МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Стрежевской центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 Дата   Описание события
1968 Принято решение об организации службы движения в аэропорту Александровское и дополнительных зон по УВД в этом регионе.
28.11.1994 Зарегистрирован Стрежевской филиал ГП «ЗапСибаэронавигация».
1995  Служба ЭРТОС вошла в состав Стрежевского филиала ГП «ЗапСибаэронавигация».

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.
Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
  Михеев Борис Петрович Начальник службы движения
1975 — 2008 Орлов Сергей Андреевич Начальник службы движения Подробнее >
Пашкин Юрий Викторович Начальник службы движения Подробнее >
Петров Борис Николаевич Начальник центра ОВД Подробнее >
Орлов Сергей Андреевич  Заместитель нач. центра по ОВД Подробнее >
Греф Владимир Гарьевич  Заместитель нач. центра по ЭРТОС Подробнее >

О подразделении

КОНТАКТЫ:

Служба движения Стрежевского центра ОВД

История рождения и роста службы движения в Стрежевском центре ОВД неразрывно связана с развитием нефтегазового региона севера Томской области.

С 1966 года при обустройстве буровых установок, нефтепроводов, при полном отсутствии обыкновенных автомобильных и железных дорог, обеспечение строящегося города нефтяников Стрежевого всем необходимым стало главной задачей авиации севера Томской области. Задачи освоения нефтяных месторождений в сложившихся условиях были выполнимы только при массовом применении авиации. Авиационные подразделения работавшего в регионе Колпашевского авиапредприятия Западно-Сибирское управление гражданской авиации усилило самолетами АН-2 и вертолетами других подразделений гражданской авиации.

В связи с резко возросшей интенсивностью полетов для обеспечения их безопасности, регулярности и обслуживания воздушного движения в регионе, командованием Западно-Сибирского управления гражданской авиации в 1968 году было принято решение об организации службы движения в аэропорту Александровское и дополнительных зон по УВД в этом регионе. В связи с хорошим уровнем подготовки как руководителя, в Александровское был направлен бывший летчик, работавший диспетчером, старшим диспетчером в аэропортах Колпашево и Толмачево (Новосибирск) — Борис Петрович Михеев. Он был назначен на должность начальника службы движения. Исходя из сложившейся необходимости в Александровском были организованы два пункта управления полетами — местный диспетчерский пункт (МДП) и КДП МВЛ, выполнявший дополнительно функции «подхода», а также аэродромный диспетчерский пункт (АДП). Для службы были определены приоритеты обеспечения безопасности полетов при управлении воздушным движением. Они оказались верными, что доказывает работа коллектива без авиационных происшествий по вине личного состава службы в течение более чем сорока лет.

В связи с ростом объемов бурения и добычи нефти возникла необходимость в увеличении материалов для обеспечения буровых работ, обустройства нефтяных скважин. Рост объемов работ на месторождениях требовал увеличения числа работающих, что требовало увеличения поставок оборудования, продовольствия и других товаров. Была поставлена задача удовлетворить эти требования и в 1973 году в Стрежевом была построена бетонная ВПП длиной 900 метров для приема самолетов Ан-24, а также возведено здание КДП МВЛ, в котором разместился аэровокзал и диспетчерские пункты АДП и КДП МВЛ аэродрома Стрежевой. Была проведена реорганизация службы и разделение зон ответственности старых и вновь организованных диспетчерских пунктов. Качественно менялся и рос парк вертолетов – вместо МИ-4 в большом количестве стали выполнять полеты новые турбовинтовые МИ-8.

С 1975 года по 2008 службу движения возглавлял выпускник ордена Ленина Академии гражданской авиации Сергей Андреевич Орлов. Стремление к совершенству — неотъемлемая часть характера, благодаря которой ему удалось на протяжении нескольких десятилетий успешно руководить службой. Все необходимые качества диспетчера — стремление к профессионализму, высокую ответственность за результаты работы он прививал каждому специалисту. В этот период авиация также развивалась бурно и интенсивно, служба наиболее активно пополнялась молодыми специалистами, большая часть которых успешно трудится по сей день. Благодаря полученному высокому уровню подготовки в Академии гражданской авиации, проявленным личным качествам организатора и руководителя, Орлов С.А. обеспечил выполнение задачи.  Организация работы диспетчерских пунктов потребовала нестандартных подходов и принятия грамотных решений. На месте КДП МВЛ аэродрома Стрежевой были запущены в работу диспетчерские пункты СДП, ПДП, ДПК, ДПП, МДП. Штат службы движения вырос с пяти до 85 человек и качественно изменился по уровню подготовки и образования персонала службы. Вместо диспетчеров, окончивших восьми или двенадцатимесячные курсы при УТО – 1 Новосибирска стали приходить диспетчеры из Ульяновской ШВЛП, Рижского летно-технического училища гражданской авиации, Кировоградского лётно-штурманского училища гражданской авиации.

