МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Филиал “Аэронавигация Северо-Запада”

Историческое фото. Первая руководящая команда.

Хронология>    Руководство>    О филиале>    Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ФИЛИАЛА

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

Хронология значимых событий

 Дата  Описание события
15 октября 1993 Решение собрания трудового коллектива Гражданского сектора Санкт-Петербургского зонального центра ЕС ОрВД от 15 октября 1993 года о создании Государственного предприятия «Северо-Западный региональный центр по обслуживанию воздушного движения» (Сев-Зап-аэроконтроль).
9 марта 1994 ГП «Сев-Зап-аэроконтроль» утверждено распоряжением Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Санкт-Петербурга от 09.03.1994 № 142-р
14 марта 1994 ГП «Сев-Зап-аэроконтроль» зарегистрировано Регистрационной палатой мэрии г. Санкт-Петербурга от 14.03.1994 г. № 6703 (Свидетельство о регистрации от 14.03.1994 г. №4634)
06.04.1994 Приказом Росаэронавигации от 06 апреля 1994 г. № 27 «По вопросу создания Государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» предписывалось, что Государственное предприятие «Северо-Западный региональный центр по обслуживанию воздушного движения» – «Сев-Запаэроконтроль» является объектом федеральной собственности имущества по УВД и РТОП в Северо-Западном регионе, входящим по компетенции в структуру Росаэронавигации. Директором предприятия был назначен Мелешко Юрий Васильевич.
31.10.1994 Приказом Министерства транспорта РФ от 31 октября 1994 г. № 79  «О совершенствовании организационной структуры системы ИВП и УВД» было предписано утвердить Перечень региональных предприятий по ИВП и УВД. Таким образом, с этого момента было утверждено Государственное предприятие «Северо-Западный региональный центр по обслуживанию воздушного движения «Сев-Запаэроконтроль», как предприятие по обеспечению ИВП и организации УВД на Северо-Западном регионе страны.
24.12.1999 Приказом ФУП Госкорпорации по ОВД в РФ от 24 декабря 1999 г. № 75 «О создании Государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Северо-Запада» Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» директору ГП «Сев-Запаэроконтроль» поручено провести мероприятия по созданию ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада».
04.06.2003 В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2003 г. № 217    с 04 июня 2003 г. создается филиал «Аэронавигация Северо-Запада» ФУП «Госкорпорация по ОВД».

 Руководство 

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1994-2002 Мелешко Юрий Васильевич Генеральный директор ГП, ГУДП Подробнее >
2002-2018 Криворог Владимир Семёнович Генеральный директор ГУДП, Директор филиала Подробнее >
2018 – 2022 Новожонов Евгений Валерьевич Директор филиала Подробнее >
с 2022 Самойлов Юрий Александрович Директор филиала Подробнее >

 О филиале

КОНТАКТЫ:
Дирекция.10 линия В.О., д. 53 А, Санкт-Петербург, 199048
Почтовый адрес: 199048, Санкт-Петербург, а/я 224
Тел.: (812) 323-84-70
Факс: (812) 323-84-99
Office@sz.gkovd.ru

О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >

Первоначально, в состав Государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» входили следующие филиалы:

  1. Вологодский филиал (Вологодская область, г. Вологда)
  2. Апатитский филиал (Мурманская область, г. Апатиты)
  3. Великолукский филиал (Псковская область, г. Великие Луки)
  4. Калининградский филиал (Калининградская область, г. Калининград)
  5. Новгородский филиал (Новгородская область, г. Великий Новгород)
  6. Мурманский филиал (Мурманская область, пос. Мурмаши)
  7. Петрозаводский филиал (Республика Карелия, г. Петрозаводск)
  8. Псковский филиал (Псковская область, г. Псков)
  9. Всеволожский филиал (Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Ковалево)

Вологодский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 22 апреля 1994 г. № 1. Директором филиала был назначен Примаченко Н.П.

