МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ АЭРОНАВИГАЦИЯ БЕЗ ГРАНИЦ Историко-информационный портал
КС «ЕВРАЗИЯ» и МАС «ВОСТОК»

Активизации взаимодействия (после распада СССР) между аэронавигационными предприятиями стран – участников СНГ способствовало создание в конце 1999 года Координационного Совета «Евразия».

В состав Учредителей Координационного Совета «Евразия» в 1999 году вошли руководители государственных предприятий (служб), осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства, ряда стран СНГ — «Казаэронавигация» (Республика Казахстан), «Кыргызаэронавигация» (Кыргызская Республика), ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ГП «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения» (Российская Федерация), а также Службы движения государственной авиакомпании «Точикистон» (Республика Таджикистан) и Центра «Узаэронавигация» (Республика Узбекистан).

В дальнейшем к Координационному Совету «Евразия» присоединились руководители Государственного предприятия «Белаэронавигация» (Республика Беларусь) в 2005 году, Предприятия аэронавигационного обслуживания «Азераэронавигация» (Азербайджанская Республика) в 2010 году и ЗАО «Армаэронавигация» (Республика Армения) в 2012 году.

О создании и деятельности Координационного Совета «Евразия»

Целью создания Координационного Совета «Евразия» (КС «Евразия») было повышение оперативности решения проблем в сфере организации воздушного движения, затрагивающих интересы указанных государств, а также разработка согласованных предложений для национальных авиационных администраций по государственному регулированию в области организации воздушного движения.

В период до формирования КС «Евразия» часть оперативных  вопросов управления воздушным движением координировалась гражданским и военным секторами Главного центра ЕС ОрВД РФ, часть вопросов решались через Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и авиационные власти государств, а часть через рабочие группы ИКАО.

Разобщенность различных групп порождала ненужные дополнительные согласования, что в последующем привело представителей заинтересованных предприятий — поставщиков аэронавигационных услуг стран СНГ к мысли о необходимости формирования соответствующего органа.

В середине 90-х годов начались обсуждения (консультации) между руководителями аэронавигационных предприятий России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана по объединению усилий заинтересованных государств в создании единого координационного органа — КС «Евразия».

У истоков создания КС « Евразия» стояли: начальник отдела ГП «ГЦ ППВД» Маркович Евгений Давыдович, генеральный директор ГП «ГЦ ППВД» Теймуразов Эрник Саркисович, генеральный директор РГП «Казаэронавигация» Кульназаров Сергей Дабусович, генеральный директор ГП «Кыргызаэронавигация» Бутабаев Карим Шавкатович,  директор Центра «Узаэронавигация» Ашуров Алишер Хамидович, генеральный директор ГУП «Таджикаэронавигация» Махсудов Анвар Бахадурович и др.

В мае 1999 года по инициативе Центра «Узаэронавигация» Республики Узбекистан, в г. Ташкенте прошло «Совещание представителей Средней Азии, Республики Казахстан и Российской Федерации по углублению взаимодействия, интеграции и гармонизации систем организации воздушного движения».

Делегации возглавляли: генеральный директор РГП «Казаэронавигация» Кульназаров С.Д., генеральный директор ГП «Кыргызаэронавигация» Бутабаев К.Ш., заместитель начальника Управления государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной авиационной службы  России Королев Евгений Николаевич, заместитель начальника службы УВД государственной авиакомпании Республики Таджикистан Усманов Мухитдин Ибрагимович, директор Центра «Узаэронавигация» Савков Юрий Петрович.

Участники Совещания пришли к выводу о необходимости координации действий, касающихся вопросов развития национальных систем ИВП и УВД (ОрВД) и создания с этой целью Координационного Совета «Евразия».

Разработка «Положения о Координационном Совете «Евразия» руководителей национальных органов по ИВП и ОрВД Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан» (в дальнейшем — Положение о Координационном Совете «Евразия») была поручена представителям Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Узбекистана.

Приложением к Положению стало Соглашение о порядке координации работ в области организации воздушного движения и подготовки документов для совещания КС «Евразия», которое определило необходимость формирования координационной группы экспертов, а также утвердило её функции и задачи. Разработанный проект Положения был одобрен авиационными администрациями указанных государств и рекомендован к подписанию уполномоченными представителями.

Подписание Положения состоялось в г. Алматы в ноябре 1999 года на первом совещании КС «Евразия», см. здесь >>.

