МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
⚡️ ✈️ В. Шелковников. Честно и откровенно о Единой системе ОрВД! Автор: admin 14.01.2023 г.

Валерий Шелковников. В продолжение статьи «О военно-гражданской Единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации».

Присоединяясь к всеобщей огромной озабоченности ветеранов Аэронавигации России, учитывая, что я был активным участником создания Единой (военно-гражданской) системы управления воздушным движением (ЕС УВД) СССР, в очередной раз, взывая к руководству страны, повторяю:

Правительство! Прислушивайтесь к мнению ветеранов — истинных патриотов и профессионалов Аэронавигации России при принятии решений, связанных с функционированием и совершенствованием ЕС ОрВД РФ, направленных на обеспечение национальной безопасности и безопасности полетов, как в мирное, так и в военное время!

Я часто ссылаюсь на простые и мудрые постулаты основоположника концепции и методов предотвращения катастроф Дана Петерсена.

Применительно к этой ситуации, приведу один из них:

«Должно быть широкое участие общественных, профессиональных организаций в расследовании катастроф и серьезных инцидентов, а также в подготовке наиболее важных документов по безопасности. Профессионалы обладают широкими специализированными знаниями в конкретных областях деятельности и могут оказывать огромную помощь Правительству в определении и устранении факторов, угрожающих безопасности.»

Пройдя путь в области управления воздушным движением в Полярной авиации СССР, в том числе на ледовых аэродромах, на всех пунктах  управления воздушным движением (УВД) в аэропорту Шоссейная/Пулково в Ленинграде, руководителем группы испытателей первой в СССР автоматизированной системы УВД,  в 1975 году я был назначен начальником гражданского сектора Ленинградского зонального центра ЕС УВД.

Центр располагался на Дворцовой площади в штабе воздушной армии Ленинградского военного округа. Моим визави оказался опытнейший военный летчик, бывший командир истребительного полка — полковник Чуйков Владимир Иванович. Жесткий, волевой командир, вероятно, перенявший эти качества от своего дяди, знаменитого Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, командующего 62-й армии, принимавшей участие в разгроме фашистских войск в Сталинградском сражении.

Вникнув в новую для меня область деятельности, я глубоко осознал, насколько же было правильным управленческое решение Совета Министров СССР по созданию ЕС УВД, способной решать вопросы использования воздушного пространства и управления воздушным движением, как в мирное, так и в военное время. Решение было принято людьми, которые сами были участниками кровопролитной битвы с фашистами. Подробнее о них я расскажу далее.

Я был поражен, как же ранее управляли воздушным движением раздельно органы УВД Министерства гражданской авиации  и Командные пункты (КП) управления полетами Минобороны? Если говорить современным языком, мы тогда выявили большое количество факторов опасности, связанных с проявлениями подобного «сепаратизма».

Вот некоторые из них:

«На международной трассе Москва-Рига, в районе Великих Лук производится заправка военных самолетов в воздухе.
Схемы полетов самолетов дальней авиации, следующих через Кольский полуостров, Баренцево море и  затем в Атлантику, пересекают с переменным профилем воздушные трассы с интенсивным воздушным движением гражданских самолетов на участках набора высоты и снижения в Ленинградской воздушной зоне, создавая конфликтные ситуации.
Истребители   Московского округа ПВО  выполняют полеты на малых и предельно малых высотах в зоне ответственности гражданского сектора УВД и пересекают  местные воздушные трассы не вводя ограничений.
Постановка помех при проведении военных учений влияет на работу новейшей автоматизированной системы УВД «Старт» и так далее».

Не буду романтизировать тот период. Количество опасных сближений гражданских и военных самолетов было значительным, были и столкновения.

В 1980 году я был назначен начальником гражданского сектора Главного центра ЕС УВД СССР. Центр располагался в здании МГА СССР. Моим коллегой — начальником военного сектора Главного центра ЕС УВД, был Герой Советского Союза, военный лётчик, генерал-майор, участник Великой Отечественной войны Заворызгин Борис Сергеевич. 

Это была захватывающая, интересная и при этом очень важная для страны работа. Приведу пару примеров важности взаимодействия МГА и Минобороны.

