Алтайский Центр ОВД
Хронология > Руководство > О подразделении > Фотогалерея >
ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД
Хронология значимых событий
Дата | Описание события |
05.04.1994 | Зарегистрирован Алтайский филиал ГП «ЗапСибаэронавигация». |
Уважаемые коллеги! |
Руководство
Период (годы) | Ф.И.О. | Должность | Примечания |
1964 — 1979 | Моргачев Михаил Тимофеевич | Начальник БЭРТОС а/п Барнаул | Подробнее > |
1987 — 1997 | Толстых Михаил Алексеевич | Начальник БЭРТОС а/п Барнаул | Подробнее > |
1997 — 2013 | Постников Анатолий Григорьевич | Начальник службы ЭРТОС а/п Барнаул | Подробнее > |
Дунин Виктор Александрович | Директор Алтайского филиала ГП «ЗапСибаэронавигация» | Подробнее > |
О подразделении
КОНТАКТЫ:
Служба ЭРТОС Алтайского центра ОВД
История службы ЭРТОС Алтайского Центра ОВД берет свое начало с середины 1940 годов, когда в аэропорту Барнаул для обеспечения радиосвязи с экипажами воздушных судов и смежными аэропортами была создана служба связи.
В состав службы связи входили радиооператоры и телеграфисты, обеспечивающие связь на ВЧ и телеграфных каналах связи, радиотехники службы связи – обеспечивали эксплуатацию и ремонт оборудования.
Первым руководителем службы связи был Швачко Дмитрий Федорович.
Первым радиооператором аэропорта Барнаул была Анисимова Римма Михайловна, долгое время возглавлявшая коллектив радиобюро. Ветеран труда Западно-Сибирского управления гражданской авиации, награждена медалью «За трудовое отличие».
Первыми радиотехники службы связи были Гранкин Иван Ананьевич и Пухтеев Алексей Владимирович.
Гранкин И.А. – принят на работу в 1960 году, внес большой вклад в развитие связного оборудования от первых батарейных радиостанций до современного передающего радиоцентра, награжден орденом «Знак Почета».
Пухтеев А.В. – принят на работу в 1961 году, принимал активное участие в оснащении радиотехническим оборудованием аэропортов МВЛ и нового аэропорта Барнаул. Под его руководством создавался коллектив радиолокационных объектов. За долголетний безупречный труд Пухтееву А.В. присвоено звание «Отличник Аэрофлота».
В 1964 году службу ЭРТОС возглавил Моргачев Михаил Тимофеевич. Под его руководством продолжилось дальнейшее формирование службы ЭРТОС.
Благодаря его высокой требовательности, большим организаторским способностям и отличным знаниям в области радиотехники служба ЭРТОС аэропорта Барнаул стала одной из лучших в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации. За значительный вклад в развитие гражданской авиации Моргачев М.Т. награжден орденом «Знак Почета». Под руководством Моргачева М.Т., по итогам соцсоревнования коллектив службы ЭРТОС завоевал переходящее Красное Знамя Западно-Сибирского управлении гражданской авиации.
Значимой датой развития службы ЭРТОС Алтайского ЦОВД является 12 марта 1967 года, когда на восемнадцатом километре от г. Барнаула по Павловскому тракту был сдан в эксплуатацию новый современный комплекс аэропорта с ИВПП из струнобетона размером 2000 х 50 м, с рулежными дорожками, перроном и новым зданием командно-диспетчерского пункта, а также объектами радиотехнического обеспечения полетов ВС и авиационной электросвязи.
В 1979 году службу ЭРТОС возглавил Толстых Михаил Алексеевич, выпускник Рижского института гражданской авиации.
Под руководством Толстых М.А. продолжались работы по техническому переоснащению парка эксплуатируемых средств радиотехнического обеспечения полетов ВС и авиационной электросвязи, а также коллектива службы ЭРТОС.
