МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ЕС ОрВД

Хронология>  Руководство>  О Главном центре>  Фотогалерея >

ИСТОРИЯ ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Хронология значимых событий

Дата Описание события
1974 Согласованным решением Министерства обороны и Министерства гражданской авиации СССР на Европейской территории страны создана уровневая структура ЕС УВД.

Образованы:
—  Главный центр ЕС УВД;
—  Зональные центры ЕС УВД – 6;
—  Районные центры ЕС УВД – 22

1978 Совместная Директива МО (ВВС) и МГА №123/17/0220 от 25.07.1978 г. Формирование центров ЕС УВД первой очереди второго этапа на Урале и Закавказье.
Сформировано:
— 2 зональных центра;
— 16 районных, в т.ч. 7 районных центров в ране образованных зональных центрах.
1980 В январе 1980 года, приказом Министра гражданской авиации СССР первым  Начальником гражданского сектора Главного центра ЕС УВД был назначен Шелковников Валерий Георгиевич.
11.05.1995 Зарегистрировано Государственное унитарное предприятие «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения» (ГЦ ППВД), затем в Устав ГП «ГЦ ППВД» внесены изменения  — ФГУП «ГЦ ППВД».
24.09.1998 Приказ ФАС России от 24.09.1998г. №294  «Об организации централизованной системы планирования воздушного движения и расчета сборов за аэронавигационное обслуживание».

Возложить на ГУП «ГЦ ППВД» функции координации ИВП и планирования воздушного движения на внутризональные полеты по ВТ и МВЛ, а также функции расчета аэронавигационных сборов за все виды полетов.

Создать в ГУП «ГЦ ППВД» структурные подразделения (сеть филиалов) на базе ЗЦ, ВЗЦ и существующих региональных центров расчета аэронавигационных сборов.

03.10.2000 Зарегистрировано ГУДП «ГЦ ППВД» ФУП «Госкорпорация по ОВД». Однако, соответствующее Распоряжение Минимущества РФ о реорганизации ГП «ГЦ ППВД», путем присоединения к  ГУДП «ГЦ ППВД» ФУП «Госкорпорация по ОВД», издано не было.
28.02.2002 28 февраля 2002 года Приказ Минтранса № 25 «О совершенствовании организации взимания платы за АНО в ВП РФ».

С 1 сентября 2002 года на ФГУП «ГЦ ППВД» возложено исполнение функции по расчету, выставлению счетов и взиманию платы за АНО.

07.12.2002 Приказом Минобороны и Минтранса России от 07.12.2002 г. № 482/156 было утверждено «Положение об оперативных органах (о центрах) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации».

Положением была определена структура, задачи и функции военных и гражданских органов ЕС ОрВД Российской Федерации.

Начальник военного сектора ГЦ подчинен начальнику Управления по ИВП и УВД Минобороны.

Начальник гражданского сектора ГЦ подчинен в специальном отношении руководителю ДГР ОрВД ГС ГА Минтранса.

09.03.2005 В целях завершения формирования единой хозяйственной системы по организации воздушного движения в Российской Федерации, издано распоряжение Росимущества от 09.03.2005 г. № 177-р о реорганизации ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в форме присоединения к нему ФГУП «Татаэронавигация», ФГУП «ГЦ ППВД», ГП «МЦ АУВД».
10.01.2006 ФГУП «ГЦ ППВД» ликвидирован. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
с 2005 Гражданский сектор Главного центра ЕС ОрВД, является структурным подразделением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», входящим в состав генеральной дирекции.
с 2007 После объединения Гражданского и Военного секторов, — Главный центр Единой системы организации воздушного движения (ГЦ ЕС ОрВД) является структурным подразделением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», входящим в состав генеральной дирекции.
2021 15 июля 2021 осуществлен переход на новую структуру оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Подробнее >

Руководство ГЦ ЕС ОрВД 

Период (годы) Ф.И.О. Должность Примечания
1995-1998 Борисов
Яков Иванович
Генеральный директор ГП «ГЦ ППВД» Подробнее >
Исьёмин Леонид Заместитель ген. директора Подробнее  >
Лебедев
Александр Константинович
Заместитель ген. директора — начальник ГС ГЦ ЕС ОрВД Подробнее >
1998-2005 Теймуразов
Эрник Саркисович
Генеральный директор ГЦ ППВД.
Генеральный директор ФГУП «ГЦ ППВД»
Подробнее >
Быханов
Михаил Георгиевич
Заместитель ген. директора- начальник Центра расчетов аэронавигационных сборов Подробнее >
Лебедев
Александр Константинович
Заместитель ген. Директора — начальник ГС ГЦ ЕС ОрВД Подробнее  >
Архипов
Виктор Николаевич
Заместитель генерального директора ФГУП ГЦ ППВД — начальник Центра развития и эксплуатации Подробнее >
В.В.Шкатов Заместитель генерального директора ФГУП ГЦ ППВД — начальник Центрального банка данных Подробнее >
2005-2006 Архипов
Виктор Николаевич
И.о. генерального директора ФГУП «ГЦ ППВД» Подробнее >
2005 — 2020 Cенчуков
Олег Васильевич
Начальник ГС ГЦ ЕС ОрВД.
Начальник Главного центра ЕС ОрВД.
Подробнее >
Топилин
Владимир Юрьевич
Первый заместитель начальника Подробнее >
Калинин
Александр Федерович
Заместитель начальника Подробнее >
2020 — н/в Буевич
Алексей Александрович
Начальник Главного центра ЕС ОрВД. Подробнее >

