Хронология> Руководство> История ГП «МЦ АУВД»> О филиале> Фотогалерея> Видеотека> Публикации>
ИСТОРИЯ ФИЛИАЛА
О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >
Хронология значимых событий
Дата (годы) | Описание события |
18 мая 1973 | Распоряжением Cовета Mинистров СССР №-933/рc принято решение о проработке вопроса по закупке АС УВД. |
30 июня 1975 | Заключен контракт 90-20/ 65009-137 со шведской фирмой СТАНСААБ на поставку в СССР АС УВД для аэродрома Минеральные Воды, Киевского аэроузла и Московского района и аэроузла. |
1976 | 9 февраля 1976 года издан приказ МГА СССР № 19 «О мерах по внедрению в МГА автоматизированных систем управления воздушным движением».
15 апреля 1976 года Министром гражданской авиации и Главкомом ВВС утвержден технический проект на АС УВД комплекса «Теркас». |
1 июня 1976 | Приказом начальника МТУ было утверждено первое штатное расписание Московского центра автоматизированной системы УВД в составе Внуковского ОАО.
Приказом командира Внуковского ОАО — начальника аэропорта от 02.06.1976 г. № 314/л первым в истории начальником Московского центра автоматизированной системы управления воздушным движением (АС УВД) с 01.06.1976 года был назначен Шевченко А.С. Подготовлено положение и структура, по которой на Московский центр АС УВД было возложено практическое выполнение функции заказчика. |
27 апреля 1978 | Издан приказ МГА № 65 «О проведении испытаний, приемке и вводе в эксплуатацию автоматизированных систем УВД комплекса «Теркас». |
12 мая 1978 года | Министром гражданской авиации утверждена структура Московского центра АУВД. |
15 декабря 1978 | Выдано разрешение на заселение построенных для будущих специалистов МЦ АУВД двух 12-ти этажных домов в пос. Внуково, ул. Рейсовая, д.25 и д.25а |
1979 | Приказом МТУ ГА от 25 января 1979 года № 23/л Шевченко А.С. был назначен на должность начальника Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) Внуковского производственного объединения (Аэропорт и ОАО).
Приказом Министра Гражданской Авиации от 31.07.1979 г. № 148/с МЦ АУВД установлен статус самостоятельной производственной единицы с подчинением МТУ ГА. Приказами Министра Гражданской Авиации от 31.07.1979 г. № 148/с , от 08.10.1979 года № 200 Московский центр автоматизированного управления воздушным движением был выведен из состава Внуковского ОАО и в качестве самостоятельной производственной единицы подчинен МТУ ГА. С этого момента все сотрудники Центра оформлялись на работу не в отделе кадров Внуковского ОАО, а в отделе кадров МЦ АУВД. С лета 1979 года диспетчеры стали проходить подготовку непосредственно на действующем тренажере в МЦ АУВД. |
27 декабря 1979 | Приказом Министра гражданской авиации СССР от 27.12.1979 года № 064/с создан Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) |
1 января 1980 | С 1 января 1980 года в соответствии с Приказом МГА СССР от 08.10.1979 года № 200 Московский центр автоматизированного управления воздушным движением вышел из состава ВПО ГА и вошел в состав МТУ ГА. |
1980 | Весной 1980 года Г.Я. Липаеву от начальника УДС Л.В. Ильчука поступило предложение – возглавить коллектив и ввести в действие новый Московский центр автоматизированного управления полетов. Движенец, хороший хозяйственник, опытный руководитель — именно такой человек соответствовал предстоящему объему работ.
Министр гражданской авиации Б.П. Бугаев одобрил выбор и подписал в октябре приказ о переводе и назначении Г.Я. Липаева на должность начальника МЦ АУВД. |
19.07 — 03.08. 1980 года |
В Москве, столице СССР состоялись первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые Олимпийские игры, проведённые в социалистической стране. На Олимпиаде было представлено 80 стран мира.
Контроль обеспечения безопасности и регулярности полетов в этот период осуществлялся на самом высоком уровне МГА СССР (Министр — Б.П. Бугаев), Управления движения самолетов (начальник —Л.В. Ильчук), гражданского сектора Главного центра ЕС УВД (начальник — В.Г. Шелковников). Руководство, авиадиспетчеры и специалисты БЭРТОС Московского центра АУВД в сложнейшей обстановке без каких-либо средств автоматизации (АС УВД «Теркас» будет введена в эксплуатацию в МЦ АУВД только спустя год — 15.04.1981 г.) отлично справились со всеми поставленными задачами. |
19 ноября 1980 | Принято решение Госкомиссии по проведению испытаний автоматизированных систем управления воздушным движением. |
30 декабря 1980 | Госкомиссия приняла в эксплуатацию законченный строительный объект — Московские аэроузловая и трассовая автоматизированные системы управления воздушным движением. |
9 апреля 1981 | На рассмотрение первого вопроса повестки дня 9 апреля 1981 года заседания Коллегии министерства гражданской авиации «О готовности Московского центра автоматизированного управления воздушным движением к управлению воздушным движением в Московской воздушной зоне» в небольшой зал заседаний на третьем этаже штаба отрасли, кроме членов коллегии, руководителей МТУ, НЭЦ АУВД, ГосНИИ ГА, ГПИ и НИИ «Аэропроект», прибыли представители Московского военного округа и межведомственной комиссии. Доклад начальника Центра Г.Я. Липаева подытожил годы напряженного труда инициаторов, проектировщиков, строителей, ученых, инженеров и руководителей.
После получения ответа на свои вопросы о готовности техники и личного состава всех подразделений МЦ АУВД, министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев объявил дату ввода в действие автоматизированной системы управления воздушным движением в Московском районе ЕС УВД» –15 апреля 1981 года! |
15 апреля 1981 | 15 апреля 1981 года, были введены в эксплуатацию районная и аэроузловая АС УВД «Теркас». Обслуживание воздушного движения в Московском районе и в Московской воздушной зоне стало осуществляться из залов АДЦ и РДЦ технологического корпуса здания Московского центра АУВД. |
17 июля 1986 | В соответствии с Приказом МГА СССР от 17.07.1986 года № 170 Московский центр автоматизированного управления воздушным движением с 1 октября 1986 года был выведен из состава МТУ и вошёл в структуру Внуковского производственного объединения ГА. |
30 ноября 1988 | Приказ Министра гражданской авиации СССР от 30.11.1988 года №183 «О выделении Московского центра АУВД из состава Внуковского производственного объединения» |
10 декабря 1988 | Указание МГА от 10.12.1988 года № 775/у «О порядке планирования производственно-хозяйственной деятельности МЦ АУВД на 1988 — 1990 гг. в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования». |
1 января 1989 | С 1 января 1989 года (в соответствии с приказом Министра гражданской авиации СССР от 30.11.1988 года №183) Московский центр АУВД был выделен из состава ВПО ГА и подчинён ГлавУВД МГА СССР. |
1989 — 1990 | На базе Московского центра АУВД проводится эксперимент по разработке хозяйственного механизма функционирования и развития системы УВД.
