МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Певекский центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
1994 Создан Певекский филиал РГП «Чукотаэроконтроль», в последствии преобразованного в ГУДП «Чукотаэронавигация» ФУП «Госкорпорация по ОрВД» и вот уже на протяжении более 15 лет, в качестве Певекского центра ОВД, входит в состав филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», является его полноценной и неотъемлемой частью.

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
Смирнов Начальник службы движения
Белоусов Н.Н. Начальник службы движения
Канащук Д.И Начальник службы движения
Фадеев А.В. Начальник службы движения
Салахутдинов Р.В. Начальник службы движения Певекского центра ОВД
 Фокша Л.И. Начальник службы ЭРТОС
Башлаков В.К. Начальник службы ЭРТОС
Колпаков А.Е. Начальник службы ЭРТОС Певекского центра ОВД

О подразделении

КОНТАКТЫ:
Начальник центра Ларионов Владимир Яковлевич, тел. 42737-41721


 

История. Певек

Человеческая память надежно хранит все то, что происходило в нашей жизни – события, имена, даты, лица. Без прошлого нет настоящего, и в благодарность участникам славных дел лет минувших, в преддверии празднования 90-летия с момента создания диспетчерской службы на воздушных линиях СССР – служб движения организаций гражданской авиации, профессионального праздника обладателей редкой и по своему уникальной профессии авиадиспетчера, профессионализм и самоотдача которых сформировали надежный фундамент современной аэронавигационной системы России, а также всех тех, кто многие годы, не жалея своих сил, здоровья и времени, служил общему делу, мы должны вспомнить как это начиналось.

История возникновения аэропорта в столь удаленном уголке нашей страны, каким был и является Певек, связана с началом освоением природных богатств Чукотки и берет свое начало в 30-х годах прошлого века, именно тогда, в 1933 году, на берегу Чаунской губы Восточно-Сибирского моря был основан населенный пункт, а в последствии самый северный город России, будущая столица одного из богатейших промышленных районов Чукотского автономного округа.

Свое нынешнее месторасположение аэропорт Певек обрел не сразу, вначале это была коса, где располагался сам поселок и морская лагуна рядом и ним, для посадки на которую самолёты в летнее время оснащались поплавками, а гидросамолет МБР-2, построенный из фанеры, в те далекие времена был просто незаменимой машиной.

Позже, в 1939 году исполнительный комитет районного Совета отвел место для взлетно-посадочной полосы на территории самого населенного пункта Певек, которая находилось между существующей на тот момент крайней линией поселка с северной стороны и пресным озером с южной стороны, но места было недостаточно.

КАТАЛИНА в Певеке

Надо сказать, что в те далекие годы часть работы наземных служб аэродрома исполком с полной ответственностью брал на себя, так, например, своим постановлением категорически запретил движение по взлетно-посадочной полосе аэродрома на любом виде транспорта, хождение скота, а на гидроаэродроме запрещалось ловить рыбу, бурить лунки и делать проруби.

Территории развивалась, авиация становиться неотъемлемой ее частью, начиналась промышленная разработка крупных месторождений полезных ископаемых, появлялись новые поселения, жители обзаводились семьями, но летом на Чукотке кругом вода, самолеты Р-5 оставались на приколе до образования снежного покрова и замерзания лагун, сухопутных площадок для У-2 были наперечет, возникла необходимость в строительстве постоянных аэродромов.

Еще в 1936 году полярный летчик М.Н. Каминский на самолете У-2 обследовал и благополучно произвел посадку на песчано-галечной косе в районе устья реки Апапельгин, в 15 км от Певека и как оказалось не зря, площадка была очень перспективной.

В определенной степени выбору места под строительство нового аэродрома в этих местах, способствовало географическое положение Певека, его климатические особенности, в частности, известный по всей Арктике «южак», ураганный юго-восточный ветер, формируемым на подветренной стороне сопки Пээкиней, у подножия которой расположился поселок.