 О Главном центре ЕС ОрВД

Интернет-сайт 1

Интернет — сайт 2

В 2006 году ФГУП «ГЦ ППВД» прекратил деятельность в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
С 2007 года Главный центр Единой системы организации воздушного движения (ГЦ ЕС ОрВД) является структурным подразделением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», входящим в состав Генеральной дирекции Предприятия.

ГЦ ЕС ОрВД выполняет функции главного оперативного органа ЕС ОрВД Российской Федерации и в своей деятельности взаимодействует с:

  • МИД России;
  • Минтрансом России;
  • ФАВТ (Росавиацией);
  • ФСБ России;
  • оперативными органами ЕС ОрВД (зональные и региональные центры ЕС ОрВД, районные центры ЕС ОрВД, органы ОВД);
  • российскими и иностранными пользователями воздушного пространства;
  • главными операторами аэропортов Российской Федерации.

Цель деятельности ГЦ ЕС ОрВД – обеспечение безопасного и экономичного использования в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства:

  • воздушного пространства Российской Федерации;
  • воздушного пространства, где ответственность за организацию
  • воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.

Задачи ГЦ ЕС ОрВД:

  • стратегическое, предтактическое и тактическое планирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами;
  • организация потоков воздушного движения на всех этапах планирования использования воздушного пространства;
  • обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;
  • контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
  • контроль за выполнением полетов воздушных судов высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств в границах ответственности;
  • обеспечение непрерывного управления и координация деятельности организаций воздушного транспорта по перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;
  • участие в оформлении и выдаче разрешений на выполнение международных полетов.

Численность работников ГЦ ЕС ОрВД составляет 184 чел.

Об истории ФГУП «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения»

Государственное предприятие «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения» (ГП «ГЦ ППВД») создано в 1995 году путем выделения из Государственного предприятия «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением». После регистрации изменений в Уставе, касающихся названия предприятия — ФГУП «ГЦ ППВД».
Организационно ФГУП «ГЦ ППВД» состояло из 5 подразделений (центров) и 9 филиалов, деятельность распространялась на все воздушное пространство Российской Федерации.

ГЦ ППВД, как предприятие со своими филиалами, — единственный орган в Российской Федерации, созданный в целях повышения безопасности и упорядоченности потоков воздушного движения на базе действующих в составе оперативных органов ЕС ОрВД гражданских секторов Главного и зональных центров, на которые нормативно-правовыми актами Российской Федерации возложены задачи планирования и координирования использования воздушного пространства (ИВП), организации потоков воздушного движения и контроля соблюдения Федеральных правил использования воздушного пространства в части, отведенной гражданской авиации на воздушных трассах, местных воздушных линиях, в районах авиационных работ и аэродромах ГА.

Деятельность ГЦ ППВД:

—    обеспечивает контроль разрешительного порядка использования воздушного пространства (ИВП) на этапах предварительного суточного и текущего планирования воздушного движения;

—    разрабатывает и реализует стратегическую, предтактическую и тактическую деятельность по организации потоков воздушного движения (ОПВД);

—    осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства, стандартов, правил и процедур, регламентирующих организацию воздушного движения и непосредственное использование воздушного пространства;

—    единственное в Российской Федерации предприятие обеспечивает комплекс технологических операций по расчету и взиманию аэронавигационных сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов со всех пользователей воздушного пространства Российской Федерации независимо от форм собственности, государственной и ведомственной принадлежности;

—    имеет и развивает Центральную базу данных, которая является эталонной для системы организации воздушного движения (ОрВД) Российской Федерации и включает в себя аэронавигационную информацию по Российской Федерации, странам СНГ, Восточной и Западной Европе, а также данные о полетах авиакомпаний, выполняющих рейсы в (из, через) воздушное пространство России;

—    для реализации своих задач разрабатывает и внедряет автоматизированные системы планирования воздушного движения системы передачи данных и аэронавигационных сборов, а также спутниковую систему связей;

—    обеспечивает координацию, взаимодействие и сотрудничество с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, военным сектором, пользователями воздушного пространства, организациями, деятельность которых связана с планированием и обеспечением полетов воздушных судов, национальными органами ОрВД стран СНГ, Центрально-Азиатского региона, центральными органами ОрВД Американского континента, Восточной и Юго-Восточной Азии, международными организациями гражданской авиации: ИКАО, ИАТА, Евроконтроля.

Структура

Основные производственные задачи в ГЦ ППВД реализуются двумя подразделениями — Гражданским сектором Главного центра ЕС ОрВД (ГС ГЦ ЕС ОрВД) и Центром расчета аэронавигационных сборов (ЦР АНС).