Радиотехник КДП, инженер КДП, начальник узла РиР, главный инженер базы ЭРТОС, начальник службы ЭРТОС – это ступени роста Постникова Анатолия Георгиевича, возглавившего службу ЭРТОС в 1987 году, и на каждой из них огромный вклад в развитие службы ЭРТОС. Возглавив службу ЭРТОС в непростые для страны времена перемен, Постников А.Г. выполнил главную задачу – сохранил коллектив работников службы ЭРТОС. За достигнутые успехи награжден знаком «Отличник Аэрофлота», а также многочисленными отраслевыми и корпоративными наградами.
Одновременно с вводом в эксплуатацию нового аэропорта Барнаул была введена в эксплуатацию трассовая радиолокационная позиция.
В 1974 году коллектив ОРЛ стал победителем социалистического соревнования и был занесен на Доску почета Ленинского района города Барнаула.
За более чем полувековую историю на трассовой радиолокационной позиции эксплуатировались различные типа трассовых радиолокаторов, таких как П35 «Сатурн», П37 «Меч», 1РЛ-139-2.
В 2014 году, в рамках реализации двух федеральных целевых программ «Модернизация ЕС ОрВД» и «Совершенствование федеральной службы разведки и контроля воздушного пространства» была завершена полная реконструкция трассовой радиолокационной позиции двойного назначения. На объекте были введены в эксплуатацию современные образцы радиолокаторов – ТРЛК «Лира-Т» и МВРЛ «Крона-М», обеспечивающие наблюдение за воздушными судами по первичному и вторичному (в режимах УВД и RBS) каналах.
История объекта РСП также берет свое начало с момента ввода в эксплуатацию нового аэропорта Барнаул.
Первоначально диспетчерский радиолокатор располагался на перроне аэропорта. В дальнейшем объект РСП был размещен на новой позиции и включал в себя диспетчерский радиолокатор, посадочный радиолокатор и радиопеленгатор.
С течением времени на объекте РСП также происходила поэтапная замена оборудования, выработавшего срок службы (ресурс).
Автоматический пеленгатор АРП-6 был заменен на АРП-7С, который в свою очередь был заменен на АРП-75 и АРП «Платан».
Посадочный радиолокатор РП-2Г был заменен на радиолокатор РП-3Г, после чего эксплуатация посадочных радиолокаторов в гражданской авиации была практически прекращена.
В 1999 году на объекте был введен в эксплуатацию аэродромный обзорный радиолокатор АОРЛ-85ТК «Экран», обеспечивающий наблюдение за воздушными судами по первичному и вторичному (в режимах УВД и RBS) каналах.
Радиолокационная информация, поступающая от радиолокатора АОР-85ТК, в комплексе с новым комплексом средств автоматизации УВД «Альфа», установленным на КДП а/п Барнаул, позволили обеспечить диспетчерский состав службы движения современным инструментом для организации воздушного движения в районе аэродрома Барнаул и на воздушных трассах.
В 2013 году были завершены работы по очередной реконструкции объекта, в результате которых в аэропорту Барнаул был введен в эксплуатацию современный аэродромный комплекс АОРЛ-1АС, обеспечивающий радиолокационной информацией диспетчерский состав службы движения по настоящее время.
Аэродромный радиолокационный комплекс АОРЛ-1АС в а/п Барнаул, 2013 год, см. здесь >
Здание командно-диспетчерского пункта было введено в эксплуатацию в 1967 году, одновременно с новым аэропортом города Барнаул.
Для организации работы диспетчерского состава службы движения КДП был оснащен диспетчерскими пультами, работа которых обеспечивалась с помощью лампового оборудования, а коммутация необходимых абонентов с помощью стативов реле.
По мере роста интенсивности полетов воздушных судов на КДП а/п Барнаул увеличивалось количество диспетчерских пунктов. В начале 1980-х годов специалисты службы ЭРТОС КДП а/п Барнаул обслуживали 8 диспетчерских пунктов: РЦ-1, РЦ-2, Подход, Круг, Посадка, Руление, МДП, СДП-239 и ВСДП-59.
