Хронология> Руководство> О филиале> Фотогалерея>
ИСТОРИЯ ФИЛИАЛА
О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >
Хронология значимых событий
Дата | Описание события |
1929 | 27 марта 1929 года принято считать днём создания службы ЭРТОС, тогда начались ночные полёты на пассажирских авиалиниях. В Казанском аэропорту были установлены радиостанция с антенной высотой в 20 метров и 3-х ламповый приёмник для односторонней связи «самолёт земля». |
50-е годы | В Казанском аэропорту создается служба движения. |
1995 | 1 июня 1995 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1993 года № 403 на базе служб управления воздушным движением и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи аэропортов Казань, Бегишево и Бугульма было создано Региональное государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению полетов и связи «Татаэронавигация». |
2007 | С 26 октября 2007 года Татаэронавигация входит в состав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в качестве филиала. |
Уважаемые коллеги! Если у Вас имеется какой-либо материал, касающийся истории данного структурного подразделения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (информация, фото и т.п.), который Вы считаете необходимым здесь разместить, мы будем весьма признательны и благодарны Вам за оказанное содействие в наполнении этой страницы. Имеющийся у Вас материал можно направить на Портал по электронной почте ecovd@mail.ru |
Руководство
Период (годы) | Ф.И.О. | Должность | Примечания |
c 1951 | Кощеев Василий Никифорович |
Начальник узла связи | Подробнее > |
1992 — 1995 | Мошкин Николай Александрович |
Начальник службы движения | Работа по выделению двух служб из состава аэропорта. Эта работа завершилась 1 июня 1995 г. образованием Регионального государственного предприятия «Татаэронавигация», которое возглавил Кузьмин Ю.В. |
Кузьмин Юрий Валентинович |
Начальник базы ЭРТОС |
||
с 1995 | Кузьмин Юрий Валентинович |
Генеральный директор РГП, ФГУП, ГУДП «Татаэронавигация» | Подробнее > |
Бондарев В.И. | Директор филиала | Окончил Рижское летно-техническое училище. Работал авиадиспетчером РДЦ в Куйбышевском объединенном авиаотряде. В 1978 году перевелся в Казань, прошел путь от авиадиспетчера до директора филиала. | |
до 2020 | Мошкин Николай Александрович |
Директор филиала | Подробнее > |
с 2020 | Михайлов Лев Александрович | Врио директора филиала | Подробнее > |
О филиале
КОНТАКТЫ
Общий отдел:
Телефон: +7 (843) 221-15-03,
Факс: +7 (843) 221-15-00
E-mail: office@tatnav.ru
О структурных подразделениях Предприятия (филиалах и центрах ОВД), см. здесь >
В состав филиала входят: Казанский центр ОВД, Набережно-Челнинский центр ОВД и Бугульминский центр ОВД.
Обслуживаемая площадь, в воздушном пространстве которой решаются задачи ИВП и УВД, составляет около 96 000 кв. км. В воздушном пространстве филиала находится 19 участков международных воздушных трасс протяженностью 3446 км, 10 участков внутренних воздушных трасс протяженностью 1539 км. Обслуживание воздушного движения на воздушных трассах Российской Федерации, в том числе международных, осуществляет персонал ОВД Казанского РЦ ОрВД в круглосуточном режиме. На территории филиала расположено 11 аэродромов различных ведомств, из них 3 международных: Казань (аэропорт федерального значения), Бегишево, Чебоксары. Планирование ИВП и УВД осуществляется из Казанского Центра ОрВД и 3 МДП. В воздушном пространстве филиала «Татаэронавигация» выполняют полёты более 50 авиакомпаний России и 20 зарубежных авиакомпаний, а также воздушные суда государственной и экспериментальной авиации.
Основные самолётопотоки распределены по направлению «Запад-Восток» и обратно. Ежедневно специалисты филиала обслуживают около 550 воздушных судов и используют для этого 38 объектов радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи.
История развития аэропорта
Обслуживание воздушного движения (ОВД) тесно связано с аэропортом, с его развитием, функционированием, поэтому историю развития ОрВД необходимо рассматривать с учетом изменений, касающихся аэропорта, какие события предшествовали становлению современного образа воздушных ворот Татарстана.
Итак, в 1922 г. на юго-западной окраине города Казани была организована взлетно-посадочная площадка: деревянный домик с конусом на крыше, сарай, несколько бочек ГСМ, лошадь. Тогда же выстроен большой деревянный ангар.
В 1923 г. началась постройка станции воздушных сообщений, аэронавигационной станции и ремонтных мастерских.
20 мая 1924 г. аэростанция «Казань принимает три первых пассажирских самолета с артистами Московского художественного театра».
26 июня 1924 г. произошло торжественное открытие Казанского аэропорта. Полеты по воздушной линии Москва — Казань через Нижний Новгород и обратно стали регулярными.
Летом 1925 г. через Казанский аэропорт пролегла трасса грандиозного перелета Москва — Улан-Батор — Пекин, положившего начало воздушной связи с Сибирью и Дальним Востоком.
В 1929 г. начались ночные полеты на пассажирских авиалиниях. В Казанском аэропорту были установлены радиостанции с антенной высотой 20м и 3-х ламповый приемник с односторонней связью «самолет-земля».
В марте 1930 г. аэростанция «Казань» вошла в Московское управление воздушных линий, и Казань стала важным опорным пунктом на воздушном пути Москва-Сибирь.
С 1931 г. начаты изыскательские работы и организована новая аэростанция на Арском поле в 8 км от города. По плану строительство должно было завершиться в 1932 г., но полеты, начавшись летом 1931 г., уже не прекращались. Аэродром был небольшого размера. Вокруг — кустарник и овраги. В длинном бараке — насыпушке размещалась контора аэропорта, на другом конце — столовая, а посередине — станция, узел связи, первым руководителем которого стал Лобашов И.В. Узел связи включал в себя метеостанцию, радиобюро, диспетчерскую. На завершение строительства Казанского аэродрома ГУ ГВФ в 1933 г. ассигнует 352 тыс. руб.
