МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Алтайский Центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
05.04.1994 Зарегистрирован Алтайский филиал ГП «ЗапСибаэронавигация».

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1964 — 1979 Моргачев Михаил Тимофеевич Начальник БЭРТОС а/п Барнаул Подробнее >
1987 — 1997 Толстых Михаил Алексеевич Начальник БЭРТОС а/п Барнаул Подробнее >
1997 — 2013 Постников Анатолий Григорьевич Начальник службы ЭРТОС а/п Барнаул Подробнее >
Дунин Виктор Александрович Директор Алтайского филиала ГП «ЗапСибаэронавигация» Подробнее >

О подразделении

КОНТАКТЫ:

Служба ЭРТОС Алтайского центра ОВД

Алтай. Здание аэропорта Барнаул, 1951 год

Здание аэропорта Барнаул, 1951 год

История службы ЭРТОС Алтайского Центра ОВД берет свое начало с середины 1940 годов, когда в аэропорту Барнаул для обеспечения радиосвязи с экипажами воздушных судов и смежными аэропортами была создана служба связи.

В состав службы связи входили радиооператоры и телеграфисты, обеспечивающие связь на ВЧ и телеграфных каналах связи, радиотехники службы связи – обеспечивали эксплуатацию и ремонт оборудования.

Первым руководителем службы связи был Швачко Дмитрий Федорович.

Первым радиооператором аэропорта Барнаул была Анисимова Римма Михайловна, долгое время возглавлявшая коллектив радиобюро. Ветеран труда Западно-Сибирского управления гражданской авиации, награждена медалью «За трудовое отличие».

Первыми радиотехники службы связи были Гранкин Иван Ананьевич и Пухтеев Алексей Владимирович.

Гранкин И.А. – принят на работу в 1960 году, внес большой вклад в развитие связного оборудования от первых батарейных радиостанций до современного передающего радиоцентра, награжден орденом «Знак Почета».
Пухтеев А.В. – принят на работу в 1961 году, принимал активное участие в оснащении радиотехническим оборудованием аэропортов МВЛ и нового аэропорта Барнаул. Под его руководством создавался коллектив радиолокационных объектов. За долголетний безупречный труд Пухтееву А.В. присвоено звание «Отличник Аэрофлота».

Алтай. Швачко Д.В. – начальник службы связи, Белкин И.И. – начальник радиостанции, 1950 год

Швачко Д.В. – нач. службы связи, Белкин И.И. – нач. радиостанции, 1950

Алтай. Радиооператор Анисимова

Анисимова Римма Михайловна (снимок для газеты «Крылья Советов», 1950 г.)

Алтай. Радиотехники Гранкин И.А (слева) и Пухтеев А.В.

Радиотехники Гранкин И.А (слева) и Пухтеев А.В.

Алтай. Моргачев М.Т. (в центре). Вручение переходящего Красного знамени

Моргачев М.Т. (в центре). Вручение переходящего Красного знамени

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1964 году службу ЭРТОС возглавил Моргачев Михаил Тимофеевич. Под его руководством продолжилось дальнейшее формирование службы ЭРТОС.

Благодаря его высокой требовательности, большим организаторским способностям и отличным знаниям в области радиотехники служба ЭРТОС аэропорта Барнаул стала одной из лучших в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации. За значительный вклад в развитие гражданской авиации Моргачев М.Т. награжден орденом «Знак Почета». Под руководством Моргачева М.Т., по итогам соцсоревнования коллектив службы ЭРТОС завоевал переходящее Красное Знамя Западно-Сибирского управлении гражданской авиации.

Атай. Аэропорт Барнаул и КДП 1967 г.

Аэропорт Барнаула и здание КДП, 1967 год

Значимой датой развития службы ЭРТОС Алтайского ЦОВД является 12 марта 1967 года, когда на восемнадцатом километре от г. Барнаула по Павловскому тракту был сдан в эксплуатацию новый современный комплекс аэропорта с ИВПП из струнобетона размером 2000 х 50 м, с рулежными дорожками, перроном и новым зданием командно-диспетчерского пункта, а также объектами радиотехнического обеспечения полетов ВС и авиационной электросвязи.