Шла «холодная война». Министерство обороны проводило большое количество учений, в том числе в районе аэродромов гражданской авиации. Как правило, учения проводились под руководством дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Москаленко Кирилла Семеновича, Главного инспектора Минобороны СССР, заместителя Министра обороны СССР, авторитет которого, по мнению военных, был непререкаемый. Маршал «до мозга костей», ставивший во главу угла только вопросы обороны страны. Организуя учения он игнорировал проблемы, связанные с огромными экономическими потерями, которые несет гражданская авиация, да и в целом народное хозяйство.

Мое «крещение» началось в том момент, когда меня военные попросили согласовать так называемый «временный режим» по закрытию большого объема воздушного пространства в интересах проведения учений, для представления в последующем Главнокомандующему ВВС, Главному маршалу авиации Кутахову П.С.

Московский зональный центр (МЗЦ) ЕС УВДРазумеется, это была большая государственная и стратегическая задача отработки методов защиты столицы, отвечающая требованиями национальной безопасности.

Предусматривались перехваты самолетов истребительной авиацией, в том числе на международных воздушных трассах и в районах аэродромов Внуково, Шереметьево, Домодедово и Быково, с закрытием данных аэродромов.

Планировалась постановка активных и пассивных радиолокационных помех в период проведения сложнейших Государственных испытаний Московской аэроузловой и трассовой автоматизированных систем управления воздушным движением, что могло повлиять на безопасность полетов.

Получив из управления экономики и финансов МГА расчеты об экономических потерях (языком экономистов — упущенная выгода) из-за сбоев Центрального расписания движения самолетов СССР и нарушений регулярности полетов, я доложил об этом Главному маршалу авиации, Министру гражданской авиации Бугаеву Борису Павловичу.

Он очень внимательно выслушал доклад и, с озабоченностью, спросил: «Задача у военных действительно наиважнейшая, но, что делать чтобы «овцы были живы, и волки сыты», возможен ли компромисс?»

В моей докладной были следующие предложения:

— аэродром Шереметьево и две главных международных трассы (Транссибирская и Европейская) не закрывать, чтобы не нарушать межправительственные Соглашения о воздушных сообщениях между странами использующими воздушное пространство СССР для выполнения полетов своей авиации;
—  разрешить закрыть Внуково, Домодедово и Быково в ночное время не более чем на 3 часа в период самой минимальной интенсивности;
— приостановить проведение Государственных испытаний Московской аэроузловой и трассовой автоматизированных систем управления воздушным движением на период постановки военными активных и пассивных радиолокационных помех.

Имея перед собой докладную записку, Министр гражданской авиации Бугаев Б.П. позвонил по «первой кремлевке» Министру обороны Устинову Д.Ф., человеку, стоявшему у истоков создания всего «оборонного щита» СССР, подробно объяснив ситуацию, он сообщил, что можно найти компромисс.

На следующий день, в Главный центр ЕС УВД, для согласования реализации предложений прибыли представители ВВС, ПВО и Генерального штаба. Предложенный компромисс удовлетворил всех.

В дальнейшем Министр гражданской авиации, вникая в ситуацию, всё больше и больше понимал огромные возможности и преимущества, связанные с созданием Единой системы УВД. Особенно интересовался использованием для полетов самолетов гражданской авиации так называемых «спрямленных воздушных трасс», проходящих через внетрассовое воздушное пространство в период отсутствия полётов военной авиации.

Он потребовал еженедельный доклад об использовании 140 спрямленных маршрутов которые давали значительную экономию авиатоплива в отрасли. Ежегодная экономия топлива за счёт использования спрямленных воздушных трасс постоянно росла (если в 1980 году она составляла 190 тысяч тонн в год, в 1990 году дошла до более 340 тысяч.

И.Ф. Модяев и В.Г. Шелковников

Модяев И.Ф., Заблоцкий В.Ф. и Шелковников В.Г.

В 1984 году я был назначен начальником Главного управления воздушным движением МГА СССР и вновь, моим партнером, коллегой и в последующем старшим мудрым другом, стал участник Великой Отечественной войны заместитель начальника Главного штаба ВВС, генерал-полковник авиации, начальник управления Межведомственной комиссии Единой системы управления воздушным движением СССР, внесший значительный личный вклад в создание  и развитие ЕС УВД СССР, Модяев Иван Федорович.

С ним мы облетели почти всю нашу огромную страну, занимаясь развитием ЕС УВД. Были и в совместных командировках в Афганистане, по заданию КГБ, Генерального штаба Министерства обороны и Министерства гражданской авиации.