Цель эксперимента — обеспечение возможности самостоятельного решения производственно-социальных программ центра при условии обеспечения безопасности воздушного движения. Успешное проведение эксперимента привело к тому, что начиная с 1990 года , Московский центр АУВД функционировал уже как сформировавшееся экономически самостоятельное предприятие, работающее по принципам полного хозяйственного расчета. |
29 апреля 1990 | Указание МГА от 24.04.1990 года № 203/у «О распределении доходов за аэронавигационное обслуживание иностранных воздушных судов», которым начальнику МЦ АУВД, наряду с начальником Международного коммерческого управления ГА предложено обеспечить учет и распределение доходов по управлениями производственным объединениям, согласно установленным аэронавигационным сборам, взимаемым с иностранных воздушных судов. |
21 марта 1991 | Приказ МГА СССР от 21.03.1991 года № 61 «О совершенствовании системы начисления доходов», в который включен специальный раздел 8 «Доходы Московского центра АУВД».
Результаты проведения экономического эксперимента в МЦ АУВД во многом послужили базой для разработки методики формирования доходов предприятий и объединений ГА по основной эксплуатационной деятельности на основе взаиморасчетов (приложение к приказу МГА СССР от 21.03.1991 года № 61) |
2 декабря 1993 | На конференции трудового коллектива МЦ АУВД был принят Устав Государственного предприятия «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением». |
1994 | В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 424 и Соглашением между вновь созданной Росаэронавигацией и пользователями воздушного пространства Московскому центру АУВД делегируется право на ведение переговоров, выставление счетов и взимание платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, приказ Министра транспорта РФ от 26.05.1995 г. № 48 «Об изменении размеров платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ» (пункт 3).
2 ноября 1994 года учредителем ГП «МЦ АУВД» — Комиссией по регулированию воздушного движения Министерства транспорта Российской Федерации (Росаэронавигация) был утвержден Устав Государственного предприятия «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением». 8 декабря 1994 года ГП «МЦ АУВД» было зарегистрировано Московской регистрационной палатой. |
1994 — 2006 | Выполнен большой комплекс работ по замене и ремонту технологического оборудования. Подробнее >
По инициативе руководства МЦ АУВД был разработан и внедрен в 2000 году Комплекс программно-технических средств объединения радиолокационной информации с мультирадарной обработкой и трансляции её в АС УВД. Однако, в силу ряда причин, официального решения об использовании в работе диспетчеров УВД соответствующей информации, связанной с внедрением данного «Комплекса», — принято не было. До 2005 года в МЦ АУВД планировалось реализовать комплекс мероприятий, касающихся модернизации, однако, несмотря на принятые решения, ввиду отсутствия бюджетного финансирования Федеральной программы модернизации, многое завершить не удалось. |
2000 | В состав ГП «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» вошла Служба движения аэропорта Домодедово. |
9 сентября 2000 |
Зарегистрировано ГУДП «МЦ АУВД» ФУП «Госкорпорация по ОВД» ИНН 7732109880 ОГРН 1037739768714. Однако, соответствующее Распоряжение Минимущества РФ о реорганизации ГП «МЦ АУВД», путем присоединения к ГУДП «МЦ АУВД» ФУП «Госкорпорация по ОВД», издано не было. |
2003 |
В состав ГП «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» вошла Служба УВД и ЭРТОС аэропорта Внуково. |
9 марта 2005 |
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 9 марта 2005 г. № 177-р Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» было реорганизовано в форме присоединения к нему государственного предприятия «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» (ГП «МЦ АУВД»). |
28 июня 2006 |
ГП «МЦ АУВД» было ликвидировано 28 июня 2006 года — прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Примечание: Правопреемником ГП «МЦ АУВД» является ФГУП «Госкорпрация по ОрВД»).
.
28 июня 2006 года, приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 05.07.2006 года № 235, был создан филиал «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» (МЦ АУВД) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
(Примечание: Название филиала изначально планировалось другое, однако, учитывая просьбу трудового коллектива, в целях сохранения исторической памяти о МЦ АУВД, филиал был назван — МЦ АУВД). .
Первым директором филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» был назначен В.И. Ежов.
|
12 сентября 2006 | |
16 ноября 2006 | Учитывая степень выработки технического ресурса АС УВД «ТЕРКАС», неработоспособное состояние резервной радиолокационной системы «Байпас» в АДЦ и отсутствие автономной резервной системы в РДЦ, в целях обеспечения безопасности полётов (после неоднократного моделирования на тренажерном комплексе филиала ситуаций возможного кратковременного отказа АС УВД «ТЕРКАС») был издан приказ филиала о порядке использования информации, имеющегося на балансе комплекса программно-технических средств отображения воздушной обстановки (КПТО ОВО).
После издания данного приказа на различных вышестоящих уровнях, включая Федеральную аэронавигационную службу, было проведено ряд совещаний по вопросу неправомерности данного приказа директора филиала и необходимости его отмены. Руководство филиала в сложившейся ситуации, находясь под жёстким прессингом, придерживалось мнения, что если вышестоящие органы считают приказ филиала неправомерным они вправе его отменить самостоятельно. Приказ отменен не был. Использование информации КПТО ОВО оказывало диспетчерам значительное содействие, особенно в периоды сбоев и перезапусков АС УВД «ТЕРКАС». |
19 октября 2007 | Впервые в ЕС ОрВД РФ в МЦ АУВД была утверждена и введена в действие орг. структура филиала (см. здесь >), согласно которой в непосредственном подчинении Начальника Московского зонального центра (МЗЦ) ЕС ОрВД находились Районный диспетчерский центр (РДЦ), Московский аэроузловой диспетчерский центр (АДЦ) и Центр планирования использования воздушного пространства. Начальник Московского зонального центра был в ранге заместителя директора филиала.
