МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Югорский центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
30-е годы История службы движения и службы ЭРТОС аэродрома Ханты-Мансийск начинается еще с середины 30-х годов прошлого века с создания аэропорта «Самарово». Между поселком Самарово и поселком Рыбным был образован гидропорт «Аэропорт Самарово», начавший действовать в 1935 году.
1949 В аэропорту появились командные радиостанции, поэтому в этом же году контроль и управление воздушным движением стали осуществлять диспетчеры. Были установлены приводная радиостанция «М-1» и связные передатчики «РК-0,5».
1956 Аэропорт «Самарово» был переименован в аэропорт «Ханты-Мансийск».
60-е годы В конце 60-х годов в службу движения пришли первые дипломированные специалисты по управлению воздушным движением
01.04.1992 На базе службы движения Ханты-Мансийского объединенного авиаотряда был образован Ханты-Мансийский филиал ОАО «Тюменьавиатранс».
29 января 1993 года  Ханты-Мансийский филиал ОАО «Тюменьавиатранс» переименован в Ханты-Мансийский филиал РГП по ОВД «Тюменьаэроконтроль».
1994 
В филиал РГП по ОВД «Тюменьаэроконтроль» влилось государственное предприятие «Эра», образовав службу ЭРТОС филиала.
25.12.2000 На базе Ханты-Мансийского филиала федерального государственного предприятия по обеспечению воздушного движения  «Тюменьаэроконтроль» образован филиал государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
2004 
Ханты-Мансийский филиал ГУДП «Аэронавигация Севера Сибири» реорганизован в Югорский центр обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного предприятия «Госкорпорация по ОрВД»

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
     
Федюшин Сергей Николаевич Начальник Югорского центра ОВД Подробнее >
Николаев Олег Николаевич Начальник Югорского центра ОВД Подробнее >

О подразделении

КОНТАКТЫ:

ЮГОРСКИЙ ЦЕНТР ОВД. НАЧАЛЬНИК — НИКОЛАЕВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ.
АДРЕС: Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК, АЭРОПОРТ 628007
ТЕЛЕФОН:8 (3467) 30-39-00, 30-39-55
ИНФОРМАЦИЯ:АФТН: УСХХАДЬЬ

БЕРЕЗОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. НАЧАЛЬНИК — ЯКУБОВ КАМИЛЬ ШАРИФУЛОВИЧ.
АДРЕС: П. БЕРЕЗОВО, УЛ. АСТРАХАНЦЕВ, 98 628140
ТЕЛЕФОН: 8 (34674) 213-77, 227-25
ИНФОРМАЦИЯ: АФТН: УСХБАДЬЬ

БЕЛОЯРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. НАЧАЛЬНИК — ИВАНЧЕНКО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ.
АДРЕС: Г. БЕЛОЯРСКИЙ, АЭРОПОРТ 628162
ТЕЛЕФОН: 8 (34670) 249-59
ИНФОРМАЦИЯ: АФТН: УСХЯАДЬЬ

НЯГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. НАЧАЛЬНИК — МАРТЬЯНОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.
АДРЕС: Г. НЯГАНЬ, АЭРОПОРТ 628181
ТЕЛЕФОН: 8 (34672) 345-51
ИНФОРМАЦИЯ: АФТН: УСХНАДЬЬ

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >


 

История развития службы движения и службы ЭРТОС аэродрома Ханты-Мансийск.

Работники аэропорта. Начало 40-х годов.

История службы движения и службы ЭРТОС аэродрома Ханты-Мансийск начинается еще с середины 30-х годов прошлого века с создания аэропорта «Самарово». Между поселком Самарово и поселком Рыбным был образован гидропорт «Аэропорт Самарово», начавший действовать в 1935 году. В пяти километрах от него строился центр – Остяко-Вогульск.

Аэропорт тех времен представлял собой подготовленную площадку на левом берегу Иртыша, основными функциями которой были организация и ведение связи с другими аэродромами и пролетающими воздушными судами. При необходимости  принимались гидросамолеты, летом — на акватории реки Иртыш, зимой — на пойме, где укатывалась площадка. Обслуживающий персонал состоял из начальника аэропорта, связистов, метеотехников.

В эти годы освоение и развитие Западной Сибири происходило крайне медленно. В первую очередь необходимо было поднять хозяйство центральных районов, разрушенное Гражданской войной. Затем наступили грозные годы Великой Отечественной войны. Бурное развитие авиации в Тюменской области началось в послевоенный период. На северных трассах появились самолеты «ЛИ-2», «СИ-47», «Ю-52» – трофейная немецкая машина, снятая с эксплуатации через год, так как оказалась неприспособленной к работе при низких температурах окружающей среды.

