МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Взгляд профессионала: «Назрели перемены!» Автор: admin 09.08.2022 г.

Уважаемые коллеги!
С согласия автора (профессионала, работающего в ЕС ОрВД РФ) публикуем обращение, которое пришло по системе Конфиденциальных сообщений в  соответствии с требованиями
Приложения 19 к Конвенции ИКАО «Управление безопасностью полетов».

РУБП ИКАО: «Никто лучше эксплуатационного персонала не знает, как на самом деле функционирует система».

Прочитал статью «Был жесткий приказ помогать стране», полностью солидарен с известным в авиационной отрасли профессионалом!

К сожалению, у нас мало используется колоссальный интеллектуальный ресурс профессионалов на местах. Люди завалены обязательными отчётами, докладами, совещаниями, проверками …

Прошедшие 10 лет показали, что глубокой стратегии развития у ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее – Предприятие) не было и к сегодняшней ситуации Предприятие оказалось не готово.

Огромные финансовые средства, концентрировавшиеся Предприятием в беспечные «жирные» годы на банковских счетах, с падением интенсивности полетов иностранных авиаперевозчиков в воздушном пространстве РФ, были катастрофически быстро израсходованы.

Внедрение отдельных перспективных технологий, суливших экономическую выгоду (на некоторых аэродромах внедрены АЗН и МПСН), несмотря на радужные надежды, не оказало положительного влияния на экономику Предприятия.

Предвижу упрёк: экономика вторична, первична безопасность полётов, человеческие жизни!!!

Так вот, людям, спекулирующим на тему безопасности полётов, предлагаю обратиться к здравому смыслу и Doc 9882 ICAO «Руководство по требованиям к системе организации воздушного движения»:

п. 2.1.2 Безопасность полетов: «Меры по снижению уровня риска должны приниматься до тех пор, пока затраты на дальнейшее снижение риска не станут явно несоразмерными выгодам в результате такого снижения риска».

Резервов в ЕС ОрВД много, приведу несколько примеров.

Зарубежные провайдеры (поставщики) аэронавигационного обслуживания (далее — ПАНО) активно используют инструктивный материал, в т.ч. «Руководство CANSO для удаленных и цифровых вышек (КДП)», который описывает концепцию и технологии этого современного подхода, в практике обслуживания воздушного движения (ОВД) и опыт его внедрения в Швеции,США, Германии, Венгрии, Великобритании … (см. здесь >).

Использование этой технологии существенно повышает и экономическую эффективность ПАНО, и уровень безопасности полётов, в том числе в особый период.

Более 6 лет назад в статье «В небе надо навести порядок» предлагалось внедрить эту технологию, способствующую  получению значительного экономического эффекта в целом в авиационной отрасли России.

Три года назад, 18 сентября 2019 года, в рамках деловой программы МАКС–2019, Росавиацией был организован круглый стол на тему: «Применение удаленных командно-диспетчерских пунктов, зарубежный опыт и перспективы внедрения в Российской Федерации». На мероприятии присутствовали представители Минтранса России, филиала «Научно-исследовательский и развивающийся институт аэронавигации ФГУП «ГосНИИ ГА», АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», АО «ВНИИРА», АО «Азимут», АО «Концерн «МАНС», ООО «Фирма «НИТА».

Было сделано два интересных доклада: «Повышение эффективности аэронавигационного обслуживания при внедрении цифровых удаленных вышек (Иван Гаунин, начальник отдела инспектирования филиала «Аэронавигация Центральной Сибири») и «Основные подходы к внедрению удаленного видеонаблюдения (Сергей Москвичев, главный специалист отдела ОрВД генеральной дирекции).

Учитывая, что ЕС ОрВД, является важной составной частью защиты национальных интересов Российской Федерации в сфере использования и контроля воздушного пространства, возникает вопрос:

почему эти наработки до сих пор не востребованы соответствующими министерствами и ведомствами в рамках Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации и концепции воздушно-космической обороны, предусматривающей полномасштабное развертывание единой Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП)?

Кстати, ПАНО Швеции возглавил это направление одним из первых в мире потому, что получил поддержку Министра обороны, который усмотрел в этой технологии существенное повышение живучести системы управления при рассредоточении самолетов в случае нападения на аэродром противником. Он предложил называть эту процедуру «Центр удаленной башни (КДП)».

Однако, это не говорит о том, что подобное нужно сразу и повсеместно внедрять на всех аэродромах России. Безусловно, что этому должен предшествовать соответствующий многофакторный, в т.ч. экономический, анализ, но проходят годы, а реальных действий и результатов по данному направлению, как не было так и нет.

Еще один пример: 21 сентября 2021 года в районе Хабаровска потерпел катастрофу Ан-26, выполнявший облет РТС. Погибли 6 членов экипажа, потеряно воздушное судно.

Многие специалисты Предприятия знали погибших. Но вместе с чувством скорби возникает вопрос:

почему до сих пор для выполнения лётных проверок средств РТОП не используются беспилотные авиационные системы (БАС)?

Это снизит затраты на выполнение лётных проверок, повысит оперативность и эффективность контроля состояния средств РТОП.

Российскими предприятиями разработаны и испытаны сами БАС и измерительные комплексы для контроля параметров средств РТС (См. «Эксперты рекомендуют Минтрансу представить в ICAO опыт создания мобильного радиоизмерительного комплекса»).

И снова об экономике: в российских аэропортах, принимающих по 2-3 рейса в день (а то и меньше и реже) обеспечивается диспетчерское обслуживание, устанавливаются дорогостоящие радиолокаторы и КСА УВД, хотя авиационный мир более 50 лет назад внедрил на подобных аэродромах полетно-информационное обслуживание (ПИО). Люди считают деньги и не менее нас заботятся о безопасности полётов.

Почему так происходит?

Предположение: никто не заинтересован в эффективном функционировании Предприятия. Ни его руководство, ни Росавиация. Приказы, совещания, доклады, отчёты есть, а эффективности нет.
При этом есть масса примеров способности коллектива Предприятия выполнять очень сложные задачи и реализовывать самые ответственные мероприятия.
То есть ресурс есть, а использовать этот ресурс на пользу стране не удаётся?

Если уж это не сделано своевременно, может быть сейчас самое время изменить структуру отрасли-монополиста? Создать сбалансированный механизм, учитывающий интересы всех участников процесса: и Государства, и Предприятия, и работников, и пользователей воздушного пространства, и промышленности, к слову сказать, не совсем понятно насколько заинтересованной в эффективности системы ОрВД.

Хороший пример  — NAV CANADA, пожалуй, один из самых эффективных ПАНО в мире. В структуре управления представлены и правительственные структуры, и представители работников, и пользователей воздушного пространства,  а также независимые лица, способные видеть ситуацию со стороны.

Не обязательно копировать какой-либо конкретный механизм, но учитывать и применять лучшее из мировой практики, связанной с деятельностью ПАНО, как в организационно-правовой форме и структуре, так и в производственно-хозяйственной сфере и передовых технологиях, сейчас крайне необходимо. Это шанс, который глупо было бы не использовать.

Коллеги, у меня накипело! Это обращение лишь от горячего желания, чтобы дети, внуки мои жили в сильной, умной и красивой России, за которую отцы и деды отдавали свою жизнь.

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.