МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Волгоградский Центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

 

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
Уважаемые коллеги!

Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.

Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
  Смоляков Владимир Петрович Начальник гражданского сектора РЦ Подробнее  >
Темников Михаил Григорьевич Начальник военного сектора РЦ Подробнее  >
Близнюков Н.А. Начальник службы движения Подробнее  >
Попов С.И. Начальник службы движения Подробнее  >
Белавинцев А.В. Начальник службы движения Подробнее  >
Васильев Г.В. Начальник службы движения Подробнее  >
Череповский В.А. Начальник службы движения Подробнее  >
Дилунг И.И. Начальник службы движения Подробнее  >
Тисленко А.А. Начальник гражданского сектора РЦ ЕС УВД Подробнее  >
Краснодубровский В.М. Начальник гражданского сектора РЦ ЕС УВД Подробнее  >
Калимулин А.И. Начальник гражданского сектора РЦ ЕС УВД Подробнее  >
Филиппов А.И. Начальник гражданского сектора РЦ ЕС УВД Подробнее  >
Череповский В.А. Начальник гражданского сектора РЦ ЕС УВД Подробнее  >
Дабижа С.Е. Начальник гражданского сектора РЦ ЕС УВД Подробнее  >

О подразделении

Интернет-сайт >

В конце 1971 года в соответствии совместного решения ВВС и МГА, в числе пяти опытных маршрутно-трассовых центров (ОМТЦ) на базе Волгограддского РДП был создан 220-ый ОМТЦ, который и явился основой для формирования Волгоградского РЦ 1973 году. Первыми начальниками гражданского сектора РЦ и военного сектора РЦ были Смоляков Владимир Петрович и Темников Михаил Григорьевич.

К началу функционирования РЦ на базе опыта работы 21 КДП и ОМТЦ была отработана инструкция по производству полетов на территории Волгоградского РЦ ЕС УВД, которая явилась образцом для других центров. В последствии некоторые положения и термины были использованы в наставлениях по производству полетов военной и гражданской авиации.

В это же время была отработана инструкция по взаимодействию военного и гражданского секторов РЦ, инструкции должностных обязанностей личного состава и другие документы.

Все это способствовало Волгоградскому районному центру в короткое время войти в строй и одному из первых на территории СКВО получить право на непосредственное УВД.

Интенсивность полетов в Волгоградском районном центре в то время оценивалась представителями НЭЦ АУВД. По их оценкам и анализу, в Европейской части СССР по интенсивности полетов Волгоградский центр занимал пятое место после Москвы, Киева, Ростова-на-Дону, Минска, где в летнее время  в течении часа находилось в воздухе до 200 и более воздушных судов.

Немаловажное значение имело и то, что в РДП и на других диспетчерских пунктах службы движения работали диспетчерами бывшие военные летчики, которые без лишних слов понимали выполнение задач военной авиации.

В воздушном пространстве Волгоградского РЦ были установлены спрямленные маршруты, протяженность которых составляла более 1000 км.

Установление спрямленных маршрутов в воздушном пространстве Волгоградского РЦ, тесное взаимодействие военного и гражданского секторов РЦ, а также  с другими службами аэропорта, позволило оперативно решать вопросы планирования, координирования, обеспечения безопасности полетов авиации всех ведомств.

Для приобретения опыта работы Волгоградский центр посетили представители Краснодарского, Ростовского, Астраханского, Сочинского, Минераловодского, Харьковского, Пензенского РЦ, Московского ЗЦ в полном составе во главе с начальником ЗЦ.

В период организации и становления РЦ ЕС УВД начальником службы движения был Близнюков Н.А. В последующие годы ее возглавляли Попов С.И., Белавинцев А.В., Васильев Г.В., Череповский В.А. В настоящее время – Дилунг И.И.

Начальниками гражданского сектора РЦ ЕС УВД были: Тисленко А.А., Краснодубровский В.М., Калимулин А.И., Филиппов А.И., Череповский В.А. В настоящее время – Дабижа С.Е.  Каждый из них, выполняя свои обязанности, внес определенный вклад в дело развития ЕС УВД.

В период с 1973 года по настоящее время была проделана большая работа по совершенствованию воздушного пространства Волгоградского РЦ.

Нижне-Волжский филиал ГУДП «Аэронавигация Юга»

История Государственного унитарного дочернего предприятия «Волгоградаэронавигация» по времени невелика. Предприятие возглавляет кандидат технических наук Белавинцев Александр Викторович. Первым заместителем генерального директора является Попов Л.П., заместителями генерального директора: по УВД — Васильев Г.В., по ЭРТОС — Ушаков Ю.М., по безопасности

— Шемякин В.Ю., по управлению персоналом — Зотов И.В. ГУДП «Волгоградаэронавигация» включает в себя три филиала по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (ИВП и УВД). Волгоградский филиал: директор

— Слащев А.М. Его заместитель по УВД — Череповский В.А., по ЭРТОС — Титаренко А.Ф. Астраханский филиал: директор — Юшкина Л.Г. Ее заместитель по УВД — Масляев В.Г., по ЭРТОС — Чехонин М.Р. Калмыцкий филиал: директор — Стасенко И.К. Его заместитель по УВД — Онуфриенко В.И., по ЭРТОС — Малиев В.И.