В 1979 году службу ЭРТОС возглавил Толстых Михаил Алексеевич, выпускник Рижского института гражданской авиации.

Под руководством Толстых М.А. продолжались работы по техническому переоснащению парка эксплуатируемых средств радиотехнического обеспечения полетов ВС и авиационной электросвязи, а также коллектива службы ЭРТОС.

Алтай. Барнаул. Толстых М.А.

Толстых М.А. — нач. службы ЭРТОС

Алтай. Барнаул. Постников А.Г. 1987г.

Постников А.Г. — начальник службы ЭРТОС а/п Барнаул с 1987 г. по 2013 г.

Алтай. ТРЛП

Трассовая радиолокационная позиция аэропорт Барнаул, 1968 год

Алтай. Коллектив ОРЛ

Первый коллектив ОРЛ (Протопопов Г.В., Ожерельев А.И., Лыткин Н.Д., Игумнов В.Е., Егоров А.В.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиотехник КДП, инженер КДП, начальник узла РиР, главный инженер базы ЭРТОС, начальник службы ЭРТОС – это ступени роста Постникова Анатолия Георгиевича, возглавившего службу ЭРТОС в 1987 году, и на каждой из них огромный вклад в развитие службы ЭРТОС. Возглавив службу ЭРТОС в непростые для страны времена перемен, Постников А.Г. выполнил главную задачу – сохранил коллектив работников службы ЭРТОС. За достигнутые успехи награжден знаком «Отличник Аэрофлота», а также многочисленными отраслевыми и корпоративными наградами.

Коллектив ОРЛ - победители соц. соревнования

Коллектив ОРЛ, победитель социалистического соревнования (Ожерельев А.И., Поляков М.И., Лутцев А.А., Беседин В.А., Егоров В.А.)

Одновременно с вводом в эксплуатацию нового аэропорта Барнаул была введена в эксплуатацию трассовая радиолокационная позиция.

В 1974 году коллектив ОРЛ стал победителем социалистического соревнования и был занесен на Доску почета Ленинского района города Барнаула.

За более чем полувековую историю на трассовой радиолокационной позиции эксплуатировались различные типа трассовых радиолокаторов, таких как П35 «Сатурн», П37 «Меч», 1РЛ-139-2.

В 2014 году, в рамках реализации двух федеральных целевых программ «Модернизация ЕС ОрВД» и «Совершенствование федеральной службы разведки и контроля воздушного пространства» была завершена полная реконструкция трассовой радиолокационной позиции двойного назначения. На объекте были введены в эксплуатацию современные образцы радиолокаторов – ТРЛК «Лира-Т» и МВРЛ «Крона-М», обеспечивающие наблюдение за воздушными судами по первичному и вторичному (в режимах УВД и RBS) каналах.


История объекта РСП
также берет свое начало с момента ввода в эксплуатацию нового аэропорта Барнаул.

Алтай. ТРЛП. 2014

Трассовая радиолокационная позиция после реконструкции, 2014 год

Первоначально диспетчерский радиолокатор располагался на перроне аэропорта. В дальнейшем объект РСП был размещен на новой позиции и включал в себя диспетчерский радиолокатор, посадочный радиолокатор и радиопеленгатор.

С течением времени на объекте РСП также происходила поэтапная замена оборудования, выработавшего срок службы (ресурс).

Автоматический пеленгатор АРП-6 был заменен на АРП-7С, который в свою очередь был заменен на АРП-75 и АРП «Платан».

Посадочный радиолокатор РП-2Г был заменен на радиолокатор РП-3Г, после чего эксплуатация посадочных радиолокаторов в гражданской авиации была практически прекращена.

