Ямальский центр ОВД
Хронология > Руководство > О подразделении > Фотогалерея >
ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД
Хронология значимых событий
Дата | Описание события |
1931 | В феврале 1931 года впервые в Обдорске (старое название Салехарда) на лед реки Обь приземлился самолет АНТ-9. |
1935 | 8 февраля 1935 года были открыты регулярные полеты по маршруту Тюмень-Обдорск на самолете Н-55. |
60-е годы | В 1960-х, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа имелось одно значимое авиационное предприятие – Салехардский объединенный отряд с местом постоянного базирования в г. Салехарде. |
1977 | В апреле 1977 года на базе Салехардского ОАО было создано первое в стране Ямало-Ненецкое производственное объединение ГА. |
Ямальский центр обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» | |
2018 | 11 октября 2018 года районный центр ЕС ОрВД Салехард был упразднён. В это же время в Ямальском центре ОВД был создан укрупнённый центр полётной информации (ЦПИ Салехард). |
Уважаемые коллеги! |
Руководство
Период (годы) | Ф.И.О. | Должность | Примечания |
н/в | Бабенко Александр Иванович | Начальник Ямальского центра ОВД | Подробнее > |
1964 — 1989 | Хазановский С.Б. | Начальник службы РиС, в дальнейшем ЭРТОС | Подробнее > |
О подразделении
КОНТАКТЫ:
ЯМАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОВД.
НАЧАЛЬНИК — БАБЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
АДРЕС:Г. САЛЕХАРД, УЛ. АВИАЦИОННАЯ, 22 629004
ТЕЛЕФОН:8 (34922) 7-44-40
ФАКС:8 (34922) 4-36-06
ИНФОРМАЦИЯ:АФТН: УСДДАДЬЬ
МЫС КАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
НАЧАЛЬНИК — ЛАВЫШИК ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ
АДРЕС:П. МЫС КАМЕННЫЙ, АЭРОПОРТ 629720
ТЕЛЕФОН:8 (34996) 28-632
ИНФОРМАЦИЯ:АФТН:
УСДКАДЬЬ
О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >
О становлении и развитии службы движения на Ямале
По рассказам ветерана управления воздушным движением Бориса Владимировича Петракова
Разговор о становлении службы движения на Ямале невозможно не увязать с развитием авиации на севере Сибири.
В феврале 1931 года впервые в Обдорске (старое название Салехарда) на лед реки Обь приземлился самолет АНТ-9, который выполнил три рейса с пушниной по маршруту Москва-Тобольск-Обдорск.
8 февраля 1935 года были открыты регулярные полеты по маршруту Тюмень-Обдорск на самолете Н-55. Одновременно была закончена организация аэропорта.
В июне 1951 года в Салехарде было организовано звено Тюменской авиагруппы во главе с героем Советского Союза Петром Яковлевичем Пановым. Полеты выполнялись на самолетах ПО-2, ША-2. В 1954 году была организована авиаэскадрилья и начата эксплуатация Ан-2.
Знаменательным событием города Салехард было окончание строительства грунтовой взлетно-посадочной полосы в 1961 году, предназначенной для приема самолетов ЛИ-2.
По словам Петракова Б.В., в те годы диспетчер службы движения должен был иметь летное образование. Проблем с кадрами службы движения не было, УВД осуществляли преимущественно молодые диспетчеры, хорошо знающие летное дело и понимающие «нутром», что происходит в той или иной ситуации с экипажем в полете, способные оказать необходимую помощь в сложной метеорологической и воздушной обстановке.
В 1960-х, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа имелось одно значимое авиационное предприятие – Салехардский объединенный отряд с местом постоянного базирования в г. Салехарде.
В состав ОАО входил 234 летный отряд, осуществляющий обслуживание народнохозяйственных нужд на самолетах АН-2. В аэропорту Мыс Каменный базировалась эскадрилья самолетов АН-2 и вертолетов МИ-4.
В 1969 году вводится в эксплуатацию одна из немногих в СССР металлическая взлетно-посадочная полоса, пригодная для приема самолетов ЯК-40. В декабре 1971 года командиром Салехардского объединенного отряда назначается Васильев Владимир Иванович, проработавший на этом посту 17 лет. На его плечи легли заботы по строительству аэропорта и пик работы по освоению севера, Западно-Сибирского газового месторождения.