Первыми членами КС «Евразия» стали: генеральный директор РГП «Казаэронавигация» Кульназаров С.Д., генеральный директор ГП «Кыргызаэронавигация» Бутабаев К.Ш., генеральный директор ГП «ГЦ ППВД» Теймуразов Э.С., заместитель начальника Службы УВД ГосАвиакомпании «Точикистон» Усманов М.И., директор Центра «Узаэронавигация» Ашуров А.Х., а в Секретариат КС были избраны начальник отдела ГП «ГЦ ППВД» Маркович Е.Д., начальник отдела ОВД РГП «Казаэронавигация» Парманов С.К. и начальник отдела обслуживания воздушного движения ГП «Кыргызаэронавигация» Пургайль Л.Б.

Основной целью деятельности КС «Евразия» было определено повышение оперативности решения проблем организации воздушного движения, затрагивающих интересы смежных государств, а также разработка согласованных предложений для национальных авиационных администраций по государственному регулированию в области организации воздушного движения.

КС «Евразия» является открытой организацией. Любой национальный орган по ИВП и ОрВД, пожелавший вступить в КС «Евразия», может подать заявку на вступление и после ее рассмотрения членами КС и принятия ими решения быть принятым в организацию.

Так в 2005 году в КС «Евразия» было принято Государственное предприятие «Белаэронавигация» в лице генерального директора Чуро Леонида Николаевича, в 2011 году Предприятие УВД «Азераэронавигация»  (генеральный директор Султанов Валерий Зейнатдинович) а в 2012 году ЗАО «Армаэронавигация» (на момент принятия, генеральный директор Мусоян Эдуард Гургенович)

К работам КС «Евразия» проявили интерес авиационные администрации и предприятия других государств. Так на прошедших совещаниях КС, в качестве наблюдателей принимали участие представители предприятий и организаций России, Грузии, Латвии, Монголии, Украины, Эстонии, Чехии, США, Германии, а также таких международных организаций, как МАК, ИКАО, ИАТА, КАНСО, ЕврАзЭС.

В КС «Евразия» принят «институт» постоянных наблюдателей, которые могут участвовать в совещаниях Совета без права голоса.

Постоянными наблюдателями могут быть провайдеры аэронавигационного обслуживания воздушного движения (далее — АНО) предприятия промышленности, специализирующиеся в области разработки и выпуска средств или систем для провайдеров аэронавигационного обслуживания, образовательные учреждения, осуществляющие обучение специалистов по ИВП и УВД, а также международные организации и авиаперевозчики.

Статус постоянных наблюдателей при КС «Евразия» был присвоен 19-ти организациям и предприятиям, в том числе иностранным: МАК, ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ЗАО «ВНИИРА ОВД», ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод», ООО Фирма «НИТА», ОАО «Азимут»,  ОАО «Российский институт мощного радиостроения», ЗАО «Пеленг», Международное консультативно-аналитическое агентство «Безопасность Полетов»,  Фирма «Индра» (Испания), Компания ERA (Чешская Республика), Компания FREQENTIS AG  (Австрия), DFS (Германия) и др.

В ряде совещаний принимали участие главы авиационных администраций стран, представители национальных органов по ИВП и УВД (ОрВД) которых являются членами КС «Евразия». Ими давалась высокая оценка деятельности Координационного Совета.

По состоянию на текущее время было проведено 37 совещаний КС «Евразия» и множество совещаний рабочих подгрупп Координационной группы экспертов (КГЭ), сформированной в составе Координационного Совета, в работе которых суммарно приняли участие более 600 специалистов по ИВП и УВД (ОрВД).

Из основных выполненных и ведущихся  в рамках КС «Евразия» работ можно выделить следующие:

— реализация мер по проблеме «Год-2000»;
— отработка и ведение единого расписания международных полетов воздушных судов (ВС) в воздушном пространстве государств, представители которых входят в Совет;
— гармонизация нормативно–правовых документов по ОрВД и ИВП;
— проработка вопросов бесшовных маршрутов полетов ВС в регионе;
— проработка организационных и технических вопросов внедрения RVSM;
— подготовка к введению и введение нового плана полета (FPL 2012);
— организационные и технические вопросы языковой подготовки диспетчерского состава предприятий государств;
— разработка, подписание и сопровождение двусторонних Соглашений между главными национальными органами предприятий по ОрВД и ИВП государств – членов КС «Евразия»;
— разработка основополагающих документов и сопровождение работ по созданию  Международной аэронавигационной  службы «Восток» (МАС «Восток»);
— техническое сопряжение баз данных главных национальных оперативных органов по ОрВД и ИВП;
— проработка вопросов обеспечения и контроля за полетами беспилотных летательных аппаратов (БПЛА);
— представление КС «Евразия» на выставках ATCGlobal, проводившихся в г. Амстердаме;
— разработка сайта КС «Евразия» и др.