Начиная с 1985 года началась массовая замена старых пультов на более современные диспетчерские пульты серии «Пульт-2».
Также в это время производилась замена радиопеленгатора АРП-6, выносное оборудование которых было ламповым, а показание пеленга от ВС отбивалось лучом на экране электронно-лучевой трубки, на оборудование, элементную базу которых составляли транзисторы и микросхемы и пеленг на ВС уже указывался с помощью стрелочной индикации.
Контроль воздушной обстановки от трассового и аэродромного радиолокаторов диспетчеры осуществляли с помощью индикаторов кругового обзора (ИКО), выносное оборудование которых также было реализовано на ламповой технике. На таких индикаторах высвечивались только азимутальные метки и пассивные отметки от ВС. Воздушные трассы рисовались маркером на защитных экранах ИКО.
В 2000 году на КДП а/п Барнаул был установлен и введен в эксплуатацию Комплекс средств автоматизации УВД «Альфа». Рабочие места диспетчеров службы движения были оснащены автоматизированными рабочими местами с цветными мониторами.
В 2011 году, в рамках реализации федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» на КДП а/п Барнаул была установлена локальная контрольно-корректирующая станция ЛККС-А-2000, которая позволяет воздушным судам выполнять маневрирование и точный заход на посадку по 1 категории ИКАО, использую сигналы глобальных навигационных спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС).
В 2014 году все диспетчерские пульты серии «Пульт-2» были заменены на современные пульты серии «Пульт-А», производства ООО «Фирма «НИТА». Также в это время КДП а/п Барнаул был оснащен новой системой коммутации речевых сообщений СКРС «Мегафон», обеспечивающей радиосвязь диспетчеров службы движения с экипажами воздушных судов и необходимыми наземными абонентами.
06.12.2018 года аэропорт Барнаул стал первым аэропортом в Западно-Сибирском регионе, на котором был выполнен точный заход на посадку по 1 категории ИКАО с использованием сигналов GNSS и корректирующей информации, передаваемой ЛККС-А-2000.
Радиобюро
Радиооператоры радиобюро обеспечивали прием и передачу информации, необходимой для функционирования нового аэропорта Барнаул. В то время работа радиооператора заключалась в приеме и передаче полетной информации в основном «ключем», с помощью азбуки Морзе через телетайп ленточного аппарата Т63 (с помощью релейных станций).
В 1980 годах радиооператоры радиобюро обеспечивали связь с 33 аэропортами местных воздушных линий Алтайского края, аэропортами Новосибирска, Новокузнецка, Горно-Алтайска, Бийска, Рубцовска. Для обеспечения радиосвязи в дополнение к телеграфным каналам было организовано 7 (семь) ВЧ каналов.
В то время работали ассы своего дела: Медведева В.А., Решетникова А.А., Лесота В.Ф. Печенина Н.В., Лежнева Н.П., Сафонова М.В., Охапкина Е.П., Зенина В.Ф., Лупоносова Т.М. — начала свой трудовой стаж в 16 лет.
С вводом в эксплуатацию в 1980 годах нового оборудования «Лиман-73Р» (прототип современного центра коммутации сообщений) и нового малошумного аппарата РТА-80, были организованы три дополнительных канала телеграфной связи с аэропортами Бийск, Горно-Алтайск и Рубцовск.
В 1980 году, в связи с началом использования авиации для обработки полей и лесов от насекомых и вредителей, был организован дополнительный ВЧ канал для авиахимических работ (АХР). Обработку лесов и полей обеспечивали более 50 воздушных судов, прилетавших со всей страны.
В 2005 году в а/п Барнаул был введен в эксплуатацию современный центр коммутации сообщений ЦКС «Монитор», позволивший значительно упростить и автоматизировать работу радиооператоров на телеграфных каналах связи.