Об истории связи. Служба ЭРТОС.
На необозримых просторах Сибири авиация не могла обойтись без связи. О большом значении связи говорит тот факт, что уже в 1945 году из 20 работников аэропорта 11 человек были связисты. О развитии связи говорит и ниже приведенный документ, датированный далеким 1949 годом.

Пояснительная записка к документам паспортизации средств связи и радиостанции «аэропорта Самарово» 1949 год

На фото: Пояснительная записка к документам паспортизации средств связи и радиостанции «аэропорта Самарово» 1949 год.

Из данного документа видно, что в аэропорту появились командные радиостанции, поэтому в этом же году контроль и управление воздушным движением стали осуществлять диспетчеры. Были установлены приводная радиостанция «М-1» и связные передатчики «РК-0,5». Таким образом 1949 год явился годом становления связи.

С этого времени и до конца пятидесятых годов аэропорты нашего региона оснащались преимущественно связным оборудованием. Из навигационного оборудования были только приводные радиостанции.

В 1956 году аэропорт «Самарово» был переименован в аэропорт «Ханты-Мансийск». Конец пятидесятых годов ознаменовался поступлением УКВ радиопеленгаторов «АРП-6».

Старый радиоцентр, конец 40-х годов.

Старый радиоцентр, конец 40-х годов.

В середине 60-х годов узел связи стоял из двух объектов радиобюро (телетайпной) и передающего радиоцентра.

Штат радиобюро в 1966 году был сформирован из двух бригад, состоявших из 24-х человек.

Так как аэропорт работал только в светлое время суток, то и связь была организована по этому графику.

 

Радиооператоры Кульмаметова В.А, Щепеткина Л.С, Ямщикова Л.Г, Вергунов Г.Н., Конева А.Г., Шилкова А.В, Семкин В.И., 1970 год.

На фото: радиооператоры Кульмаметова В.А, Щепеткина Л.С, Ямщикова Л.Г, Вергунов Г.Н., Конева А.Г., Шилкова А.В, Семкин В.И., 1970 год.

В радиотелеграфной сети обмен телеграммами могли вести только первоклассные радисты, так как в ней одновременно работали радиостанции всех крупных аэропортов Тюменского управления.

Для непосредственного управления движением в зоне вспомогательного районного диспетчерского центра ВРДП, каким в то время являлся Ханты-Мансийск, был организован самолетный канал РДС, (так называемый «Высотный»), на котором поддерживалась связь с экипажами воздушных судов, летающих на эшелонах выше 1800 метров, а также между аэропортами Тюмень, Ханты-Мансийск, Тобольск, Сургут.

Передатчики в то время работали на одной частоте. Связь с самолетами и вертолетами в зоне местного диспетчерского пункта МДП осуществлялась на одном частотном канале, где движением руководили диспетчеры Ханты-Мансийского и Сургутского МДП, а операторы вели приём  и передачу данных.

Радиооператор Луговский Н.И. 1971 год.

Толчком в развитии аэропорта «Ханты-Мансийск», послужило открытие в 60-х годах нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири. Освоение этих месторождений потребовало внесения существенных корректив в транспортную систему Ханты-Мансийского округа, в том числе и авиации.

В начале 1960 годов в аэропорты Тюменской области стало поступать и радиолокационное оборудование. Радиолокаторы были установлены в Тюмени и Тобольске.

В 1964 году на аэродроме на левом берегу Иртыша, который укатывался в зимнее время года, установлено оборудование системы посадки с одним направлением «БПРМ ПАР-8» и «ДПРМ ПАР-7».

В 1965 году в рекордно короткие сроки, в течении месяца, в Ханты-Мансийске на Самаровской горе был установлен обзорный радиолокатор «Сатурн». Решение исполнительного комитета Ханты-Мансийского городского совета депутатов-трудящихся, 1965 год.

Пионерами радиолокации были выпускники Рыльского авиационного технического училища Потапов Г., Анищенко В., а также Ерошенко Ю., Зорин Г., — выпускники Рижского авиационного училища, Тарасенко Ю. – выпускник Омского авиационного технического училища.

Гидропорт «аэропорт Самарово», 60-е годы.

 

В конце пятидесятых годов, не видя дальнейшей перспективы развития аэропорта в пойме реки Иртыш, было принято решение о переносе аэродрома на новое место. После образования Тюменского управления гражданской авиации началось строительство сухопутного аэропорта, был создан объединенный авиаотряд, который внес свою лепту в дело освоения подземных кладовых округа. Решение о строительстве в нагорной части Ханты-Мансийска сухопутного аэропорта было принято в 1967 году.