Согласно приказу о распределении обязанностей между заместителями директора филиала: Менеджмент — комплекс мер и действий (процессов), связанных с обеспечением производственно-хозяйственной деятельности (инфраструктуры) филиала, находился в компетенции первого заместителя директора филиала. |
2006-2008 | В течение 2-х лет с момента присоединения ГП «МЦ АУВД» к ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», были проведены:
1. Реорганизационные мероприятия, связанные с укрупнением МЦ АУВД путем присоединения к нему восьми центров ОВД: — с 1 января 2007 года (в соответствии с приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 12.09.2006 г. № 305) в состав МЦ АУВД вошли Воронежский, Белгородский, Орловский, Калужский, Тверской и Быковский центры ОВД; 2. Мероприятия, связанные: — с организацией управления воздушным движением авиации всех ведомств вне воздушных трасс (Объединение с военным сектором), см. здесь >; — с оптимизацией ВП и процедур ОВД в МВЗ, существенными на тот период времени (с учетом эксплуатируемых РТС и действовавших ФАП), повышением пропускной способности воздушного пространства и секторов УВД в зоне ответственности МЦ АУВД; — с улучшением условий труда, в частности, впервые в России, филиалом самостоятельно, за счет экономии собственных средств, были приобретены специализированные кресла для диспетчеров, по результатам эксплуатации которых и положительных отзывов от специалистов УВД, данный тип кресел впоследствии начали приобретать и для других, в т.ч. новых центров ОВД. Также была введена в действие автоматизированная система контроля и управления доступом, работники МЦ АУВД обеспечены ID удостоверениями для доступа в соответствующие зоны контура безопасности филиала и на введенную в эксплуатацию служебную (бесплатную) автостоянку на 108 мест, оборудованную автоматизированным комплексом. ID удостоверения также позволяли осуществлять оплату в обновленной столовой с модернизированной линией раздачи и ряд других функций. 3. Оптимизация орг.структуры и численности административно-управленческого персонала, посредством централизации и автоматизации управленческих процессов, включая финансово-экономическую деятельность, что позволило уменьшить численность АУП на 21 чел, а также цифровизация сетей связи и повышение уровня оперативности взаимодействия между подразделениями. 4. Впервые были объявлены и проведены конкурсы на замещение вакансий в административно — управленческом аппарате филиала. Победители проведенных конкурсов, были назначены на соответствующие должности. 5. Реализация мероприятий по реализации ФЦП, в части модернизации и технического перевооружения филиала. 6. Взыскание практически всей, находящейся в компетенции филиала, накопленной до 2006 года, просроченной дебиторской задолженности за АНО в размере более 100 млн. руб. 7. Совершенствование системы оплаты труда и повышение профессионального уровня работников, в т.ч. путём введения, впервые в РФ, на уровне филиала 50% доплаты за знание англ. языка на 4 уровне по Шкале ICAO, что впоследствии (по результатам положительного эффекта) было распространено на всю систему ГК по ОрВД. 8. Реализация комплексной программы поддержки молодых специалистов, включая проведение профориентационной работы. 9. Реализация Соглашения, подписанного с МГТУ ГА на базе, которого впервые (при содействии МЦ АУВД) было начато обучение по целевой контрактной подготовке 40 студентов, специализации УВД. Наметилась тенденция омоложения персонала ОВД. 10. Возведены и оборудованы необходимыми техническими средствами помещения для главного КПП МЦ АУВД. 11. МЦ АУВД первым из филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», реализовал все необходимые мероприятия и прошел Сертификацию на соответствие системы менеджмента международному стандарту ISO. 12. Подготовительные мероприятия, связанные с началом строительства нового технологического здания МЦ АУВД. |
9 октября 2017 | По истечению 10 лет завершены все мероприятия, связанные со строительством здания, монтажом и отладкой оборудования в новом технологическом корпусе МЦ АУВД, а также подготовкой персонала к работе.
Во исполнение приказа филиала от 09.10.2017 № 880 обслуживание воздушного движения было переведено на АС ОрВД «Синтез-АР4». |
Руководство МЦ АУВД
Период (годы) | Ф.И.О. | Должность | Примечания |
1977 — 1979 1979 — 1980 |
Шевченко Александр Сергеевич | Начальник Московского центра автоматизированной системы управления воздушным движением Внуковского ОАО. Начальник Московского центра автоматизированного управления воздушным движением». |
Подробнее > |
Трусов И.М. | Заместитель начальника по радиоэлектронным средстам | Подробнее > | |
Румянцев И.А. | Главный инженер по эксплуатации РЭС | Подробнее > | |
Кузьмин А.Н | Руководитель узла проводной связи | Подробнее > | |
Сорокин П.А. | Руководитель службы РиР | Подробнее > | |
Хазов В.И. | Руководитель службы РТС АДЦ | Подробнее > | |
Сиянко А.З | Руководитель службы РТС РДЦ | Подробнее > | |
Ананьев О.Н. | Руководитель ЦРМ | Подробнее > | |
1980 – 1987 | Липаев Георгий Яковлевич | Начальник | Подробнее > |
Иванов Ф.Г. | Заместитель начальника | Подробнее > | |
Нестеров А.Б. | Первый заместитель начальника | Подробнее > | |
Пручковский З.И. | Заместитель начальника по ПВР | Подробнее > | |
Румянцев И.А. | Заместитель начальника МЦ АУВД по эксплуатации радиоэлектронных средств. | Подробнее > | |
1988 – 2005 | Егоров Владимир Васильевич | Начальник | Подробнее > |
Кустов Василий Иванович | Первый заместитель начальника | Подробнее > | |
Кривошеев Владимир Васильевич | зам. начальника центра — технический директор | Подробнее > | |
Кербер Сергей Михайлович | зам. начальника по экономике и финансам | Подробнее > | |
Гладышев Алексей Юрьевич | зам. начальника по режиму | Подробнее > | |
Рачкова Валентина Даниловна | Главный бухгалтер | Подробнее > | |
2005–2006 | Шнейдер Владимир Максимович | И.о. начальника | Подробнее > |
Повалий Александр Павлович | Первый заместитель начальника | Подробнее > | |
Кривошеев Владимир Васильевич | зам. начальника центра — технический директор | Подробнее > | |
Рачкова Валентина Даниловна | Главный бухгалтер | Подробнее > | |
2006-2008 | Ежов Валерий Иванович | Директор | Подробнее > |
Белавинцев Александр Викторович | Первый зам. директора | Подробнее > | |
Митронин Игорь Дмитриевич | Начальник МЗЦ ЕС ОрВД | Подробнее > | |
Кривошеев Владимир Васильевич | зам. директора по ЭРТОП и АС | Подробнее > | |