4 мая 1933 г. для улучшения почтовой связи с районными центрами Совет народных комиссаров Татарии постановляет: «1. Установить регулярную связь с райцентрами посредством 3-х самолетов У-2 Московского управления воздушных линий. 2. Определить следующие маршруты: Казань — Чистополь — Аксубаево — Черемшан — Шугурово — Бугульма и Казань — Чистополь — Москва — Елабуга — Мензелинск — Муслюмово — Азнакаево — Бугульма. Всего 713 км».
В День Воздушного флота СССР — 18 августа 1933 года, на аэростанцию «Казань» прилетели три самолета У-2 на постоянное место базирования, положив начало созданию первого летного подразделения. Были открыты полеты по местным воздушным линиям Татарии. С середины 30-х гг. наладилось регулярное метеообслуживание. Пилоты получали не только метеосводки, но и информацию о погоде на всей трассе по синоптической карте. Постепенно условия полетов улучшались. Казанский аэропорт получает длинноволновый радиомаяк для вывода самолетов на аэродром и передвижную посадочную радиостанцию ПС-2 для посадки воздушных судов. Вскоре были построены типовое здание аэропорта и телефонная станция на 100 номеров.
С середины 30-х гг. наладилось регулярное метеообслуживание. Пилоты получали не только метеосводки, но и информацию о погоде на всей трассе по синоптической карте. Постепенно условия полетов улучшались. Казанский аэропорт получает длинноволновый радиомаяк для вывода самолетов на аэродром и передвижную посадочную радиостанцию ПС-2 для посадки воздушных судов.
Весной 1935 г. начались тренировки пилотов авиации спец. применения, а летом берега озера Кабан, заболоченные берега Волги, устье Камы и Казанки были опылены с воздуха на бреющем полете в целях ликвидации очагов малярии. Затем последовали авиахимработы против гнуса и саранчи по всему Поволжью, вплоть до Астраханской области.
В 1936 г. самолетный парк отряда пополнился самолетами С-1, С-2, СП, АП, Т-139, АИР-6, Я-6.
С 1937 по 1938 гг. Казанский аэропорт принимал самолет ПС-35, самолеты ПС- 40, ПС-41, ПС-84 (Ли-2), следующие транзитом на Урал и в Сибирь.
1940 год. Накануне Великой Отечественной войны Казанский аэропорт, оснащенный радионавигационными установками и устройствами, мог принимать регулярные пассажирские самолеты в любое время суток. Была введена в эксплуатацию новая бетонная взлетно-посадочная полоса.
1 мая 1943 г. с Казанского аэродрома в район Воронежского фронта вылетело 102 бомбардировщика Пе-2, построенных в Татарии на средства трудящихся.
В начале 1945 г., на подведении итогов работы аэропорта во время войны, были отмечены все службы Казанского аэропорта, в том числе служба связи. Ею было отработано 7 700 радиограмм, обслужено устойчивой радиосвязью 2 560 самолетов.
23 июня 1941 г. ГВФ полностью перешел в оперативное подчинение наркому обороны. Казанский аэропорт работал для фронта, обеспечивая круглосуточные полеты для перевозки военных грузов и военнослужащих. Для перегонки нашими летчиками самолетов «Боинг» и «Бостон» на фронт была проложена трасса Фербенкс (США) — Красноярск — Казань — Западный фронт.
В 1943 г. в узле связи аэропорта работали около 40 человек. В числе первых работников службы Кощеев В.Н. (в гражданской авиации с 1931 г.), радиооператор Фисейская Е.Г. (в гражданской авиации с 1937 г.), старший радиотехник системы посадки Вшивцева А.П. (в гражданской авиации с 1938 г.), старший радиотехник РЭМ Сеченков А.С. (в гражданской авиации с 1940 г.). Они обеспечивали связь с самолетами и аэропортами, обслуживали боевые самолеты дальней авиации, все награждены медалями «За доблестный труд», «За победу над Германий в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаками «Отличник Аэрофлота».
В 50-х гг. Казанский аэропорт по аэронавигационным параметрам был готов к приему регулярных рейсов в сложных метеорологических условиях в любое время суток.
В 1950 г. через Казань проходило уже более 40 рейсов в сутки. С появлением самолетов Ли-2, Ил-12, Ил-14 в аэропорту начато капитальное строительство.
16 февраля 1951 г. появился самолет Ан-2.
30 марта 1954 г. введены в эксплуатацию большой типовой аэровокзал с пропускной способностью 200 человек в час, гостиница на 100 мест, резервная электростанция, система посадки ОСП-Н в составе ближних и дальних приводных радиостанций. Началась реконструкция взлетно-посадочной полосы.
В 1972 г. принято решение о необходимости строительства нового аэропорта в связи с ростом объемов авиаперевозок.
С сентября 1979 г. начата эксплуатация нового аэропорта, что явилось новой отправной точкой в истории развития авиационной отрасли Татарстана.
Аэропорт Казань (тат. Казан аэропорты, Kazan aeroportı; IATA: KZN, ICAO: UWKD) — аэропорт города Казань, столицы Республики Татарстан, расположен в 26 километрах юго-восточнее города около села Столбищи на территории Лаишевского района Татарстана.
В 1986 году аэропорт «Казань» получил статус «Международный аэропорт 1-го класса».
В 1987 году был совершен первый международный рейс в Берлин самолетом Ту-154. С этого момента началось регулярное обслуживание рейсов в Польшу, Албанию, Германию, Болгарию, Монголию, Китай и другие страны.