Кроме трех филиалов в состав предприятия входит медико- санитарная часть с функциями врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Это единственная ВЛЭК в составе ФУП «Госкорпорация по ОВД». ВЛЭК обслуживает многие предприятия по ИВП и УВД. Возглавляет медико-санитарную часть Бакунов В.С. Также в состав предприятия входит метрологическая лаборатория, возглавляемая Мухиной Г.М. Лаборатория оказывает метрологические услуги не только своим филиалам, но еще аэропортам и авиакомпаниям.

Хронология создания и формирования предприятия:

29 декабря 1994 г. создается Государственное унитарное предприятие по ИВП и УВД «Волгоградаэронавигация». В него вошли служба движения (начальник Череповский В.А.), база ЭРТОС (начальник Слащев А.М.), отдел инспектирования и безопасности полетов (начальник Галушкин И.В.), экономический отдел (старший экономист Попова Л.П.), бухгалтерия (главный бухгалтер Копылов П.И.);

22 апреля 1996 г. В состав ГУП по ИВП и УВД «Волгоградаэронавигация» вливается Калмыцкий филиал;

13 ноября 1996 г. В состав предприятия включается медсанчасть с функциями ВЛЭК;

10 июля 1997 г. В состав предприятия включается филиал «Астраханьаэронавигация»;

1 октября 1997 г. В предприятии создается метрологическая лаборатория.

1995 г. По инициативе директора ГУП по ИВП и УВД «Волгоградаэронавигация» Белавинцева А.В. создается ветеранская организация, в которую вошли ветераны службы движения, базы ЭРТОС, военного сектора РЦ ЕС УВД. Были разработаны положение и устав, избран совет ветеранов. Совет ветеранов возглавил ветеран ВВС и службы движения Быков Н.А. Заместителями были избраны Максименко В.В. — ветеран базы ЭРТОС и Галушкин И.В. — ветеран службы движения. Ведется работа с молодыми сотрудниками Волгоградского филиала. Оказывается материальная помощь в приобретении лекарств больным ветеранам. Проводятся поздравления ветеранов по случаю их юбилеев. 2 февраля и 9 мая организуются чествования ветеранов — участников Сталинградской битвы и ветеранов Отечественной войны. Словом, администрация предприятия оказывает ветеранской организации всевозможную помощь по всем вопросам жизнедеятельности согласно закону РФ «О ветеранах». По итогам конкурса ветеранская организация заняла первое место по Дзержинскому району и третье место по городу Волгограду.

Каждый из трех филиалов имеют свою историю создания и развития.

Волгоградский центр

Сталинградский авиаотряд был создан приказом Приволжского управления ГВФ от 10.02.33 г. В 2003 г. ему исполнится 70 лет. Он базировался у железнодорожной станции им. М. Горького, н.п. Воропоново. Полотняное «Т» — днем, керосиновые фонари — ночью. Таково было аэродромное обеспечение полетов.

В 1936 г. Московское управление ГА, которому подчинялся Сталинградский аэропорт в то время, открыло полеты на самолетах «Сталь-3» на линии Москва — Воронеж — Сталинград — Астрахань, с обслуживанием самолетов в Сталинградском аэропорту. Через год начались полеты по маршруту Москва — Сталинград в целях перевозки грузов на четырехмоторных самолетах Г-2.

В 1938 г. из Москвы через Сталинград открылись почтово-пассажирские линии в Астрахань. Баку, Ашхабад на самолетах ПС-40, ПС-84, ПС-89. Диспетчерская служба успешно осуществляла руководство полетами радиофицированных самолетов. К 1940 г. самолеты Сталинградского авиаотряда выполняли почтово-пассажирские рейсы в Элисту, Урюпинск, Камышин, Николаевск, Серафимович и в другие населенные пункты области.

В предвоенном году на своих и транзитных самолетах аэропорт отправил свыше 3 тыс. пассажиров. Самолеты обрабатывали поля под посевы. Уничтожили малярийного комара на площади более 30 тыс. га, выполнили 200 санитарных рейсов.

К 1941 г. авиапредприятие имело до 50 самолетов ПО-2, СП, Я-6, Р-5. Командиром авиаотряда был Бибиков М.Я. В первые дни войны 70 % летно-технического состава авиаотряда ушли на фронт и мужественно сражались в боевых частях Красной Армии, внеся достойный вклад в разгром врага.

Еще шла война, но сразу после изгнания немцев из Сталинграда началось восстановление аэропорта. К середине 1943 г. прибыли самолеты, летно-технический состав, начались почтово-пассажирские и санитарные полеты. В аэропорт прибыл личный состав в количестве 25 человек во главе с начальником аэропорта Савельевым и начальником связи Никифоровым В.И., в числе прибывших были эвакуированные в 1942 г. радиооператоры Вавуло Н.Н., Шевцова А.С., Кнышенко Р.С.

Радиооборудование аэропорта состояло из передатчика МРК-48, двух радиоприемников и двигателя Л-6.

