МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Ямальский центр ОВД

Вышка КДП Салехард

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
1931 В феврале 1931 года впервые в Обдорске (старое название Салехарда) на лед реки Обь приземлился самолет АНТ-9.
1935 8 февраля 1935 года были открыты регулярные полеты по маршруту Тюмень-Обдорск на самолете Н-55.
60-е годы В 1960-х, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа имелось одно значимое авиационное предприятие – Салехардский объединенный отряд с местом постоянного базирования в г. Салехарде.
1977 В апреле 1977 года на базе Салехардского ОАО было создано первое в стране Ямало-Ненецкое производственное объединение ГА.
Ямальский центр обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
2018 11 октября 2018 года районный центр ЕС ОрВД Салехард был упразднён. В это же время в Ямальском центре ОВД был создан укрупнённый центр полётной информации (ЦПИ Салехард).

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
н/в Бабенко Александр Иванович Начальник Ямальского центра ОВД Подробнее >
1964 — 1989  Хазановский С.Б. Начальник службы РиС, в дальнейшем ЭРТОС Подробнее >

О подразделении

КОНТАКТЫ:
ЯМАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОВД.
НАЧАЛЬНИК — БАБЕНКО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
АДРЕС:Г. САЛЕХАРД, УЛ. АВИАЦИОННАЯ, 22 629004
ТЕЛЕФОН:8 (34922) 7-44-40
ФАКС:8 (34922) 4-36-06
ИНФОРМАЦИЯ:АФТН: УСДДАДЬЬ

МЫС КАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
НАЧАЛЬНИК — ЛАВЫШИК ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ
АДРЕС:П. МЫС КАМЕННЫЙ, АЭРОПОРТ 629720
ТЕЛЕФОН:8 (34996) 28-632
ИНФОРМАЦИЯ:АФТН:
УСДКАДЬЬ

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >



О становлении и развитии службы движения на Ямале

По рассказам ветерана управления воздушным движением Бориса Владимировича Петракова

АНТ-9

Разговор о становлении службы движения на Ямале невозможно не увязать с развитием авиации на севере Сибири.
В феврале 1931 года впервые в Обдорске (старое название Салехарда) на лед реки Обь приземлился самолет АНТ-9, который выполнил три рейса с пушниной по маршруту Москва-Тобольск-Обдорск.

8 февраля 1935 года были открыты регулярные полеты по маршруту Тюмень-Обдорск на самолете Н-55. Одновременно была закончена организация аэропорта.

В июне 1951 года в Салехарде было организовано звено Тюменской авиагруппы во главе с героем Советского Союза Петром Яковлевичем Пановым. Полеты выполнялись на самолетах ПО-2, ША-2. В 1954 году была организована авиаэскадрилья и начата эксплуатация Ан-2.

Знаменательным событием города Салехард было окончание строительства грунтовой взлетно-посадочной полосы в 1961 году, предназначенной для приема самолетов ЛИ-2.

Речапов Р.И. Аванесян А.И. Зайцев В.В. (Харасавэй)

Речапов Р.И. Аванесян А.И. Зайцев В.В. (Харасавэй)

По словам Петракова Б.В., в те годы диспетчер службы движения должен был иметь летное образование. Проблем с кадрами службы движения не было, УВД осуществляли преимущественно молодые диспетчеры, хорошо знающие летное дело и понимающие «нутром», что происходит в той или иной ситуации с экипажем в полете, способные оказать необходимую помощь в сложной метеорологической и воздушной обстановке.

В 1960-х, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа имелось одно значимое авиационное предприятие – Салехардский объединенный отряд с местом постоянного базирования в г. Салехарде.

В состав ОАО входил 234 летный отряд, осуществляющий обслуживание народнохозяйственных нужд на самолетах АН-2. В аэропорту Мыс Каменный базировалась эскадрилья самолетов АН-2 и вертолетов МИ-4.

Кадигроб И.Г. руководитель полетов 1966 год

Кадигроб И.Г. руководитель полетов 1966 год

В 1969 году вводится в эксплуатацию одна из немногих в СССР металлическая взлетно-посадочная полоса, пригодная для приема самолетов ЯК-40. В декабре 1971 года командиром Салехардского объединенного отряда назначается Васильев Владимир Иванович, проработавший на этом посту 17 лет. На его плечи легли заботы по строительству аэропорта и пик работы по освоению севера, Западно-Сибирского газового месторождения.

Бурное развитие газовых месторождений на Ямале привели к резкому увеличению объема авиационных перевозок и интенсивности воздушного движения, особенно в зимнее время. Открывались новые аэропорты: Надым, Уренгой, Новый Уренгой, Лонг-Юган, Медвежье, Красноселькуп, Харасавэй, Напалково, Ямбург. Организовывались новые авиационные предприятия, развивалась служба движения, совершенствовалась структура воздушного пространства. Это был наиболее сложный период в становлении службы движения.