В 1992 году были открыты полеты из Казани в Стамбул, а в марте 1997 года авиакомпания Lufthansa открывает регулярные рейсы по маршруту Франкфурт-Казань-Франкфурт на самолетах А-319.
Современный быстрый темп развития городов стал выдвигать и новые требования для аэропорта по его оснащению и высокому уровню обслуживания пассажиров и транспортных средств. Началось усовершенствование структуры управления авиацией республики.
С июня 1992 года международный аэропорт «Казань» отделился от авиакомпании «Авиалинии Татарстана» и стал самостоятельным предприятием. Спустя некоторое время Кабинетом министров было принято решение о реконструкции аэропорта.
К Тысячелетию города, в 2005 году аэропорт был реконструирован. Со времени визитов в Татарстан в конце 2000-х годов глав иностранных государств, Международный аэропорт Казань подтвердил на практике способность принимать крупные воздушные суда Боинг 747 и транспортные тяжёлые воздушные суда Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан».
15 декабря 2012 года был открыт новый терминал 1А. Тем временем старый терминал 1 был закрыт на капитальную реконструкцию и открыт в обновленном фасаде 22 июня 2013 года.
Во всех терминалах табло и указатели выполнены на трёх языках — русском, татарском и английском.
Терминал 2 является отдельным зданием, обслуживающим пассажиров VIP категорий и пассажиров бизнес — авиации. Был построен в 2005 году к 1000-летию Казани.
История создания филиала «Татаэронавигация»
Теперь расскажем о филиале, его развитии, различных преобразованиях, через которые пришлось пройти предприятию, знаменательных событиях, важных датах, не забывая, конечно же, отметить его персонал, людей, без которых не было бы этого филиала, которые являются его сердцем и душой.
В 1951 г. был создан обновленный узел связи, который возглавил Кощеев В.Н., старшим радиооператором был Музафаров Р.М.
В 1952 г. на ул. Космонавтов смонтирован передающий центр: начальник — Муравник О.С., радиотехник — Смирнова Л.А., радиооператор — Дубровская Н.К.
С 1954 г., в возрасте 17 лет, начала работу на метеостанции одна из первых женщин — Ватрушкина А.М. В 1964 г. она стала диспетчером информбюро, затем — работник телеграфа. Окончила курсы диспетчеров в Учебно-тренировочном отряде в п. Смышляевка Самарской области. С 1972 г. Ватрушкина А.М. работает диспетчером в службе управления воздушным движением.
30 марта 1954 г. введены в эксплуатацию большой типовой аэровокзал с пропускной способностью 200 человек в час, гостиница на 100 мест, резервная электростанция, система посадки ОСП-Н в составе ближних и дальних приводных радиостанций. Началась реконструкция взлетно-посадочной полосы. Силами работников связи для облегчения заходов самолетов на посадку на основной ВПП были установлены дополнительные огни подхода. Установлен обзорный трассовый радиолокатор «Ромашка». Один из его первых радиотехников, затем инженер Горбунов Ю.С. до выхода на пенсию, проработал на всех трассовых обзорных радиолокаторах, которые были установлены за это время на аэродромах Казань и Казань-2. Постоянный электромеханик объекта — Каинов Г.Г., инженер — Власычев Ю.С.
1956 г. проводятся строительно-монтажные работы по разворачиванию радиотехнической системы посадки РСП-4, состоящей из диспетчерского и посадочного радиолокаторов ДРЛ-4 и ПРЛ-4; установлены УКВ-радиопеленгатор АРП-6 и УКВ- радиостанции РСИУ-3. Введен в эксплуатацию контрольнодиспетчерский пункт (КДП), в который вошли: ретранслятор дальномера, посадочный радиолокатор, УКВ-пеленгатор, диспетчерский радиолокатор. Задействована курсоглиссадная система СП-50. Руководителем объектов системы посадки стал Воробьев А.Я. Первым начальником РСП в это время был Воронин И.М. — участник Великой Отечественной войны, после него — Муравник О.С. В этом году в службе связи Казанского аэропорта начал свою деятельность Семенов В.Д., с 1958 г. он возглавил объект РСП и с 1972 г. он — главный инженер базы ЭРТОС.
В 1957 г. после окончания Рижского авиационного училища связи начинает свою деятельность Ватрушкин А.М. — сначала техник на обзорном радиолокаторе, после окончания КАИ — старший инженер ОРЛ, затем — начальник узла радиолокации и радионавигации и с 1983 г. -начальник базы ЭРТОС.
1960 год. Служба связи переименована в службу радиолокации, навигации и связи — РЛН и С.
1962 год. Разворачивается радиолокационная система посадки РСП-6: диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7 и посадочный радиолокатор ПРЛ-7. Около объекта БПРМ-300 в кузовном мобильном варианте устанавливается радиосистема ближней навигации «Свод». Старшим инженером объекта работал Каинов В.Г., его помощником — инженер Дмитриев И.С. Оба — участники Великой Отечественной войны. Дмитриев И.С. — еще и Финской кампании. Оба награждены орденами и медалями. Электромеханик объекта — Бешенов Г.
В 1963 г. начальником смены радиобюро работает Музафаров Р.М., который в 1970 г. возглавил узел связи, а в 1972 г. — базу ЭРТОС. Под его руководством была проведена большая работа по автоматизации телеграфа. Чернов Г., Афлятунов Г.В., Николаев Б.П., Осипов Б., Добрынин Н.В., Баранов Н. — основная рабочая сила, чьими руками проводились все монтажные и ремонтные работы в узле связи начала шестидесятых. С 1956 г. длительное время в узле связи начальником радиобюро, а затем начальником ЦКС и радиобюро, вплоть до ухода на пенсию в 1997 г., работал Филимонов В.И., начальником смены — Кропотов В. С 1965 г. инженером приемного центра работает Ксенофонтов П.И. Он принимал участие в вводе радиосредств и оснащении средствами связи аэропортов МВ Л в Республике.