По мере оснащения радиотехническими средствами к 1945 г. сформировалась служба связи. В технический состав входили: Вамбуров В.А., Лушниченко В.П., Субботин В.Г., Гончаров, Шендаков И.С., Мартынов А. П., Добролюбов В.М., Додонов И.Н., Головко А.З., Патюткин А.И., Суриков А.Д., Хомутов А.С., Семенов А.К.

К 1946 г. начала формироваться служба обеспечения безопасности полетов, личный состав которой отвечал за пригодность аэродрома к полетам, разбивку старта, выдачу разрешения на вылет и посадку воздушного судна. В нее входили: Борк А.М., Каретников В.Т., Сластухин П.Л., Овчинников И.В., Хабаров В.А., Шпаченко И.К., Щекотин В.И. Все они в прошлом были летчиками.

В 1947 г. организуется районная диспетчерская служба (РДС) и вводится более четкий порядок в УВД. Совершенствуется структура ВП. Вводятся новые трассы, коридоры, организуются новые диспетчерские пункты.

К 1950 г. полеты выполнялись на всех довоенных авиалиниях области, значительно расширился объем авиахимработ. В 1952г. в аэропорт поступили самолеты Ан-2. Довоенный уровень авиаперевозок и авиахимработ возрос более чем в два раза.

В 1952 г. Северо-Кавказское управление ГА приняло решение перевести аэропорт на аэродром Гумрак ввиду перспективы роста авиаперевозок и ограниченных возможностей летного поля Сталинградского аэропорта. На аэродроме Воропоново осталось подразделение авиации спецприменения.

В Гумраке создается транспортное авиаподразделение. Здесь пришлось начинать все сначала.

На летном поле имелась полуразрушенная посадочная полоса, из сооружений — КДП и несколько строившихся служебных и жилых зданий, из средств навигационного оборудования и УВД — ОСП-48.

Перед личным составом стояла задача в короткий срок создать условия для приема и обслуживания транзитных воздушных судов. В это время начальником аэропорта был назначен Панфилов И.Т., опытный летчик, замечательный организатор производства, позже удостоенный звания «Заслуженный пилот СССР».

В 1957 г. был сформирован объединенный авиаотряд, поступили самолеты Ан-2, Ли-2, Ил-14, в последующие годы — «Супер- Аэро-45», «Морава».

К началу 60-х гг. самолеты Сталинградского авиапредприятия выполняли полеты на десяти союзных линиях: в Москву, Ростов-на-Дону, Киев, Астрахань, Новосибирск и в другие города. В Урюпинске, Серафимовиче, Даниловке, Камышине создаются ВМДП для УВД на МВД и ПАНХ. По мере развития авиационной техники и роста интенсивности полетов аэропорт оснащается радиосветотехническими средствами навигации и УВД.

В аэропорт по направлению из Рижского авиационного училища спецслужб гражданской авиации прибыли молодые специалисты: Додонов И.Н., Казаков Г.М., Булышов В.М., Волков Е.Е., Максименко В.В., Бедняков Ф.И., Макшицкий В.А., Рудашенко А.И., Терморезов В.И., Кошанов Ф.Д., Богданенко А.В., Фомин Н.В., Щепкин В.Ф. Из КИИ ГА Бугаев В.С., а также выпускники радиотехникумов и радиоспециалисты из рядов Советской армии: Головко А.З., Веренков А.С., Зайцев В.Я., Альтов Б.А., Штокало Е.С., Дуданов Н.В.

Монтируется передающий радиоцентр, KB-пеленгатор, кодово-неоновый маяк на БПРМ-243°, радиобюро, курсоглиссадная система с МКП-243°. Введено оборудование СП-50 с МКП-243°. Развернута РЛС П-20 «Ромашка».

Возглавляли службу связи в этот период Суриков Д.П. и Чернобровцев П.С.

Создается служба движения, руководителем которой был назначен заместитель начальника аэропорта по летной работе Некрылов П.В. Первыми руководителями полетов назначались лица руководящего летного состава — Степанов С.Е., Шпаченко И.К. Диспетчерский состав был в штате аэропорта. В начале 60-х гг. в службу движения пришли высококвалифицированные, имеющие богатый опыт в летной практике летчики военной авиации, уволенные в запас в связи с сокращением военных авиационных частей.

Службу движения возглавил Близнюков Н.А. — бывший командир авиационного полка, руководителями полетов — начальниками смен назначили: Савельева И.Г., Карпова К.К., Пчелкина А.Ф., Иванова В.В., Кобзева Ф.Т. — бывших командиров авиационных частей.

Личный состав смен РДС в основном состоял также из бывших военных летчиков: Корявиков И.А., Литвин И.И., Яворовский А.А., Мокин Ю.А., Бойков А.М., Рыльников В.П., Вершинин Ф.И., Вавуло Л.А., Каретников В.Т. Назначаются старшие диспетчеры диспетчерских пунктов: СДП — Сластухин П.Л.; ДПСП — Серафимов А.В.; ДПП — Чудновский Я.И., АДП — Фокин М.И.

Организуется круглосуточная работа четырьмя сменами по графику ДУН (день, утро, ночь). В РДС назначаются старшие диспетчеры смен: Коржов А.В., Зинченко В.М., Попов С.И., Яровой Г.П.