Открытие новых нефтяных месторождений на юге от Стрежевого потребовало строительства аэропорта Пионерный и организации еще одного диспетчерского пункта для обслуживания воздушного движения в этом районе. Все поставленные сложные задачи были решены и в 1983 году на аэродроме Пионерный стали выполняться регулярные полеты вахтовых рейсов самолетов Ан-24, Ан-26 и Як-40. Там было организовано Пионерное и Нововасюганское отделения Стрежевского центра ОВД, в составе которого было образовано структурное подразделение службы движения.

В настоящее время во главе службы движения стоит Юрий Викторович Пашкин. После окончания Рижского лётно-технического училища гражданской авиации в 1985 году он был направлен по распределению в Стрежевской ОАО Западно-Сибирского управления гражданской авиации. Пашкин Ю.В. показал себя знающим, умелым специалистом. Заочно окончил ордена Ленина Академию гражданской авиации. Имеет квалификацию диспетчера службы движения первого класса. Накопленный опыт работы, высокая работоспособность, наличие хорошего образования, знание документов, позволяют ему грамотно и качественно решать задачи, стоящие перед службой.

При активном и непосредственном участии и большом личном вкладе Пашкина Ю.В. в 2014 году была проведена работа по реорганизации ОВД и диспетчерских пунктов на территории Томской области. Выполнен большой объем мероприятий по подготовке и стажировке диспетчеров МДП Томского Центра ОВД на секторах МДП Стрежевой, разработаны и внедрены необходимые документы, в установленные сроки осуществлен перевод диспетчерского пункта МДП из Стрежевого в созданный укрупненный Центр ПИО в составе Томского Центра ОВД.

В 2015 году на базе Пионерного и Нововасюганского отделений диспетчерского пункта полётно-информационного обслуживания отделом ОрВД была решена задача организации практической работы неконтролируемого аэродрома Пионерный. Организация работы этого единственного в то время в филиале «Аэронавигация Западной Сибири» диспетчерского пункта ПИО потребовала нестандартных подходов и принятия грамотных решений в отсутствие конкретных руководящих документов по порядку работы пункта ПИО ЦПИ и эксплуатации неконтролируемого аэродрома. Эта непростая задача была решена —  диспетчерский пункт ПИО ЦПИ аэродрома Пионерный в настоящее время успешно функционирует и выполняет поставленные задачи.

В связи с необходимостью выполнения растущих авиаперевозок динамично развивающегося города был решен вопрос об удлинении ИВПП до 2000 метров и приеме на аэродроме воздушных судов Ил-18, Як-42 и Ан-12. Для управления и обеспечения полетов всех типов воздушных судов, прилетающих на аэродром и базирующихся на нём (а таких набиралось до 53 Ан-2 и до 30 вертолетов), было построено новое 7-этажное здание КДП и аэровокзала. В 1986 году из старого деревянного КДП служба движения и служба ЭРТОС перешли на новые рабочие места. Обслуживание воздушного движения в новых условиях стало комфортно и удобно, был установлен посадочный радиолокатор и организован диспетчерский пункт «Посадка», что позволило улучшить регулярность и безопасность полетов. Но от напряженной работы по выполнению основных задач службы движения это не избавило. Обслуживание армады Ан-2 и Ми-8 при полетах только в светлое время, которое в районе Стрежевого зимой составляет от 4-х до 6-ти часов, было задачей не из легких. Однако диспетчерский состав с ней справлялся без нарушений.

В настоящее время в состав Стрежевского центра ОВД входит служба движения, состоящая из Стрежевского и Пионерного подразделений. В Стрежевом организован диспетчерский пункт ОВД – ДПК, выполняющий функции ДПР, СДП, ДПК, ПДП на высотах до 4550 метров (FL 150) включительно. В Пионерном – диспетчерский пункт ЦПИ ПИО на высотах до 1850 метров (FL 60). Тренажерная подготовка диспетчерского состава проводится на современном диспетчерском тренажере «Эксперт».