Начало строительства аэродрома Ханты-Мансийск. Вырубка леса конец 60-х годов.

 Начало строительства аэродрома Ханты-Мансийск. Вырубка леса конец 60-х годов.

Место было выбрано в тайге. Строительство началось с вырубки леса, в которой принимали участие жители всего города и района. Вырубали лес пять лет, была подготовлена площадка 600 м. на 200 м. с которой в летний сухой период летали «АН-2». Из оборудования связи были установлены две командные радиостанции «Р-822» и «Р-860».

Проводилось большое количество субботников и воскресников на стройке, все материалы завозили с «большой земли», причем транспортировка грузов осуществлялась по воде.

Здания Аэропорта Ханты-Мансийск, взлетная полоса, начало 70-х годов.

К концу 1968 года площадку увеличили до размеров 1200 м. на 200 м. Были произведены контрольные посадки самолетов «ЛИ-2». В 1969 году были построены первые производственные помещения и аэропорт окончательно перебазировался на новое место.

В 1971 году началось строительство искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) с бетонным покрытием, а также установлено оборудование системы посадки  «МКп-238» и два радиопеленгатора «АРП-6». 

Аэродром Ханты-Мансийск, 1975 год

В эксплуатацию аэропорт был введен в 1973 году. Он был рассчитан на 50 пассажиров в час.

Кроме «АН-2», «ЛИ-2» искусственная взлетно-посадочная полоса стала принимать «ЯК-40», «АН-12»,    «АН-24». Однако еще почти пять лет основным оставался гидропорт.

У города не было мощной строительной базы. Медленно менял свой облик город, медленно строился и аэропорт.

Для контроля и управления воздушным движением в зоне аэродрома в этом же году устанавливается диспетчерский радиолокатор «ДРЛ-7», на котором сложился квалифицированный коллектив, Тарасенко Ю.М., Звягинцев В.Ф., Кашигин Н.А. и  Айтбакиев А.С.

В 1973 году обзорный радиолокатор «Сатурн» переведен с Самаровской горы в район нового аэропорта.

В это время на «ОРЛ-Т «Сатурн» работали: старший инженер Шиповалов В.С., радиотехники Железнов В., Бабак А., Глазков А., Харитонов В., затем пришли Варфоломеев Ю., Хафизьянов Н., Павлов Н., Рыбин В., Раков А., Сысолятин П.

Зарубин А., Раков В., Красноусов В., Бычков В., Манаков В., Сургутсков А., Губин В., Железнов В., Никанов В., Айтбакиев В., 1972 год
Павлов Н., Рыбин В., Хафизьянов Н., 1974 год Зарубин А., Раков В., Красноусов В., Бычков В., Манаков В., Сургутсков А., Губин В., Железнов В., Никанов В., Айтбакиев В.,  1972 год
Тех.учеба в АТС, 1977 год

Тех.учеба в АТС, 1977 год

В 1973 году, дополнительно к «ОРЛ-Т «Сатурн», для обеспечения полетов международных трасс служба радио и связи РиС получила систему ближней навигации «РСБН-4Н».

Растет и самолетный воздушный парк Ханты-Мансийского ОАО. Помимо «АН-2» начинают поступать вертолеты «МИ-8», а после ввода ИВПП в 1973 году – самолеты «ЯК-40». Для более полного и надежного обеспечения полетов в 1973 году было смонтировано оборудования командно–диспетчерского пункта КДП, а в 1975 году было дополнительно установлено оборудование КДП – «БПРМ-58», что позволило принимать воздушные суда с обоих направлений. В этом же году служба радио и связи РиС была переименована в базу ЭРТОС служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи.

С этого времени в базу ЭРТОС стало поступать новое оборудование. Были получены и установлены на новом месте два обзорных радиолокатора «ОРЛ-Т «Меч» в комплекте с выносными индикаторами «Стрела» – В. Аппаратура громкоговорящей связи «Желудь» была заменена на «АГС-10», «АГС-20», «Орех».

Тех.обсл. РСБН-4Н Бычков В.П.,1981 год

Осенью 1976 года был установлен радиолокатор «ОПРЛ-4». В 1979 году был введен в эксплуатацию объект передающего радиоцентра ПРЦ. Радиостанции «Р-822» были заменены на радиостанции «Р-619», а затем на радиостанции «Баклан».