Алтай. ДРЛ 1967

Диспетчерский радиолокатор, 1967 год

В 1999 году на объекте был введен в эксплуатацию аэродромный обзорный радиолокатор АОРЛ-85ТК «Экран», обеспечивающий наблюдение за воздушными судами по первичному и вторичному (в режимах УВД и RBS) каналах.

Радиолокационная информация, поступающая от радиолокатора АОР-85ТК, в комплексе с новым комплексом средств автоматизации УВД «Альфа», установленным на КДП а/п Барнаул, позволили обеспечить диспетчерский состав службы движения современным инструментом для организации воздушного движения в районе аэродрома Барнаул и на воздушных трассах.

Монтаж антенной системы радиопеленгатора АРП-6 (радиотехники Кригер Э.Л. и Игумнов В.Е.), см. здесь >

АОРЛ-85ТК, см.здесь >

Алтай. ПРЛ

Посадочный радиолокатор (инженер Кукса Т.В., радиотехники Кригер Э.Л. и Игумнов В.Е.)

В 2013 году были завершены работы по очередной реконструкции объекта, в результате которых в аэропорту Барнаул был введен в эксплуатацию современный аэродромный комплекс АОРЛ-1АС, обеспечивающий радиолокационной информацией диспетчерский состав службы движения по настоящее время.

Аэродромный радиолокационный комплекс АОРЛ-1АС в а/п Барнаул, 2013 год, см. здесь >

Здание командно-диспетчерского пункта было введено в эксплуатацию в 1967 году, одновременно с новым аэропортом города Барнаул.

Для организации работы диспетчерского состава службы движения КДП был оснащен диспетчерскими пультами, работа которых обеспечивалась с помощью лампового оборудования, а коммутация необходимых абонентов с помощью стативов реле.

Алтай. Диспетчер Посадки

Рабочее место диспетчера

Алтай. 1986 г. Коллектив инженеров и техников

Коллектив инженеров и техников КДП, 1986 год

Алтай. Рабочее место диспетчера 1988г.

Рабочее место диспетчера УВД, 1988 г.

Алтай. Рабочее место диспетчера 2014 г.

Рабочее место диспетчера УВД, 2014 г.

 

 

 

 

 

 

По мере роста интенсивности полетов воздушных судов на КДП а/п Барнаул увеличивалось количество диспетчерских пунктов. В начале 1980-х годов специалисты службы ЭРТОС КДП а/п Барнаул обслуживали 8 диспетчерских пунктов: РЦ-1, РЦ-2, Подход, Круг, Посадка, Руление, МДП, СДП-239 и ВСДП-59.

Начиная с 1985 года началась массовая замена старых пультов на более современные диспетчерские пульты серии «Пульт-2».

Также в это время производилась замена радиопеленгатора АРП-6, выносное оборудование которых было ламповым, а показание пеленга от ВС отбивалось лучом на экране электронно-лучевой трубки, на оборудование, элементную базу которых составляли транзисторы и микросхемы и пеленг на ВС уже указывался с помощью стрелочной индикации.

Контроль воздушной обстановки от трассового и аэродромного радиолокаторов диспетчеры осуществляли с помощью индикаторов кругового обзора (ИКО), выносное оборудование которых также было реализовано на ламповой технике. На таких индикаторах высвечивались только азимутальные метки и пассивные отметки от ВС. Воздушные трассы рисовались маркером на защитных экранах ИКО.

В 2000 году на КДП а/п Барнаул был установлен и введен в эксплуатацию Комплекс средств автоматизации УВД «Альфа». Рабочие места диспетчеров службы движения были оснащены автоматизированными рабочими местами с цветными мониторами.

В 2011 году, в рамках реализации федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» на КДП а/п Барнаул была установлена локальная контрольно-корректирующая станция ЛККС-А-2000, которая позволяет воздушным судам выполнять маневрирование и точный заход на посадку по 1 категории ИКАО, использую сигналы глобальных навигационных спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС).

