МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Тюменский центр ОВД и Укрупненный центр ЕС ОрВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Об укрупнённом ЦОВД >  Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД и УЦ ЕС ОрВД

Хронология значимых событий

 

 Дата   Описание события
50-60-е годы В конце 50-х – начале 60-х годов XXI века на севере Тюменской области возникло первое крупное авиатранспортное предприятие, способное удовлетворять нужды в перевозках – Тюменский объединенный авиаотряд.
1991 В 1991 году вышло постановление Правительства о проведении эксперимента по выделению служб движения и служб ЭРТОС из состава объединенных авиаотрядов и была сделана попытка создать механизм самостоятельной деятельности этой системы.

Создано одно из первых в СССР предприятие по ИВП и УВД «Тюменьаэронавигация» в состав которого вошло 7 служб движения Тобольского, Ханты-Мансийского, Березовского, Ноябрьского, Тазовского, Тарко — Салинского авиапредприятий и коммерческая фирма «Эра».

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
 н/в Кузуб Николай Николаевич Начальник Тюменского центра ОВД Подробнее >
н/в Макаров Сергей Владимирович Начальник Тюменского укрупнённого центра ЕС ОрВД Подробнее >

О подразделении

КОНТАКТЫ:

ТЮМЕНСКИЙ ЦЕНТР ОВД. НАЧАЛЬНИК — КУЗУБ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
АДРЕС:Г. ТЮМЕНЬ, АЭРОПОРТ «РОЩИНО» 625003
ТЕЛЕФОН:8 (3452) 79-91-15
ИНФОРМАЦИЯ:АФТН: УСТРРААД

СОВЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. НАЧАЛЬНИК — ХАЛИКОВ ДАНИС ШАКИРХАНОВИЧ
АДРЕС:Г. СОВЕТСКИЙ, АЭРОПОРТ 628242
ТЕЛЕФОН:8 (34675) 321-63
ФАКС:8 (34675) 321-63
ИНФОРМАЦИЯ:АФТН: УСХСАДЬЬ

УРАЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. НАЧАЛЬНИК — КОНАРЁВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ.
АДРЕС: г. УРАЙ, АЭРОПОРТ 628285
ТЕЛЕФОН: 8 (34676) 306-03
ФАКС: 8 (34676) 305-83
ИНФОРМАЦИЯ: АФТН: УСХУАДЬЬ

ТОБОЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. НАЧАЛЬНИК — КОВЫЛИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ.
АДРЕС: г. ТОБОЛЬСК, АЭРОПОРТ 626111
ТЕЛЕФОН: 8 (3456) 33-48-11
ИНФОРМАЦИЯ: АФТН: УСТОАДЬЬ

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >


Об истории Тюменского центра ОВД

В конце 50-х – начале 60-х годов XXI века на севере Тюменской области возникло первое крупное авиатранспортное предприятие, способное удовлетворять нужды в перевозках – Тюменский объединенный авиаотряд. В 1964 — 1965 годах в связи с расширением границ города Тюмени началось строительство нового аэропорта в районе д. Утешево, который назвали «Аэропорт Рощино». В связи с увеличением интенсивности полетов, образовался 2-й Тюменский объединенный авиаотряд, в состав которого входила служба движения (служба УВД) и служба РиС (служба ЭРТОС).

Аэропорт Рощино, 1980 г.

В начале пути было много производственных проблем ощущалась острая нехватка кадров. Но несмотря на временную не обустроенность, трудовой коллектив службы движения и службы ЭРТОС активно участвовал в становлении предприятия, работники вложили много знаний, опыта и сил.

В 70-х – 80-х годах возросла интенсивность воздушного движения и увеличился приток диспетчерского и технического персонала для работы в Тюмени из учебных заведений других регионов страны.

В службе движения был создан методический совет, разработаны методические пособия по предотвращению авиационных происшествий и предпосылок к ним. Была образована местная квалификационная комиссия, которая занималась продлением диспетчерских свидетельств и предварительно определяла уровень знаний диспетчеров.

Рабочее место диспетчера диспетчерского пункта системы посадки, 1981 год

Молодые специалисты приобретали дополнительные знания и практические навыки, прикрепляясь рядом с опытными инструкторами. В 1986 году была запущена новая взлетно-посадочная полоса с цементно-бетонным покрытием, установлены современные средства радиотехнического обеспечения полетов, что значительно облегчило работу персонала.

В 1991 году вышло постановление Правительства о проведении эксперимента по выделению служб движения и служб ЭРТОС из состава объединенных авиаотрядов и была сделана попытка создать механизм самостоятельной деятельности этой системы.