В рамках КС «Евразия» каждые два года проводились международные конкурсы профессионального мастерства диспетчеров обслуживания воздушного движения, см. здесь >>.

О создании Международной аэронавигационной службы «Восток» (МАС «Восток»)

ПРЕДЫСТОРИЯ

К концу 80-х годов Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) для целей организации и управления потоками воздушного движения была разработана и принята государствами Европы Концепция системы планирования потоков воздушного движения, которая предусматривала формирование в Европейском регионе ИКАО Центральной службы организации потоков воздушного движения (ЦС ОПВД), состоящей из центральных исполнительных органов планирования (ЦИО) — ЦИО-Запад и ЦИО-Восток.

Эти исполнительные органы должны были обеспечивать взаимодействие, как между собой, так и с региональными оперативными органами организации потоков – Flow Management Unit (FMU), а те в свою очередь должны были взаимодействовать с органами  планирования потоков воздушного движения центров обслуживания воздушного движения Flow Management Post (FMP).

До 1991 года в эту систему входили страны-члены Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) — это СССР, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Болгария, которые подписали соответствующее Соглашение о создании Центрального банка данных (ЦБД). Данное Соглашение не было реализовано в связи с прекращением деятельности СЭВ.

О сотрудничестве стран — членов СЭВ в области развития средств и систем УВД, см. здесь >>

В связи с известными событиями 1991 года — распад СССР  (прекращение деятельности СЭВ, создание на основе республик, ранее входивших в состав СССР, независимых государств), последующим подписанием представителями стран Содружества Независимых Государств (СНГ) следующих соглашений:
— Соглашение гражданской авиации об использовании воздушного пространства от 25 декабря 1991 года >>,
Соглашение об использовании воздушного пространства от 15 мая 1992 года >>,

а также по причине отсутствия нового Соглашения с государствами бывшего СЭВ, работы по созданию ЦИО — Восток продолжились только в рамках СНГ.

Следует обратить внимание на Статью 3 Соглашения об использовании воздушного пространства от 15 мая 1992 г., которая предусматривала следующее: «Координацию действий по согласованию порядка использования воздушного пространства и его контролю возложить на существующий главный центр Единой системы управления воздушным движением и Центральный командный пункт Войск противовоздушной обороны».

Данная статья Соглашения формально закрепила ранее установившийся порядок взаимодействия гражданских оперативных органов УВД государств участников Содружества, согласно принятой ИКАО концепции планирования в западной и восточной частях Европы на основе взаимодействия ЦИО-Запад и ЦИО-Восток.

Основой систем планирования, как в западной, так и в восточной частях Европы было создание Центральных  банков  данных (далее по тексту — ЦБД). Для восточного региона  ЦБД начал формироваться в составе гражданского сектора Главного центра ЕС УВД.

Центральный банк данных системы организации воздушного движения Российской Федерации учрежден приказом Комиссии по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация) от 01 апреля 1996 года № 23 (см. здесь >>) в целях совершенствования национальной системы планирования и обеспечения потоков воздушного движения, осуществления его анализа и прогнозирования, обеспечения единой информационной средой действующих и перспективных систем ОВД и систем расчета аэронавигационных сборов, а также реализации в Российской Федерации положений Европейского аэронавигационного плана (документ ИКАО № 7754) в части создания Центральной службы организации потоков воздушного движения (ЦС ОПВД) в Европейском регионе ИКАО.

Основную работу по подготовке организационной документации по формированию ЦИО – Восток вел Маркович Евгений Давыдович.

Концепция автоматизации процессов планирования разрабатывалась под руководством Теймуразова Эрника Саркисовича. Техническая реализация первоначально осуществлялась на вычислительном комплексе Главного вычислительного центра  ГА на базе ЭВМ ЕС 1045 и ЕС 1046, а информационное обеспечение на первоначальном этапе выполнял ЦНИИ АСУ ГА (г. Рига), на который была возложена задача координации Центрального расписания движения самолетов.

С 1991 года в государствах СНГ происходило формирование и реорганизация национальных аэронавигационных систем, выделялись из авиапредприятий и создавались новые самостоятельные предприятия, отвечающие за обслуживание воздушного движения. При этом оперативные органы обслуживания воздушного движения сохранялись и продолжали взаимодействовать в рабочем порядке.