В 2014 году все диспетчерские пульты серии «Пульт-2» были заменены на современные пульты серии «Пульт-А», производства ООО «Фирма «НИТА». Также в это время КДП а/п Барнаул был оснащен новой системой коммутации речевых сообщений СКРС «Мегафон», обеспечивающей радиосвязь диспетчеров службы движения с экипажами воздушных судов и необходимыми наземными абонентами.

06.12.2018 года аэропорт Барнаул стал первым аэропортом в Западно-Сибирском регионе, на котором был выполнен точный заход на посадку по 1 категории ИКАО с использованием сигналов GNSS и корректирующей информации, передаваемой ЛККС-А-2000.

Радиобюро

Радиооператоры радиобюро обеспечивали прием и передачу информации, необходимой для функционирования нового аэропорта Барнаул. В то время работа радиооператора заключалась в приеме и передаче полетной информации в основном «ключем», с помощью азбуки Морзе через телетайп ленточного аппарата Т63 (с помощью релейных станций).

Алтай. Работа на аппарате РТА-80. Радиооператор Конкина Н.П., 1987 год

Работа на аппарате РТА-80. Радиооператор Конкина Н.П., 1987 год

Ленточный телеграфный аппарат Т-63 (телетайп)

Алтай. Коллектив радиобюро 1985 г.

Коллектив радиобюро, 1985 год

Алтай. Рабочее место радиооператора. Путь радиобюро ПРБ-5, радиоприемник Р-155. Радиооператоры Музалевская С.Н., Лупоносова Т.М.

Радиооператоры радиобюро ПРБ-5, радиоприемник Р-155. Музалевская С.Н., Лупоносова Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

В 1980 годах радиооператоры радиобюро обеспечивали связь с 33 аэропортами местных воздушных линий Алтайского края, аэропортами Новосибирска, Новокузнецка, Горно-Алтайска, Бийска, Рубцовска. Для обеспечения радиосвязи в дополнение к телеграфным каналам было организовано 7 (семь) ВЧ каналов.

В то время работали ассы своего дела: Медведева В.А., Решетникова А.А., Лесота В.Ф. Печенина Н.В., Лежнева Н.П., Сафонова М.В., Охапкина Е.П., Зенина В.Ф., Лупоносова Т.М. —  начала свой трудовой стаж в 16 лет.

С вводом в эксплуатацию в 1980 годах нового оборудования «Лиман-73Р» (прототип современного центра коммутации сообщений) и нового малошумного аппарата РТА-80, были организованы три дополнительных канала телеграфной связи с аэропортами Бийск, Горно-Алтайск и Рубцовск.

В 1980 году, в связи с началом использования авиации для обработки полей и лесов от насекомых и вредителей, был организован дополнительный ВЧ канал для авиахимических работ (АХР). Обработку лесов и полей обеспечивали более 50 воздушных судов, прилетавших со всей страны.

Алтай. 2014 г. рабочее место радиооператора

Рабочее место радиооператора радиобюро, 2020 год

В 2005 году в а/п Барнаул был введен в эксплуатацию современный центр коммутации сообщений ЦКС «Монитор», позволивший значительно упростить и автоматизировать работу радиооператоров на телеграфных каналах связи.

В 2014 году рабочее место радиооператора было оснащено современным пультовым оборудованием, были выполнены работы по замене ламповых приемников ВЧ диапазона Р-155 на современные цифровые радиоприемники RX 2000H.

Инструментальная система посадки

История объекта инструментальная система посадки (в настоящее время радиомаячная система посадки) берет свое начало с 1975 года, когда на аэродроме Барнаул были выполнены работы по удлинению ИВПП с 2000 м до 2500 м и начались работы по установке инструментальной системы посадки СП-50 с основным посадочным курсом. Для выполнения данных работ и дальнейшей эксплуатации нового оборудования была сформирована комсомольско-молодежная бригада из специалистов службы ЭРТОС.