Повалий Александр Павлович | зам. директора по обеспечению особо важных полетов | Подробнее > | |
Панков Николай Владимирович | зам. директора по управлению персоналом | Подробнее > | |
Кортелёва Татьяна Витальевна | И.о. зам.директора по ЭиФ | Подробнее > | |
Сизых Андрей Дмитриевич | зам.директора по безопасности | Подробнее > | |
Рачкова Валентина Даниловна | Главный бухгалтер | Подробнее > | |
Центры ОВД | |||
Ярмуш Геннадий Николаевич | Начальник Внуковского центра ОВД | Подробнее > | |
Борисов Яков Иванович | Начальник Шереметьтевского ЦОВД | Подробнее > | |
Денисов Владимир Иосифович | Начальник Домодедовского центра ОВД | Подробнее > | |
Пузин Валерий Анатольевич | Начальник Быковского центра ОВД | Подробнее > | |
Хижняков Олег Владимирович | Начальник Белгородского ЦОВД | Подробнее > | |
Шестаков Валерий Николаевич | Начальник Воронежского ЦОВД | Подробнее > | |
Нестерович Иван Павлович | Начальник Орловского ЦОВД | Подробнее > | |
Самодуров Юрий Александрович | Начальник Тверского ЦОВД | Подробнее > | |
Минин Александр Владимирович | Начальник Калужского ЦОВД | Подробнее > | |
Абрамов Юрий Александрович | Начальник Нижегородского ЦОВД | Подробнее > | |
2008-2018 | Ужаков Владимир Владимирович | Директор | Подробнее > |
Повалий Александр Павлович | зам. директора по ОрВД | Подробнее > | |
Кривошеев Владимир Васильевич | зам. директора по РТОП и АС | Подробнее > | |
Поздняков Владимир Юрьевич | зам. директора по безопасности | Подробнее > | |
Самсонов Серей Петрович | зам. директора по персоналу | Подробнее > | |
Гурин Виктор Николаевич | зам. директора по экономике и финансам | Подробнее > | |
Белавинцев Александр Викторович | зам. директора по модернизации и развитию | Подробнее > | |
2018- по н/в | Погребнов Сергей Николаевич | Директор | Подробнее > |
Губенко Сергей Валерьевич | зам.директора по ОрВД и ИВП | Подробнее > | |
Капля Константин Кузьмич | зам.директора по ЭРТОС | Подробнее > | |
Самсонов Сергей Петрович | зам.директора по управлению персоналом | Подробнее > | |
Мамонов Юрий Васильевич | зам.директора по инфраструктуре | Подробнее > | |
Поздняков Владимир Юрьевич | зам.директора по безопасности | Подробнее > | |
Кортелева Татьяна Витальевна | зам.директора по экономике и финансам | Подробнее > | |
Повалий Александр Павлович | заместитель директора | Подробнее > | |
Немов Дмитрий Анатольевич | заместитель директора | Подробнее > | |
Рачкова Валентина Даниловна | Главный бухгалтер | Подробнее > |
О филиале
О структурных подразделения филиала, см. здесь >
Первый буклет филиала«МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» >
Авторское произведение О.А. Картышева, об истории Государственного предприятия «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» (ГП «МЦ АУВД»), ныне – филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». «На управление принял!», см. здесь >
Зона ответственности филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представляет собой территорию площадью 720 тысяч кв. км в интервале высот 1500 –16150 м.
Протяженность зоны ответственности с севера на юг составляет 1046 км, с запада на восток – 995 км. В контролируемой зоне расположены 71 аэродром разных ведомств, 53 запретные зоны, 154 зоны ограничений, 8 авиационных полигонов, 28 стрелковых полигонов. Протяженность воздушных трасс составляет более 32 тысяч километров.
Районный диспетчерский центр (РДЦ) осуществляет обслуживание воздушного движения 23 секторами УВД в границах Московской зоны ЕС ОрВД на высотах 1500 м — 16150 м.
Московский аэроузловой диспетчерский центр (МАДЦ) — осуществляет обслуживание воздушного движения 13 секторами УВД (4 сектора диспетчерского пункта круга (ДПК) и 9 секторов диспетчерского пункта подхода (ДПП) в воздушном пространстве в радиусе около 180 км. от г. Москва, в котором воздушные суда после взлета с аэродромов Московского авиаузла выполняют набор крейсерского эшелона для следования по воздушной трассе и снижение с эшелона для захода на посадку.
Площадь обслуживаемого воздушного пространства составляет 105 тысяч кв. км. В Московской зоне ЕС ОрВД (МЗ ЕС ОрВД) расположено: 3 аэроузла, 71 аэродром, а также воздушные трассы, включая местные воздушные линии (МВЛ).
Для обслуживания воздушного движения используется 10 РЛП (первичные и ВРЛ), 32 ОПРС, около 250 каналов связи и передачи данных, имеются радиолокационные, связные и навигационные поля, позволяющие выполнять полеты на уровнях требований ИКАО.
В филиале «МЦ АУВД» работает более 3400 человек, около 1500 из которых специалисты по управлению воздушным движением, порядка 900 специалисты инженерно-технического состава, а также работники вспомогательных служб и административно-управленческого аппарата.
История ГП «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением»
Подробнее об истории предприятия в авторском произведении О.А. Картышева,
«На управление принял!», см. здесь >
Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) комплекса «ТЕРКАС» был создан и построен в период 1975-81 гг. благодаря самоотверженной и кропотливой работе группы энтузиастов ведущих министерств и научных учреждений СССР в области радиоэлектронных средств УВД и связи, обосновавшим необходимость оснащения наиболее напряженных по интенсивности воздушного движения районов СССР лучшими техническими средствами автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД) отечественного и зарубежного производства.
Инициаторами, организаторами и идейными руководителями создания АС УВД были Анодина Т.Г. и Задорожный М.И. Активную поддержку на всех этапах создания автоматизированных систем УВД оказывал горячий сторонник принципиального повышения технического уровня отечественных радиоэлектронных систем и средств управления воздушным движением и связи начальник отдела Комиссии Президиума Правительства СССР Савин С.Н.
Началом создания АС УВД можно считать распоряжение Правительства СССР от 18.05.73 г., которым было одобрено предложение Министерства гражданской авиации и ряда промышленных министерств о закупке за рубежом АС УВД для оснащения ими Московского района и аэроузла с центром управления в аэропорту Внуково, Киевского аэроузла с центром управления в аэропорту Борисполь и аэропорта Минеральные Воды. Для координации работ по закупке АС УВД была образована межведомственная комиссия из руководящего состава ведущих министерств и ведомств СССР, которую возглавил первый заместитель министра гражданской авиации Катрич А.Н.