Деятельность указанных подразделений обеспечивается инфраструктурными подразделениями — Центральным банком данных (ЦБД) и Центром развития и эксплуатации программно-технических средств (ЦриЭ).

Функции взаимодействия и координирования с филиалами выполняет инспекция ГЦ ППВД.

Для развития и ведения международной деятельности в составе ГЦ ППВД создан Международный координационный Центр (МКЦ).

Гражданский сектор ГЦ ЕС ОрВД

Гражданский сектор Главного центра ЕС ОрВД Российской Федерации выполняет функции главного оперативного органа гражданской части ЕС ОрВД страны, которому в оперативном отношении подчинены все гражданские сектора зональных и районных центров ЕС ОрВД и органы обслуживания воздушного пространства аэродромов ГА.

Ежесуточно в гражданском секторе обеспечивается в среднем около 6000 полетов, в том числе 2650 международных перелетов; обрабатывается около 10-11 тысяч приходящих сообщений о движении воздушных судов.

Изменения расписания и суточный план ежесуточно рассылаются по 12 направлениям — в ЗЦ, ВЗЦ, ПВО, ВВС.

Вся работа ГС ГЦ ЕС ОрВД — это оперативное руководство и контроль соблюдения требований нормативных документов и необходимых параметров при планировании и выполнении планов воздушного движения гражданской авиации, тесное взаимодействие с зональными (вспомогательными зональными) центрами ЕС ОрВД крупнейшими эксплуатантами. Важную роль в решении оперативных задач имеет также сложившееся и совершенствующееся тесное взаимодействие с военным сектором ГЦ ЕС ОрВД по координации использования воздушного пространства России путем согласования временных режимов ИВП, использования спрямленных трасс, кратковременных ограничений по вопросам обеспечения безопасности, а также контроль за режимом его использования. Реализация функций регулирования и организации потоков воздушного движения на стратегической, предтактической и тактической фазах обеспечивается внедрением на всех этапах планирования ИВП технологий и средств оперативного анализа загруженности органов ОВД планируемыми регулярными и чартерными полетами, определением возможного превышения нормативов пропускной способности элементов воздушного пространства, выработкой предупреждений для органов ОВД и эксплуатантов и рекомендаций по их устранению

Центр расчетов аэронавигационных сборов (ЦР АНС)

Аэронавигационные сборы в Российской Федерации взимаются со всех пользователей воздушного пространства Российской Федерации по утверждаемым Минтрансом РФ тарифам за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на трассах, в районах аэродромов (за обслуживание в зонах взлета/посадки, подхода и круга), на МВЛ и в районах авиаработ.

Тарифная политика строится с учетом того, что сборы не должны иметь дискриминационный характер по отношению к той или иной категории пользователей

ЦР АНС является важнейшим звеном в обеспечении финансовой деятельности всей ЕС ОрВД Российской Федерации

ЦР АНС обеспечивает сбор и обработку данных о фактически выполненных российскими и иностранными авиапредприятиями полетах в воздушном пространстве России, определение объемов выполненных оперативными органами ЕС ОрВД работ по аэронавигационному обслуживанию этих полетов, расчет по установленным тарифам, выставления авиапредприятиям счетов и контроль их оплаты, хранение планов-полетов, диспетчерских разрешений и другой аналитической аэронавигационной информации. Ежемесячно в ЦР АНС обрабатываются и рассчитываются аэронавигационные сборы за полеты более 140 иностранных авиакомпаний, около 90 авиакомпаний бизнес-авиации и свыше 260 российских авиакомпаний

Центральная база данных (ЦБД) ГЦ ППВД

Информационное обеспечение процессов планирования использования воздушного пространства, организации потоков и обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве, находящемся под юрисдикцией Российской Федерации, осуществляется ЦБД.

ЦБД реализует свой специфический производственно-технологический цикл обработки (сбор, контроль, ввод, хранение, ведение и распространение) следующей информации:

—   о структуре воздушного пространства России;

—   о мировой аэродромной сети;

—   об авиационных предприятиях;

—   о фактически выполненных полетах;

—    о сертификатах эксплуатантов воздушных судов и лицензиях на выполнение авиаперевозок;

—   о запретах и ограничениях воздушного пространства;

—    об объемах произведенного аэронавигационного обслуживания, и др.

Информация в ЦБД обрабатывается в электронном виде, отвечает ее актуальному состоянию и охватывает всю аэронавигационную систему России. Централизованное ведение и организованное распространение перечисленных данных между региональными центрами и другими, связанными с данной областью деятельности организациями обеспечивает целостность и согласованность столь ответственных и важных данных.