Сначала в РДС создаются два диспетчерских пункта — «север» и «юг». УВД осуществлялось диспетчерами по графическому контролю, а также метристом, который контролировал полеты самолетов по радиолокатору и вел радиообмен с воздушными судами. Позже организовался канал «Высотный», на котором осуществлялось УВД по всем направлениям на высотах более 5100м.

В 1963 г. начались полеты на реактивных самолетах Ту-124. В 1964 г. было завершено строительство новой ИВПП. В результате оснащения ИВПП-2 новым оборудованием увеличилась интенсивность полетов, стало возможным принимать самолеты Ан-10, Ил-18 и другие типы воздушных судов.

РДС было переименовано в РДП. Первым начальником РДП был назначен Попов С.И. В связи с высокой интенсивностью полетов в воздушном пространстве РДП была проведена реорганизация. Воздушное пространство РДП поделили на три сектора: западный, восточный и южный. В связи с этим вводится должность старшего диспетчера в каждой смене РДП. Совершенствуется структура воздушного пространства, создаются новые диспетчерские пункты: ДПР-руление, СДП-старт, ПДП-посадка, ДПК-круг, ДПП-подход, который делится на два сектора — южный и северный.

Растет численность специалистов службы движения. К 70-м гг. она достигла 69 человек. С 1972 г. авиапредприятие приступило к эксплуатации самолетов Ту-134, затем Як-40, в дальнейшем Як-42.

15 декабря 1973 г. создан и начал функционировать совместно с военным сектором Волгоградский РЦ, ЕС УВД. Этому способствовало следующее.

В 60-70-е гг. в Волгограде функционировал 21 КДП как вспомогательный ПУ КП ВВС СКВО, в обязанности которого входило планирование, координирование и непосредственное УВД вне трасс и МВД в границах ВП Волгоградской и Астраханской областей, восточной части Калмыкии, северной части Каспийского моря и прибрежной части Казахстана до ф. Шевченко. За это время летный состав 21 КДП накопил определенный опыт в УВД. Это годы высокой интенсивности полетов воздушных судов всех ведомств, особенно самолетов ДА, маршруты которых пролегали через зону ответственности 21 КДП, часто с переменным профилем, с пересечением воздушных трасс. В связи с этим со службой движения Волгоградского ОАО было отработано тесное взаимодействие. Уже в то время 21 КДП по согласованию с РДП вводил кратковременные ограничения по высоте на участках пересечения маршрутов и воздушных трасс. 21 КДП накануне дня полетов получал заявки на полеты вне трасс и МВЛ, распределял высоты по маршрутам, по УКВ-радиостанции осуществлял непосредственное УВД в пределах радиуса ее действия.

В конце 1971 г. в соответствии с совместным решением ВВС и МЕД в числе пяти опытных маршрутно-трассовых центров (ОМТЦ) на базе Волгоградского РДП был создан ОМТЦ. Начальником ОМТЦ был назначен Темников М.Г., бывший начальник 21 КДП, и он же в 1973 г. возглавил ВС РЦ ЕС УВД.

По прибытии офицеров из частей для формирования ОМТЦ на базе 21 КДП, с ними были организованы подготовительные курсы, на которых изучались руководящие документы, инструкции по производству полетов на аэродромах, особенности управления воздушным движением на территории центра, а также практическая работа на рабочем месте 21 КДП.

За полуторагодовую работу ОМТЦ летный состав приобрел определенный опыт, наладились взаимоотношения с диспетчерами службы движения, отработались взаимодействия с РДП и другими диспетчерскими пунктами аэропорта. В штат ВС РЦ ЕС УВД влились офицеры 21 КДП, владеющие определенным опытом планирования, координирования и непосредственного УВД.

Необходимо заметить, что при выделении рабочей площади и оборудовании рабочих мест всем необходимым для работы военного сектора на базе РДП с большим пониманием и личным участием отнеслись начальник службы движения, заместитель командира ОАО Близнюков Н.А. — бывший командир полка Качинского училища, командир Волгоградского ОАО Редькин Н.И. — бывший заместитель начальника Качинского училища, и начальник аэропорта Кобзев Ф.Т. — бывший командир авиачасти.

В здании КДП были выделены помещения, потеснив службу движения, в кратчайшее время приведены в надлежащий вид, и инженерно-технический состав базы ЭРТОС приступил к радиотехническому оборудованию рабочих мест для ВС РЦ ЕС УВД. В оснащении ВС РЦ приняли активное участие начальник базы ЭРТОС Бугаев В.С., главный инженер, заместитель начальника базы ЭРТОС Зайцев В.Я., начальник узла радиолокации и радионавигации Максименко В.В., начальник узла связи Каштанов В.И. непосредственные исполнители — инженерно-технический состав: Головко А.З., Титаренко А.Ф., Лушниченко В.П., Веренков А.С., Ушаков Ю.М., Роговик А.С.. Слащев А.М., Васильев И.Г., Крайний С.И.