История создания центра уходит в далекие 40 годы 20-го столетия, когда в Вологде за селом Прилуки был построен аэропорт с одновременным формированием авиационного  подразделения, предназначенного для организации воздушного сообщения с районами Вологодской области

Период с 1980 по 2002 г.г. был периодом наиболее интенсивного развития центра в плане оснащения новым оборудованием, строительством зданий и сооружений. Вводились в эксплуатацию новейшие для своего времени средства радиолокации и радионавигации, аппаратура цифровой обработки и отображения РЛИ, средства радиосвязи и проводной электросвязи.

Апатитский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 14 июня 1995 г. № 25. Директором филиала был назначен Румянцев О.А.

В соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о проведении организационно-штатных мероприятий в филиале, его упразднении и присоединении к Мурманскому центру ОВД.

Великолукский филиал, как государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению «Аэросервис» было основано на базе аэропорта Великие Луки и зарегистрировано 15 сентября 1993 г.

Великолукский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада» берет свое начало с 2000 года, когда на основании приказа генерального директора «Сев-Запаэронавигация» от 24 августа 2000 г. № 7 был создан филиал. Директором был назначен Орлов В.И.

Период с 1993 по 2005 г.г. был периодом наиболее интенсивного развития центра. В эти годы было построено здание учебного центра и оборудовано средствами дистанционного обучения специалистов службы движения, спроектировано и построено здание центра, реализован проект оснащения Великолукского центра комплексом АС УВД «ТОПАЗ», спроектирована, построена и оборудована трассовая радиолокационная позиция двойного назначения.

В 2005 году, в соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в состав центра вошел Псковский центр ОВД.

История развития службы движения Калининградского авиапредприятия берет начало сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году на базе Кёнигсбергского аэропорта «Девау».

Период с 1984 по 1994 г.г. был насыщен различного рода событиями в истории предприятия и службы движения Калининграда. Прекратил свою работу аэродром «Девау» как аэродром ГА и был преобразован в аэродром РОСТО. Диспетчерский состав службы полностью осуществлял руководство полетами только на аэродроме «Храброво».

С 1993 года аэропорт Калининград «Храброво» стал международным и в этом же году был образован Калининградский РЦ, таким образом, закреплен суверенитет России на небольшом участке воздушного пространства Балтики.

Международные переговоры по разделению воздушного пространства над нейтральными водами восточной части Балтийского моря, которое оставалось за Рижским РЦ  носили характер длительный и трудный. Каждое из прибалтийских государств постсоветского пространства  претендовали на свой «кусочек» воздуха, в том числе и Россия, представленная Калининградской областью.

Переговоры проходили под патронажем Европейского Бюро ИКАО, участием ИАТА, Евроконтроля, ЕКГА. В итоге в 1998 году к Калининградскому РЦ было присоединено воздушное пространство над открытыми водами Балтики.

Калининградский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада» был создан на основании приказа генерального директора «Сев-Запаэронавигация» от 08 января 2003 г. Директором был назначен Антипин Г.В.

Новгородский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 18 января 1995 г. № 3. Директором филиала был назначен Григорьев А.А.

В соответствии с приказом директора филиала «Аэронавигация Северо-Запада»                   от 18 декабря 2006 г. № 379, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о сокращении филиала. 

Мурманск филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 01 февраля 1995 г. № 7. Директором филиала был назначен Дубовиков А.Н.

В 2005 году, в соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в состав центра вошел Апатитский центр ОВД.

Бо́льшая часть территории Мурманского центра ОВД расположена над бассейном Северного Ледовитого океана (сектор «Океанический») и занимает площадь около 2 440 000 кв.км по меридиану с запада от 30º до 120º на востоке и от северного полюса до Арктического побережья России.

Петрозаводский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 21 сентября 1994 г. № 10. Директором филиала был назначен Кузьмин С.Н.