Аэронавигационная информация содержит данные о 14 000 точках воздушного пространства РФ и прилегающих государств, 7 000 сегментах (участках) воздушного пространства, 50 000 воздушных трассах, МВЛ, маршрутах спрямления воздушных маршрутах движения воздушных судов в районах аэропортов и аэроузлов (около 50 000), границах зон УВД (ЗЦ, ВЗЦ, РЦ, ВРЦ), границах МДП, ВМДП РФ, границах секторов УВД и схемах их функционирования, границах районов аэропортов и аэроузлов РФ, 6 500 аэродромах с их характеристиками, коридорах входа и выхода в воздушное пространство РФ, ограничениях (НОТАМ) всего мира.

Информация о движении воздушных судов содержит данные по расписаниям в виде повторяющихся планов полетов (до 25000) и чартерным рейсам (до 15 000).

Нормативно-справочная информация включает в себя различные кодификаторы ИАТА, ИКАО, городов, государств всего мира, типов воздушных судов и их модификаций, авиакомпаний, данные о работе различных РТС, летно-технические характеристики воздушных судов (около 900), данные по отечественным и зарубежным эксплуатантам (около 6 000), включая адреса, почтовые и банковские реквизиты, парк воздушных судов, данные о лицензиях и различного рода разрешениях на выполнение авиаперевозок (всего 12 000), статистические данные о планируемом и фактическом воздушном движении в Российской Федерации, количественные характеристики самолетопотоков по основным транзитным системам маршрутов (трансполярной, кроссполяр- ной, трансазиатской, дальневосточной), основным направлениям самолетопотоков в воздушном пространстве РФ (8 направлений), между регионами мира, отдельными государствами и др. данные, необходимые для решения задач обеспечения планирования в РФ.

Пользователями информации ЦБД ГЦ ППВД являются:

—    подразделения ГЦ ППВД, а также органы ЕС ОрВД РФ (ЗЦ, РЦ ЕС УВД);

—    авиакомпании и другие юридические и физические лица РФ, выполняющие полеты в воздушном пространстве РФ;

—   аэродромные диспетчерские пункты УВД РФ;

—    организации, деятельность которых связана с планированием и обеспечением полетов воздушных судов;

—   национальные органы УВД стран СНГ.

Центр развития и эксплуатации (ЦРиЭ)

Центр развития и эксплуатации ГЦ ППВД обеспечивает автоматизацию процессов планирования использования воздушного пространства и потоков воздушного движения, расчета и учета аэронавигационных сборов, а также поддержание в эксплуатационном состоянии сложнейших программно-аппаратных комплексов обработки данных и связи.

Автоматизированная система планирования и организации потоков воздушного движения (АС ПВД/АНС-ЗЦ) внедрена в Санкт-Петербургском, Екатеринбургском и Хабаровском зональных центрах, Красноярском, Якутском, и Иркутском вспомогательных зональных центрах.

Существующая система обеспечивает основные производственные процессы, направленные на решение задач планирования и регулирования воздушного движения, а также расчета сборов за аэронавигационное обслуживание, и процессы, направленные на их информационную, техническую, технологическую и нормативно-правовую поддержку.

Структура программно-технических средств автоматизированной системы централизованного расчета и учета движения аэронавигационных сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов осуществляет надежное взаимодействие с центральным и региональными банками аэронавигационной информации (АС АНС БАИ).

Комплекс средств связи обеспечивает обмен информацией между Главным центром и его филиалами, а также с другими организациями посредством авиационной наземной сети передачи данных и телеграфной связи (АНС ПД и ТС), космической сети передачи данных «Сирена» (КСПД «Сирена»), телефонной сети общего пользования (ТСОП) сети SITA, сети Интернет.

Готовится к внедрению разработанный технический проект по созданию авиационной фиксированной спутниковой связи для служб планирования воздушного движения РФ (АФСС ПВД), предусматривающий оснащение земными спутниковыми станциями Главный центр, все зональные и вспомогательные центры, а также Калининградский районный центр.

В проекте учтены требования центров УВД и военных секторов ЕС ОрВД АФСС.

ПВД обеспечит:

—    передачу большого объема данных между центральным и региональными банками аэронавигационных данных;

—    оперативную речевую связь между Главным и зональными центрами;

—    взаимодействие между Главным центром и районными центрами ПВД, оснащенными автоматизированными системами ПВД и расчета АНС, а также позволит эффективно и достоверно решать задачи приема/передачи информации при планировании воздушного движения.

Работа современных средств обмена сообщениями по каналам передачи данных основана на использовании рекомендованного ИКАО протокола CIDIN, реализованного на базе терминалов связи, разработанных фирмой Оливетти.

Международный координационный центр (МКЦ)

ГЦ ППВД принимает активное участие в работе координационного Совета «Евразия», созданного в 1999 г. в рамках сотрудничества стран СНГ. Координационный Совет состоит из руководителей аэронавигационных предприятий Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана.

КС «Евразия» создан для координации действий в области организации потоков и обслуживания воздушного движения, развития структуры международных воздушных трасс, совершенствования взаимодействия аэронавигационных служб сопредельных государств.

МКЦ обеспечивает координацию, взаимодействие и сотрудничество с Национальными органами ОрВД стран СНГ, Центрально-Азиатского региона, центральными органами ОрВД Американского континента, Восточной и Юго-Восточной Азии, международными организациями гражданской авиации: ИКАО, ИАТА, Евроконтроля.