В 2014 году рабочее место радиооператора было оснащено современным пультовым оборудованием, были выполнены работы по замене ламповых приемников ВЧ диапазона Р-155 на современные цифровые радиоприемники RX 2000H.
Инструментальная система посадки
История объекта инструментальная система посадки (в настоящее время радиомаячная система посадки) берет свое начало с 1975 года, когда на аэродроме Барнаул были выполнены работы по удлинению ИВПП с 2000 м до 2500 м и начались работы по установке инструментальной системы посадки СП-50 с основным посадочным курсом. Для выполнения данных работ и дальнейшей эксплуатации нового оборудования была сформирована комсомольско-молодежная бригада из специалистов службы ЭРТОС.
Сформированная бригада проделала огромную работу по подготовке и сдаче в эксплуатацию, а также сертификации системы посадки СП-50 на соответствие международным требованиям. В результате данной работы 26 декабря 1976 года Барнаульскому авиапредприятию, первому в Советском Союзе, вручен сертификат годности аэродрома Барнаул к эксплуатации по метеоминимуму I категории ИКАО.
В дальнейшем парк средств радионавигации и посадки на а/д Барнаул регулярно обновлялся и наращивался. В 1979 году была введена в эксплуатацию система посадки СП-68, которая в 1989 году сменила более современная система посадки СП-80М. В 1984 году с двух направлений посадки были установлены новые приводные радиостанции ПАР-10С.
В 1977 году на аэродроме Барнаул был введена в эксплуатацию радиотехническая система ближней навигации РСБН-6, в 1984 году были выполнены работы по ее замене на РСБН-4.
В 2014 году на смену РСБН пришел азимутально-дальномерный радиомаяк РМА-90/РМД-90, работающий по стандарту сигналов международной организации гражданской авиации ИКАО.
В 2001 году, после завершения работ по очередной реконструкции ИВПП, в аэропорту Барнаул была введена в эксплуатацию радиомаячная система посадки СП-90 с Мкп-059, соответствующая требованиям 1-й категории ИКАО.
В 2018 году, в рамках реализации федеральной целевой программы «Модернизация ЕС ОрВД» на аэродроме Барнаул были завершены работы по замене, выработавшей ресурс радиомаячной системы посадки СП-80М на современную систему посадки СП-200 с РМД-90НП. По результатам выполненной вводной летной проверки система посадки СП-200 с РМД-90НП признана соответствующей требованиям 2-й категории ИКАО.
Ремонтно-эксплуатационная мастерская
Ремонтно-эксплуатационная мастерская была создана в соответствии с Типовым Положением о ремонтно-эксплуатационных мастерских (РЭМ) служб ЭРТОС аэропортов гражданской авиации.
Основными задачами РЭМ являлись:
— организация и выполнение технического обслуживания, ремонта средств РТОП и связи, установленных на 35 аэропортах МВЛ Алтайского края;
— выполнение монтажных и пуско-наладочных работ при модернизации и замене оборудования объектов РТОП и связи а/п Барнаул и аэропортов МВЛ;
— контроль за состоянием измерительной аппаратуры, а также обеспечение выполнения ремонта, поверки (калибровки) и ведения учета находящимся в эксплуатации средств измерений.
В течение 1970 — 1980 годов специалистами РЭМ проведена масштабная работа по оснащению аэропортов МВЛ оборудованием радиотехнического обеспечения полетов и связи. Были введены в эксплуатацию современные на тот момент средства РТОП и связи — радиостанции ВЧ диапазона «Береза», «Ястреб», «Каштан», радиостанции ОВЧ диапазона «Щегол», «Баклан-РН», «Полет-2», приводные радиостанции ПАР-10С, маркерные радиомаяки Е-615.1 (МРМ-В), пульты КДП-МВЛ, пульты ПРБ-5.
Для увеличения покрытия полем радиосвязи на труднодоступных позициях в Горном Алтае были установлены и введены в эксплуатацию ретрансляционные пункты с дистанционным управлением.