МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Томский Центр ОВД

Хронология >   Руководство >   О подразделении >   Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД

Хронология значимых событий

 

 Дата   Описание события
1940 В Колпашевском аэропорту была установлена радиостанция. Так, родилось в Колпашево подразделение по радиотехническому обеспечению полетов.
08.02.1945 Образование Службы движения Томского аэропорта.
ноябрь 1967 Сдан в эксплуатацию новый аэропорт в районе поселка Богашево. Введение в эксплуатацию аэропорта Томск (Богашево) явилось качественным скачком в развитии службы движения.
70-е годы В начале 70-х годов начали поступать на работу выпускники учебных заведений ГА, в основном из Рижского летно-технического училища ГА.
05.12.1994 Создание Томского филиала ГП по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация» (из состава авиапредприятия выделились службы движения и ЭРТОС).
май 2013 Из аэропорта Томск (Богашево) начали выполняться чартерные международные рейсы.
1 марта 2013  Осуществлен грандиозный проект по переезду в новое административное здание, в котором разместился КДП и диспетчерские пункты ОВД.

Уважаемые коллеги!
Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории  данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»  (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь  разместить,  мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы.Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru

Руководство

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
 1994 — 2018  Усов Владимир Федорович Дирктор Томского филиала ГП по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация»,
Начальник Томского центра ОВД
Подробнее >
2018 — н/в Рюхтин Михаил Васильевич Начальник Томского центра ОВД Подробнее >

О подразделении

КОНТАКТЫ:

Служба движения Томского центра ОВД

Томск. Служба движения.

Служба движения Томского центра ОВД образовалась вместе с Томским аэропортом 8 февраля 1945 года и прошла путь от управления полетами фанерно-полотняных бипланов ПО-2 до реактивных лайнеров.

К началу 60-х годов интенсивность полетов из Томского аэропорта значительно выросла, причем полеты проводились в непосредственной близости от жилых районов.

Обслуживание воздушного движения осуществлялось с КДП МВЛ. На вооружении диспетчера УВД была радиостанция и автоматический радиопеленгатор, с помощью которых поддерживалась связь с экипажем ВС, осуществлялся контроль за движением и создавались безопасные интервалы между ВС.

«Взрослела» авиационная техника и вместе с ней взрослели авиадиспетчеры – бессменные постовые, обеспечивающие порядок и последовательность движения в воздухе.

В ноябре 1967 года был сдан в эксплуатацию новый аэропорт в районе поселка Богашево. Введение в эксплуатацию аэропорта Томск (Богашево) явилось качественным скачком в развитии службы движения. В начале 70-х годов начали поступать на работу выпускники учебных заведений ГА, в основном из Рижского летно-технического училища ГА.

Маслаков А.С. — диспетчер аэродромно-диспетчерской службы

История службы движения развивалась поступательно. Наиболее насыщенное время по числу полётов пришлось на конец 1970-х — начало 1980-х гг.

В то время к лёгким Ан-2 прибавилась более современная техника — Ан-24, Ил-18, а потом появился и хорошо знакомый нам Ту-154. Появилась современная аппаратура, позволяющая контролировать движение ВС по его радиолокационной отметке и получать дополнительную информацию о высоте полета, скорости и направлении движения.

Сложные 1980-е позволили авиадиспетчерам отточить своё профессиональное мастерство в далеко не идеальных условиях. Оборудование диспетчерских пунктов оставляло желать лучшего, управлять полётами приходилось, опираясь больше на личностные качества: постоянную собранность, внимание, память, спокойствие. Высокая интенсивность полетов требовала от диспетчера УВД постоянной сосредоточенности внимания и контроля над воздушной обстановкой.

В 90-е годы гул самолётов над Томском поутих, что повлекло за собой сокращение техники, а главное – людей, квалифицированных, знающих специалистов.

Если в 70-е, 80-е годы диспетчерам приходилось обслуживать до 230 взлетов-посадок в сутки, то к середине 1990-х их число сократилось до 20-30. Вместе с интенсивностью воздушного движения изменялось и число диспетчерских пунктов: их то вынуждены были закрывать, то создавали новые. Это была ситуация, типичная не только для Томской области. Биография службы движения отражала витки и перипетии развития целой страны, спады и подъёмы экономики.

Нестных А.И. — диспетчер службы движения

В 1990 годы Томское авиапредприятие пережило ряд структурных реорганизаций. В связи с организацией Томского филиала ГП по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация» в декабре 1994 года из состава авиапредприятия выделились службы движения и ЭРТОС.