Инспекция

Руководство и координация деятельности филиалов обеспечивается инспекцией. Инспекция ГЦ ППВД решает задачи контроля за соблюдением действующего законодательства, регламентирующего организацию воздушного движения и непосредственного использования воздушного пространства, а также выявление, обобщение, систематизацию и анализ нарушений порядка использования в интересах обеспечения безопасности воздушного движения.

В составе ГЦ ППВД за период 1999-2001 гг. было образовано 9 филиалов. Эти структурные преобразования обеспечили дальнейшее совершенствование и развитие автоматизированной системы контроля всего воздушного пространства Российской Федерации.

Санкт-Петербургский ЗЦ ЕС ОрВД

Ленинградский зональный центр был организован 16.12.73 г. на основании Постановления Совета Министров № 130-49. Главный районный диспетчерский пункт (ГРДП) а/п Пулково был реорганизован в ЗЦ ЕС УВД. Территориально Ленинградский зональный центр разместился на дворцовой площади в штабе 76 ВА. Единая система УВД была предназначена для организации использования воздушного пространства, управления воздушным движением, рационального использования воздушного пространства в интересах экономики и обороны страны, обеспечения безопасности полетов, а также контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства. В состав Ленинградского зонального центра вошли: Ленинградский, Мурманский, Архангельский, Вологодский и Великолукский РЦ УВД, позднее в 2001 году в состав Санкт-Петербургского ЗЦ ЕС ОрВД вошли Сыктывкарский, Печерский, Воркутинский и Котласский районные центры. Возглавляли в 1973 году первые начальники ЗЦ, гражданский сектор — Шелковников Валерий Георгиевич, военный сектор — Чуйков Владимир Иванович. В период с 1973 по 1993 год начальниками ЗЦ гражданского сектора были: Шелковников Валерий Георгиевич, Гавриков Александр Александрович, Петров Валентин Владимирович, Егоров Александр Петрович, Попов Валерий Иванович. С 1993 года по настоящее время — Корниенко Юрий Кузьмич.

Ростовский зональный центр ЕС ОрВД

История развития и функционирования Ростовского зонального центра ЕС ОрВД — гражданского сектора непосредственно связана с развитием гражданской авиации на Северном Кавказе.

К началу шестидесятых годов планирование полетов, управление воздушным движением на трассах на территории СКУ ГА осуществлял главный районный диспетчерский пункт (ГРДП). Взаимодействие со смежными диспетчерскими пунктами осуществлялось по КВ каналам связи через радиобюро. ГРДП являлся структурным подразделением отдела движения Северо- Кавказского управления ГА.

В 1969 году функции непосредственного УВД были переданы вновь созданным на территории СКУ ГА шести РЦ (Ростовский, Краснодарский, Сочинский, Минераловодский, Волгоградский, Астраханский РЦ).

ГРДП были оставлены функции планирования, координирования между органами УВД СКУ ГА, а также задачи по обеспечению взаимодействия с органами ВВС и ПВО.

16 февраля 1973 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49 «О мерах по повышению безопасности полетов в ГА», в котором было принято решение сформировать в 1973 году совмещенные зональные и районные центры ЕС ОрВД на основе работы опытных совмещенных шести РЦ ЕС УВД, созданных на территории ВВС СКВО и СКУ ГА.

Ростовский зональный центр ЕС УВД был создан 10.12.73 г. с совместным базированием ВС и ГС в штабе ВВС СКВО. Первым начальников ГС Ростовского ЗЦ был назначен Конаков Н.С.

Функции и задачи зональных центров были определены «Положением о центрах ЕС УВД СССР». Ростовский зональный центр (гражданский центр) являлся структурным подразделением СКУ ГА.

Впоследствии им руководили Морозов Е.С., Голованов Г.А., в настоящее время — Каменский В.Н.

В 1997 году Ростовский зональный центр (гражданский сектор) был включен в состав СКЦ «Стрела» и переведен на производственные площади РДЦ.

1 декабря 2000 года на базе Ростовского ЗЦ (гражданский сектор) был образован Ростовский региональный центр планирования воздушного движения — филиал ФГУП «ГЦ ППВД».

В 2001 году в РРгЦ ПВД была введена и сдана в эксплуатацию автоматизированная система планирования воздушного движения и аэронавигационных сборов (АС ПВД/АНС).

Штатное количество работников центра — 27 человек.

Большой вклад в становление и развитие РРгЦ ПВД внесли в свое время руководители гражданского сектора Конаков Н.С., Голованов Г.А. (ныне покойные), Морозов Е.С. и Каменский В.Н., работающие и ныне.

Самарский ЗЦ ЕС ОрВД

Создан в 1974 году на базе главного районного диспетчерского пункта службы движения аэропорта «Курумоч». Местом дислокации был определен командный пункт авиации Приволжского военного округа, где совместно с военным сектором началось формирование оперативных органов единой системы УВД в зоне ответственности Куйбышевского ЗЦ ЕС УВД. Приказом начальника Приволжского УГА первым начальником гражданского сектора зонального центра был назначен Твердохлеб Иван Семенович.