Группой специалистов отраслевых министерств, ведомств в период с ноября 1973 г. по декабрь 1974 г. были изучены предложения четырех американских («IDV», «ЮНИВАК», «РЕЙТЕОН» и «ЛОКХИД ЭЛЕКТРОНИК») и трех европейских («ТОМПСОН-ЦСФ», «СТАНСААБ» и «СЕЛЕНИЯ») фирм. Техническое задание на АС УВД «ТЕРКАС» и дальнейшее научное сопровождение всех работ по проекту осуществлялось специалистами научно-экспериментального центра АУВД и Государственного проектного института «АЭРОПРОЕКТ», возглавляемых Кузнецовым М.И. и Ивановым В.Н. На всех этапах разработки проекта и его реализации большую роль сыграли специалисты Московского транспортного управления гражданской авиации под руководством заместителя начальника Управления по Единой системе УВД Спарышкина В.И. и начальника отдела связи Трусова И.М.
Выбор был сделан в пользу шведской фирмы «СТАНСААБ» (впоследствии «ДАТАСААБ»), с которой 30 июня 1975 г. был заключен контракт о поставке в СССР автоматизированных систем управления воздушным движением для аэропорта Минеральные Воды, Киевского аэроузла, Московского района и аэроузла. Президентом фирмы «СТАНСААБ» на всем протяжении контракта был Гунар Ведель.
Текущее техническое руководство проектом от шведской стороны осуществлял Лэйф Мортенсон, а с советской стороны, — осуществляли В.И. Савицкий (в части трассового воздушного пространства) и О.А. Тюрин (в части внетрассового воздушного пространства). Адаптированный тактический облик системы к условиям ее функционирования, был сформирован руководителями соответствующих групп гражданских специалистов — А.Ф. Фетисовым и военных специалистов — В.Г. Калининым
Решением Совета Министров СССР в 1975 г. были определены задачи, сроки и основные министерства-исполнители по созданию советско-шведских АС УВД, а в июле 1976 г. был утвержден график работ по созданию, проведению испытаний и сдаче в эксплуатацию АС УВД «ТЕРКАС».
Технический проект, разработанный советско-шведской группой специалистов НЭЦ АУВД, ГПИ и НИИ «АЭРОПРОЕКТ» и фирмой «СТАНСААБ», был утвержден 1 апреля 1976 г. Специальную объединенную дирекцию по строительству АС УВД возглавил Казаринов А.В. Филиал московской дирекции возглавил Трусов И.М., Шевченко А.С., Руднев В.С. и Румянцев И.А. Интенсивно работал отдел капитального строительства под руководством Павлова Ю.А. Нормальные условия для проживания, работы, отдыха и проведения досуга иностранном специалистам обеспечивал Бойков В.П., возглавлявший протокольный отдел МЦ АУВД. Руководство оперативной группой по координации работ, выполняемых предприятиями и организациями российской промышленности, осуществлял Козбенко Д.Г.
Московский центр АУВД введен в эксплуатацию 15 апреля 1981 г. после завершения комплекса технических работ и государственных испытаний и предназначен для обслуживания в Московском районе и Московской воздушной зоне.
Программу испытаний и приемки систем АС УВД разработали специалисты научно-экспериментального центра (НЭЦ). В ее практическом осуществлении активное участие принимал состав МЦ АУВД, в том числе: служба радиоэлектронных средств аэроузлового и районного диспетчерских центров (РЭС АРДЦ) — начальник службы Хазов В.И., инженеры Усенко С.М., Баринов В.П., Тульский В.С., Осипов В.М., Полин В.И.; служба радиолокации и радионавигации (РиР) — начальник службы Сорокин П.А., инженеры Черкасов В.Ф., Герш М.С., Пивоваров В.А., Нейман П.С., Сиянко А.З., а также руководители — старшие инженеры радиолокационных позиций (РЛП) Медведев Н.А. (РЛП «Кромы»), Столяров А.С. (РЛП «Дзержинск»), Ефременков А.П. (РЛП «Сафоново»), Земляной В.И. (РЛП «Чулково»), Ильяшенко В.Е. (РЛП «Зименки»), Суханов Б.И. (РЛП «Шереметьево»); служба радиоэлектронных средств системы передачи данных (РЭС СПД) — начальник службы Иванов Г.И., инженеры Яковенко А.А., Штрах- ман Г.Э.
Московский район УВД, площадь которого составляет 720 тыс. м’, характеризуется сложной структурой воздушного пространства (ВП) и высокой интенсивностью его использования. Различные министерства, ведомства и организации используют воздушное пространство Московского района УВД при решении широкого круга задач, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, в целях обороны и безопасности, охраны интересов государства с применением разнообразных видов техники.
Ежегодно до 2003 года Московский центр АУВД обслуживал около 350 тыс. полетов воздушных судов различных министерств, ведомств, а также особо важные специальные рейсы. Практически все рейсы иностранных авиакомпаний, выполняющие полеты в Россию или транзит через ее территорию, попадают под контроль и управление Московского центра АУВД. В зоне ответственности МЦ АУВД расположено более 100 аэродромов различной принадлежности, в том числе 39 аэропортов гражданской авиации, 108 воздушных трасс, в том числе внутрироссийских — 43, международных — 30, маршрутов спрямления — 35, общая протяженность которых составляет около 18 тыс. км, в пределах высот 1500-12100 м. Непосредственное УВД осуществляется с 21 гражданского сектора и 3 военных секторов РДЦ, с 9 секторов подхода и 4 секторов круга АДЦ.
Московская АС УВД включает в себя: вычислительные комплексы; подсистему ввода/вывода данных с рабочих мест; подсистему средств авиационной электросвязи и передачи данных; комплекс радиолокационных и радионавигационных средств; подсистему электроснабжения и кондиционирования.
Использование 10 радиолокационных комплексов, состоящих из первичных и вторичных радиолокаторов, 125 связных радиостанций, 32 приводных радиостанций, около 250 каналов связи и передачи данных, 6 мощных вычислительных комплексов, обеспечивающих работу аэродромного и районного центров АУВД, позволяют создать сплошное радиолокационное, радионавигационное и связное поле, предоставить на рабочее место диспетчера всю необходимую информацию для безопасного УВД.