В апреле 1977 года на базе Салехардского ОАО было создано первое в стране Ямало-Ненецкое производственное объединение ГА (ЯНПО) с основной задачей обеспечить огромный объем авиационных перевозок при высокой организации работы и обеспечением безопасности полетов.

Все авиационные предприятия, расположенные на территории округа, вошли в состав ЯНПО и были подчинены головному предприятию.

К этому времени, от диспетчеров из числа летного состава не осталось и следа в службе движения. Практически все они или вернулись в ряды ВВС или перешли на летную работу в ГА. Руководство отдела движения Тюменского управления ГА изыскивало возможность направления в аэропорты молодых специалистов – выпускников училищ ГА.

Мякишев В.П. 1983 г. ПДСП, Индикаторы РП-3Г, ДРЛ-7СМ

Мякишев В.П. 1983 г. ПДСП, Индикаторы РП-3Г, ДРЛ-7СМ

Следует особо выделить роль коллектива службы движения базового аэропорта Салехард. Трудно представить человеку, непосвященному как приходилось работать этому коллективу.

Аэродром 2-го класса Салехард, имеющий МВПП в летнее время и три пересекающие грунтовые ВПП, обеспечивал выполнение полетов на самолетах АН-2, АН-24, АН-26, Ан-12, АН-22, ЯК-40, вертолетов: МИ-6, МИ-8.

Кроме своего парка воздушных судов, в аэропорту Салехард в течение двух лет, в зимнее время, базировался полк самолетов АН-12 ВВС, осуществляющий грузовые перевозки для нужд народного хозяйства.

Диспетчеры УВД несли огромную нагрузку, а точнее сказать перегрузку, работая на грани возможного.

Кудин В.Г. Рябков А.А. (РЦ)

Кудин В.Г. Рябков А.А. (РЦ)

Позднее были проведены мероприятия, направленные на улучшение организации системы УВД, улучшения условий работы:
— были определены 100 аэропортов страны с наибольшей нагрузкой органов УВД;
— определен пенсионный возраст персонала УВД;
— разработаны новые нормативы численности, что в значительной мере увеличило штатную численность службы движения, предусмотрен пяти сменный график;
— введены в штаты диспетчеры-инструкторы;
— предусмотрена система премирования в зависимости от качества работы, а не от выполнения плана;
— начата работа по созданию автоматизированной системы УВД.

В настоящее время Ямальский центр обслуживания воздушного движения входит в состав филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Вышка КДП Салехард

Вышка КДП. Салехард

На Ямальский центр ОВД возлагаются следующие  основные задачи:

— планирования и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными  Воздушным кодексом Российской  Федерации;
— обеспечение экономичности, регулярности и безопасности воздушного движения;
— обслуживание (управление) воздушного движения;
— контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
— предотвращение столкновений воздушных судов.

В структуру Ямальского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» входит:

— Мыс Каменское отделение;
— подразделение ЦПИ Бованенково.

Современное здание аэровокзала

Современное здание аэровокзала

Специалисты центра обеспечивают обслуживание воздушного движения  в воздушном пространстве над большой территорией Ямало-Ненецкого Автономного округа и на аэродромах Салехард и Бованенково.

11 октября 2018 года районный центр ЕС ОрВД Салехард был упразднён и управление воздушным движением в диспетчерском районе над территорией ЯНАО стало осуществляться Тюменским укрупнённым центром ЕС ОрВД.

Через данный район ответственности проходят три транссибирских маршрута, связывающих страны Европы с Японией, Китаем, Кореей и четыре кросс полярные международные воздушные трассы между государствами Северной Америки, Средней и Юго-Восточной Азии через акваторию Северного Ледовитого океана и территории России. Они очень выгодны для иностранных авиакомпаний, так как представляют собой наикратчайшие пути между крупными аэропортами стран Европы и Юго-Восточной Азии, Северной Америки.

В это же время в Ямальском центре ОВД был создан укрупнённый центр полётной информации (ЦПИ Салехард). Специалисты службы движения стали осуществлять полётно-информационное обслуживание круглосуточно (в дневное время –  в границах района полётной информации Салехард и Мыс-Каменный, а ночью – Салехард, Бованенково, Сабетта, Тазовский, Надым, Новый Уренгой, Уренгой, Тарко-Сале). Обработка метеопрогнозов, планов полётов, количество используемых удалённых радиостанций кратно выросло. В результате данного укрупнения произошёл закономерный прирост интенсивности обслуживания воздушных судов в районе ВЖК Новый Порт, а также в районах Салмановских, Малыгинских и Тамбейских газоконденсатных месторождений.