В последующем, нам обоим в Кремле вручали высокие награды ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Лауреат Государственной премии СССР».

Были и доверительные беседы. Однажды я задал ему вопрос: «Кто же был инициатором и настоял на принятии важнейшего для аэронавигации страны правительственного решения о создании Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) гражданской и военной авиации, отвечающей требованиям мирного и военного времени?

Я знал, что работы в этом направлении были ускорены после Юхновской авиационной катастрофы 1969 года, тогда над Юхновским районом Калужской области столкнулись военно–транспортный Ан-12БП и гражданский ИЛ-14М предприятия Аэрофлот. Погибли 120 человек.

Однако, из-за затянувшихся в то время межведомственных согласований, принятие окончательного решения по созданию Единой системы УВД откладывалось.

По мнению моего старшего коллеги, товарища и друга, генерал-полковника Модяева Ивана Федоровича родоначальником Единой (военно-гражданской) системы УВД СССР был влиятельный Секретарь ЦК КПСС Дмитрий Федорович Устинов (26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года).

Об Устинове Дмитрии Федоровиче.

В 33-летнем возрасте он был назначен И.В. Сталиным на должность Наркома Вооружения СССР (9 июня 1941 — 15 марта 1946 года). В дальнейшем, с 15 марта 1946 года по 15 марта 1953 года — Министр Вооружения СССР, с 4 декабря 1957 года по 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Военно-промышленной комиссии.

В 1946 году, вскоре после уничтожения Хиросимы и Нагасаки, это он докладывал И. Сталину: «Разработан план США ядерной войны с СССР, названный «Rincer» от французского слова «Смывать», с нанесением ядерного удара по 17 крупнейшим городам СССР».

Будучи председателем Государственной комиссии по расследованию крупной катастрофы Ил-62 в Шереметьево  13 октября 1972 года он, ужаснувшись тому, что военные и гражданские органы УВД находятся под раздельным управлением, потребовал включить в Постановление Правительства вопрос о создании ЕС УВД СССР.

Как считал генерал-полковник И.Ф. Модяев, который знал очень многое, Дмитрий Федорович, был не только родоначальником ЕС УВД, но и ПВО и ядерного щита СССР, добавив, что в 1946 году он, вскоре после уничтожения американцами Хиросимы и Нагасаки, докладывал И. Сталину: «Разработан план США ядерной войны с СССР, вот такие союзнички!»

Примечание:

В 1946 году  был разработан план США ядерной войны с СССР, названный «Rincer» от французского слова «Смывать», с нанесением ядерного удара по 17 крупнейшим городам СССР: Москва, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск и Ярославль!
В августе 1947 года появился новый план США «Broiler», который предполагал нанесения по СССР уже 34 ядерных ударов!
В 1948 году план «Trojan» предусматривал уничтожение в течение месяца 133 бомбами уже 70 советских городов!
В 1949 году   утвержден план «Off taсkle». Предусмотрено использовать 220 атомных бомб по 104 целям СССР!
Но, 29 августа 1949 г. в 7 ч. утра по московскому времени на учебном Семипалатинском полигоне № 2 Министерства Вооружённых Сил прошли успешные испытания первой советской атомной бомбы РДС-1.
Это охладило горячие головы за океаном, но как оказалось, ненадолго.

Так на моих глазах и при непосредственном участии создавалась и развивалась военно — гражданская ЕС УВД СССР, преемником которой является ЕС ОрВД РФ.

В последующем, так называемые «эффективные менеджеры», взяли курс на разрушение основ Единой (военно-гражданской) системы ОрВД РФ.

Более чётко результаты того курса проявились в период проведения СВО.

Сейчас мы с горечью наблюдаем как нынешнее руководство ЕС ОрВД РФ дистанцируется от чествования 50-летнего юбилея Системы, а также выступает против учреждения, приуроченного к этой дате, профессионального праздника – День работников Аэронавигации России>>

Следует отметить, что не они создавали эту Систему, а умные, преданные стране герои, которые прошли Великую Отечественную войну и знали что такое Фашизм и Коварный Запад, поэтому и начали 50 лет назад создавать Единую военно-гражданскую систему управления воздушным движением страны.