В 2003-2004 годах после ликвидации Колпашевского филиала ГУДП «ЗапСибаэронавигация» численность службы движения увеличилась вдвое: в коллектив влились колпашевские авиадиспетчеры, имеющие богатый опыт по обслуживанию воздушного движения не только на местных воздушных линиях, но и на международных трассах.

В далекие 60-е годы ХХ века на базе ордена Красного Знамени Колпашевского ОАО был организован районный диспетчерский центр (РДЦ), впоследствии преобразованный в РЦ ЕС ОрВД. На протяжении более 40 лет диспетчерский персонал этого пункта осуществлял обслуживание воздушного движения воздушных судов авиаперевозчиков по маршрутам, пролегающим через РЦ ЕС ОрВД Колпашево.

Кадр из фильма

По реальным событиям, произошедшим в середине 70-ых годов ХХ века в зоне ответственности РДЦ Колпашево с рейсом 2884 Ил-18, выполнявшим рейс Хабаровск – Свердловск, был снят художественный фильм «Размах крыльев», в котором отражена деятельность диспетчера РДЦ Колпашево при оказании помощи воздушному судну, терпящему бедствие. Диспетчер УВД Михалев Виктор Валентинович, который оказал непосредственную помощь экипажу самолета Ил-18, в 2014 году ушел из жизни.

Диспетчерский состав службы движения Колпашевского отделения Томского центра ОВД занимался обслуживанием движения ВС в воздушном пространстве Колпашевского, Парабельского, Верхнекетского и значительной части Каргасокского районов Томской области от земли до высот 15000 метров.

Над широкими просторами нарымского края, над заснеженной поверхностью болот и рек Томской области каждую минуту полета воздушных судов контролировали специалисты службы движения Колпашевского отделения, готовые в любой момент прийти на помощь.

Бакакин Н.В. и Байкалов С.В. — диспетчеры службы движения

Ежегодно увеличивался поток иностранных авиакомпаний, выполняющих как регулярные, так и чартерные рейсы из стран Европы в страны Юго-Восточной Азии и в Японию. Полеты выполняли авиакомпании Скандинавии, Франции, Великобритании, Германии, США, Турции, Италии, Японии, КНР, Вьетнама, Монголии и ряда других стран, при этом радиообмен диспетчеров с экипажами воздушных судов велся на английском языке.

Решительность, инициатива, хладнокровие, высокие профессиональные качества – необходимы и руководителю, и диспетчеру.

Так, при авиационном инциденте, имевшем место с ВС МИ-8 22.11.2006 в районе аэродрома Каргасок, руководитель полетов Колпашево Елесин Б.С. после получения информации о падении вертолета в 10 часов 53 минуты уже в 10 часов 54 минуты объявил «тревогу» поисковому вертолету и поисковой группе для оказания помощи экипажу упавшего вертолета Ми-8 24621. Благодаря своевременной команде Елесина Б.С. на вылет поисковых сил и средств, экипаж поискового вертолета своевременно произвел вылет из Колпашево в район аэродрома Каргасок.

Высоцкий Б.В. и Нестных Л.М. — диспетчеры службы движения

В 13 часов 15 минут экипаж поискового вертолета прибыл на место происшествия и благополучно произвел эвакуацию пострадавших. В условиях низкой температуры воздуха помощь экипажу вертолета Ми-8 была оказана своевременно.

22.10.2007, осуществляя ОВД с рабочего места диспетчера РЦ ЕС ОрВД Колпашево, старший диспетчер службы движения Елесин В.С. в 10 часов 11 минут принял сообщение от экипажа ВС ТУ-154, выполнявшего рейс СБИ-779 по маршруту Иркутск — Москва (Домодедово), о срабатывании сигнализации неисправности первого двигателя и последующего его отключения. Елесин В.С. разрешил экипажу ВС снижение до эшелона 9600, сообщил местонахождение ВС, дал указание экипажу на включение сигнала «Бедствие» и доложил РП Скирневскому В.И. о возникшем особом случае.
РП Скирневский В.И. незамедлительно объявил сигнал «Тревога» и организовал подачу телеграммы «АЛР». На момент события в зоне РЦ ЕС ОрВД Колпашево находились одновременно на связи 12 ВС (из них 9 иностранных). В условиях высокой интенсивности воздушного движения старший диспетчер Елесин В.С., согласовывая свои действия с РЦ ЕС ОрВД Новосибирск, обеспечил беспрепятственный и безопасный полет ВС на запасной аэродром Новосибирск.

06.06.2008, смена службы движения, возглавляемая и.о. руководителя полетов Малофеевым В.И., обеспечила безопасное движение в условиях грозовой деятельности при превышении норматива пропускной способности для диспетчерского пункта РЦ ЕС ОрВД Колпашево. Было обслужено в течение одного часа 23 воздушных судна, при нормативе 19 ВС/час, при этом одновременно на связи у диспетчера службы движения Шарыпова Р.Г. находилось 13 воздушных судов.