Все рабочие места должностных лиц военного сектора РЦ за короткое время были оборудованы всем необходимым для взаимодействия с диспетчерскими пунктами службы движения и управления воздушным движением. Специалисты базы ЭРТОС четко обеспечивают работу радиотехнических средств, предоставленных ВС РЦ и при поступлении более современного радиотехнического оборудования производят замену.

Неизмеримый вклад в дело становления и развития ЕС УВД внес начальник КП ВВС СКВО полковник Бучинский И.П. В районе Волгоградского центра располагалось 10 аэродромов, принадлежащих различным ведомствам, из них 6 аэродромов — Качинского училища, 1 — ПВО, 1 — ДОСААФ, 2 аэропорта — ГА, а также более 10 аэродромов МВД и десятки площадок сельскохозяйственной авиации. Все инструкции по производству полетов проходили через его руки, и он вносил коррективы, учитывал интересы авиации всех ведомств, систематически оказывал помощь РЦ в вопросах оснащения радиотехническими средствами, обращал внимание на профессиональную подготовку летного состава и знал возможности каждого центра на территории СКВО.

К началу функционирования РЦ на базе опыта работы 21 КДП и ОМТЦ была отработана инструкция по производству полетов на территории Волгоградского РЦ ЕС УВД, которая была рассмотрена в верхах и явилась образцом для других центров. Впоследствии некоторые положения и термины были использованы в наставлениях по производству полетов военной и гражданской авиации. В это же время были отработаны инструкция по взаимодействию военного и гражданского секторов РЦ, инструкции должностных обязанностей летного состава и другие документы.

Все это способствовало Волгоградскому центру в короткое время войти в строй и одному из первых на территории СКВО получить право на непосредственное УВД.

Интенсивность полетов в Волгоградском центре в то время оценивалась представителями НЩ АУВД, По их оценкам и анализу, в Европейской части СССР по интенсивности полетов Волгоградский центр занимал пятое место после Москвы, Киева,Ростова-на-Дону, Минска, где в летнее время при благоприятных условиях в течении часа находилось в воздухе до 500-600 и более воздушных судов.

Немаловажное значение имело и то, что в РДП и на других диспетчерских пунктах службы движения диспетчерами работали бывшие военные летчики, которые без лишних слов понимали задачи военной авиации.

В ВП РЦ были установлены спрямленные маршруты, протяженность которых составляла более 1000 км. Установление спрямленных маршрутов в ВП РЦ, тесное взаимодействие военного и гражданского секторов РЦ, а также их взаимодействие с другими пунктами аэропорта позволило оперативно решать вопросы планирования, координирования, обеспечения безопасности полетов авиации всех ведомств. В результате сократилось число нарушений экипажами воздушных судов при выполнении полетов, возросла надежность УВД, что позволило авиапредприятиям гражданской авиации получить значительный экономический эффект.

Для приобретения опыта работы Волгоградский центр посетили представители Краснодарского, Ростовского, Астраханского, Сочинского, Минералводского, Харьковского, Пензенского РЦ, а также сотрудники Московского ЗЦ в полном составе во главе с начальником.

На базе Волгоградского РЦ начальник ЗЦ ЕС УВД генерал- майор авиации Климов провел учебные сборы с начальниками РЦ СКВО в целях ознакомления с организацией и опытом работы Волгоградского РЦ ЕС УВД. Первым начальником ВС РЦ ЕС УВД в 1973 г. был назначен Темников М.Г., его заместителем Быков Н.А. — бывший начальник 21 КДП. Первыми начальниками смен ВС РЦ ЕС УВД были Баронин В.Н., Зайцев В.В., Фадеев Н.Д.

В последующие годы начальниками ВС РЦ ЕС УВД были: Буравцов В.Т., Белоглазов И.М., Вятских А.М., Жариков О.А., Овруцкий В.Л., Никонов С.А.. Котов М.М., заместителями начальника ВС РЦ: Дубачев В.В., Алексеев А.Д., Махонин А.Т., Наместников А.Н., Суржик Н.А.

В настоящее время начальником ВС РЦ ЕС УВД является полковник Булавин С.Г., заместителем — подполковник Решетов К.К.

В период организации и становления РЦ ЕС УВД в дело развития ЕС и налаживания взаимодействия между военным и гражданским секторами РЦ, а также их взаимодействия с другими пунктами управления полетами большой вклад, кроме упомянутых, внесли следующие должностные лица службы движения: начальник РЦ Смольяков В.В., старший диспетчер АДП Фокин М.И., старший диспетчер СДП Сметанников М.И., старший диспетчер ДПСП Серафимов А.В., старший диспетчер ДПП Чудновский Я.И.; руководители полетов: Попов С.И., Шмаков В.В., Пчелкин А.Ф., Савельев И.Г., Карпов К.К.; старшие диспетчеры РЦ: Тисленко А.А., Галушкин И.В., Грузин П.Я., Дегтярев В.П.

В период организации и становления РЦ ЕС УВД начальником службы движения был Близнюков Н.А. В последующие годы ее возглавляли: Попов С.И., Белавинцев А.В., Васильев Г.Б., в настоящее время — Череповский В.А.

