МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
27 октября — День Авиадиспетчера России! Автор: admin 27.10.2023 г.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АВИАДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

ИСТОРИЯ СОБЫТИЯ

В 1931 году с образованием Всесоюзного объединения Гражданского Воздушного Флота (ВО ГВФ)
при Совете Труда и Обороны СССР,

НАЧАЛОСЬ СОЗДАНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКОГО АППАРАТА И ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ.

 27 ОКТЯБРЯ 1931 ГОДА БЫЛО ПРИНЯТО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

О СОЗДАНИИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ВО ГВФ — ПРАРОДИТЕЛЯ СЛУЖБ ДВИЖЕНИЯ ГА
(ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРАВЛЕНИЯ ВО ГВФ № 48 от 27 ОКТЯБРЯ 1931 года).

Общее руководство движением самолётов по всем воздушным линиям страны было возложено на образованную в аппарате ВО ГВФ

ЦЕНТРАЛЬНУЮ ДИСПЕТЧЕРСКУЮ СЛУЖБУ (ЦДС) ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА

ИМЕННО ТАК В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПОЯВИЛАСЬ ПРОФЕССИЯ  АВИАДИСПЕТЧЕР.

Для работы в диспетчерской службе проводился специальный подбор
инициативных и опытных специалистов из числа инженеров и пилотов с большим опытом работы в
 авиации, что способствовало завоеванию авторитета и доверия в действиях диспетчеров по руководству движением самолетов среди лётного состава.

Управление воздушным движением с помощью более совершенных средств связи, навигации и наблюдения, с использованием, ставшего основным для авиадиспетчеров, принципа:
«ВИЖУ – СЛЫШУ – УПРАВЛЯЮ»
стало возможным значительно позднее.
Это произошло на следующем историческом этапе развития Диспетчерской службы гражданской авиации.

Изначально же всё начиналось с составления расписания движения самолетов, с флажков и костров на посадочных площадках, морзянки, телеграфа и простейших радиостанций.

Сейчас это уже современные отечественные автоматизированные системы,
позволяющие осуществлять организацию воздушного движения на всех этапах, связанных с обеспечением
безопасности, регулярности и экономичности воздушного движения на земле и в небе Российской Федерации.

День авиадиспетчера России — это день гордости за профессию, день когда мы говорим всем специалистам осуществляющим организацию воздушного движения на земле и в небе России —
СПАСИБО ЗА УПРАВЛЕНИЕ!

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ?

Принято считать, что впервые элементы диспетчерской системы руководства движением самолётов на воздушных линиях были частично введены в 1929 году во время опытной эксплуатации воздушной линии магистрального значения Москва-Иркутск протяжённостью 4700 км. Диспетчерские функции тогда выполняли работники аппарата начальника эксплуатационного отдела Управления воздушной линии. Связь осуществлялась с начальниками аэропортов, в основном при помощи телеграфа Народного Комиссариата путей сообщения. Сведения о движении самолётов сообщались в Управление воздушной линии начальниками аэропортов, а в Управлении в свою очередь вёлся график движения самолётов (время-путь).

История создания Диспетчерской службы на воздушных линиях СССР берёт свое начало с 1930 года. На опыте применения элементов диспетчерского руководства на воздушной линии Москва-Иркутск, в 1930 году была начата разработка Положения о диспетчерской службе на воздушных линиях СССР.

В связи со сложившимися обстоятельствами в 1930 году не удалось провести необходимые организационные мероприятия, связанные с созданием Диспетчерской службы.

Только в 1931 году, после организационных изменений, связанных с образованием Всесоюзного объединения Гражданского Воздушного Флота при Совете Труда и Обороны СССР, решение об организации диспетчерской службы было принято и началось её формирование. 

27 октября 1931 года состоялось заседание Правления Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (ВО ГВФ),
на котором присутствовали члены Правления: Гольцман, Березин, Михельсон, Голубков, Пошеманский, Онефатер, Кливе, а также ответственные работники Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота

По девятому вопросу «О диспетчерской службе» — выступил начальник ВО ГВФ Абрам Зиновьевич Гольцман.