Тишаева Н.А. – служба движения

В 2009-2012 годах Томский центр ОВД интенсивно готовился к обслуживанию международных рейсов. В рамках федеральной целевой программы был установлен и запущен аэродромный радиолокатор, который позволяет контролировать полеты воздушных судов, имеющих ответчики как отечественного, так и зарубежного производства, установлена новая система посадки, новое поколение ближнего и дальнего привода, комплекс средств автоматизации планирования и использования воздушного пространства.

На базе Томского центра ОВД были организованы и проведены курсы подготовки для диспетчеров службы движения с целью получения сертификатов и допусков, необходимых для обслуживания воздушного движения на английском языке.
С 1 марта 2013 года диспетчеры УВД стали осуществлять обслуживание воздушного движения с новых рабочих мест, оборудованных современной техникой, расположенных в новом здании КДП.

В мае 2013 года из аэропорта Томск (Богашево) начали выполняться чартерные международные рейсы. На сегодняшний день в Томском центре ОВД все специалисты УВД имеют 4-й (рабочий) уровень.

В настоящее время служба движения – структурное подразделение Томского центра ОВД, основными задачами которой являются:
а) предотвращение столкновений между воздушными судами;
б) предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;
в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;
г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;
д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

Усов В.М. – Руководитель полетов, с 1994 нач. ЦОВД

Коллектив службы движения успешно справляется с поставленными задачами, основными из которых являются:

— организация и совершенствование обслуживания воздушного движения в районе ответственности Центра;
— планирование и обеспечение суточного плана воздушного движения, осуществление непосредственного УВД от запуска двигателей (буксировки), перед взлетом и до заруливания на место стоянки и выключения двигателей с обязательным соблюдением требований документов по обеспечению безопасности и регулярности полетов; принятие мер по предотвращению столкновений ВС на земле и полете в районах ответственности диспетчерских пунктов  Центра.

Это достигается, в т.ч., умением руководящего состава службы планировать и осуществлять производственную деятельность коллектива, способного решать поставленные перед службой движения задачи на высоком профессиональном уровне.

 

Служба ЭРТОС Томского Центра ОВД

Служба ЭРТОС – это радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов, радиотехническое обеспечение пунктов УВД радионавигационной и радиолокационной информацией, средствами авиационной электросвязи, средствами документирования информации в системе УВД.

Эволюция службы в наименованиях была такова: служба РиС (радиолокации и связи), база ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического оборудования связи), служба ЭРТОС. Наиболее правильное название, отражающее задачи и функции этого подразделения – служба радиотехнического обеспечения полетов.

В задачи службы входит обеспечение устойчивой радиосвязи диспетчера с экипажем ВС, локационный контроль за местом расположения ВС на трассе, обеспечение навигации для ВС и захода на посадку. Наряду с радиотехническим обеспечением полетов служба ЭРТОС отвечает за обеспечение технологического процесса средствами электросвязи.

История службы ЭРТОС Томского авиапредприятия начиналась с отдельной радиоcветотехнической станции. Радиостанций для связи как таковых не было, ни на самолетах, ни на земле — на посадочных площадках устанавливались прожектора. Все оборудование службы соответствовало своему времени — техника из военно-промышленного комплекса, элементная база из радиоламп большого размера со сроком действия от 100 до 300 часов работы.

Томское авиапредприятие в 1967 году состояло собственно из аэропорта Томск (Богашево) и 15 приписных аэропортов Томской области. Связь с этими аэропортами осуществлялась посредством работы на телеграфном ключе, так как технические возможности оборудования не позволяли осуществлять голосовую передачу.

По мере технического развития появились УКВ радиостанции для связи с воздушными судами, КВ радиостанции для связи с периферийными аэропортами, а также приводные радиостанции для привода воздушных судов на аэродром. Параллельно с модернизацией самолетного парка началось переоснащение оборудования службы ЭРТОС. Систему посадки СП-50М-СП-68 заменила более современная СП-80М, обеспечивающая возможность посадки самолетов с двух направлений, был введен в эксплуатацию аэродромный радиолокатор ДРЛ-7СМ с вторичным каналом. С появлением цифровых технологий и компьютеров преобразились рабочие места пунктов УВД, где на замену электронно-лучевым трубкам пришли современные мониторы, что позволило значительно улучшить качество отображения локационной информации.

В 2003-2004 годах после ликвидации Колпашевского филиала ГУДП «ЗапСибаэронавигация» численность службы ЭРТОС увеличилась за счет колпашевских инженеров и техников.