Твердохлеб Иван Семенович родился 5 мая 1922 года на Украине в Хмельницкой области.

Военный летчик-истребитель, участник ВОВ, награжден за доблесть многими орденами и медалями, в 1958 году перешел работать в систему ГА. До 1971 года работал на должностях диспетчера, старшего диспетчера, руководителя полетов. Имел допуск к работе на всех каналах УВД. В 1962 году его имя занесено в «Книгу Почета» 1-го Куйбышевского авиаотряда.

С 1974 по 1984 год возглавлял гражданский сектор ЗЦ ЕС УВД. Твердохлебу И.С. принадлежит создание «бесподходного метода», когда, по причине большой интенсивности полетов из структуры деления воздушного пространства, как лишнее передаточное звено, исключается диспетчерский пункт подхода. Этот метод был впервые применен в одном из самых загруженных и сложных районов УВД — Пензенском РЦ ЕС УВД, где имелось самое большое количество схождений воздушных трасс. Апробация и внедрение «безподходного метода» успешно прошло и в аэропортах Актюбинск, Уфа, Казань.

Эта разработка была отмечена дипломом Всесоюзной выставки на ВДНХ. К концу 1978 года полностью сформировался Куйбышевский ЗЦ ЕС УВД, в состав которого вошли Куйбышевский, Пензенский, Казанский, Оренбургский, Уфимский, Саратовский, Уральский, Актюбинский районные центры.

С 1997 года в ГС Самарского ЗЦ ЕС ОрВД началась автоматизация рабочих процессов планирования.

С января 2000 года гражданский сектор вошел в состав Самарского регионального центра планирования воздушного движения — филиала Главного центра планирования и регулирования потоков воздушного движения.

В июне 2001 года введена в строй автоматизированная система планирования воздушного движения.

В гражданском секторе зонального центра успешно работают такие ветераны Аэрофлота как: Щекаев Владимир Александрович — Герой Социалистического труда, Разумовский Борис Максимович — Заслуженный штурман СССР (в 1992-96 гг. — начальник ГС ЗЦ ЕС УВД).

Новосибирский зональный центр ЕС ОрВД

Гражданский сектор Новосибирского зонального центра ЕС УВД был сформирован на основании приказа начальника Западно-Сибирского управления Гражданской авиации в сентябре 1979г., на базе Толмачевского ОАО. В июле 1988 года Гражданский сектор Новосибирского зонального центра ЕС УВД вошел в состав Западно-Сибирского управления гражданской авиации (приказ начальника Западно-Сибирского управления гражданской авиации № 69/л от 19.07.88 г.)

В январе 1991 года Западно-Сибирское управление гражданской авиации реорганизовано в концерн «Сибирские Авиалинии», в штатах которого — Гражданский сектор Новосибирского зонального центра ЕС УВД. Концерн «Сибирские Авиалинии» в декабре 1992 г. преобразован в Западно-Сибирское региональное управление воздушного транспорта. Гражданский сектор Новосибирского зонального центра ЕС УВД — в штатах нового управления.

В декабре 1993 года при Западно-Сибирском региональном управлении воздушного транспорта образуется дирекция по созданию государственного предприятия по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация». Гражданский сектор Новосибирского зонального центра ЕС УВД входит в штат дирекции. В январе 1994 года образуется Государственное предприятие по ИВП и УВД «ЗапСибаэронавигация», в составе которого — Гражданский сектор Новосибирского зонального центра ЕС УВД.

В марте 1999 года на базе Гражданского сектора Новосибирского зонального центра ЕС УВД образован Новосибирский региональный центр ПВД — филиал Унитарного государственного предприятия «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения» — гражданский сектор Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД.

Руководители и ветераны Центра:

Директор филиала — начальник ГС ЗЦ ЕС ОрВД Башков Виталий Дмитриевич работает в Гражданском секторе Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД с марта 1983 года.

Старший диспетчер ПВД Булгаков Сергей Николаевич. В Единой системе организации воздушного движения — с 1980 года. В 1985 году — заместитель начальника ВС Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД, с 1987 по 1994 год — начальник ВС Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД. В Гражданском секторе Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД работает с ноября 1994 года. В феврале 1979 года награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени.

Диспетчер ПВД Кошелев Владимир Сергеевич работает в Гражданском секторе Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД с июля 1988 года. За добросовестный труд Указом ПВС СССР от 15.06.71 г. награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

Старший диспетчер ПВД Паламарчук Евгений Петрович работает в Гражданском секторе Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД с февраля 1985 года.

Диспетчер ПВД Мезенцев Евгений Евтижиевич работает в Гражданском секторе Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД с декабря 1983 года.

Диспетчер ПВД Васин Николай Иванович работает в Гражданском секторе Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД с июля 1989 года.

Заместитель директора — заместитель начальника ГС ЗЦ ЕС ОрВД Истюфеев Александр Сергеевич работает в Гражданском секторе Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД с июня 1997 года.