В 1967 г. начал работать техником связи на передающем центре Закиров Р.А., затем он работал в должности инженера МВЛ, с 1999 г. он — радиотехник объекта «Передающий радио- центр».
В 1970 г. начато строительство двухэтажного здания ДПСП, установлен посадочный радиолокатор РП-2Г чехословацкого производства. К концу 1970 г. в Казанском аэропорту начала действовать система слепой посадки СП-50М, внедрена автоматизация и дистанционное управление радионавигационными объектами. Для отображения информации с обзорного радиолокатора взамен устаревших ИКО-В1 на ДПСП установлены индикаторы «Стрела» с большими экранами, установлены индикаторы «Импульс» для отображения информации РСБН.
Все это облегчило труд диспетчера и дало возможность улучшить регулярность полетов в сложных метеорологических условиях. Инженерный состав — Миронов В.А., Семушин В.В., Кириллов В.А., Серафимович В.Г., Сафин Р.Ф., Москвин В.И., Ибрагимов Р.А., Музафаров А.Х., Каюмов Г., Лутошкин Б. и другие принимали активнейшее участие в монтаже и становлении этого объекта.
В это время база ЭРТОС состояла из двух узлов: узел связи и узел радионавигации и радиолокации. Начальником узла связи был Рогозин В.Н., начальником узла радионавигации и радиолокации — Бакланов И.А.
В 1972 г. принято решение о необходимости строительства нового аэропорта в связи с ростом объемов авиаперевозок. За 1972 г. было перевезено 1 млн. 654 тыс. 340 человек, необходима была новая ВПП для приема самолетов Ту-134. Куратором строительства аэропорта от базы ЭРТОС был Семенов В.Д. — главный инженер базы ЭРТОС. Начались разбивка полосы и строительство объектов базы ЭРТОС: первый объект — радиостанция Р-404, установленная на КДП для связи стройки с городом; там настилаются полы и идет монтаж первых пультов УВД. Одновременно строятся передающий центр с дальним приводом, ведутся строительные работы для установки ОРЛ-Т, устанавливается аэродромный радиолокатор ДРЛ-7СМ и посадочный РП-ЗГ.
1979 год. В монтаже оборудования нового аэропорта принимают активное участие лучшие специалисты базы ЭРТОС Пахомов В.В., Мазанов В.И., Воробьев А.Я., Москвин В.И., Килигин Е.М., Лабунский А.Б., Семушин В.В., Кузьмин Ю.В., Сафин Р.Ф., Кириллов В.А., Воронин И.М., Ксенофонтов П.И., Каинов В.Г., Музафаров Р.А. и другие. С сентября 1979 г. начата эксплуатация нового аэропорта. Работает только аэродромная зона. Введен в эксплуатацию ОРЛ-А ДРЛ-7СМ, в котором появился активный канал — на больших индикаторах ЗНАК-И к метке самолета привязан формуляр с номером борта и высотой полета. Установлены автоматические радиопеленгаторы АРП-75, посадочный радиолокатор РП-ЗГ, приводные радиостанции и система посадки СП-68, а затем СП-75, передающий радиоцентр, КДП.
1981 год. Принят в эксплуатацию приемный радиоцентр, руководителем которого становится Ксенофонтов П.И., затем Бугульминский В.Н.
В 1983 г. базу ЭРТОС возглавил Ватрушкин А.М., узел локации и навигации Кузьмин Ю.В. В новом аэропорту введен в эксплуатацию объект. ОРЛ-Т с радиолокаторами 1РЛ-139 и объект РСБН. РЦ ЕС УВД начинает работать в новом аэропорту.
1984 год. Главным инженером базы ЭРТОС становится Кузьмин Ю.В., начальником узла РЛиРН базы ЭРТОС — Москвин В.И. Продолжает работу старый аэропорт. Теперь уже он — Казань-2. Здесь осталась только аэродромная зона. Установлен диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7СК с выносными индикаторами типа «Комета-МД» взамен отработавшего ресурс ДЛР-7С и в 1985г. радиолокатор РП-4Г взамен отработавшего ресурс РП-3Г.
В новом аэропорту в 1984 г. на передающем радиоцентре производится оснащение KB-сетей однополосной передающей аппаратурой типа «Р-140», «Береза» и приемников «Р-155» — на приемном радиоцентре,
В 1988 г. введен в эксплуатацию вторичный радиолокатор «Корень-АС», на КДП установлена аппаратура отображения радиолокационной буквенно-цифровой информации «Страница». Взамен РП-ЗГ в 1991 г. введен в эксплуатацию посадочный радиолокатор нового поколения — РП-5Г.
В начале 90-х гг. служба движения работает в новых условиях. Это наметившийся спад воздушного движения, старение радиотехнического оборудования, выделение различных служб из Казанского объединенного авиаотряда. В это непростое время с 1992 по 1995 гг. службу движения возглавляет Мошкин Н.А., который вместе с начальником базы ЭРТОС Кузьминым Ю.В. проделывают работу по выделению двух служб из состава аэропорта.
1 мая 1995 г. путем выделения службы движения и службы связи из состава аэропорта создан Набережно-Челнинский филиал РГП «Татаэронавигация» с численностью 100 человек. Филиал создан на месяц раньше, чем головное предприятие.
В 1999 г. служба движения и служба ЭРТОС Набережно-Челнинского филиала РГП «Татаэронавигация» впервые получили сертификаты соответствия, а в конце 2000г. филиал получил первую лицензию, дающую право заниматься обслуживанием воздушного движения.
1 июня 1995 г. образовано Региональное государственное предприятие «Татаэронавигация», которое возглавил Кузьмин Ю.В.
В состав РГП «Татаэронавигация» вошли филиалы Набережно-Челнинский и Бугульминский.
