Принимая во внимание, что ИКАО на сегодняшний день приняла поправки в части требований Стандартов для беспилотной авиации пока только в четыре Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) из существующих 19 Приложений к Конвенции, которые государства должны выполнять, не следует законодательно придумывать «доморощенные правила» не согласованные с другими документами ИКАО, которые поставят под угрозу очень перспективное беспилотное направление в авиации в России на длительный период.
Стандарты ИКАО, касающиеся сертификации сложнейших подсистем Дистанционно пилотируемых авиационных систем (ДПАС), еще находятся в стадии разработки. Поэтому до их окончания любой порядок сертификации не следует автоматически считать отвечающим требованиям Стандартов соответствующих Приложений к Конвенции, включая Приложения 6 к Конвенции «Эксплуатация воздушных судов» и Приложение 8 к Конвенции «Летная годность воздушных судов».
Обращает на себя внимание следующее положение указанного Федерального закона. Согласно п. 8 статьи 2, в случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации требуется принятие нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего обязательные требования, к установлению и оценке применения таких обязательных требований применяются положения настоящего Федерального закона.
В связи с этим, возникает вопрос: как нормы и критерии 247-ФЗ будут соотноситься с нашими обязательствами по максимальной гармонизации с требованиями ИКАО и необходимости принятия в Российской Федерации обязательных требований, предусмотренных Стандартами ИКАО.
С учетом положений 247-ФЗ, если критерии введения обязательных требований в сфере воздушного транспорта в целях реализации стандартов ИКАО не будут соответствовать указанному закону, они м.б. не введены. Однако, введение обязательных требований в сфере воздушного транспорта основывалось и основывается прежде всего на главном критерии – безопасности полетов.
Федеральный закон от 25.12.2012 No 260-ФЗ внес важнейшую поправку в статью 24.1 Воздушного кодекса: «Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации ИКАО» и обязал с этого момента жить по Международным авиационным стандартам.
Учитывая эти обстоятельства, целесообразным под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации провести юридико-техническую экспертизу законопроекта на соответствие Стандартам ИКАО, возможность их реализации в сфере воздушного транспорта России с учетом положений 247-ФЗ, и не спешить с внедрением законопроекта, ибо Закон изменить в будущем будет сложно.
Применительно к государственному регулированию авиационной деятельности не следует руководствоваться многолетним, типично российским высказыванием: «Закон плохой, но он закон!».
В данном случае, закон, вносящий важнейшие базовые обязательные требования в области гражданской авиации должен быть хорошо продуманным и отвечать Стандартам ИКАО.
В заключении. Несмотря на то, что руководящая роль ИКАО имеет первостепенное значение для обеспечения безопасности полетов, чтобы стандарты и передовая практика были, как согласованы, так и осуществимы, не следует забывать, что в воздушном пространстве России выполняют полеты воздушные суда многих министерств, ведомств и организаций, поэтому представленные поправки должны учитывать и Указ Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года No 146 «О Федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».
С уважением, Валерий Шелковников >
Президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов»,
Член Всемирного фонда безопасности полетов,
Почётный председатель Общественного Совета МОД «Аэронавигация Без Границ».
—————
Международное консультативно-аналитического агентство «Безопаcность полетов» направило обращение в Министерство юстиции о проведении юридико-технической экспертизы законопроекта на соответствие Стандартам и Рекомендациям ИКАО.