Начальниками гражданского сектора РЦ ЕС УВД были: Тисленко А.А., Краснодубровский В.М., Калимулин А.И., Филиппов А.И., Череповский В.А. В настоящее время гражданский сектор РЦ ЕС УВД возглавляет Дабижа С.Е. Каждый из них, выполняя свои обязанности, внес определенный вклад в дело развития ЕС УВД.

С каждым годом росла интенсивность полетов ВС. К концу 70-х гг. у диспетчера РДП на управлении одновременно было до 15-16 ВС, в час — 25-28 ВС. В зоне ожидания над аэродромом находилось до 12 ВС.

В летнее время количества самолето-вылетов достигало более 180 воздушных судов в сутки, пассажирооборот вырос почти до 1 млн. человек в год. Параллельно идет наращивание радиотехнических средств УВД. Вводится в эксплуатацию «Строка-Б», что значительно улучшает качество обеспечения безопасности полетов.

В 80-х гг. увеличивается численность летного состава службы движения. Было организовано пять, а затем шесть смен. Во главе смен стояли руководители полетов аэродрома и руководители полетов района о старшим диспетчером РЦ. Численность смен РЦ возросла до 10 человек, которые обслуживали пять пунктов управления; в аэродромной зоне — до 14 человек, включая АДП. Смена насчитывала 23-24 диспетчера. Численность диспетчеров в смене выросла более чем вдвое. Служба движения насчитывала около 200 человек летного состава.

Появилась необходимость ввода в штат должности руководителя аэродромной зоны. На должность начальника АДЦ был назначен Белавинцев А.В.

2 февраля 1987 г. вводится в строй АС УВД «Старт» в комплексе с РЛК «Иртыш». Устанавливаются и вводятся в строй новые ОПРС на пересечении воздушных трасс. Совершенствуется технология работы радиооператоров и телеграфистов радиобюро, а также диспетчеров АДП, где были установлены компьютеры. Это позволило сократить сроки подачи сообщений, минуя радио- бюро. Особенно необходима оперативность в подаче сообщений при международных полетах, соблюдая правила ИКАО. Компьютеризация положительно повлияла на качество планирования и своевременность подачи заявок на полеты. Начальником базы ЭРТОС в это время был Зайцев В.Я., главным инженером — Слащев А.М.

В период с 1973 г. по настоящее время была проделана большая в области совершенствования воздушного пространства Волгоградского РЦ. Было дополнительно установлено восемь воздушных трасс и спрямленных маршрутов.

В настоящее время в воздушном пространстве центра протяженность воздушных трасс составляет 3405 км, из них 2363 км международных и 1042 км спрямленных маршрутов. Протяженность местных воздушных линий II категории составляет 5564 км. Обеспечивают УВД по воздушным трассам и МВ Л 19 диспетчерских пунктов.

В предприятии 85,4 % диспетчеров 1-го класса, 6,8 % — 2-го, 7,8 % -3-го, 92,3 % владеют английским языком.

На протяжении последних 20 лет авиационных инцидентов и авиационных происшествий по вине специалистов филиала не было.

Астраханский центр

В 1946 г. в связи с началом эксплуатации в Астраханском аэропорту Нариманово воздушных судов новых типов (Ли-2, Ша-2, По-2, П-5 и др.), увеличением числа перевозок пассажиров, почты, багажа и грузов возникла необходимость упорядочения все возрастающего количества полетов воздушных судов и контроля за полетами.

Для этих целей на базе Астраханского аэропорта Нариманово Азербайджанского управления ГА были сформированы служба движения и служба связи аэропорта. Службу движения организовал и возглавил в 1946 г. Лужин В.П. Начальниками смен при ночных полетах работали Чуевский К.М. и Акулин П.Е.

Вначале была организована работа двух диспетчерских пунктов: аэродромного диспетчерского пункта (АДП) — для планирования полетов и обеспечения планов, контроля подготовки экипажей к полету, согласования и выдачи диспетчерских разрешений на вылет и диспетчерского пункта подхода (ДПП) — для управления полетами воздушных судов от запуска двигателей до выхода из зоны ответственности вылетающих воздушных судов и от входа в зону ответственности до выключения двигателей на стоянке прилетающих воздушных судов.

ДПП был оснащен средствами УКВ- и KB-связи с экипажами воздушных судов, радиопеленгатором и системой опознавания воздушных судов «свой-чужой».

В 1951 г. для лучшей организации работы в службах движения аэропортов по приказу ГУГВФ были введены должности руководителей полетов — начальников смен, на которые назначались бывшие командиры воздушных судов. В службе движения Астраханского объединенного авиаотряда ГА первыми руководителями полетов были Иванов В.М., Приз Л.Н., Семин В.С., Чернов В.М.

Благодаря проводимым мероприятиям была обеспечена круглосуточная деятельность аэропорта. В дальнейшем, с ростом интенсивности воздушного движения и началом эксплуатации более современных воздушных судов улучшалась оснащенность аэропорта и диспетчерских пунктов службы движения радиотехническими и радиолокационными средствами, а также средства ми навигации, контроля за полетами воздушных судов и управления воздушным движением (УВД). В 1948-1986 гг. службу движения возглавлял Рыжов И.М., с 1986 г. по настоящее время ее возглавляет Масляев В.Г.