Красноярский ВЗЦ ЕС ОрВД

С целью организации планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства РФ на воздушных трассах, местных воздушных линиях, районах авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов в пределах Красноярского региона, в июне 1982 г. создан Гражданский сектор Красноярского вспомогательного зонального центра ЕС УВД.

С момента создания Красноярский ВЗЦ ЕС УВД возглавил Александр Васильевич Малыхин. С января 1986 г. по март 1992 г. Красноярским ВЗЦ ЕС УВД руководил Александр Васильевич Курганов. С марта 1992 г. и по настоящее время руководителем является Гали Абдуллович Сагдатулин.

В 1999 г. на базе гражданского сектора Красноярского вспомогательного зонального центра ЕС УВД создан Красноярский региональный центр планирования воздушного движения — филиал ГЦ ППВД.

Основные виды деятельности Красноярского ВЗЦ ЕС ОрВД в настоящее время:

—    планирование и организация потоков воздушного движения (в пределах возложенной компетенции);

—    координирование использования воздушного пространства;

—    координация действий по ОПВД с органами УВД своей зоны ответственности и смежными органами планирования воздушного движения;

—    развитие и поддержание информационной базы данных;

—    техническая эксплуатация автоматизированных средств планирования и организации потоков воздушного движения.

Перспективы развития:

—    проведение модернизации АС ПВД/АНС-ЗЦ, переход на новый высокопроизводительный парк компьютеров, поддерживаемый современными операционными системами;

—    завершение организации и внедрение в работу Красноярского фрагмента системы спутниковой связи, позволяющей обеспечить устойчивую и бесперебойную связь ГЦ- ВЗЦ для передачи данных о планировании воздушного движения, а также телефонную, телеграфную, оперативную ГГС;

—    расширение практического применения аэронавигационной информации, накопленной в базе данных Красноярского РЦ ПВД и активизация взаимодействия с заинтересованными организациями по вопросам ее практического применения.

Техническое оснащение и высокий уровень образования сотрудников центра позволяют в кратчайшие сроки выполнять поставленные задачи.

Иркутский ВЗЦ ЕС ОрВД

В семидесятые годы прошлого столетия на территории Восточно-Сибирского управления ГА вопросами взаимодействия гражданской авиации с ведомственными органами ВВС занимался главный районный диспетчерский пункт (ГРДП). В 1970 году в г. Иркутске на региональном совещании представителей ВВС и МГА была поставлена задача о создании единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД). С 1973 года функции планирования и контроля за выполнением полетов, а также взаимодействие с органами ВВС выполнял Иркутский ГРДП. (с 1977 года — Иркутский ВЗЦ ЕС УВД).

Специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие службы движения аэропорта Иркутск и Иркутского ВЗЦ ЕС ОрВД:

Камитов Николай Сергеевич — в ГА с 1961 г. Руководитель полетов района с 1969 по 1985 гг.; диспетчер Иркутского ВЗЦ с 1985 по 1998 гг. Имеет поощрения МГА за грамотные действия при обеспечении полетов в особых случаях, а также полетов рейсами литер «А».

Выгорко Иван Алексеевич — в ГА с 1946 года. В службе движения прошел путь от диспетчера до начальника отдела движения ВСУ ГА, с 1972 года — старший диспетчер ГРДП, с 1983 г. по 1991 г. — старший диспетчер ВЗЦ ЕС УВД. Под его руководством создавались органы ЕС УВД, в том числе внедрялись принципы УВД в районных центрах «слышу-вижу-руковожу». За боевые заслуги награжден пятью орденами и более чем 15 медалями.

Ощерина Татьяна Петровна — в ГА с 1973 года. С 1997 г. по настоящее время диспетчер, старший диспетчер Иркутского ВЗЦ ЕС ОрВД. Грамотно и умело передает свой опыт работы специалистам ВЗЦ в деле обеспечения безопасности полетов, а также освоения АС ПВД-ЗЦ.

Мирошниченко Сергей Анатольевич — в ГА с 1982 г. С 1983г. по 1995 г. диспетчер МДП, РЦ ЕС УВД, с 1995 г. и по настоящее время — старший диспетчер ВЗЦ ЕС ОрВД.

Стреж Владимир Федорович — один из ветеранов службы движения аэропорта Иркутск. С 1972 г. но 1976 г. работал в должности начальника ГРДП. Организовывал работу по планированию, обеспечению полетов и контролю за воздушным движением и взаимодействию с органами ВВС.

Ремез Леонид Иванович — в ГА с 1958 г. С 1977 г., — начальник службы движения аэропорта Иркутск, с 1993 г. — начальник Иркутского ВЗЦ ЕС УВД, с 01.06.2000 г. — заместитель директора Иркутского РгЦ ПВД — филиала ГЦ ППВД. Под его руководством и участием разработана новая структура воздушного пространства района аэродрома Иркутск, а также маршруты спрямления воздушных трасс региона. В аэропорту Иркутск внедрена АС УВД «Старт».

