МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Башкирский центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 Дата  Описание события
1933 
Образование Уфимского Объединенного авиаотряда, в составе которого впоследствии была создана служба управления воздушным движением.
1962 Введение в эксплуатацию в году нового Уфимского аэропорта.
12 марта 1999 История создания ГУП, ГУДП «Башаэронавигация» и Башкирского Центра ОВД ведет свой отчет с момента выделения службы управления воздушным движением (УВД) и службы по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) из состава авиакомпании «Башкирские авиалинии».

Распоряжением Кабинета министров Республики Башкортостан от 12.03.1999 г. № 214-р создано ГУП по организации воздушного движения и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи «Башаэронавигация»

15.11.1999 Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15.11.1999г. № 108 «О мерах по формированию ЕС ОрВД РФ …»

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru 

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
 1956 — 1987 Веселов Николай Александрович Начальник службы движения Подробнее >
1995 — 1999 Минияров Фанур Тимирьярович Начальник службы движения Подробнее >
1999 — 2004 Минияров Фанур Тимирьярович Генеральный директор ГП, ГУДП, филиала «Башаэронавигация» Подробнее >
2005 — н/в Фахрутдинов Рашит Раисович Начальник Башкирского центра ОВД Подробнее >

О подразделении

Контактная информация
450501, Республика Башкортостан, Уфимский район, село Булгаково, микрорайон Аэропорт.
(347) 273-27-35 (факс)
(347) 279-19-00 (приемная начальника Центра)
АФТН: УВУУРААД
E-mail: office@ufa.cv.gkovd.ru

Интернет — сайт  >

История Башкирского Центра ОВД

Уфимский Объединенный авиаотряд, в составе которого впоследствии была создана служба управления воздушным движением, был образован в 1933 году. Постепенно полеты самолетов из зрелищных мероприятий превращались в экономические, плановые, по перевозке пассажиров, багажа, почты и груза.

Первая авиалиния в Республике открылась по кольцевому маршруту: Уфа — Магнитогорск — Белорецк — Стерлитамак — Бай- мак — Уфа. Одновременно пилоты получили задачу расширения площадей аэросева, производства аэрофотосъемок, противопожарного патрулирования лесных массивов. Почтово-грузовые линии в отдельные южные и восточные районы Башкирии действовали безотказно и бесперебойно. Годовые программы выполнялись. Осваивались новые виды применения самолетов в хозяйствах Республики. Велась борьба с разносчиками заразных заболеваний, оказывалась срочная медицинская помощь. На самолетах развозили племенной скот, подвозили кинофильмы и т.д.

Протяженность авиалиний к началу 40-х годов составляла около 2000 км. Самолеты обслуживали 14 глубинных районов и за первые 4 года налетали в общей сложности 1,5 млн. км, перевезли около 300 т почты и 35 т груза. В те годы авиаотряд был оснащен разнотипными самолетами: У-2, С-2, П-5, Я-6, что усложняло их эксплуатацию и техническое обслуживание. Приборное оборудование кабин — самое примитивное, радиосвязь отсутствовала. Базовый аэродром и посадочные площадки не имели ни световых, ни радиотехнических систем взлета и посадки, метеорологическое обеспечение находилось в самом зародыше, диспетчерской службы УВД также не было. Исход каждого полета зависел от исправности материальной части и опыта, мастерства, технических знаний, сообразительности, чувства ответственности пилотов, техников.

После окончания Великой Отечественной войны в Республике уже действовала разветвленная сеть почтовых авиалиний, работала санитарная авиация, Белорецкие заводы, объединение «Башнефть» обслуживались арендованными самолетами. Но не все аэродромы МВД имели радиосвязь с Уфой, на некоторых некоторые из них вовсе не было обслуживающего персонала, стартовые знаки не выкладывались, самолеты на земле не встречались техниками. Не было и системы управления воздушным движением. Диспетчерский пункт существовал лишь на Уфимском аэродроме, но и он, главным образом, занимался сбором информации, планированием полетов, выпуском и приемом самолетов. Организация летной работы, обеспечение безопасности полетов опирались в основном на опыт, навыки командиров самолетов, других специалистов.