Радиотехнические средства и средства авиационной электросвязи для обслуживания воздушного движения, расположенные на 45 объектах, находятся на территории 11 областей: Московской, Вологодской, Горьковской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Воронежской, Брянской, Орловской, Смоленской и Тверской. Периферийные объекты МЦ АУВД удалены от Москвы на 450 км, что вносит значительные затруднения в обслуживание и управление объектами.
В МЦ АУВД работает высококвалифицированный диспетчерский персонал, способный обеспечить безопасность полетов на самом высоком уровне. Более 90 % специалистов службы УВД имеют 1-й и 2-й класс квалификации, практически весь диспетчерский состав допущен к управлению воздушным движением на английском языке.
Комплектованием кадров районного и аэроузлового центров МЦ АУВД, подготовкой специалистов к работе на автоматизированных средствах, а также разработкой и внедрением соответствующей технологической документации руководил Ф.Г. Иванов. Первыми были подготовлены в Швеции и Италии инженеры – испытатели по приемке оборудования АС УВД и РЛС. Затем началась подготовка специалистов по математическому и программному обеспечению, а также обучение диспетчерского персонала АС УВД.
В интересах обеспечения специфики полетов военной авиации и организации военного сектора МЦ АУВД большая работа была проведена представителями ВВС в лице специалистов 24 Управления (О.А. Тюрин, В.Ф. Корж, А.М. Барановский, В.Г. Калинин, В.И. Криппа и др.) и ВВС МВО, из которых, в первую очередь, следует отметить начальника «кадра» военного сектора Ю.А. Елисеева (впоследствии первого начальника военного сектора), его заместителя Е.М. Абрагина, начальника связи Н.В. Шевченко, а также М.П. Огурцова, В.Н. Карпунина, М.И. Сланко, Н.М. Никишина, П.И. Кравцова, Т.Ф. Чиндяева, Ю.В. Кунтина, В.А. Марченко, Л.И. Добрицкого, А.В. Зиборова, Г.А. Довганя, Д.В. Савицкого, В.А. Самакина, Д.Е. Козлова, И.О. Шюра и др.
За время строительства МЦ АУВД и освоения АС УВД все специалисты военного сектора методом ротации прошли обучение в УТО и на соответствующем тренажном оборудовании. К моменту ввода системы в эксплуатацию все они были полностью готовы к решению задач планирования ИВП и УВД.
Заметный вклад в дело создания МЦ АУВД (в том числе военного сектора), внесли начальники КП ВВС МВО И.П. Кравченко и Московского ЗЦ ЕС УВД И.В. Веселовский, а также начальник Войск Связи и РТО ВВС МВО Г.В. Ульянов.
На первом этапе возглавлял АДЦ Кречик Е.И., затем Шнейдер В.М., РДЦ — Кондратьев П.И.
При вводе в эксплуатацию АС УВД огромная психологическая и физическая нагрузка легла на руководителей полетов и диспетчерский состав смен. В этих условиях с самой лучшей стороны проявили себя руководители полетов Соколов Л.А., Серов Ю.С., Саталкин В.А., Несторов А.Б., Рожков С.А. и другие.
За время эксплуатации МЦ АУВД авиационных происшествий по вине личного состава не было. В большинстве случаев специалистами службы движения обеспечено грамотное и надежное УВД, оказана своевременная помощь экипажам, терпящим бедствие, и при возникновении особых случаев в полете. Система контроля за работой диспетчерского состава с использованием средств объективного контроля (СОК) позволяет иметь объективные данные о состоянии безопасности полетов при УВД, анализировать действия специалистов УВД при срабатывании системы предупреждения об опасном сближении (СПОС), расследовании инцидентов и нарушений правил использования воздушного пространства и управления воздушным движением (ИВП и УВД).
Управление воздушным движением требует опытных специалистов, высокая квалификация которых достигается и поддерживается непрерывным процессом обучения и тренировок. Для этих целей в Московском центре АУВД создан диспетчерский тренажер, предназначенный для начального и усовершенствованного обучения диспетчеров и ассистентов диспетчеров по управлению воздушным движением. Тренажер также используется для специального обучения профессиональных диспетчеров новым методом работы.
Тренажер был введен в эксплуатацию раньше автоматизированных систем УВД. Руководили его работой начальник тренажера Кравченко И.П. и его заместители Егоров В.В. и Сорокин Н.А. Одним из наиболее активных инженеров по обеспечению успешной работы тренажера был Печенежский В.К. В настоящее время функциональные возможности тренажера позволяют обеспечить имитацию аварийных ситуаций и увеличение нагрузки на диспетчера без угрозы безопасности реальному воздушному движению, что дает возможность готовить диспетчеров к быстрым и правильным решениям в сложных ситуациях при непосредственном УВД. Достаточно гибкая концепция тренажерного комплекса позволяет проводить оценку требований к будущим системам УВД, а также разрабатывать новые методы и процедуры УВД. Практически любая ситуация воздушного движения может быть создана и проиграна на диспетчерском тренажере Московского центра АУВД.
Московский центр АУВД первым из предприятий в Единой системе управления воздушным движением (ЕС УВД) осуществил переход на экономически самостоятельное хозяйствование. Приказом МГА от 30.11.88 г. № 183 Московский центр АУВД был выделен из состава тогда Внуковского производственного объединения гражданской авиации на правах государственного предприятия. 31 января 1998 г. министром гражданской авиации был утвержден Устав МЦ АУВД. Но хозяйственный механизм в ЕС УВД отсутствовал, опыт хозяйственно-финансовой деятельности перенимать было не у кого. Поэтому в течение 1989-90 гг. на базе МЦ АУВД проводится эксперимент по разработке хозяйственного механизма функционирования и развития системы УВД. Цель эксперимента — обеспечение возможности самостоятельного решения производственно-социальных программ центра при условии обеспечения безопасности воздушного движения.
Указание МГА от 10.12.88 г. № 755/у «О порядке планирования производственно-хозяйственной деятельности МЦ АУВД на 1989-90 гг. в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования». В процессе экономического эксперимента в МЦ АУВД был определен круг вопросов и типичных для других возможных предприятий ЕС УВД задач, решение которых имело перспективное значение для функционирования ЕС УВД. Так, в МЦ АУВД совместно с МГА были определены экономические показатели для предприятий ОВД, нормативы, лимиты, контрольные цифры. Разработаны типовые договоры с предприятиями различных ведомств на обеспечение УВД воздушных судов, получен первый опыт заключения локальных соглашений. Апробирована система сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов российских и иностранных пользователей воздушного пространства. Разработана система начисления доходов (взаиморасчетов) за обслуживание воздушных судов при УВД. Предложена форма статистической отчетности о выполнении производственно-финансовых центров УВД.