Зоной ответственности Петрозаводского центра УВД было определено воздушное пространство в административных границах республики Карелия.

Объекты центра находились в аэропортах Пески (РЦ, КДП МВЛ, радиобюро, трассовый первичный радиолокатор), в аэропорту Бесовец (ДПСП, СДП, АДП, РСП, ОСП с двух направлений посадки) и радиолокационная позиция Беломорск (трассовый первичный радиолокатор, ВРЦ без права УВД).

01 октября 2000 года Петрозаводский центр УВД был преобразован в Петрозаводский филиал ГУДП (государственное унитарное дочернее предприятие) «Сев-Запаэронавигация» и так далее была череда переименований до настоящего момента – Петрозаводский центр ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

В 2010-2011 гг. по программе оптимизации структуры были упразднены диспетчерские пункты КДП МВЛ Пески и АДП Бесовец, а также переведено на дневной регламент работы радиобюро.

В 2011 г. функции РЦ из Петрозаводского центра ОВД были переданы в Санкт-Петербургский центр ОВД. Таким образом, сегодня обслуживание воздушного движения над территорией Карелии осуществляется Санкт-Петербургским РЦ.

Псковский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 28 апреля 1995 г. № 19. Директором филиала был назначен Сумаруков М.С.

В соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01 ноября 2005 г. № 240, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о сокращении филиала.

 Всеволожский филиал государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» создан на основании приказа директора «Сев-Запаэроконтроль» от 01 марта 2001 г. № 53. Директором филиала был назначен Гайдук А.М.

В соответствии с приказом директора филиала «Аэронавигация Северо-Запада» от 18 декабря 2006 г. № 379, в связи с проводимой реорганизацией в системе управления воздушным движением, было принято решение о сокращении филиала.

 Санкт-Петербургский центр обслуживания воздушного движения создан в соответствии с приказом директора филиала «Аэронавигация Северо-Запада» от 18 декабря 2006 г. № 379. Центр образован в марте 2007 года, после выделения из состава авиапредприятия «Аэропорт «Пулково».

Филиал «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» организует и обслуживает воздушное движение над Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Калининградской областями, республикой Карелия, Архангельской областью, частью Ямало-Ненецкого автономного округа, а также над акваториями Балтийского, Баренцева, Карского морей и Северного Ледовитого океана.

Штатная численность персонала филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» составляет 2396 человек, из которых 821 персонал ОВД и 797 человек персонал ЭРТОС.

Воздушное пространство филиала граничит с филиалами ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: «Московским центром АУВД»,  «Аэронавигация  Урала», «Аэронавигация Северного Урала», «Аэронавигация Севера Сибири», «Аэронавигация Центральной Сибири»,  «Аэронавигация Северо-Востока», а так же осуществляется взаимодействие с 10 зарубежными центрами ОВД: Анкориджем (США), Рейкьявиком (Исландия), Будё (Норвегия), Хельсинки (Финляндия), Таллином (Эстония), Ригой (Латвия), Минском (Беларусь), Мальмо (Швеция), Вильнюсом (Литва), Варшавой (Польша).

В состав филиала «Аэронавигация Северо-Запада» входит 7 центров  ОВД: Санкт-Петербургский, Архангельский, Вологодский, Мурманский, Псковский, Калининградский, Петрозаводский. В границах района ответственности филиала расположены 116 районов аэродромов, два аэроузла, а также 16 запретных зон, 27 опасных зон, 178 зон ограничения полетов. Одной из особенностей обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Санкт-Петербургского, Калининградского, Мурманского, Псковского, Петрозаводского центров ОВД являются 25-километровые приграничные зоны с особым режимом их использования.

ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада»

14 марта 1994 г. на базе гражданского сектора Ленинградского ЗЦ ЕС УВД было начато формирование ГП «Сев- Запаэроконтроль». Начинали с чистого листа, но, несмотря на сложности и трудности, за сравнительно недолгое время встали на ноги. Уже в мае был образован первый филиал — Вологодский, включающий в свой состав РЦ ЕС ОрВД, за ним последовали Петрозаводский (ВРЦ ЕС ОрВД), Новгородский, Псковский и Мурманский (РЦ ЕС ОрВД), из которого впоследствии, в процессе работы, выделился Апатитский филиал. Таким образом, в 1995 году сформировалось государственное предприятие «Сев- Запаэроконтроль», которое и отработало в таком составе до 1 октября 2000 года. Первым руководителем был Юрий Васильевич Мелешко — ныне руководитель ДГР ОВД ГСГА Минтранса РФ.

1 октября 2000 г. ГП «Сев-Запаэроконтроль» преобразовано в ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада» путем слияния двух отдельных государственных предприятий — «Сев-Запаэроконтроль» и «Аэросервис» Великие Луки, что и стало следствием проводимой государственной политики по созданию единого предприятия по аэронавигационному обслуживанию на Северо-Западе России. Одновременно, в состав вновь образованного предприятия влились еще два филиала: Великолукский, включающий в себя РЦ ЕС ОрВД, и Всеволожский.

В настоящее время предприятие насчитывает в своем составе филиалы: Мурманский, Петрозаводский, Великолукский, Вологодский, Новгородский, Псковский, Апатитский, Всеволожский — это четыре районных центра ЕС ОрВД, восемь аэродромных зон и пять местных диспетчерских пунктов по обслуживанию воздушного движения при полетах ниже нижнего эшелона.

Хотелось бы подчеркнуть, что наше предприятие отличается от других, в первую очередь географическим положением, которое ставит его в разряд стратегических. Крайняя точка на севере — это полюс, а на юге — граница с Белоруссией. Практически весь поток воздушных судов, следующих из Европы в Японию, Корею, Китай и Юго-Восточную Азию, обслуживается нашими специалистами. Это основные воздушные артерии России: трансазиатский маршрут и все воздушные суда, следующие из Америки и Северной Европы в Москву, — Великолукский центр; транссибирский маршрут — Вологодский центр; трансполярный маршрут — Петрозаводский центр, кроссполярные маршруты 1 и 2 — Мурманский центр, включающий в себя уникальный по своей сути океанический сектор.

Но это еще не предел. В настоящее время, под руководством нынешнего генерального директора ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада» Владимира Семеновича Криворога, ведутся организационные работы по созданию еще одного филиала — Калининградского, включающего в себя РЦ ЕС ОрВД. Процесс этот сложный, но он необратим.

Все, что описано выше, создавалось и реализовывалось благодаря таким людям, работающим в нашем предприятии, как:

— Мурманский филиал: Пригара Владислав Алексеевич, Елисеев Анатолий Михайлович, Яшин Виктор Петрович, Горынин Валерий Павлович, Донец Николай Яковлевич;

—        Петрозаводский филиал: Пюкке Николай Анатольевич, Немазанников Николай Николаевич, Кузьмин Сергей Николаевич;

—  Великолукский филиал: Сабиров Амир Сабирович, Берзин Петр Георгиевич, Инчаков Владимир Сергеевич, Рогачева Тамара Ивановна, Михайлов Леонид Иванович;

—  Вологодский филиал: Егоренко Николай Владимирович, Картоусов Дмитрий Федорович, Фардеев Наиль Халдимович, Образцов Юрий Александрович, Настасиенко Виктор Николаевич, Ткачук Федор Григорьевич, Мирный Владимир Константинович, Пивоваров А.В., Нечаев Н.А., Богатырев А.Н., Сенин В.В., Шамин В.К., Готлибов В.П., Нестеров С.М.

УВД Калининграда

Калининградский РЦ ЕС ОрВД — самый западный островок огромной системы ОВД России.

Какие только эпитеты не находят для этого региона: янтарный край, анклав, свободная экономическая зона, непотопляемый авианосец и другие.