К концу 50-х годов встал вопрос о создании транспортной авиации республики на базе освоения самолета Ли-2. В 1958 году первые же полеты Ли-2 выдвинули ряд неотложных задач. Аэропорт не был оборудован ночным стартом. Из наземных средств посадки имелась всего лишь одна приводная радиостанция, что не обеспечивало полеты в сложных метеоусловиях. Авиаторы своими силами оборудовали двухлинейный ночной старт. Однако это было недостаточно, требовалось установить систему ОСП. Под ближнюю приводную радиостанцию нашлась площадка в приаэродромной полосе, а место установки дальнего привода совпадало со строящимся пятиэтажным домом. С разрешения Горсовета дальнюю приводную радиостанцию установили в двух квартирах на пятом этаже нового дома. Руководство движением самолетов осуществлялось из помещения, откуда не просматривались подходы к аэродрому, не виден был и взлетающий самолет. Не было площадок для вынужденной посадки. И только введение в эксплуатацию в 1962 году нового Уфимского аэропорта открыло большие возможности. Правда, уже первая зима для наземных служб, обеспечивающих летную работу, явилась серьезным испытанием. Нередко возникали ситуации опасные по своим последствиям. Современное оборудование, новые условия работы требовали качественно другого отношения к своим обязанностям, более развитого чувства ответственности. Подтверждалась необходимость укрепления развивающейся гражданской авиации республики кадрами, способными возглавить сложное хозяйство. Тогда же службу движения возглавил бывший летчик, участник Великой Отечественной войны Веселов Николай Александрович. На него лег груз первоначального создания службы, формирования трудового коллектива. Ведь специалисты по управлению воздушным движением с помощью целого комплекса РТС руководят каждым полетов, поддерживают непрерывную радиосвязь с экипажами самолетов и вертолетов с начала выруливания воздушного судна для взлета и до выключения двигателей на стоянке после завершения полета.

Первоначально эта служба состояла всего лишь из нескольких человек. Пионерами этой службы являлись А. Лапин, Б. Тюпкин, С. Ефимов. Костяк службы составляли Отличники Аэрофлота А. Никитин, В. Лысаков, И. Гуменный. По 15-20 лет отработали в ней А. Пинясов, В. Шапавалов, Г. Нигматуллин, А. Федоров, Ю. Махров, X. Мухаметшин, П. Рябко, В. Тимченко, М. Голубчиков, А . Сулейманов и др. Неоднократно служба становилась образцовой в Приволжском Управлении ГА, смены признавались лучшими в Министерстве ГА.

В то же время начальником службы радионавигации, локации и связи стал ветеран авиаотряда Абдельхаир Гумерович Гумеров. Первым видом связи в аэропорту была проведена телефонная связь, но уже в 30-40-е годы была установлена. КВ радиосвязь с городами Екатеринбург, Самара, Нижний Тагил, Пермь. В годы войны здесь эксплуатировалась аппаратура «УС-П», «РАФ КВ-0,5», «Хамерлунг» и др. Начиная с 1986 года в аэропорту шло строительство объектов, необходимых для управления полетами, надежной радиосвязь. Это — первая приводная радиостанция, первое здание КДП. В 1948 году Гумеров вводит радиопеленгатор «ПКВ-45», устанавливается УКВ радиосвязи с воздушными судами. В 1950 году введен ночной старт, затем ввозятся УКВ радиопеленгатор АРП-6, наземный радиозапросчик. С переходом на вновь построенный аэродром организуется связь на участке аэродром — Уфа с помощью «Коммутатора — ЦБ», осуществлена прокладка кабеля связи в город. С началом Ан-10, Ил-18, Ан-12 развертывается комплексная радиолокация. Одновременно с техническим оснащением аэродрома Уфа шло оснащение 25 аэродромов МВД средствами РТС. Начиная с 1965 года в аэропорт стали направляться по распределению молодые специалисты после окончания различных высших учебных заведений.

Коллектив авиаотряда с 1966 по 1970 год по капитальному строительству освоил около 5 млн. рублей. В аэропортах МВД возведено 12 аэровокзалов. В Нефтекамске, Октябрьском и Белорецке, где разместились диспетчеры, было организовано круглосуточное управление воздушным движением ВС. Одними из первых в стане уфимцы освоили и успешно начали эксплуатировать на местных линиях турбовинтовые самолеты Ан-24. Привычными стали полеты летчиков из Башкирии на реактивных лайнерах. Регулярность полетов к концу 70-х годов достигла 88 %. Уфимский аэропорт был связан воздушным сообщением с 86-ю городами Союза.

В 1975 году начальником службы БЭРТОС становится Дмитрий Иванович Филюк. Уже через год завершается строительство нового здания КДП, устанавливается аппаратура телевизионного отображения радиолокационной информации «Строка- Б», вводится автоматическая телефонная станция АТСК- 100/2000. В последующие годы начинается интенсивное развитие наземных средств радиолокации, навигации и связи. На смену отработавших свой ресурс поступает новейшее оборудование ОРЛ-Т, ВРЛ «Корень», РП-5Г фирмы «Тесла» и др. В конце 80-х годов начинается переход на новые компьютерные технологии, вводится Центр коммутации сообщений.

На воздушных трассах стал более заметен технический прогресс. Заметно возросла и интенсивность движения на отдельных участках авиалиний. Служба УВД оснащалась обзорным, диспетчерским и посадочными радиолокаторами, связными радиостанциями и другими радиотехническими средствами.