Полностью обновилось оборудование в линейно аппаратном зале связи в 1980 году, установлена полуавтоматическая телеграфная станция «Лиман-73Р», ламповые приемники «Р-154», были заменены транзисторными приемниками «Р-155П», «Р–873» и «Катран», телеграфные аппараты «СТА-67», электронно-механическими аппаратами «РТА-7Б».

Получение каналообразующего оборудования «ТТ-48», «П-30»1, «Кама», «Трал» дало толчок развитию проводной связи, возможность уплотнения каналов в кабельных линиях связи.

1980 год ознаменовался установкой и вводом в эксплуатацию посадочного радиолокатора «РП-3Г» и диспетчерского радиолокатора «ДРЛ-7СМ» в комплекте с аппаратурой «Знак», установленной на командно-диспетчерском пункте КДП, в 1982 году поступил восьмиканальный автоматический радиопеленгатор «АРП-75» на замену морально устаревшему радиопеленгатору «АРП-6».

 

Соколов В.С., 2014 год Коллективное фото ветераны предприятия, 2015 год 

 Оглядываясь в прошлое, нельзя не вспомнить тех, кто стоял у истоков создания службы ЭРТОС, это главный инженер Соколов В.С., техники Шиповалов В.С., Резник А.С., Глазков А.С., Букаринов В.В., Верховский А.С., Бычков В.П., Ковалев В.В., Рыбин В.И., Хабаров А.Н., Струженко В.В., Южаков А.Я. сменные инженеры Змановский И.Л.,     Санников А.А., радиооператоры В.В. Пятова З.П, Ямщикова Л.Г., Захарова М.А.,     Евтушенко Г.А.                         

Служба движения.

История организации воздушного движения начинается еще с середины 30-х годов прошлого века. Вблизи Тюмени у села Плеханово разместилась первая авиагруппа, созданная для обслуживания Северного морского пути. По документам тех лет, первый рейс на Север летом 1934 года совершил летчик Василий Дмитриевич Бажан. Именно он открыл движение по Обской воздушной линии Тюмень – Тобольск – Самарово (аэродром Ханты-Мансийск) – Берёзово – Обдорск.

Шилков В.Д., 1971 год.

В середине 60-х годов, прошлого века в Ханты-Мансийске было создано первое авиазвено  (объединенный авиаотряд), в его состав вошла служба движения (специалисты по обеспечению связи с экипажами воздушных судов).

В ранние годы, одними из первых диспетчеров Ханты-Мансийска были:

— Кремин В.Н.;
— Летунов В.А.;
— Шиповалов В.С.;
— Шилков В.Д.;
— Вакорин В.В.

 В конце 60-х годов в службу движения пришли первые дипломированные специалисты по управлению воздушным движением Евтушенко А.С., Ананьев И.М., Поклад А.И., Толоконцев В.С., Иотченко В.И., Проскуряков И.П., Кононов С.А.

Евтушенко А.С., 1968 год. Проскуряков И.П. (за пультом), 1972 год.

С их именами связан самый плодотворный период становления и расцвета деятельности Ханты-Мансийского объединенного авиаотряда.

В октябре 1969 года, для осуществления управления воздушным движением на открытой международной воздушной трассе связывающей Японию и Европу, в Ханты-Мансийск, после окончания Кировоградского и Ульяновского летно-штурманского училища гражданской авиации, было направлено пять диспетчеров. Вновь прибывшие диспетчеры, Дербин Н.В., Иотченко В.С., Кустов В.Н., Бабарыкин В.С., Анашин В.В., после прохождения дополнительной подготовки и стажировки по английскому языку в учебно-тренировочном отряде города Москвы приступили к осуществлению УВД на диспетчерском пункте ВРДП, расположенного в аэропорту города Ханты-Мансийска. К началу 80-х годов, ряды службы движения пополнили специалисты Акентьев Н.Г., Дряхлов В.Ф., Некрасов Н.А., Сивков Н.А., Черин Е.А., Черепанов В.П., Ширманов А.В.

Анашин В., 1971 год Холодилов П.К., Кустов  В.Н., 1980 год

30 декабря 1969 года через воздушное пространство Ханты-Мансийского районного центра, тогда еще называемый вспомогательный Районный диспетчерский пункт (ВРДП), состоялся первый полет технического рейса японской авиакомпании «JAPAN AIR LINES COMPANY,LTD» по международной воздушной трассе «Красная 22» по маршруту Токио – Москва.