Служба движения была основана в сентябре 1946 года, одновременно рождением Калининградского авиапредприятия на территории бывшей Восточной Пруссии.

Территориально службы УВД и ЭРТОС размещались в аэропорту Девау, находящемуся на окраине города Калининграда.

Командно-диспетчерский пункт, построенный в 1938 году, хорошо сохранился до сих пор и повидал на своем веку диспетчеров разных национальностей и поколений. Тогда в развитие и становление службы УВД внесли большой вклад Сурин А.Г., Филиппов В.А., Вербицкий А.П., Кандилян Л.М., семейные династии Кобловых и Ивановых.

И поныне этот КДП выполняет свою функцию: самолеты авиационно-спортивного клуба выполняют полеты под пристальным вниманием диспетчеров РОСТО.

А сейчас балтийские ветры поднимают в полет крылья российских и зарубежных лайнеров на аэродроме Калининград (Храброво). С 1993 года аэропорт Калининград стал международным и в этом же году после распада СССР был образован Калининградский РЦ, чем на Балтике был закреплен российский суверенитет над воздушным пространством.

Длительными и драматичными были международные переговоры по разделению воздушного пространства над нейтральными водами восточной части Балтийского моря, которое оставалось за Рижским РЦ. Каждое из прибалтийских государств постсоветского пространства, включая Калининградскую область России, претендовали на свой «кусочек» воздуха.

Переговоры проходили под патронажем европейского бюро ИКАО, с участием представителей ИАТА, Евроконтроля, ЕКГА. Этот поистине государственный вопрос с честью решили компетентнейшие специалисты МИДа и гражданской авиации России: Ходаков А.Г., Шелковников В.Г., Ушаков М.М., Аверьянов Ю.Н., Зобов Н.Ф. и другие.

В итоге в 1998 году к Калининградскому РЦ было присоединено воздушное пространство над открытыми водами Балтики, равное по площади сухопутной территории западного уголка России, где сейчас пролегают международные трассы с высокой плотностью воздушного движения.

Впервые в российском воздушном пространстве для удобства пользователей были внедрены нормы эшелонирования ИКАО. Это произошло в 1994 году в Калининградском РЦ. А в январе 2002 года там же, синхронно со всей Европой, в соответствии с постановлением Правительства РФ были внедрены сокращенные интервалы вертикального эшелонирования (RVSM), что позволило увеличить пропускную способность районного центра и получить 6 дополнительных эшелонов.

Маленький островок на западе России не претендует на роль флагмана в аэронавигационной системе, но здесь могут быть апробированы и в полной мере внедрены стандарты ИКАО. Этому способствует соседство с тремя иностранными государствами, которые прилагают усилия по интеграции российского РПИ в европейскую систему УВД.

С 2002 года «SWEDAVIA» (Швеция) реализует конкретную программу по развитию аэронавигационной системы Калининградского региона.

2003 год станет периодом начала технического перевооружения радионавигационных средств региона в связи с созданием Калининградского филиала по ИВП и УВД, как составной части Госкорпорации по ОВД.

В работе Калининградского навигационного комплекса большая заслуга диспетчерского состава: Стрельчени В.М., Смирнова И.Н., Наумова М.О., Дроздова И.А., Ильина А.Н., Маликова А.Ю., Головко Е.Н., Скворцова М.А. и других. Именно они в совершенстве овладели наукой УВД, английским языком, обеспечивают стабильную и безопасную работу воздушного транспорта.

Великолукский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада»

Великолукский РЦ ЕС ОрВД образован в декабре 1973 г. Через район Великолукского РЦ проходят участки международных воздушных трасс: Р58, Б8, Р1, Г3, Г350. Интенсивность воздушного движения составляет в среднем 80 ВС в сутки, наиболее загруженными трассами являются Г3 и Г350, обеспечивающие связь Западной Европы с Москвой и Юго-восточной Азией. Через район РЦ наиболее интенсивно летают следующие авиакомпании: «Аэрофлот», «Спидбед», САС, «Люфтганза», «Эрфранс».

