МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
Взгляд профессора. О целевых значениях ключевых показателей уровня БП в ГА РФ Автор: admin 14.10.2025 г.

Портал МОД «Аэронавигация Без Границ», продолжая рубрику «Взгляд профессора», инициатором которой был В.В. Козлов — доктор медицинских наук, профессор, член Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ» и Экспертного совета в области гражданской авиации России, члена Совета Общества расследователей авиационных происшествий,представляет вашему вниманию публикацию (мнение) Шарова Валерия Дмитриевича — доктора технических наук, профессора кафедры «Безопасности полетов и жизнедеятельности» Московского государственного технического университета гражданской авиации» (МГТУ ГА) на тему,  касающуюся целевых значений ключевых показателей уровня безопасности полетов в ГА РФ.

В качестве предложений, автор предлагает рассмотреть использование рекомендации РУБП ИКАО, Doc. 9859, 3-е изд. 2013 г., Добавление 6 к гл.5, с некоторыми поправками, о которых ранее было изложено в статье > Шаров В. Д., Образцов Р. А., Поляков П. М. О показателях безопасности полётов, их целевых и пороговых уровнях // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2023. № 43.

О странных «целевых значениях ключевых показателей» уровня безопасности полетов в ГА РФ

Как известно, по Стандарту ИКАО, Приложение 19 п. 3.4.2.1, государства должны устанавливать «подлежащий достижению приемлемый уровень эффективности обеспечения безопасности полетов посредством своих ГосПБП». Этот уровень задается в виде целевого значения (SPT) количественного показателя (SPI).

Также хорошо известно, что в действующем Воздушном кодексе в определении безопасности полетов (БП) для ГА, статья 24.1 п 1, имеется требование о наличии показателей БП в ГА, которые утверждаются Правительством РФ.

Государственные SPI и их SPT в ГА РФ имелись в Приложении 2 к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1064 в количестве 30 штук. В авиационном сообществе о них мало кто знал, и в официальных отчетах и анализах по БП они практически не упоминались. При знакомстве с этими показателями возникало много вопросов, о чем мы писали в статье Шаров В.Д., Образцов Р.А., Поляков П.М. О показателях безопасности полётов, их целевых и пороговых уровнях // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2023. № 43. С. 145–155).

Но с 1 сентября этого года об этих показателях можно забыть, поскольку Приложение 2 указанного выше Постановления 1064 отменено новым Постановлением Правительства от 25 марта 2025 г. N 363 «О внесении изменений в постановление правительства российской федерации от июня 2021 г. № 1064»

В новом варианте количество показателей сокращено с 30 до трёх и Приложение 2 выглядит так.

Остановимся здесь на первых двух показателях. Соотношения между ними удивляет с позиций обычной логики: допускается превышение количества лиц, погибших в результате авиационного происшествия, над количеством лиц, получивших телесные повреждения.

Сами «целевые значения» показателей погибших вызывают еще большее удивление любого специалиста, знакомого со статистикой авиационных событий и их последствий.

В коммерческой ГА РФ фактические показатели количества погибших на 1 млн перевезенных по данным анализов Росавиации за последние 3 года следующие: 2022 г – 0,07, 2023 – 0, 11, 2024 г – 0,33.

К сожалению, наблюдается рост (ухудшение) этого важнейшего показателя, однако это, отнюдь не значит, что в качестве цели на 2025 год следует назначать уровень, почти в 3 раза (!) превышающий худший из показателей трех последних лет!

Если какая-то авиакомпания установит для себя в СУБП цель по БП с таким серьезным увеличением (ухудшением) показателя относительно фактического, она наверняка не пройдет проверку Госавианадзора.

А во всей ГА это допустимо?

При этом полезно вспомнить, что в мировой коммерческой ГА этот показатель имеет порядок 0,1, а в странах-лидерах отрасли он существенно ниже.

Чем обосновано установление таких странных «целевых значений ключевых показателей» для ГА РФ в Постановлении правительства РФ – непонятно.

Шаров Валерий Дмитриевич, профессор кафедры БП и ЖД МГТУ ГА.

 

P.S. от редакции:

Члены Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ», ознакомившись с мнением профессора по данному актуальному вопросу полагают, что дискуссия специалистов, их точка зрения (мнения, суждения) по вопросам, связанным с показателями безопасности полетов в ГА будет содействовать их совершенствованию, разъяснению и, соответственно, пониманию авиационным сообществом.

Возможно, соответствующему органу, занимающемуся нормотворческой деятельностью, кроме привлечения к этому процессу представителей авиационного сообщества на стадии разработки нормативных правовых актов, также целесообразно более внимательнее относиться к деятельности, связанной с разъяснением положений уже принятых НПА.

Следует отметить, что в течение 5 лет подобные вопросы поднимались и членами Экспертного совета МОД «Аэронавигация Без Границ» относительно установления соответствующих показателей в деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», например, для конкретизации девиза Предприятия: «Стать первым среди лучших поставщиков аэронавигационного обслуживания в мире!». Пытаясь понять на какие критерии (показатели) ориентируется высший менеджмент ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в соревновании за право быть первым среди «лучших в мире», предлагалось их разработать и утвердить.

Из истории нормотворчества в сфере УВД в СССР.

О применении эффекта синергии (объединение потенциалов, использование накопленного опыта и т.п. различными организациями) при разработке нормативных документов в области управления воздушным движением в СССР.

Следует отметить, что, с учетом накопленного опыта по организации и совершенствованию управления воздушным движением в СССР, непосредственное участие в разработке основополагающих нормативных документов в сфере УВД принимали руководители и специалисты-практики:
✔️ аппарата МГА СССР;
✔️  учебных заведений, в т.ч. Академии ГА (г. Ленинград), МИИГА (г. Москва) и Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ (г. Ульяновск);
✔️ научно-исследовательских организаций, в т.ч. НЭЦ АУВД – ГосНИИ «Аэронавигация»;
✔️ служб движения авиапредприятий ГА.

Вместе с тем, эффективно использовалось создание совместных рабочих групп, в т.ч. межведомственных, к работе в которых привлекались высококлассные специалисты по конкретным направлениям деятельности, связанным с тематикой разрабатываемых нормативных документов.

По результатам разработки и внедрения соответствующих нормативных документов, как правило, издавался приказ Министра гражданской авиации СССР о поощрении представителей организаций, принимавших активное участие в этой весьма важной работе, направленной на обеспечение безопасности полетов при УВД.

Один из примеров: Приказ Министра ГА СССР Бугаева Б.П. о поощрении работников ГА за активное участие в разработке и внедрении Наставления по службе движения (НСД ГА — 81) >>

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.