Так, с 1948 года, аэродром около реки Апапельгин стал основным. Был он совсем небольшой, полоса и несколько домиков, но само его появление говорило о том, что люди сюда пришли всерьез и надолго. Помимо У-2, Р-5, Р-6, Г-1, БР-2 на аэродром стали выполнять полеты самолеты Ли-2, наладилось регулярное сообщение с Магаданом, пассажиров доставляли в Певек трактором или катером. Сегодня трудно угадать его очертания, но один из тех домиков до сих пор сохранился и располагается на территории объекта ПРЦ Певекского центра ОВД.

Ли-2 над Певеком — начало 50-х.

Следующий этап развития связан с появлением более современной авиационной техники и приходится на второю половину 50-х годов.

В те годы приступили к строительству новой грунтовой взлетно-посадочной полосы на правом берегу реки Апапельгин и аэропорт «переехал» на свое окончательное место дислокации, место, где в последствии возник одноименный поселок авиаторов и образовался Чаунский ОАО Магаданского УГА, мощное авиационное объединение, в состав которого, на протяжении многих лет, вплоть до 1994 года, входили службы движения и ЭРТОС аэропорта Певек.

В разные годы отряд эксплуатировал самолеты Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Як-40, Ан-28, вертолеты Ми-4, Ми-8, Ми-6, аэродром Певек также был пригоден для выполнения полетов на самолетах Ан-24, Ан-12, Ил-18, была создана великолепная авиационно-техническая база, аэродромная и иные службы, обеспечивающие полеты.

Первоначально служба движения аэропорта Певек, как и во всей стране, формировалась в основном из лиц летного состава, но с развитием авиации и ростом интенсивности воздушного движения, все острее вставал вопрос о подготовке специалистов, которые бы профессионально и грамотно могли предоставлять аэронавигационное обслуживание, обеспечивали безопасность полетов в новых условиях.

Одним из первых учебных заведений, которое обеспечивало подготовку диспетчеров службы движения являлась Ульяновская ШВЛП и в числе ее первых выпускников были наши коллеги — Кузнецов В.Ф., Канащук Д.И., Меркулов В.А., Смирнов Н.Н., Тузков Г.С., Царьков В.С., Шахов В.И., Шаипов Ш.С.

Впереди у этих людей был профессиональный рост, получение допуска к самостоятельной работе, повышение классной квалификации, суровые зимы, трескучие морозы, бытовая неустроенность, но именно они, более 55 лет тому назад, заложили основные принципы  организации УВД, дали возможность своим более молодым коллегам увидеть весь производственный процесс изнутри, сумев вникнуть в мельчайшие его детали, тонкости аэродинамики, воздушной навигации, метеорологии, поведения ВПП, учитывая при этом все возможные нюансы местной погоды, работы техники и средств РТОП и это требовало не малых усилий.

В последующие годы коллектив службы пополнялся выпускниками Кировоградского и Рижского ЛТУ ГА, Академии ГА, росла численность службы, структура воздушного пространства предусматривала организацию на базе службы движения аэропорта Певек таких диспетчерских пунктов как АДП, ДПР, СДП, ВСДП, ДПСП, ДПП, РЦ ЕС ОрВД.

В декабре 1978 года, после масштабной реконструкции аэродрома, была введена в строй новая ВПП с искусственным покрытием (армопескобетон), увеличились ее геометрические размеры (2500 м х42 м), была модернизирована система энергоснабжения, светосигнальная система, установлены ОВИ, обновлено навигационное оборудование, аэропорт стал способен принимать такие авиалайнеры как Ил-76, Ил-62, 25 февраля 1979 года состоялся первый технический рейс самолёта Ту-154 по маршруту Внуково-Норильск-Певек.

Вплоть до начала 90-х годов, аэропорт Певек являлся аэропортом с круглосуточным режимом работы, работа службы движения была организована в четыре смены (ДУН), руководство сменами осуществляли руководители полетов, в каждой смене присутствовал старший диспетчер, стажировку специалистов осуществлял штатный диспетчер-инструктор.