Успешное проведение эксперимента привело к тому, что, начиная с 1990 г., Московский центр АУВД функционировал уже как сформировавшееся экономически самостоятельное предприятие, работающее по принципам полного хозяйственного расчета. Более того, с 1992 г. уже можно говорить об экономических аспектах предприятий ЕС УВД. Для ускорения этого процесса Министерство гражданской авиации, Департамент воздушного транспорта, «Росаэронавигация» и Госкорпорация по ОВД в 1990- 94 гг. издали целый ряд документов, в том числе: Указание МГА от 29.04.90 г. № 203/у «О распределении доходов за аэронавигационное обслуживание иностранных воздушных судов», где начальнику МЦ АУВД, наряду с начальником Международного коммерческого управления гражданской авиации (МКУ ГА), предлагается обеспечить учет и распределение доходов по управлениям и производственным объединениям, согласно установленным аэронавигационным сборам, взимаемым с иностранных воздушных судов (пункт 3); Приказ МГА от 21.03.91 г. № 61 «О совершенствовании системы начисления доходов», куда включен специальный раздел 8 «Доходы Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД)»; Приказ ДВТ от 25.08.92 г. № 98 «О совершенствовании системы взаиморасчетов предприятий гражданской авиации за услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов»; Приказ ДВТ от 10.01.93 г. ДВ-1 «Об упорядочении платежей авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание и внесении изменений в приказ ДВТ от 25.08.92 г. № ДВ-98»; Приказ Министерства транспорта РФ от 26.05.94 г. № 34 «О совершенствовании функционирования и развития системы организации воздушного движения в РФ»; в 1994 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.94 г. № 424 и Соглашением между вновь созданной «Росаэронавигацией» и пользователями воздушного пространства Московскому центру АУВД делегируется право на ведение переговоров, выставление счетов и взимание платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, Приказ министра транспорта РФ от 26.05.95 г. № 48 «Об изменении размеров платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ» (пункт 3).
Работа по переводу МЦ АУВД на новые методы хозяйствования проводилась под руководством первого заместителя начальника центра Кустова В.И. Важную роль в решении этой задачи сыграл планово-экономический отдел, возглавляемый кандидатом экономических наук Степановой С.Г. Активное участие в осуществлении этого эксперимента приняли главный бухгалтер Рачкова В.Д., Борисов Я.И., Шнейдер В.М. и другие специалисты служб УВД.
Результаты проведения экономического эксперимента во многом послужили базой для разработки методики формирования доходов предприятий и объединений гражданской авиации по основной эксплуатационной деятельности на основе взаиморасчетов (приложение к приказу МГА от 21.03.91 г. № 61).
С 1994 г. документы, регламентирующие оплату за аэронавигационное обслуживание воздушных судов, совершенствование систем расчетов, экономическую деятельность предприятий по ОВД ЕС УВД, стали обычным и регулярным явлением, частью технологического процесса ЕС УВД. И сейчас трудно себе представить, что было время, когда структурные подразделения (службы движения) предприятий гражданской авиации считались только затратоемкими и не рассматривались как независимые структуры, способные экономически развиваться и выполнять возложенные функции.
Московский центр АУВД перевернул взгляд на предприятия ОВД, изменил психологию многих руководителей авиакомпаний, когда заявил, что аэронавигационное обслуживание (АНО) — это те же услуги, за которые надо платить. Платить, чтобы предприятия ЕС ОВД могли обеспечивать 100 %-ю безопасность полетов, для чего необходимо проводить реконструкционные работы, работы по внедрению новейшего радиолокационного, навигационного и связного оборудования, внедрению новых технологий, а также проводить социальную политику на предприятиях с учетом реалий нашего времени.
Назначенный 15-летний технический ресурс систем и оборудования Московского центра АУВД закончился 15 апреля 1996 г. и после этого неоднократного продлевался.
Постоянная эксплуатационная готовность московских систем «ТЕРКАС» на протяжении 20 лет эксплуатации обеспечивалась высокопрофессиональным коллективом инженеров, техников и диспетчеров Московского центра под руководством Шевченко А.С., Липаева Г.Я. и Егорова В.В. Надежная работа автоматизированных систем МЦ АУВД обеспечивается высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом. Грамотная организация эксплуатации сложных технических средств позволяет поддерживать тактико-технические характеристики АС УВД на заданном уровне при условии, что более 80 % средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи работает с продленным ресурсом.
В МЦ АУВД был выполнен большой комплекс работ по замене и ремонту технологического оборудования. Было заменено и установлено следующее оборудование: 37 комплектов радиостанций «Полет-2»; 5 комплектов радиоприемников «Полет»; 2 комплекта выносных приемных радиоцентров ВПРЦ-6; 5 комплектов приводных радиостанций ОСП-9У, 2 комплекта ОСП-7 и 4 комплекта ПАР-10; 6 комплектов дизель-электрических агрегатов; смонтирована вторая линия электроснабжения РЛП «Таловая» (ЛЭП-10 кВ); внедрена реверсная радиолокационная подсистема АДЦ; выполнен капитальный ремонт радиолокационного комплекса ТРЛК-10 на позиции «Дзержинск»; проведен ремонт технологического здания МЦ АУВД; для резервирования соединительных линий между радиолокационными позициями и узлами связи установлены радиорелейные станции типа «Малютка»; проведена замена оборудования системы кондиционирования технологического здания МЦ АУВД; произведена замена одного комплекса системы непрерывного электропитания.
В 1995 г. были проведены ремонтно-восстановительные работы на вычислительных комплексах АС УВД в условиях их реальной работы с соблюдением всех мер по безусловному обеспечению безопасного УВД. Реализация данных мероприятий способствовала улучшению технических возможностей и увеличила производительность вычислительных комплексов.
С 1998 г. ведутся работы по замене всего парка устаревших радиолокационных станций. Внедряемые моноимпульсные вторичные и твердотельные первичные радиолокаторы российского производства по своим характеристикам соответствуют лучшим мировым образцам.
По инициативе МЦ АУВД был разработан и внедрен в 2000 г. комплекс программно-технических средств объединения радиолокационной информации с мультирадарной обработкой и трансляции ее в АС УВД.