ПРАВЛЕНИЕ ПОСТАНОВИЛО:

«Организовать диспетчерскую службу Всесоюзного объединения ГВФ в таком направлении, чтобы она отражала не только фактическое движение самолетов в пути, но также принимала меры для установления должной регулярности.
Поручить тов. Анвельту рассмотреть и утвердить положение о диспетчерской службе, учтя замечания Финансово-коммерческого управления». 

(Официальный источник информации: РГАЭ, ф. 9527, o№. 1, д. 171, л. 40. Протокол № 48 заседания Правления ВО ГВФ от 27 октября 1931 г.)

Для функционирования Диспетчерской службы в аэропортах начали устанавливать радиостанции.

Основной задачей Диспетчерской службы в то время было — организация и регулирование движения самолётов на воздушных линиях с целью обеспечения прохождения ими отдельных участков воздушных трасс по расписанию, ставшему организационной основой для воздушных сообщений, а также устранения причин, вызывающих задержки полётов.

25 февраля 1932 года постановлением № 209 Совета Народных Комиссаров СССР «взамен ВО ГВФ при Совете труда и обороны» было образовано «Главное управление Гражданского воздушного флота при СНК Союза ССР» (РГАЭ, ф. 9527, оп. 1 д. 356, л. 25 Постановление № 209 Совета Народных Депутатов Комисаров Союза ССР 25 февраля 1932 г. «Об образовании Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК Союза ССР»)При формировании центрального аппарата Главного управления Гражданского воздушного флота Центральная диспетчерская служба вошла в его состав.

27 июля 1964 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации СССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.07.1964 «Об образовании общесоюзного Министерства гражданской авиации СССР»). При формировании центрального аппарата Министерства гражданской авиации СССР Центральная диспетчерская служба вошла в его состав.

7 декабря 1978 года приказом МГА № 164 на базе Центральной диспетчерской службы гражданской авиации — гражданского сектора ЕС УВД при ЦУЭРТОС ГА было образовано Центральное производственное диспетчерское управление гражданской авиации гражданской авиации (ЦПДУ ГА) с подчинением непосредственно первому заместителю Министра гражданской авиации.

О СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ — СЛУЖБ ДВИЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, РАЗВИТИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЕС УВД СССР — ЕС ОРВД РФ

ИСТОРИЯ И ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ ЕС УВД СССР >>

ИСТОРИЯ И ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ ЕС ОрВД РФ >>

ФОТОИСТОРИЯ С МОМЕНТА СОЗДАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В ГВФ >>

ОСНОВАТЕЛИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ И ЕЁ РУКОВОДИТЕЛИ

ОСНОВАТЕЛЬ
АБРАМ ЗИНОВЬЕВИЧ ГОЛЬЦМАН

Начальник Всесоюзного объединения ГВФ, начальник ГУ ГВФ при Совете Народных Комиссаров СССР (1931 — 1933)
Советский профсоюзный и хозяйственный деятель. Занимал ряд высоких постов – член Президиума ВЦСПС, член Президиума ВСНХ СССР и Народного комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ); начальник Главного электротехнического управления ВСНХ СССР.
В 1931 году назначен начальником Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ). Гражданский воздушный флот стал полностью государственной собственностью. 25 февраля 1932 года ВО ГВФ реорганизовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме СССР, на которое возложено руководство всей гражданской авиацией в СССР.
А.З. Гольцман утвержден первым начальником ГУ ГВФ (в сентябре 1933 года погиб в авиационной катастрофе).
В 1932 году утвержден первый Воздушный кодекс СССР; введены Положения о категорировании начальствующего состава ГВФ и Дисциплинарный устав ГВФ СССР. Главному управлению ГВФ присвоено сокращенное наименование – Аэрофлот.

РУКОВОДИТЕЛИ
РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНОВ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ ЕС УВД СССР — ЕС ОРВД РФ (1931 — 2023) >>
РУКОВОДИТЕЛИ ВОЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ОРГАНОВ ЕС УВД СССР — ЕС ОРВД РФ >>
РУКОВОДИТЕЛИ ФГУП «ГОСКОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ» >>

 

День авиадиспетчера России 27 октября. Открытки, дружеские шаржи, сувениры и другое >>

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.