Экспертным советом МОД «Аэронавигация Без Границ»
по просьбе участников Движения (специалистов подразделений ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») рассмотрен
проект Федеральных авиационных правил
«Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой».
В результате предварительного рассмотрения указанного проекта ФАП (прошедшего согласование в Министерстве транспорта и представленного в Министерство экономического развития) членами Общественного экспертного совета был сделан вывод о том, что указанный проект ФАП требует значительной доработки.
Учитывая изложенное, а также определённую некорректность некоторых норм, предложенных проектом ФАП, Общественный экспертный совет МОД «Аэронавигация без границ» для разъяснения своей позиции, счёл целесообразным изложить свои комментарии относительно отдельных статей и положений представленного документа, в следующей форме.
Диспетчер — орнитолог?
Первое, в чём сложно разобраться, какие конкретно животные, по мнению авторов документа, создают опасность для гражданской авиации и по каким признакам?
По тексту документа:
Раздел II. Организация орнитологического обеспечения полетов.
2.1. Порядок работ по борьбе с опасностью, создаваемой живой природой, определяется в Руководстве по аэродрому.
2.2. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой включает в себя:
1) мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов;
2) мероприятия по предотвращению столкновений воздушных судов с животными».
Комментарий: если в названии раздела (главы) документа идёт речь об орнитологии, то зачем в нём переходить к другим группам и видам животных?
Далее, в разделе 7 и т.д. используется термин «дикие (бродячие) животные», в этой связи возникает вопрос, что подразумевается под «дикими животными»: сурок, заяц, лиса, волк, кабан, лось? А что под «бродячими» — это потерявшиеся (бесхозные) домашние животные, например: кролик, кошка, собака, овца, корова, лошадь и т.д.?
Рассуждаем дальше, например, бродячий кролик и дикий сурок, бродячая собака и дикий волк, бродячая корова и дикий лось, все эти пары находятся в разных весовых категориях и, соответственно, последствия от столкновения с самолетом будут разными.
Может быть авторам нужно было подумать над классификацией животных по весу: легкие, средние, тяжелые, как воздушные суда, чтобы авиаторам привычнее было разбираться.
Далее по проекту ФАП:
Пункт 2.3. Орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и вдоль маршрутов полетов воздушных судов.
Комментарий: Ну, почему вдоль-то, почему не поперек, да и как они (ВС) могут столкнуться с птицами «вдоль маршрутов полетов воздушных судов»? Напрашивается вывод: Воздушные суда перестали летать по маршруту и теперь летают вдоль маршрута (рядышком что ли?), а по мнению авторов они (ВС) именно из-за этого и сталкиваются с птицами.
Раздел III . Функции работников оператора аэродрома»
Оператор аэродрома (понятие присутствует по всему тексту) это кто? Разработчики документа видимо пытались ответить себе на этот вопрос, но неудачно, т.к. определение «оператор аэродрома», а с ним и ответственность, начали как-то расплываться, хотя согласно ВК РФ (ст. 49) требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами. Термин определен, см. соответствующие ФАП.
Смотрим, ФАП 286 «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», определено: «п. 6. Оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности:
— комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
— комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта;
— комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.».
Иные задачи перед операторами аэродромов не ставятся.
Пунктом 3.1 проекта предусмотрено, кого оператор аэродрома может привлекать:
— работников подразделений (служб) оператора аэродрома;
— организации, задействованные в обеспечении полетов ВС (далее — ответственный персонал наземных служб);
— работников органа организации воздушного движения (далее — орган ОВД), осуществляющего деятельность в аэропорту.
Комментарий к двум последним дефисам:
- «Орган организации воздушного движения (далее по тексту — орган ОВД) — это что за орган? Согласно ВК РФ (ст.14) организация воздушного движения, представляет собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения. «Организация воздушного движения», «Обслуживание воздушного движения», «Оперативные органы ЕС ОрВД» — знаем, а вот «Орган организации воздушного движения» — это новый термин из перспективных планов по внесению изменений в действующие ФАПы? Согласно пока ещё действующему ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации» орган ОВД — это орган обслуживания воздушного движения.
Согласно п.2 статьи 14 ВК РФ он (орган ОВД) находится в составе либо Единой системы организации воздушного движения, либо организаций — пользователей воздушного пространства, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и руководствуются распоряжениями исключительно своих руководителей. - Какую же деятельность осуществляет этот загадочный орган ОВД, если эта деятельность не имеет отношения ко второму дефису, где фигурируют все организации, «задействованные в обеспечении полетов (далее — ответственный персонал)»?
ОВД — это какая-то иная деятельность, не имеющая отношения к обеспечению полетов или персонал этого органа не совсем ответственный?
Пункт 4.16. Опасными птицами для ВС считаются такие, которые сталкиваются с ними (коммент.: это сколько ж раз птице надо столкнуться с ВС, чтобы стать для него опасной), а также систематически прилетают на аэродромы или пролетают через его территорию (т.е. те, которые не систематически прилетают или пролетают через его территорию — не опасные?)».
Комментарий: не совсем понятно какие птицы опасные, те которые систематически сталкиваются с ВС или те птицы, с которыми самолет не сталкивается? Полагаем, что те птицы, которые хоть один раз столкнулись с самолетом, уже не для кого не опасны — это точно, а вот все те, которые еще не сталкивались с самолетом, наверное, остаются опасными?!
А что предлагается авторами ФАП для устранения проблем, создаваемых птицами?
Пункт 4.19. Причины концентрации птиц на аэродромах устраняются работниками подразделения, ответственного за орнитологическое обеспечение полетов. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах, относится, в т.ч. «скашивание травяного покрова на летном поле при достижении ее высоты 30 см до оптимальной высоты 8 — 10 см».
