МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал

Спорт

Стоят: В.Суйков, В.Джосан, Н.Цаплин, О.Харин, А.Ананьев, И.Селезнёв, Е.Кривов, И.Митронин. Сидят: Г.Калугин, П.Воропаев, А.Линин, А.Третьяк, А.Телешев, Е.Воробьёв

Решение Министра>  Первый турнир>  Возрождение>  Развитие >  Фотогалерея>

 

Решение Министра гражданской авиации СССР

Проблемы, связанные с низким уровнем владения английским языком диспетчерами УВД заставили Руководство МГА СССР принять решения об  обучении авиадиспетчеров, а также повышении квалификации преподавателей английского языка, — в Великобритании.

Не только в СССР, но и в мире не все было в порядке в службах УВД с английским языком. 10 сентября 1978 года в перегруженном Европейском небе в районе ответственности Загребского центра УВД столкнулись британский Trident 3B и DC-9 югославской авиакомпании. В самый критический момент, в условиях стресса диспетчер вместо английского перешел на хорватский. На тот период это было самое крупное столкновение в мире.

На следующий год произошла крупнейшая за всю историю авиации катастрофа на земле. В Тенерифе столкнулись два Боинга- 747. Одна из главных причин – неправильный английский язык.

Когда открылись транссибирский и трансазиатский маршруты через территорию СССР, все европейские и юго-восточные авиакомпании ринулись через наше воздушное пространство, экономя колоссальные ресурсы. Рост интенсивности полетов привел к скачку количества опасных сближений воздушных судов.

Письмо, полученное Начальником Главного управления воздушного движения МГА СССР Шелковниковым В.Г.  от президента ИФАЛПА Барт Баккера, который описал в нем сорокаминутное нахождение Боинга 747 над Актюбинском из-за полного непонимания диспетчером английского языка и возврате самолета из-за этого в Дели, требовало принятия немедленных мер. В.Г.Шелковников, доложив министру гражданской авиации СССР о сложившейся тревожной обстановке, предложил ежегодно обучать в британском учебном центре, одобренном ИКАО, 100 диспетчеров и преподавателей английского языка. Возражения некоторых чиновников, что ради экономии средств лучше готовить их дома, были отметены.

7 декабря 1988 года Министр подписал приказ «О ежегодной стажировке в Великобритании специалистов службы управления воздушным движением и преподавателей английского языка».

Из интервью с В.Г. Шелковниковым:

1985 год. Прошло полгода после столкновения в районе аэродрома Львов пассажирского Ту-134 Эстонского управления гражданской авиации и Ан-26 командующего ВВС Прикарпатского военного округа. Понемногу утихает боль потерь от ужасной трагедии…

Как обычно раз в квартал, в субботу в специально выделенное время, докладываю Министру гражданской авиации, главному маршалу авиации Бугаеву Борису Павловичу о положении дел в системе управлениям воздушным движением, соблюдая правило – не врать, говорить только правду, какой бы горькой не была.

Докладываю об автоматизации УВД, начавшемся внедрении концепции и методов предотвращения авиационных происшествий Дана Петерсона одобренных ранее министром, об успехах в области экономии топлива от использования так называемых спрямленных трасс, благодаря хорошему «локтевому» взаимодействию с военными секторами ЕС УВД СССР.

Перехожу на доклад о состоянии трудовой и технологической дисциплины. Здесь успехи не радужные. Министр помнит цепь повторяющихся событий, вскрытых комиссией при расследовании, которые привели к трагедии во Львове: 1980 год – угроза столкновения самолета при взлете. 1981 год – диспетчер покинул рабочее место, создав хаос в воздухе. 1982 год – диспетчеры «празднуют» окончание дежурства за 30 минут до прибытия сменщиков. 1983 год – угроза столкновения самолета с автомобилем на ВПП. 1984 год – руководитель полетов пытается уговорить командира польского самолета скрыть факт опасного сближения советского Ту-134 и польского Ил-62. 1985 год – трагическая цепь событий замкнулась столкновением двух самолетов над Львовом…

Продолжаю докладывать о том, что технологическая дисциплина несколько улучшилась, но трудовая по-прежнему низкая. Пришло сообщение по линии КГБ о том, что в службе движения Сухуми появились случаи употребления наркотиков, выявлено зарождение подобной «дьявольщины» в службе движения еще в нескольких южных регионах страны. В быту наблюдается увлечение алкоголем, что обнаруживается перед заступлением на дежурство.

