службы — УВД и ЭРТОС. В коллективе службы УВД работают высококвалифицированные кадры, настоящие профессионалы своего дела: 60 % личного состава службы — специалисты 1-го класса, 30% — 2-го класса и только 10 % — 3-го класса. Более 83 % специалистов имеют высшее и среднее специальное образование, более 70 % подготовлены и допущены к управлению полетами на английском языке по правилам и терминологии Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Эффективную, целенаправленную работу по поддержанию высокого уровня профессиональной подготовки диспетчерского состава проводили и проводят: в Самарском филиале — Аветов А.И. — заместитель директора по производству, в Саратовском филиале — Перов Г.В. — начальник службы ОрВД.

Аветов А.И. Трудовую деятельность начал в службе движения Куйбышевского ОАО в 1972 г. после окончания отделения диспетчеров Ульяновской ШВЛП. Прошел последовательно все ступени от рядового диспетчера до директора службы УВД, с декабря 2001 г. — заместитель директора самарского филиала по производству. Освоил работу на всех пунктах УВД, имеет квалификацию диспетчера 1-го класса, допуск к обслуживанию международных полетов на английском языке. Работая в должностях руководителя полетов, директора по УВД, зарекомендовал себя умелым организатором, инициативным, целеустремленным и грамотным руководителем, активно занимался вопросами повышения профессионального мастерства диспетчерского состава, помогал освоению процедуры УВД с применением единственной в России аэродромной автоматизированной системы УВД «Буран-К». Неоднократно поощрялся руководством предприятия.

Перов Г.В. Окончил Ульяновскую ШВЛП, Академию гражданской авиации. Трудовую деятельность в гражданской авиации начал диспетчером службы движения и последовательно прошел путь до заместителя директора Саратовского Центра по ИВП, УВД и РТО «Саратоваэроконтроль». С декабря 2001 г. — начальник службы ОрВД Саратовского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги». Стаж работы в отрасли 32 г. Обладает незаурядными организаторскими способностями, широким кругозором. Активно участвует в разработке методической и технологической документации, в работе по внедрению в процесс УВД новой техники и прогрессивных технологий на воздушном транспорте. Неоднократно поощрялся руководителями.

Высокую надежность радиотехнических средств УВД обеспечивает инженерно-технический состав службы ЭРТОС. Это хорошо подготовленные специалисты, тоже, как правило, с высшим и среднетехническим специальным образованием (более 33% и около 42 % общей численности службы соответственно). Одним из ярких представителей плеяды заслуженных работников, стоявших у истоков формирования служб ЭРТОС, является первый заместитель директора — заместитель по производству Нижегородского филиала Каленюк М.П. Трудовую деятельность в Нижегородском объединенном авиаотряде начал в 1963 г. после окончания с отличием Рыльского авиационного училища спецслужб ГВФ по специальности «техническая эксплуатация наземных радиосредств самолетовождения и посадки».

В период с 1963 по 1973 г. последовательно занимал должности техника, инженера, старшего инженера службы радионавигации и связи (служба РиС). С 1973 г. работал: в руководящих должностях: начальником службы РиС, заместителем начальника аэропорта — главным инженером, начальником базы ЭРТОС. С 1994 г. по настоящее время, после реорганизации Горьковского объединенного авиаотряда, — первый заместитель директора Нижегородского филиала — начальник базы ЭРТОС ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги».

За 36-летний период работы на одном предприятии показал себя грамотным, хорошо знающим свое дело специалистом, умелым организатором и руководителем. Внес большой личный вклад в развитие средств радиотехнического обеспечения полетов и организацию воздушного движения. Под его непосредственным руководством две ИВПП аэродрома Стригино (г. Нижний Новгород) оснащены средствами посадки, обеспечивающими полеты по метеоминимуму I категории ИКАО. Начата модернизация средств радионавигации и ОВД по реализации федеральной программы ЕС ОВД до 2005 г. Постоянно повышает свой общеобразовательный и профессиональный уровень: в 1976 г. без отрыва от производства окончил МИИГА.

Для проведения целенаправленной методической работы, поддержания высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и постоянного совершенствования их знаний и практических навыков в ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» создан учебно-производственный центр, состоящий из тренажерного центра, центра подготовки к УВД на английском языке по правилам и терминологии ИКАО, центра контроля теоретических знаний специалистов ОВД. Основу оборудования составляют современные ПЭВМ и соответствующее программное обеспечение. Кроме того персонал ОВД проходит подготовку в зарубежных центрах. С октября 1994 г. по 2002 г. в учебных центрах США, Великобритании и Италии прошли обучение и стажировку 134 специалиста УВД и ЭРТОС.

Готовность к обеспечению высокого уровня безопасности воздушного движения зависит от комплекса мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование процесса УВД и его соответствие мировым стандартам. Важным направлением является модернизация средств радиотехнического обеспечения полетов и связи пунктов УВД. С этой целью в Самарском филиале как одном из более перспективных, обслуживающем интенсивные самолетопотоки, в том числе и международные, впервые в России введена в штатную эксплуатацию российско-итальянская аэродромная автоматизированная система управления воздушным движением «Буран-К». Самарский районный центр ЕС ОрВД оснащен отечественным комплексом автоматизированных средств отображения информации «Альфа», который совместно с отечественными трассовыми радиолокаторами нового поколения «Лира-1» позволяет автоматизировать многие процессы управления воздушным движением на воздушных трассах и вне их.

Для этих же целей в Пензенском филиале используется отечественный комплекс автоматизированных рабочих мест «КАРМ АЦ УВД», а в Саратовском филиале — отечественный комплекс отображения радиолокационной информации «Коринф». Все эти комплексы соответствуют мировым стандартам.

Значительная роль в решении задач модернизации радиотехнического оборудования управления воздушным движением в Саратовском филиале принадлежит начальнику службы ЭРТОС Панину Ю.Я. Окончил Саратовский авиационный техникум (1964) и Саратовский политехнический институт (1974).

Трудовую деятельность в гражданской авиации начал в 1968 г. в Саратовском авиапредприятии, где прошел путь от радиотехника радионавигации и связи до начальника базы ЭРТОС. В настоящее время является начальником службы ЭРТОС Саратовского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги».

Под его непосредственным руководством только за последние годы внедрены основные радиотехнические средства управления воздушным движением на аэродроме Саратов (Центральный): система посадки СП-80М, трассовый радиолокатор 1РЛ-139P3, приводные радиостанции АРМ-150, средства объективного контроля магнитофоны ДМ-216, комплекс отображения радиолокационной информации «Коринф».

В 1996 г. ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Несмотря на определенные финансовые трудности, процесс модернизации РТС УВД в предприятии продолжается. На ближайшую перспективу запланированы: замена устаревших аэродромных радиолокаторов на современные типа «ЭкрАн-85» в Нижегородском, Саратовском и Оренбургском филиалах, модернизация аэродромного радиолокатора в Чувашском филиале, оснащение пунктов УВД Ульяновского филиала комплексом «Альфа», а Оренбургского филиала -современной системой вторичной радиолокации и комплексом «Альфа». Выполнение этих мероприятий позволит повысить уровень безопасности воздушного движения и привлечь иностранные и российские авиакомпании к освоению новых воздушных трасс, проходящих через зону ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги».

Но совершенно очевидно, что каким бы современным ни было оборудование, во главе всего процесса УВД стоит человек — диспетчер, радиотехник. Отсюда и особое внимание руководства ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» к условиям труда и быта сотрудников. Более 50 % собственных средств предприятия направляются на развитие социальной сферы. Только на улучшение условий труда истрачено более 15 млн. руб. Капитально отремонтированы диспетчерские пункты. Большое внимание уделяется дизайну и микроклимату в помещениях. За последние два года за счет предприятия построено 16 квартир для сотрудников, многие воспользовались беспроцентной ссудой для строительства жилья. «Аэронавигация Центральной Волги» — единственное предприятие подобного профиля в стране, предоставляющее раз в году своему работнику и членам его семьи бесплатные авиабилеты в любую точку нашей страны.

Не забывает предприятие и тех, кто стоял у истоков формирования служб УВД и ЭРТОС. Ежегодно при праздновании Дня Победы коллектив чествует ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда.