1996 г. На объекте РСП взамен отработавшего срок службы ДРЛ-7СМ введен аэродромный радиолокационный комплекс «Иртыш-СК». С фирмой «Томсон — ЦСФ Эйрсис» заключен контракт на установку французского оборудования для управления воздушным движением. Установка импортного оборудования в РГП «Татаэронавигация» совпала с началом модернизации аэродрома Казань. Начинается строительство новой ВПП общей длиной 3 500 м.
В 1997 г. введен ВОР/ДМЕ, в 1998 г. — два комплекта ИЛС, в 1999 г. — трассовый радиолокатор «ТРАК 2300», в 2000 г. — автоматизированная система управления воздушным движением в составе аппаратуры «Еврокат 2000» и ТХМ4400. Установленная аэродромно-районная автоматизированная система управления воздушным движением значительно увеличила пропускную способность зоны Казанского районного центра Единой системы управления воздушным движением, обеспечивает безопасность полетов воздушных судов в соответствии с международными стандартами ИКАО. Ввод в строй этого комплекса осуществлен французскими специалистами при непосредственном участии инженеров ЭРТОС. Воронин В.И., Гринченко А.А., Нуруллин Р.З., Бредкин В.Г., Кириллов В.А., Сафин А.Р., Чернявский Д.В, Голомазов А.В. — эти специалисты внесли свой вклад в пуск этой системы.
С октября 2001 г. начата эксплуатация новой ВПП. Работает система ОСП с одним направлением. Подготовлены площадки для монтажа курсоглиссадной системы, планируется монтаж ОСП и ИЛС со вторым направлением.
С 1995 г. по настоящий день службой ЭРТОС руководит Москвин Владимир Иванович, работающий в гражданской авиации с 1969 г.
Главный инженер службы — Сафин Р.Ф., в гражданской авиации с 1968 г. В службе работают отличные специалисты, большинство из которых отдали гражданской авиации не один десяток лет: Кириллов В.А. (с 1969 г. после окончания Рыльского авиационного училища) — ведущий инженер РСП; Ксенофонтов П.И. (с 1963 г. после окончания Казанского электротехникума связи) — руководитель передающего центра; Воронин В.И. (с 1989г., окончил Казанский авиационный институт) — ведущий инженер объектов радионавигации; Нуруллин Р.З. (с 1995 г., начальник Центра радиотехнического обеспечения АС УВД.
Ветераны предприятия и отличники воздушного транспорта, окончившие в свое время учебные заведения гражданской авиации: Дубровская Н.К. (с 1952 г.), Семушин В.В. (с 1958 г.), Медведев Р.Н. (с 1960 г.), Новиков В.И. (с 1966 г.), Серафимович В.Г. (с 1966 г.), Закиров Р.А. (с 1967 г.), Ибрагимов Р.А. (с 1968 г.), Килигина В.Е. (с 1968 г.), Коваленко Е.М. (с 1968 г.), Бесчастнова Г.М. (с 1971 г.), Антонов П.П. (с 1971 г.), Шагалиев Ф.Т. (с 1973 г.), Филлипов Е.Н. (с 1974 г.), Шукалов Б.Б. (с 1974 г.) и другие специалисты, и работники службы ЭРТОС, внесшие большой вклад в развитие средств радиотехнического обеспечения полетов и обеспечение безопасности воздушного движения.
В рамках выполнения работ по федеральной целевой программе «Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ (2009-2015 гг.) в филиале «Татаэронавигация» проведена «Реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи» в Казанском, Набережно-Челнинском, Бугульминском центрах ОВД.
К основным задачам филиала «Татаэронавигация» относится обеспечение надежного аэронавигационного обслуживания над территорией трех субъектов Российской Федерации: Татарстана, Чувашии и Марий Эл площадью около 96 000 кв. м. Через зону ответственности «Татаэронавигация» проходят 29 маршрутов ОВД, общей протяженностью 5 389 км, 19 из них являются международными и 10 — внутренними. На территории филиала расположено 11 аэродромов различных ведомств, из них 3 международных: Казань (аэропорт федерального значения), Бегишево, Чебоксары. Обеспечение ИВП и УВД осуществляется из Казанского Центра ОрВД и 3 МДП. В воздушном пространстве филиала «Татаэронавигация» выполняют полёты зарубежные и Российские авиакомпании, а также воздушные суда государственной и экспериментальной авиации.
Ежедневно специалисты филиала обслуживают около 500 воздушных судов и используют для этого 38 объектов радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи.
Как уже было отмечено не стоит забывать о заслугах персонала и дирекции филиала, которые являются важной частью авиапредприятия. На смену Кузьмину Ю.В., пришел Бондарев В.И., окончивший Рижское летно-техническое училище. Работал авиадиспетчером РДЦ в Куйбышевском объединенном авиаотряде. В 1978г. перевелся в Казань, прошел путь от авиадиспетчера до директора филиала. Период его дирекции совпал со знаменательными событиями, связанными с жизнью города: проведением празднования тысячелетия Казани в 2005 г., 2009 г. – город был выбран местом старта международного авторалли «Шелковый путь», 2013 г.- подготовка и проведение Летней универсиады. Все эти события повлекли за собой череду преобразований, которые коснулись непосредственно работы службы движения филиала. Так начало 2013 г. было ознаменовано переездом в новое здание, в котором располагаются все службы филиала, куда интегрирована 42 — метровая вышка КДП и установлена КСА УВД «Галактика». Благодаря грамотно спланированной организации деятельности руководящим составом, переезд произошел безболезненно и переход на новую систему УВД был проведен в срок — 25 марта.
Большой утратой для всей авиаотрасли Татарстана стал неожиданный уход из жизни Бондарева В.И. Директором филиала стал Мошкин Николай Александрович, занимавший должность зам. директора по ОрВД. После выхода на пенсию Мошкина Н.А. в 2020 году должностные обязанности директора филиала временно исполняет Михайлов Лев Александрович, прошедший путь от авиадиспетчера до заместителя директора по ОрВД.