«Ну, и что собираетесь делать», – спросил министр.
«Проблему решаем по многим направлениям, в том числе в закрытом режиме с помощью спецслужб для выявления источников поступления наркотиков. Но есть еще одно из предложений – играть в футбол», – ответил я, и увидел удивленные, но и заинтересованные глаза Бориса Павловича, требующие пояснений…

Рассказал, что традиция организации международных футбольных чемпионатов диспетчеров УВД (Европейский кубок диспетчеров (European Controllers’ Cup, ECC) была основана еще в 1968 году голландскими коллегами.

Европейские чемпионаты по футболу среди диспетчеров ECC проводятся постоянно. Обычно в чемпионате принимают участие около пятидесяти команд. Правила ECC основаны на правилах Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), но с упрощенным графиком.

Футбол – командная игра. Имеет много общего с четкой, командной работой диспетчерских смен. Кроме того, стремление быть лучшим, позволит серьезно готовиться к встречам с иностранными коллегами. Да и пропаганда здорового образа жизни будет способствовать привлечению диспетчеров к занятиям другими видами спорта.

Министр поддержал идею. Он хорошо понимал, что общаться диспетчера из сорока стран станут, конечно же, на английском, и это будет прекрасной разговорной практикой. Дополнительно к приказу «О ежегодной стажировке в Великобритании специалистов службы управления воздушным движением и преподавателей английского языка» Министром совместно с ЦК Профсоюза авиаработников (профсоюза диспетчеров еще не существовало) был подписан приказ об участии диспетчеров УВД СССР в ежегодных Европейских чемпионатах по футболу среди центров управления воздушным движением, которым также было установлено, что на Европейский кубок диспетчеров будет направляться лучшая команда из отборочного ежегодного внутреннего чемпионата диспетчеров СССР.

Первый отборочный чемпионат по футболу среди диспетчеров СССР

Указанием МГА от 17.08.87 г. № 593/у был организован и стал ежегодно проводиться отборочный турнир по футболу между командами диспетчеров УВД.

В первом отборочном турнире приняли участие команды диспетчеров УВД Белорусского, Ленинградского, Латвийского, Литовского, Эстонского, Северо-Кавказского, Украинского УГА и МЦ АУВД.

Победители турниров стали регулярно участвовать в ежегодных соревнованиях на Кубок по футболу среди команд Европейских центров УВД.Первый внутренний отборочный чемпионат по футболу среди диспетчеров СССР в Сочи выиграла сборная команда диспетчеров Украинского управления гражданской авиации и в 1987 году приняла участие в Европейском кубке диспетчеров в Италии, заняв 18 место.

В 1994 году в Голландии авиадиспетчеры украинского Управления гражданской авиации МГА СССР, уже став чемпионами ЕСС, в дальнейшем неоднократно становились победителями.

После распада СССР в силу ряда объективных обстоятельств внутренние турниры были прекращены.

Возрождение после распада СССР

1992 г. Финал Чемпионата России по футболу среди авиадиспетчеров - Красноярск и Самара. Италия г. Бриндизи

Инициаторами возрождения футбольных турниров авиадиспетчеров  в России на новом качественном этапе являлись диспетчеры МЦ АУВД: И. Митронин, А. Третьяк, В. Будич и С. Комаров.

Большая поддержка в вопросах восстановления внутренних Российских турниров, а также участию сборной российской команды в Европейском чемпионате была оказана ФПАД России, в период с 1997 по 2000 годы, включая проведение в мае 2000 года соревнования на первенство в Европейском Кубке по футболу среди команд авиационных диспетчеров.