В середине 90-х гг. разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 20.04.95 г. № 368 Федеральная программа модернизации ЕС ОВД Российской Федерации до 2005 г. Она включена в перечень федеральных целевых программ. Последним документом в этой области является Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 144. В соответствии с ней устанавливаются приоритеты в финансировании проектов Федеральной программы модернизации и концентрации средств на наиболее важных направлениях развития.
До 2005 г. в МЦ АУВД планировалось завершить работы по оборудованию всех 10 РЛП новыми радиолокационными комплексами. Стояли задачи модернизации вычислительного комплекса, перехода на цифровой способ передачи информации с заменой существующих кабелей связи оптоволоконными. Однако, несмотря на обилие принятых решений, темпы модернизации не всегда удается поддерживать так, как хотелось бы. Основной причиной низких темпов является отсутствие бюджетного финансирования Федеральной программы модернизации, что не позволяет выполнять в полном объеме и программу модернизации Московского центра АУВД.
Ветераны ГП «МЦ АУВД»:
Егоров Владимир Васильевич — начальник Московского центра АУВД с 1988 г. Окончил Академию гражданской авиации в 1987 г. В 1970-77 гг. — диспетчер, старший диспетчер, заместитель начальника МРЦ УВД Внуковского ОАО гражданской авиации. В 1977-80 гг. — заместитель начальника системного диспетчерского тренажера, старший диспетчер АДЦ Московского центра АУВД. В 1980-86 гг. работал ведущим инженером УДС МГА, начальником отдела ЦУВД Министерства гражданской авиации. В 1986-1987 гг. — первый заместитель начальника МЦ АУВД. Награжден орденом Почета.
Нестеров А.Б. — первый заместитель начальника ГП «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» (1984 — 1987).
Румянцев И.А. — главный инженер Московского центра АУВД с 1993 г. Почетный работник транспорта России. Окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации в 1969 г. В 1969-76 гг. — инженер, старший инженер, начальник узла службы радиолокации и связи Внуковского объединенного авиаотряда Московского транспортного управления гражданской авиации. В 1976-86 гг. — главный инженер, заместитель начальника центра по эксплуатации радиоэлектронных средств МЦ АУВД. В 1986-88гг. — слушатель факультета высших командных кадров Академии гражданской авиации. В 1989-93 гг. — заместитель начальника центра по эксплуатации радиоэлектронных средств, заместитель главного инженера Московского центра АУВД. Награжден орденом Дружбы народов.
Кирьянов А.И. — диспетчер районного диспетчерского центра Московского центра АУВД с 1981 г. Окончил в 1978 г. Кировоградское летно-штурманское училище гражданской авиации. В 1979-81 гг. — диспетчер службы движения Внуковского объединенного авиаотряда гражданской авиации.
Полин В.И. — старший инженер службы радиоэлектронных средств аэроузлового и диспетчерского центров Московского центра АУВД с 1981 г. Окончил в 1975 г. Киевский институт инженеров гражданской авиации. В 1975-76 гг. — инженер научно- экспериментального центра автоматизации УВД Министерства гражданской авиации. В 1976-81 гг. — инженер службы радиолокационных и электронных средств районного центра Московского центра АУВД.
Шевченко А.С. — ведущий инженер службы радиоэлектронных средств системы передачи данных Московского центра АУВД с 1999 г. Окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации в 1960 г. В 1960-76 гг. — инженер, заместитель начальника службы радиолокации и радионавигации, начальник службы связи Внуковского ОАО гражданской авиации Московского транспортного управления гражданской авиации. В 1976- 81 гг. — начальник Московского центра АУВД. В 1981-89 гг. — начальник узла связи, заместитель начальника МЦ АУВД по эксплуатации радиоэлектронных средств, ведущий инженер МЦ АУВД. В 1989-99 гг. — заместитель начальника МЦ АУВД по эксплуатации радиоэлектронных средств. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Присвоено звание «Заслуженный связист РСФСР».
Дунаев Г.Н. — диспетчер аэроузлового диспетчерского центра Московского центра АУВД с 1998 г. Окончил в 1993 г. Академию гражданской авиации. В 1972-81 гг. — диспетчер, старший диспетчер службы движения Внуковского объединенного авиаотряда гражданской авиации. В 1981-98 гг. — старший диспетчер аэроузлового диспетчерского центра МЦ АУВД.
Земляной В.И. — старший инженер радиолокационной позиции «Чулково» службы радиолокации и радионавигации Московского центра АУВД с 1977 г. Почетный работник транспорта России. Окончил в 1970 г. Рижский институт гражданской авиации. В 1970-77 гг. — инженер, старший инженер службы радиолокации, радионавигации и связи Внуковского объединенного авиаотряда гражданской авиации. Награжден медалями «За трудовую доблесть».
Олейник К.В. — руководитель полетов районного диспетчерского центра Московского центра АУВД с 1993 г. Окончил в 1980 г. Академию гражданской авиации. В 1980-93 гг. — диспетчер, диспетчер-инструктор, старший диспетчер районного диспетчерского центра МЦ АУВД.
Базылев Н.А. — руководитель полетов аэроузлового диспетчерского центра Московского центра АУВД с 1990 г. Окончил в 1976 г. Кировоградское летно-штурманское училище гражданской авиации. В 1976-81 гг. — диспетчер Московского районного центра ЕС УВД Внуковского объединенного авиаотряда Московского транспортного управления гражданской авиации. В 1981 -89 гг. — диспетчер, старший диспетчер аэроузлового диспетчерского центра МЦ АУВД.
Кулаков Ю.И. — диспетчер-инструктор учебно-тренировочного центра Московского центра АУВД с 1999 г. Заслуженный работник транспорта РСФСР. Окончил в 1960 г. Сасовское летное училище ГВФ. В 1960-65 гг. — пилот Смоленской отдельной авиаэскадрильи Московского территориального управления авиации специального применения и местных воздушных линий ГВФ. В 1965-81 гг. — диспетчер, старший диспетчер, руководитель полетов районного диспетчерского пункта службы движения Внуковского ОАО Московского транспортного управления гражданской авиации. В 1981-99гг. — руководитель полетов, старший диспетчер районного диспетчерского центра МЦ АУВД.
Пчелкин С.Е. — ведущий инженер службы главного энергетика Московского центра АУВД с 1988 г. Окончил Московский технологический институт пищевой промышленности в 1972 г. В 1977-88 гг. — инженер, старший инженер электрослужбы Московского центра. Награжден медалью за «Трудовую доблесть».
Внимание — история, редакция текста по состоянию на 2003 год.