В начале 1940 года в Колпашевском аэропорту была установлена радиостанция. Так, родилось в Колпашево подразделение по радиотехническому обеспечению полетов. Колпашевский объединенный авиационный отряд состоял из аэропорта «Колпашево», шести базовых аэропортов и более двух десятков приписных аэропортов и площадок. В августе 1994 г. Колпашевский филиал ГП по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация» стал самостоятельной единицей, отделившись от Колпашевского аэропорта.

В 2003 году служба ЭРТОС Колпашевского отделения вошла в состав Томского центра ОВД. Самые значимые объекты службы ЭРТОС Колпашевского отделения – радиолокатор ВРЛ «Крона», обзорный трассовый радиолокатор ОРЛ-Т  – это «глаза» авиадиспетчеров, т.е. эти объекты передают на рабочее место авиадиспетчера информацию о воздушных судах обслуживаемого воздушного пространства. Не уступает по значимости и ПРЦ – передающий радиоцентр, т.е. «уши» авиадиспетчера, радиосвязь диспетчера с экипажем воздушного судна.

2008 год стал годом перемен в службе ЭРТОС. Была завершена программа перевода управления воздушным движением в зоне ответственности Колпашевского РЦ в Толмачево. Это стало возможным благодаря интегрированной цифровой системе связи. На позициях РТОП была проведена работа по наращиванию функциональных возможностей: в Колпашево ВРЛ установлена станция спутниковой связи, на объекте ОПРС, совмещенный с АРП введен в эксплуатацию АРП «Платан», позволяющий передавать пеленгационную информацию в цифровом виде, для обеспечения авиационной подвижной связи установлены радиостанции серии «Фазан». Трансляцию радиолокационной информации от МВРЛ «Крона» и ОРЛ-Т 1РЛ-139, радионавигационной информации о ОВЧ связи с удаленных позиций РТОП Колпашево в Новосибирск обеспечивает цифровая интегрированная сеть связи, наземный и спутниковый сегменты. Резервирование спутниковых каналов обеспечивается наземными цифровыми каналами связи. Каналообразующее оборудование позволяет автоматически распределять потоки информации и обеспечивать резервирование. Для улучшения взаимодействия «диспетчер-экипаж ВС» организованы удаленные радиостанции в п. Лугинецкое, г. Кедровом, с. Бакчар, с. Каргасок. Это позволило обеспечить перекрытие зон МВЛ полем ОВЧ-диапазона.

В 2009 году службой ЭРТОС проведена большая работа по модификации сетей передачи данных, обеспечивающих управление ВД в зонах МВЛ. На Томских диспетчеров с 01.08.2009 возложена обязанность по обслуживанию воздушного движения в зонах ответственности МДП Колпашево и МДП Стрежевой за пределами регламента их работы при выполнении срочных полетов по обслуживанию организаций здравоохранения, при проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. Решение технических вопросов обеспечивала служба ЭРТОС. Это была очень напряженная и ответственная работа, с которой коллектив инженеров и техников службы ЭРТОС достойно справился.

За время существования Томского центра ОВД облик всех объектов службы ЭРТОС изменился в лучшую сторону, проведена большая работа по ремонту и реконструкции помещений объектов, обновлению оборудования. В настоящее время в службе ЭРТОС эксплуатируется оборудование радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, установленное в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009-2020)». Проведена замена радиолокатора ДРЛ-7СМ на современный АОРЛ-1АС, введены в эксплуатацию система посадки СП-200, приводные радиостанции РМП-200.

С 1 марта 2013 осуществился грандиозный проект по переезду в новое административное здание, в котором разместился КДП и диспетчерские пункты ОВД. Благодаря новому, поставленному по ФЦП, оборудованию системы коммутации речевой связи (СКРС) «Мегафон», стало реальностью осуществление проекта по организации центра полетной информации (ЦПИ) на базе Томского центра ОВД. С ноября 2016 года ЦПИ Томского центра ОВД осуществляет свою работу в границах Томской, Новосибирской и Кемеровской областей. Система сертификации позволила перейти на более качественный уровень технической эксплуатации. Сегодня в службе ЭРТОС Томского Центра ОВД эксплуатируется современное оборудование радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. Современные технические средства повысили надежность работы оборудования, качество обрабатываемой информации, снизили трудозатраты на техническое обслуживание и ремонт.

Значение службы в составе центра трудно переоценить, представьте на одну минуту человека, внезапно потерявшего зрение и слух, и вы оцените значимость службы ЭРТОС. Это обеспечивается высокой организацией технической эксплуатации радиотехнического оборудования, высокой квалификацией инженерно-технического персонала и большой ответственностью коллектива службы за порученное дело.

.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.