Якутский ВЗЦ ЕС ОрВД

В сентябре 1979 г. в Якутском Управлении Гражданской авиации был организован Якутский ГРДП, начальником которого, был назначен Анатолий Михайлович Раков, который сформировал первый состав ГРДП, а с февраля 1982 г. — гражданский сектор Якутского ВЗЦ ЕС ОрВД. Планирование и контроль воздушного движения осуществлялись по планам-сводкам, картам-планшетам и телеграфным сообщениям. Личный состав ВЗЦ был представлен первоклассными диспетчерами, имеющими большой опыт и допуски к работе на всех объектах службы движения. Это: Иванчиков Олег Петрович, Сергеев Иван Михайлович, Ющенко Валентин Егорович, Сидоренко Александр Алексеевич, Михалев Анатолий Ильич.

В октябре 1994 г., Якутский ВЗЦ, входящий в состав службы движения аэропорта Якутск, а с декабря 1995 г. ГУП «Сахааэроконтроль» возглавил Давыденко Петр Максимович, под руководством которого ВЗЦ получил новую жизнь. Весной 1996 г. в Якутском ВЗЦ была внедрена АС ПВД. Были переработаны должностные инструкции и технологии работы, инструкции по взаимодействию с военными секторами ЗЦ, РЦ, службами и организациями ГА, ВЗЦ стал активно участвовать в совершенствовании структуры воздушного пространства своей зоны.

Большой вклад в становление ВЗЦ и Единой системы ОрВД в Якутии внесли: Давыденко Петр Максимович, Непочатой Александр Николаевич, Соловьев Юрий Афанасьевич, Панченко Леонид Иванович, Михалев Анатолий Ильич, Иванчиков Олег Петрович.

После создания на базе ВЗЦ 23 октября 1999 г. Якутского регионального центра ПВД — филиала УГП ГЦ ППВД было произведено техническое переоснащение ВЗЦ. Был сформирован полноценный штат диспетчеров ВЗЦ и специалистов технического сопровождения. На сегодняшний день это — сформировавшееся предприятие воздушного транспорта, осуществляющее все виды планирования воздушного движения, контроль за использованием воздушного пространства, совершенствованием его структуры, и снискавшее большое уважение у пользователей ВП и предприятий воздушного транспорта Якутии и РФ.

Хабаровский ЗЦ ЕС ОрВД

1 октября 1979 г. в г Хабаровске в штабе 1-ой Отдельной Дальневосточной воздушной армии был сформирован военный сектор ЗЦ ЕС УВД После создания военного сектора начал формироваться гражданский сектор, и 2 февраля 1980 г. был сформирован полноценный двухсекторный Хабаровский ЗЦ ЕС УВД.

Первым начальником военного сектора был назначен полковник Кармянский Анатолий Кузьмич, а начальник гражданского сектора Ушинский Александр Тимофеевич.

18 марта 1980 г. зональный центр в полном объеме приступил к работе по УВД в границах зоны ответственности 1-ой ОДВА.

Первыми диспетчерами гражданского сектора стали диспетчеры по согласованию, имеющие опыт работы на КП ВВС: Пейтель Иван Антонович, Пискорский Иван Иванович, Финтисов Иван Михайлович, Касьянов Петр Тимофеевич, а также диспетчеры ГРДП, имеющие опыт взаимодействия с РДП: Губарь Владимир Иванович, Портных Павел Владимирович, Семенов Петр Иванович, Завьялов Валерий Васильевич.

С начала своей работы гражданский сектор принимает активное участие в совершенствовании структуры воздушного пространства и выработке технологий взаимодействия с РЦ и военным сектором ЗЦ

Наибольший вклад в развитие Единой системы ОрВД на Дальнем Востоке внесли ветераны гражданского сектора: Ушинский Александр Тимофеевич, Соловьев Авинир Григорьевич, Бурдуковский Игорь Алексеевич, Панченко Анатолий Васильевич, Чумаченко Анатолий Григорьевич.

До октября 1996 года гражданский сектор пробовал различные формы планирования:

—    доска с набором стрипов, отражающих почасовую загрузку точек пересечения трасс;

—   текстовые файлы по загрузке секторов РЦ;

—   кассеты для телеграмм, поступающих из РЦ;

—    журналы планов полетов на различной формы и содержания.

В октябре 1996 года в гражданском секторе в здании КДП РГП «Дальаэроконтроль» была развернута автоматизированная система планирования воздушного движения (АС ПВД), включенная в центр коммутации АФТН.

Наибольшее развитие в организации планирования воздушного движения гражданский сектор Хабаровского ЗЦ ЕС ОрВД получил после формирования на его базе 2 марта 1999 г. регионального центра ПВД — филиала УГП ГЦ ППВД .

Гражданский сектор имел постоянно совершенствующуюся АС ПВД, скоростные цифровые и голосовые каналы связи с ГЦ ППВД, а также скоростной канал передачи данных на ЦКС АФТН для своевременной передачи информации в РЦ и АДП своей зоны ОрВД.

 

Фотогалерея

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.