3 декабря 2020 года введена новая структура воздушного пространства (увеличился радиус диспетчерской зоны района аэродрома Салехард с 40 км до 50 км от КТА). Разработаны маршруты прибытия и вылета (SID, STAR), позволяющие выполнять полёты, используя спутниковую навигационную систему. Осуществлён переход НСВП с использованием давления QNH и применением измерения высот в футах при выполнении полётов в районе аэродрома Салехард.

Персонал ОВД Ямальского центра ОВД в установленный срок был подготовлен к управлению воздушным движением при выполнении полётов с использованием давления QNH с применением измерения высот в футах.

Становление базы ЭРТОС

Становление входящей в состав Ямальского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ранее база ЭРТОС) начиналось в пятидесятых годах с небольшого коллектива радиотехнического персонала и радиооператоров, занятых обеспечением полетов в зимнее время на ледовый аэродром, в летнее – на акваторию реки Полуй и приспособленную для посадки площадку на левом берегу р. Шайтанка.

Так начинался аэропорт Салехард

Так начинался аэропорт Салехард

В составе объектов в то время на берегу Полуя находились КДП, радиобюро и радиопередающий центр. Интенсивное освоение месторождений природного газа в округе сделало необходимым строительство в Салехарде аэродрома, обеспечивающего прием тяжелых транспортных самолетов.

В 1964 году начинается строительство аэродрома на Ангальском мысу. Строится новое здание, в котором размещаются радиобюро, линейно-аппаратный зал, телеграф, районный центр УВД и КДП. На улице Чкалова начинает работать передающий радиоцентр, обеспечивающий телеграфную связь с Тюменью, Березово, Воркутой, Мыс Каменным, Тазовским.

С октября 1964 года по 1989 год службу РиС, в дальнейшем ЭРТОС, возглавлял Хазановский Семен Борисович. На начало 1965 года в службе было 32 специалиста (инженеры, техники, телеграфисты, радиооператоры).

 

Начальник службы ЭРТОС (1964-1989) Хазановский Семен Борисович

Начальник службы ЭРТОС Хазановский С.Б.

Радиобюро, 1958 год

Радиобюро, 1958 год

Радиооператор радиобюро

Радиооператор радиобюро

Служба работала по регламенту аэропорта до 22.00 местного времени, а точнее до пролета вылетевшим бортом п. Октябрьский в Ханты-Мансийском автономном округе. При поступлении срочного санитарного задания работа продолжалась до прилета санитарного рейса и затягивалась до глубокой ночи.

В это время устанавливается первый в округе трассовый радиолокатор, на ГВПП 118/298 градусов с курсом 298, устанавливается полноценная система ОСП.

В 1970 году устанавливается диспетчерский радиолокатор, начинаются работы по строительству нового здания аэропорта, ближней приводной радиостанции и передающего радиоцентра. В это же время начинается становление базы ЭРТОС аэропорта Надым при непосредственном участии специалистов из Салехарда. Оказывается помощь в организации радиотехнического обеспечения.

В 2000-х, благодаря администрации округа, база ЭРТОС эксплуатирует современное оборудование систем посадки СП-90, азимутально-дальномерные маяки РМА/РМД-90, трассовые и аэродромные радиолокационные комплексы, современные средства связи обеспечивающие полеты и посадку воздушных судов в сложных метеоусловиях.

КДП Ямал

В последние годы в центре внедряется новое современное оборудование. Так в Салехарде и Мыс Каменном КСА УВД «Альфа» модернизирована до последней версии, введены в эксплуатацию ЦКС «Монитор», в Салехарде введён в эксплуатацию дальномерный радиомаяк РМД-90-НП, в Мыс Каменном установлены средства авиационной воздушной связи нового поколения серии «2000» производства ОАО «Азимут».

На полуострове Ямал развёрнута сеть автономных ретрансляторов авиационной связи, внедрено современное оборудование навигации и наблюдения. В Салехарде и Бованенково введены в эксплуатацию локальные контрольно-корректирующие станции ЛККС-А-2000. В Салехарде, Мыс Каменном Бованенково введена в эксплуатацию наземная станция системы АЗН-В «Пульсар-Н».

В 2015 году выполнены работы по совершенствованию сети авиационной фиксированной спутниковой связи – Салехардский РЦ Ямальского центра ОВД оснащен земной станцией фиксированной спутниковой связи «Мост-АС».

Аэродромный радиолокатор, Салехард

Аэродромный радиолокатор, Салехард

Лира-Т Мыс Каменный

Лира-Т Мыс Каменный

ЦПИ Бованенково

ЦПИ Бованенково

В целях реализации мероприятий ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля ВП РФ (2007-2015 гг.)» проведено строительство, приемо-сдаточные испытания, проведена летная проверка ТРЛК «Сопка-2». Введен в эксплуатацию в 2016 году.

ТРЛК «Сопка-2» Салехард

ТРЛК «Сопка-2» Салехард

.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.