Процесс реорганизации предприятия продолжается. Предполагается, что в структуру ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» войдут аэронавигационные предприятия Мордовии, Татарстана, Башкортостана. Задача — организовать дееспособное, с устойчивой экономикой предприятие, завершить процесс организации ГУДП «Аэронавигация «Центральной Волги», обновить парк радиотехнических средств, оптимизировать структуру воздушного пространства, направить потоки воздушных судов по оптимальным маршрутам, что принесет ощутимый экономический эффект.

Укрупнение предприятия позволит проводить на всей территории, объединенной в ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги», единую техническую и кадровую политику, будет способствовать более полному решению социальных вопросов сотрудников.

Все этого необходимо для достижения главной цели работы предприятия — сделать небо Поволжья и всей России самым безопасным на планете.

Пензенский филиал ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги «

Пензенский аэропорт в силу своего удобного географического положения — он находится на трансазиатской воздушной трассе — и благоприятной метеорологической обстановки должен был стать международным. Не вышло. Свои самолеты продали, чужие визитом не балуют. Стало быть мы в пролете, в прямом смысле слова, ведь жизнь затаилась, спряталась в радиоэфире.

27 августа 1924 г. Пенза второй раз увидела самолет (впервые это произошло 6 мая 1911 г., когда известный летчик Васильев А.В. на «Блерио-11» взлетел с бегового ипподрома и совершил демонстрационный полет над городом). «Юнкерс-13», пилотируемый начальником Борисоглебской школы военных летчиков Ремизкжом и одним из курсантов, приземлились на поле в Терновке. Целью визита была закупка лесоматериала для нужд собственного аэродрома. Строительство аэродрома в Терновке началось спустя десять лет. По одним данным, открылся он 2 июля 1934 г., по другим — весной 1939 г. Радиоцентр, построенный в 1936 г., имел три радиопередатчика и один радиомаяк. Работали они от маломощного генератора. Движение в зоне было редким, и малозагруженный эфир позволял существующим средствам связи удовлетворительно направлять пролетающие (преимущественно) самолеты и не давать летчикам отклоняться от курса. Аэродром работал в светлое время суток, в основном в весенне-летний период. Через Пензу транзитом шли самолеты У-2, П-5, ПР-5, HZ, К-4, К-5, «СТАЛЬ-2», «СТАЛЬ-3» и другие. Они перевозили матрицы центральных газет, почту и срочные грузы, редких авиапассажиров. Первое здание аэровокзала было построено в 1938 г. Тогда в аэропорту работало 20 человек. Движением руководили начальник аэропорта Шелестов И.А. и его заместитель Жданов В.П., оформлением грузов и пассажиров занимался счетовод. В 1940 г. из Саратова в Пензу прибыло звено самолетов У-2 в почтовом и санитарном вариантах. Командиром звена был Зацепа Н.И. 17 мая 1940 г. открылось воздушное сообщение между Пензой и районами области. До войны по местным воздушным линиям выполнялись почтовые и санитарные рейсы. Роль аэропорта возросла во время Московской битвы, когда Правительство СССР и Генеральный штаб были эвакуированы в Куйбышев. На войну отправляли срочные грузы, обратно — раненых. Начиная с 1941 г., здесь стали садиться перегоняемые на фронт советские истребители ЛА-5, ПА-7, Як-3 и другие. С Дальнего Востока и Кольского полуострова по ленд-лизу шли «харрикейны» и «спитфайры» (Англия), «аэрокобры» и «киттихауки» (США).

После войны в аэропорту появились собственные самолеты По-2. В мае 1945 г. на них начались санитарные рейсы по области, в августе 1945 г. — регулярные почтовые перевозки, в мае 1947г. — грузовые, в апреле 1948 г. — авиахимработы (совхоз им. Коминтерна, ныне МП «Оленовский»), в октябре 1949 г. — регулярные пассажирские перевозки (Пенза — Лопатино).

В 1948 г. вместо малосильного генератора в радиоцентре установили мощную электростанцию, началось строительство высоковольтной ЛЭП, наладили внутреннюю и городскую телефонную связь, оборудовали коммутатор на 40 абонентов. После того как были смонтированы командная и стартовая радиостанции, приводная радиоустановка, KB-пеленгатор, через Пензу начались регулярные пассажирские рейсы на самолетах Ли-2 и С-47. В 1950 г. довоенный радиоцентр сгорел. В процесс восстановления он был вновь переоборудован. «Возделано» новое антенное поле, установлены новые радиопередатчики и радиомаяки, неоновыми огнями засветилась взлетно-посадочная, пока что грунтовая полоса. Это позволило в феврале 1950 г., принять первый ночной рейс: Ли-2 (КВС Герой Советского Союза, заслуженный пилот СССР Анопов Б.А.) следовавший по маршруту Москва — Пенза — Куйбышев «открыл» пензенский аэропорт как круглосуточный. Через год в Пензу стали летать самолеты Ил-12, затем Ил-14.

В 1956 г. на западной окраине аэродрома появился первый ОРЛ-Т (обзорный радиолокатор трассовый) П-20 «Ромашка». В это же время у взлетно-посадочной полосы заработал и первый ОРЛ-А (обзорный радиолокатор — аэродромный) ОДРЛ-7. В радиоцентре появились новые передатчики, вместо КВ-пеленгатора установлен УКВ-пеленгатор, вместо приводной радиоустановки на два направления заработала система посадки с курсовым и глиссадным радиомаяками. Все аэродромные службы были подключены к промышленной электросети, вместо телефонов с ручным включением появилась АТС, застучали телетайпы, организована внутренняя громкоговорящая связь и система оповещения пассажиров. В феврале 1963 г. сдано в эксплуатацию нынешнее здание аэровокзала.

В процессе реконструкции аэропорта (1971-72 гг.) были построены бетонные взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки, обновлены связное, радиолокационное, радионавигационное светосигнальное оборудование, система захода на посадку в сложных метеоусловиях. Аэропорт стал обслуживать самолеты Ан-24, Як-40, Ту-124, Ан-10. С 1973 г. пролетом пошли «иностранцы».

В 1975 г. в связи с расширением аэродрома и вводом в эксплуатацию нового ОРЛ-Т П-35 «Сатурн» в целях экологической безопасности была освоена новая радиолокационная позиция, на горе в 3 км к югу. Пассажиры стали летать на самолетах Ил-18 и Ту-134, появилась возможность принимать Ан-22, Ил-16, Ту-154, В-737-200.

Последних положительных результатов в своем развитии Пензенский ОАО добился в 1990 г. В это время собственный самолетный парк составлял 59 самолетов: 40 единиц Ан-2, 14 единиц Ан-24, 1 самолет Ан-26 и 4 единицы Ан-12. В авиаотряде работало 1 239 человек, в том числе 250 пилотов и 320 человек инженерно-технического состава. Регулярное авиасообщение было налажено с 61 населенном пунктом СССР, в 27 из них летали пензенские самолеты. Пассажиров обслуживали самолеты Ан-2, Л-410, Як-40, Ан-24, Як-42. За год было перевезено 282 236 пассажиров, 5275 т грузов, 159 т почты, обработано 614 тыс. га сельхозплощадей. Доходы составили 11 млн. 825 тыс. руб. В 1992- 98гг. из Пензы выполнялись чартерные международные рейсы — грузовые на Ан-12 и Ан-26, пассажирские на Ан-24 (в сентябре 1994 г. было сделано два рейса в Стамбул). Раньше расходы, связанные с эксплуатацией авиационной техники, покрывались за счет отрасли, теперь затраты на содержание самолетного парка легли на крылья самого авиаотряда. Они надломились: в 1991 г. авиаотряд пошел вниз по спирали, в 1998-м сорвался в штопор. 28 мая 1998 г. решением арбитражного суда Пензенской области из-за огромных долгов на предприятии было введено внешнее управление — началась процедура банкротства.