Руководство службой движения Певекского центра ОВД в разные годы осуществляли замечательные специалисты, такие как Смирнов Н.Н., Белоусов, Канащук Д.И., им на смену пришли молодые, но не менее профессиональные специалисты Фадеев А.В., Салахутдинов Р.В.

Службой ЭРТОС Певекского центра ОВД в разные годы руководили Фокша Л.И., Башлаков В.К. В настоящее время службой ЭРТОС руководит Колпаков А.Е.

В 1985 году введено в строй комплексное здание аэровокзала с 28-метровой вышкой КДП, установлен РСБН и автоматический радиопеленгатор АРП-75, СП-68 заменена на более современную СП-80Н, что позволило, в комплексе с посадочным локатором, выполнять заходы на посадку в сложных метеорологических условиях, сократить непроизводственный налет часов, уходы на запасной аэродром.

Такова предыстория, а современное становление и развитие центра начинается в 1994 году, именно в тот год был создан Певекский филиал РГП «Чукотаэроконтроль», в последствии преобразованного в ГУДП «Чукотаэронавигация» ФУП «Госкорпорация по ОрВД» и вот уже на протяжении более 15 лет, в качестве Певекского центра ОВД, входит в состав филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», является его полноценной и неотъемлемой частью.

На сегодняшний день зона ответственности службы движения Певекского центра ОВД в горизонтальной плоскости практически сопоставима с границами Чаунского района Чукотского АО, в вертикальной плоскости распространяется до высоты 4550 метров.

В процессе выполнения обязательств по аэронавигационному обслуживанию, персонал ОВД взаимодействует с диспетчерскими пунктами Анадырского, Кепервеемского. Шмидтовского центров ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока», РЦ ЕС ОрВД Магадан и Якутск, КДП Черский, организованы и функционируют такие диспетчерские пункты как МДП/ДПП, ДПК/СДП/ДПР, проводится работа по оптимизации технологических процессов УВД.

В эксплуатации центра находится такое оборудование как ТРЛК «Лира-Т», АРП «Платан» DF 2000, ЗССС «Мост-АС», ДРЛ-7СМ, РМС СП-80 Н, АО РЛИ КАСО «Топаз-2000», АПМ «Коринф», АДИ «Гранит», АЗНВ «Сонар», АТИС с системой отображения СВИП, КТТМ «Каскад», радиостанции «Фазан», «Береза», «Баклан», современное пультовое оборудование, на высоком уровне обеспечена подготовка персонала службы движения к работе по применению методов зональной навигации (RNAV), а также соответствующих схем маневрирования на аэродроме Певек, разработанных в целях эффективного использования пользователям воздушного пространства навигационных данных, предоставляемых вновь установленным оборудованием, таким как локальная контрольно-корректирующая станция ЛККС-А-2000, азимутально-дальномерный радиомаяк VOR2700/DME/N2700, АРМ-150МА, успешно используются система коммутации речевой связи (СКРС) «Мегафон», ЦКС «Монитор», КСА ПВД «Планета, на 2021 год запланировано проведение реконструкции и технического перевооружения комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи в части оснащения аэродрома Певек новой радиомаячной системой посадки ILS2700/DME/NL2700, продолжаются работы по подготовке к техническому переоснащению объекта ОРЛ-Т.

И сегодня, когда идет широкомасштабная модернизация всего процесса УВД, действует отлаженная система профориентации и подготовки специалистов, неоценим вклад в общее дело таких ветеранов предприятия как Казначеев В.В. и Гнедков Н.Н., посвятивших любимому делу более 40 лет своей жизни и подающих пример высокой ответственности и профессиональной культуры.

Так опыт старших товарищей, коллег позволяет молодому поколению с честью войти в профессию, стать полноправным членом сообщества, начало которому было положено в те далекие и непростые годы, людьми, отдавшими любимому делу годы своей жизни.

 

.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.