Казанский центр ОВД
Хронология > Руководство > О подразделении > Фотогалерея >
ИСТОРИЯ ЦЕНТРА ОВД
Хронология значимых событий
Дата | Описание события |
50-е годы | В Казанском аэропорту создается служба движения. |
1955 | В службе движения был создан район диспетчерской службы (РДС). |
1969 | Вместо РДС организован районный диспетчерский пункт (РДП). |
1970 | Построено здание ДПСП, куда перешли диспетчерские пункты из КДП, кроме АДП. |
1973 | В декабре 1973 г. сформирован Казанский РЦ ЕС УВД |
1979 | Организуются дополнительные диспетчерские пункты: СДП, ДПР, ДПК, ПДП. |
2001 | 12 февраля 2001 года запущен в штатную эксплуатацию новый Центр УВД, который получил название «Аэродромно-районная автоматизированная система «Идель». |
2013 | В марте 2013 года введена аэродромно-районная автоматизированная система управления воздушным движением КСА УВД «Галактика». |
Уважаемые коллеги! |
Руководство
О подразделении
Служба движения аэропорта Казань
Становление службы движения в аэропорту Казань в основном приходится на послевоенные годы. Хотя полеты в аэропорт Казань выполнялись, начиная с периода 20-х гг., но УВД осуществлялось в основном лицами летного состава. Из технических средств на аэродроме были установлены приводные радиостанции, радиопеленгатор, УКВ и KB-радиостанции, светотехнические средства (фонари различного назначения, прожекторы).
Появление самолетов Ли-2, Ил-12, Ил-14 потребовало пересмотра всей системы управления полетами и оснащения аэродрома радиотехническими средствами. В конце 40-х гг. на аэродроме Казань создается аэродромно-диспетчерский пункт (АДП),в который входит диспетчерский пункт подхода (ДПП), круга (ДПК), посадки (ПДП). В дальнейшем создается КДП МВЛ. При отсутствии радиолокационных средств воздушная обстановка контролировалась на основе ведения графика «время — путь» и «табло-эшелонатора». Местоположение самолетов на этих графических средствах корректировалось по докладам экипажей при пролете установленных радионавигационных точек (РНТ) по специальным запросам, с помощью средств линейной пеленгации. Управление воздушным движением осуществляли диспетчеры-метристы.
Постоянно возрастающая сложность управления воздушным движением на трассах и в районах аэродромов потребовала принятия специальных мер, повышающих эффективность решения задач УВД. С этой целью в 1950 г. в гражданской авиации была введена должность руководителя полетов, а также штатная группа диспетчерского состава.
В 50-е годы в Казанском аэропорту создается служба движения, которую возглавил в 1955 г. Кузьмин А.Д. первыми руководителями полетов были бывшие военные и гражданские летчики, прошедшие Великую Отечественную войну: Герой Советского Союза Родных М.В., Селивончик А.И., Прохоров И.П., Лугинец И.А., Стуканев С.И., Мухамадеев А.М. Старшими диспетчерами и диспетчерами работали Корнилов В.Г., Пиядин П.П., Горячих И.И., Тумреев С.С., Головин П.А. и др.
С выходом в 1955 г. на трассы самолетов Ил-18, Ту-104 остро встал вопрос об организации УВД в верхнем воздушном пространстве. В службе движения был создан район диспетчерской службы (РДС).
В 1954 г. в аэропорту Казань был установлен обзорный радиолокатор «Ромашка», в РДС существовало два сектора — «Восток» и «Запад».
В 1955 г. открылся дополнительный сектор — «Верхний».
В РДС работали старшими диспетчерами такие опытные специалисты как Норманский В.В., Разуваев А.И., Подтяжкин И.Г. и другие.
Выход на трассы тяжелых самолетов повлек за собой развитие не только трассовых радиотехнических средств, но и аэродромных. В 1956 г. устанавливается радиолокационная система посадки РСП-4, которая облегчила работу диспетчерского состава при УВД на конечном этапе полета в сложных метеорологических условиях.
60-е гг. ознаменовались дальнейшим развитием службы движения, оснащением ее новым оборудованием. Но по- прежнему пополнение диспетчерского состава происходило за счет бывших военных и гражданских летчиков, других специалистов. В это время работают руководителями полетов Николаев В.П., Степура П.С., Демидов В.Ф., Клюкин Н.Т., диспетчерами — Молчанов А.А., Канаичев Я.П., Ширинин Г.М., Паршин К.В., Шилов Г.Г. и многие другие.
В 1969 г. вместо РДС организован районный диспетчерский пункт (РДП).
В 1970 г. построено здание ДПСП, куда перешли диспетчерские пункты из КДП, кроме АДП. В АДП работали такие специалисты, как Галкин Г.Н., Пекишева К.Г., Корнилова Р.Ф. Блохин В.А. С 1970 г. службу движения возглавляет Мухамадеев А.М., затем Пиядин П.П.