Так создается одно из первых в СССР предприятие по ИВП и УВД «Тюменьаэронавигация» в состав которого вошло 7 служб движения Тобольского, Ханты-Мансийского, Березовского, Ноябрьского, Тазовского, Тарко — Салинского авиапредприятий и коммерческая фирма «Эра».

БЭРТОС, 1980 г.

Воздушное пространство Тюменского региона было разделено на 6 районов УВД и 30 районов МДП, ВМДП. Через регион проходили 9 участков международных трасс, 80 внутренних трасс и 187 местных воздушных линий.

Управление воздушным движением обеспечивало 17 базовых служб движения с использованием:

— 6 РЦ ЕС УВД (Тюменского, Сургутского (двухсекторные), Ханты-Мансийского, Березовского, Салехардского, Мыс Каменного (односекторные);

— 6 вспомогательных районных центров с правом самостоятельного УВД (Тобольского, Нижневартовского, Надымского, Тазовского, Тарко-Салинского, Харасавэйского), 30 МДП, ВМДП и более 100 диспетчерских пунктов в районах аэродромов.

Личным составом службы движения «Тюменьаэронавигация» и службой ЭРТОС «Эра» проводилась опытная отработка альтернативных вариантов организационно-функциональных структур (предприятий, объединений) по ИВП и УВД и входящих в ее состав структурных элементов (филиалов), унифицированных технологий по планированию использования воздушного пространства и непосредственного УВД, обеспечение РТО и связи на договорной основе, отработка хозяйственных механизмов.

С выходом приказа Министра транспорта от 28.12.1992 г. №101, распоряжения Главы администрации Тюменской области от 10.01.1993 г. №8-р на базе «Тюменьаэронавигация» создается государственное предприятие по обеспечению воздушного движения «Тюменьаэроконтроль». Разработан план мероприятий по поэтапному переходу служб движения Тюменского региона из предприятий воздушного транспорта в предприятие «Тюменьаэроконтроль». В целях реализации планируемых мероприятий, разработана Программа по совершенствованию организации ОВД в Тюменском регионе, как составной части программы модернизации ОВД в РФ.

С мая 1993 года образован Тюменский филиал РГП по ОВД «Тюменьаэроконтроль».

КСА УВД Альфа, 2020 год

В 1994 году вследствие реорганизации в филиал влилось государственное предприятие «Эра», образовав службу радиотехнического обеспечения полетов филиала. Cвой путь служба ЭРТОС прошла от радиостанции с антенной высотой 20 м и 3-лампового приемника с односторонней связью «самолет — земля» и до КСА УВД «Альфа — 5», которая представляет собой разработку новейшего поколения КСА УВД с архитектурой открытых систем.     

С 1995 года начинается подготовка диспетчерского состава для обслуживания международных полетов.  К концу 90-х годов весь персонал службы движения был готов к обслуживанию воздушного движения на английском языке.

В 2000 – х годах зона ответственности Тюменского филиала РГП по ОВД «Тюменьаэроконтроль» включала в себя 2 сектора РЦ от границы с Омским РЦ до границы с РЦ Екатеринбурга с запада на восток, и от границы РЦ Ханты-Мансийск, ВРЦ Тобольск до ВРЦ Курган с севера на юг.

После ряда преобразований с 2004 года филиал переименован в Тюменский центр ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД. В структуру центра вошли Тобольское отделение, Урайское отделение, Советское отделение.

Тренажер «Эксперт», 2020 год

После сдачи в эксплуатацию Тюменского укрупненного центра ЕС ОрВД, обеспечена передача функций обслуживания воздушного движения секторов 1-6 Тюмень РЦ ЕС ОрВД и ПИВП на новые рабочие места.  А обслуживание воздушного движения в аэропорту Тюмень (Рощино) осуществляют диспетчерские пункты ДПП, СДП, ДПР, в границах воздушного пространства радиусом 50 км и высотой до эшелона 100.

Сегодня обслуживание воздушного движения на аэродроме Тюмень (Рощино) осуществляется на самом современном и передовом оборудовании: АППЦ ОВЧ- диапазона, ППЦ ВЧ-диапазона, РМС СП — 200, РМС СП -90, РМА-90, АРМ -150, многопозиционная система наблюдения «Альманах», КСА УВД «Альфа-2», КСА НКАД «Вега», ЛККС, КСА ПИВП «Планета-5», ТРЛК «Сопка-2». Это позволяет с высоким качеством обеспечивать безопасность полетов при аэронавигационном обслуживании.