Комментарий: коллеги, поздно, к моменту, когда начнется скашивание травяного покрова, который уже достиг 30 см, птицы успеют вывести птенцов, да и системы посадки (ILS) уйдут в «аварию»).
Раздел IV.5. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой
«4.25. Для слежения за орнитологической обстановкой сотрудник органа ОВД использует экран индикатора посадочного радиолокатора» (правда везде идет оговорка «при его наличии»).
Комментарий: в ТК РФ нет такого понятия как сотрудник, есть только работники, в этой связи можно понять, что это сотрудник органа внутренних дел?
Следующее, не используется ведь практически в гражданской авиации посадочный радиолокатор, зачем же было этому посвящать в ФАПе целый раздел?
Или же с выходом такой версии ФАП посадочный или аналогичный ему локатор обязательно должен появиться там где его нет? А диспетчер органа ОВД, который, вероятно, по мнению авторов документа, недозагружен, вместо того, чтобы просто так в монитор пялиться, займется делом — орнитологическим обеспечением полетов.
Помните, как по А. Райкину: «Вот балерина – крутится. Крутится, крутится, аж в глазах рябит. Прицепить её к динамо – пусть ток дает в недоразвитые районы».
Еще одна интересная фраза, «запрятанная» в документе: «Анализ последствий столкновений (имеется в виду с птицами) необходим для обоснования затрат на мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов.».
Не забыли в документе и про применение инновационных технологий.
«V.8. Отпугивание (имеется в виду птиц) с помощью беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем.»
Комментарий: вспоминается рекламный ролик ФГУП «Почта России», где демонстрируется доставка корреспонденции с помощью беспилотника. Однако, там только экспериментируют, а проектом ФАП данный метод предлагается уже к применению.
А теперь о более серьезном.
Документ разрабатывался в ГосНИИ ГА — ведущем научно-исследовательском институте гражданской авиации, проходил согласование в подведомственных Минтрасу России и Росавиации организациях и, надо сказать (ознакомившись с первой версией), претерпел некоторые изменения в лучшую сторону.
Однако, что мы видим, согласно данному документу на органы ОВД аэродрома возлагаются дополнительные функции и следовательно — ответственность!
Итак, читаем:
пункт 3.1 … «К выполнению практических мероприятий (см. выше: по орнитологическому обеспечению, предотвращению столкновений воздушных судов с животными и контролем за их проведением) могут привлекаться, в т.ч.:
3) работники органа организации воздушного движения (далее – орган ОВД), осуществляющего деятельность в аэропорту.
Пункт 4.23. При обнаружении стаи птиц сведения о них немедленно передаются руководителю полетов и в подразделение, ответственное за орнитологическое обеспечение полетов. Сотрудники органа ОВД проводят наблюдения за птицами и с записью результатов в журнал в целях накопления информации о возникновении на аэродроме вышеуказанной орнитологической обстановки и разработки в отношении птиц соответствующих профилактических мер.
Комментарий: журнал это уже справочный материал для диссертации по орнитологии. Специалисты органов ОВД становятся полноценными участниками научных исследований?!
Согласно п. 4.25 и п. 4.26 проекта ФАП на орган ОВД возлагается радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой», который он — орган должен производить «параллельно с радиолокационным слежением за движением ВС».
Пункт 4.40. Органу ОВД не рекомендуется давать разрешение на взлет ВС, если по курсу его взлета наблюдаются перелеты птиц (т.е. в принципе можно, только не рекомендуется?!).
Пункт 4.41. Руководитель полетов на основании докладов и информации об орнитологической обстановке на аэродроме и подходах к нему в случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц) принимает решение о временном прекращении полетов.
Понятно к кому авиакомпании будут предъявлять претензии (иски) из-за повреждения самолетов и ущерба, нанесенного авиакомпании дикой (бродячей) фауной – это ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»?
И соответствующие компетентные органы, в случае серьезных инцидентов с воздушными судами, тоже не долго будут определять подозреваемых — это диспетчер и руководитель полетов центра ОВД на аэродроме?
Примечание:
25 декабря 2012 года принят Федеральный закон РФ № 260-ФЗ, внесший изменение в Воздушный кодекс РФ ( статья 24.1) — «Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации».
28 февраля 2019 года принято Постановление Правительства Российской Федерации N 212 «О внесении изменения в положение о подготовке Федеральных правил использования воздушного пространства и Федеральных авиационных правил». В соответствии с данным Постановлением, Федеральные авиационные правила в части наименования, структуры (нумерации) и содержания разрабатываются и утверждаются с учетом международных стандартов и правил Международной организации гражданской авиации и государств – членов указанной организации, а также других международных авиационных организаций.
В этой связи, учитывая, что в настоящее время существует более 500 различий между Стандартами и Рекомендациями ИКАО и национальной практикой, представляется целесообразным проводить на соответствующем уровне юридико-техническую экспертизу проектов ФАП, в т.ч. на соответствие Стандартам ИКАО.
Для справки:
Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации, Том 1 «Аэродромы», глава 9, раздел 9.4. «Уменьшение опасности столкновения с птицами и дикими животными» и производные Руководства ИКАО:
Doc 8126 «Руководство по службам аэронавигационной информации», Добавление Н в части публикации информации в сборниках аэронавигационной информации о птицах и их миграции.
Doc 9137«Руководство по аэропортовым службам» Часть 3 «Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения».
Doc 9137 «Руководство по аэропортовым службам» Часть 9 «Практика технического обслуживания аэропортов».
Doc 9332 «Руководство по системе информации ИКАО о столкновениях с птицами (IВIS)».