Бурное развитие газовых месторождений на Ямале привели к резкому увеличению объема авиационных перевозок и интенсивности воздушного движения, особенно в зимнее время. Открывались новые аэропорты: Надым, Уренгой, Новый Уренгой, Лонг-Юган, Медвежье, Красноселькуп, Харасавэй, Напалково, Ямбург. Организовывались новые авиационные предприятия, развивалась служба движения, совершенствовалась структура воздушного пространства. Это был наиболее сложный период в становлении службы движения.
В апреле 1977 года на базе Салехардского ОАО было создано первое в стране Ямало-Ненецкое производственное объединение ГА (ЯНПО) с основной задачей обеспечить огромный объем авиационных перевозок при высокой организации работы и обеспечением безопасности полетов.
Все авиационные предприятия, расположенные на территории округа, вошли в состав ЯНПО и были подчинены головному предприятию.
К этому времени, от диспетчеров из числа летного состава не осталось и следа в службе движения. Практически все они или вернулись в ряды ВВС или перешли на летную работу в ГА. Руководство отдела движения Тюменского управления ГА изыскивало возможность направления в аэропорты молодых специалистов – выпускников училищ ГА.
Следует особо выделить роль коллектива службы движения базового аэропорта Салехард. Трудно представить человеку, непосвященному как приходилось работать этому коллективу.
Аэродром 2-го класса Салехард, имеющий МВПП в летнее время и три пересекающие грунтовые ВПП, обеспечивал выполнение полетов на самолетах АН-2, АН-24, АН-26, Ан-12, АН-22, ЯК-40, вертолетов: МИ-6, МИ-8.
Кроме своего парка воздушных судов, в аэропорту Салехард в течение двух лет, в зимнее время, базировался полк самолетов АН-12 ВВС, осуществляющий грузовые перевозки для нужд народного хозяйства.
Диспетчеры УВД несли огромную нагрузку, а точнее сказать перегрузку, работая на грани возможного.
Позднее были проведены мероприятия, направленные на улучшение организации системы УВД, улучшения условий работы:
— были определены 100 аэропортов страны с наибольшей нагрузкой органов УВД;
— определен пенсионный возраст персонала УВД;
— разработаны новые нормативы численности, что в значительной мере увеличило штатную численность службы движения, предусмотрен пяти сменный график;
— введены в штаты диспетчеры-инструкторы;
— предусмотрена система премирования в зависимости от качества работы, а не от выполнения плана;
— начата работа по созданию автоматизированной системы УВД.
В настоящее время Ямальский центр обслуживания воздушного движения входит в состав филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
На Ямальский центр ОВД возлагаются следующие основные задачи:
— планирования и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными Воздушным кодексом Российской Федерации;
— обеспечение экономичности, регулярности и безопасности воздушного движения;
— обслуживание (управление) воздушного движения;
— контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
— предотвращение столкновений воздушных судов.
В структуру Ямальского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» входит:
— Мыс Каменское отделение;
— подразделение ЦПИ Бованенково.
Специалисты центра обеспечивают обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве над большой территорией Ямало-Ненецкого Автономного округа и на аэродромах Салехард и Бованенково.
11 октября 2018 года районный центр ЕС ОрВД Салехард был упразднён и управление воздушным движением в диспетчерском районе над территорией ЯНАО стало осуществляться Тюменским укрупнённым центром ЕС ОрВД.
Через данный район ответственности проходят три транссибирских маршрута, связывающих страны Европы с Японией, Китаем, Кореей и четыре кросс полярные международные воздушные трассы между государствами Северной Америки, Средней и Юго-Восточной Азии через акваторию Северного Ледовитого океана и территории России. Они очень выгодны для иностранных авиакомпаний, так как представляют собой наикратчайшие пути между крупными аэропортами стран Европы и Юго-Восточной Азии, Северной Америки.
В это же время в Ямальском центре ОВД был создан укрупнённый центр полётной информации (ЦПИ Салехард). Специалисты службы движения стали осуществлять полётно-информационное обслуживание круглосуточно (в дневное время – в границах района полётной информации Салехард и Мыс-Каменный, а ночью – Салехард, Бованенково, Сабетта, Тазовский, Надым, Новый Уренгой, Уренгой, Тарко-Сале). Обработка метеопрогнозов, планов полётов, количество используемых удалённых радиостанций кратно выросло. В результате данного укрупнения произошёл закономерный прирост интенсивности обслуживания воздушных судов в районе ВЖК Новый Порт, а также в районах Салмановских, Малыгинских и Тамбейских газоконденсатных месторождений.