В настоящее время реализуются мероприятия по строительству диспетчерской вышки, которая будет отвечать самым современным требованиям, предъявляемым к качеству обслуживания воздушных судов. В новом здании командо-диспетчерского пункта Тюменского центра ОВД предусмотрены помещения для размещения технического оборудования и персонала служб, необходимых для организации и обслуживания воздушного движения. Здание обеспечит полный обзор летного поля и позволит авиадиспетчерам вести контроль за движением воздушных судов не только по приборам, но и визуально.

Тюменский укрупненный центр ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». История создания и развития 

КОНТАКТЫ:

НАЧАЛЬНИК ТУЦ ЕС ОрВД — МАКАРОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
АДРЕС: Г. ТЮМЕНЬ, УЛ. СЕРГЕЯ ИЛЬЮШИНА, 45, СООРУЖЕНИЕ 2
ТЕЛЕФОН: 8 (3452) 293-801, 293-800


 

Повышение удовлетворенности потребностей авиапассажиров и обеспечение максимально возможного уровня безопасности полетов – одна из важнейших государственных задач, которая стоит перед подразделениями ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Технологическое здание Тюменского укрупненного центра ЕС ОрВД, 2020 г.

Одним из важных звеньев в реализации этих целей стала модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации. В том числе создание районного центра Единой системы организации воздушного движения Тюменского укрупненного центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Центр ЕС ОрВД).

Официальное открытие Тюменского укрупненного центра ЕС ОрВД состоялось 19 октября 2018 года. Районный Центр ЕС ОрВД Тюмень контролирует воздушное пространство от Северного Ледовитого океана до границы Казахстана.

Основными задачами Центра ЕС ОрВД являются обеспечение государственных требований по безопасности полетов при организации воздушного движения c помощью системы управления безопасностью полетов, снижение расходов пользователей воздушного пространства: авиакомпаний, владельцев беспилотников, авиации общего назначения. Специалисты понимали, что решить задачи удастся за счет совершенствования системы: организации эффективного обслуживания воздушного движения, организации и планирования воздушного пространства.

Зал РЦ ЕС ОрВД, Тюмень, 2020 г

Сегодня Тюменский укрупненный центр ЕС ОрВД – стратегически важный объект авиатранспортного обеспечения Российской Федерации. Центр ЕС ОрВД построен в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ 2009-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2008 г. № 652.

В здании Центра ЕС ОрВД предусмотрено размещение органа обслуживания воздушного движения, планирование использования воздушного пространства, технологических и вспомогательных служб, административные          и офисные помещения для обслуживания автоматизированной системы организации воздушного движения. А для поддержания необходимых профессиональных навыков сотрудников работает тренажерный центр.

Зал планирования использования воздушного пространства, 2020 г.

Центр ЕС ОрВД оснащен самым современным, надежным оборудованием и включает следующие подсистемы: Комплекс средств автоматизации управления воздушным движением на базе КСА УВД «Альфа-5» включая средства технического контроля и управления наблюдения за воздушной обстановкой; система коммутации речевой связи на базе СКРС «Мегафон», включая средства технического контроля и управления; комплекс средств передачи данных; комплекс документирования и воспроизведения информации на базе магнитофона «Гранит-6»; система точного времени на базе СТВ «Метроном»; комплекс пультового оборудования на базе универсальных пультов серии «Пульт-А», комплекс средств защиты информации; средства тренировки и обучения персонала; комплекс средств обработки справочной информации на базе ПАК «Консультант»; комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства зонального/укрупненного центра, включая средства технического контроля и управления; средства обеспечения бесперебойного питания.

Подготовка к самостоятельной работе в тренажерном зале, 2018 г.

Применение новейших аппаратных решений в комплексах средств автоматизации позволило использовать технологию «Тихого зала», в результате чего уменьшился уровень шума в зале РЦ, тепловыделение находящегося в нем оборудования.

Использование новейших технологий и оборудования требует укомплектованности высококвалифицированными специалистами. Сегодня в Тюменском укрупненном центре ЕС ОрВД работает более 300 человек.

Технологическое здание имеет форму трилистника и состоит из четырех блоков: центрального и трех боковых. Данное решение предусмотрено для сокращения протяженности инженерных коммуникаций и расстояний между помещениями, позволяет разграничить доступ различных категорий персонала в соответствующие зоны здания. Введение современного комплекса позволило создать комфортные условия труда для сотрудников и обеспечения безопасности полетов.

Лингафонный зал, 2020 г.