На фото 1997 г. Финал Чемпионата России по футболу среди авиадиспетчеров — Красноярск и Самара. Италия г. Бриндизи.


Развитие

С 2000 по 2004 годы вопросы, связанные с возрождением спортивных мероприятий на системном уровне, непосредственно курировал заместитель генерального директора по кадровой и социальной политике. По его инициативе в 2000 году ФУП «Госкорпорация по ОрВД» было принято решение — Возродить и ежегодно проводить соревнования по футболу среди команд авиационных диспетчеров предприятий Госкорпорации по ОВД.

См. здесь исторический документ о возрождении и проведении футбольных турниров авиадиспетчеров России >

По инициативе и непосредственном участии заместителя генерального директора по кадровой и социальной политике ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» В.И. Ежова, при  содействии первого заместителя генерального директора  — Я.И. Борисова и личного участия генерального директора ФУП «Госкорпорация по ОрВД» — Б.И. Кушнерука, впервые была разработана и утверждена Программа (концепция) социального развития ФУП «Госкорпорация по ОВД», отдельный раздел которой был посвящен вопросам пропаганды здорового образа жизни и активного отдыха, а также приобщения работников к занятиям физической культурой и спортом.

Турнир по футболу среди команд авиационных диспетчеров предприятий ФУП «Госкорпорация по ОВД» с 2000 года стал проводиться регулярно, получил хорошую репутацию и известность в Европе. Благодаря этому, а также в связи с участием в турнире команд авиадиспетчеров государств — членов СНГ, Литвы, Венгрии, Шотландии, он приобрел статус международного и тенденцию к постоянному увеличению количества команд-участников.

В ноябре 2002 года в рамках Концепции социального развития ФУП «Госкорпорация по ОВД» в г. Мармарис (Турция) был проведен уже третий чемпионат по футболу среди команд предприятий ФУП «Госкорпорация по ОВД» с участием команд предприятий по ОВД из стран СНГ, а также Литвы, Шотландии и Венгрии. Кроме того, в турнире приняли участие: команда клуба при Правительстве России «Росич», команда ветеранов российского футбола «Аметист» и 18 команд представителей российского бизнеса, которые в рамках турнира ФУП «Госкорпорация по ОВД» соревновались за Кубок гостей. В  этом турнире с учетом гостей турнира (включая членов семей работников предприятий ФУП «Госкорпорация по ОВД) приняло участие более 750 человек.
Со стороны Оргкомитета турнира была проведена вся необходимая работа для того чтобы турнир прошел на высоком организационном уровне.
В качестве участников и почетных гостей в турнире приняли участие знаменитые представители советского и российского спорта:
— олимпийские чемпионы А. Парамонов и В. Лосев;
— чемпионы Европы В. Бубукин и В. Понедельник;
— чемпионы СССР Ю. Овчуков, А. Бубнов, В. Кульков;
— лучший футболист Европы 1986 года И. Беланов.
В рамках турнира была организована и проведена встреча (беседа) участников турнира ФУП «Госкорпорация по ОВД» с ветеранами советского и российского спорта.
На закрытии турнира, после церемонии награждения, был организован концерт, на котором перед участниками турнира выступили звезды российской эстрады.

За развитие спорта ФУП «Госкорпорация по ОВД» была награждена почетной грамотой Председателя Госкомспорта Российской Федерации В.Фетисова.
По инициативе Оргкомитетета, поддержанной руководством ФУП «Госкорпорация по ОВД», заместитель генерального директора по кадровой и социальной политике ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» В.И. Ежов был награжден Почетной Грамотой Российского футбольного союза за большой вклад и развитие отечественного футбола.

В дальнейшем все руководители ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» оказывали содействие развитию спорта (в частности футбола и хоккея) на предприятии.

Сборная ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – семикратный обладатель Европейского Кубка по футболу среди авиадиспетчеров!

Футбол дал начало участию диспетчеров УВД в международных соревнованиях и в других видах спорта …

2006 — 2007 гг. И. Митронин. О футболе и хоккее >

Продолжение следует …

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.