МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
БЕЛАЭРОНАВИГАЦИЯ

Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»   

Об истории >    Фотогалерея >

ЧУРО ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ (Беларусь)

Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» было создано 1 марта 1996 года в соответствии с приказом Государственного комитета по авиации Республики Беларусь.

Республика Беларусь имеет хорошо развитую систему международных авиалиний, активно функционирующую в европейском регионе Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

БелаэронавигацияПланирование и координацию движения воздушных судов, непосредственное управление ими на воздушных маршрутах ОВД и в районах аэродромов Беларуси осуществляет Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация», руководимое генеральным директором Чуро Леонидом Николаевичем. На предприятие возложены функции обеспечения экономичности и безопасности воздушного движения, а также его рационального распределения с учетом интересов народного хозяйства и обороны суверенного государства.

Белаэронавигация объединяет в себе всю систему аэронавигации Республики Беларуси, сеть областных аэропортов страны, а также  филиал по оздоровлению.

Основной вид деятельности предприятия — аэронавигационное обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Республики Беларусь. Также государственное предприятие «Белаэронавигация» оказывает аэропортовые, транспортно–логистические и оздоровительные услуги.

Белаэронавигация вносит свой значимый вклад в развитие экономики страны, а также поддержание авиационного статуса государства на высоком международном уровне. В 2019 году предприятие сотрудничало с 1018 авиакомпаниями со всего мира, обеспечивая надежное, качественное, безопасное аэронавигационное и аэропортовое обслуживание. Число обслуженных воздушных судов в воздушном пространстве Беларуси увеличилось на 2,8% к прошлому году: в 2019 году их количество приблизилось к 330 тысячам.

В условиях роста мирового воздушного трафика приоритетными направлениями деятельности для Белаэронавигации всегда были и остаются безопасность полетов и высокое качество аэронавигационного обслуживания. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования структуры воздушного пространства, аэронавигационного оборудования и повышения квалификации кадров. И это то, над чем постоянно работает коллектив предприятия.

В 2019 году завершено строительство нового современного Центра  управления воздушным движением Республики Беларусь. Введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс, выполняются работы по вводу второго пускового комплекса — оснащение технологическим оборудованием систем УВД; введены в эксплуатацию радиомаяки DME для внедрения навигации, основанной на характеристиках (PBN); завершены работы по установке оборудование ОВЧ – радиосвязи.

Благодаря новейшему оборудованию, которое будет установлено в новом Центре УВД, повысится уровень организации воздушного движения, оптимизируется количество и состав секторов, что  увеличит пропускную способность воздушного пространства Республики Беларусь и будет способствовать наращиванию транзитного потенциала страны.

В соответствии с Государственной программой развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2016-2020 гг. предприятие продолжает активную работу по модернизации, реконструкции и совершенствованию объектов инфраструктуры областных аэропортов.

Большой популярностью у населения пользуются рейсы, выполняемые авиакомпанией «Белавиа» из Бреста, Гродно, Гомеля, Витебска и Могилева на курорты Болгарии, Турции, Черногории, Египта, Туниса. В 2019 году областные аэропорты Беларуси подняли планку пассажиропотока в два раза и легко перешагнули свой же прошлогодний рекорд. За минувший год в региональных аэропортах обслужено 220 тысяч пассажиров (рост 190,3% к прошлому году).

Государственное предприятие «Белаэронавигация» делает ставку на увеличение количества авиаперевозок путем повышения транспортной доступности аэропортов и упрощения формальностей для прохождения процедур оформления пассажиров и грузов, развития инфраструктуры для хранения и обслуживания воздушных судов бизнес-авиации. Уже сегодня в региональных аэропортах оказывается полный комплекс услуг по наземному обслуживанию воздушных судов деловой авиации.

ОБ ИСТОРИИ АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Управление воздушным движением Республики Беларусь имеет давнюю историю.
Первым законодательным актом об использовании воздушного пространства был Декрет Совета Народных Комиссаров «О воздушных передвижениях», подписанный в 1921 году и содержащий правовую основу для организации полетов внутри РСФСР, а также для регулярных международных сообщений.