У истоков создания РЦ стояли бывшие военные и гражданские летчики, ставшие диспетчерами Сабиров Амир Сабирович (руководитель полетов), Берзин Петр Георгиевич (руководитель службы движения), Инчаков Владимир Сергеевич (диспетчер), Рогачава Тамара Ивановна (диспетчер).

С 1 декабря 1993 года на базе аэропорта Великие Луки создано государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению «Аэросервис», которое являлось правоприемником аэропорта Великие Луки.

До октября 2000 года на предприятии «Аэросервис» были произведены работы:

—    спроектирована и построена линия внешнего энергоснабжения;

—    построен и оборудован учебный центр;

—    спроектирована и ведется строительство новой радиолокационной позиции;

—    в 1995 году, впервые в Российской Федерации, через суд предприятие доказало экспорт аэронавигационных услуг и избежало штрафных санкций;

—    на базе предприятия проведено пять открытых Чемпионатов России по воздухоплаванию;

—    26 семей работников предприятия улучшили жилищные условия;

—    получены сертификаты соответствия на аэропортовую деятельность, службу движения, службу ЭРТОС;

—    запланированы и поводятся мероприятия по созданию единого органа ОВД в Великолукском РЦ.

С октября 2000 года ГП «Аэросервис» было присоединено ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада» Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по ОВД Российской Федерации»

Мурманский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада»

Мурманский РЦ ЕС УВД был создан 16 января 1974 года. На этот период существовали внутрисоюзные воздушные трассы, связывавшие Мурманск с крупными городами СССР — Москвой, Ленинградом и Архангельском.

В конце 80-х годов при установлении дружеских и рабочих контактов возникла необходимость в воздушном сообщении между Мурманском и крупными городами Скандинавии. В 1989 году установлены Международные воздушные трассы, связавшие Мурманск с городами Осло, Киркенес, Рованиеми, Хельсинки, Лулео и Тромсе.

Чуть позже Аэрофлот освоил международную воздушную трассу, проходившую через зону ответственности Мурманского районного центра и связавшую Москву с городами западного побережья США — Лос Анжелесом, Сиэтлом и Сан Франциско.

В начале 90-х годов благоприятный геополитический климат позволил приступить к работе над созданием новых трансконтинентальных маршрутов, соединяющих Европу с Дальним Востоком и странами юго-восточной Азии, а также Северную Америку со странами Азии. Предполагалось, что эти маршруты будут проходить в воздушном пространстве Арктики, где обслуживание воздушного движения осуществляют российские центры УВД. Была создана постоянно действующая Российско-американская координационная группа по обслуживанию воздушного движения (RACGAT), ставившая своей целью разработку и ввод в действие новых маршрутов, позволяющих пользователям воздушного пространства, прежде всего американским, значительно увеличить эффективность полетов из Северной Америки в Азию. Во многом благодаря работе этой группы были разработаны так называемые кроссполярные маршруты, проходящие в воздушном пространстве над Северным Ледовитым Океаном; начался этап тестовых полетов из Северной Америки в Азию, выполнявшихся американскими авиакомпаниями. Параллельно с этим, специалистами Мурманского центра управления воздушным движением были разработаны трансполярные маршруты, соединяющие Европу с Дальним востоком и странами юго-восточной Азии.

После завершения демонстрационных полетов было принято решение об организации в Российской Федерации двух океанических центров обслуживания воздушного движения для контроля за полетами над акваторией Северного Ледовитого океана. Благодаря выгодному географическому положению и высокому уровню профессиональной подготовки специалистов, Мурманскому районному центру было доверено обслуживание воздушного движения при полетах по вновь созданным трансконтинентальным маршрутам. В 2000-м году был организован океанический сектор Мурманского районного центра, контролирующий полеты в западном секторе Арктики.