История создания ГУДП «Башаэронавигация» и Башкирского Центра ОВД ведет свой отчет с момента выделения службы управления воздушным движением (УВД) и службы по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) из состава авиакомпании «Башкирские авиалинии». Три долгих года, борясь с бюрократической системой и пройдя весь сложный процесс выделения из состава авиакомпании «БАЛ» с разделением имущества и долгов, создавал предприятие ГУП «Башаэронавигация» Минияров Фанур Тимирьярович. Будучи назначенным директором еще несуществующего предприятия, им и его командой было сделано все, чтобы в июле 1999 года было зарегистрировано юридическое лицо ГУП «Башаэронавигация». Возглавили предприятие генеральный директор — Фанур Тимерьярович Минияров, первый заместитель генерального директора — директор по ОВД — Иван Ильич Андреев, заместитель ГД — директор по ЭРТОС — Рашит Раисович Фахрутдинов, заместитель ГД — директор по экономике — Андрей Викторович Кобяков.

Сегодня Башкирский Центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД» — это современный Центр обслуживания воздушного движения.

Основная задача — обеспечение безопасности полетов в воздушном пространстве над территорией Башкортостана, соседних регионов и в районе аэродрома Уфа. В воздушном пространстве над территорией республики проходят международные воздушные трассы, по которым летают аэробусы из Юго-Восточной Азии и Европы. Поэтому нашим авиадиспетчерам приходится осуществлять свои функции на английском языке. Уже этот факт достаточно красноречиво говорит об уровне их квалификации и профессионализма. Однако, несмотря на то, что к языковой подготовке предъявляются очень высокие требования, она постоянно совершенствуется в учебном центре авиакомпании «БАЛ» и даже в учебных центрах США и Англии. На каждое дежурство в помощь диспетчерам в качестве страховки выходит профессиональный переводчик.

Об уровне ответственности авиадиспетчеров уже сказано немало, написаны даже книги, сняты художественные фильмы. Поэтому, помимо специального образования и подготовки, к ним предъявляются очень жесткие требования с точки зрения здоровья, в том числе определенного психологического склада и тренинга.

Сегодня безопасность полетов обеспечивается в полном объеме. Более того, именно диспетчеры зачастую предотвращают возможную аварию. Хочется верить и надеется, что дальше будет также.

Один из таких выдающихся случаев приведен в «Литературной газете» от 30.11.88 г. № 48 (5218). В воздушном пространстве между Челябинском и Уфой на высоте восьми тысяч метров в течение часа и тринадцати минут находился неуправляемый военный самолет с грузом на борту. Шестеро членов его экипажа были без сознания. Подробнее см. здесь >

Второго мая 1986 года, в период паводка, из-за прорыва плотины Терлянского водохранилища, резко поднялся уровень воды в реке Белой. В зоне затопления, в горах, оказалось большое количество населенных пунктов. Для оказания помощи населению в воздух были подняты 25 вертолетов Уфимского Высшего авиационного вертолетного училища Уфимского объединенного отряда, Зонального спасательного центра. Для управления полетами в районе стихийного бедствия, в район населенного пункта Бурзян (в горах) был направлен старший диспетчер МДП Пилипенко Сергей Николаевич, который с честью выполнил задание — своими высокопрофессиональными действиями один, в условиях горной местности, управлял этим потоком воздушных судов и обеспечил безопасность.

4 июня 1989 года в районе ж/дорожной станции Улу-Теляк произошла катастрофа — взрыв двух пассажирских поездов. Для оказания помощи пострадавшим в район катастрофы было направлено 50 вертолетов Уфимского объединенного отряда,

Уфимского высшего авиационного училища, задача которого была доставка оборудования, персонала и доставка пострадавших в медицинские учреждения города Уфы и Аша. Всякое хаотичное движение даже людей по земле приводит к их столкновению. Задачей службы управления воздушным движением Уфимского объединенного авиаотряда была — обеспечить регулирование этого потока воздушных судов и безопасность полетов в ограниченном пространстве зоны катастрофы. Для этого была организована сеть из четырех пунктов УВД: 1 — МДП (в аэропорту Уфа) управление осуществляли Пилипенко Сергей Николаевич и Салихова Фануза Махмутовна, 2 — «Очаг» (непосредственно на месте катастрофы) управление осуществлял Филиппов Виктор Петрович, 3 и 4 — вертолеты-ретрансляторы.

Нет возможности воспроизвести подробно состояние воздушной обстановки, психологическое состояние всех тех, кто был занят оказанием помощи в этом адском котле. Нужны были ясные головы, которые могли в этом хаосе управлять. Был только результат, достигнутый большим профессиональным мастерством «дирижеров», которыми являлись Филиппов Виктор Петрович, Пилипенко Сергей Николаевич, Салихова Фануза Махмутовна.

Профессионализм диспетчера — это, конечно, главное, но… Не приходится объяснять, что многое сегодня зависит от современной техники. Если при выделении в самостоятельное предприятие износ оборудования составлял почти 85 %, то за последующие три года проведена существенная модернизация и обновление средств технического обеспечения полетов: установлены новые новый трассовый радиолокатор 1Л-118 и радиомаячная система РМА-РМД, модернизирован вторичный радиолокатор, приобретена современная автоматизированная система управления воздушным движением нового поколения «Альфа». Ее монтаж начнется вслед за реконструкцией КДП, которая ведется сейчас полным ходом. Ввод новой системы позволит существенно улучшить условия труда авиадиспетчеров, а главное — повысить безопасность полетов.

.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.