8 сентября 1998 г. авиаотряд выполнил последний пассажирский рейс (Санкт-Петербург — Саранск — Пенза). Последний полет пензенского самолета, в последний раз пилотируемого пензенским экипажем, состоялся 27 июля 1999 г. (технический рейс Березники — Пенза). Конкурсное управление, введенное 28 октября 1999 г., занялось ликвидацией предприятия. По сути, его уже не было: ресурс авиационной техники выработан, сроки аттестации летного и инженерно-технического состава закончились. 1 октября 2001 г. воздушные ворота официально закрылись. Сегодня бывший аэропорт имеет статус оперативной точки «Терновка». Взлет — посадка разрешены только воздушным судам 4-го класса (самолетам Ан-2 ООО «Пенза-Авиа» и вертолетам). Полеты не прекратились лишь в радиоэфире.

1 сентября 1993 г. на базе РЦ УВД и службы ЭРТОС Пензенского авиаотряда было создано ГП по ИВП и УВД «Аэро-Пенза» — первое в Поволжье. 1 декабря 2001 г. предприятие было реорганизовано в Пензенский филиал ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» (Самара) и в этом качестве работает в настоящее время. Директором филиала был назначен Осколков Юрий Иванович.

Свою трудовую деятельность начал в службе движения Пензенского ОАО в 1979 г. после окончания Рижского летнотехнического училища ГА. Работал в должностях диспетчера РЦ ЕС УВД, старшего диспетчера, начальника РЦ ЕС УВД — руководителя полетов, начальника службы движения. Зарекомендовал себя грамотным специалистом и ответственным работником.

В 1993 г. трудовым коллективом выбран директором ГП по ИВП и УВД «Аэро-Пенза», в дальнейшем утвержден в этой должности председателем » Росаэронавигации «.

С 01.12.01 г. в связи с реорганизацией предприятия назначен директором Пензенского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги». В 1995 г. окончил Академию гражданской авиации. Прошел профессиональную переподготовку в Центре переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ МГ ГУ ГА по программе «Управление и коммерческая эксплуатация на воздушном транспорте».

Внес большой личный вклад в становление и развитие предприятия.

Главную цель для него — повышение уровня безопасности полетов и качества управления воздушных движением. Много внимания уделяет техническому перевооружению радиосредств обеспечения полетов. В своей деятельности соблюдает требования законодательства и устава предприятия. Обеспечивает своевременное и качественное выполнение государственного заказа по аэронавигационному обслуживанию. Грамотно организовывает финансово-хозяйственную деятельность предприятия для обеспечения прибыльности и поступления в федеральный бюджет установленных законодательством налогов. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы.

Умело проводит кадровую политику, способствует повышению квалификации работников предприятия. Проводимая политика управления предприятием и персоналом поддерживается профсоюзами. Возникающие вопросы и противоречия решаются путем переговоров, как правило, решение принимается в пользу трудового коллектива.

Чуткий и внимательный руководитель. Инициативен, хороший организатор производства. Неоднократно поощрялся администрацией Первомайского района.

Над Пензенской областью проходит очень оживленная трансазиатская международная трасса. В сутки по ней пролетает примерно 120 самолетов (около 50 зарубежных и свыше 70 российских) почти 50 авиакомпаний мира. В Пензенском филиале работают 70 диспетчеров. Допуск к работе с иностранными бортами имеют 26 человек, 23 из них прошли стажировку в Англии и США. У всех большой опыт летной, штурманской, диспетчерской работы.

Аэронавигационные радиотехнические средства обеспечения полета находятся на территории аэропорта и в его окрестностях, коридорно-приводные радиостанции — по всей области. ОРЛ-Т «Меч» с радиусом действия 300 км введен в эксплуатацию в июне 1994 г., ОРЛ-А «Экран» с радиусом действия 370 км — в марте 1997 г. Оба локатора работают одновременно и фиксируют все, что происходит в воздушном пространстве Пензенской области и части сопредельных территорий. Оборудование РЦ УВД до 1997г. было примитивным. В огромном количестве неизвестно кому принадлежащих светящихся точек надо было не только сориентироваться, но и вовремя среагировать, чтобы не свести их. Теперь диспетчерские пульты компьютеризированы. Дисплей выдает наличие и расположение бортов в воздушной зоне и ее окрестностях, бортовой номер или международный код самолета, эшелон, скорость, остаток топлива, азимут, удаление. Работать стало намного спокойнее, но перспективы не радуют: только в эфире «летать» не хочется.

Мякиньков А.В. производственную деятельность в системе гражданской авиации начал в марте с 1967 г. в качестве радиотехника радиолокационной системы посадки в Пензенском объединенном авиаотряде после окончания Рыльского авиационного училища спецслужб ГА.

По окончании Московского института инженеров ГА в марте 1977 г. был назначен на должность инженера узла радионавигации. В 1988 г. был назначен начальником службы ЭРТОС.

При образовании 1 сентября 1993 г. ГП по ИВП и УВД «Аэро-Пенза» назначается заместителем директора по ЭРТОС. В результате реорганизации и образования Пензенского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» 1 декабря 2001 года вновь в должности начальника службы ЭРТОС. Обладает высокими организаторскими способностями, является генератором идей, глубокий аналитик. Легко решает любые производственные задачи. При заключении договоров со сторонними организациями умеет соблюсти интересы обеих сторон. Пользуется заслуженным авторитетом. В должности руководителя службы ЭРТОС умело проводит техническую политику в реконструкции и внедрении радиотехнического оборудования в целях повышения уровня УВД и безопасности полетов. Среди авиационных предприятий Среднего Поволжья состояние и техническое развитие радиосредств обеспечения полетов считается наилучшим.

Тюкин П.А. В службе движения Пензенского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» работает с 1979 г. после окончания Рижского ЛТУ ГА. В должности старшего диспетчера РЦ с 1984 г., в должность РПА — с 1994 г., в должности РПР — с 1999 г. Имеет допуски на всех пунктах районного центра, аэродромной зоны, допуск к работе на английском языке. Диспетчер 1-го класса. Требователен к себе и подчиненным, грамотно руководит сменой в сложной воздушной обстановке.

Карасев А.А. В службе движения Пензенского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» работает с 1977 г. после окончания Ульяновской ШВЛП. Имеет допуски на всех пунктах РЦ ЕС ОрВД, а также допуски инструктора и старшего диспетчера РЦ. Диспетчер 1-го класса.

Ометов В.А. В службе движения Пензенского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» работает диспетчером РЦ с 1990 г. после окончания Рижского ЛТУ ГА. За два года получил допуски на всех пунктах РЦ ЕС ОрВД, а также допуск к обслуживанию международных полетов. Диспетчер 1-го класса.

Гребенюк В.М. в пензенском объединенном авиаотряде с 1963 г.: монтер телефонной станции, радиотехник на обзорном трассовом радиолокаторе, а в 1971 г. после окончания Пензенского политехнического института был назначен инженером по радионавигации и радиолокации. Со дня образования государственного предприятия «Аэро-Пенза» и по настоящее время работает ведущим инженером ремонтно-эксплуатационной мастерской службы ЭРТОС. Через руки Виктора Михайловича проходят различные устройства, приспособления, нестандартное оборудование, необходимые для монтажа и ремонта радиосредств. То, что не изготовляет завод, изготовит Виктор Михайлович, да еще с качеством выше заводского. Мастерскую он оборудовал всем необходимым оборудованием для обработки и варки метала, настройки радиоаппаратуры.

Савельев П.Ф. производственную деятельность в системе гражданской авиации начал в Пензенском аэропорту после окончания Рижского авиационного училища спецслужб ГВФ в 1956г.: радиотехник, инженер, старший инженер, по достижении пенсионного возраста электромонтер радиооборудования, с 1993 г. снова радиотехник. И все это время на трассовых радиолокаторах. В 1975 г. радиолокатор «Ромашка» сменил радиолокатор «Сатурн» (П-35), в 1989 г.» ввелся в эксплуатацию «Меч» (П-37), бессменным оставался Савельев П.Ф., которому пришлось эксплуатировать все эти радиолокаторы.