В начале 70-х гг. в службу движения поступают специалисты, окончившие специализированные курсы диспетчерского состава в ШВЛП или училища. Это Зиновьев В.А., Мусин И.З., Клапанюк Д.Е., Макаров Н.Л., Ницак Н.Г., Салеев Н.Г., Низамутдинов Р.Н., Орлов Ю.Б., Акулынин А.П., Нигматуллин И.Х. Но не только мужчины управляли воздушным движением. В 1968 г. в службу приходит первая женщина, которая окончила курсы диспетчеров — это Давлетшина Р.Б., затем Ватрушкина А.М., которая работала до этого радиооператором, и Мазурина Р.Я.
В связи с реорганизацией системы УВД в декабре 1973 г. сформирован Казанский РЦ ЕС УВД, первым начальником гражданского сектора стал Усманов Г.М. Службу движения возглавил Демидов В.Ф., который работал в этой должности до 1975 г.
Создание РЦ во многом улучшило взаимодействие между гражданским и военным секторами, что позволило более рационально использовать воздушное пространство в интересах разных ведомств. В Казанском РЦ ЕС УВД было пересмотрено деление воздушного пространства и созданы следующие секторы: «Восток», «Север-Запад», «Юго-Запад», «Север» и «Юг». Суточная интенсивность воздушного движения достигала 450-500 воздушных судов. На рабочих местах диспетчеров были установлены индикаторы «Стрела», что позволяло работать в незатемненных помещениях.
В 1979 г. в связи с вводом в строй нового аэропорта Казань-2 организуются дополнительные диспетчерские пункты: СДП, ДПР, ДПК, ПДП. Службу движения в 1975-78 гг. возглавлял Долгановский А.М., в 1979-81 гг. — Макаров А.М. В 1981 г. начальником службы движения становится Важенин В.А., который работал в этой должности до 1992 г. Начальником ГС РЦ ЕС УВД с 1979-95 гг. был Зиновьев В.А.
В 1983 г. РЦ ЕС УВД переводится из старого аэропорта в новый. Гражданский и военный секторы размещаются в едином зале УВД, начальники смен работают за одним пультом. Это значительно повысило оперативность в принятии решений по использованию воздушного пространства.
На рабочих местах устанавливается аппаратура «Строка-Б», «Знак». Изменяется секторизация РЦ в связи с потоками воздушных судов: Север ВВП, Север НВП, Юг ВВП, Юг НВП. Вводятся должности руководителя полетов района (РПР) и руководителя полетов аэродрома. Смены возглавляют наиболее опытные специалисты: Клапанюк Д.Е., Салеев Н.К., Макаров Н.Л., Мусин И.З., Никулов С.В., Туманин А.Н., Бондарев В.И., Вяткин В.Е., Ницак Н.Г., Исаев В.В.
В начале 90-х гг. служба движения работает в новых условиях. Это наметившийся спад воздушного движения, старение радиотехнического оборудования, выделение различных служб из состава ОАО.
В это непростое время с 1992 по 1995 гг. службу движения возглавляет Мошкин Н.А., который вместе с начальником базы ЭРТОС Кузьминым Ю.В. проделывают работу по выделению двух служб из состава аэропорта. Эта работа завершилась 1 июня 1995 г. образованием Регионального государственного предприятия «Татаэронавигация», которое возглавил Кузьмин Ю.В.
В связи с приданием аэропорту Казань статуса международного встал вопрос о замене радиотехнического оборудования на более современное. Правительством Республики Татарстан в 1996 г. был заключен контракт с фирмой «Томсон» на поставку обзорного радиолокатора (ОРЛ-Т), ВОР/ДМЕ, ИЛС и оборудования для Центра УВД. К началу поставки оборудования были подготовлены помещения на вышке КДП и в Центре УВД. Диспетчеры-инструкторы Галлямов Р.Р., Прохоров С.В., Михайлов Л.А., Бакиров И.А. прошли обучение во Франции для работы с новым оборудованием, а затем обучили весь диспетчерский состав навыкам работы.
12 февраля 2001 г. стало знаменательной датой для персонала службы УВД — был запущен в штатную эксплуатацию новый Центр УВД, который получил название «Аэродромно-районная автоматизированная система «Идель». Честь начать работу на новом оборудовании выпала сменам, возглавляемым РПА Туманиным А.А. и РПР Мусиным И.З.
Новое оборудование значительно повысило безопасность полетов при УВД на внутренних и международных трассах Казанского РЦ ЕС ОрВД, в районе аэродрома, так как выдает диспетчеру полную информацию о воздушном судне: скорость, высоту, номер рейса, удаление и азимут, маршрут и другую информацию, которую раньше диспетчеру приходилось держать в голове.
Новый этап в развитии службы движения позволит и в дальнейшем сохранять небо безопасным и надежным.
В марте 2013 г. введена аэродромно-районная автоматизированная система управления воздушным движением КСА УВД «Галактика», СКРС «Мегафон», магнитофон «Гранит», КСПИ «Ладога», АТИС с системой отображения СВИП, комплексный диспетчерский тренажёр.
Установлены и введены в эксплуатацию новые радиолокационные станции ВРЛ «Аврора», ОРЛ-А «Лира-А10». Введены средства навигации и посадки ВС, радиотехническая система ближней навигации РМА и РМД, радиомаячные системы посадки ВС «СП-200» с радиомаяками дальномерными-посадочными, установлена «ЛККС-А-2000», две ОПРС с маркерными радиомаяками с МК-112° и МК-292°.