Система управления воздушным движением появилась на территории республики с первых полетов. Она интенсивно развивалась и совершенствовалась. Великая Отечественная война внесла свои коррективы, нарушив созидательное развитие гражданской авиации в целом, в том числе и ее управление на земле и в воздухе.

Еще не закончилась война, а в белорусском небе уже стали появляться самолеты, выполнявшие задания для нужд народного хозяйства. В это время бурное развитие получает гражданская авиация, а вместе с ней и одна из главных ее систем — управление воздушным движением.

Приемко Валерий Константинович

Приемко В.К.

С 1944 года и до 1947 года эту систему в Минском аэропорту представлял первый и единственный авиационный диспетчер Валерий Константинович Приемко. Позже, когда в Минском аэропорту была создана служба движения, он стал первым ее руководителем. С увеличением интенсивности полетов воздушных судов возникла необходимость создания диспетчерских пунктов и их оснащения соответствующим оборудованием.

В начале 1946 года для организации планирования полетов и руководства движением самолетов на земле и в воздухе в Минском аэропорту организовываются три диспетчерских пункта: аэродромно-диспетчерский (АДП), командно-диспетчерский (КДП), районный диспетчерский (РДП).

В начале 50-х годов дополнительно к уже существующим добавляются диспетчерские пункты: «Руление»(ДПР), «Старт» (СДП), «Посадка» (ПДП), «Подход» (ДПП).
В эти же годы аэродромы Беларуси оснащаются приводными радиостанциями, диспетчерскими радиолокаторами типа П-20 и радиопеленгаторами АРП-6Д. Для связи с экипажами воздушных судов в Минском аэропорту и в Витебске были установлены коротковолновые радиостанции. Многие бывшие военные и гражданские пилоты становятся работниками служб движения аэропортов.

Заиченко Иван Евлампиевич

Заиченко И.Е.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1950 года, для повышения качества руководства движением и безопасности полетов в аэропортах вводится должность руководителей полетов.

На эту должность назначались бывшие опытные пилоты, прошедшие дополнительную специальную подготовку.

В 1951 году служба движения Минского аэропорта уже состояла из трех смен, руководителями полетов которых были Сергей Игнатьевич Андреев, Афанасий Васильевич Жога и Иван Евлампиевич Зайченко, который в последующем возглавлял службу движения аэропорта до 1961 года.

В разные годы в Минской службе движения трудились бывший командующий воздушной армией, генерал-лейтенант в отставке Петр Петрович Архангельский, Александр Артемович Савченко, Михаил Александрович Семков — в последующем Заслуженный работник транспорта БССР, Василий Степанович Ползунов — Герой Социалистического Труда.

Алехнович А.А.

Алехнович А.А.

На разных должностях в службе движения трудились и другие ветераны. Многие из них были участниками Великой Отечественной войны.

Среди них: Герой Советского Союза Владимир Александрович Орехов, Л. Бовин, И. Денисенко, И. Соломатин, Г. Мишаев, К. Бойко, С. Липский, А. Захаренко, А. Жога, И. Тарасов и многие другие.

В 1953 году в Главном управлении гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) создается управление транспортной авиации, в котором образуется отдел движения (ОД).

В Белорусском управлении гражданского воздушного флота отдел движения был организован в конце пятидесятых годов.

С 1958 года по 1971 год отдел движения возглавлял Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович.


После него этим отделом успешно руководили:

— заслуженный работник транспорта БССР Павел Давыдович Смелянский (1971 — 1984 г.г.);

— заслуженный работник транспорта БССР Иван Владимирович Шиманец (1984 — 1995 г.г.).

В целях совершенствования управления воздушным движением совместным приказом Министерства обороны и Министерства гражданской авиации на основании Постановления Совета Министров СССР № 130-49-73 г. в 1973-1974 гг. организовываются зональные и районные центры Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД).

Одним из первых такой центр на территории бывшего СССР был создан в Минске.

Бовин Леонид Иванович

Бовин Л.И.