Экипажи, которые выполняют полеты в зоне ответственности службы, должны быть уверены, что информация и команды, передаваемые диспетчером — абсолютно продуманы, выдаются грамотными специалистами, обладающими высоким чувством ответственности. Такие специалисты в любой самой сложной для экипажа обстановке окажут самую квалифицированную помощь и обеспечат безопасную посадку воздушному судну. В службе образовалась когорта диспетчеров, которые прошли школу управления полетами при фантастической интенсивности, они до сих пор вспоминают своих первых наставников и учителей, передают накопленный опыт молодым также щедро, как они его получали от старших товарищей. Эта выучка позволяет диспетчерам высокопрофессионально обеспечивать воздушное движение и в наши дни.

Когда профессия передается от отца к детям, вся семья живет одним общим делом. Люди, работающие в службе движения, увлечены своей профессией и верны ей. Так в нашей достаточно небольшой службе появились первые трудовые династии. Руководитель полетов Кирилов И.А. с 1985 года работает в службе. Его сын Артем не понаслышке знал о работе авиадиспетчера и после окончания Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации трудится в Самарском центре ОВД. Диспетчер нашей службы Ольга Меркулова выбрала профессию, опираясь на авторитет отца, диспетчера первого класса Меркулова И.О., внесшего достойный вклад в развитие и становление службы.

Из всего личного состава трудно выделить каких-то особенных людей, задачи службы движения решаются большим коллективом, практически все были в сложных, нестандартных, а порой и в аварийных ситуациях, и достойно решали их, оказывая необходимую помощь экипажам.

Но мы будем всегда помнить первопроходцев службы движения, начинавших в те далекие годы эту трудную, но почетную работу в Стрежевом – РП Кулакова В.В. старшего диспетчера Запорникова М.И., диспетчеров Гуськова В.В., Мергера А.А., Ускова Г.М., Буйлова С.Б., Шмакова Н.С.

История так распорядилась, что образование и становление службы в статусе Центра происходило в сложное, а порой – очень трудное время, время девяностых годов двадцатого века. Перестроечные процессы затронули и нашу очень серьезную и ответственную работу — обеспечение безопасного и регулярного воздушного движения.

Выделение служб движения и ЭРТОС со службами обеспечения из системы гражданской авиации потребовало большой смелости от организаторов и исполнителей этого процесса. Жаловаться на трудности и задавать вопросы было некогда. Необходимо было принимать очень быстрые и единственно правильные решения для того, чтобы уровень безопасности полетов при обслуживании воздушного движения был абсолютно приемлем и сравним с уровнями лучших иностранных перевозчиков. Специфика работы диспетчерского состава службы движения такова, что ее по сложности можно сравнивать с шахматной партией очень высокого уровня, но только без права диспетчера на проигрыш. Это положение возлагает на диспетчера такую ответственность, которую трудно переоценить. Цена ее – жизнь людей! И при любых изменениях персонал службы обязан работать на высоком уровне.

Первый начальник Центра Петров Борис Николаевич и его заместители по ОВД и ЭРТОС, Орлов Сергей Андреевич и Греф Владимир Гарьевич, соответственно, в 1995 году для организации работы службы в новом статусе независимого от ОАО ГА подразделения приложили немалые усилия для того, чтобы эта основная и сложнейшая в перестроечное время задача была выполнена.

В основу были положены три условия:

—  четкая постановка задачи, жесткие (но не жестокие) спрос и контроль за выполнение, гласность принятия решений;

— работа с личным составом по разъяснению важности обеспечения безопасности и регулярности полетов, недопустимости нарушений и отступление от установленных правил и ограничений;

—  обеспечение благоприятных межличностных отношений в коллективе, ровное отношение к работнику – будь он хоть начальник, хоть дворник, организация необходимых условий труда и организация полноценного отдыха.