Сформированная бригада проделала огромную работу по подготовке и сдаче в эксплуатацию, а также сертификации системы посадки СП-50 на соответствие международным требованиям. В результате данной работы 26 декабря 1976 года Барнаульскому авиапредприятию, первому в Советском Союзе, вручен сертификат годности аэродрома Барнаул к эксплуатации по метеоминимуму I категории ИКАО.

Алтай. Коллектив ИСП, 1975 год

Коллектив ИСП, 1975 год

В дальнейшем парк средств радионавигации и посадки на а/д Барнаул регулярно обновлялся и наращивался. В 1979 году была введена в эксплуатацию система посадки СП-68, которая в 1989 году сменила более современная система посадки СП-80М. В 1984 году с двух направлений посадки были установлены новые приводные радиостанции ПАР-10С.

В 1977 году на аэродроме Барнаул был введена в эксплуатацию радиотехническая система ближней навигации РСБН-6, в 1984 году были выполнены работы по ее замене на РСБН-4.

В 2014 году на смену РСБН пришел азимутально-дальномерный радиомаяк РМА-90/РМД-90, работающий по стандарту сигналов международной организации гражданской авиации ИКАО.

 

Радиотехническая система ближней навигации РСБН-4

Радиомаячная система посадки СП-200 с Мкп-239

Радиомаячная система посадки СП-200 с Мкп-239

Радиомаячная система посадки СП-200 с Мкп-239 .

Радиомаячная система посадки СП-200 с Мкп-239

Радиомаячная система посадки СП-90 с Мкп-059

 

 

 

 

 

 

В 2001 году, после завершения работ по очередной реконструкции ИВПП, в аэропорту Барнаул была введена в эксплуатацию радиомаячная система посадки СП-90 с Мкп-059, соответствующая требованиям 1-й категории ИКАО.

В 2018 году, в рамках реализации федеральной целевой программы «Модернизация ЕС ОрВД» на аэродроме Барнаул были завершены работы по замене, выработавшей ресурс радиомаячной системы посадки СП-80М на современную систему посадки СП-200 с РМД-90НП. По результатам выполненной вводной летной проверки система посадки СП-200 с РМД-90НП признана соответствующей требованиям 2-й категории ИКАО.

Ремонтно-эксплуатационная мастерская

Ремонтно-эксплуатационная мастерская была создана в соответствии с Типовым  Положением о ремонтно-эксплуатационных мастерских (РЭМ) служб ЭРТОС аэропортов гражданской авиации.

Основными задачами РЭМ являлись:

— организация и выполнение технического обслуживания, ремонта средств РТОП и связи, установленных на 35 аэропортах МВЛ Алтайского края;

— выполнение монтажных и пуско-наладочных работ при модернизации и замене оборудования объектов РТОП и связи а/п Барнаул и аэропортов МВЛ;

— контроль за состоянием измерительной аппаратуры, а также обеспечение выполнения ремонта, поверки (калибровки) и ведения учета находящимся в эксплуатации средств измерений.

Алтай. Коллектив РЭМ

Коллектив РЭМ

В течение 1970 — 1980 годов специалистами РЭМ проведена масштабная работа по оснащению аэропортов МВЛ оборудованием радиотехнического обеспечения полетов и связи. Были введены в эксплуатацию современные на тот момент средства РТОП и связи — радиостанции ВЧ диапазона «Береза», «Ястреб», «Каштан», радиостанции ОВЧ диапазона «Щегол», «Баклан-РН», «Полет-2», приводные радиостанции ПАР-10С, маркерные радиомаяки Е-615.1 (МРМ-В), пульты КДП-МВЛ, пульты ПРБ-5.

Для увеличения покрытия полем радиосвязи на труднодоступных позициях в Горном Алтае были установлены и введены в эксплуатацию ретрансляционные пункты с дистанционным управлением.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.