Поддержание и развитие профессиональных навыков работников – ещё один приоритет, продиктованный степенью ответственности. Ведь площадь контролируемого воздушного пространства Тюменским РЦ ЕС ОрВД составляет 1 млн 346 тысяч квадратных километров, с севера на юг – 2 005 км, с запада на восток – 1291 км. В границах ответственности установлены международные маршруты ОВД протяженностью 17835,8 км (кроссполярные, трансполярные и транссибирские маршруты ОВД), внутренние воздушные трассы протяженностью 10 192, 3 км, участки маршрутов зональной навигации протяженностью 25514,6 км.

Пользователями воздушного пространства являются более 40 российских и 47 иностранных авиакомпаний.

Диспетчер РЦ ЕС ОрВД Тюмень на предсменном медицинском осмотре в здравпункте

В границах филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» расположен 21 аэродром, 5 из которых имеют статус международных.

За сутки интенсивность воздушного движения в зоне ответственности РЦ ЕС ОрВД Тюмень составляет 1 420 воздушных судов, на контроле у диспетчеров ОВД одномоментно находятся более 30 воздушных судов. И в последние годы нагрузка возросла: интенсивность воздушного движения российских авиакомпаний в РЦ ЕС ОрВД Тюмень увеличивалась с 2000 по 2019 гг. в среднем на 8,3 % в год, иностранных – на 14,2 %.

Безусловно, основой эффективной работы и качественного выполнения задач всегда был кадровый состав. Люди, которые ежедневно и добросовестно выполняют свою работу.

Создание сложного инженерного объекта, которым является здание Центра ЕС ОрВД, можно было только опытному и квалифицированному составу персонала. Возглавил эту работу – от этапов проектирования и согласования до государственной экспертизы и введения в эксплуатацию — Сергей Владимирович Макаров, который руководит Тюменским укрупненным центром ЕС ОрВД с 2017 года по настоящее время.

Большой вклад внесли специалисты первые работники: Шустов Олег  Валерьевич – заместитель начальника центра (Тюменский центр ОВД), Савин Леонид Иванович – заместитель начальника районного центра ЕС ОрВД Тюмень, (Тюменский центр ОВД), Якубов Руслан Камильевич -диспетчер-инструктор службы движения и Важенин Сергей Алексеевич – руководитель полетов РЦ ЕС ОрВД Тюмень, специалисты службы ЭРТОС — Беляев Сергей Иванович  – заместитель начальника  центра – начальник службы ЭРТОС (Надымский центр ОВД), Конев Сергей Андреевич – главный инженер (Тюменский центр ОВД), Савельев Александр Алексеевич – начальник группы систем автоматизации УВД (Ямальский центр ОВД), Вешкурцев Алексей Витальевич (Тюменский центр ОВД) – начальник группы систем электросвязи и средств защиты информации, Сафонов Андрей Александрович – ведущий инженер – энергетик, Шкодский Владимир Иванович — электромонтер по обслуживанию электроустановок, а  также специалисты других служб – Куроченко Олег Федорович – ведущий специалист систем видеонаблюдения, Кедря Олег Федорович – слесарь – сантехник отдела эксплуатаци и наземных сооружений, Кожей Александр Владимирович – ведущий инженер по подготовке производства, Мигашкин Анатолий Александрович — ведущий инженер по надзору за строительством и другие.

Перед вводом в эксплуатацию Тюменского укрупненного центра ЕС ОрВД были проведены последовательно автономные, комплексные, приёмочные и эксплуатационные испытания автоматизированной системы организации воздушного движения (АС ОрВД) в соответствии с утверждёнными программами и методиками. Все испытания АС ОрВД были успешно пройдены.

Эксплуатационные испытания АС ОрВД, подтвердили пригодность АС ОрВД для обеспечения организации использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения в районе ответственности Тюменского укрупнённого центра ЕС ОрВД. Также по результатам испытаний подтверждена готовность служб РЦ ЕС ОрВД и ЭРТОС центра к эксплуатации АС ОрВД.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что создание и запуск такого важного объекта, как Тюменский укрупнённый центр ЕС ОрВД, позволило существенно повысить уровень безопасности полетов и увеличить эффективность использования воздушного пространства. За счет модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, ее объектов и взаимодействующих с ней систем, при использовании новых технических средств и технологий в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО), удалось повысить нормативы пропускной способности Тюменского РЦ ЕС ОрВД в 1,8 раза, снизить эксплуатационные расходы пользователей воздушного пространства, централизовать функции управления воздушным движением.

А о вехах истории и лучших традициях, коллектив решил рассказать будущим поколениям: при строительстве здания в 2015 году на территории Центра ЕС ОрВД в капсуле времени заложено послание потомкам.  

.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.