Необходимо отметить, что даже самое современное оборудование не может заменить собой человека. И для филиала «Татаэронавигация» самой большой ценностью являются люди. Трудовой коллектив — это коллектив единомышленников, объединенный общей целью, с богатой историей и традициями.
Одной из традиций коллектива является преемственность поколений, богатый опыт передается молодым. Отдел тренажерной подготовки является ярчайшим примером этому. Инструкторами тренажерного комплекса являются высокопрофессиональные работники, проработавшие в авиационной отрасли много лет. У истоков создания тренажерной практики в службе движения стояли бывшие диспетчера: Вяткин В.Е., Караваев О.Н., Акульшин Н.П. Под их руководством разрабатывалась методология ведения тренажерной подготовки. Долгое время казанским диспетчерам приходилось ездить в тренажерный центр в г. Куйбышев «Приволжское управление ГА» при 13 УТО. Но с образованием филиала «Татаэронавигация» в 1995 г. тренажерная подготовка организуется на местах с использованием оборудования «Профи-200».
С 2000-х годов до 2012 г. функционировал система автоматизированного управления воздушным движением EUROCAT 2000 фирмы THOMSON.
В связи с реорганизацией воздушного пространства, введением сокращенных интервалов вертикального эшелонирования (RVSM), на рабочих местах УВД и соответственно на тренажерном комплексе устанавливается АРМ УВД «Орион», которая создана в АО «Азимут» и являлась предшественником, установленной в 2013 г. КСА УВД «Галактика».
В настоящий момент комплексный диспетчерский тренажер КСА УВД «Галактика» возглавляет Викулкин Виталий Викторович, работающий в службе движения с 90 – х годов, вторым, но не менее значимым сотрудником является Штырц Александр Артурович, который пришел в службу движения в 1999 г. после окончания Ульяновского высшего авиационного училища ГА.
Из-под крыла вышеперечисленных специалистов вышло новое поколение диспетчеров филиала «Татаэронавигация». К их заслугам можно отнести неоднократное участие молодых специалистов в профессиональных конкурсах мастерства, проводимых, как внутри филиала, так и за его пределами. Примером тому стало неоднократное участие и завоевании номинации «Теоретические знания» диспетчером Вдовиным А.Н., среди диспетчеров филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на конкурсе профессионального мастерства диспетчеров УВД, проводимого в Санкт-Петербурге, участие в этом же конкурсе и занятии призового места диспетчером Закерьина Н.Г., и дальнейшем ее участии уже на международном конкурсе в составе команды от РФ, проводимого в рамках КС «Евразия». По результатам всех номинаций лучшей командой 4-го международного конкурса диспетчеров УВД государств участников КС «Евразия», прошедшего в Бишкеке, стала команда ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Работа по подбору кадров ведется постоянно и начинается со встреч со школьниками, выпускниками ВУЗов, организуются экскурсии, на которых специалисты филиала знакомят со спецификой работы подразделений Предприятия. Ребята, которых заинтересовала работа в системе ОрВД и они соответствуют требованиям, рекомендуются к поступлению в авиационные ВУЗы. Поддержку предприятия, причем солидную, люди ощущают на протяжении всего трудового пути. Так же, как и большой соцпакет, в котором предусмотрен комплекс льгот, компенсаций и выплат, связанных с лечением, отдыхом, учебой, жилищно-бытовыми вопросами и т.д., причем как для ветеранов, так и для молодежи.
Безусловно, все это прекрасно стимулирует работу людей. Не забывают на предприятии о ветеранах войны и труда, оказывают помощь Казанскому Хоспису Фонда имени Анжелы Вавиловой. Не на словах, а на деле здесь реализуют программу здорового образа жизни, активного отдыха сотрудников. Организуется посещение бассейнов, арендуются спортивные залы, в которых проводятся тренировки по волейболу, футболу. Подтверждение тому – призовые места на отраслевых турнирах авиаторов по футболу, волейболу и другим видам спорта. С наступлением лета смены выезжают на природу, а зимой с огромным удовольствием занимаются горнолыжным спортом.
История развития службы ЭРТОС
Служба ЭРТОС является одним из основных подразделений, которое отвечает за эффективность, безопасность производства полетов. Эта служба является «глазами и ушами» авиадиспетчеров. Также, как и всё в мире развивается от простого к сложному, так происходит и здесь. Именно модернизация оборудования, различных средств посадки, систем обслуживания воздушного движения и т.д., все это в совокупности дало, тот результат, который мы имеем сейчас, а именно международный аэропорт Казань с высоким рейтингом среди аэропортов России и признанием за рубежом.
27 марта 1929 года можно считать днём создания службы ЭРТОС, тогда начались ночные полёты на пассажирских авиалиниях.
Первым оборудованием на аэростанции «Казань» 1929 г. стала радиостанция с антенной высотой 20м и 3-х ламповый приемник с односторонней связью «самолет-земля».
30 марта 1954 г. введены в эксплуатацию большой типовой аэровокзал, резервная электростанция, система посадки ОСП-Н в составе ближних и дальних приводных радиостанций. Силами работников связи для облегчения заходов самолетов на посадку на основной ВПП были установлены дополнительные огни подхода. Установлен обзорный трассовый радиолокатор «Ромашка».
С 1931 года в связи с увеличением пассажирских авиарейсов приступили к организации новой аэростанции на Арском поле. Контора аэропорта размещалась в бараке-насыпушке. В середине находился узел связи, которым руководил Иван Васильевич Лобашов. Узел связи включал в себя метеостанцию, радиобюро, диспетчерскую.
К 1940 году Казанский аэропорт, оснащается радионавигационными установками и устройствами, и начинает принимать регулярные пассажирские рейсы в любое время суток.