Океанический сектор Мурманского РЦ, контролирует воздушное пространство над огромной территорией, простирающейся от границы Российской Федерации на западе до полуострова Таймыр и от Северного полюса до арктического побережья Российской Федерации. Более двух часов необходимо реактивному лайнеру Boeing-747 для того, чтобы пересечь воздушное пространство Мурманского океанического сектора при полете с запада на восток. Можно ли было себе представить еще несколько лет назад, что Мурманск будет иметь в числе смежных центров Магадан, Норильск, Анкоридж?! Специалистами нашего центра выполнен большой объем работы, связанной с разработкой новых процедур, ранее не применявшихся в практике управления полетами в нашей стране, которые бы соответствовали международным рекомендациям и стандартам, были бы максимально удобны

для пользователей воздушного пространства и, в то же время, обеспечивали высокий уровень безопасности воздушного движения. Огромный вклад в разработку данных процедур и документов, в установление деловых контактов с соседними центрами, заключение международных соглашений по взаимодействию внесли руководители и специалисты центра Валерий Черкасов, Анатолий Макавяцкас, Александр Ананин, Юрий Орлов.

По настоящий день в Мурманском центре продолжают трудиться ветераны, стоявшие у истоков образования службы управления воздушным движением — Майоров Геннадий Михайлович, Боярчук Валерий Михайлович, Орлов Юрий Витальевич, Григорьев Вячеслав Борисович, Донец Николай Яковлевич, Платов Анатолий Васильевич, Калашников Александр Иванович и др.

Под пристальным, надежным контролем высокопрофессиональных мурманских авиадиспетчеров, многие из которых прошли обучение в зарубежных центрах, выполняются полеты по кроссполярным и трансарктическим маршрутам. Эти люди являются одним из основных звеньев, позволяющих успешно решать сложные задачи, стоящие перед Мурманским центром ОВД.

Вологодский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада»

16.10.69 г. после окончания КШВЛП ГА для организации и работы на РДП прибыли пять авиадиспетчеров со знанием английского языка для обслуживания полетов по МВТ Москва — Токио: Егоренко Николай Владимирович, Картоусов Дмитрий Федорович, Фардеев Наиль Халимович, Образцов Юрий Александрович, Настасиенко Виктор Николаевич.

Первым начальником РДП был Ткачук Федор Григорьевич.

Военный сектор Вологодского РЦ ЕС ОрВД был образован 20.12.78 г. Первым начальником военного сектора был полковник Мирный Владимир Константинович.

Более 30 лет работают на РЦ ЕС ОрВД: старшие диспетчеры смен: Пивоваров А.В., Нечаев Н.А., Богатырев А.Н., Сенин В.В., Шамин В.К.; диспетчеры РЦ ЕС ОрВД: Готлибов В.П., Нестеров С.М.

Петрозаводский филиал ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада»

История Петрозаводского РЦ ЕС ОрВД началась с образования в начале 60-х годов Петрозаводского ВРДП (вспомогательного районного диспетчерского пункта), входящего в состав Петрозаводского объединенного авиаотряда.

По мере развития структуры сети воздушных трасс, роста количества транзитных полетов, а также большой протяженности трасс с юга на север, для радиолокационного перекрытия между РДП Мурманск и ВРДП Петрозаводск в 1964 году была создана радиолокационная позиция в г. Беломорск. На базе вновь созданной радиолокационной позиции был образован Беломорский ВРДП без права УВД. Работа Беломорского ВРДП осуществлялась операторами службы движения, являвшимися «глазами» и «ушами» диспетчера Петрозаводского ВРДП. В начале 80-х годов Петрозаводский и Беломорский ВРДП были переименованы в ВРЦ (вспомогательные районные центры).