Можаров Ю.В. после окончания Краснокутского летного училища в 1972 г. получил направление в Пензенский объединенный авиаотряд, где пролетал на самолетах разных типов 27 лет (общий налет 16 000 ч). В 1977 г. назначен командиром корабля Ан-2. В 1980 г., после переподготовки, пересел в кресло второго пилота, а в 1985 г. — командира корабля Ан-24. С этого момента и до конца летной работы командирское кресло постоянно закрепилось за Юрием Викторовичем. С 1986 г. до 1994 г. на самолете Ан-26, затем на самолете Ан-12. Общий налет 16 тыс. ч. Можно сказать, избороздил все воздушное пространство над Россией, странами — участницами СНГ и многих зарубежных государств в Европе и на Ближнем Востоке. Летал сам, учил летать других. На разных типах самолетов подготовил более 20 пилотов. Авиацию не покинул и тогда, когда пришлось оставить летную работу. С 2000 г. работает в Пензенском филиале ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» старшим инспектором службы безопасности.

Золкина Р.Н. с 1967 г. и по сегодняшний день ее трудовая деятельность связана с гражданской авиацией: инженер- экономист Пензенского объединенного авиаотряда, заместитель начальника планово-экономического отдела, начальник отдела труда. Со дня образования ГП по ИВП и УВД «Аэро-Пенза» и по настоящее время работает начальником экономического отдела. Ум, быстрое восприятие, настойчивость, трудолюбие позволили в совершенстве овладеть спецификой системы управления, планирования, организации труда, свойственной авиационной отрасли.

Федюков И.И. Окончил Пензенский сельскохозяйственный институт. В гражданской авиации по ИВП и УВД «Аэро-Пенза» с 1994 г. Вначале работал в качестве механика транспортного участка, а в 2000 г. назначен начальником гаража. Благодаря отличным деловым качествам транспортные средства всегда исправны и «на ходу». На территории гаража и боксах чистота и порядок. Условия труда для водителей на высоком уровне.

Макеев В.Е. В 1962 г. был принят в Пензенский объединенный авиаотряд на должность оператора котельной, затем был переведен в ГП по ИВП и УВД «Аэро-Пенза», где работает после реорганизации предприятия в этой должности и в настоящее время. Показал себя грамотным специалистом, принимал активное участие в пуске газовой котельной. В настоящее время участвует в модернизации котельной.

Ульяновский филиал ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги «

Государственное предприятие по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением «Ульяновский центр управления воздушным движением» создано в соответствии с Постановлением СМ — Правительства РФ от 30.04.93 г. № 403, приказами Минтранса России от 28.12.92 г. № 101, от 31.10.94 г. № 79, приказом Комиссии по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация) Минтранса России от 23.11.94г. № 117 путем реорганизации (разделения) Ульяновского высшего авиационного училища ГА и акционерного общества «Авиакомпания Симбирск-Аэро».

Целью создания ГП по ИВП и УВД «Ульяновский центр управления воздушным движением было:

—    обеспечение функционирования и развития государственной системы по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением в районе ответственности, включающем воздушное пространство над территорией Ульяновской области до высоты 1 200 м и от высоты 1 200 м до высоты 6 100 м, протяженностью с севера на юг — 220 км, с запада на восток — 250 км. Общая длина участков воздушных трасс, в том числе и международных, составляет не многим менее 1 000 км;

—    соблюдение стабильного функционирования установленной структуры органов управления воздушным движением, обеспечение экономической эффективности полетов при управлении воздушным движением;

—    совершенствование структуры воздушного пространства в зоне ответственности;

—    развитие и совершенствование наземной базы радиотехнического обеспечения полетов и средств авиационной электросвязи.

Основными задачами ГП по ИВП и УВД «Ульяновский центр управления воздушным движением» являлись:

—    обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами воздушных судов заданий на полет;

—    обеспечение регулярности и экономичности полетов при эффективном использовании воздушного пространства;

—    эксплуатация радиотехнического оборудования полетов и авиационной электросвязи.

Генеральным директором ГП по ИВП и УВД «Ульяновский центр управления воздушным движением» Комиссией по регулированию воздушного движения был назначен Белов Николай Александрович.

В 2001 г. во исполнение распоряжения Минтранса России от 23.07.01 г. № 2107-р, приказом генерального директора ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД от 28.11.01 г. № 13-р ГП по ИВП и УВД «Ульяновский центр УВД» было реорганизовано в Ульяновский филиал ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД». Директором филиала назначается Белов Николай Александрович — заслуженный работник транспорта Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии транспорта. Окончил отделение диспетчеров Ульяновской школы высшей летной подготовки гражданской авиации, Академию гражданской авиации. В гражданской авиации более 30 лет: диспетчер, старший диспетчер службы движения, руководитель полетов, начальник службы движения Ульяновской школы высшей подготовки гражданской авиации, Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала стран — членов. СЭВ, Ульяновского филиала высшего авиационного училища гражданской авиации, генеральный директор ГП по ИВП и УВД «Ульяновский центр УВД». С 2001 г. директор Ульяновского ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги». Является внештатным советником по воздушному транспорту Председателя Законодательного собрания Ульяновской области. Награжден орденом Почета.

История ныне существующего Ульяновского филиала управления воздушным движением насчитывает более полувека. Предприятие создавалось на базе двух ведущих служб — службы движения и службы ЭРТОС.

Служба движения

После Великой Отечественной войны конструкторский коллектив, возглавляемый Ильюшиным С.В., создал новый пассажирский самолет Ил-12, а затем Ил-14, которые стали поступать в гражданскую авиацию, однако учебная база Аэрофлота не была еще развита в такой степени, чтобы на должном уровне выполнить задачи по подготовке огромного числа высококвалифицированных пилотов, штурманов, борттехников, инженерно-технических работников, специалистов различных наземных служб.

27 сентября 1947 г. начальник ГУГВФ маршал авиации Астахов Ф.Л. издает приказ о создании Школы высшей летной подготовки ГВФ и перебазировании Летного центра из города Баку, а Курсов ВЛП из города Минеральные Воды в город Бугуруслан Оренбургской области. Начальником Школы назначен Титов В.С. Путь становления службы движения Ульяновска начался с приказа начальника Школы ВЛП ГВФ от 07.05.48 г. № 36/к о назначении бывшего радиста-диспетчера Астапенко Л.А. на должность диспетчера службы движения, так как Школа ВЛП ГВФ из г. Бугуруслана перебазировалась в г. Ульяновск.

В числе пионеров становления службы были: Астапенко Л.А., Колотилов А.Я., Ковалев А.В., Андреев Б.Я., Захаров В.Ф., Головин С.В. На их плечи легла работа по организации службы движения. Первоначально для полетов самолетов Ульяновской школы ВЛП служил аэродром ДОСААФ, находившийся в районе центральной проходной нынешнего Ульяновского автозавода, — он служил в качестве разлетного аэродрома, а аэродром в Солдатской Ташле был местом постоянного базирования. В начальный период служба движения занималась в основном планированием и обеспечением полетов, непосредственное УВД осуществляли командиры отрядов. У диспетчеров службы движения в это время была одна бортовая (с самолета Ли-2) радиостанция, которую обслуживали авиатехники. При несовершенстве радиотехнических средств начинали трудиться первопроходцы службы движения. Становление службы проходило при постоянно возрастающей интенсивности полетов. Одной из главных задач Ульяновской ШВЛП ГВФ оставалась подготовка и переподготовка экипажей для гражданской авиации.

Денисенков В.С., прошедший в Ульяновской ШВЛП путь от пилота-инструктора до командира летного отряда, а впоследствии работавший в должности начальника службы движения, вспоминает, что в каждом из отрядов (а их было три) насчитывалось от 15 до 18 экипажей, работали отряды в две смены, и всю эту работу экипажей обеспечивала служба движения. Когда аэродром был перегружен полетами, экипажи старались летать с других, более приспособленных аэропортов, принадлежащих и ГА, и ВВС. Это происходило в Азербайджане, Туркмении, Казахстане и других республиках, а также в крупных российских городах.

Служба движения первоначально пополнялась опытными кадрами бывшего летного состава, в арсенале которого была не одна тысяча летных километров и которые не мыслили жизни вне авиации.

Таковыми были Герои Советского Союза Клименко М.Г., Иванов С.И., Якурнов И.О., Павлов И.Д., летчики гражданской и военной авиации Гусев И.В. Напреев Р.Г. Варфоламеев Д.С., Зяблов П.С., Нежнов Н.Н. и другие.