В следующем, 1970 году, начались регулярные полеты пассажирских воздушных судов «Б707» и «ДС 8» этой авиакомпании через столичный аэропорт «Шереметьево» в страны западной Европы. В последующие годы, эту международную воздушную трассу, начала осваивать следующая иностранная авиакомпания «Air France». Интенсивность воздушного движения иностранных авиакомпаний на тот период составляла всего несколько воздушных судов в неделю.

Акентев Н.Г., 1987 год Кононов С.А., 1991 год

Основное свое развитие Ханты-Мансийский объединенный авиаотряд получил в 1980-е годы, когда была введена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием. Летный отряд Ханты-Мансийцев по праву считался одним из лучших в управлении, а Владимир Иванович Калюжняк входил в число самых уважаемых руководителей объединенных авиаотрядов. Но в число крупных, ведущих предприятий Тюменского управления гражданской авиации Ханты-Мансийский объединенный отряд, несмотря на свой столичный статус, не входил.

В этот же период времени шло активное освоение недр Западной Сибири, и интенсивность воздушного движения достигала существенных величин, даже по тем временам, и составляла свыше 300 воздушных судов в сутки.

1 апреля 1992 года  на базе службы движения Ханты-Мансийского объединенного авиаотряда был образован Ханты-Мансийский филиал ОАО «Тюменьавиатранс».

29 января 1993 года Ханты-Мансийский филиал ОАО «Тюменьавиатранс» переименован в Ханты-Мансийский филиал РГП по ОВД «Тюменьаэроконтроль». В 1994 году, вследствие реорганизации, в филиал влилось государственное предприятие «Эра», образовав службу ЭРТОС филиала.

В результате реорганизационных мероприятий на базе Ханты-Мансийского филиала федерального государственного предприятия по обеспечению воздушного движения  «Тюменьаэроконтроль» образован филиал государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (приказ генерального директора ФГУП по ОВД «Тюменьаэроконтроль» от 25.12.2000г. № 146).

В 2001 году введен в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс с пропускной способностью 350 пассажиров.

В Ханты-Мансийске для обслуживания воздушного движения организованы следующие диспетчерские пункты;

— «Вышка» — регламент работы круглосуточный;

— Диспетчерский пункт круга «ДПК» – регламент работы круглосуточный, площадь обслуживания 15 700 квадратных километров.

С марта 2003 года, с открытием аэропорта Ханты-Мансийск, для выполнения международных полетов пассажирских и грузовых воздушных судов, в районе аэродрома организовано обслуживание воздушного движения на английском языке;

Аэродромный диспетчерский пункт «АДП» – регламент работы круглосуточный;

— Гражданский сектор Главного центра Единой системы организации воздушного движения ГС РЦ ЕС ОрВД (два сектора: «ВОСТОК» и «ЗАПАД») – регламент работы круглосуточный, обслуживаемая площадь около 150 000 квадратных километров.

3 марта 2004 года приказом Министерства России, аэропорт «Ханты-Мансийск» открыт для выполнения международных полетов пассажирских и грузовых воздушных судов, открыли и постоянный пункт пропуска через государственную границу РФ с залом официальных лиц и делегаций.

После ряда реорганизаций, в 2004 году Ханты-Мансийский филиал государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Севера Сибири» реорганизован в Югорский центр обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного предприятия «Госкорпорация по ОрВД», в состав которого в качестве структурных подразделений входят Березовское, Белоярское и Няганское отделения.

В настоящее время через воздушное пространство Ханты-Мансийского районного центра Единой системы организации воздушного движения РЦ ЕС ОрВД проходят 12 международных воздушных трасс с общей протяженностью 3034 километра, по которым пролетают воздушные суда крупнейших иностранных авиакомпаний: AUSTRIAN AIRLINES, CATHAY PACIFIC AIRWAYS LTD., CHINA SOUTHERN AIRLINES, AIR CHINA, CHINA EASTERN AIRLINES, DEUTSCHE LUFTHANSA, A.G., FINNAIR, AIR FRANCE, VIRGIN ATLANTIC, BRITISH AIRWAYS, ALITALIA, JAPAN AIR LINES COMPANY,LTD., ALL NIPPON AIRWAYS CO., LTD., KOREAN AIRLINES CO., LTD., MONGOLIAN AIRLINES, K.L.M. ROYAL DUTCH AIRLINES, AEROFLOT-RUSSIAN AIRLINES, TURK HAVA YOLLARI (TURKISH AIRLINES). Основными международными воздушными трассами являются трассы «Р22» и «Б200», которые сходятся над Ханты-Мансийском и по которым ежесуточно пролетают более 70 современных крупногабаритных воздушных судов, таких как «Б747», «А340», «А767», «А777».

.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.