Говоря о работе Стрежевского центра ОВД, важно отметить, что созданный коллектив справляется с поставленными задачами по поддержанию приемлемого уровня безопасности полетов. За четверть века в воздухе и на земле в районе ответственности Центра неоднократно происходили и авиационные происшествия, и инциденты, но ни один из них не произошел по вине работников нашего Центра ОВД. Это проявились проведенные руководством Стрежевского центра ОВД и филиала «Аэронавигация Западной Сибири» мероприятия по повышению уровня квалификации личного состава, внедрения новейшего оборудования, качественного проведения технической учебы, конференций и совещаний по передаче накопленного в работе опыта от старшего поколения младшему.

Главным же условием безаварийной работы Стрежевского центра ОВД являлись подготовленные, высококвалифицированные люди, работавшие с высоким чувством личной ответственности за порученное дело, за обслуживание и обеспечение полетов в любых условиях, днем и ночью!

Работники — ветераны службы движения Стрежевского центра ОВД со стажем более 30 лет (по состоянию на 01.06.2021 г.):

Орлов Сергей Андреевич с 1968 года;
Рейнгольдт Антонина Николаевна с 1971 года;
Бородина Наталья Михайловна с 1975 года;
Мартынов Николай Николаевич с 1978 года;
Ковригин Станислав Леонидович с 1981 года;
Маркевич Валерий Евгеньевич с 1981 года;
Меркулов Игорь Олегович с 1983 года;
Пашкин Юрий Викторович с 1985 года;
Кирилов Игорь Анатольевич с 1985 года;
Силин Виктор Юрьевич с 1985 года.
Гичко Андрей Вячеславович с 1987 года
Заикин Андрей Иванович с 1988 года

Отличное выполнение поставленных задач персоналом службы движения Центра не остается без внимания руководства как Центра, так и филиала, и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Свидетельство тому многочисленные поощрения и награды диспетчерского состава командно-руководящего состава службы.

Работники службы движения Центра ОВД, награжденные корпоративными и ведомственными наградами:

Бабай Сергей Анатольевич — Памятный нагрудный знак ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени, Юбилейный нагрудный знак «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями»;
Бородина Наталья Михайловна — Почетная грамота ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» III степени;
Винтерголлер Валентина Робертовна — Благодарность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
Гичко Андрей Вячеславович — Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» II степени;
Заикин Андрей Иванович — Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени, Юбилейный нагрудный знак «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями»;
Кирилов Игорь Анатольевич — Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени, Благодарность Министерства Транспорта РФ;
Ковригин Станислав Леонидович — Почетная грамота ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»; Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» III степени;
Крапивина Мария Александровна — Благодарность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» III степени;
Крынин Иван Владимирович — Почетная грамота ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» IV степени;
Маркевич Валерий Евгеньевич — Почетная грамота ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Благодарность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени;
Мартынов Николай Николаевич — Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени;
Меркулов Игорь Олегович —  Почетная грамота ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Благодарность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени;
Орлов Сергей Андреевич — Знак «Отличник Аэрофлота», Почетная грамота ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Благодарность генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» II степени;
Пашкин Юрий Викторович — Почетная грамота ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Памятный нагрудный знак «ФГУП Госкорпорация по ОрВД»;
Постыка Ольга Игоревна — нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» V степени;
Романов Борис Леонидович — Благодарность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» II степени;
Силин Виктор Юрьевич — Благодарность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» II степени;
Сухушин Александр Алексеевич — Благодарность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» I степени;
Черняк Сергей Викторович — нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» II степени.

Наряду с перечисленными наградами работники службы неоднократно поощрялись Почетными грамотами директора филиала, денежными премиями, благодарностями за большие заслуги в деле обеспечения безопасности полетов при ОВД.

Служба ЭРТОС Стрежевского центра ОВД

В начале 70-х годов бурное развитие нефтяных промыслов на севере Томской области невозможно было осуществить без применения авиации, что привело к необходимости строительства аэродрома в базовом поселке нефтяников Стрежевом для доставки грузов, оборудования, вахтовых бригад на месторождения. Таким образом в 1973 году силами строительной организации Томскгазстрой в Стрежевом была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием для приема воздушных судов типа АН-24, АН-26, ИЛ-18 и т.д. и двухэтажное деревянное здание аэровокзала. Контроль за строительством по линии ЭРТОС и ввод первых средств радиосвязи осуществляли специалисты от базы ЭРТОС Александровского ОАО Сарамуд Владимир Никифорович и Чекмарев Александр Павлович. Ими были введены в работу радиостанции Р-824, ПАР-7 (ОПРС), АРП-6. В1975 году Александровский ОАО был переименован в Стрежевской ОАО, при этом все руководство служб было переведено в Стрежевой. Таким образом началось развитие службы ЭРТОС Стрежевского ОАО, которая на тот момент остро нуждалась в квалифицированных специалистах для организации и осуществления ввода в эксплуатацию объектов радиотехнического обеспечения полетов. Основное формирование структуры службы и комплектование кадрами осуществлялось в период 1975-1980г.г. по мере оснащения аэродрома средствами РТОП и электросвязи, для чего приглашались молодые специалисты из Омского ЛТУ ГА, Рижского КИИ ГА, Киевскского ИИ ГА.