Расцвет отечественной гражданской авиации наступил в 50-е гг., когда после освоения поршневых Ил-12, Ил-14 началась эра реактивной техники. Было понятно, что с появлением новых поколений самолетов аэродром в Солдатской Ташле уже не сможет обеспечить новые задачи и растущие потребности Школы.

В 1953 г. разворачиваются работы по капитальному строительству базового аэродрома в Ульяновске. В этом же году строится щитовое здание КДП и радиобюро. В середине 50-х гг. строится аэропорт Ульяновск. В новый аэропорт начались регулярные пассажирские перевозки, ранее в основном выполнялись почтовые и санитарные рейсы. Все эти полеты обслуживала служба движения. Воздушная зона Ульяновска уже в то время была одной из насыщенных полетами зон, диспетчеры службы движения согласовывали полеты воздушных судов четырех аэродромов: Ульяновска, Солдатской Ташлы, Аэроклуба, Малой Кандалы. Аэроклуб начинает подготовку планеристов, парашютистов, и для этих целей получает новые самолеты типа Як-18, Як-12 на смену У-2, По-2.

В 1954 г. на аэродроме Ульяновск устанавливаются курсовые и глиссадные маяки. В 1958 г. получен посадочный радиолокатор ПРЛ-5 и снятый с эксплуатации в аэропорту Внуково диспетчерский радиолокатор ДРЛ-4. Все радиотехническое оборудование работает для обеспечения посадок самолетов на грунтовую ВПП уже базового аэродрома Ульяновск. Разлетными аэродромами остались аэродромы в Солдатской Ташле (Тереньгульский район) и Малой Кандале (Старомайнский район).

С основного аэродрома дежурные диспетчерские смены первым вылетающим самолетом доставлялись на разлетные аэродромы, и диспетчеры приступали к исполнению своих обязанностей по непосредственному управлению воздушным движением, а последним самолетом возвращались на базовый аэродром.

К 1962 г. на аэродроме Ульяновск построили бетонную ВПП длиной 2500 м и шириной 60 м, здание КДП. Диспетчерский состав готовился к управлению воздушным движением самолетов различных типов с разными посадочными характеристиками. На аэродроме кроме Ил-14 начинают эксплуатироваться Ли-2, Ил-18, Ту-104, Ан-10, в 1962-65 гг. поступают самолеты Ту-124, Ан-24, Ан-12. Аэропорт Ульяновск принимает транзитные рейсы самолетов Ил-18 и Ту-104. На учебных самолетах проходят подготовку экипажи из ГДР, ПНР, ЧССР, НРБ, ВНР, МНР, КНДР некоторых африканских стран.

В 1964 г. был введен в действие диспетчерский пункт системы посадки. В службе движения были организованы диспетчерские пункты: ДПП (он же выполнял функции диспетчера СДП и ДПР), ДПСП (выполнял функции диспетчера круга и посадки). Интенсивность полетов, загруженность диспетчера подхода требовали разделения функций. В октябре 1967 г. был построен и введен в действие СДП, к этому времени заработала и система СП-50М.

В 1967 г. на аэродроме Ульяновск был смонтирован посадочный радиолокатор РП-2Е, а в 1971 г. был принят на испытание и эксплуатацию РП-ЗФ. Старшее поколение диспетчеров постепенно готовило себе замену. В эти годы в службу движения вливаются диспетчеры со специальным образованием: Гуров В.Ф., Анашин В.И., Поляков В.И., Андреев Г.В., Савельев Г.С.

Внимание службы движения концентрируется в этот период на взаимодействии в работе летного и диспетчерского состава, что является принципиально важной составляющей безопасности и регулярности полетов. Слаженное взаимодействие не только облегчает работу, но и выручает в трудные минуты, особенно когда отрабатываются полеты с отказом материальной части, неожиданно ухудшаются погодные условия, изменяется направление ветра, и тогда необходимо поменять курс посадки.

Диспетчеры службы движения — в основном специалисты с большим опытом работы. Спокойно, со сознанием дела выдают своевременные и грамотные рекомендации экипажу, а командир воздушного судна уверенно принимает окончательное решение для успешного завершения полета. Руководители полетов и старшие диспетчеры всегда готовы в трудную минуту помочь и диспетчерам, и экипажу принять грамотное решение, а в необходимых случаях — взять на себя и непосредственное управление воздушным движением.

В 1970 г. в Ульяновске был построен новый аэропорт. С получением первых реактивных машин Як-40 Ульяновская отдельная эскадрилья начинает выполнять регулярные рейсы в Саратов, Казань, Бугульму, Куйбышев. Служба движения много внимания уделяет регулярности полетов, руководители концентрируют свое внимание на состоянии ИВПП, особенно в межсезонье и в зимнее время.

С 1971 по 1980 гг. в службу движения приходят: Кондратьев В.И., Фадеичев А.М., Жарков В. А., Кожевников В.И., Зиновьев А.А., Фомичев А.Ф., Попов Ю.Г., Щекотов В.И., Меркулов В.Г., Романычев В.С., Калашников В.И., Ризаев В.А., Ефремов А.С., Рыбушкин Ю.А., Марсаков В.А.

В 1978 г. проводится реконструкция аэродромного комплекса: строится новое КДП, устанавливаются новые радиолокаторы, оборудование, внедряются новые коридоры, устанавливается прямая радиосвязь с соседними зонами, отрабатываются вопросы структуры воздушного пространства, создаются новые диспетчерские пункты ДПК и ПДП, разделяется ДПП и ДПР. В период реконструкции ИВПП служба движения под руководством начальника службы движения Белова Н.А. уделяет пристальное внимание организации полетов на аэродроме Ульяновск. В ИПП вводятся своевременные изменения, касающиеся режима работы аэродрома в центральное и местное расписание полетов из аэродрома Ульяновск, в технологии работы диспетчерского состава. Большое внимание уделяется кадровым вопросам, особенно подбору диспетчерского состава и его обучению. Необходимо было разработать разделы в ИПП, связанные с полетами на аэродроме Ульяновск боевой авиации, и технологии УВД при совместных полетах гражданской и военной авиации и т.д.

В начале 1980 г. на аэродроме Ульяновск эксплуатировались реактивные самолеты Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Ил-62, Ил-76, Ил-86. В это время вопросы, связанные с организацией УВД, занимают одно из ведущих мест, заслонив даже такие традиционные проблемы, как создание новых типов самолетов, развитие их материальной части, радиоэлектронного бортового оборудования и т.д. Безопасность полетов является центральной проблемой УВД наряду с регулярностью и экономичностью. Решение этих проблем связано с развитием технических средств УВД, организацией и совершенствованием структуры системы УВД. Требование гарантированной безопасности по-новому оценивает роль системы УВД в авиации. В службе движения Ульяновска проходит обновление всех руководящих документов, разрабатывается новая структура воздушной зоны Ульяновского аэроузла. Обновляется состав радиолокаторов. На смену ДРЛ-7 приходит ДРЛ- 7СМ, который также не удовлетворяет службу движения объемом полученной информации.

В 1981-90 гг. в службу движения приходят специалисты: Рузаев В.П., Рдюков В.И., Кузнецов М.Н., Багров С.В., Багров О.В., Хайленко В.И., Бережное А.Б., Галкин В.Н., Греков Е.Н., Докторов Г.С., Комаров В.В., Низамов И.Р., Моргун О.Н., Чиженков В.В., Васильев С.И., Устинов А.В., Бузаев В.П., Федоренко А.Е., Вайсберг А.В., Буинцев В.А., Ерахтин С.В., Захаров В.Б., Дроздов Е.Н., Минибаев Р.М., Козлов А.Е., Александров С.А., Ненилин Д.А., Слепов А.Ю., Попов А.В., Чернова Г.А., Громова В.А., Свешников А.М., Фадеев А.В. Многие повышают специальные знания в высших учебных заведениях.

В начале 1983 г. уделяется внимание вопросу организации воздушного движения и УВД в Ульяновской аэроузловой зоне в связи с большой интенсивностью полетов и подготовкой Ульяновского авиационно-промышленного комплекса к полетам. Самолеты МАЛ базировались в аэропорту Ульяновск в период строительства аэродрома Ульяновск-Восточный.