Первым начальником военного сектора этого центра стал полковник А.А. Азизов, а гражданский сектор возглавил Л.И. Бовин.

Создание Единой системы явилось качественным скачком в организации воздушного движения и положило начало практической отработке новых принципов и методов взаимодействия гражданских и военных органов планирования и управления воздушным движением.

Существенно улучшилось взаимодействие гражданских и военных органов управления воздушным движением по использованию воздушного пространства, что позволило повысить регулярность и экономичность полетов.

Происходят изменения и в структуре службы движения. Вводятся должности руководителей полетов районного центра, которым в оперативном отношении были подчинены руководители полетов на аэродромах гражданской авиации.
Первыми руководителями полетов минского районного центра были: Е.П. Павлов, Ю.И. Попов, В.П. Соколовский, Н.Я. Гублер, П.Ц. Смыковский.

ЧучуловВ эти годы огромный прогресс происходит и в области модернизации рабочих мест диспетчеров. Улучшается система контроля за посадкой воздушных судов и работой специалистов в целом.

Дальнейшим этапом развития системы управления воздушным движением явилось Постановление СМ СССР от 30.04.1990 г. № 430 «О дальнейшем совершенствовании Единой системы УВД СССР».
Этим этом документом ставилась задача: «Образовать единый государственный орган «Госаэронавигацию СССР», возложив на него решение организационных вопросов по совершенствованию ЕС УВД путем перехода от ведомственных принципов ее организации и функционирования к вневедомственным».

Решение этой задачи было прекращено с распадом Советского Союза.

Журба В.И.

В 1992 году при Совете Министров Республики Беларусь с подведомственным органом — Белорусским центром организации воздушного движения был образован Комитет по использованию воздушного и космического пространства и управлению воздушным движением.
Первым в истории Председателем этого Комитета был назначен В.И. Журба.
Заместителем председателя комитета по использованию воздушного пространства воздушного и космического пространства и управлению воздушным движением при Совете Министров Республики Беларусь (1992-1995) был, выпускник Рижского лётно-технического училища гражданской авиации, Почетный работник государственного предприятия «Белаэронавигация», Почётный Аэронавигатор — Г.В. Гарницкий .
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 1993 года № 229 «О совершенствовании системы организации воздушного движения в Республике Беларусь», см. здесь >

Создание Республиканского унитарного предприятия «Белаэронавигация»

Шиманец Иван Владимирович – генеральный директор государственного предприятия "Белаэронавигация" 1996-2005г.г.

Шиманец И.В.

После образования в 1995 году Государственного комитета по авиации Республики Беларусь было создано Республиканское унитарное предприятие «Белаэронавигация» (1996 год).

Первым в истории Руководителем Республиканского унитарного предприятия «Белаэронавигация» был назначен Иван Владимирович Шиманец (1996 — 2005 г.г.) выпускник Кировоградской школы высшей летной подготовки, прошедший путь от рядового авиадиспетчера, старшего смены, руководителя полетов, начальника службы движения до генерального директора предприятия.

Под его руководством разрабатывались, утверждались и реализовывались планы и мероприятия, связанные со становлением предприятия.

 

Чуро Л.Н.

Чуро Л.Н.

С 2005 года и по настоящее время Республиканским унитарным предприятием по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения неизменно руководит Почетный работник государственного предприятия «Белаэронавигация», Почетный член КС «Евразия, Почётный Аэронавигатор — Леонид Николаевич Чуро, выпускник Ордена Ленина Академии гражданской авиации, умело направляя творческий потенциал филиалов, служб и отделов на выполнение поставленных перед коллективом задач.
Имея опыт работы на самых разных должностях в области аэронавигации от рядового диспетчера до начальника Управления по использованию воздушного и космического пространства и управления воздушным движением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь, Леонид Николаевич, находясь на посту генерального директора, умело решает возложенный на предприятие значительный спектр задач и услуг:
управление потоками воздушного движения;
управление аэродромными полетами;
совершенствование структуры воздушного пространства;
обеспечение связью и навигацией;
радиотехническое обеспечение;
обеспечение пользователей аэронавигационной информацией.

