Заместитель начальника Уфимского авиаотряда по движению, начальник службы движения Уфимского объединённого авиационного отряда Приволжского УГА МГА СССР (1956 — 1987).
Родился 16.12.1923 года, в г. Уфа Башкирской АССР. Ушел из жизни 23.08.2020 года.
ПОМНИМ И СКОРБИМ…
Присвоено Общественное звание «Почётный Аэронавигатор»
ОБРАЗОВАНИЕ (ДИПЛОМЫ)
Год окончания | Наименование учебного заведения |
Специальность |
1941 | Уфимский аэроклуб | Лётчик |
1942 | Пермская военная авиашкола | Лётчик |
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ)
Годы службы (работы) | Должность |
1942 — 1944 | Лётчик авиации дальнего действия (Ли-2), младший лейтенант. |
1944 — 1946 | Командир корабля (Ли-2). |
1946 — 1951 | Лётчик военно-транспортной авиации (Ли-2, Ил-12). |
1951 — 1956 | Командир авиационной эскадрильи (Ми-1, Ми-4), подполковник. |
1956 — 1987 | Начальник службы движения Уфимского объединённого авиационного отряда Приволжского УГА МГА СССР. |
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АЭРОНАВИГАЦИИ
Николай Александрович Веселов создавал Службу движения, как самостоятельное подразделение, Уфимского аэропорта.
В 1956 году коллектив Службы состоял из 10 человек (два диспетчерских пункта), в 1985 – более 100 (10 диспетчерских пунктов).
С 1957 года аэропорт стал работать круглосуточно, организован ночной старт. Выполнялись как полёты по трассам, так и большое количество полётов по МВЛ.
В 1962 году организовывал работу Службы во вновь построенном аэропорту с искусственной ВПП. Осваивалась радиолокация, посадочное и навигационное оборудование, создан МДП. Параллельно с оборудованием диспетчерских пунктов аэродрома Уфа, осуществлялось оснащение 25 аэродромов местных воздушных линий Башкирии, принимающих вертолёты Ми-1, Ми-2, Ми-4, самолёты Ан-2. Пять крупных аэродромов БАССР (Белорецк, Сибай, Нефтекамск, Акъяр, Октябрьский) оснащаются средствами РТС для приёма самолётов Ан-24.
С 1967 года, впервые в стране, из аэропорта Уфа Ан-24 стали летать по МВЛ. Образован Уфимский РДС, были созданы новые диспетчерские пункты и секторы УВД, осваивалось новое оборудование. В 1967 году службе движения было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда».
В 1977 году смена РП А.А.Ахмадеева, а в 1980 смена РП П.И.Сазонова были признаны лучшими в МГА СССР.
В 1980 и 1982 годах, службе движения присваивалось звание образцового коллектива по Приволжскому управлению МГА СССР.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
В сентябре 1942 года окончил Пермскую военную авиашколу в звании сержанта. Направлен на фронт в полк Авиации дальнего действия, где служил всю войну, летал на самолёте Ли-2 в варианте ночного бомбардировщика. С 1944 года – командир корабля Ли-2. Произвёл 132 боевых вылета, более 400 вылетов с военной техникой, грузами, десантом. Летал на бомбометание, выброску парашютистов, доставку грузов партизанам. Участвовал в боях за освобождение Сталинграда, Курска, Кавказа, Ленинграда, Киева (во всех крупных операциях Красной Армии), воевал в Венгрии, Югославии, Польше.
После окончания войны, с 1946 года — лётчик Военно-транспортной авиации. В начале 1950-х переучился на самолёт Ил-12. В 1951 году — на вертолёт Ми-1. В 1952 году началось освоение нового вертолёта — Ми-4, проводили войсковые испытания, в том числе в горной местности на Кавказе. Командир авиационной эскадрильи. Подполковник.
Летом 1954 года на Ми-4 участвовал в воздушном параде в Москве. После парада, все его участники были приглашены на приём к Министру обороны СССР Н.А.Булганину.
В 1956 году, по состоянию здоровья, списан с лётной работы, вернулся в Уфу и был назначен на, вновь созданную, должность заместителя начальника Уфимского авиаотряда по движению.
НАГРАЖДЕН
Двумя орденами Красной Звезды.
Двумя орденами Отечественной войны II степени.
Медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги».
Отличник Аэрофлота.
Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР.
О присвоении Общественного звания и занесении на Галерею Почёта Аэронавигации >