Служба формировалась по двум основным направлениям с упором на главную цель – обеспечение безопасности полетов:
— развитие авиационной электросвязи;
— развитие локации и радионавигации.
В 1951 г. в возрасте 44 лет начальником узла связи становится Кощеев Василий Никифорович.
1954 г. Впервые установлен обзорный радиолокатор — «Ромашка».
1956 г. Развернута радиотехническая система, в которую входили: диспетчерский радиолокатор ДРЛ-4; посадочный радиолокатор (ПРЛ – 4); УКВ радиопеленгатор (АРП – 6); УКВ радиостанции связи (РСИУ-3). Введён в эксплуатацию контрольно-диспетчерский пункт, в который вошли: ретранслятор дальномера, посадочный радиолокатор, УКВ – пеленгатор, диспетчерский радиолокатор. Проводятся строительно-монтажные работы по разворачиванию радиотехнической системы посадки РСП-4, состоящей из диспетчерского и посадочного радиолокаторов ДРЛ-4 и ПРЛ-4; установлены УКВ-радиопеленгатор АРП-6 и УКВ-радиостанции РСИУ-3. Введен в эксплуатацию контрольно-диспетчерский пункт (КДП), в который вошли: ретранслятор дальномера, посадочный радиолокатор, УКВ-радиопеленгатор, диспетчерский радиолокатор. Задействована курсоглиссадная система СП-50.
1960 г. Служба связи переименована в службу радиолокации, навигации и связи (РЛН и С).
В 1962 г. Разворачивается радиолокационная система посадки РСП-6: диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7 и посадочный радиолокатор ПРЛ-7. Около объекта БПРМ-300 в кузовном мобильном варианте устанавливается радиосистема ближней навигации «Свод».
1970 г. вся служба ЭРТОС состояла из двух узлов: узел связи — начальник Рогозин Валентин Николаевич, и узла радионавигации и радиолокации –руководитель Бакланов Иван Алексеевич.
В 1970 г. начато строительство двухэтажного здания ДПСП, установлен посадочный радиолокатор РП-2Г чехословацкого производства. К концу 1970 г. в Казанском аэропорту начала действовать система слепой посадки СП-50М, внедрена автоматизация и дистанционное управление радионавигационными объектами. Для отображения информации с обзорного радиолокатора взамен устаревших ИКО-В1 на ДПСП установлены индикаторы «Стрела» с большими экранами, установлены индикаторы «Импульс» для отображения информации РСБН. Все это облегчило труд диспетчера и дало возможность улучшить регулярность полетов в сложных метеорологических условиях.
С сентября 1979 г. начата эксплуатация нового аэропорта. Работает только аэродромная зона. На КДП проводится монтаж аппаратуры «Строка-Б», «Знак–И». Введен в эксплуатацию ОРЛ-А ДРЛ-7СМ, в котором появился активный канал на больших индикаторах ЗНАК-И к метке самолета привязан формуляр с номером борта и высотой полета. Установлены автоматические радиопеленгаторы АПР-75, посадочный радиолокатор РП-3Г, приводные радиостанции и система посадки СП-68, а затем СП-75, передающий радиоцентр, КДП. В новом аэропорту введен в эксплуатацию объект ОРЛ-Т с радиолокаторами 1РЛ-139 и объект РСБН. РЦ ЕС УВД начинает работать в новом аэропорту. Установлен диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7СК с выносными индикаторами типа «Комета-МД» взамен отработавшего ресурс ДЛР-7С и в 1985г. радиолокатор РП-4Г взамен отработавшего ресурс РП-ЗФ.
1981 г. Принят в эксплуатацию приёмный радиоцентр. Казанский ПРЦ был автоматизирован первым в СССР, работал без ночных сменных техников.
В новом аэропорту в 1984 г. на передающем радиоцентре производится оснащение КВ-сетей однополосной передающей аппаратурой типа «Р-140», «Береза» и приемников «Р-155» — на приемном радиоцентре.
В 1988 г. введен в эксплуатацию вторичный радиолокатор «Корень-АС», на КДП установлена аппаратура отображения радиолокационной буквенно-цифровой информации «Страница». Взамен РА-ЗГ в 1991г. введен в эксплуатацию посадочный радиолокатор нового поколения — РП-5Г.
В 1996 г. на объекте РСП взамен отработавшего срок службы ДРЛ-7СМ веден аэродромный радиолокационный комплекс «Иртыш-СК». С фирмой «Томсон — ЦСФ Эйрсис» заключен контракт на установку французского оборудования для управления воздушным движением.
В 1997 г. введен ВОР/ДМЕ, в 1998 г.- два комплекта ИЛС, в 1999 г. – трассовый радиолокатор «ТРАК 2300», в 2000 г. — автоматизированная система управления воздушным движением в составе аппаратуры «Еврокат 2000» и ТХМ4400. Установленная аэродромно-районная автоматизированная система управления воздушным движением значительно увеличила пропускную способность зоны Казанского центра обслуживания воздушным движением, обеспечивает безопасность полетов воздушных судов в соответствии с международными стандартами ИКАО.
2000 г. Произведено полное перевооружение на аппаратуру французской фирмы «Thales». Введены АС УВД, СКРС, Обзорный радиолокатор, Инструментальная система посадки.
С октября 2001 г. начата эксплуатация новой ВПП. Работает система ОСП с одним направлением. Подготовлены площадки для монтажа курсоглиссадной системы, производится монтаж ОСП и ИЛС со вторым направлением.
12 февраля 2001 г. был запущен в штатную эксплуатацию новый Центр УВД, который получил название «Аэродромно-районная автоматизированная система «Идель».
Новое оборудование значительно повысило безопасность полетов при УВД на внутренних и международных трассах, так как позволило выдавать диспетчеру полную информацию о воздушном судне: скорость, высоту, номер рейса, удаление и азимут, маршрут и другую информацию, которую раньше диспетчеру приходилось держать в голове.