В 1953 г. были организованы районные диспетчерские пункты (РДП) в связи с расширением зоны ответственности до 200- 250 км и созданием района диспетчерской службы (РДС) для УВД на больших высотах. После организации зоны РДС до 1974г. руководил всем, в том числе и РДП, начальник службы. В 1973 г. РДП был переименован в районный центр (РЦ) УВД в связи с созданием в СССР единой системы (вместе с военными) управления воздушным движением. Протяженность воздушных трасс зоны ответственности составляет 2122 км. Начальником РЦ с 1974 г. был Грачев А.И. Военный сектор РЦ ЕС УВД был создан в 1974 г. Первым его начальником был командир в/ч 32916 полковник Иванов В.С.

Развитие сети аэропортов местных воздушных линий (МВЛ) в пределах Астраханской области и увеличение количества полетов между ними повлекло за собой создание местного диспетчерского пункта (МДП). Протяженность МВД составляет 1971 км. С ростом интенсивности полетов на аэродроме были организованы стартовые диспетчерские пункты (СДП) для всех направлений посадки.

В 1978 г. структура диспетчерских пунктов приобрела следующий вид: два сектора РЦ УВД, ДПП, диспетчерский пункт круга (ДПК), посадочный диспетчерский пункт (ПДП), два СДП, МДП, диспетчерский пункт руления (ДПР) и АДП. В дальнейшем в результате реорганизации диспетчерских пунктов путем объединения ДПК и ПДП был создан диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), МДП и ДПР вошли в командный диспетчерский пункт (КДП).

В декабре 1999 г. в связи с необходимостью обеспечения полетов на морскую буровую установку (МБУ) в целях освоения нефтяного месторождения Северного Каспия был организован диспетчерский пункт КДП МВЛ, расположенный на МБУ.

Для штурманского контроля подготовки экипажей к полету и обеспечения их документами аэронавигационной информации была организована штурманская служба, включающая в себя бюро аэронавигационной информации (БАИ).

Вместе с развитием службы движения развивалась и оснащалась более совершенными техническими средствами и служба радио и связи (РиС), которая была создана в послевоенный 1946 год. Первый руководитель этой службы Фалеева А.Е. приложила максимум усилий в тяжелые годы разрухи для создания и оснащения службы средствами радиосвязи, локации, навигации. Вместе с фронтовиками, возвращавшимися к мирной жизни, такими, как Долгополов В. Г., Безуглов П.Ф., Иванов Б.А., Ягодкин П.И., Калинкин А. А., Подолян А.М., Голиков Б. И., Суменков В. И., Рогов. А.Я., Быков Н.М., Кожевников Б.А. и Мотылев И.А., создавалась основа нынешней службы ЭРТОС.

В 1969-77 гг. службу ЭРТОС возглавлял Жданкин А.М., орденоносец, ветеран Великой Отечественной войны. В период его трудовой деятельности база радиотехнического оборудования и связи начинает принимать современные очертания. С 1976 г. осуществляются реконструкция аэропорта Астрахань и его оснащение современными радиотехническими средствами локации, навигации и связи. Эта работа была передана последующим руководителям этой службы Кривошееву Ю.Ф., Притыкину Н.Н. Усилиями этих людей и возглавляемого ими коллектива база ЭРТОС получает такой уровень технического оснащения, который обеспечивает Астраханскому аэропорту работу радиотехнических средств по I категории ИКАО.

Оборудование для захода на посадку воздушных судов, начиная с системы ОСП, было оснащено радиомаячными системами, постоянно модернизирующимися с СП-50 до СП-80. Проведенная модернизация позволила выполнять посадки воздушных судов по метеоминимуму I категории ИКАО с использованием также посадочного локатора.

К средствам УВД и контроля за полетами воздушных судов относятся и различного вида радиолокаторы, которые в процессе эксплуатации тоже заменялись на более современные: для района аэродрома использовался диспетчерский радиолокатор, сначала ДРЛ-6, затем ДРЛ-7СМ, позволяющий получать дополнительную информацию с борта воздушного судна о номере борта, текущей высоте и об остатке топлива. Для контроля за полетами и УВД ВС на больших высотах использовались обзорные радиолокаторы П-35 «Сатурн», П-37 «Меч», сейчас это 1РЛ-139, 1Л-118, работающие в пассивном и активном режимах и позволяющие не только контролировать полет воздушного судна, но и «видеть» грозовые очаги, что дает возможность диспетчеру предотвратить попадание воздушного судна в зоны грозовой деятельности.

Ввиду присвоения Астраханскому аэропорту статуса международного с 1991 г. идет переоснащение службы новыми радиотехническими средствами связи, что ставит перед коллективом службы ЭРТОС и его руководителем Юшкиной Людмилой Георгиевной новые задачи и рубежи, которые успешно решаются и преодолеваются.

За все годы работы службы движения и ЭРТОС не имели серьезных нарушений при обеспечении безопасности полетов. Эти службы неоднократно получали переходящее Красное Знамя и многие другие знаки отличия.