3 декабря 2020 года введена новая структура воздушного пространства (увеличился радиус диспетчерской зоны района аэродрома Салехард с 40 км до 50 км от КТА). Разработаны маршруты прибытия и вылета (SID, STAR), позволяющие выполнять полёты, используя спутниковую навигационную систему. Осуществлён переход НСВП с использованием давления QNH и применением измерения высот в футах при выполнении полётов в районе аэродрома Салехард.
Персонал ОВД Ямальского центра ОВД в установленный срок был подготовлен к управлению воздушным движением при выполнении полётов с использованием давления QNH с применением измерения высот в футах.
Становление базы ЭРТОС
Становление входящей в состав Ямальского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ранее база ЭРТОС) начиналось в пятидесятых годах с небольшого коллектива радиотехнического персонала и радиооператоров, занятых обеспечением полетов в зимнее время на ледовый аэродром, в летнее – на акваторию реки Полуй и приспособленную для посадки площадку на левом берегу р. Шайтанка.
В составе объектов в то время на берегу Полуя находились КДП, радиобюро и радиопередающий центр. Интенсивное освоение месторождений природного газа в округе сделало необходимым строительство в Салехарде аэродрома, обеспечивающего прием тяжелых транспортных самолетов.
В 1964 году начинается строительство аэродрома на Ангальском мысу. Строится новое здание, в котором размещаются радиобюро, линейно-аппаратный зал, телеграф, районный центр УВД и КДП. На улице Чкалова начинает работать передающий радиоцентр, обеспечивающий телеграфную связь с Тюменью, Березово, Воркутой, Мыс Каменным, Тазовским.
С октября 1964 года по 1989 год службу РиС, в дальнейшем ЭРТОС, возглавлял Хазановский Семен Борисович. На начало 1965 года в службе было 32 специалиста (инженеры, техники, телеграфисты, радиооператоры).
Служба работала по регламенту аэропорта до 22.00 местного времени, а точнее до пролета вылетевшим бортом п. Октябрьский в Ханты-Мансийском автономном округе. При поступлении срочного санитарного задания работа продолжалась до прилета санитарного рейса и затягивалась до глубокой ночи.
В это время устанавливается первый в округе трассовый радиолокатор, на ГВПП 118/298 градусов с курсом 298, устанавливается полноценная система ОСП.
В 1970 году устанавливается диспетчерский радиолокатор, начинаются работы по строительству нового здания аэропорта, ближней приводной радиостанции и передающего радиоцентра. В это же время начинается становление базы ЭРТОС аэропорта Надым при непосредственном участии специалистов из Салехарда. Оказывается помощь в организации радиотехнического обеспечения.
В 2000-х, благодаря администрации округа, база ЭРТОС эксплуатирует современное оборудование систем посадки СП-90, азимутально-дальномерные маяки РМА/РМД-90, трассовые и аэродромные радиолокационные комплексы, современные средства связи обеспечивающие полеты и посадку воздушных судов в сложных метеоусловиях.
В последние годы в центре внедряется новое современное оборудование. Так в Салехарде и Мыс Каменном КСА УВД «Альфа» модернизирована до последней версии, введены в эксплуатацию ЦКС «Монитор», в Салехарде введён в эксплуатацию дальномерный радиомаяк РМД-90-НП, в Мыс Каменном установлены средства авиационной воздушной связи нового поколения серии «2000» производства ОАО «Азимут».
На полуострове Ямал развёрнута сеть автономных ретрансляторов авиационной связи, внедрено современное оборудование навигации и наблюдения. В Салехарде и Бованенково введены в эксплуатацию локальные контрольно-корректирующие станции ЛККС-А-2000. В Салехарде, Мыс Каменном Бованенково введена в эксплуатацию наземная станция системы АЗН-В «Пульсар-Н».
В 2015 году выполнены работы по совершенствованию сети авиационной фиксированной спутниковой связи – Салехардский РЦ Ямальского центра ОВД оснащен земной станцией фиксированной спутниковой связи «Мост-АС».
В целях реализации мероприятий ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля ВП РФ (2007-2015 гг.)» проведено строительство, приемо-сдаточные испытания, проведена летная проверка ТРЛК «Сопка-2». Введен в эксплуатацию в 2016 году.