В 2000 году по инициативе Л.Н. Чуро был разработан, одобрен ИКАО, МАК, ИАТА, DFS и, в дальнейшем включен в Европейский аэронавигационный план, Мастер-План «Развитие системы аэронавигационного обеспечения Республики Беларусь».

Начальник смены Минского РДЦ Андрей СамецБлагодаря реализации изложенной в Мастер-Плане модернизации инфраструктуры АНС, Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» стало успешно работающим провайдером предоставления аэронавигационных услуг в регионе.
В 2001 году — разработка и внедрение сокращенного минимума вертикального эшелонирования в воздушном пространстве Республики Беларусь, классификации воздушного пространства Республики Беларусь.
В 2006 году республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» под руководством Л.Н. Чуро признано Лауреатом Международной премии и награждено знаком почета «Лидер национальной экономики».
В 2011 году предприятие награждено председателем Межгосударственного авиационного комитета за достижения в области организации воздушного движения на основе внедрения международных стандартов.

С целью совершенствования структуры воздушного пространства Республики Беларусь, оптимизации потоков воздушного движения, в государственном предприятии «Белаэронавигация» постоянно проводится целенаправленная работа по увеличению пропускной способности воздушного пространства Республики Беларусь. Для этого оптимизируются и вводятся новые маршруты ОВД, на наиболее загруженных направлениях введены односторонние разведенные маршруты ОВД и коридоры, постоянно проводится модернизация технических средств наблюдения, навигации и связи.

БелаэронавигацияОбслуживание воздушного движения в воздушном пространстве Республики Беларусь осуществляет Минский районный и аэродромный диспетчерский центр, а также службы воздушного движения в аэропортах при тесном взаимодействии со смежными диспетчерскими центрами и другими органами, участвующими в обеспечении полетов.

Использование современной автоматизированной системы управления воздушным движением «Синтез АР-2», в которой полностью реализован пакет рекомендаций Евроконтроля и ИКАО по интерфейсу «человек-машина», позволило сократить минимальный интервал горизонтального эшелонирования между воздушными судами до 10 километров.
Функции планирования использования воздушного пространства, включая гражданский и военный секторы, расчет аэронавигационных сборов, ведение статистических данных реализуются с помощью АС АНО (автоматизированной системы аэронавигационного обслуживания).

АДЦ Минск. Белаэронавигация.Большое внимание уделяется технической модернизации и внедрению современных средств наблюдения, навигации и связи.
В соответствии с принятой концепцией развития систем наблюдения, навигации в Минском районе полетной информации создано единое радиолокационное пространство, формируемое 7 радиолокационными позициями с режимом «S», обеспечивающими трех-, четырех-, а местами шестикратное перекрытие воздушного пространства Республики Беларусь.
Навигационное поле в Минском районе полетной информации обеспечивается 8 угломерно-дальномерами радиомаяками. Кроме этого, установлены 5 дальномерных радиомаяков для обеспечения в узловом диспетчерском районе Минск выполнения полетов по схемам вылета и прибытия по спецификации RNAV1 с коррекцией DME/DME на две параллельных ИВПП аэродрома Минск-2 с применением раздельных параллельных операций.
В эксплуатации оборудование фирмы Jotron (Норвегия), обеспечивающее двухсторонней ОВЧ-радиосвязью «диспетчер-пилот» при полетах от высоты 100 метров.

Белаэронавигация. Тренажер.Приоритетной задачей предприятия является выполнение требований и рекомендаций ИКАО в отношении подготовки персонала по ОрВД и поддержания высокого уровня обеспечения безопасности воздушного движения. Кроме профессиональной подготовки, в предприятии проводится многоуровневая языковая подготовка в соответствии с требованиями ИКАО и Программы внедрения стандартов ИКАО к уровню владения английским языком.

С целью увеличения безопасности полетов, улучшения радиоосмотрительности экипажей, с 5 марта 2011 года в контролируемом воздушном пространстве Республики Беларусь обслуживание воздушного движения осуществляется только на английском языке.