Некоторых из нынешних «руководителей» в то время еще и не было даже в проекте, а кто-то из них ещё ходил под стол пешком.

Лично мне судьба предоставила возможность работать с выдающимися военноначальниками того времени и я этим очень горд! >>

Что же произошло в последующем?

«Эффективные менеджеры», они же (по меткому выражению Лауреата всех журналистских премий СССР и России, писателя Геннадия Бочарова, часто освещавшего проблемные вопросы системы УВД) — «солнечные пи.додуи», приходящие в ЕС ОрВД из вне, разрушали её.

Все это подтверждается и на практике в период проведения СВО.

Помпезно сдаются в эксплуатацию модернизированные Укрупненные (региональные) центры ЕС ОрВД, которые, однако, не имеют защищенных командных пунктов управления на особый период.

Забыто проведение совместных военно-гражданских учений и уточнение мобилизационных планов в рамках Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ в соответствии с Указом Президента РФ, как важное дополнение к ЕС ОрВД РФ. В этой связи необходимо отметь, что, исходя из стратегического значения Единой (военно-гражданской) системы УВД, мне, как начальнику ГлавУВД СССР, в последующем руководителю Росаэронавигации, в установленном порядке, после прохождения Высших оборонных курсов при Академии Генерального штаба вооруженных сил СССР, приказом Министра Обороны СССР было присвоено воинское звание «полковник».

Пользователи воздушного пространства — министерства и ведомства, исходя из собственных узковедомственных интересов, «тянут» из Правительства огромные деньги на радиолокационное и навигационное наземное оборудование и связь. Всё это мы уже проходили в СССР, пока Госплан не потребовал в рамках ЕС УВД создать единое радиолокационное, навигационное и связное поле, что позволило мгновенно сэкономить миллиарды.

Нельзя забывать, что Единая (стратегическая — военно-гражданская) система ОрВД РФ осуществляет организацию и  управление воздушными судами порядка 22 министерств и ведомств, в т.ч. это и частные ВС и беспилотные авиационные системы, которые приносят не только огромную пользу во многих отраслях экономики, но и, одновременно, тревоги и обеспокоенность в области обороны страны.

Сейчас эта стратегическая система, при отсутствии Межведомственного органа, к недоумению многих профессионалов, включая военных (когда-то действительно Единой системы), подчиняется одному из 22-х пользователей воздушного пространства — Росавиации, которая не только погрязла в коррупции, но и не в полной мере выполняет требования Президента РФ по обеспечению безопасности полётов.

Кроме того, в воздушном пространстве проходят испытательные полеты, военные учения, перехваты, постановки помех, артиллерийские стрельбы, танки стреляют до высоты 300 метров,  осуществляются запуски и посадки космических объектов, воздушно-десантные операции, переброска войск по воздуху, дозаправка топливом в полёте, борьба со средствами воздушного и космического нападения, разведка, наблюдение, рекогносцировка, а также организация особо важных полетов — все это требует безупречной организации в целях обеспечения национальной безопасности и безопасности полетов гражданских воздушных судов и всё это должно работать «как часы»!

Обеспечить бесперебойную и эффективную работу этого сложнейшего механизма, как показала история страны, может только Единая (стратегическая — военно-гражданская) система ОрВД РФ, которую и необходимо СРОЧНО воссоздать!

Сложнейшая внешнеполитическая ситуация обязывает профессионалов, строивших в период «холодной войны» 20 века стратегическую, отвечающую требованиям национальной безопасности Единую систему управления воздушным движением СССР, честно и откровенно информировать руководство страны о реальной ситуации в этой сфере деятельности, чтобы Родина была готова к любым возможным вызовам.

С уважением, 

Почётный председатель Общественного Совета Международного общественного движения «Аэронавигация без границ», председатель Совета ветеранов Аэронавигации России, президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», Лауреат Государственной премии СССР в области безопасности полетов, начальник Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР (1984 — 1990), Председатель Комиссии по регулированию воздушного движения Российской Федерации (1993 — 1996), Член Междуведомственных комиссий Единой системы УВД СССР и Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (1984 -1990, 1994 — 1996)
В. Шелковников.

 

Публикации по теме:

О военно-гражданской Единой системе ОрВД.

Банальные истины Аэронавигации России!

Единая система ОрВД РФ – это фикция?!

Об особенностях «патриотизма» в ЕС ОрВД РФ.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.