В этот период были построены и введены в эксплуатацию объекты РСП с радиолокаторами ДРЛ-7СК, ОПРЛ-4 и АРП-7С, объект БПРМ, объект ДПРМ с передающим центром ВЧ и ОВЧ диапазонов, АТС П-437 для организации телефонной связи в предприятии, телеграф и радиобюро с организацией междугородных каналов связи. Огромный вклад внесен специалистами службы ЭРТОС при строительстве нового аэродрома в вахтовом поселке Пионерный в 1984-1985г.г. под руководством старшего инженера РЭМ Петрова Бориса Николаевича- в будущем начальника Стрежевского центра ОВД. В 1986 году в Стрежевом было сдано в эксплуатацию навое здание аэровокзала и КДП, где так же активно трудились сотрудники службы ЭРТОС. После развала союза и перехода на новые формы экономических отношений, Стрежевской ОАО оказался в критическом положении, в том числе и служба ЭРТОС. Практически прекратилась поставка нового и замена старого оборудования, отсутствовал ЗИП на основные изделия, работники по несколько месяцев не получали заработную плату.

В 1995 году служба ЭРТОС вошла в состав ГП «ЗапСибаэронавигация», что позволило сохранить квалифицированных специалистов службы, приступить к планомерному, поэтапному обновлению радиотехнических средств, проведению модернизации с использованием современных технологий и эти работы, как мы видим, являются приоритетными в политике «Госкорпорации». Благодаря чему в Стрежевом были введены система КСА «Альфа», магнитофоны «Гранит-3», радиостанции нового поколенья «Фазан-Р2», установлена система посадки СП-90М.  В процессе ряда реорганизаций филиала в 2002 году в состав Стрежевского центра ОВД вошли подразделения ВРЦ Нового Васюгана и ВМДП Среднего Васюгана. На ВРЦ в Новом Васюгане изначально отсутствовала промышленная сеть, где работа более 40 лет осуществлялась от автономных дизель-электростанций, для УВД использовались только первичные радиолокаторы 1РЛ-139 «Меч». С 2003 года была проведена большая работа по обеспечению объекта промышленным электроснабжением, введен в эксплуатацию вторичный радиолокатор ВРЛ «Крона», выполнено периметровое ограждение объекта с световой и звуковой сигнализацией. После чего руководством филиала было принято решение форсировать работы по передаче управления ВРЦ Новый Васюган из создаваемого укрупненного центра в Толмачево, для чего были организованы два независимых спутниковых канала связи на базе ЗССС «Мост», позволяющих осуществлять передачу РЛИ и управление радиосвязью. Руководителем с момента создания Ново-Васюганской позиции, а это 1964 год и по 2013 год является начальник узла связи Пугач Владимир Васильевич.

В целях повышения уровня безопасности полетов в зонах МДП служба ЭРТОС более 15 лет занимается вопросом организации ОВЧ связи с использованием удаленных радиостанций.  Более 90% зон МДП Стрежевского центра ОВД перекрыты ОВЧ радиосвязью, для чего организовано семь ретрансляторов с использованием как наземных, так и спутниковых каналов связи. Большая работа по этой части проведена вед. инженером по РРиС Филимоновым Виктором Ивановичем, техником по РРиС Анисимовым Владимиром Анатольевичем, гл. инженером службы ЭРТОС Пимокатовым Владимиром Михайловичем. В штате службы ЭРТОС сегодня с учетом Пионерного отделения и Ново-Васюганского отделения 72 человека и все они заслуживают теплых слов за тот вклад, который они ежедневно вносят в обеспечение безопасности полетов в системе ОрВД.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.