В 1986 г. на аэродроме Ульяновск сдали пристройку к КДП, так как служба движения страдает из-за дефицита малой площади и старения оборудования. В 1991 г. ставится вопрос об установке радиолокатора «Экран-85» с системой отображения «Символ-Д».

На ДПП начальник службы движения Белов Н.А. внедряет работу двух диспетчеров, так как максимальная часовая нагрузка составляет 30 воздушных судов в час. Аэроузловая зона немного расширяется в плане, а по высоте с 4 200 м до 6 000 м в связи с необходимостью более надежного радиолокационного контроля при разводке самолетов над ОПРС. Прорабатывается вопрос усовершенствования воздушной зоны Ульяновского аэроузла, эта инициатива нашла поддержку в Зональной межведомственной комиссии и отделе движения Приволжского управления. Строится макет Ульяновского аэроузла с входными и выходными коридорами. Время показало, что стратегически для решения вопросов безопасности полетов данная задача выбрана правильно. Все точки пересечения воздушных трасс в Ульяновской зоне были взяты под пристальный контроль службой движения.

С марта 1986 г. службу возглавил Иванов Владимир Григорьевич, который вместе с коллективом приступил к реализации перспективных планов, разработанных его предшественником. Только за период 1986-87 гг. были организованы единый зал УВД, входные и выходные коридоры, методический класс службы движения, комната активной разгрузки, оборудован АДП, полностью обеспечена безопасность полетов. В этой работе проявили себя все специалисты службы движения, особенно следует отметить Бузаева В.П., Ефремова А.С, Фадеичева А.М., Савельева Г.С., Лукъянчева В.Г.

Несмотря на продолжающийся рост объемов воздушных перевозок, итоги работы гражданской авиации в период 1981-85 гг. свидетельствовали, что в отрасли, как и во всей стране, стали появляться негативные тенденции. Последующий переход на новые условия хозяйствования, внедрение хозрасчета, жесткое лимитирование поставок топлива и уменьшение объемов дотирования авиапредприятий из госбюджета отрицательно сказались на развитии авиации страны. Не улучшили экономическое положение отрасли и неоднократные повышения тарифов в 1980-90 гг. Продолжался процесс старения авиационного парка, уровень сервиса на борту оставался низким, имели место простои воздушных судов и нарушения регулярности полетов из-за плохой организации перевозок. Темпы прироста объемов пошли на убыль в 1991 г. Наступил новый этап в истории отечественной гражданской авиации. В России и бывших союзных республиках занялись формированием собственных национальных перевозчиков. В результате структурных преобразований на базе бывшего Аэрофлота появилось множество новых авиакомпании и авиапредприятий.

В целях совершенствования порядка использования воздушного пространства РФ, системы управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов создается «Росаэронавигация» (комиссия по регулированию воздушного движения.) Путь гражданской авиации в рыночную экономику был болезненным. Преобразования проходили в условиях нестабильной ситуации в экономике страны, роста цен на топливо и авиатехнику. В 1992 г. Департамент воздушного транспорта обращается к коллективам пилотов и диспетчерам, всем работникам гражданской авиации с призывом о предотвращении ухудшения работы, развала отрасли. В этот сложный период в 1991-95 гг. в службу движения приходят молодые специалисты: Кох Г.А., Орлов М.Г., Чигин Д.А., Тимофеев В. В., Родин А.В., Мышко И.Е., Куликов В.М., окончившие высшие учебные заведения гражданской авиации — ОЛА ГА, Кировоградское ВЛУ ГА, Рижский аэронавигационный институт.

Несмотря на все сложности переходного периода, руководителям и трудовым коллективам отрасли удалось преодолеть многие трудности и, самое главное, сохранить гражданскую авиацию России.

Служба движения в этот период делала все от нее зависящее в плане обеспечения безопасности полетов. Только за 1994 г. диспетчерский состав службы движения в четырех случаях оказал своевременную помощь экипажам воздушных судов в благополучном завершении полета.

После создания ГП по ИВП и УВД «Ульяновский центр УВД» в коллектив службы УВД вливается служба движения АО АК «Симбирск-Аэро» в составе опытных старших диспетчеров: Прокуророва А.П., Метлюк Ю.А., диспетчеров Павлова В.М., Костригина А.Н., Вахитова Г.Г., Куликова М.В., Семенова Е.И., Федорищева В.Л., которые быстро адаптировались в новом коллективе и сегодня вносят весомый вклад в общее дело службы УВД.

Сегодня служба УВД является оперативным органом и входит в состав ЕС ОрВД. Обслуживает все полеты в Ульяновском аэроузле и в пределах Ульяновской области, в том числе передовую авиакомпанию отрасли «Волга-Днепр», полеты воздушных судов Ульяновского ВАУ ГА.

Служба ЭРТОС

Гражданская авиация — одна из ведущих отраслей народного хозяйства нашей страны. Обеспечить надежную работу современной авиационной техники, безопасность и регулярность полетов может лишь надежная работа современного наземного радиотехнического оборудования, которое обслуживается людьми, обладающими глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками.

Одна из основных служб, занимающаяся техническим обслуживанием, ремонтом и вводом в эксплуатацию средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, вспомогательного и технологического оборудования, — служба ЭРТОС.

Ульяновская служба ЭРТОС имеет давнюю историю. За 52 года работы в службе ЭРТОС сложился коллектив высококвалифицированных руководителей и инженерно-технических работников.

17 марта 1950 г. группа работников ШВЛП прибыла из города Бугуруслана в город Ульяновск для организации службы радионавигации и связи на волжской земле.

Ввести в действие в сжатые сроки минимум средств навигации и связи в Ульяновске для обеспечения полетов было поручено группе работников: Савченкову С.М., Лебедеву В.Б., Платонову В.Н., Серебрянской Н.Н. В кратчайшие сроки было построено временное здание передающего радиоцентра, установлены и введены в строй первые радиопередатчики коротковолнового диапазона. Уже в августе 1950 г. начинает работать канал пеленгации и связи с самолетами, канал наземной радиосвязи с соседними аэропортами. Вводится в эксплуатацию приводная радиостанция, KB-пеленгатор и радиобюро.

В то время базовым являлся аэродром ДОСААФ, который находился в районе нынешнего автозавода, но основное летное поле находилось в Солдатской Ташле. Здесь и проводились первые работы по оснащению аэродрома необходимым комплексом радио- и светотехнических средств. Первый состав службы комплектовался из числа местных жителей, не имеющих специальной подготовки. Тяжелое послевоенное время. За несколько месяцев учебы и практических занятий готовились группы специалистов по техническому обслуживанию радио- и светотехнических средств.

Первые дипломированные специалисты, выпускники Рижского авиационного училища спецслужб ГВФ, прибыли в Ульяновск в 1951 г. Среди них были Клецкин О.И., в будущем прекрасный специалист, Савельев Л.Я. другие.

В 1953 г. разворачиваются работы по капитальному строительству базового аэродрома Ульяновск (Баратаевка). Было ясно, что с появлением нового поколения отечественных пассажирских и транспортных самолетов аэродром в Солдатской Ташле уже не мог обеспечивать решения поставленных задач.

Перед работниками службы радионавигации, радиолокации и связи встали новые, большие и важные задачи по вводу в эксплуатацию и дальнейшему совершенствованию технических средств управления воздушным движением, навигации, посадки самолетов и авиационной, как воздушной, так и наземной, электросвязи.

Важнейшей из этих задач являлась правильная организация технической эксплуатации радиолокационных, радионавигационных средств и средств авиационной электросвязи в целях обеспечения высокой надежности их действия, т.е. на службу радиолокации, радионавигации и связи возлагались три основные задачи:

—    обеспечение самолетовождения надежными и точными радионавигационными средствами;

—    обеспечение управления воздушным движением надежными и точными радиолокационными средствами и средствами авиационной воздушной и наземной электросвязи;

—    обеспечение производственно-хозяйственной деятельности училища средствами электросвязи.

Служба радиолокации, радионавигации и связи растет и развивается. Уже в 1954 г. после проведенных монтажных работ и выполнения летной проверки была введена в эксплуатацию РМС СП-50 (оборудование «Плот» — курсовой и глиссадные радиомаяки). Два направления посадки были оборудованы системами ОСП и одно направление — РМС СП-50 (МК-203). В 1958 г. устанавливаются посадочный радиолокатор ПРЛ-5 и диспетчерский радиолокатор ДРЛ-4, доставленный из аэропорта Внуково. Данные радиотехнические средства обеспечивали полеты на грунтовую полосу.