Являясь членом ИКАО, Республика Беларусь поддерживает стратегию ИКАО по гармонизации национальных правил в области аэронавигации со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО. Сотрудничество с ИКАО и Евроконтролем позволило внедрить ряд ключевых международных программ, которые еще более увеличили привлекательность воздушного пространства Республики Беларусь для пользователей и повысили уровень безопасности полетов.

К таким программам относится:
внедрение сокращенных минимумов вертикального эшелонирования (RVSM);
участие в программе внедрения сетки частот 8.33 кГц;
Минский РДЦ. Белаэронавигацияклассификация воздушного пространства Республики Беларусь;
внедрение Всемирной геодезической системы — 1984 (WGS-84) в качестве единой геодезической опорной системы для решения аэронавигационных задач в гражданской авиации Республики Беларусь, с обеспечением уровней точности аэронавигационных данных;
в соответствии с Международными стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО с 2008 года функционирует Координационный центр поиска и спасания (КЦПС) государственного предприятия «Белаэронавигация».  Рабочее место инженера по АСР оснащено средствами наблюдения и связи в соответствии с международными требованиями. Заключен договор с Международным координационно-вычислительным центром спутниковой системы поиска и спасания «КОСПАС-САРСАТ» для получения информации о сигналах бедствия, подаваемых на территории Республики Беларусь;
для внедрения процедур ОПВД, применяемых в воздушном пространстве Республики Беларусь организован пост организации потоков воздушного движения (FMP) в планировании Минского РДЦ;
программа внедрения в гражданской авиации Республики Беларусь нового формата сообщений и процедур ОВД при переходе на новый формат плана полета (FPL2012);
АДЦ Минск. Белаэронавигация.внедрены процедуры установки барометрических высотомеров по давлению, приведенному к уровню моря (QNH) в узловых диспетчерских районах с применением системы вертикального эшелонирования в футах ниже эшелона перехода с интервалом в 500 футов между ВС при полетах по ПВП и в 1000 футов между ВС при полетах по ППП;
внедрено межмашинное соединение по протоколу OLDI на АР АС УВД «Синтез-АР2» Минского районного диспетчерского центра с сопредельными центрами ОВД:
разработан и введен в действие электронный сборник аэронавигационной информации (AIP) Республики Беларусь. С 2011 года государственное предприятие «Белаэронавигация» является клиентом Европейской базы данных аэронавигационной информации (EAD). С ноября 2017 года разработан и введен в действие сборник аэронавигационной информации для визуальных полетов ниже нижнего эшелона (VFR) в воздушном пространстве Республики Беларусь;
отдел аэронавигационной информации сертифицирован на соответствие деятельности по предоставлению аэронавигационных услуг требованиям международных стандартов ISO 9000 «Система менеджмента качества»;
в горизонтальных границах РПИ Минск в диапазоне эшелонов от FL305 до FL660 применяются процедуры BELFRA — полеты по свободным маршрутам Республики Беларусь (BELFRA);
разработана и реализуется с 2014 года Концепция PBN воздушного пространства Республики Беларусь.

КДП. БелаэронавигацияСегодня Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» хорошо известно не только в своей республике и странах ближнего зарубежья, но и во многих уголках земного шара.

Через воздушное пространство республики, по ее международным трассам и маршрутам зональной навигации летают самолеты авиакомпаний всех континентов.

Аэронавигационные услуги им оказывает служба воздушного движения, главной задачей которой является обеспечение безопасности при оказании аэронавигационных услуг владельцам воздушных судов на земле и в воздухе.

Для всех этих людей, именуемых «воздушными лоцманами», небо по-прежнему остается «рабочим местом». И от того, насколько успешна будет здесь их работа, зависит порядок в заоблачных высотах, безопасность полетов и авторитет «крылатой» профессии.

С дополнительной информацией о Республиканском унитарном предприятии по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» вы можете ознакомиться на сайте организации, здесь >

ПУБЛИКАЦИИ

Sputnik Андрей Диченко, Роман Шантар Первым делом — самолеты: как работают сотрудники «Белаэронавигации»

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.