Однако, ЦИО – Восток в силу ряда причин так и не был создан. Хотя в Аэронавигационном плане ИКАО, утвержденном Советом ИКАО он еще долго фигурировал (до замены его на Международную аэронавигационную службу «Восток»).

Вместе с тем, следует отметить, что в связи с относительно не высокой интенсивностью воздушного движения, у авиационных властей государств Содружества не возникало острых потребностей в формировании специальных органов планирования потоков воздушного движения. Гораздо больший интерес в то время вызывали задачи централизованного обмена  аэронавигационными данными посредством взаимодействия с национальными БД аэронавигационной информации, гармонизация процедур и правил УВД, развитие и совершенствование национального авиационного  законодательства, технологическое взаимодействие с соседями по границам районов ответственности, открытие новых воздушных трасс, вопросы профессиональной подготовки, технического оснащения и модернизации центров УВД.

РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МАС «ВОСТОК»

В 2001-2002 году по инициативе КС «Евразия» главами авиационных администраций Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана при активном участии Председателя МАК Анодиной Т.Г. было подписано Соглашение о создании в восточной части Европейского региона ИКАО (включая государства Центральной Азии) Международной аэронавигационной службы «Восток», см. здесь >>.

Впоследствии КС «Евразия» была принята Концепция обеспечения функционирования МАС «Восток», утверждено Положение о МАС «Восток», приняты за основу разработанные «Правила ОПВД», «Основные тактико-технические требования к перспективной системе ОПВД государств – членов КС «Евразия», отработано ТЗ на Центр организации потоков МАС «Восток», проведено макетирование системы.

Большая работа по подготовке документов и созданию МАС «Восток» была выполнена работниками ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: Романенко Ю.Ф., Данеловым Р.Л., Теймуразовым Э.С.,  Барановским А.М., Полторак Ю.А., Ганиным П.Н.

Работы по созданию и обеспечению функционирования МАС «Восток» были также включены в План мероприятий по реализации Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России.

В 2008 году на 21 совещании КС «Евразия» проходившем в г. Сочи, по согласованию со своими авиационными администрациями, членами КС был подписан Договор о создании Консорциума МАС «Восток».

Информация об этой службе и основные принципы ее функционирования были включены  в такие документы, как Концепция гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников СНГ и ее обоснование (Утверждены решением Совета глав государств СНГ от 19.09.2003г) и Европейский аэронавигационный план ИКАО (Dос 7754, том 1 и 2, части V.III – ОПВД, редакция от 27.05.2005г.).

В системе ОПВД Европейского региона ASTER государства – участники Соглашения (за исключением Белоруссии) относятся к району ответственности, обслуживание которого возлагается на МАС «Восток». Белоруссия, как полноправный член Координационного Совета «Евразия», принимает участие в создании и обеспечении функционирования МАС «Восток» в качестве  государства – участника, руководствуясь положениями Европейского аэронавигационного плана ИКАО.

На 33 совещании КС «Евразия» проходившем в г. Сочи в 2015 году, членами КС был согласован проект межправительственного соглашения о создании международной аэронавигационной службы «Восток». Документ регламентирует функционирование и структуру службы.

Создание МАС «Восток» осуществлялось для решения вопросов Организации потоков воздушного движения в регионе, гармонизизации системы планирования государств, подписавших Соглашение, и обеспечения деятельности органов планирования на основе единой информационной базы аэронавигационной информации.

В условиях, характеризующихся введением различных ограничительных санкций, сопровождающихся снижением интенсивности полетов, закрытием ряда международных маршрутов полетов, используемых, в том числе, авиакомпаниями государств региона, подконтрольного аэронавигационным предприятиям членам КС «Евразия», казалось бы, что деятельность Совета должна становиться более актуальной и значимой.

Однако, в последние годы наблюдается снижение активности деятельности КС «Евразия», крайнее — 37-е совещание было проведено в сентябре 2019 года, а работы по созданию МАС «Восток» практически приостановлены.

Представляется, что на подобное положение дел, кроме ряда иных причин, также могли оказать влияние ковидные ограничения 2020-2021 годов, начало СВО в 2022 году, смена руководства ряда аэронавигационных предприятий Центрально-Азиатского региона и то, что работа специалистов данных предприятий в рамках Координационного Совета является дополнительной (факультативной) нагрузкой к их основной деятельности.

 

ПОДРОБНЕЕ, СМ. ЗДЕСЬ >>

    Подпишись на нашу рассылку и получай свежие статьи самым первым Нажимая кнопку «Подписаться» вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
    Открытие этого окна означает, что Ваше сообщение отправлено адресату. Спасибо.