В начале 70-х годов началось стабильное увеличение интенсивности воздушного движения и к концу 70-х годов интенсивность полетов достигала 30-35 ВС в час. Все это потребовало проведения модернизации технических средств и подготовки высококвалифицированного персонала ОВД. Именно на этот период приходится замена «старых» кадров — в основном бывших лиц летного состава, специалистами службы движения, закончившими Академию и училища гражданской авиации. Из ныне находящихся в строю ветеранов труда в начале 70-х начали трудовую деятельность Пюкке Николай Анатольевич, Немазанников Николай Николаевич (работают с 1971 г.), Кузьмин Сергей Николаевич, Мошкин Владимир Николаевич (работают с 1974 г.). Кузьмину С.Н. присвоено звание Заслуженный работник транспорта Республики Карелия.

В 1991 г. в районе ответственности Петрозаводского ВРЦ была открыта первая международная трасса, соединившая Карелию и Финляндию. На первом этапе по ней выполнялись перевозки пассажиров и грузов между городами Финляндии и г. Петрозаводск.

В 1994 г. Петрозаводский ВРЦ вышел из состава объединенного авиаотряда и вошел в состав Петрозаводского филиала ГУДП «Сев-Запаэронавигация».

В 1996 г. ввиду открытия трансполярных маршрутов и необходимости определения правого статуса Петрозаводскому ВРЦ был присвоен статус РЦ ЕС ОрВД.

В 2002 г. была введена в эксплуатацию новая радиолокационная позиция в г. Кемь. Передача радиолокационной и радиосвязной информации в Петрозаводск, дала возможность диспетчеру Петрозаводского РЦ ЕС ОрВД полноценно управлять воздушным движением в границах всего РЦ. В соответствии с утвержденными планами в апреле 2002 г. Беломорский ВРЦ прекратил свое существование.

В настоящее время протяженность ВТ, проходящих через воздушную зону Петрозаводского РЦ ЕС ОрВД составляет 2754 км. Все они имеют статус международных ВТ. Особое место в их числе занимают трансполярные маршруты: Западная Европа — Япония, Корея. Именно по данным маршрутам проходит основной поток воздушных судов. Управление движением иностранных воздушных судов производится на английском языке. В этой связи персонал ОВД Петрозаводского филиала регулярно проходит дополнительную языковую подготовку на базе филиала. Также постоянно проводится работа по совершенствованию структуры воздушного пространства, целью которой является оптимизация существующих маршрутов и разработка новых.

Служба движения аэропорта Пулково

Длительное время службу движения возглавляли опытные и грамотные профессионалы УВД: Горбачев Н.И., Доколенко В.К., РЦ ЕС УВД до 1982 г. возглавлял Горбачев Н.И.

С 1989 года коллективом авиадиспетчеров руководит Владимир Дмитриевич Цивинский.

Служба движения начала работать со дня открытия аэропорта «Шоссейная». В 1950-е годы здесь трудились восемь Героев Советского Союза: Федоров Е.П. (дважды Герой Советского Союза), Харитонов В.Н., Зайцев Н.С., Турыгин В.М., Скорняков С.А., Саевич Т.А., Рассохин Л.В., Петров Н.С.

Сегодня  (2003 г) в службе движения 80 % работников имеют высшее образование, их средний возраст — 35 лет. Образование и возраст — факторы, значимые для обеспечения безопасности полетов. В коллективе трудится ряд специалистов неоднократно отмеченных в поощрительных приказах: Муркин Ю.Н., Фивский В.Г., Цивинский В.Д. (начальник службы движения), Абрамов В.И., Минаков А.Н., Надалинский В.И., Сергеев Ю.В., Шехонов А.В., Юшков А.Ю., Гектор Ю.М., Убираев В.М., Лининский Я.И., Бармин С.А., Александров Э.М., Ежов Г.М., Данукало А.Г., Капцова Н.П., Старченко В.И., Кершенгольс С.А., Савина В.Л., Гуменюк С.Г., Вихрова Л.П., Титов Н.В., Толбатов А.К.

Интернет – сайт >

Фотогалерея

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.