Работники службы вложили большой труд в создании временной базы для обеспечения безопасности полетов.

В 1958 г. после окончания РАУСС ГВФ прибывает очередная группа дипломированных специалистов. Среди них — Семенов П.Н., Сенюк К.Г. и др. Позже из Харькова приезжают супруги Степченко — Иван Васильевич и Лидия Игнатьевна. Совмещая работу в службе и учебу, они заочно оканчивают КИИ ГА.

Со строительством новой и временной ВВП и РД, перед службой ставится задача совместно с отделом капитального строительства решить вопросы «привязки» радиотехнических объектов к новой ИВПП, строительства новых зданий под объекты и оснащение их радиотехническим оборудованием.

В 1962 г. вводится в эксплуатацию КДП, прокладывается большая кабельная сеть между объектами УВД и службами, обеспечивающими полеты для организации громкоговорящей связи.

В 1963-64 гг. были введены в эксплуатацию диспетчерский радиолокатор «Радиан», диспетчерский пункт посадки ДПСП, оборудованный новыми для того времени системой громкоговорящей связи и выносным радиолокационным оборудованием, радиотехническая система ближней навигации РСБН-2Н («Свод») и трассовый радиолокатор П-35 («Ландыш»).

Специалистами службы осуществлялся технический надзор за ходом строительства объектов и выполнением монтажных работ. Для этого специалистам нужно было изучать и знать проектную документацию, нормативные документы, а также требования пожарной безопасности и охраны труда.

Для своевременного выполнения работ по вводу оборудования объектов службой был организован контроль за поставками оборудования и материалов согласно заказной спецификации, а также за размещением заказов на изготовление нестандартного оборудования. Специалисты службы не только осуществляли надзор, но и сами принимали активное участие в монтаже нового оборудования, среди них были инженеры Платонов В.Н., Клецкин О.И., Матвеев О.Н., Сенюк К.Г., старший радиотехник Круглов А.В. и другие работники.

На службу возлагалась задача: обеспечить полеты радиотехническими средствами и одновременно решать вопросы ввода в эксплуатацию новых объектов и систем на действующем аэродроме. На это затрачивалось много сил, и требовались хорошие знания.

Успешно трудились и трудятся радиооператоры: Хайрутдинова, Ефименко, Павлова, Шухаева, Саломатина, Астахина; телеграфисты: Митрозаева, Пчелякова, Попкова, Макарова, Сивкова.

Особо хочется отметить ввод в эксплуатацию РМС СП-50М в 1967 г. (в числе первых среди управлений ГА). Благодаря напряженному добросовестному труду и чувству глубокой ответственности данная система посадки была введена в эксплуатацию в соответствии с требованиями, I категории ИКАО, т.е. 60 на 800 м. Теперь экипажи воздушных судов могли выполнять заходы на посадку в более сложных метеорологических условиях.

Дальнейшее развитие получила и телефонная связь. Станционная емкость АТС аэродрома возросла от 100 до 200 номеров, а затем и до 300.

В октябре 1967 г. группой специалистов Чехословакии при активном участии наших специалистов сдается в эксплуатацию посадочный радиолокатор РП-2Е. В это же время началось строительство технического здания РСП, которое было построено только благодаря организации работ руководящим составом службы. В 1969 г. техническое здание РСП было принято в эксплуатацию.

В 1970 г. вводится в эксплуатацию ДРЛ-7С (ЭКРАН), который был демонтирован из кузовов и установлен стационарно в новом здании РСП. Значительно улучшились условия эксплуатации.

В 70-80 гг. на замену ПРЛ РП-2Е пришло новое, более точное и надежное поколение радиолокаторов РП-ЗФ, РП-ЗГ, РП-4Г, которые были установлены на аэродроме Ульяновск, причем последняя модификация ПРЛ (ПР-4Г) была уже выполнена на транзисторной и микроэлектронной базе, радиотехническая система ближней навигации РСБН-2Н была заменена на РСБН-4Н. Монтаж и ввод в эксплуатацию были осуществлены силами службы ЭРТОС — ведущий инженер Сенюк К.Г., инженер Смиренский В.П., техники Федотов А.П. и Полшков А.В.

Возрастали требования к организации УВД в районе аэродрома и аэроузла. Увеличилась интенсивность полетов. Это были полеты по центральному расписанию, учебные, испытательные и чартерные рейсы. Одновременно в районе аэродрома находились воздушные суда различных классов и типов. В соответствии со сложившейся обстановкой в 1981 г. вводится в эксплуатацию диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7СМ и оборудование «Знак». Основными особенностями ДРЛ-7СМ являлись наличие у него вторичного канала, удовлетворяющего требованиям УВД, и возможность сопряжения с аппаратурой отображения радиолокационной информации «Знак», позволяющей выводить на экраны диспетчерских индикаторов не только координатную, но и дополнительную полетную информацию в цифровом виде. Успешно трудились на РСП руководитель этого объекта Уренцов А.В., техники Захаров Д.Д., Попов Ю.С., Семенов Н.А.. Позже начинает работать на данном объекте выпускник РИИ ГА Юдахин В.В., который в настоящее время является руководителем объекта РСП. Начинали работать на РСП такие прекрасные специалисты, как Смиренский В.П., ныне начальник узла PH и РЛ, Саломатин Я.К., ныне заместитель начальника службы ЭРТОС. Они награждены знаком «Отличники воздушного транспорта».

С вводом в эксплуатацию более совершенного радиотехнического оборудования обеспечения полетов изменяется организация технического обслуживания и ремонта средств радиолокации, радионавигации и электросвязи. В 1978 г. вводятся в действие новые Правила ТЭ наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и электросвязей в гражданской авиации (ПТЭРТОС ГА-77). Служба радионавигации, радиолокации и связи переименовывается в базу ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического оборудования и связи).

В 1961-81 гг. руководил базой ЭРТОС Лебедев В.Б. Благодаря его огромным организаторским способностям, коммуникабельности, большому трудолюбию служба развивалась. В 1974 г. за развитие и обеспечение надежной работы средств радиолокации, радионавигации и связи Лебедеву В.Б. было присвоено звание «Заслуженный связист РСФСР».

За добросовестный и многолетний труд награждены нагрудным знаком «Почетный радист»: Лебедев В.В., Платонов В П., Степченко И.В. С 01.01.81 г. ШВЛП преобразуется в Центр совместного обучения инженерно-технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран — членов СЭВ (Центр ГА СЭВ). Это накладывает на коллектив предприятия еще большую ответственность, так как значительно возрастает интенсивность учебных полетов. В небо поднимаются курсанты из многих стран мира, и задача служб ЭРТОС и УВД обеспечивать учебные и рейсовые экипажи воздушных судов своевременной, достоверной и качественной информацией.

В этом же году на должность руководителя службы назначается Семенов П.П., узлом радионавигации и радиолокации руководил Степченко И. В. За долголетний и безупречный труд Семенову П.Н. было присвоено звание «Заслуженный связист РСФСР».

Задачи остаются прежние, но требования возрастают. Это связано с вводом в эксплуатацию новых объектов, с необходимостью поддержания работоспособности старого и вновь установленного радиооборудования для обеспечения безопасности и регулярности полетов.

С 1983 г. начальником узла радиолокации и радионавигации становится Трекаченок Н.В — в настоящее время начальник службы ЭРТОС. Трекаченок Н.В. обладает большой работоспособностью, что позволяет ему решать проблемы, возникающие в деятельности вверенного ему участка. В 1998 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник связи Российской Федерации».

К уже имеющейся ОПРС «Никольское» вводится в эксплуатацию ОПРС «Сосновка» для обозначения воздушных коридоров. В 1983 г. проводится замена второй устаревшей системы «Свод» (РСБН-2Н) на новую радиомаячную систему ближней навигации РСБН-4Н. Нужно отметить, что силами своих специалистов под руководством не только отличного специалиста, но и руководителя объекта Смиренского В.П. — отличника воздушного транспорта — выполняются строительно-монтажные работы, наземная настройка и летная проверка радиомаяков.