Но на этом модернизация аппаратуры и объектов РТОП не прекратилась. В 2012 г. произведена замена устаревших аэродромных радиолокаторов на аэродромно — радиолокационные комплексы ЛИРА-А10. В аэропорту Казани проведены приемо — сдаточные испытания, летные проверки и ввод в эксплуатацию моноимпульсного вторичного трассового радиолокатора «Аврора». Много других новинок: введены радиомаячные системы посадки ВС «СП-200» с радиомаяками дальномерными-посадочными, установлена «ЛККС-А-2000», две ОПРС с маркерными радиомаяками с МК-112° и МК-292°.
ООО «Фирма «НИТА» выполнило работы по оснащению Казанского центра ОВД филиала «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» системой коммутации речевой связи (СКРС) «Мегафон».
Работа проводилась в рамках проекта реконструкции аэропорта «Казань» для подготовки к проведению Универсиады — 2013. Цифровая система речевой связи «Мегафон» обеспечивает специалистам центра ОВД взаимодействие диспетчеров центра управления воздушным движением между собой, а также сопряжение по голосовым интерфейсам с имеющимися средствами связи — радиоканалами, ГГС, системами связи с удаленными центрами управления. В Казанском центре организации воздушного движения установлена система на 18 рабочих мест, обеспечивающая управление радиосвязью по 30 каналам, 50 линиям громкоговорящей связи и 30 цифровым абонентским телефонным аппаратам. Конфигурирование, непрерывный контроль и протоколирование работы СКРС осуществляется системой технического контроля и управления. Предусмотрена возможность встраивания оборудования рабочих мест (ОРМ) СКРС «Мегафон» в пульты диспетчеров для комплекса средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Галактика» производства АО «Азимут», которое по праву занимает особое место среди новинок.
КСА УВД «Галактика» представляет собой разработку новейшего поколения КСА УВД с архитектурой открытых систем. Одной из основных характеристик комплекса является его высокая надежность, основанная на применении резервных элементов в распределенной структуре. Комплекс соответствует требованиям ИКАО, агентства Евроконтроль и российским требованиям, предъявляемым к современным средствам ОВД.
В КСА УВД «Галактика» применяется резервируемая локальная вычислительная сеть. Аппаратное обеспечение серверов всех подсистем имеет по три комплекта оборудования (основной, «горячий» резерв и «холодный» резерв), что дает дополнительную защиту от аппаратных и программных сбоев, а так же упрощает проведение регламентных работ и обновление версий программного обеспечения.
Отличительной чертой «Галактики» является использование математической модели Земли ПЗ-90.2 (WGS-84). Данная модель используется как при обработке данных наблюдения, так и при обработке плановой информации при расчете 4D мерных пространственно-временных траекторий. Преимущества указанного подхода проявляются в принципиальном отсутствии ограничений по протяженности контролируемого пространства, исключении ошибок преобразования координат по сравнению с традиционным подходом, использующим различные проекции Земли на плоскость, а также в использовании единой геоцентрической системы координат для определения местоположения воздушных судов.
КСА УВД «Галактика» обеспечивает сопряжение с сетями FANS и ATN и поддерживает следующие приложения: цифровая линия передачи данных диспетчер — пилот, контрактное автоматическое зависимое наблюдение.
Диспетчеры охотно делятся своими впечатлениями о «Галактике», отмечая ее высокую точность и оперативность обработки полетной информации.
Полная замена оборудования на отечественное и переезд в новое здание.
На текущее время служба ЭРТОС филиала состоит из 146 человек. В службу входят сотрудники служб Казанского, Набережно-Челнинского и Бугульминского центров ОВД. Общая площадь обслуживания воздушного движения составляет 96000 км2 и охватывает воздушное пространство Республик: Татарстан, Мари-эл, Чувашия. Через район ответственности проходят 29 маршрутов ОВД: 19 международных трасс и 10 внутренних трасс, общая протяженность, которых составляет 5280км.
Задачи службы: контроль состояния средств РТОП и каналов авиационной связи; регулярное техническое обслуживание средств РТОП и АС; поиск неисправностей и ремонт средств РТОП и АС; участие в воде в эксплуатацию новых средств РТОП и АС.
Учитывая, что оборудование эксплуатируется в режиме 24/7 и его бесперебойная работа является важнейшей составляющей обеспечения безопасности полётов, задачи, решаемые в порядке текущей эксплуатации, накладывают огромную ответственность на ИТП службы ЭРТОС. Зачастую выполнять работы приходится в условиях дефицита времени, в сложных метеорологических условиях, на высоте, в нештатных ситуациях.
Для целей обслуживания воздушного движения в службе применяется широкий спектр наземных каналов связи, от телеграфных 100 Бит/сек. до волокно-оптических 100 Гбит/сек. Связь с «бортами» организована по ОВЧ радиоканалам диапазона 108-136 МГц.
Вклад службы в безопасность полётов
В большинстве случаев технические средства, применяемые в службе, преследуют цели повышения безопасности полётов и эффективности ОВД (повышение пропускной способности, понижение метеоминимума и т.д.). Для этого используются автоматизированные системы УВД, инструментальные системы посадки, радиолокационные системы, системы речевой связи.
На текущий момент развитие службы происходит по двум основным направлениям:
— повышение уровня компетентности ИТП службы за счёт регулярных технических учёб, конференций, курсов повышения квалификации, конкурсов профессионального мастерства, привлечения молодых, «продвинутых» специалистов;
— внедрение новых перспективных средств РТОП и АС таких как многопозиционная система наблюдения (МПСН), автоматизированный приемо-передающий центр, диспетчерский тренажер «Вышка».
КНИГА ПОЧЁТА ВЕТЕРАНОВ | ||