В 1994 г. в результате структурной специализации отрасли Астраханский объединенный авиаотряд ГА разделяется на аэропорт, авиакомпанию и систему аэронавигации. В систему аэронавигации входят служба управления воздушным движением и служба ЭРТОС. В соответствии с постановлением Правительства РФ и приказами Минтранса России 26.11.94 г. образован филиал «Астраханьаэронавигация» РГП «Кавказаэронавигация», с 11.07.97 г. — филиал «Астраханьаэронавигация» ГУП по ИВП и УВД «Волгоградаэронавигация», который с 09.10.01 г. реорганизован в Астраханский филиал ГУДП «Волгоградаэронавигация»

Коллективы этих служб избирали в 1994 г. Юшкину Л.Г. директором Астраханского филиала, доверив ей возглавлять организацию в сложное перестроечное время. Образование самостоятельной структуры позволило более качественно решать вопросы модернизации производства, оснащения рабочих мест современной техникой, строительства нового здания командно-диспетчерского пункта (КДП), что дает возможность поддерживать безопасность полетов на должном уровне.

Заданный уровень безопасности полетов, качество обслуживания техники и управления воздушным движением были бы невозможны без ветеранов производства, высококвалифицированных специалистов, работающих в Астраханском филиале ГУДП

«Волгоградаэронавигация»: Анопко А.К., Никонова В.П., Глядковского В.А., Абдулгазизова Р.С., Елдышева В.А., Аракеляна

  1. А., Мерзлякова В.В., Никоновой Т.П., Вреусова В.Н., Рязанова

B.М., Аржанникова В.Ф., Соколова И.А., Борцова М.К., Тарасенко Ю.А.

На протяжении всей истории Астраханской аэронавигации ее работники достойно справляются с поставленными задачами, планомерно идя к поставленной цели. И в настоящее время, несмотря на все трудности, они обеспечивают национальные интересы государства в воздушном пространстве Юга России и Каспия.

Калмыцкий центр

Калмыцкий центр, один из трех центров Нижне-Волжского филиала, был организован 1 июня 1996 г. на основе службы ЭРТОС и службы движения после выделения их из состава Элистинского объединенного авиаотряда ГА.

Годом «рождения» Элистинского авиаотряда, в историю которого уходят корнями и истории службы ЭРТОС и службы движения, считается 1931 г., когда в город Элисту прибыл первый самолет, выделенный для обслуживания нужд области.

Основное развитие службы ЭРТОС и службы движения в составе авиаотряда происходило после войны, когда на аэродроме были установлены радиостанции, и приступили к работе радиооператоры. Значительный качественный и количественный сдвиг в оснащении радиотехническими средствами произошел в 1969- 70 гг., когда был построен и оборудован новый аэродром, который функционирует в настоящее время. За годы функционирования нового аэродрома произошли существенные изменения в его оснащении средствами радиотехнического обеспечения и связи — от радиостанций типа РСБ-Ф и приемников УС-9 до современных радиостанций «Фазан» с каналом передачи данных, радиолокаторов с вторичной радиолокацией и автоматизированными рабочими местами диспетчеров УВД.

В настоящее время обслуживание воздушного движения осуществляется в границах района аэродрома Элиста, через который проходят семь воздушных трасс, 3 из которых — международные.

Более 50 % специалистов по УВД прошли подготовку и были допущены к обслуживанию воздушного движения на английском языке, что позволяет обеспечивать вылеты и прилеты самолетов иностранных авиакомпаний в международном аэропорту Элиста.

Поле временного спада темпов оснащения аэродрома средствами РТО и связи начинается качественно новый этап. С 1998г. проводятся работы по реконструкции аэродрома, включающие удлинение ИВПП с 2000 до 3200 м, перенос радиотехнических объектов с заменой оборудования. Эти работы будут выполняться Элистинским ОАО. Не остается в стороне и ГУДП «Волгоградаэронавигация». В 2000 г., впервые после многолетнего перерыва, было получено и введено в эксплуатацию новое современное оборудование — КАРМ ДРУ, АС АТИС, новые пульты с комплексами связи КАРСАД-1 и модуль профессиональной подготовки диспетчеров службы движения МПП КАРМ ДРУ. Большие, вполне обоснованные планы имеются на 2002 г. Это замена морально и физически устаревших магнитофонов SHR-216 на магнитофоны на основе ПЭВМ МАГ-1, ввод нового пеленгатора «Платан», ЦКС с АРМ.

В филиале трудятся около 70 человек, в основном это опытные высококвалифицированные специалисты, отдавшие гражданской авиации по 20 и более лет. Среди них работники, награжденные правительственными наградами: ныне работающие ведущий инженер группы радионавигации Жданов В.В. и инженер группы радионавигации Ракович В.Т. — отличники Воздушного транспорта и ветераны-пенсионеры, в прошлом начальник службы Белоусов С.С. и радиооператор Попенко А.П., радиооператоры Гусева Р.Г., Паршукова М.Д. и Бадулина В.А., награжденные медалями за доблестный труд. Почетными грамотами руководства гражданской авиации награждены ведущий инженер КДП службы ЭРТОС Еговцев А.А. и руководитель полетов службы движения Чужданов Н.В.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.