Вводится в эксплуатацию ПРЛ РП-4Г силами чехословацких и отечественных специалистов — Попени С.Д., Юдахина В.В. — отличника воздушного транспорта и других. На позициях ОРЛ-Т, где руководителем был Сенюк К.Г. — отличник Аэрофлота — производится замена П-35М на П-37 («Меч»). Вводится современный передающий радиоцентр ПРЦ, где устанавливаются радиопередатчики ВЧ- и ОВЧ-диапазонов. Обеспечивается радиосвязь со всеми аэропортами Советского Союза, связь экипаж ВС — диспетчер УВД. Руководит объектом Выскребенцев Н.А. — отличник воздушного транспорта, отдающий много сил своему объекту, поддержанию его в рабочем состоянии.

Вводятся в эксплуатацию РМС СП-75, СП-70, впоследствии вместо СП-70 устанавливается СП-80М.

В 1983 г. перед службой ставится задача приведения оборудования и технической документации в соответствие с требованиями Норм годности эксплуатации аэродромов (НГЭА).

Большая работа на РМС с обоими направлениями посадки была проведена Клецкиным О.И. — отличником Аэрофлота, инженером Матвеевым О.Н., Платоновым В.Н. и другими. Комиссия МГА провела комплексную проверку, и направлению посадки МК-203 была установлена II категория, а это уже 30 на 400 м, т.е. возможность полетов самолетов в плохую погоду, что позволяет экономить большие средства, которые теряются при простое самолетов, уходе на запасной аэродром, и главное — повышение безопасности полетов.

Служба успешно выполняет поставленные задачи. Добросовестно трудится на КДП ведущий инженер Котов О.И., имеющий отличную институтскую подготовку. Работая на РМС, он приобрел богатый опыт работы. Это специалист, который способный решать любые поставленные задачи. Вместе с ним успешно трудятся сменные инженеры Никифоров Д.К., Горшков А.М., Кандыба И.В., Зуев В.А. и другие.

Руководитель РЭМ Грунин Е.А., инженером работает Тар- шин Н.Н. На этом объекте выполняется сложный ремонт техники, проводится работа по метрологическому обеспечению службы.

Наступают 90-е гг. тяжелые для страны, и для гражданской авиации. Ульяновский Центр ГА СЭВ вновь изменяет свой статус, теперь это Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУ ГА). На аэродроме Ульяновск отрабатывает технический и продленный ресурс диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7СМ. Требуется его замена. Еще в 80-е гг. разрабатывается и проходит государственные испытания новый диспетчерский радиолокатор АОРЛ-85 («Экран-85»), который по своим функциональным возможностям, тактико-техническим характеристикам, структурной схеме и конструктивному выполнению значительно отличается от ДРЛ-7СМ. Аппаратура переведена на новую элементную базу, введен вторичный канал, удовлетворяющий международным стандартам (режим RBS), обеспечивается сопряжение с новыми и перспективными средствами обработки и отображения радиолокационной информации, введена система автоматического контроля параметров и т.д.

Принимается решение установить на аэродроме диспетчерский радиолокатор АОРЛ-85. Обращение за помощью в финансировании в только что созданную ГСГА Минтранса России было успешным. Проблема финансирования ДРЛ АОРЛ-85 была решена. Радиолокатор был получен и введен в эксплуатацию, что значительно улучшило организацию воздушного движения в районе аэродрома и аэроузла в целом.

Тяжелое финансовое положение в училище сказывается и на положении дел в службе ЭРТОС. В целом по стране в ущерб безопасности полетов более чем в два раза упали объемы ввода новых и замены выработавших ресурс средств радиолокации, радионавигации и электросвязи. Около 60 % оборудования работает за счет продления установленных ресурсов. Отсутствует заинтересованность авиапредприятий, организаций в развитии наземной базы обеспечения полетов. В результате на местах принимаются решения о закрытии радиотехнических объектов.

Выходом из сложившейся ситуации в условиях акционирования и приватизации на транспорте явилось создание государственных предприятий по радиотехническому обеспечению полетов и электросвязи, по ИВП и УВД. По решению Правительства РФ в системах радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением произведена глобальная структурная перестройка. Создается 34 госпредприятия по ИВП и УВД и радиотехническому обеспечению полетов, обслуживающих полеты в воздушном пространстве над всей территорией России.

Во вновь созданное ГП по ИВП и УВД «Ульяновский центр УВД» вошла служба радионавигации и связи АО АК «Симбирск-

Аэро» (бывший УОАО) и большая часть службы ЭРТОС училища. Служба УВД училища и АО АК «Симбирск-Аэро» вошли в предприятие полностью. Тем самым с УВАУ ГА было снято большое финансовое бремя. Училище смогло больше выделять финансовых средств на учебно-летный процесс.

Сразу после создания госпредприятия «Ульяновский центр УВД» была поставлена задача срочно осуществить ремонт объектов, которые находились в неудовлетворительном состоянии.

Предприятие в основном сформировалось в 1995 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ в 1993 г. уже была разработана федеральная программа модернизации ЕС ОВД до 2005 г. Необходимо было добиться, чтобы предприятие было включено в данную программу (программа оснащения радиотехническими средствами). Руководство предприятия справилось с поставленной задачей — «Ульяновский центр УВД» включен в программу.

Службой ЭРТОС в предприятии УЦ УВД внедрена автоматизированная система АС АТИС на базе компьютерной техники. Эта система необходима для доведения метеорологической и полетной информации до экипажей воздушных судов на русском и английском языках. Получен и совместно со специалистами службы УВД введен в эксплуатацию тренажер на базе компьютерной техники с программным обеспечением — стажировка и подготовка диспетчеров ДПП, ДПК и МДП.

Под руководством начальника узла связи Алашеева А.И. совершенствуется телеграфная связь, т.е. полный переход на компьютерную технику с новым программным обеспечением. На службу возложено обслуживание и программное обеспечение 28 единиц компьютерной техники.

В 1997 г. по согласованию с УВАУ ГА выполнен рабочий проект строительства и оснащения новой вышки КДП на аэродроме Ульяновск. Проект прошел все согласования и в конце 1999 г. утвержден ФС ВТ России. Получены и введены в эксплуатацию две новые радиостанции «Полет-2АМ».

В связи с оснащением новых воздушных лайнеров радиостанциями с сеткой частот 8,33 кГц службой подготовлена и отправлена заявка на приобретение радиостанций типа «Фазан» с сеткой частот 8,33 кГц.

В 1998 г. служба ЭРТОС Госпредприятия УЦ УВД прошла сертификацию и получила сертификат соответствия. Этому предшествовала большая работа, проделанная специалистами службы. Особо следует отметить начальника узла PH и РЛ Куликова К.Ю. — отличника воздушного транспорта, который внес огромный вклад в подготовку документов для сертификации службы.

В 1999-2001 гг. служба успешно прошла инспекторский контроль и подтвердила сертификат соответствия. В 2001 г. было сертифицировано 10 объектов службы ЭРТОС. С поставленными задачами служба ЭРТОС Ульяновского центра УВД и УВАУ ГА успешно справляется благодаря упорному и напряженному труду своих специалистов, радиооператоров и телеграфистов. Работники службы ЭРТОС тесно взаимодействуют со своими коллегами из УВАУ ГА. Думается, что это взаимодействие и дальше будет развиваться и способствовать обеспечению безопасности полетов.

В настоящее время проводятся пусконаладочные работы на РМА-90/РМД-90 специалистами «Радар», готовится к плановому ремонту и модернизации АОРЛ-85, поступает оборудование комплексной системы автоматизации «Альфа» для автоматизации управления воздушным движением и документирования речевой и радиолокационной информации на современных носителях.

Гражданская авиация подошла к новым рубежам в своем развитии. Работники службы ЭРТОС на высоком уровне осуществляют радиотехническое обеспечение полетов. В настоящее время коллектив Ульяновского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД» успешно справляется с поставленными задачами. Слаженно трудятся специалисты финансового и экономического отделов, административно-хозяйственной службы, обеспечивая финансово- экономическую и хозяйственную деятельность филиала.

Интернет – сайт >

ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.